Вторая мировая война истребитель харриер. Авиационное вооружение. Литература и источники информации

Штурмовой истребитель-бомбардировщик «Харриер» - самолет, который производится в Британии. Отличается он прекрасными характеристиками, возможностью вертикального взлета и посадки, а также конструкционными преобразованиями. Первый вылет на этом агрегате был совершен в далеком тысяча девятьсот шестидесятом году. На протяжении многих лет он используется в армиях США, Испании, Таиланда, Великобритании. постоянно совершенствуется, имеет несколько модификаций.

Серия GR-1: описание

Фактически «Харриер» - самолет, который впервые в истории авиации смог совершить вертикальный взлет и посадку. Первый опытный образец поднялся в воздух осенью 1960 г. Серийный выпуск начался через семь лет. В тысяча девятьсот шестьдесят девятом году была сформирована первая эскадрилья военно-воздушных сил Британии, состоящая из двадцати одной единицы рассматриваемого самолета.

Основное назначение летательного аппарата этой серии - поддержка сухопутных войск. Это обусловлено высокой маневренностью и возможностью действовать в различных климатических регионах. Диапазон высот, на которые ориентирован агрегат - от трех до четырнадцати тысяч километров. В конструкции применяются материалы из алюминиевых, титановых и магниевых сплавов. Кроме того, некоторые части корпуса и узлов изготовлены из композитных компонентов и высокопрочной стали.

Оснащение

Двигатель и сопутствующие агрегаты

Военные реактивные истребители США под маркой «Харриер GR-1» оборудуются турбинным реактивным силовым агрегатом Rolls Roys Bristol. Он крепится в четырех местах к шпангоутам центральной фюзеляжной части. Поворот сопел осуществляется посредством пневматического мотора. Изменение тормозного и взлетного показателя вектора тяги - это возможность изменения положения в полете не менее, чем на девяносто градусов.

Корректировка самолета в пространстве происходит следующим образом:

  • работающими четырьмя компрессорами, агрегирующими с воздухопроводом в носовой и хвостовой части;
  • тремя соплами, которые находятся в задней балке и служат управлением тоннажа;
  • парой выхлопных элементов, предназначенных для управления по каналу.

Система реактивного включения активируется при вертикальном взлете и посадке в режиме полета на малых скоростях (сопла мотора переводят режим двадцати и более градусов).

Характеристики

«Харриер» - самолет боевого назначения в первой серии имеет такие параметры:

  • год выпуска - 1969;
  • размах/площадь крыла - 7700/1868 метров;
  • длина/высота - 13,87, 3,43 метра;
  • вес - пять с половиной тонн;
  • предельная взлетная масса - 11, 34 т;
  • двигатель - Pegasus Mk-101 с тягой в 8160 кг/с;
  • скоростные показатели (крейсерское/максимальное значение) - 1185/1360 километров в час;
  • ресурс полета без дозаправки - 3700 км;
  • боевой радиус - тысяча двести километров;
  • состав экипажа - один пилот;

Истребитель-бомбардировщик Harrier оснащен пятью узлами подвески, на которых размещается штатное вооружение. К нему относится:

  • тридцатимиллиметровая пушка «Адэн»;
  • две управляемые ракеты AIM-9D;
  • аналогичные снаряды класса «воздух-земля»;
  • бомбовые кассеты, зажигательные аналоги, 450-килограммовые бомбы;
  • другой боекомплект, взаимозаменяемый с названными приспособлениями

Кроме того, летательный аппарат может оснащаться пусковыми установками Type, вооружением типа НУР или блоком с разведывательной системой.

Harrier GR-3: краткий обзор

Истребитель многоцелевого предназначения отличается от предшественника усовершенствованным мотором. Его взлетная тяга находится в пределах 9753 килограмм. Фюзеляж остался практически без изменений. Расход топлива для всех классов рассматриваемого самолета довольно большой, что характерно для аналогичных аппаратов с вертикальным взлетом.

В штатное оснащение реактивной машины входит система дозаправки в воздухе, дальномер лазерного типа, лобовые датчики. К особенностям истребителя относится следующее:

  • на вооружении - пара тридцати миллиметровых пушек «Адэн», расположенных под фюзеляжем;
  • возможность установки реактивных боеприпасов «Матра»;
  • прицельно-навесное оборудование Ферранти»;
  • оснащение радиостанциями с приемом различных волн.

В США морская пехота укомплектовывалась рассматриваемыми самолетами с тысяча девятьсот семидесятого года. Кроме того, этот аппарат освоили воздушные эскадрильи Великобритании и Германии. В серийном производстве машины пробыли около двух десятков лет.

ТТХ самолета GR-3

Рассмотрим тактико-технические параметры штурмового истребителя:

  • год принятия на вооружение - 1970;
  • высота/длина - 3, 45/13,87 метра;
  • крыло (размах/площадь) - 7,7 м/18,68 кв. м;
  • взлетный вес по максимуму - одиннадцать с половиной тонн;
  • внутреннее топливо (масса) - 2,29 тонны.

Боевой самолет «Харриер GR-3» способен разгоняться свыше одной тысячи трехсот километров в час, при практической дальности полета 3425 км. В экипаж по-прежнему входит один летчик, возможность боевого поражения составляет пятьсот двадцать километров.

Серия GR-5

В тысяча девятьсот восемьдесят девятом году пополнились истребителями «Харриер» пятой версии. Основным отличием от предыдущей модификации стала увеличенная боевая нагрузка и радиус действия. Самолет предназначен для ведения разведки по воздуху и непосредственной помощи сухопутным войскам. Вертикальный взлет и посадка осталась неизменной, как и общая структура машины.

Аппарат представляет собой моноплан свободнонесущего типа, который оснащен крыльями с высоким размещением, велосипедным шасси, однокилевой хвостовой отделкой. При создании данной модели активно использовались композиционные материалы. Крыло неразборного типа имеет утолщенный и устойчивый к критическим нагрузкам профиль. Увеличен размах крыла и его площадь. Эти элементы агрегируют со свисающими элеронами, которые отклоняются соответственно положению сопел.

Конструкционные изменения

Истребители США и Британии этой серии имеют усовершенствованную конструкцию крыла, которая увеличивает лобовое воздушное сопротивление и снижает максимальную скорость самолета. Однако этот недостаток компенсируется за счет изменения элементов, сопряженных с фюзеляжем и обустройства заборников воздуха.

Основные наружные части изготовлены из графитных, эпоксидных, алюминиевых сплавов. Защита под фюзеляжем и плоскость перед лобовым стеклом имеют титановую основу. Между стойками шасси предусмотрено место для монтажа специальной коробки, которая состоит из поперечного трансформирующегося щитка, продольных фиксированных гребней. Она служит в качестве отражателя выхлопных газов при взлете. Такое решение позволило увеличить подъемную силу почти на полтонны. Кабина самолета Hawker Siddeley Harrier рассчитана на одного пилота, имеет систему кондиционирования, высокое расположение кресла и обзорный прожектор.

Топливная и моторная система

Рассматриваемая модификация оснащена турбинным реактивным силовым агрегатом, который имеет опцию изменения направления тягового вектора. Статическая тяга по максимуму составляет 9870 кг/с. Функционирует четырехсекундный прерыватель работы двигателя в случае вертикальной посадке при повышенной температуре. Бортовая кислородная система, узел управления полетом и герметизация агрегируются с компрессором, работающим на сжатом воздухе.

Истребители США и Британии марки «Харриер» имеют топливный блок, который мало чем отличается от предшественника. За счет увеличения вместимости резервуаров, баки могут вмещать в себя до четырех тысяч литров каждый. Также на рассматриваемой модели предусмотрено дополнительное обеспечение горючим в воздухе и возможность монтажа добавочных емкостей подвесного типа.

Техническая сторона летательного аппарата GR-5

Истребитель оснащен парой подфюзеляжных пушек «Адэн» двадцатипятимиллиметрового калибра (боекомплект включает в себя двести зарядов). Остальное вооружение размещается на нескольких точках подвески. В комплект могут входить бомбы и ракет разного типа.

Характеристики:

  • пуск в эксплуатацию - тысяча девятьсот восемьдесят седьмой год;
  • параметры крыла - размах (9,25 м)/площадь (21,37 кв. м);
  • длина/высота - 14,1/3,5 метра;
  • вес порожнего самолета - 6,25 тонны;
  • боевой радиус - пятьсот метров;
  • предельная скорость - 1150 километров в час;
  • дальность практическая - 3 825 км.

Учебно-тренировочные самолеты этой марки имеют аналогичные характеристики, за исключением полного боевого комплекта.

Модификация GR-7

«Харриер-2» под индексом GR-7 является самой распространенной моделью, входящей в состав вооруженных сил великой Британии. Машина изготавливается совместно английской и американской компаниями.

Технические параметры самолета:

  • длина/высота - 14,53/3,55 метра;
  • размах/площадь крыла - 9,25 м/21,37 кв. м;
  • двигатели - Rolls-Royce-Pegasus Mk-105;
  • предельный вес при взлете - десять с половиной тонн;
  • практическое перемещение - 15 с четвертью километров;
  • состав экипажа - один летчик;
  • боевая дальность - 2,7 км;
  • запас горючего - почти девять тысяч литров.

Кроме того, самолет имеет на вооружении пару пушек «Адэн», девять узлов подвески для дополнительного боекомплекта и пусковые установки под управляемые ракеты.

«Харриер GR-9»

Эта модификация получила два основных отличия от предшественников. Усовершенствована программа комплексного вооружения, которая рассчитана на использование широкого спектра высокоточного оружия разного калибра. Кроме того, появился мощный двигатель от того же Rolls-Royce под номером Мк-107.

«Харриер» - самолет, который в последней модификации построен с учетом новейших систем вооружений и защиты ПВО, оснащен предельно информативной приборной панелью и системой оповещения о сближении с посадочной площадкой. Первый вылет на рассматриваемом аппарате был совершен в две тысячи первом году. Имеются разработки двухместных машин, оснащенных не таким мощным мотором с системой IWP.

Характеристики GR-9

Данный самолет имеет следующие параметры:

  • длина/высота - 14,3/5,5 м;
  • размах крыла - девять метров;
  • площадь крыла - двадцать один квадратный метр;
  • вес истребителя (максимальный) - четырнадцать тонн;
  • тяговое усилие - 10,75 т;
  • предельная скорость на максимальной высоте - 1198 км/ч;
  • боевая дальность - две тысячи семьсот километров.

Самолет оснащен стандартным для этого класса вооружением, а также бомбами с оптическим наведением и разведывательными комплексами типа ПУ НУР.

В заключение

Штурмовой истребитель «Харриер» по праву входит в категорию «лучшие военные самолеты мира». Он имеет вертикальный взлет и посадку, обладает большим запасом прямого перелета и имеет отличное вооружение. Если сравнивать его с отечественным аналогом «Як-38». То можно отметить, что британский аналог превосходит соперника по многим параметрам. Если учесть первые серии машин, то в некоторых аспектах «Як» выносливее и маневреннее. Усовершенствованные версии британского самолета практически не испытывают конкуренции среди равных по типу летательных аппаратов.

В пользу рассматриваемого самолета дополнительно свидетельствует интерес к нему самых развитых военно-воздушных сил в таких странах, как Германия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Многофункциональность, надежность, хорошее оснащение и высокая скорость - определяющие факторы успеха истребителя «Харриер».

    British Aerospace Sea Harrier - Sea Harrier Dos Sea Harrier FRS.Mk 1 aproximándose a la cubierta del USS Dwight D. Eisenhower (CVN 69). Tipo Cazabombardero V/STOL Fabrica … Wikipedia Español

    FA2 Назначение: истребитель бомбардировщик Принят на вооружение: 1980 год … Википедия

    British Aerospace Harrier II - Harrier II (GR.5, GR.7 y GR.9) Un Harrier GR.9 durante una patrulla de combate sobre Afganistán en diciembre de 2008. Tipo Cazabombardero V/STOL … Wikipedia Español

    British Aerospace - (BAe) war ein britischer Rüstungs und Luftfahrtkonzern mit Sitz in Farnborough. Inhaltsverzeichnis 1 Geschichte 2 Fusion 3 Produkte (Auswahl) 4 Webli … Deutsch Wikipedia

    British Aerospace 125 - BAe 125/Dominie Hawker 1000 A Dominie navigation trainer of the Royal Air Force Role Mid size … Wikipedia

    British Aerospace - Infobox Defunct Company company name = British Aerospace plc company fate = Merged with Marconi Electronic Systems foundation = 29 April, 1977 defunct = 30 November, 1999 subsid = Rover Group (1988 1994) location = Farnborough, England, UK… … Wikipedia

    British Aerospace industry - General statistics: According to the SBAC (Society of British Aerospace Companies) the UK aerospace industry is the largest in Europe and the second largest in the world . It encompasses many British… … Wikipedia

    British Aerospace 146 - BAe 146 / Avro RJ Buzz BAe 146 300 Role Airliner First flight … Wikipedia

    Эта статья о несуществующей ныне компании British Aerospace. О её преемнике см. BAE Systems. British Aerospace plc Тип публичная компания Год основания 1977 Упразднена … Википедия

    BAE Sea Harrier - Infobox Aircraft name= Sea Harrier caption= A Sea Harrier FA2 of 801 NAS in flight at the Royal International Air Tattoo. type= V/STOL attack aircraft national origin = United Kingdom manufacturers= Hawker Siddeley British Aerospace BAE Systems… … Wikipedia

Авиационное вооружение

Истребитель Sea Harrier

Прототип истребителя Harrier - экспериментальный самолет с индексом R1127 - был разработан группой под руководством Сидни Кэмма, в то время главного конструктора компании Hawker Siddeley. Основой проекта стал специально созданный компанией Bristol Aero-Engines реактивный двигатель с отклоняемым вектором тяги - В.Е.53.

Вертикальный взлет СВВП Р. 1127 осуществлялся за счет отклонения вектора тяги двигателя вниз с помощью четырех поворотных сопел; при переходе к горизонтальному полету они разворачивались в маршевое положение - вдоль оси самолета.

Первый вертикальный взлет R1127 состоялся 21 октября 1960 года, а в 1968 году в ВВС Великобритании (RAF) начали поступать уже серийные СВВП Harrier GR.1. Истребитель для вооружения авианосцев типа Invincible получил обозначение P.1184/Sea Harrier Fighter-Reconnaissance-Strike Mark 1 (FRS.1). Как следует из самого названия, самолет предполагалось создать многоцелевым, способным выступать в роли истребителя, несущего две ракеты Sidewinder на каждом внешнем крыльевом пилоне, разведчика и ударного самолета.

Для размещения на самолете РЛС форму его носовой части изменили. Кроме того, для экономии места на палубе или в ангаре авианосца предусматривалось откидывание носового конуса влево- благодаря этому длина самолета уменьшалась с 14,5 до 12,7 м.

Чтобы обеспечить пилоту лучший обзор во время посадки на палубу, кабину приподняли вверх на 280 мм, а фонарю придали каплевидную форму. Подъем кабины устранил также один из существенных недостатков GR.3 во время воздушного боя - плохой обзор для пилота назад и вбок. В качестве аэродинамической компенсации за поднятую кабину высоту киля пришлось увеличить на 100 мм.

Поскольку в кабине пришлось разместить новое оборудование, в том числе индикатор РЛС на приборной доске, то кабину летчика пришлось полностью перепроектировать. В ней было также установлено и новое катапультное кресло Martin-Baker Mk.1 ОН, класса 0-0, обеспечивающее раскрытие парашюта через 1,5 с после начала катапультирования - у прежнего кресла этот параметр составлял 2,5 с. Такое сокращение времени срабатывания повышало шансы на спасение пилота при аварии во время взлета или посадки на корабль.

Для уменьшения вредного воздействия соленой воды и влажного морского воздуха на планер и двигатель Pegasus 104 их конструкцию доработали - многие ответственные детали были сделаны из сплавов с повышенной коррозионной стойкостью.

В состав вооружения Р. 1184 ввели управляемые ракеты (УР) класса «воздух- воздух» AIM-9 Sidewinder, подвешиваемые на внешние крыльевые пилоны. Для борьбы с кораблями предусматривалась возможность установки двух противокорабельных ракет типа Sea Eagle или Harpoon. Остальное вооружение было аналогично применявшемуся на Harrier GR.3. Для его подвески служили один подфюзеляжный и четыре подкрыльевых пилона. Внешние подкрыльевые пилоны рассчитывались на нагрузку 455 кг, внутренние - на 910 кг.

На специальных креплениях под фюзеляжем могли устанавливаться контейнеры с двумя 30-мм пушками Aden с боезапасом 130 снарядов на ствол.

В мае 1975 года министерство обороны Великобритании заказало партию из 25 самолетов Sea Harrier (в их числе один учебный двухместный) для оснащения новых авианесущих кораблей.

20 августа 1978 года первый Sea Harrier FRS.1 (номер XZ 450), который пилотировал летчик-испытатель Джон Фэрли, поднялся в воздух с аэродрома в Дансфолде и совершил 25-минутный полет. До этого события - в мае 1978 года - флот заказал еще 10 дополнительных Sea Harrier.

Учитывая, что самолеты Harrier GR.3 уже длительное время находились в эксплуатации, а их узлы и агрегаты были хорошо отработаны, опытные экземпляры Sea Harrier было решено не строить. Самолет был сразу же запущен в серийное производство, а первые три серийные машины были выделены для проведения различных испытаний, в том числе и для отработки методики взлета с трамплина.

После завершения наземного этапа испытаний был проведен и морской. Но поскольку предназначавшийся для Sea Harrier авианосец Invincible еще не был достроен, то взлеты осуществлялись с десантного вертолетоносца Hermes - бывшего легкого авианосца, спущенного на воду в 1953 году и переоборудованного в вертолетоносец в 1971 году (в 1984 году корабль продали Индии, где после капитального ремонта он получил название Viraat).

Первый серийный Sea Harrier FRS.1 передали флоту в середине июня 1979 года. В конце того же года была сформирована эскадрилья № 800 для авианосца Invincible, а через несколько месяцев, в начале 1980 года, за ней последовала вторая эскадрилья № 801, предназначенная для авианосца lllastrious. Третья эскадрилья № 803 для Ark Royal была сформирована в 1982 году. В этом же году последовал заказ еще на 23 самолета.

Таким образом, всего было выпущено 57 Sea Harrier FRS.1 и три новых двухместных самолета T.4N. Несмотря на успехи, достигнутые СВВП Sea Harrier в Фолклендской войне 1982 года, специалисты Королевского флота понимали, что они в значительной степени обусловлены высокой выучкой пилотов и превосходными качествами всеракурсной головки самонаведения ракеты «воздух - воздух» AIM-9L Sidewinder.

Боевые действия продемонстрировали и недостатки Sea Harrier. Главный из них - самолет не мог достаточно долго оставаться в воздухе. К тому же двух ракет Sidewinder было явно недостаточно. И еще - радар Blue Fox оказался не слишком эффективен, в частности из-за невозможности выделять цель на фоне морской поверхности. Вывод - самолет нуждался в доработке.

Первая (промежуточная) стадия модернизации (Phase I Update) Sea Harrier начала осуществляться сразу же после завершения войны, в ходе ремонтов, и продолжалась с лета 1982 года по 1987 год. На самолеты были установлены новые подвесные топливные баки емкостью 854 л взамен старых емкостью 455 л, а также специальные пусковые балки, которые позволяли подвешивать по две ракеты Sidewinder на каждом внешнем пилоне, так что Sea Harrier стал нести четыре такие ракеты.

На этой же стадии модернизации на самолеты была смонтирована система управления соплами, известная как nozzle inching или nozzle nudging, которая позволяла пилоту Sea Harrier изменять положение сопел, пользуясь переключателем тормозного воздушного щитка, расположенного в верхней части рукоятки управления тягой. Это существенно облегчало манипуляции, которые приходилось осуществлять пилоту во время взлета и посадки. В связи со сложностью этих манипуляций бытовала шутка, что пилотам Sea Harrier для управления самолетом требуются три руки.

На модернизированном самолете была установлена более совершенная по сравнению с прежней система, облегчающая посадку в условиях плохой видимости, - Microwave Aircraft Digital Guidance Equipment (MADGE ). Кроме того, FRS.1 оснащался новой системой аварийного электроснабжения, а использовавшийся ранее электрический генератор, выдвигавшийся в аварийных ситуациях из фюзеляжа в набегающий поток воздуха, был убран.

Летно-технические характеристики самолета Sea Harrier FRS.l

Экипаж, чел. 1

Размах крыла, м.7,70

Длина самолета, м.14,50

Высота самолета, м.3,71

Площадь крыла,м2.18,68

Тяга двигателя Pegasus 11 Mk.104, кгс.9750

Масса пустого самолета, кг.6374

Масса топлива, кг.2295

Взлетная масса при вертикальном взлете, кг.8620

Взлетная масса при взлете с разбегом, кг.10 210

Максимальная взлетная масса, кг. 11 880

Максимальная скорость, км/ч. 1190

Практический потолок, м.15 300

Радиус действия при вертикальном взлете и посадке, км. 135

Радиус действия при взлете с разбегом 155 м и взлетной массе 9700 кг, км.795

Продолжительность патрулирования при вертикальном взлете, мин.24

Продолжительность патрулирования при взлете с разбегом 155 м, мин.72

Максимальная эксплуатационная перегрузка.+7,8/-4,2

Для исправления других недостатков Sea Harrier требовался значительно больший объем работ, поэтому в 1983 году была разработана программа второй стадии модернизации (Phase II Update). Контракт на ее проведение заключили с концерном BAe (British Aerospace) в 1985 году. Модернизированный Sea Harrier, который должен был стать эталоном также и для новых строящихся самолетов, получил обозначение Fighter Reconnaissance Strike Mark 2 (FRS.2).

В 1988 году ВАе закончил переоборудование двух Sea Harrier FRS.1 в опытные прототипы самолета FRS.2. Первый из них поднялся в воздух 19 сентября того же года, а палубные испытания провели в ноябре 1990 года. Летом 1993 года Sea Harrier FRS.2 начал поступать в строевые части для проведения эксплуатационных испытаний. Основным отличием новой модификации Sea Harrier от прежней стала более совершенная РЛС Blue Vixen разработки фирмы Ferranti. Станция Blue Vixen имела 11 режимов работы (у Blue Fox их было только четыре). В их числе режим обзора нижней полусферы; режим «сопровождение и обзор», позволяющий следить за выбранной целью при одновременном сканировании неба для обнаружения новых целей, и режим низкой мощности (LPI) - для обнаружения цели без срабатывания ее системы оповещения о радарном облучении (RWR).

Британский Sea Harrier FRS.2 стал первым европейским самолетом, вооруженным американскими ракетами AIM-120 Advanced Medium Range Air to Air Missiles (AMRAAM). Он мог нести две такие ракеты на внешних крыльевых пилонах и еще две на пилонах, установленных вместо пушечных контейнеров под фюзеляжем. В другом варианте боевой нагрузки Sea Harrier FRS.2 мог нести две AMRAAM и четыре Sidewinders. Модификация FRS.2 получилась на 350 мм длиннее, чем FRS.1, из-за увеличенного носового обтекателя нового радара. Незначительно возрос и размах крыла - за счет законцовок больших размеров.

Для компенсации аэродинамического сопротивления подвешенных ракет AMRAAM предполагалось увеличить площадь киля, однако это оказалось ненужным. Была перепроектирована также кабина летчика, чтобы разместить в ней многофункциональные дисплеи отображения информации, систему управления hands on throttle and stick (HOTAS), систему оповещения об облучении Marconi Sky Guardian RWR и навигационную систему GPS, антенна которой устанавливалась позади катапультного кресла. Самолет получил также новый двигатель - Pegasus 106.

Модернизации подверглось 33 самолета Sea Harrier FRS.1, которые после этого получили обозначение FRS.2. Последний FRS.1 ушел на модернизацию в 1995 году, а последний доработанный FRS.2 был передан флоту в 1997 году.

Восемнадцать новых заказанных FRS.2 были поставлены флоту в период с 1995 по 1998 год, последний самолет из этой партии был передан 24 декабря 1998 года как «рождественский подарок» Royal Navy. Кроме того, флот получил семь тренировочных Sea Harrier T.8, которые были переоборудованы из уже эксплуатировавшихся Royal Navy и RAF двухместных самолетов Sea Harrier.

Тренировочный Т.8 очень похож на модификацию T.4N, но имеет обновленное приборное оборудование кабины пилота, соответствующее Sea Harrier FRS.2. Модификация Т.8 не оснащалась РЛС Blue Vixen. Первый полет Sea Harrier Т.8 совершил в 1994 году, а начало поставок этих самолетов относится к 1995 году. С мая 1994 года обозначение для Sea Harrier FRS.2 было изменено и в настоящее время звучит как Sea Harrier FA.2, где «FA» расшифровывается как Fighter Attack. Литера «R» (reconnaiss-ance) из обозначения изъята, так как Sea Harrier никогда реально не использовался для выполнения разведывательных заданий, да и флот никогда не заказывал контейнер с разведывательным оборудованием для использования на Sea Harrier. Литера «S» (Strike) была заменена литерой «A» (Attack), очевидно, потому, что после окончания «холодной войны» задания по нанесению самолетами Sea Harrier тактических ядерных ударов стали уже неактуальными.

Ранее планировалось, что СВВП Sea Harrier будут служить, по крайней мере, до 2012 года, однако в начале 2002 года министерство обороны заявило, что этот срок будет ограничен 2006 годом. Предполагается, что их заменит адаптированный к морской службе Harrier второго поколения - Harrier II.

Летно-технические характеристики самолета Sea Harrier FRS.Mk 2

Двигатель .Rolls-Royce Pegasus Мк 106

Тяга, кгс.9770

Размах крыла, м.7,70

Длина, м.14,50

Высота, м.3,71

Площадь крыла, м2.18,68

Масса пустого, кг.6374

Максимальная взлетная масса, кг. 11 884

Максимальная скорость у земли, км/ч. 1185

Практический потолок, м.15 545

Радиус действия, км.750

Вооружение.2 х 30-мм пушки Aden 4хУР AIM-120, бомбы, НУР, ПКР Sea Eagle

При взлете с палубы.2270

При взлете с аэродрома.3630

Противолодочный вертолет Sea King

В декабре 1957 года ВМС США заключили с фирмой Sikorsky Aircraft контракт на разработку палубного вертолета с газотурбинной силовой установкой, который должен был заменить на палубах американских кораблей вертолеты с поршневыми двигателями S-58, использовавшиеся как противолодочные под обозначением HSS-1 Seabat и как универсальные под обозначением HUS-1 Seahorse.

Разработка нового транспортного вертолета-амфибии заняла чуть больше года. Машине присвоили фирменное обозначение S-61. Ее чрезвычайно удачная компоновочная схема сразу понравилась заказчикам. Двигатели T58-GE-6 мощностью 1050 л.с. убрали из носовой части фюзеляжа, установив их поверх грузовой кабины с габаритами 7,6 х 1,98 х 1,32 м, при этом пилоты получили идеальный обзор вперед и вниз, а фюзеляж вертолета самолетного типа полностью освободился для размещения оборудования и вооружения.

Нижняя часть фюзеляжа была выполнена в виде лодки с реданом и скулами в носовой части, что исключало набрызгивание воды на стекла кабины при рулении вертолета по воде. Для увеличения скорости полета шасси убирались в обтекаемые цельнометаллические поплавки, которые придавали машине остойчивость при движении по воде.

Первый экземпляр вертолета S-61 с заводским номером 147137 построили в начале 1959 года. Начались испытания вертолета на привязи, продлившиеся 450 часов, и стендовые испытания двигателей в течение 5000 часов. Помимо этого, проводились испытания на специальных стендах несущего и рулевого винтов. 11 марта 1959 года S-61 осуществил первый свободный полет. При взлетной массе 7250 кг вертолет легко совершал вертикальный взлет как в штиль, так и при ветре, имеющем скорость 45 - 50 км/час.

Во время летных испытаний имитировался отказ одного, а затем и обоих двигателей. При выключении одного двигателя в горизонтальном полете с помощью регулятора оборотов автоматически устанавливался требуемый режим работы второго двигателя, при котором сохранялись заданные частота вращения и крутящий момент на валу несущего винта. При выключении обоих двигателей вертолет снижался на режиме авторотации и совершал посадку с пробегом не более 15 м. Во время испытаний производились также посадки на воду как с работающими, так и с выключенными двигателями.

За все время проведения летных испытаний вертолета было совершено свыше 1000 полетов на различных режимах общей продолжительностью 1100 часов. Максимальная дальность полета составляла 868,9 км, практический потолок - 4480 м. Вертолет мог свободно висеть в воздухе на высоте 2591 м. Стабилизацию вертолета в полете и на режиме ви-сения обеспечивала система автоматического управления. Для подвески самонаводящихся торпед и глубинных бомб были предусмотрены два замка на подкосах крепления поплавков. На первых серийных вертолетах сначала устанавливались двигатели T58-GE-6, а затем T58-GE-8 мощностью 1250 л.с.

Летные характеристики машины оказались более чем достаточными для принятия ее на вооружение, и в 1961 году вертолет запустили в серию под военным обозначением HSS-2.

В 1959 году британская фирма Westland приобрела лицензию на производство и совершенствование вертолета S-61. По заказу Королевских ВМС она разработала на его базе собственный противолодочный вертолет, получивший название Sea King (в переводе с англ. - «морской король»). Его первая модификация HAS.Mk.1 отличалась от американского прототипа только силовой установкой и оборудованием. Westland развернула широкомасштабное производство машин не только для своих ВМС, но и для вооруженных сил других стран.

Современный британский противолодочный вертолет HAS.Mk.6 оборудован опускаемой гидроакустической станцией «2069» с акустическим сигнальным процессором AQS-902G-DS, который может осуществлять поиск подводных лодок на глубинах до 213 м. Кроме того, в правом поплавке геликоптера установлен выпускающийся на тросе магнитный детектор AN/ASQ-504(V). Сверху на хвостовой балке вертолета закреплен цилиндрический обтекатель РЛС Мк.6 для поиска надводных целей.

В состав оборудования HAS.Mk.6 входит терминал IDS-2000 системы тактической информационной корабельной системы JTIDS, что позволяет в реальном масштабе времени обмениваться информацией с кораблем базирования и принимать совместные решения об уничтожении тех или иных целей.

Пилотажно-навигационная система вертолета состоит из аппаратуры автоматического управления Мк.31, радиовысотомера AN/APN-171, доплеровской РЛС Мк.71 и аэрометрических приборов.

В грузовой кабине поисково-спасательного варианта вертолета можно разместить до 22 человек или девять носилок с ранеными и двумя санитарами. Вертолеты оборудованы гидравлическими лебедками, рассчитанными на нагрузку 272,4 кгс, и поисковыми РЛС ARI5955 или RDR-1500B.

В 1995 году фирма Agusta-Westland провела модернизацию оборудования вертолета, после чего в его состав добавились спутниковая навигационная система стандарта GPS - STR2000, новая навигационная система RNAV-2 и доплеровская РЛС Мк.91. С 2004 года на британских поисково-спасательных вертолетах устанавливается поисковая инфракрасная система SKMSS, которая позволяет повысить эффективность работы экипажа ночью и в плохих метеоусловиях.

4 мая 1982 года в районе Фолклендских островов прямым попаданием противокорабельной ракеты Exocet был потоплен британский эсминец УРО Sheffild. Практически сразу после этого англичане приняли решение о создании на базе Sea King вертолета радиолокационного дозора. Работы по модернизации двух первых Sea King Mk.2 начались в июне 1982 года. На вертолет установили обзорную радиолокационную станцию Searchwater Мк.1 массой 545 кг от базовых патрульных самолетов Nimrod Mk.2, смонтировав при этом громоздкую антенну станции на поворотном кронштейне с левого борта машины. Новому вертолету присвоили обозначение Sea King AEW Mk.2. Испытания машин показали, что на высоте 3000 м дальность обнаружения воздушных целей составляет 230 км. Первые три Sea King AEW Mk.2 поступили на авианосец Illustrious в 1985 году.

В 2000 году РЛС и бортовое оборудование вертолетов было решено модернизировать. Обновленный вертолет получил обозначение Sea King AEW Mk.7. На него установили РЛС Searchwater 2000, аналогичную станции с самолета Nimrod MR4A, новый доплеровский радар и систему спутниковой навигации.

Следующий этап совершенствования вертолета наступил в 2002 году. Его цель - сближение параметров оборудования вертолета и палубных самолетов ДЛРО типа Е-2С Hawkeye. После его окончания, в 2006 году 13 вертолетов радиолокационного дозора ВМС Великобритании стали вертолетами радиолокационного обнаружения и управления.

Вертолеты AEW.7 модернизировались за счет дальнейшего совершенствования РЛС и установки системы управления Cerberus. При этом обозначение вертолетов изменили на ASaC Mk.7. Импульсно-доплеровская РЛС Search-water 2000 получила улучшенную систему цифровой обработки сигналов и интерфейс для передачи данных системы JTIDS 16. В состав оборудования включаются новый запросчик-от-ветчик «свой - чужой» и система радиосвязи HaveQuick II.

Вертолет Sea King был создан более чем 46 лет назад, однако он по-прежнему отвечает современным требованиям флотов разных стран и еще долгое время будет находиться на их вооружении. Что же касается ВМС Великобритании, то там он постепенно заменяется вертолетом Merlin.

* * *

Вертолет Sea King имеет цельнометаллический фюзеляж, конструкция которого выполнена в основном из алюминиевых сплавов, а наиболее нагруженные силовые элементы изготовлены из стали и титана. Для уменьшения массы конструкции несиловые элементы конструкции (двери и обтекатели) отформованы из стеклотекстолита.

Нижняя часть фюзеляжа скомпонована в виде лодки с реданом и скулами в носовой части, которые уменьшают брызгообразование при движении на воде. Днище лодки имеет небольшую килеватость - для повышения поперечной устойчивости вертолета при рулении на воде.

Шасси вертолета трехстоечное с хвостовым колесом. Главные стойки шасси со сдвоенными колесами закреплены на поплавках. Внутри последних предусмотрены специальные ниши, в которые убираются стойки шасси. Самоориентирующееся неубирающееся хвостовое колесо установлено снизу на редане днища.

Хвостовая часть фюзеляжа плавно переходит в отогнутую вверх концевую балку. Справа на концевой балке установлен стабилизатор с рулем высоты.

В носовой части фюзеляжа размещается двухместная кабина экипажа с расположенными рядом сиденьями летчиков. В промежутке между сиденьями находится щиток управления силовой установкой, автоматической системой повышения устойчивости, а также радио- и навигационным оборудованием.

Перед летчиками смонтированы приборные панели с пилотажными приборами. Приборы для контроля работы двигателей установлены на центральной панели.

Следующий отсек - это кабина операторов с большим индикатором гидроакустической станции в переднеей ее части и лебедкой для подъема и спуска гидролокатора через округлый люк в днище фюзеляжа в ее центре.

На правом борту вертолета располагается большая грузовая дверь размерами 1,6 х 1,7 м с аварийным люком. Над дверью на кронштейне установлена лебедка для подъема на борт грузов в режиме висения. Вертолет может быть снабжен устройством для перевозки под фюзеляжем на внешней подвеске грузов массой до 3692 кг.

Британский вертолет HAS Mk.6 оснащен двигателями Н1400-2 мощностью 1660 л.с, установленными поверх фюзеляжа перед главным редуктором. Воздухозаборники несколько приподняты над фюзеляжем; выхлопные газы отводятся вниз через сопла с обеих сторон его верхней части.

Выходные валы ТВД соединены с главным редуктором, имеющим передаточное отношение 30:1. Особенностью конструкции трансмиссии является возможность запуска на земле одного двигателя для привода агрегатов гидравлической и электрической систем, что позволило отказаться от вспомогательной силовой установки. Раскрутка несущего винта производится только после запуска второго двигателя.

Летно-технические характеристики вертолета Sea King HAS Mk.6

Длина фюзеляжа, м. 16,69

Ширина фюзеляжа, м.4,8

Диаметр несущего винта, м. 18,9

Частота вращения несущего винта, об/мин.200

Ометаемая площадь несущего винта, м2.280

Длина вертолета с вращающимися винтами, м.22,1

Высота, м.5,13

База шасси, м.7,1

Масса пустого, кг.6202

Максимальная взлетная масса, кг.9707

Максимальная скорость полета, км/ч.232

Дальность полета, км. 1230

Статический потолок (без учета влияния земли), м.2440

Скороподъемность, м/с. 10,3

В системе управления двигателями отсутствует обычная для вертолетов вращающаяся рукоятка управления дросселем на рычаге общего шага. Вместо нее имеется регулятор частоты вращения несущего винта, управляемый с помощью рычагов, расположенных сверху, перед сиденьями летчиков.

Пятилопастный несущий винт вертолета с шарнирным креплением лопастей наклонен вперед под углом 3,5 градуса. Втулка несущего винта выполнена из стали и имеет совмещенные горизонтальные и вертикальные шарниры. Кроме того, втулка снабжена специальной гидравлической системой для складывания лопастей несущего винта на стоянке, управляемой с помощью кнопки.

Цельнометаллические лопасти несущего винта - прямоугольной формы в плане. Лопасти имеют D-образный прессованный лонжерон из алюминиевого сплава и приклеенные к нему хвостовые секции с сотовым заполнителем. Для определения наличия усталостных трещин в лонжероне его герметичная полость заполнена сжатым воздухом, а с комлевой стороны лонжерона установлен датчик, сигнализирующий об изменении давления. При наличии усталостной трещины давление в лонжероне падает, что отмечается показанием датчика.

Рулевой винт с пятью лопастями установлен на пилоне, вынесенном слева на верхней части концевой балки, конец которой вместе с рулевым винтом может складываться, поворачиваясь на шарнирах вбок и устанавливаясь вдоль хвостовой части фюзеляжа.

На вертолете используется централизованная система смазки деталей несущего и рулевого винтов, а втулки винтов оснащены самосмазывающимися подшипниками из тефлона.

Топливо находится в двух отдельных группах протектированных топливных баков общей вместимостью 2600 л, которые расположены под полом кабины.


British Aerospace

На этапе концептуальной проработки у командования ВМС ещё не было окончательного решения относительно того, какой именно тип летательного аппарата заменит AV-8A, крылатый или винтокрылый, поэтому в конкурсе приняла участие вертолётостроительная компания Sikorsky (как филиал корпорации United Aircraft) с проектом разведывательно-ударного конвертоплана . Руководство ходом работ, компьютерное моделирование тактической обстановки воздушного боя и испытания различных подсистем, узлов и агрегатов для перспективного летательного аппарата возлагались на казённые исследовательские учреждения в структуре ВМС США и НАСА :

  • Шасси , взлётно-посадочная и ангарная инфраструктура кораблей-носителей - Исследовательский центр кораблестроения, Кардерок , Мэриленд ;
  • Стрелково-пушечное вооружение, ракетное вооружение, подсистема управления вооружением класса «воздух-воздух» - Исследовательский центр вооружений флота, Чайна-Лейк , Калифорния ;
  • Подсистема управления вооружением класса «воздух-поверхность» - Центральная военно-морская лаборатория, Вашингтон, округ Колумбия ; Научно-исследовательский центр авиации флота, Уорминстер , Пенсильвания ;

Опытно-конструкторские работы

Специально для применения в производстве фюзеляжей и крыльев «Супер-Харриера» разрабатывались высокопрочные конструкции сэндвичевого типа на основе лёгкого титанового сплава, устойчивого к коррозии и температурным перепадам, турбовентиляторная двигательная установка большого диаметра и малой длины с изменяемой геометрией элементов (турбин и сопел) и низким уровнем шума, новые средства аварийного покидания кабины - катапультируемое кресло минимального размера и массы c герметично упакованной парашютной системой. Инновацией в авионике, которая так же разрабатывалась по заказу ВМС специально для установки на разрабатываемом перспективном летательном аппарате, была безаналоговая на тот момент система отображения информации на лобовом стекле (до того, на лобовом стекле отображались только знаки целеуказания прицельно-навигационных комплексов, на стекле «Супер-Харриера» предполагалось отображать помимо целеуказания весь спектр необходимой информации управления полётом для принятия лётчиком того или иного решения на осуществление манёвра и его граничных параметров), а также цифровые голографические дисплеи и светодиодные индикаторы на приборной доске . Системы управления вооружением разрабатывалась компаниями Hughes Aircraft в Калвер-Сити , Калифорния , и Westinghouse Electric Systems Division в Балтиморе , Мэриленд , одновременно для «Супер-Харриера» и перспективного истребителя «Томкэт ».

Проект AV-16

McDonnell Douglas AV-16 связывали старые партнёрские отношения и договорные обязательства с Hawker Siddeley, две компании совместно работали над рядом американо-британских авиакосмических проектов. По сути дела, в вопросе разработки «Супер-Харриера» McDonnell Douglas выступала как местный представитель интересов Hawker Siddeley в Соединённых Штатах и наоборот, Hawker Siddeley выступала представителем McDonnell Douglas в Великобритании и странах Британского Содружества в вопросе регламентного обслуживания, работ по продлению срока эксплуатации и модификации «Фантомов » под требования национальных вооружённых сил. Лицензионное соглашение на модификацию «Харриера» исходной модели под требования национальных заказчиков - видов вооружённых сил и производство модифицированных самолётов на американских авиазаводах, было заключено между McDonnell Douglas и Hawker Siddeley на перспективу 22 декабря 1969 года, ещё до начала конкурса подачи заявок на «Супер-Харриер».

Среди дюжины других перспективных оригинальных проектов, проект McDonnell Douglas, получивший индекс AV-16 , не отличался особой оригинальностью, поскольку реализовал идею создания лицензионной модификации Harrier - улучшенного л. а. с использованием существующего фюзеляжа и хвостовой части, но с увеличенным крылом и с более мощным двигателем (после 1977 года Hawker Siddeley была национализирована правительством Джеймса Каллагана и партнёром McDonnell Douglas с британской стороны стала British Aerospace). Эта программа, принятая к дальнейшей проработке, в итоге была свёрнута после того, как расходы по ней превысили 1 млрд долларов.

Проект AV-8B

Несмотря на это McDonnell Douglas не сдаётся и предпринимает новую попытку улучшению самолёта без изменения двигателя. Чтобы увеличить бомбовую нагрузку и дальность полёта, новому самолёту дали большее крыло с вместительными баками и большим числом точек подвеса. Однако отказ от замены двигателя (и его мощности) приводил к требованию, чтобы общий вес нового самолёта оставался равным весу базовой модели AV-8A. Чтобы достичь этого, инженеры McDonnell Douglas решают выполнить фюзеляж и крылья из лёгких материалов, а также улучшить лётные свойства самолёта. В результате большее крыло было выполнено из графитовых композиционных материалов (легче алюминия и по некоторым характеристикам прочнее стали). Также были увеличены и усовершенствованы воздухозаборники, на крылья установили большие закрылки, а к пушечному контейнеру снизу фюзеляжа для улучшения лётных качеств во время взлёта и посадки добавили гребень.

Макеты нового самолёта были показаны в августе 1975 года. Вначале для испытания необходимые улучшения получили два самолёта AV-8A. Первый полёт этих прототипов состоялся в конце 1978 года. Испытания прошли настолько успешно, что была начата программа по улучшению всего американского парка AV-8A. Улучшенные самолёты получили обозначение AV-8C.

В начале 1980-х было испытано четыре самолёта, построенных с нуля. В 1981 году компания British Aerospace заключила соглашение с McDonnell Douglas. По этому соглашению British Aerospace принимала участие в программе в качестве субподрядчика, что означало возвращение британского правительства в программу Harrier. Производство было начато в 1983 году, McDonnell Douglas строила 60 процентов самолётов, а British Aerospace - оставшиеся 40. AV-8B поступил на вооружение морской пехоты США в конце 1983 года, британская версия (GR.5) была принята на вооружение ВВС Великобритании несколько позже.

На базе самолётов морской пехоты было проведено несколько модификаций. В конце 80-х был создан вариант для ночных операций (AV-8B Night Attack) - в носу была размещена ИК-система переднего обзора, используемая совместно с очками ночного видения. Всего в период 1989-1993 гг. было построено 72 самолёта в модификации AV-8B Night Attack. В июне 1987 года British Aerospace и McDonnell Douglas решают создать модификацию Harrier II с радаром. Для этого в нос самолёта AV-8B Night Attack установили импульсно-доплеровскую РЛС AN/APG-65 (похожа на используемую в McDonnell Douglas F/A-18 Hornet). Эта модификация позволила самолёту вести воздушный бой и улучшила его характеристики по нанесению наземных ударов. Морская пехота заказала 31 самолёт новой модификации (Plus), её поставки были начаты в июле 1993 года. Ещё 72 самолёта были модифицированы в 1997 году. К 1997 году в морской пехоте стояли на вооружении только модификации Plus и Night Attack.

Видео по теме

Модификации

  • YAV-8B - прототип, 2 экземпляра.
  • AV-8B Harrier II - базовая модификация.
  • AV-8B Harrier II Night Attack - модернизированный вариант с ИК-системой переднего обзора и новым двигателем Pegasus 11.
  • AV-8B Harrier II Plus - модернизированный вариант Night Attack с новым радаром.
  • TAV-8B Harrier II - двухместный учебный вариант.
  • EAV-8B Matador II - обозначение в ВМС Испании.
  • EAV-8B Matador II Plus - обозначение в ВМС Испании.

Боевое применение

Применялся американской стороной во время войны в Афганистане. Ночью 14 сентября 2012 года около 15 талибов одетых в американскую форму совершили атаку на стоянку американских самолётов в Кэмп Бастион. В результате атаки было уничтожено восемь «Харриеров» и один C-130 , не считая множества зданий и ангаров .

Тактико-технические характеристики

Приведенные характеристики соответствуют модификации AV-8B . Источник данных: DEPARTMENT OF THE NAVY -- NAVAL HISTORICAL CENTER

Технические характеристики

  • Экипаж : 1 (пилот)
  • Длина : 14,12 м
  • Размах крыла : 9,245 м
  • Высота : 3,551 м
  • Площадь крыла: 21,37 м²
  • Стреловидность по линии 1/4 хорд : 30,62°
  • Коэффициент удлинения крыла : 4,0
  • База шасси : 3,481 м (между основными стойками)
  • Колея шасси : 5,182 м (между боковыми стойками)
  • Масса пустого: 5 822 кг
  • Масса снаряжённого: 6 097 кг (без боевой нагрузки)
  • Максимальная взлётная масса : 14 060 кг
    • при вертикальном взлёте: 8618 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 3 590 кг
  • Объём топливных баков : 4 319 л (+ 4 × 1 136 л ПТБ)
  • Силовая установка: 1 × ТРДД Rolls-Royce F402-RR-406
  • Тяга : 1 × 95,86 кН
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 1 063 км/ч

Британский палубный истребитель-бомбардировщик вертикального взлета и посадки British Aerospace «Sea Harrier» создан на основе самолета «Harrier» сухопутного базирования. Состоял на вооружении Королевских ВМС Великобритании в 1980-2006 годах.
В целях повышения боевого потенциала самолета «Sea Harrier» специалисты «British Aerospace» внесли ряд изменений в конструкцию машины - в результате появился Sea Harrier FA Mk.2, один из лучших истребителей корабельного базирования.


В январе 1985 года фирма «British Aerospace» получила контракт на модернизацию Sea Harrier, в рамках которого намечалось переоборудовать два самолета Sea Harrier FRS Mk.1 по стандарту FRS Mk.2 (затем FA Mk.2). Изначально в 1984 году было объявлено, что Министерство обороны намерено выдать 200 млн. фунтов стерлингов компаниям «ВАе» и «Ferranti» на модернизацию всего парка Sea Harrier, но уже в 1985 году количество модернизируемых машин было сокращено до 30.

Самолет FA Mk.2 внешне отличается от FRS Mk.1 менее заостренным носовым обтекателем антенны, более длинной задней частью фюзеляжа, переделанными антеннами и внешними подвесками и увеличенными предкрылками.
Модернизация предусматривала установку импульсно-доплеровской РЛС Blue Vixen, объединенной системы распределения тактической информации, усовершенствованной системы предупреждения о радиолокационном облучении и обеспечение возможности применения УР AIM-120 AMRAAM. Вначале «ВАе» предлагала также обеспечить возможность подвески УР Sidewinder на законцовках крыла, но затем это и ряд других усовершенствований были исключены из проекта, но аэродинамический гребень и увеличенные предкрылки оставили.
Первый из переоборудованных самолетов (ZA195) поднялся в воздух 19 сентября 1988 года, а 8 марта 1989 года за ним последовала вторая машина (XZ439). На самолете оборудовали дополнительный отсек для БРЭО и перепроектировали носовую часть - из-за установки РЛС Blue Vixen носовой обтекатель стал менее заостренным, но в целом новый FА Mk.2 оказался на 0,61 м короче предшественника - за счет того, что убрали носовую штангу ПВД.

Размах крыла остался прежним, но подкрыльевые узлы подвески переделали - на модернизированной машине можно было теперь подвешивать пару 864-литровых ПТБ, а также по одной УР Hughes AIM-120 AMRAAM (или ВАе ALARM) на внешних пилонах. Всего на самолет были установлены пять систем подвески вооружения, реализованных на основе многоцелевых авиационных пусковых установок LAU-106A и LAU-7. При выполнении ударных миссий самолет может нести ПКР Sea Eagle (дальность - более 50 миль, скорость – 0,3 км в секунду) и противорадарными ракетами ALARM.


Электронное оборудование включает систему оповещения о РЛ облучении Sky Guardian 200 от Marconi Electronic Systems, системой постановки помех - AN/ALE-40 , систему коммуникации- AD120 VHF Marconi Electronic Systems и AN/ARC-164, систему опознавания «свой-чужой»AN/APX-100 MK12 или PTR 446 IFF, систему тактической авианавигации AD 2770 Tacan Marconi Electronic Systems и MADGE Microwave Airborne Digital Guidance Equipment от Thomson Thorn. Для наблюдения используется камера F.95 установленная в носовой части.

В состав приборного оборудования кабины FA Mk.2 включили новые многофункциональные дисплеи на электронно-лучевых трубках, а органы управления самолетом скомпонованы по принципу HOTAS, что позволяет пилотировать самолет, не снимая рук с ручки управления и РУД. FA Mk.2 получил более мощные двигатели Pegasus Mk 106 - так называемый, «оморяченный» вариант двигателя Mk 105, установленного на AV-8B, без применения магния в его конструкции.
7 декабря 1988 года был выдан контракт на переоборудование 31 самолета FRS Mk.1 по стандарту Мк.2, а 6 марта 1990 года был выдан контракт на постройку 10 новых FA Mk.2.
В январе 1994 года был подписан новый контракт на 18 новых FA Mk 2 и переоборудование еще пяти FRS Mk.1. Переоборудование самолетов выполнялось в Дансфолде и Броу - окончательная сборка модернизированных машин выполнялась в Дансфолде.

Морские испытания модернизированного истребителя проводились на борту авианосца «Арк Ройял» в ноябре 1990 года и подтвердили все расчетные данные и возможность безопасного взлета с носового трамплина с углом схода 12 градусов. В испытаниях участвовали два предсерийных самолета, но РЛС имелась только на одном из них.
Для более эффективной подготовки летчиков был создан двухместный вариант T Mk 8N - в 1996 году четыре такие машины поступили на смену Harrier T Mk 4N. Машина имела почти полный набор БРЭО варианта FA Mk.2, за исключением РЛС.
Основной управляемой ракетой класса «воздух-воздух» для Sea Harrier FA Mk.2 стала the Hughes AIM-120, а новая РЛС Blue Vixen (модель «А») проходила испытания на самолетах ВАС 1 - 11 и ВАе 125 до августа 1988 года.


Еще один ВАе 125 был оборудован полным комплектом приборного оборудования самолета FA Mk.2 - устанавливался на правом месте, а в 1989 году на нем установили для испытаний РЛС Blue Vixen (модель «В»). В ходе испытаний УР AIM-120 были выполнены 10 пусков, в качестве целей использовались беспилотные мишени MQM-107 и QF-106. Испытания едва не были сорваны, когда 5 января 1994 года во время аварии был потерян один из двух оснащенных новой РЛС самолетов.
В июне 1993 года в Боскомб-Дауне сформировали первое, опытное, подразделение, а на базе 899-й эскадрильи авиации ВМС создали группу для проведения оценочных испытаний Sea Harrier FA Mk.2 - четыре ее самолета совершили поход на борту авианосца «Инвинсибл» в 1994 году. В январе 1995 года 801-я эскадрилья ушла на авианосце «Илластриес» на первую полноценную боевую службу. Самолеты поступили также в 800-ю эскадрилью, принявшую затем участие в операции против Югославии.
В целом было признано, что самолет хорошо зарекомендовал себя во время операций «Deny Flight» и «Allied Force», но одна машина была потеряна от огня с земли 16 апреля 1994 года. Пилот спасся.

Летно-технические характеристики Sea Harrier FA Mk.2:
Экипаж: 1 (пилот);
Длина, м: 14,17;
Размах крыла, м: 7,7;
Высота, м: 3,71;
Площадь крыла, м2: 18,68;
Масса пустого, кг: 6097;
Масса снаряженного, кг: 6374 (без боевой нагрузки);
Нормальная взлетная масса, кг: при вертикальном взлете – 8620, при взлете с разбегом – 10210;
Максимальная взлетная масса, кг: 11880;
Масса топлива во внутренних баках, кг: 2295 (+ 2404 кг в ПТБ);
Силовая установка: 1 х ТРДД Rolls-Royce Pegasus Mk.104;
Тяга, кН: 1 х 95,6 (9750 кгс);
Максимальная скорость, км/ч: 1190;
Боевой радиус, км: при вертикальном взлете – 135, при взлете с разбегом - 795 (при взлетной массе 9700 кг);
Продолжительность патрулирования, мин: при вертикальном взлете – 24, при взлете с разбегом – 94;
Практический потолок, м: 15300;
Вооружение: 2 х 30-мм пушки ADEN с 130 пат. на ствол (съемные)
Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух» - AIM-9, AIM-120 (FRS.2), R550 Magic (FRS.51); ракеты «воздух-поверхность» - ALARM, AS.37 Martel, Sea Eagle; ракеты - 4 х 18 х 68-мм неуправляемые ракеты SNEB