Газеты 1920. Совершенно обалденный каталог. "Когда я буду большим, я тоже буду большевиком"

Установление в России большевистской власти предопределило утверждение в стране однопартийной системы. Важнейшим идеологическим и организационным ее институтом стала советская журналистики, унаследовавшая основные принципы, функции и традиции большевистской печати. В 20-е гг. пресса формировалась как многонациональная дифференцированная система средств информации, создаваемая по единой унифицированной идейно-организационной схеме. Выполняя идеологический и социальный заказ РКП(б), она принимала деятельное участие в строительстве Советского государства, в утверждении авторитарных принципов его руководства.

В первое советское десятилетие журналистика прошла несколько отличающихся друг от друга этапов. В Октябрьскую революцию журналистика России вступила как многопартийная система (ноябрь 1917 - июль 1918). В октябрьские дни продолжали издание все буржуазные партии. Выходили все газеты и журналы социалистических партий - 52 меньшевистских, 31 эсеровских, 6 анархических. Помимо “Правды” и “Известий” 10 ноября вышел первый официальный правительственный орган “Газета Временного рабочего и крестьянского правительства”. Следующим такого рода изданием явилась газета “Армия и флот рабочей и крестьянской России”.

Реакция всей буржуазной, мелкобуржуазной, меньшевистской печати была недоброжелательной. На следующий же день после переворота революционный комитет закрыл 10 наиболее крупных буржуазных газет - “Речь”, “Русское слово”, “Русская воля”, “Новое время”, “Биржевые ведомости”, “Копейка” и др.

Полиграфическая база “Русской воли” была передана большевистской “Правде”, типография которой за день до восстания была разгромлена юнкерами. Для газет “Солдатская правда” и “Деревенская беднота” использовали типографии газет “Речь” и “День”. Издание “Известий” было организовано в типографии “Копейки”.

10 ноября 1917 - Декрет о печати. Нарушение идеи свободы печати. За недовольством общества последовали репрессивные меры. Январь 1918 г. - Декрет “О революционном трибунале печати”. Борясь против оппозиционной журналистики, РКП(б) принимала одновременно меры к созданию и укреплению прессы советского государства. В середине декабря 1917 утвержден новый состав редколлегии “Правды”: Бухарин, Сокольников, Сталин. С 10 марта 1918 прекращает выпуск “Газеты Временного рабочего и крестьянского правительства”. “Известия” - центральный орган ВЦИКа и его исполнительного органа Совнаркома. Редактор “Известий” - Ю.Стеклов.

В первой половине 1918 появляется ряд центральных газет: “Беднота” (для деревенского читателя и красноармейцев), “Известия Народного Комиссариата по военным делам”, “Известия Народного Комиссариата здравоохранения”, “Вечерняя красная газета” и др. газеты для различных категорий читателей.


В конце 1917 интенсивно развивается местная печать. В начале 1918 выходило 84 газеты, 753 журнала, издаваемых комитетами РКП и органами государственной власти на местах. Все новые издания появляются в национальных районах страны (более чем на 20 языках народов России). Общее число изданий достигло почти 2000, а разовый тираж - 2 миллиона экземпляров.

Складывается система издательств: кроме издательств “Прибой” (Пг) и “Волна” (Москва), созданных еще до революции, в ноябре - декабре 1917 начали функционировать издательские отделы ВЦИК, Московского и Петроградского Советов, Народного Комиссариата по делам национальностей. Январь 1918: Декрет “О Государственном издательстве”, перед которым ставились две основные задачи: выпуск дешевого народного издания русских классиков и массовое издание учебников.

Заметную роль в распространении политической информации играло радио. По радиотелеграфу передавались декреты, правительственные сообщения, которые публиковали все большевистские газеты в крупных городах и районах. С февраля по июль 1918 были установлены 103 новые радиотелеграфные станции.

В начале 1918 появились и новые меньшевистские, эсеровские, анархистские издания, так как в первые месяцы Советской власти в правительство входили представители различных социалистических партий. Но не все их газеты занимали лояльную позицию, и против них по-прежнему принимались решительные меры.

Советская пресса защищала позиции нового строя, пропагандировала декреты Советской власти, организовывала массы на их выполнение. Тема мира - одно из главных мест в печати в пору ее многопартийности. 3 марта 1918 - мирный договор с Германией.

Мирная передышка, достигнутая в результате Брестского договора, оказалась непродолжительной. К середине 1918 объединенные силы внутренней и внешней контрреволюции развязали гражданскую войну. В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (июль 1918 - 1920) утвердилась однопартийная советская журналистика.

В 1918 насчитывалось до 10 типов печати: партийные, советские, профсоюзные, военные, крестьянские, молодежные и другие издания, шел процесс дифференциации. Продолжалось развитие местной и национальной печати. Особое место занимали военные газеты и массовая красноармейская печать: фронтовая, армейская и флотская. К началу 1919 во всех действующих армиях издавались армейские газеты (21 армейская, 2 флотских, 2 газеты особых армейских групп). К концу 1919 - около 90 газет различного типа.

1918 - “Всемирная литература”, выпуск русских классиков в массовой серии “Народная библиотека”, первые шаги в издании детской литературы.

В годы гражданской войны особое значение приобрело радио. 19 июля 1918 Совнарком принял “Декрет о централизации радиотехнического дела РСФСР”, о создании государственной радиотехнической сети. 1 марта 1920 построили на Шаболовской улице мощную радиостанцию с радиусом действия около 2 тысяч километров.

7 сентября 1918 - постановление о создание Российского телеграфного агентства (РОСТА). В составе агентства было 10 отделов: литературно-агитационный, инструкторский, художественно-фотографический и другие. К концу 1919 - 42 отделения агентства.

Функции распространения печати выполнял Наркомат почт и телеграфов, в систему которого вошла “Центропечать”. После окончания гражданской войны реорганизуется в Центральную экспедицию почты, а с образованием СССР - в “Союзпечать”.

“Известия”: публицистика Фурманова, очерки Л.Рейснер.

Белогвардейская печать: в войсках Колчака издавался “Голос Сибирской Армии”, на Дону - “Вестник Донской Армии”, в Мелитополе - “Голос фронта”. Официальная пресса - выходивший в Новочеркасске “Вольный Дон”, вестник войскового правительства, “Вольная Кубань” (Екатеринодар), орган Кубанского краевого правительства, “Вестник Верховного круга” и др. Газеты общеполитического направления: “Великая Россия”, редактор Вл.Шульгин. Издавалась в 1919 в Ростове-на-Дону. “Голос жизни”, 1919, Керчь, “Голос юга”, 1919, Полтава.

С окончанием гражданской войны политика “военного коммунизма” зашла в тупик. Результат этой политики - кризис в стране в конце 1920. С ликвидацией оппозиционных партий РКП(б) утвердила свою монополию на власть. Ленин предложил отказаться от политики “военного коммунизма”, перевести народное хозяйство на рельсы новой экономической политики, заменив продразверстку продналогом. Переход к нэпу - 10 съезд партии в начале марта 1921. Период либерализации советского режима (1921 - 1927).

Переход к нэпу усугубил и без того тяжелое материальное положение прессы. После принятия декрета “О введении платности газет” в конце 1921 количество газет стало катастрофически сокращаться. К августу 1922 общий тираж сократился наполовину.

1922 - показательный процесс над эсерами. Попытка исправить положение советской печати за счет освещения процесса не принесла желаемых результатов.

Во время нэпа оживились различные политические течения и философские воззрения как в стране, так и за рубежом (сменовеховство).

После гражданской войны образовались две России: советская и зарубежная. Три основных направления зарубежной печати: консервативное (монархисты, “Двуглавый орел”, “Грядущая Россия”, П.Струве - “Русская мысль”, газета “Возрождение”), умеренное (П.Милюков - газета “Последние новости”, еженедельник “Дни”), лояльное направление (Н.Устрялов - сменовеховская журналистика). Демократические издания: ежедневная газета И.Гессена и Вл.Набокова “Руль”, журнал Вл.Бурцева “Общее дело”.

Кризис печати требовал мер его преодоления. Главная - материальная помощь. С 1923 финансирование местной печати начинает осуществляться из республиканского, областного, губернского бюджетов. Центральная печать финансировалась из государственного бюджета.

13 съезд партии принял директиву об обязательной подписке коммунистов на партийную газету. На каждые 10 крестьянских дворов должна быть выписана одна массовая газета. Вторая мера - обеспечение печати кадрами. Прием в государственный институт журналистики увеличился почти вдвое. К апрелю 1923 положение печати несколько стабилизировалось. Обозначился дальнейший ее рост. Тираж всей советской печати к середине 1924 достиг 3 миллиона экземпляров. Новые центральные издания: “Комсомольская правда”, “Пионерская правда”, “Красная звезда”. 1921-25 - годы массового развития журнальной периодики. “Пролетарская революция”, “Красная новь”, “Под знаменем марксизма”, “Крестьянка”, “Молодая гвардия”, “Крокодил”, “Октябрь”, “Звезда”. К началу первой пятилетки в стране издавалось свыше 1700 журналов и изданий журнального типа общим тиражом около 150 миллионов экземпляров.

В 1923 во всех комитетах партии создаются отделы печати.

1924 - образован Центроиздат.

Все более заметную роль в культурно-просветительской и политико-воспитательной работе с массами в начале 20-х играло радио. Радиогазета “Крестьянская радиогазета” - выходит в эфир с апреля 1926. До мая 1926 выходила “Радиогазета РОСТА”. “Рабочая радиогазета”, “Комсомольская правда” - выпуск по радио. С 1927 - “Красноармейская радиогазета”. К концу 1926 из Москвы регулярно выходило в эфир пять радиогазет.

Развитие РОСТА. 10 июля 1925 - Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС). РОСТА - телеграфное агентство РФ.

1922 - был создан Главлит.

На 10 съезде решался также вопрос о единстве партии. В дни работы съезда - восстание в Кронштадте. “Власть Советам, а не партиям”.

Как правило, почти каждая новая зарегистрированная идейно-политическая группировка эмигрантов основывала и свой орган печати, так что газеты были всех мастей и оттенков. Существуют газеты русских монархистов – «Набат» (1921 г.), «Знамя России» (1923 г.), «Верный путь» (1929), круга «Младороссы», выступившего за почти невозможное сочетание большевизма с монархизмом – (газета «Молодое слово» – 1931–37 гг.), и сторонников русского фашизма – газета «Русь» (1935–36 гг.) и другие.

На страницах некоторых газет развертывается ожесточенная борьба между просоветской организацией Совнарод (Союз возвращения на Родину), работавшей во имя возвращения русских беженцев в Советскую Россию в 1922–23 гг. и противниками этой политической репатриации, кроющей в себе много опасностей для тех, кто хотел вернуться домой. Словесные перепалки разражаются между органом Совнарод, газетой «На Родину» (1922 г.) и близкой к ее позициям газетой «Новая Россия» (1922–23 гг.) с одной стороны, и с газетой «Русь» (1922–28 гг.) – с другой.
В результате острой полемики в 1923 г. совершено и первое заказное политическое убийство русского журналиста в Болгарии – редактора газеты «Новая Россия» и сотрудника представительства Русского (советского) Красного Креста в Болгарии A.M. Агеева, осуществленное, по всей вероятности, противниками репатриации. Серия политических убийств журналистов продолжается 1924 г., когда в своем доме 25 июля был убит главный редактор и издатель газет «Неделя» и «Русь» Иван М. Калинников.

До установления в июле 1934 г. болгаро-советских отношений, официальные болгарские власти не устанавливают никакого политического контроля над русской эмигрантской прессой. Затем, по настоянию советского посольства, в целях недопущения выхода на страницах газет ярких антибольшевистских материалов, специалисты из Дирекции полиции осуществляют обзор всей русской эмигрантской прессы и в отдельных случаях даже накладывают взыскания на те издания, которые, по мнению представителей СССР, выходят за рамки допустимого и призывают к вооруженному свержению советской власти. Так, например, в начале 1935 г. в Министерство иностранных дел и вероисповеданий поступает протест со стороны советского посольства относительно линии газеты «За Россию», которая «подстрекает к убийствам видных советских людей». 17 февраля того же года Дирекция полиции остановила издание газеты.

Постепенно от самостоятельных русских периодических изданий и издательств, отражающих в основном проблемы эмиграции и только для нее предназначенных, русские эмигранты перешли к участию в болгарской периодической печати, к изданию книг в болгарских издательствах, в конечном итоге – к организации общего Русско-болгарского книгоиздательства. Созданный в Софии «Союз русских писателей и журналистов» работал в постоянном тесном общении со своими болгарскими коллегами. Делались переводы с болгарского языка на русский для ознакомления эмигрантов с литературой страны, в которой они живут. Вместе с традиционной публикацией классиков русской литературы на болгарском языке представлены и новые авторы, оставшиеся в России или эмигрировавшие в Болгарию, Германию, Францию и другие страны. Организовывались совместные литературные вечера русских и болгарских писателей, возникали тесные личные контакты и близкие дружеские отношения, выявлялись общие эстетические, философские и нравственные позиции. Именно тогда в Болгарии зародилось евразийство, которое получило впоследствии распространение в Центральной и Западной Европе. Сущность этой теории сформулирована князем Н.С. Трубецким в его книге «Европа и человечество», изданной в 1926 году Русско-болгарским книгоиздательством в Софии. Это же издательство опубликовало такие книги, как «История второй русской революции» П.Н. Милюкова, «На пиру богов» С.Н. Булгакова, двухтомник «Русские сборники» под редакцией Э.Д. Гримма и К.Н. Соколова, серию «Библиотека всемирной литературы» и другие.

После политических изменений в России в конце Первой мировой
интеллектуальная элита вынуждена была покинуть страну. Издательская деятельность русской эмиграции полностью перешла за границу. Отдельная часть русской творческой эмиграции занималась журналистикой: Е.Ф. Краснопольская, В.Н. Ленский, А.А. Эйглер. Среди эмигрантов были редакторы литературных изданий, журналисты, отражавшие в своих материалах жизнь русской диаспоры в Болгарии: Модест Саевский, Николай И. Мазуркевич, граф Николай Зубов.
Русские издатели-эмигранты, организовавшие книгоиздание в Болгарии, оставались в стране до окончания Гражданской войны, но после роспуска армии барона Врангеля перебрались в Белград и Париж. Так, например, создатели крупнейшего русского книгоиздательства в Болгарии «Российско-болгарское книгоиздательство» – Н.С. Жекулин (бывший директор киевского издательства «Летопись») и П.П. Сувчинский (бывший редактор журнала «Музыкальный современник») оставались в Болгарии только до 1921 года. Позднее, в качестве активистов евразийского движения, они развили масштабную книгоиздательскую деятельность филиалов «Евразийского книгоиздательства» в Париже и Брюсселе.

Особое место в русской эмигрантской прессе занимают издания, редактировавшиеся бежавшими в 30-е годы из СССР политическими эмигрантами. В 1936–38 гг. бывшие большевистские журналисты – братья Иван и Борис Солоневичи начинают издавать газету «Голос России», в которой они публикуют многочисленные свидетельства о политических репрессиях и терроре в СССР в конце 20-х и 30-х годах. На ее страницах публикуются отрывки из книг И.Солоневича «Россия в концлагере», отражающая пребывание автора в лагере, и «Молодежь и ГПУ», вызвавшие небывалое волнение в среде эмигрантской массы в Болгарии. Естественно, эта «вольность» не прошла даром и очень скоро была наказана сторонниками СССР в Болгарии. 3 февраля 1938 г. в редакции газеты взорвалась бомба, в результате чего погибла супруга главного редактора Ивана Солоневича – Тамара Солоневич и случайно находившийся там русский юноша Николай Петрович Михайлов.
Русская периодика белой эмиграции хронологически существовала в рамках 1920–45 годов. Соответственно, начальный период совпал с окончанием Гражданской войны в России, с приходом последних больших беженских волн и фактическим оседанием эмигрантов в Болгарии.

Источники : Кьосева Ц., Даскалов Д., Горяинов А.Н., "Русская газета".

Русская периодика XVIII века.

Рукописная газета XVII века «Куранты», или «Столбцы». Первая русская печатная газета «Ведомости» (1702-1727). Её характер и отличительные приметы от западно-европейских газет. Пропаганда петровских преобразований, информационные сообщения. Роль газеты в развитии отечественной культуры.

Русская журналистика 1730-1760-х годов. Деятельность М.В. Ломоносова на поприще журналистики. Создание по его инициативе журнала Академии Наук «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие». Цель издания.

Журналы Н.И. Новикова. Сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелёк». Просветительские журналы Н.И. Новикова 1780-х годов: «Утренний свет», «Московские ведомости», «Экономический магазин». Специализированные издания Н.И. Новикова. Издания И.А. Крылова и Н.М. Карамзина. Появление первых провинциальных изданий. Отраслевые издания. Итоги развития отечественной журналистики XVIII века.

Русская журналистика первой половины XIX века.

Журналистика начала XIX века и эпохи Отечественной войны 1812 года. Журнал «Вестник Европы» (1802-1830). Журнал Н.И. Греча «Сын Отечества».

Периодические издания эпохи декабризма. «Полярная звезда» А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева.

«Северная пчела»: тип и характер газеты, раздел новостей, политическая позиция Н.И. Греча и Ф.В. Булгарина.

«Московский телеграф» Н.А. Полевого. Программа журнала, значение «Московского телеграфа» в качестве популярного универсального энциклопедического журнала в истории отечественной печати.

«Литературная газета» (1830-1831). Особенности издания. Роль А.С. Пушкина в формировании газеты. Политическое и эстетическое значение «Литературной газеты».

Журнал «Современник». Круг его сотрудников. Характер и содержание журнала. А.С. Пушкин как редактор. А.С. Пушкин – журналист, значение его публицистической деятельности в развитии русской журналистики.

Основные идейные течения этого периода 1840-х годов. Социально-философский смысл славянофильства и западничества. Их отражение в журналистике различных общественно-философских и литературно-эстетических направлений.



«Отечественные записки» А.А. Краевского. Назначение и характер издания. Круг сотрудников. Сотрудничество В.Г. Белинского в журнале, его роль в отделе критики и библиографии.

«Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник» Н.А. Некрасова. Роль этих изданий в развитии русской журналистики и литературы.

Журнал «Современник» при Н.А. Некрасове и И.И. Панаеве. Сотрудники журнала. Общественно-политическая и литературно-эстетическая программа «Современника». Роль В.Г. Белинского и А.И. Герцена в журнале.

Русская журналистика 1850-1880-х годов.

Общая характеристика периода. Журнал «Современник». Новая расстановка сил в журналистике. Г.Е. Благосветлов – редактор и автор журнала «Русское слово». Круг сотрудников. Роль Д.И. Писарева в становлении литературно-критического и публицистического отделов журнала.

Журналы М.М. и Ф.М. Достоевских «Время» и «Эпоха». Место изданий братьев Достоевских в русской журналистике 1860-х годов. Основные отделы журнала. Судебно-уголовная тема. Литературная критика и беллетристика. Истоки «массовой» отечественной журналистики.

Издания М.Н. Каткова. Ежемесячный журнал «Русский вестник». Газета «Московские ведомости». Отдел беллетристики и его значение для истории русской литературы. Злободневная публицистика. Общественно-политическая роль статей М.Н. Каткова в «Московских ведомостях».

Журнал «Отечественные записки» Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина (1868-1884). Круг сотрудников. Главные отделы издания. Литературно-эстетическая ориентация.

Газеты и журналы 1880-1890-х годов. Периодика о наследии классиков отечественной литературы (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Н.С. Лесков). Интерес публицистов к различным нравственно-философским течениям (теория «мировой воли», движение «толстовцев», опыты религиозно-метафизических исканий, повышенное внимание к мистическим и оккультным знаниям). Роль журналистики в изменении литературно- эстетического сознания широкого круга читателей.

Публицистические и литературно-критические выступления К.К. Случевского, Д.С. Мережковского, Н.М. Минского, К.Д. Бальмонта.

Источники духовного перелома, связанные с русским «ренессансом». Марксизм и новые литературные течения. Пробуждение теософского подхода к культуре. Расцвет отечественной поэзии, первые литературные опыты И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького, Л.Н. Андреева и их отражение в газетно-журнальной периодике.

Журналистика начала ХХ века.

Повышение роли газет и их количественный рост. Новые типы газетной периодики. Развитие массовых газет. Информационные и бульварные издания.

Эволюция журналов в начале ХХ века. Еженедельные иллюстрированные журналы («Новый мир», «Огонёк», «Пробуждение» и др.). Журналы для семейного чтения. Научно-популярные издания. Журналы для самообразования. Театральная периодика. Сатирические журналы. Издания модернистских течений. Основные темы, освещаемые прессой. Основные пути развития провинциальной журналистики.

Журналистика первых лет советской власти и 1920-х годов. Журнальная периодика 1920-х годов.

Способы передачи информации в первые месяцы советской власти: радиотелеграф, молва, слухи, объявления. Советские газеты с дореволюционным прошлым: «Правда», «Известия». Первые правительственные издания. Оппозиционная пресса. Закрытие крупных «буржуазных» газет. «Декрет о печати» (ноябрь 1917 года). Российское Телеграфное Агентство (сентябрь 1918 г.).

Новые формы общения с читателем в советской прессе: письма читателей, газетные дискуссии, социологические опросы. Роль лозунгов и призывов на газетной полосе. Первый съезд журналистов России (ноябрь 1918 г.) о типологии прессы. Второй съезд журналистов России (май 1919 г.) о партийном влиянии в сфере журналистики. Журналистика в годы гражданской войны. Тематика публикаций в красноармейской печати. Стенная печать, многотиражки и издания РОСТА. Деятельность В. Маяковского в «Окнах» РОСТА.

Открытие частных издательств в период НЭПа. Свободный рынок прессы, самоокупаемость газет. Политические процессы в стране и газетное дело. Противоречия газетного дела: кризис журналистских кадров и появление новых изданий («Крестьянская газета», «Комсомольская правда», «Рабочая газета», «Советский спорт», журналы «Крокодил», «Работница», «Мурзилка»). Газета как основное средство воздействия на общественное сознание. Фельетонная практика газеты «Гудок». Фельетоны И. Ильфа и Е. Петрова, В. Катаева, М. Булгакова.

Классовое чутье как квалификационное требование к журналисту. Цензура в советской прессе. Учреждение Главлита (июнь 1922 г.) как органа, стоящего «на страже политических, идеологических, военно-экономических и культурных интересов советской страны».

Пролеткультовские издания «Горн», «Грядущее», «Пролетарская культура». Первый советский толстый литературно-художественный журнал «Красная новь». Роль А. Воронского в становлении советской журнальной периодики. Напостовские журналы «Октябрь» и «Молодая гвардия». В. Полонский – редактор «Нового мира». А. Луначарский – публицист.

Общественно-политические журналы: «Прожектор», «Печать и революция», «Огонек».

DOI 10.58627JHSS.215.11 УДК 94(47).084.3

К.В. Левшин

организация военной печати в советской россии в годы гражданской войны

(на материалах газеты «Боевая правда», 1919-1920 гг.)

ЛЕВШИН Константин Викторович - кандидат исторических наук, ведущий инженер Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Россия, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 e-mail: [email protected]

В статье рассмотрен малоисследованный аспект истории Гражданской войны в России - особенности организации военной печати и агитационно-пропагандистской политики Советской России на примере издания 7-й армии и Петроградского военного округа - газеты «Боевая правда». Специфическое преломление событий войны на ее страницах делает «Боевую правду» важным источником по военной, политической и социальной истории Северо-Запада России в 1919-1920 гг. Уделено внимание самодеятельному творчеству красноармейских масс в этом издании.

ВОЕННАЯ ПЕЧАТЬ; «БОЕВАЯ ПРАВДА»; АГИТАЦИЯ; КРАСНАЯ АРМИЯ; ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА; ПЕТРОГРАД.

Несмотря на обширную, почти столетнюю, историографию Гражданской войны (1918-1920), многие ее аспекты продолжают оставаться малоизученными. Один из них - военная печать 1918-1921 гг. Как справедливо отметил Д.Л. Черненко, к началу Гражданской войны в России был накоплен опыт использования военной печати для воздействия на военнослужащих . В 1918 г. издавалось около 90 военных газет и журналов, в следующем году - 38 только фронтовых, армейских, флотских и окружных газет, а ведь были еще и дивизионные, полковые и даже батальонные газеты . Советские исследователи уделили недостаточное внимание одной из самых ярких армейских газет - «Боевой правде», органу политотдела 7-й армии. Она начала выходить в сентябре 1919 г., накануне решающих боев на Северо-Западе страны, и издается до сих пор (название ее менялось). В том же «незабываемом 1919-м» были созданы газеты «соседних» армий - 6-й («Наша война») и 15-й («Красная звезда»), тогда же увидел свет первый номер газеты «красный Балтийский флот».

Пресса рассматриваемого периода вообще и красноармейская в частности представляет

собой своеобразный исторический источник, который, по мнению одного из первых историографов Гражданской войны А. Анишева, несет на себе не только отпечаток необъективности, но и огромную долю «совершенно избыточного, хотя и понятного воинственного оптимизма» . «Советская военная энциклопедия» (1976) среди прочего определяла армейские газеты как мощное политическое и идеологическое оружие. Их изучение позволяет исследовать агитационно-пропагандистские приемы воздействия на читателя-красноармейца, динамику изменения методов, тона, тем в зависимости от обстановки на фронте; они частично отражают массовые настроения, несут следы обратной связи, характеризуют состояние, уровень боевой и теоретической подготовки Красной армии вообще и конкретного воинского соединения в частности. Применительно к нашей теме отметим, что в «Советской военной энциклопедии» (1933) в краткой статье «Боевая правда» издание охарактеризовано как «ценный источник для изучения борьбы с Юденичем» .

Газеты, несомненно, являлись важнейшим агитационным средством советской власти,

ими были наводнены и тыл, и передовые части армии. Стараясь использовать все возможные печатные силы и средства, власти буквально засыпали красноармейцев прессой - суммарный тираж военных изданий превышал 300 тыс. экземпляров в день . С марта 1919-го по март 1920 г. среди бойцов Красной армии было распространено значительное количество экземпляров «Известий ВЦИК» (11,5 млн), «Правды» (21,9 млн), «Бедноты» (109,2 млн) . Только в Петрограде в 1919 г. отдел печати бесплатно распространил 1 692 745 экземпляров «Известий Петросове-та», 2 544 643 экземпляра «Деревенской коммуны» и 3 272 158 экземпляров «Красной газеты» . Тираж «Боевой правды» в 1919-1920 гг. был непостоянен (от 25 до 50 тыс. экземпляров). Важность газет, журналов для Красной армии подтверждает и то, что постановлением ВЦИК от 16 мая 1919 г. они были отнесены к срочным военным грузам, которые необходимо было перевозить в первую очередь.

В условиях слабо налаженной политической работы, невозможности послать агитаторов в село и ряд частей армии в силу их удаленности беседы «вокруг прочитанных газет» были чуть ли не единственной формой политической работы . Один из приказов политуправления Петроградского военного округа 1919 г. содержал требование к красноармейским частям присылать отчеты о ежедневном чтении газет и рекомендованной литературы. В частности, необходимо было указывать, какие статьи читались, какие места в них освещались и разбирались более подробно, какие места и темы вызывали горячие споры у красноармейцев . «Боевая правда» занималась и контрпропагандой: тысячи экземпляров газеты распространялись среди солдат-белогвардейцев на Северо-Западе России .

«Боевая правда» начала издаваться как газета политического отдела 7-й армии, а с 20-го номера, вышедшего 30 сентября 1919 г., и как орган политико-просветительного управления Петроградского военного округа. В Петрограде существовали давние традиции военной печати. здесь издавалась главная военная газета российской империи «русский инвалид», на смену которому в революционном 1917 г. пришла «Армия и Флот свободной России», а затем «Рабочая Красная Армия и

Флот». 1 мая 1918 г. вышел первый номер военной газеты Петроградской трудовой коммуны «Красная Армия», которую через три месяца заменил еженедельник военной секции Пет-росовета «Вооруженный народ». Авторы статьи на официальном сайте Министерства обороны РФ объединили перечисленные газеты, излишне муссируя вопрос преемственности, возводя корни нынешней газеты западного военного округа «На страже Родины» чуть ли не к «Русскому инвалиду», а непосредственно начало издания газеты - к 1918 г. . «Боевая правда» заметно отличалась от своих предшественников по стилю, выходила ежедневно, имела других учредителей. Редакция газеты размещалась в детском Селе на Стес-селевской улице; там же, в бывшей царской резиденции, располагался штаб 7-й армии. Кроме того, вряд ли мы будем искать истоки главных большевистских газет среди официозов царской России, а упомянутый «Русский инвалид» уместнее было бы сравнить с «Известиями наркомвоендел».

Редактором (заведующим редакцией) «Боевой правды» стал 26-летний член РКП(б) В.Н. Васильевский, ранее занимавший пост ответственного редактора «Вооруженного народа». Параллельно он работал в редакции «Петроградской правды», а в 1920 г. возглавил подотдел печати в политотделе 7-й армии. Это был уже сложившийся журналист, который еще в 1914 г. состоял в редакции «Правды». Имел он и некоторый военный опыт: призван в армию во время Первой мировой войны, прошел краткосрочные военные курсы и получил чин прапорщика, активно участвовал в революционных событиях 1917 г. в Москве и Петрограде.

«Боевая правда» смогла аккумулировать значительные литературные силы. Так, знаменитый поэт Василий Князев вел в газете стихотворный раздел «Красный барабанщик»; в 1920 г. свою прозаическую рубрику получил молодой писатель Константин Федин. здесь началась деятельность будущего писателя А.Г. Лебеденко, который после демобилизации из Красной армии по болезни стал секретарем редакции. Многие советские писатели и поэты публиковались в военной прессе, например в газете Первой конной армии «Красный кавалерист» под псевдонимом Кирилл лютов активно печатался Исаак Бабель.

«Столбцы "Боевой правды" открыты для статей, стихов, заметок, мыслей, вопросов красноармейца... Делитесь с товарищами вашими думами. Расскажите им о вашей жизни. Пишите как умеете. Если будет написано неправильно - исправим», - такое обращение к бойцам-читателям содержалось в одном из первых номеров газеты. Там же был напечатан отдельный призыв ко всем ячейкам РКП(б) 7-й армии, который, по сути, обязывал большевиков-партийцев к сотрудничеству с газетой, а также к организации присылки «постоянной корреспонденции» от беспартийных красноармейцев. В запасных полках должны были создаваться литературные коллегии, остальные части выделяли «ответственного корреспондента» для «собирания красноармейского материала» [Боевая правда. 1919. 11 сентября]. Несколько позже была выпущена листовка «Ко всем коммунистам 7-й армии», призывавшая к всемерной помощи редакции, отправке красноармейцами в газету своих произведений, созданию тесной связи с красноармейскими массами, особенно с выходцами из крестьян .

только с 20 декабря 1919 г. по 20 января 1920 г. в «Боевой правде» было размещено 97 статей, сообщений, резолюций, присланных красноармейцами . Весьма показательно и то, что в небольшой по объему сборник «Фронтовая поэзия в годы Гражданской войны» (1938) вошли 6 красноармейских стихотворений из «Боевой правды» только за 1919 г., а ведь она, напомним, начала выходить лишь с сентября. Тем не менее «Боевую правду» не стоит считать полусамодеятельной газетой бойцов Петроградского фронта, ее строили профессионалы. Отметим также, что львиная доля материалов была вовсе не связана с жизнью бойцов 7-й армии, они были универсальны и могли быть размещены в любой армейской газете Советской России.

Наибольший интерес с точки зрения самодеятельного творчества красноармейских масс в «Боевой правде» представляет стихотворная рубрика «Красный барабанщик», которую вел В. Князев. В ней размещались и его собственные произведения, подписанные настоящим именем или псевдонимом Главбар (Главный Барабанщик). Основной задачей Князева было редактирование присланных стихов, которые

иногда изменялись весьма радикально. Во втором выпуске газеты Князев призывал: Поэты,

Строчи куплеты;

Рассказчики,

Шли сценок образчики.

Ежели кто рисует -

И это меня интересует.

Главное, чтоб было весело,

Чтоб, читая нас, армия носа не весила.

Не жалей красного словечка

Про белого человечка [Боевая правда. 1919.

В следующем номере, дополнительно мотивируя «сыпать в барабан» произведения и избавляя от понятной стеснительности потенциальных авторов, Князев писал: «Мы их встряхнем, обточим, отшлифуем и высыпем на голову буржуям» [Там же. 1919. 10 сентября].

Подавляющее число красноармейских стихов в газете были подписаны инициалами или прозвищами (Д.Д., Кр. Ш., Курсант А.Ш., Фронтовик, Л. М-ев, В. Кн.). Некоторые из них, по-видимому, написаны профессиональными поэтами и намеренно выданы за любительские.

В газете приветствовалось разнообразное самодеятельное творчество, в частности деятельность тех красноармейских театров, которые занялись постановкой «своего репертуара». Они не только играли и ставили, но и сами сочиняли драматические произведения: существовала, например, пьеса с характерным названием «Вобла и белые булки».

Разными путями достигалась цель - приобщение красноармейцев к чтению «Боевой правды». необходимо было сделать так, чтобы они видели в ней не материал для «самокруток», а своего рода товарища, наставника. очевидный способ привлечения внимания - сделать газету интересной и наглядной. Именно над этим в первую очередь и трудилась редакция. Почти каждый номер (осенью 1919 г. регулярно) на первой полосе содержал карикатуры на темы «текущего момента», часто выполненные талантливо и остроумно. На рисунке «Горе предателям нашего дела» Красная армия стилизована под лихого красноармейца на коне, который на пути к победе перепрыгивал через «забор» из «шкурников», сшибая копытами их головы. На карикатуре «Который раз по счету?» обыгрыва-лись бесконечно транслируемые петроградской прессой сообщения западных газет об очередных планах захвата «города трех революций»: высокая бумажная стопка «планов» нависла над Петроградом: «Держись, Питер. Опять... планы белых рушатся!!!»

Ряд номеров украшали фотографии, как правило, подобранные случайно (например, модель памятника павшим бойцам 1-й Туркестанской армии), анонимные («Батарея на позициях»), бытовые («Утренний туалет красноармейца»). Редким исключением была фотография, на которой запечатлен красноармеец с мальчиком на коленях, читавший в минуту отдыха «Боевую правду». Номер газеты от 28 сентября 1919 г. имел иллюстрированное приложение с портретом Л.Д. Троцкого и фотографией проекта памятника М.С. Урицкому.

грамотные красноармейцы и слушающие чтение газеты должны были использоваться как проводники официальной политики большевистских властей в «отсталой» и «серой» деревне. Доверительно, «по-свойски» соглашаясь с существованием многочисленных несправедливостей на селе, «Боевая правда» объясняла их случайностями, происками врагов, издержками сурового военного времени. К красноармейцам издание обращалось как к людям понимающим и лояльным, призывая их к инициативе: пишите жалобы, советуйте через письма родным, как законным путем избавить себя от притеснений, как семьям красноармейцев получить то или иное довольствие. В специальной рубрике «Что нужно знать каждому красноармейцу»

ставились вопросы: «Почему нет сейчас в деревне ни соли, ни керосина, ни мануфактуры? Куда все это подевалось?» [Боевая правда. 1919. 18 сентября]. В заметках нередко встречались обращения: «Красноармеец! Разъясни каждому крестьянину..» Далее следовали доводы в пользу официальной точки зрения по какому-либо вопросу. В одном из номеров была помещена даже своеобразная инструкция под заголовком «О чем писать домой, в деревню?» [Там же. 1919. 9 октября]. В газете печатались прямые призывы распространять в деревне «Боевую правду». Повышение престижа Красной армии, понимание важности военной службы, целей войны и тех жертв, которые ради этого нужно выносить крестьянству, - все эти задачи ставились перед газетой. Их решение должно было привести к сокращению числа уклонявшихся от призыва, затруднению возможности проживания в деревнях дезертиров, снижению вероятности восстаний и в целом укрепить тыл.

Гражданской войне на Юге России «Боевая правда» отводила одно из первых мест, особенно в сентябре 1919 г., когда ситуация под Петроградом выглядела не критической, а мобилизация всех сил республики на борьбу с Деникиным стала одной из актуальных задач печати. Номера газеты содержали военные обзоры, которые по содержательности и информативности не отличались от аналогичных обзоров «гражданских» газет. О ходе боевых действий в районе 7-й армии (что должно было быть наиболее интересным для читателей) сообщалось мало. Во-первых, за исключением периода с конца октября по ноябрь 1919 г., особых поводов для звучных победных реляций на Петроградском фронте не было. Во-вторых, поданная в газете информация не должна была наносить ущерб интересам обороны. цензура строго следила за сообщениями в прессе и выносила предписания о нарушениях. В частности, это относилось к раскрытию номеров воинских соединений, их расположений. В одной из цензурных сводок отмечались следующие нарушения в петроградской прессе: «названа 7-я армия», «назван политотдел 7-й армии» . «Боевая правда», исходя из собственного заглавия, была, строго говоря, органом политотдела «Н-ской армии», хотя понятно, что для противника не было новостью, что под Петроградом дислоцирована именно 7-я армия.

Насыщенность «Боевой правды» яркими материалами в первый месяц издания объясняется и тем, что на это время пришлись «Партийная неделя» и «Неделя советской агитации». Призывы к вступлению в РКП(б), обращенные к красноармейцам, содержались в каждом номере. Стиль их разнился - это и доверительные «беседы» с терпеливыми разъяснениями, и программные резюме (например, «чего хотят коммунисты»), и визуально привлекающие внимание крупно набранные столбцы лозунгов: «КТО против власти царей королей, фабрикантов, богатеев. КТО за власть рабочих, крестьян, людей труда» и т. д. В другой газете, не ориентированной на армию, вряд ли мог появиться бескомпромиссный лозунг: «Коммунист - тот, кто бьется в передовой цепи против врагов трудящегося народа» [Боевая правда. 1919. 15 октября].

Интересными для исследователей представляются публикации статистического характера, касающиеся 7-й армии. Такова, в частности, статья «Учет и распределение политработников», в которой автор обработал данные о 112 комиссарах, распределив последних по партийному стажу (например, 33 вступили в РКП(б) после сентября 1918 г.) и по социальному происхождению (66 % - рабочие, 15 % - крестьяне, 19 % - «интеллигенты») [Там же. 1919. 12 сентября]. Понятно, что и этот материал был по-своему идеологически «заряжен».

Осенью 1919 г. в боях под Петроградом впервые на фронте 7-й армии против нее были использованы танки. Слава «белого танка» шла впереди него, наводя ужас на красноармейца - вчерашнего крестьянина. Важно было развенчать слухи о непобедимости «железного чудовища», пристыдить трусов, укрепить робких. Боевые качества танков на страницах рассматриваемого издания оценивались весьма низко. Танки преподносились как сильное психологическое оружие, противостоять которому просто: нужно только преодолеть страх. Считалось, что главное препятствие к эффективному использованию танков на фронте 7-й армии - это труднопроходимые дороги в болотистой и лесистой местности западных уездов Петроградской губернии, под Псковом. Одновременно посредством газеты был передан и устойчиво сложившийся в массовом сознании образ танка: «.Нечто всесокрушающее, огнедышащее, громоизвергающее, какой-то движущийся зем-

ной ад» [Там же. 1919. 12 сентября]. Армейская газета серьезно подошла к чисто практической стороне борьбы с танками. Важность обучения красноармейцев методам их уничтожения подчеркивалась в стихотворениях: «Им книжка сказала: живот и спина - слабейшее место стального слона» [Там же. 1919. 2 ноября]. Газета посильно вносила свою лепту в этот процесс. Авторы заметок не особенно углублялись в военную теорию, что объясняется как уровнем подготовки читателей, так и качеством их собственных знаний. Почти весь номер «Боевой правды» от 2 ноября 1919 г. посвящен танкам. Относительно подробно рассказывалось про устройство, уязвимые места, применение против них артиллерии, гранат, пулеметов, стрелкового оружия.

4 ноября 1919 г. «От особого отделения Н-ской армии» был помещен список перебежчиков к белым, вместе с перечнем родственников перебежчиков, арестованных в качестве заложников. Такая мера, редко применявшаяся в северо-западных губерниях Советской России, показалась уместной для воздействия на красноармейцев в разгар решающих боев с армией генерала Юденича. В это же время развилась практика саморанения («самострела») - нанесения красноармейцем себе раны или увечья (обычно левой руки или ноги) с целью избежать участия в бою. «Боевая правда» оперативно отреагировала на сложившуюся ситуацию: в ноябре 1919 г. фиксируется пик материалов о позорности «самострела». Газета выдвинула лозунг: «Симулянт-самострельщик хуже дезертира». Основания для этого были серьезные: дезертира рано или поздно вновь вернут в строй, а самострельщик «сберегает патрон белых - и делает свое презренное дело нашим красным патроном». На карикатуре «Горе самострель-щику» изображен красноармеец, жмущий пальцем ноги на спусковой крючок винтовки, чтобы поразить ладонь. Рисунок дополнен словами: «В какой среде не без урода! Но. такого урода не потерпит власть народа» [Там же. 1919. 20 ноября]. Самострельщикам в вину ставилось то, что они подвергли своих товарищей большей опасности, так как отвлекли медицинский персонал, на них потратили последние бинты и лекарства, они заняли места в лазарете. Последствия этого преступления описал В. Князев в стихотворении с говорящим названием

«Самострелы подводят народ под расстрелы»: «Себе испортил руку - детей подвел под муку» [Боевая правда. 1919. 5 ноября]. Для усложнения определения факта саморанения красноармейцы, сговариваясь, стреляли друг в друга. Газета признавала, что некоторые слабовольные поддавались дурному влиянию. На них старались воздействовать, призывая немедленно докладывать начальству, «а то вы сами попадаетесь и отвечаете за них. Они-то умеют выкрутиться» [Там же. 1919. 22 ноября].

В «Боевой правде» не только помещались отчеты о деятельности реввоентрибунала 7-й армии, но и проводилась его общая популяризация как суда «самого настоященского, справедливого». Печатались впечатления красноармейцев о ходе процессов, слова поддержки вынесенных постановлений. Особенно часто это касалась судов над дезертирами и само-стрельщиками, ведь необходимо было не просто наказать их, но и преподнести приговор (например, расстрел) как единодушное решение всей армии, каждого красноармейца. за ноябрь и декабрь 1919 г. по приговорам реввоентрибу-нала 7-й армии были приговорены к расстрелу 17 человек, в том числе 8 злостных дезертиров и 3 самострельщика [Там же. 1920. 1 февраля].

Тема борьбы с дезертирством всю войну не сходила со страниц «Боевой правды». Эта проблема в Красной армии достигла огромных масштабов, и 7-я армия не была исключением. Среди главных причин, побуждавших красноармейца уйти из части и податься «в бегунцы», были тяжелые материально-бытовые условия службы, желание помочь семье, возраставшее в периоды полевых работ, и страх оказаться в бою. Интенсивность «антидезертирских» публикаций возрастала в периоды проведения «Недель добровольной явки дезертиров», амнистий для сдавшихся. В «Боевой правде» публиковались постановления о прощении «одумавшихся», воззвания Петроградской губернской комиссии по борьбе с дезертирством, сведения о наказаниях за дезертирство. Активно для развенчания «славы дезертира» применялись карикатуры. На одной из них, под названием «Дурную траву с поля вон», из рядов «нормальных» растений вырывали дезертира, стилизованного под сорняк [Там же. 1919. 17 сентября]. Вероятность, что армейская газета попадет в руки дезертира, была мала, хотя до деревни они все же доходи-

ли. Эти материалы адресовались бойцам 7-й армии, т. е. дезертирам «потенциальным», для формирования в армии общего мнения о недопустимости, вредности дезертирства. На предупреждение данного военного преступления, а также на побуждение родственников и односельчан к выдаче дезертиров была направлена вся сила печатного слова. Отметим, что материалы о льготах семьям красноармейцев, выдаче пособий, помощи по обработке их полей можно также рассматривать как направленные на упреждение дезертирства. Ведь если у родных все в порядке, у красноармейца нет причин думать о побеге и возможности оправдать его - бойцу есть что защищать, за что рисковать жизнью.

Для понимания практики агитационной работы с красноармейцами с помощью «Боевой правды» полезно рассмотреть «Тезисы для лекций и бесед по борьбе с дезертирством». Отметим, что к моменту их выхода (осень 1920 г.) все подходы и методы «клеймения» данного преступления были вполне отработаны. «Тезисы» представляли собой детально прописанный план полемической беседы лектора-агитатора с бойцами. Они включали в себя более двух десятков пунктов: «Законная ненависть рабочих и крестьян к старой армии», «Красноармеец как член великой семьи трудящихся», «Затягивание войны благодаря дезертирству», «Дезертир как всеми отверженный и презираемый» (данный тезис раскрывался в шести подпунктах, с указанием конкретных примеров) и др. Подобные беседы должны были свестись к осознанию неизбежности наказания дезертиров, морального права государства сурово карать этих предателей всего трудящегося люда [Там же. 1920. 10 октября]. На все возможные острые вопросы и нападки слушателей политический работник с помощью подобного «ликбеза» должен был дать достойный ответ.

В публикации писем красноармейцев, специально отобранных и отредактированных, если вообще не «подставных» (такая практика применялась в газетах периода Гражданской войны), прослеживалась определенная система. Бралась некая проблема, волнующая каждого бойца 7-й армии (бытовые вопросы, плохая работа полевой почты и т. д.), и осторожно критиковалась. Таким образом, при чтении газеты красноармейцы несколько «выпускали пар» и испытывали надежду, что после публи-

кации ситуация изменится. В редакцию газеты поступали жалобы, часто анонимные. Ответы на некоторые из них публиковались в разделе «Почта красноармейца», например: «Пулеметчики *** полка, жалоба ваша о грубом обращении переслана в политотдел *** дивизии для строжайшего расследования» [Боевая правда. 1919. 26 сентября]. Здесь же размещали ответы на присланные для публикации в газете сочинения: «Стихотворения не подойдут. Содержание их бодрое, хорошее, но с формой вам пока еще не удалось справиться. Надо поработать» [Там же. 1919. 24 сентября].

Краеугольным камнем, на основании которого были «построены» статьи политического характера в «Боевой правде», являлись вопросы о войне: «Долго ли продлится война?», «За что мы воюем, ради чего рискуем жизнью?», «Почему берут в Красную Армию крестьянских детей?» После подобной «отправной точки» было удобно и уместно осветить основы нового советского строя, ужасы жизни в «Колчаковии» и «Дени-кии», страдания простых солдат в Белой армии. Эти заметки были написаны простым слогом, часто в форме беседы. Поводом для помещения такого материала в «Боевую правду» назывались многочисленные письма в адрес газеты.

Пропаганда тесно соседствовала с просветительской частью. Революционные даты, юбилеи критиков, писателей социально-демократического направления, российских и зарубежных революционеров находили отклик в виде обширных биографических статей, иногда с привязкой к «текущему моменту». Большая статья об А.И. Герцене в одном из номеров заканчивалась словами: «В пороховой погреб революции немало динамита было заложено Александром Ивановичем Герценом, поэтому имя его не умрет, а будет жить вечно в памяти рабочих и крестьян» [Там же. 1920. 21 января]. Монументальная пропаганда была отмечена в газете несколькими заметками под заголовком «Кому пролетариат ставит памятники» с содержательными рассказами о Н.А. Добролюбове, Т.Г. Шевченко, Н.Г. Чернышевском и др.

Для повышения политической подкованности красноармейцев в газете помещались главы из «Азбуки коммунизма» Н.И. Бухарина. Подобные материалы сопровождались сносками с разъяснением незнакомых слов, например: «Эгоист - себялюб, кто о себе, о

своей выгоде только думает» [Там же. 1919. 2 октября]. Была затеяна, но после выхода в нескольких номерах не получила дальнейшего развития рубрика «Словарь непонятных слов», где давалось определение того или иного термина, связанного с событиями общественно-политической жизни страны и Петрограда. Первым в этой рубрике было слово «блокада». Редакция обратилась к читателям с предложением сообщать в редакцию, какие непонятные им слова необходимо разъяснить на страницах газеты. В целом язык и стиль «Боевой правды» был адаптирован под уровень восприятия читателя (слушателя), и это было большой заслугой издания. уместно привести откровенное замечание из псковской газеты «Известия», вышедшей в августе 1920 г.: «Все наши газеты пишутся языком не только не крестьянским, но вообще непонятным» .

Важной темой было освещение хода мирных переговоров с прибалтийскими странами и Финляндией. успешный итог таких переговоров в «Боевой правде» отмечен не столько радостью, сколько призывами к еще большей бдительности и боеготовности, так как «перемирие - не мир», а мир наступит только после окончательной победы [Боевая правда. 1920. 4 января]. Переформатирование 7-й армии, связанное с ее превращением в Петроградскую революционную армию труда в соответствии с постановлением Совета рабоче-крестьянской обороны от 10 февраля 1920 г., сказалось и на ее газете. Новому положению армии был посвящен весь номер «Боевой правды» (теперь - органа политотдела армии труда) от 11 февраля 1920 г. В дальнейшем количество «милитаристических» материалов резко упало. Важнейшей темой отныне стали успехи и победы на трудовом фронте, главным лозунгом - «За топор, за лопату, за пилу, за станок!» [Там же. 1920. 11 февраля].

После начала советско-польской войны (1919-1921) приказом РВСР от 10 апреля 1920 г. 7-я армия была восстановлена, и с 16 апреля «Боевая правда» из трудармейской газеты вновь стала красноармейской. Некое полусонное состояние от затянувшегося «мирного» положения на Северо-Западе России отныне стало недопустимо, и «Боевая правда» повела активную работу по дискредитации «шкурнических настроений», трусости, агитацию за подъем бое-

вого духа. Приведем пример весьма типичного по своей язвительности и прямоте стихотворения, где говорится, что даже женщины готовы сражаться, раз этого не делают те, кого это напрямую касается, а «мужики» пусть рожают: Испугал милягу польский пан! Надевай-ка бабий сарафан, Мой горшки, меси на хлебы тесто - Вот тебе и правильное место! [Боевая правда. 1920. 28 мая]

Газета «Боевая правда» явилась ярким примером интенсивной работы с красноармейцами, целями которой были не только освещение текущего момента и пропаганда коммунистических идей, но и поддержка боевого духа, развлечение, приобщение широких масс к творчеству, помощь в решении бытовых вопросов, активная переписка и анализ поступавших писем и жалоб, опосредованное влияние на семьи красноармейцев-крестьян, донесение основ военного дела до неопытных бойцов. В целом «Боевая правда» выделялась на фоне армейских газет. Страницы ее, по оценке А.А. Геронимуса, «дышали доподлинной боевой правдой, классовой непримиримостью и редкой целеустремленностью. Сочный, кра-

сочный язык, занимательность, конкретность и строгая выдержанность всего газетного материала делали "Боевую правду" любимейшей газетой красноармейских масс». Особенно, по словам исследователя, это заметно при сравнении ее с «бесцветной» «Красной звездой» соседней 15-й армии .

Петроград, пусть и ослабленный многочисленными мобилизациями, в том числе и партийными, был способен дать главной газете военного округа редакцию достойного качества. Массив художественной корреспонденции красноармейцев, которая активно печаталась на страницах газеты, стал одним из ярких проявлений самодеятельного творчества масс в первые годы русской революции. Вклад «Боевой правды» в победу Красной армии на Северо-Западе страны своеобразно отразился в путеводителе по Ленинграду 1940 г. Среди памятных мест, связанных с обороной Петрограда в 1919 г., «дом № 22 по улице Красной Звезды, в котором находилась редакция газеты „Боевая правда"», выделен наравне с Пулковскими высотами и братской могилой павших в боях с Юденичем, расположенной в Александровском парке города Пушкина .

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. черненко д.л. Газета поезда Л.Д. Троцкого «В пути» // Воен.-истор. журн. 2012. № 4.

2. Советская военная энциклопедия. В 8 т. Т. 6. М., 1978.

3. Анишев А. Очерки истории Гражданской войны 1917-1920 гг. Л., 1925.

4. Советская военная энциклопедия. В 2 т. Т. 2. М., 1933.

5. Центральный государственный архив истори-ко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГА ИПд СПб). Ф. 1. Оп. 1.

6. красноармеец. 1920. № 18-20.

7. Статистический ежегодник. 1918-1920 гг. Вып. 2. М., 1922.

9. Геронимус А. Великая оборона Красного Петрограда // 1919. Великая оборона Красного Петрограда. Л., 1929.

10. Сборник приказов и приказаний по Петроградскому военному округу за 1919 г. в области по-

литической и культурно-просветительской работы в Красной Армии. Пг., 1920.

11. катков н.Ф. Агитационно-пропагандистская работа большевиков в войсках и тылу белогвардейцев в период 1918-1920 гг. Л., 1977.

12. на страже Родины // М-во обороны РФ. URL: http://sc.mil.ru/social/media/periodic/more.htm? id=11201@morf0rglnfo (дата обращения: 08.10.2014).

13. листовки петроградских большевиков 1917-1920. Т. 3. Л., 1957.

14. «Серапионовы братья» и К. Федин: библиограф. очерк. Иркутск. 1976.

15. Меньшутин А., Синявский А. Поэзия первых лет революции. М., 1964.

16. Государственный архив новейшей истории Псковской области. Ф. 1. Оп. 4. Д. 455.

17. Геронимус А.А. Разгром Юденича. М.; Л., 1929.

18. ленинград. Путеводитель. Л., 1940.

ORGANIZATION OF THE MILITARY PRESS IN THE SOVIET RUSSIA DURING THE CIVIL WAR (based on the materials of the newspaper "Boevaya pravda" in 1919-1920)

LEvsHIN Konstantin v. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.

Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia

e-mail: [email protected]

This article discusses a scantily explored problem of the history of the Civil War in Russia: the features of organization of military press; the Soviet Russia agitation and propaganda policy is also examined. The author uses the example of 7th Army and the Petrograd Military District newspaper "Boevaya pravda" ("The Fighting Truth"). A specific interpretation of the Civil War events on the pages of this edition makes "Boevaya pravda" an important source for research the military, political and social history of the NorthWest of Russia in 1919-1920. Special attention is focused on the amateur creative work of the Red Army men masses on the pages of this newspaper.

MILITARY PRESS; "BOEVAYA PRAVDA"; AGITATION; THE RED ARMY; THE CIVIL WAR; PETROGRAD.

1. Chemenko D.L. . Military Historical J., 2012, no. 4. (In Russ.)

2. Soviet Military Encyclopedia. In 8 vol. Of vol. 6. Moscow, Voenizdat Publ., 1978. (In Russ.)

3. Anishev A. Ocherki istorii Grazhdanskoy voyny 1917-1920 . Leningrad, Gosizdat Publ., 1925. (In Russ.)

4. Soviet Military Encyclopedia. In 2 vol. Of vol. 2. Moscow, 1933. (In Russ.)

5. . F. 1. Op. 1.

6. Krasnoarmeets . 1920, no. 18-20. (In Russ.)

7. . 1918-1920. Of vol. 2. Moscow, 1922. (In Russ.)

9. Geronimus A. . 1919. Velikaya oborona Krasnogo Petrograda . Leningrad, 1929. (In Russ.)

10. . Petrograd, 1920. (In Russ.)

11. Katkov N.F. Agitatsionno-propagandistskaya rabota bol"shevikov v voyskakh i tylu belogvardeytsev vperiod 1918-1920 gg. . Leningrad, 1977. (In Russ.)

12. Na strazhe Rodiny . The Ministry of Defence of the Russian Federation. Available at: http://sc.mil.ru/social/media/ periodic/more.htm?id=11201@morfOrgInfo (accessed 08.10.2014).

13. . Of vol. 3. Leningrad, 1957. (In Russ.)

14. "Serapionovy brat"ya"i K. Fedin ["The Serapion Brothers" and K. Fedin: a bibliographical essay]. Irkutsk, 1976. (In Russ.)

15. Menshutin A., Sinyavskiy A. Poeziya pervykh let revolyutsii . Moscow, 1964. (In Russ.)

16. . F. 1. Op. 4. D. 455.

17. Geronimus A.A. Razgrom Yudenicha . Moscow, Leningrad, 1929. (In Russ.)

18. Leningrad. Putevoditel" . Leningrad, 1940. (In Russ.)

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015

В 1920-е гг. руководство СССР обратило пристальное внимание на воспитание подрастающего поколения, будущих советских граждан. Чтобы передать новые коммунистические идеалы в среду детей, был необходим современный идеологический механизм. Поскольку ни основные педагогические инструменты воспитания, ни книжные издательства не были готовы взять на себя эту задачу, партия начала искать "достойного партнера" в сфере журналистской пропаганды.

За годы революции и Гражданской войны дореволюционная пресса потеряла свою идеологическую основу и большинство читателей. Некоторые издания прекратили свое существование и по экономическим причинам. Детская журналистика попала в кризис, издательства детских журналов были закрыты по причине изменения материально-технической базы и бюджетного дефицита 1 . После закрытия частных издательств первые государственные, централизованные издательства ("Молодая гвардия"; "Правда"; Детгиз) начали печатать новые советские журналы для детей.

Старорежимный опыт

В начале XX в. в Российской империи существовали два детских журнала, которые выходили два раза в месяц: "Светлячок" (1902-1918) и "Путеводный огонек" (1904-1918).

"Светлячок" стал самым популярным журналом для малышей 4-8 лет. Согласно педагогическим воззрениям XIX в. считалось, что дети не интересуются какими-то особыми темами, их можно развлечь всеми окружающими вещами. Авторы стремились развлечь ребенка, преподать ему жизненные уроки, познакомить с явлениями природы, не касаясь политики. Большое внимание уделялось религиозному воспитанию - редактор А.А. Федоров-Давыдов не упускал возможность поздравить своих "светлячков" с религиозными праздниками.

Для детей постарше был создан художественный научно-литературный журнал "Путеводный огонек". Его содержание включало три раздела: "Из текущей жизни", "Из прошлого" и "По чужим краям" и имело культурно-просветительный характер. Дети и подростки очень любили этот журнал за веселый и доброжелательный настрой. Редактором был тот же А.А. Федоров-Давыдов, который знакомил подростков с историей России. С 1914 г. в журнале стали появляться материалы о Первой мировой войне. Журнал не только просвещал, но и воспитывал любовь к родине.

Для детей среднего и старшего возраста издавался детский иллюстрированный журнал "Маяк" (1909-1918). Был в нем и специальный раздел для самых юных читателей. Его содержание резко отличалось от "Светлячка" и "Путеводного огонька". Редактор И.И. Горбунов-Посадов "Маяка" стремился развлекать детей полезным и интересным чтением и "способствовать развитию в детях самодеятельности, творчества, равной любви к умственному и физическому труду и деятельной симпатии ко всему живому" 2 . Журнал стремился просвещать и развлекать своих читателей, помещая значительное число ребусов, шарад, головоломок и фокусов.

"Когда я буду большим, я тоже буду большевиком"

Советская власть столкнулась со сложностями в вопросе воспитания детей. Многое приходилось начинать с нуля. Использование дореволюционной литературы Н.К. Крупская вообще считала опасным: "В каждой исторической книжке, в каждой истории литературы отражается мировоззрение того, кто эту книгу написал. В историческую книжку, написанную буржуазным писателем, вложены мысли этого буржуазного писателя, и они влияют на того, кто эту книжку читает" 3 . Согласно декрету 1922 г. "О революционном трибунале печати" было создано Государственное издательство Наркомпроса РСФСР, в которое вошли издательства ВЦИК, Наркомпроса, московского и петроградского советов. В 1922 г. было основано кооперативное издательство "Молодая гвардия" при ЦК ВЛКСМ. Здесь возникли такие журналы, как "Мурзилка", "Сельская молодежь", "Техника - молодежи", "Юный натуралист", "Молодая гвардия", "Вокруг света", газета "Пионерская правда".

Ежемесячный детский журнал "Мурзилка" (1924) был одним из первых советских детских журналов. Он издавался как приложение к "Рабочей газете", органу ЦК ВКП(б), для детей младшего школьного возраста - от 4 до 7 лет. К сотрудничеству в журнале были привлечены А.А. Федоров-Давыдов, А.Л. Барто, С.Я. Маршак. Детская советская публицистика вобрала в себя накопленный опыт дореволюционной журналистики. Публицистические жанры дореволюционной детской публицистики питались фольклорной и литературной традицией, как и советская детская журналистика. В этом направлении большую помощь оказали литературные группировки, существовавшие вокруг периодических изданий. Однако они столкнулись со значительной проблемой, когда партия поставила перед ними конкретные задачи - учить юных читателей коммунистическим идеалам и не уводить от реального мира.

Редактору журнала "Мурзилка" Н.И. Смирнову удалось найти правильную форму организации материала, одновременно отражающую коммунистическую концепцию и удовлетворяющую требованиям детей. Идеологическая направленность отражена в оформлении обложки журнала. На обложке N 2 за 1924 г. изображен мальчик в очках, рядом с ним доска, на которой написано: "Когда я буду большим, я тоже буду большевиком". На обложке пятого номера впервые изображен новый символ - ребенок с барабаном. В этом же номере печатаются заметки о жизни пионеров под лозунгами: "Пионер хоть малый в семье трудовой, отбивает шаг как бравый воин молодой"; "Пионеры, раздувайте вы свои костры и на них богов сжигайте, вы свободны и сильны!" 4 В этих лозунгах отражалась идеология антирелигиозной борьбы того времени. Чтобы вызвать интерес детей, на последней странице каждого номера печатались детские рисунки под рубрикой "Мурзилкина выставка картин".

Несмотря на постоянно растущую популярность журнала (тираж за первые годы вырос до 20 000 экземпляров), журнал не был свободен от недостатков. Большинство публикаций казались юным читателям сухими и скучными. Эта проблема нашла отражение в письмах детей в редакцию. Необходимо было найти эффективное сочетание задач идеологического воспитания и интересов детей. В 1920-е гг. "проводилось достаточно большое количество социологических исследований, выяснявших идеологию, жизненную и профессиональную ориентацию, запросы и интересы детей, подростков и молодежи, влияние на них условий жизни, классовой принадлежности, трудовой деятельности, литературы, искусства, пионерской организации" 5 . Известные ученые в сфере педагогики пытались сочетать партийную идеологию и воспитание с интересом ребенка к познанию мира.

В 1925 г. "Мурзилка" вышел с новыми темами, рожденными советской действительностью: рассказами о жизни советских детей, о новой деревне, об отрядах юных ленинцев, о природе. Улучшилось оформление журнала - оно стало больше соответствовать интересу детей. В 1926 г. его тираж вырос до 150 000 экземпляров, и журнал стал самым массовым среди советской детской периодики.

1928 год принес в жизнь редакции большие изменения. Поэты и писатели, сотрудничавшие с журналом с момента его создания, уволились, главные редакторы быстро сменяли друг друга. При закрытии частных издательств партия пытались централизовать издание детской периодики. Таким образом, издание советских детских журналов оказалось под присмотром Центрального бюро юных пионеров.

Одной из главных особенностей журнала "Мурзилка" стало возрождение публицистического формата. "Мурзилка" пережил крах советского режима и издается по сей день.

Маршак и его команда

В 1922 г. начал издаваться журнал "Воробей" (в последний год издания, 1924-й, называвшийся "Новый Робинзон"). Он был адресован детям от 8 до 12 лет. В его редколлегию вошли члены литературного кружка Маршака: О.И. Капица, Б.С. Житков, В.В. Бианки, Е.П. Привалова. Журнал был нацелен на тесное сотрудничество с педагогами. Издатель журнала "Петроградская правда" взял на себя финансовые расходы, связанные с издательским делом. Подробнее задачи журнала изложены в обращении главного редактора З.И. Лилиной, напечатанном в первом номере. Обращаясь к педагогам и родителям, она писала: "Ведь наши 8-12-летки - дети войны и революции. Они еще в колыбели пережили последствия великих мировых потрясений. Травмы, нанесенные им в эти тяжелые годы, залегли в них глубоко и дают о себе знать в своеобразии психологии современного ребенка, в его чрезвычайной впечатлительности и нервозности, в его преждевременной зрелости, в специфичности вопросов и запросов, выдвигаемых нынешним 8-12-летним ребенком" 6 . В том же номере были напечатаны вопросы к родителям о темах, интересующих детей. Таким образом, с начала 1920-х гг. детские журналы стали платформой для педагогической дискуссии.

В 1924 г. редакция "Воробья", а потом "Нового Робинзона" стала основой для вновь созданной детской редакции Госиздата (впоследствии - Детиздат). С.Я. Маршак был первым сотрудником М. Горького, создавшего издательство детской литературы (Детгиз). По причине отсутствия профессионально подготовленных детских журналистов Маршак пригласил поэтов и писателей сотрудничать с редакцией. Возник и цензурный аппарат. В каждом отделе Госиздата, в том числе в Детиздате, осуществлялся тотальный идеологический контроль.

Рассмотрим в качестве примера журнал "Воробей" за 1924 г. В письме З. Лилиной говорилось о том, что детей "волшебною сказкою, феями, эльфами и королями не заинтересуешь..." 7 Она полагала, что ребенку нужна другая литература - реалистическая, касающаяся окружающего мира детей. На практике большинство публикаций журнала не отвечали этой установке. В том же номере был напечатан юмористический рассказ В.В. Бианки про воробья и его друзей, история В. Ермолаева о зверях, которые стали людьми. В конце журнала помещались шарады, загадки, шутки.

По внешнему виду журнал напоминал дореволюционный "Светлячок". Первые его номера выходили как альманах и включали три раздела: "Литературный отдел", "Ученый воробей" и "Дневник воробья". С четвертого номера появились новые рубрики: "Лесная газета", "Умный фотограф". В них обсуждались темы школьных предметов.

В 1924 г. вышло в свет много новых журналов для детей. Возможно, из-за этого тираж "Воробья" резко уменьшился - со 150 000 до 3000. Ленинградский обком и горком ВКП(б), издававшие журнал, и главный редактор стояли на распутье: либо завершить печатание журнала, либо искать пути для привлечения читателей.

В апреле 1924 г. Маршак внес новые идеи по оформлению и содержанию журнала. С четвертого номера он стал называться "Новый Робинзон". В содержании отразилось стремление редакции связать коммунистическую идеологию с интересами молодежи. Интересам ребенка отвечали новые разделы журнала, например, "Бродячий фотограф", где ребенок знакомился с событиями окружающего мира не только родной страны, но и зарубежья. Читая раздел "Лаборатория Нового Робинзона", ребенок учился полезным бытовым навыкам. Журнал приобрел не только развлекательный, но и учебно-воспитательный характер.

В майском номере "Нового Робинзона" за 1924 г. впервые были напечатаны статьи о жизни октябрят. С одиннадцатого номера "Новый Робинзон" получил новую обложку, на которой был изображен мальчик с барабаном и лозунгом "Будь готов!".

С середины 1924 г. начался процесс сокращения частных издательств. Ленинградский обком и горком передали журнал "Новый Робинзон" Северо-Западному бюро детской коммунистической организации юных пионеров имени В.И. Ленина и ленинградскому губкому ВЛКСМ. При этом сократилось число сотрудников редакции. Уволили большинство поэтов, писателей, включая Маршака, с их особенным юмором, благодаря которому журнал привлекал юных читателей. Тем не менее, декабрьский номер достиг рекордного тиража - 100 000 экземпляров. Однако с середины 1925 г. "Новый Робинзон" издаваться перестал. Журнал был закрыт в результате резкой критики педологов и комсомольских деятелей за излишнюю занимательность и отсутствие директивных материалов 8 .

1927 и 1928 годы стали переломными для советских детских журналов. По инициативе Крупской при закрытии частных издательств издание советских детских журналов сосредоточилось в руках центрального бюро юных пионеров. К концу 1920-х гг. были закрыты детские журналы "Новый Робинзон", "Барабан" и все сатирические журналы.

В 1927 г. руководство детского отдела Ленгиза приняло решение об издании нового детского журнала "Еж" (Ежемесячный журнал), рассчитанного на читателей 10-14 лет. Официально журнал был органом центрального бюро юных пионеров. Ответственным редактором был назначен член ВКП(б) А. Лебеденко, но творческий коллектив сформировал Маршак.

В журнале сотрудничали талантливые авторы "Воробья" и молодые участники литературной группы ОБЭРИУ (объединение реального искусства). Содержание журнала формировалось на основе дореволюционной традиции, сочетавшейся с новациями. Редакция получала и публиковала письма детей. Часто появлялись статьи, относящиеся к повседневной жизни. Например, "Сколько тебе лет?" 9 , "Праздник" 10 . Печатались статьи на острые дискуссионные темы: "Кому нужна религия?" 11 или "Товарищ ли нам учитель?" 12 В конце каждого номера Маршак помещал свои стихи для детей, а поэты, писатели и художники придумывали истории для развития воображения, активизации восприятия детей и побуждения их к творчеству. В 1930 г. тираж достиг 125 000 экземпляров.

После смещения в 1929 г. А.В. Луначарского с поста наркома просвещения Маршак уже не мог играть важную роль в жизни журнала. Редактором стал коммунист Николай Олейников. Содержание журнала заметно изменилось: его страницы заполнили статьи о задачах первой пятилетки ("Тысяча и одна задача", "Цифры-картинки" 13). По инициативе Олейникова появились новые разделы, относящиеся к бытовой стороне жизни детей: "Учитесь писать стихи" 14 , "Скорая помощь" 15 . Судя по тиражу (125 000 экземпляров), журнал сохранил свои позиции.

Школа Павликов Морозовых

На рубеже 1920-1930-х гг. завершалось создание советской системы образования. Вся деятельность школ, в том числе содержание образования, были унифицированы. Появились единые обязательные программы и учебные планы, единые учебники. Были строго запрещены любые эксперименты и творческий поиск, связанные с воспитанием детей. Усиливалось идеологическое и административное давление на детские журналы. Цензоры Главлита внимательно следили за так называемым "нежелательным контекстом".

В 1930 г. начал издаваться ежемесячный журнал "Чиж" для детей младшего возраста 5-8 лет (орган центрального бюро юных пионеров, Главсоцвоса и ленинградского облбюро детских коммунистических организаций). Содержание журнала гармонично сочеталось с требованиями и целями воспитания подрастающего поколения. Главный редактор, организатор первых пионерских отрядов Георгий Дитрих (1906-1943) ставил целью воспитывать в малышах дух коллективизма, прививать дисциплинированность, любовь к труду, навыки здорового быта. Журнал учил детей решать основные бытовые задачи, с которыми ребенок сталкивался в жизни: "Как вытирать пол под шкафом" 16 , "Как наливать молоко, как лить из большой бутылки в маленькую" 17 или "Как научиться узнавать по часам, который час" 18 .

Журнал "Чиж" был богат интересными статьями и художественными иллюстрациями. Более четко, чем другие детские журналы, он был ориентирован на советскую реальность в соответствии с линией официальной пропаганды. Редактор обращался к детям: "Этот номер прочитай сам и прочти вслух другим ребятам. Пусть и они узнают, как мы продолжаем Октябрьскую революцию, с какими врагами мы боремся, что строим, как проводим праздник, как проводят его за границей наши маленькие иностранные товарищи" 19 . В соответствии со сталинским тезисом об усилении классовой борьбы в условиях строительства социализма пропаганда разжигала рознь в обществе. При этом школа и семья не остались в стороне. О расколе между школой и семьей в вопросах воспитания писал журнал "За коммунистическое воспитание": "Плохо, когда родители оторваны от школы, когда воспитание в семье ученика резко отличается от принципов коммунистического воспитания и морали, которые дает школа" 20 . По письмам детей, опубликованным в журнале "Чиж", можно исследовать процесс изменения отношения детей к родителям. Петя Сергеев писал в редакцию: "А матери тоже про ученья не понравилось. Ты - говорит,- не баловался бы, а лучше по хозяйству бы помог. А отец смеется, что она со мной, как с девчонкой, возится. Отец меня всегда водкой угощает: на! Выпей. Он сам каждый день пьет" 21 . На страницах детского журнала все чаще и чаще публиковались письма, в которых дети жаловались на своих родителей, которые не пускали их в школу, держали дома иконы. К середине 1930-х гг. детские журналы окончательно превратились в средство партийной пропаганды. На их страницах публиковались призывы к борьбе против врагов, которых следовало выявлять и внутри семьи.

В 1920-30-е гг. в СССР была создана новая сеть журналов для детей. Перед ними стояла задача формировать мировоззрение нового советского типа, влиять на развитие личности будущих строителей нового общества. Детские журналы, как и первые советские учебники, давали юным читателям энциклопедические знания о мире, воспитывали трудовые навыки, развивали творческие способности. Однако становление советских детских журналов проходило под бдительным партийным контролем. Новая детская публицистика нуждалась в поддержке со стороны государства и получила ее в полном масштабе. В 1920-е гг. советские детские журналы подвергались критике за отрыв от реального мира. Власть требовала публиковать не сказки и стихи, а статьи о жизни детей. К середине 1930-х гг. переворот в детской журналистике завершился, издания были насыщены пропагандистскими статьями, призывавшими бороться с врагами и выявлять их везде, где только можно.

1. Окороков Н. Октябрь и крах русской буржуазной прессы. М., 1970. С. 313.
2. Объявление редакции "Маяк" (Москва). 1914. N 1. С. 30.
3. Крупская Н.К. Семнадцатый год. М., 1925. С. 23.
4. Мурзилка. 1924. N5. С. 2, 4.
5. Соколова Э.С., Федорова Н.И. Дети и детские организации России в XX веке. История и современность глазами социологов. М., 2007. С. 47.
6. Письмо от редактора // Воробей. 1922. N 1. С. 1.
7. Письмо от редактора // Воробей. 1924. N 1. С. 1.
8. Колесова Л.Н. Детские журналы Советской России 1917-1977. Петрозаводск, 1993. С. 34-35, 84-87.
9. Еж. 1928. N 2.
10. Еж. 1928. N 3.
11. Еж. 1930. N 7.
12. Еж. 1930. N 9.
13. Еж. 1929. N 10.
14. Еж. 1929. N 4.
15. Еж. 1929. N 6.
16. Чиж. 1930. N 1.
17. Чиж. 1930. N 4.
18. Чиж. 1930. N 2.
19. Чиж. 1931. N 10. С. 1.
20. Александров С. Опыт работы с родителями // За Коммунистическое воспитание. 1930. N 5. С. 59-60.
21. Чиж. 1931. N 8.