Что включает в себя техническое обслуживание. Техническое обслуживание автомобиля и уход за ним. Способы организации ремонтного обслуживания производства

Выполняемых в промежутке между плановым и внеплановым ремонтом производственного оборудования. Цель - гарантия надежной и беспрерывной работы. Своевременное техническое обслуживание и грамотная эксплуатация значительно снижают затраты на ремонт и вынужденное время простоя.

Задачи технического обслуживания

Можно с уверенностью заявить, что техобслуживание представляет собой определяющее профилактическое действие, которое крайне необходимо для обеспечения непрерывной работы производственного оборудования и механизмов в промежутках времени между запланированными ремонтными манипуляциями. Оно предполагает уход и осуществление контроля над работой машин, их поддержание в исправном рабочем состоянии, плановый техосмотр, чистку, промывку, регулировку, продувку и другой ремонт оборудования.

Отдельные виды технического обслуживания могут проводиться непосредственно на работающем оборудовании с использованием перерывов и выходных дней. При наличии соответствующих разрешений в инструкциях по эксплуатации механизмов и оборудования возможно кратковременное их отключение от электросетей до полной остановки. В таких случаях допускается некоторый простой, но чтобы не прерывались производственный и

Регламентирующие документы

ГОСТами, регламентирующими применение систем технического обслуживания и ремонт оборудования, являются 18322-78 "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения" и 28.001-83 "Система технического обслуживания и ремонта техники. Основные положения". Именно эти стандарты определяют классификацию и виды технического обслуживания электрооборудования.

Классификация видов техобслуживания

  • оценка износа трущихся деталей;
  • подтяжка крепежных и натяжных элементов;
  • проверка защитных приспособлений и зажимов;
  • определение шума и вибрации;
  • регулирование подачи охлаждающих жидкостей и масел и пр.

Некоторые пункты входят и в перечень технического обслуживания для кузнечнопрессового, деревообрабатывающего, литейного оборудования, за исключением специфических особенностей эксплуатации и устройства.

Система технического обслуживания и ремонта

Главной задачей автоматизированных систем, по которым проводятся различные виды ТО, является сокращение расходов по этой статье бюджета предприятия и значительное повышение класса надежности работы машин и механизмов, что способствует уменьшению себестоимости производимой продукции и, соответственно, росту доходов.

В случае проведения ремонта задача меняется, поскольку необходимо максимально сократить не только потери, но и частоту проведения самих работ (независимо от вида и объема). Идеальная схема, к которой стремятся предприятия, - это полный отказ от которые неизбежно ведут к внеплановым остановкам производства.

Кроме того, эксплуатация и техническое обслуживание, в частности, проведение ремонтных работ, осуществляются в условиях некоторой неопределенности. Даже проведенный мониторинг износа промышленного оснащения и многолетний опыт не могут определить конкретный объем и указать номенклатуру новых запчастей для оборудования. А вот конвейерная система предполагает точное распределение необходимых деталей, которые могут потребоваться со склада на определенный заказ.

Что такое система техобслуживания и ремонта

Система технического обслуживания и ремонта - это комплекс связанных между собой специалистов, технических приспособлений, отчетной и фиксирующей результаты документации. Все они необходимы для поддержания надлежащего состояния промышленного оборудования, определенного ГОСТами.

Все предприятия страны пользуются единой концепцией сохранения рабочих машин и механизмов в состоянии беспрерывной работоспособности, частью которой является применение законодательно утвержденной системы планово-предупредительного ремонта (ППР).

Данная система является полноценным комплексом организационных и технических действий, осуществляемых в плановом режиме, направленных на контроль и обеспечение рабочего состояния имеющихся на балансе предприятия машин и механизмов. Применяется такая система в течение всего срока эксплуатации оборудования при соблюдении указанных заводом-изготовителем режима и условий работы. Точное выполнение всех требований, рекомендаций и инструкций по эксплуатации является обязательным.

Система планово-предупредительных ремонтных работ основана на реализации запланированных периодических осмотров, контроля состояния основного оборудования и носит характер предупредительной меры. Таким образом, комплекс мероприятий, гарантирующих поддержание отличной работоспособности машин и механизмов, выполняется по разработанным месячным и годовым графикам. Последние составляются в расчете на недопустимость и предупреждение неожиданного выхода из строя промышленного оборудования, то есть в расчете на сокращение дополнительных расходов.

Обеспечение системы ТОиР

Внедрение системы планово-предупредительных ремонтов в производство обеспечивается:

  • достаточной материально-технической базой и поддержанием определенной периодичности ремонтных работ, сроков выполнения;
  • полным объемом выполненного перечня операций техобслуживания, гарантирующих беспрерывную работу машин и оборудования;
  • по возможности кратчайшим сроком пребывания вышедшего из строя оборудования в ремонте (особенно капитальном).

Осуществление работ

В зависимости от категории и технологической важности оборудования, а также стабильности производимых процессов и безопасности работников, те или иные виды ремонтных работ могут проводиться в качестве ремонта по неисправному техническому состоянию, регламентированного (планового) ремонта, ремонта по выработанноу сроку или их сочетания.

Ремонт промышленного оборудования допустимо проводить силами предприятий-собственников, которые непосредственно используют его, а также специализированными бригадами заводов-изготовителей или ремонтных предприятий. Приоритеты этих организационных схем для каждого завода расставлены в зависимости от наличия собственных резервов, оснащенности, квалификации ремонтного персонала и финансовой состоятельности. Но каждое промышленное предприятие может на свое усмотрение отдать предпочтение любому методу и форме ППР, максимально соответствующей основным направлениям производства.

Сроки ТО

Виды и сроки технического обслуживания исчисляются сутками или месяцами, и зависит это от сложности и типа промышленного оборудования. Так, к примеру, расчеты для (тепловозов, электровозов и пр.) производятся соответственно средним значениям межремонтных пробегов.

Периодичность, виды и сроки технического обслуживания исчисляются по календарному времени эксплуатации и учитывают техусловия заводов-изготовителей.

Таким образом, в результате небольшого анализа сущности, классификации, видов технического обслуживания промышленного, производственного и технологического оборудования можно сделать вывод о его необходимости, планомерности и обязательном строгом контроле. Именно совокупность этих составляющих позволит предприятиям добиться бесперебойной работы машин и механизмов, что, в свою очередь, способствует экономии бюджета, повышению производительности труда и получению дополнительной прибыли.

§ 1. Виды и периодичность технического обслуживания

Техническое обслуживание автомобилей проводится по так называемой планово-предупредительной системе. Особенность этой системы заключается в том, что все автомоби­ли проходят техническое обслуживание по пла­ну-графику в обязательном порядке. Основная цель технического обслуживания - предупреж­дение отказов и неисправностей, предотвраще­ние преждевременного износа деталей, свое­временное устранение повреждений, препятст­вующих нормальной работе автомобиля. Та­ким образом, техническое обслуживание явля­ется профилактическим мероприятием.

Отказом называется нарушение работо­способности автомобиля, приводящее к времен­ному прекращению его нормальной эксплуата­ции (остановка на линии, нарушение расписа­ния движения и т. п.).

Все другие отклонения технического состоя­ния подвижного состава и его агрегатов от ус­тановленных норм являются неисправнос­тями.

В техническое обслуживание входят уборочно-моечные, контрольно-диагностические, кре­пежные, смазочные, заправочные, регулировоч­ные и другие работы, выполняемые, как прави­ло, без разборки агрегатов и снятия с автомо­биля отдельных узлов.

Согласно действующему положению тех­ническое обслуживание по периодичности, объему и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

первое техническое обслуживание (ТО-1);

второе техническое обслуживание (ТО-2);

сезонное техническое обслуживание (СО).

Ежедневное техническое об­служивание включает уборочно-моечные работы, а также общий контроль за состоянием автомобиля, направленный на обеспечение без­опасности движения и поддержание надлежа­щего внешнего вида.

Выполняя ежедневное техническое обслу­живание, производят уборочно-моечные рабо­ты, контрольный осмотр, заправку топливом, охлаждающей жидкостью и маслом. Работы по ЕО выполняют после окончания работы ав­томобиля на линии и перед выездом на линию.

Первое техническое обслуживание включает все работы, выполняемые при ежедневном обслуживании. Кроме того, в него входит ряд дополнительных крепежных, смазочных и контрольно-регулировочных ра­бот, производимых без снятия агрегатов и при­боров с автомобиля и их разборки.

Второе техническое обслужива­ние помимо комплекса операций, входящих в ТО-1, предусматривает выполнение контроль­но-диагностических и регулировочных работ большего объема с частичной разборкой агре­гатов. Отдельные приборы снимаются с авто­мобиля и проверяются на специальных стендах и контрольно-измерительных установках.

Сезонное обслуживание проводит­ся два раза в год и предусматривает выполне­ние работ, связанных с переходом от одного сезона к другому, при этом его стараются сов­местить с очередным ТО-2. Характерными ра­ботами для СО являются: промывка системы охлаждения, замена масла в двигателе и смаз­ки в картерах других агрегатов соответственно наступающему сезону; проверка системы топливоподачи и промывка топливного бака. Пе­ред началом осенне-зимней эксплуатации проверяют работу пускового подогревателя и си­стемы отопления в кабине автомобиля.

Периодичность выполнения работ по техни­ческому обслуживанию подвижного состава устанавливается по величине пробега в зависи­мости от условий эксплуатации.

В табл. 1 приведены данные о периодичнос­ти ТО-1 и ТО-2 различного подвижного состава для трех категорий условий эксплуатации со­гласно ГОСТ 21624-76 (с 1 января 1977 г.).

1. Периодичности технического обслуживания автомобилей

Периодичности технического обслуживания для автомобилей разных типов, км

легковых

автобусов

грузовых

2. Характеристика категорий условий эксплуатации

Типичные группы условий работы автомобиля

1. Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием за пределами приго­родной зоны

2. Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием в пригородной зоне, улицы небольших городов (с на­селением до 100 тыс. жителей)

I, II, III

1. Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием в горной местности

2. Улицы больших городов

3. Автомобильные дороги с щебеночным или гравийным покрытием

4. Автомобильные грунтовые профилированные и лесовозные дороги

I, II, III

1. Автомобильные дороги с щебеночным или гравийным по­крытием в горной местности

2. Непрофилированные доро­ги и стерня

3. Карьеры, котлованы и вре­менные подъездные пути

Система технического обслуживания

Обоснование системы ТО, структура, основные понятия

Техническое обслуживание – это комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности РЭО при его использовании по назначению, ожидании, хранении, транспортировании

Ремонт – это комплекс операций по восстановлению работоспособности изделий или составных частей изделий

Поддержание заданного уровня готовности изделий к использованию по назначению в процессе использования с минимальными затратами труда, времени и средств на проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту обеспечивает система ТО и Р

Система ТО и Р – это комплекс взаимосвязанных средств, документации и исполнителей, необходимый для поддержания качества изделий, входящих в него

Цель системы ТО и Р – управление техническим состоянием изделий в течение их ресурса или срока службы, который обеспечивает заданный уровень готовности к использованию по назначению и их работоспособность в процессе использования при минимальных затратах труда, времени и средств

Система ТО основана на планов-предупредительной системе, сущность которой заключается в том, что в определенные сроки проводится комплекс операций по ее обслуживанию

Планово-предупредительная система ТО предусматривает помимо стратегии различные виды и методы технического обслуживания

Весь комплекс операций по ТО и Р можно условно разделить на 2 группы:

1. Планово-профилактические работы

2. Работы по обнаружению и устранению отказов и повреждений

Основное требование, предъявляемое к процессу технической эксплуатации в целом состоит в том, что при ограниченных затратах труда обеспечить наибольшую вероятность того, что в необходимый момент времени средства ЭРТОП окажутся работоспособными и выполнят поставленную задачу

Состав системы ТО:

Объект ТО – РЭО, обладающее потребностями в определенных операциях ТО и приспособленное к выполнению этих операций

Средства ТО – составляют контрольно-измерительные приборы, технологическую оснастку и сооружения, предназначенные для обслуживания

Техническое обслуживание осуществляется в соответствии с эксплуатационно-технической документацией и программой ТО

Программа ТО и Р – это документ, содержащий совокупность основных принципов и принятых решений по применению наиболее эффективных методов и режимов ТО и Р, реализованных в конструкции объектов при их проектировании и изготовлении с учетом заданных требований и условий эксплуатации. Для каждого ВС формируется своя программа ТО и Р

Управляющие органы представляют собой инженерно-технический состав, который осуществляет техническое обслуживание РЭО и управление объектом и средствами

Система ТО и Р может быть отнесена к классу больших кибернетических систем, т.е. систем, связанных с информацией. К специфическим особенностям кибернетических систем относятся:

1. Связь с внешней средой

2. Наличие исполнительных и управляющих органов

3. Замкнутость цепи воздействий

Для больших кибернетических систем характерно использование информации для управления состоянием и качество функционирования системы. В системе осуществляется циркуляция, трансформация и обработка информации

Статистическая информация о состоянии системы в виде сигналов поступает в средства ТО. В результате обработки этой информации через средства ТО получаются данные о виде технического состояния объекта и затем вырабатываются решения по операционному управлению этим состоянием

В процессе ТО и Р производятся:

1. Определение и контроль технического состояния

2. Определение работоспособности и поиск места отказа

3. Восстановительные работы

4. Настроечно-регулировочные работы

Процесс определения технического состояния изделия называется техническим диагностированием. Техническое диагностирование решает одну или несколько следующих задач:

1. Проверка исправности

2. Проверка работоспособности

3. Поиск места отказа, причем поиск места отказа является неотъемлемой частью ТО

К числу основных состояний системы ТО и Р относятся:

1. Установление требований параметров ТО и Р конкретных видов техники, включающих выполнение обслуживания изделий с заданным качеством при минимальных затратах труда, времени и средств

2. Подготовка и реализация технологических процессов обслуживания с заданным качеством

3. Обеспечение условий для выполнения ТО, в том числе создание и оснащение подразделений необходимыми средствами

4. Оптимизация размещения производственных баз и материальных ресурсов

Эффективность системы ТО и Р определяется степенью ее приспособленности к выполнению функций по управлению надежностью и техническим состоянием в процессе технической эксплуатации

Организация профилактических работ при проведении ТО

Основной задачей, которая возникает при разработке системы ТО, является выбор и обоснование характеристик систем профилактических мероприятий. При этом под профилактическими мероприятиями будем понимать мероприятия, направленные на предупреждение отказов РЭО. Выбор определяется:

1. Условиями оперативного использования данного типа оборудования

2. Требованиями к надежности его работы

3. Конструкцией аппаратуры

4. Наличием резервных блоков или каналов

После выбора типа системы профилактики, необходимо определить основные характеристики этой системы: периодичность и длительность проведения профилактических работ

Характеристики любой системы профилактики определяются наиболее важными требованиями к ней (достижение наибольшей эффективности использования РЭО, минимальная стоимость проведения профилактических работ)

Профилактические мероприятия, проводимые при эксплуатации РЭО, могут отличаться по периодичности, по методу проведения и организации объема работ, однако все системы профилактических мероприятий должны удовлетворять некоторым основным требованиям:

1. Система профилактических мероприятий должна обеспечить требуемый уровень надежности эксплуатируемой аппаратуры

2. Время, отводимое на проведение профилактических работ, должно быть оптимальным с точки зрения, что увеличение времени на проведение профилактики увеличивает простой оборудования, а уменьшение времени снижает качество ее выполнения

3. С организационно-технической точки зрения принятая профилактика должна обеспечить работу оборудования при минимуме эксплуатационных затрат

В зависимости от того, какие принципы положены в основу при определении периодичности работ, все системы профилактических мероприятий можно разделить на 2 группы: регламентные и календарные

Система обслуживания, применяемая при профилактических работах, может быть:

1. Система обслуживания, предусматривающая перерывы в использовании РЭО

2. Система обслуживания РЭО в рабочем состоянии

3. Непрерывная система обслуживания

Система обслуживания, предусматривающая перерывы в работе РЭО

Обслуживание с перерывами осуществляется в том случае, если по конструктивным и функциональным соображениям необходимо выключать РЭО для выполнения операций по ТО. Во время эксплуатации РЭО может находиться в одном из трех состояний: использование по назначению, профилактика, восстановление, поэтому качество системы обслуживания можно оценить либо коэффициентом использования аппаратуры, либо эффективностью работы РЭО

Максимальные значения параметров в данной системе достигаются при оптимальной длительности и частоте профилактических работ.

Такая система обслуживания применяется при ТО бортового РЭО

Каждый автовладелец и потенциальный покупатель не раз в жизни задумывался о том, какая машина (фирма и модель) действительно качественна и проживет долгую жизнь. Однозначного ответа на этот вопрос получить невозможно, но можно сказать то, что любая техника способна продолжительный промежуток времени работать бесперебойно, если плановое техобслуживание не пропускается и не оставляется на потом. Никогда не стоит забывать об этом. Основной задачей технического обслуживания является поддержка нормальной работоспособности машины. Оно включает в себя небольшие комплексные работы по проверке деталей, поиску неисправностей и их немедленному устранению. А также отдельное внимание уделяется внешнему виду.

Многие владельцы едва отличают ремонт и техническое обслуживание. Необходимо еще раз уточнить, что последнее – профилактическая мера, способ предотвращения многих «заболеваний» автомобиля.

Виды профилактических мер

Итак, техническое обслуживание проводится в нескольких вариантах:

  • принудительно;
  • по плану;
  • после достижения определенного пробега;
  • по желанию или надобности, вне зависимости от технического состояния автомобиля.

Существуют определенные виды технического обслуживания, которые утверждены документально:

  • EO. Этими буквенными символами обозначается проверка автомобиля каждый день.
  • ТО-1 и ТО-2. Имеет простое объяснение аббревиатуры – техническое обслуживание №1 и №2.
  • СО. Речь идет о проверке каждый сезон.

Все они отличаются различным комплексом задач, целей и решений, а также разная у них периодичность технического обслуживания. Последний критерий зависит от марки автомобиля, его модели, а также времени общей эксплуатации. Чаще профилактику следует проводить, если машина ездит по бездорожью, активно используется в зимний промежуток времени и летом, когда температура воздуха чересчур велика. ТО-1 и ТО-2 производятся, как правило, после достижения определенного пробега. При начале осмотра также учитывается и то, в каких условиях машина совершала движение: климат, рельеф и другие определяющие факторы.

Ежедневное техническое обслуживание

ЕО проводят каждые сутки после длительной поездки. Главной задачей ремонтников становится приведение внешнего вида машины в надлежащий вид, внутренних частей - в правильное состояние, в проверке бака и полной его заправке бензином, добавлении масла, воды и воздуха. Шины также подлежат осмотру и замене в случае необходимости. Хоть это можно сделать и самому, но все же периодичность технического обслуживания нужно соблюдать.

Основные задачи ежедневного обслуживания:

  • поддержка и улучшение внешнего вида машины;
  • контролирование наполняемости бака и его дозаправка;
  • регулирование масла, которое необходимо для работы двигателя;
  • проверка тормозной системы и системы охлаждения агрегата;
  • контроль жидкости в омывателях.

Стоимость ежедневного обслуживания иногда доходит до высоких цифр, поэтому не всем захочется каждые сутки привозить свою «ласточку» на станцию. Это вполне логично, и понять такого водителя можно. Однако хотя бы раз-два в две недели автомобиль следует отвозить на профилактические меры.

Первое техническое обслуживание

ТО-1 включает в себя комплекс всех операций, которые входят в ежедневный профилактический осмотр. При этом выполняется еще дополнительное количество различной смазочной, крепежной и другой работы по техническому обслуживанию такого типа. Однако снятие различных приборов – агрегата или других важных механизмов - не запланировано. Более детально машина не осматривается.

Второе техническое обслуживание

Разумеется, ТО-2 включает все работы, выполняемые при первом обслуживании. Дополнительно производится «глубокий» осмотр, при котором большее количество деталей рассматривается отдельно и заменяется в случае необходимости.

Сезонные осмотры

Техническое обслуживание оборудования осуществляется на станциях во время перехода на зимний и летний период. При стабильном и комфортном климате (например, в средней полосе России) никаких проблем при осмотре и замене необходимых элементов не возникает. Наиболее важными работами в сезонных осмотрах являются замена жидкости в стеклоомывателе и смена шин. Также нередки случаи, когда проводится обработка кузова от коррозии.

В регионах, где климат беспощаден, на СТО рабочие проводят замену моторного масла в зависимости от наступающего сезона. Обычная жидкость, которая якобы предназначена для любого времени года, из-за постоянных скачков температуры окружающей среды меняет свою консистенцию. Например, из-за сильных морозов она становится похожей на густой мед. Впоследствии будет трудно (или невозможно) завести автомобиль. В летний период следует пользоваться именно таким маслом, так как зимнее теряет все свои свойства и становится бесполезным.

Работы при проведении технического обслуживания

Когда проводится ремонт и техническое обслуживание, любая машина диагностируется, после чего выполняются следующие работы:

  • проверка креплений деталей и элементов;
  • проверка наполняемости бака;
  • диагностика электропроводки и соответствия бумажной схемы реальной;
  • контрольная проверка работоспособности автомобиля и полная конечная диагностика;
  • регулировочные работы;
  • смазочные работы.

На что следует обратить внимание перед поездкой?

Выезжая из гаража, водитель должен быть уверенным в работоспособности каждой системы автомобиля. Именно поэтому следует обратить внимание на следующие нюансы, которые помогут сохранить особую периодичность технического обслуживания:

  • кузов и полная комплектация автомобиля;
  • правильное расположение боковых зеркал и их наличие;
  • номерные знаки и их читабельность (важно, чтобы они не были запачканы грязью);
  • наличие замков на дверях, багажнике и капоте и их стабильная работа;
  • полная исправность всех электросистем (дворники, фары и т. д.);
  • наличие всех необходимых жидкостей;
  • герметичность систем;
  • нормальная работоспособность руля;
  • правильная работа измерительных приборов.

Шины

Первым делом необходимо следить за давлением в шинах. От этого зависит не только длительный эксплуатационный период колес, но и безопасность водителя.

Нужно обратить внимание на следующие факторы, которые помогут обнаружить проблемы.

  • Система технического обслуживания включает в себя проверку на износ протекторов как боковых, так и центральных. Причиной подобной проблемы может быть избыточное давление в шинах. Следует его отрегулировать, чтобы избавиться от лишних проблем и быстрого износа.
  • Одновременный износ с обеих сторон. Этому способствуют резкие и постоянные вхождения в повороты. При неправильном давлении в шинах проблема усугубляется.
  • Износ только с одной стороны. Нужно обратить внимание на развал колес.

Электрические системы

Самые частые проблемы встречаются именно с аккумулятором. Если проверять его каждый день, то избежать проблемы достаточно легко:

  • Эксплуатация и техническое обслуживание включают точную проверку аккумулятора. Если делать это вручную, то следует обязательно ознакомиться с техникой безопасности.
  • Держать прибор следует в постоянной чистоте, не допуская засорений и мусора.
  • Зимой обязательно смазывать аккумулятор специальной смазкой.
  • Особое внимание нужно обратить на лоток. Если появилась коррозия, то убрать ее необходимо при помощи солевого раствора. Когда разрушению поддастся металл, то лучше всего обработать поверхность жидкостью с цинком, а потом покрасить ее.
  • Уровень зарядки аккумулятора нужно проверять каждые три месяца.

Благодаря данным советам машина, как часы, будет заводиться в любой мороз.

Тормозная система

Какой бы ни была периодичность технического обслуживания, проверять на утечку тормозную систему следует постоянно, и чем чаще, тем лучше. Ведь мало кому хочется узнать о неисправности в процессе езды, когда автомобиль просто откажется отвечать на желание водителя остановиться. При проверке следует помнить, что жидкость опасна и легко может навредить глазам.

При заливке нового раствора следует учитывать, что он не должен долгое время стоять открытым на воздухе. Иначе последний попадет в жидкость, и тормозить будет трудно.

Двигатель

Конечно же, двигатель является важной составляющей любого автомобиля. Его нужно проверять так же часто, как и тормозную систему. Любые виды технического обслуживания имеют в своем перечне заданий осмотр агрегата.

  • Нужно обратить внимание на чистоту двигателя в целом.
  • Следует не забывать о жидкостях, которые необходимо постоянно доливать и следить за их состоянием.
  • На приводные ремни нужно обязательно обратить особое внимание.
  • Систему зажигания тоже не стоит обходить стороной. А лучше всего даже заменить свечи, которые уже скоро завершат свой эксплуатационный период.
  • Воздушный фильтр тоже подлежит проверке и замене при необходимости.
  • Замена и поддержка работоспособности топливного фильтра – это тоже входит в перечень заданий на СТО при плановой проверке. Следует обратить особое внимание на утечку. Ее быть не должно, что, в принципе, достаточно логично и понятно каждому водителю.

С двигателем лучше, если плохо водитель разбирается в системе автомобилей, не работать самостоятельно. Средства технического обслуживания, которые используются на станциях, позволяют провести мониторинг и замену деталей в два раза быстрее.

Моторное масло

Перед тем как проверять моторное масло, необходимо правильно установить автомобиль. Приступать к процессу следует либо перед включением двигателя, либо через пять минут после его глушения. При покупке масла следует обратить внимание на то, подходит ли оно установленному типу агрегата. Ведь современная техника слишком требовательна и капризна в таких вопросах. Если водитель заметил, что постоянно приходится менять масло (слишком часто), то нужно искать место утечки. Иногда бывает так, что последнее обнаружить не удалось. В таком случае имеет место говорить об износе поршней в двигателе. Постоянная периодичность технического обслуживания поможет заметить все существующие проблемы. Но некоторые модели сами по себе слишком часто требуют замену масла. Следует консультироваться с работником СТО или прочесть инструкцию. Уровень масла рекомендуется постоянно поддерживать на среднем уровне. Если жидкости слишком мало, то есть вероятность испортить сальник.

Уровень охлаждающей жидкости

Пока двигатель не охладится полностью, не стоит открывать радиаторную решетку и бачок. Горячий пар и жидкость могут повредить части тела водителя или работника СТО. Доливать вещество следует через бачок. Оставлять канистру без присмотра открытой нельзя, так как она представляет опасность для окружающей среды (содержит яд).

Жидкость гидроусилителя рулевой системы

Для проверки состояния жидкости гидроусилителя следует установить автомобиль на ровном месте. Перед тем как заглушить агрегат, нужно во время холостых оборотов повернуть руль в крайнее положение и поставить колесную систему в направлении прямолинейного движения. Для того чтобы провести проверку жидкости и получить правильные и точные результаты, необходимо зафиксировать колесо управления в определенном положении, а двигатель должен быть прогрет до средней рабочей температуры.

Почему так важно посещать СТО?

Машина постоянно подвергается воздействию пыли, солнечного света, а также испытывает вибрации. Это касается любых автомобилей, даже если водители стараются ездить только по ровным дорогам. Те машины, которые продолжительное время простаивают без эксплуатации, портятся намного быстрее в сравнении с часто использующимися. Конечно же, основные детали не придут в негодность, но резиновые элементы со временем постареют, и их придется менять. Поэтому, если машина с пробегом в 3 тыс. км долгое время простояла в гараже, ее сперва нужно отвезти на станцию, чтобы провести техническое обслуживание. Техники у СТО достаточно, и сотрудники проведут работы в короткий срок.

(ТОиР) – совокупность положений, правил, организационных и технических мероприятий по техническому уходу и ремонту оборудования, проводимых по заранее составленному плану.

Система ТОиР предусматривает проведение следующих видов работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования.

® Техническое обслуживание (ТО) – комплекс операций по поддержанию работоспособности оборудования и обеспечению его технических параметров в процессе эксплуатации. Такое обслуживание выполняют производственные рабочие и дежурный ремонтный персонал. При этом предусматриваются следующие технические операции:

Смена и пополнение масла;

Регулировка механизмов;

Устранение мелких неисправностей;

Смазка трущихся поверхностей;

Проверка на точность;

Испытания (для грузоподъёмных машин, электрооборудования и т.п.).

® Ремон т – это комплекс операций по восстановлению параметров технической характеристики оборудования и обеспечению дальнейшей его эксплуатации. Различают ремонты:

Текущий (малый и средний);

Капитальный.

Малый (текущий ) ремонт - предусматривает замену или восстановление быстроизнашивающихся деталей и регулировку механизмов.

Средний (текущий ) ремонт – предусматривает частичную разборку оборудования, замену и восстановление изношенных деталей. Выполняется без снятия оборудования с фундамента.

Капитальный ремонт - требует полной разборки и ремонта всех базовых деталей, замены изношенных деталей и узлов, восстановление части деталей, проверки их на точность.

Модернизация оборудования обычно совмещается с капитальным ремонтом. Модернизация позволяет снизить моральный износ оборудования и проводится в следующих основных направлениях:

Механизация и автоматизация управления циклом работы;

Повышение мощности, скорости и ёмкости рабочего оборудования;

Расширение технологических возможностей;

Повышение эксплуатационной надёжности, долговечности и точности работы;

Оснащение загрузочными и подающими механизмами;

Улучшение условий труда.

Функционирование системы планово-предупредительных ремонтов базируется на определённых нормативах, которые позволяют планировать объёмы ремонтных работ, очерёдность сроки проведения, трудоёмкость и др. К основным нормативам системы относятся:

2. Продолжительность ремонтного цикла.

3. Структура ремонтного цикла.

4. Продолжительность межремонтного периода.

5. Продолжительность межосмотрового периода.

6. Трудоёмкость ремонтных работ (нормы времени).

7. Нормы простоя оборудования в ремонте.

Под категорией ремонтной сложности понимается степень сложности ремонта агрегата (единицы оборудования), которая зависит от его технических и конструктивных особенностей. Категория ремонтной сложности обозначается буквой R и числом перед ней.

Продолжительность ремонтного цикла – это продолжительность работы оборудования от ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта или между двумя капитальными ремонтами.

Структура ремонтного цикла - перечень и последовательность выполнения работ по осмотру и ремонту в период ремонтного цикла (от ввода оборудования в эксплуатацию до первого капитального ремонта или между двумя капитальными ремонтами). Так, например, структура ремонтного цикла ленточного транспортёра имеет следующий вид (рис. 1):

К – О –О - О - М – О – О – О – М – О – О – О – С

– О – О – О – М – О – О – О – М - О – О – О – К

К – капитальный ремонт; О – осмотр; М – текущий (малый) ремонт;

С - текущий (средний) ремонт

Рисунок 1 – Структура ремонтного цикла ленточного транспортёра

Продолжительность межремонтного периода – период работы оборудования между двумя ближайшими плановыми ремонтами.

Продолжительность межосмотрового периода – период работы оборудования между двумя очередными осмотрами или между осмотром и очередным плановым ремонтом.

Норма времени на одну ремонтную единицу (трудоёмкость ремонтных работ) устанавливается видам ремонтных работ (промывка, проверка на точность, осмотр, осмотр перед капитальным ремонтом, текущие и капитальный ремонты) дифференцированно для слесарных, станочных и других работ.

Норма простоя оборудования в текущем (малом и среднем) и капитальном ремонте устанавливается в днях из расчёта на одну единицу ремонтной сложности с учётом сменности работы ремонтных бригад.

Известны три метода проведения планово-предупредительных ремонтов оборудования:

1) послеосмотровой;

2) периодический;

3) стандартный (принудительный).

При послеосмотровом методе ремонта оборудование периодически осматривается. На основе данных осмотра определяют срок и вид ремонта. Периодичность осмотров устанавливают по ориентировочным срокам службы деталей и узлов. Объём, сроки и стоимость ремонтных работ заранее не планируют. Метод отличается конкретным содержанием объема работ. Метод наиболее точен, но требует длительной остановки оборудования.

При методе периодических ремонтов виды и сроки ремонтных работ, и календарные планы остановки оборудования планируют на основе минимальных сроков службы деталей и узлов. При осмотрах оборудования уточняют характер и содержание ремонтных работ и составляют дефектные ведомости. Достоинством метода является сочетание низких затрат с малым временем остановки на ремонт. Это метод наиболее распространён на металлургических предприятиях.

Метод стандартного (принудительного ) ремонта заключается в установлении заранее ремонтного цикла, содержании отдельно каждого ремонта т применяется для оборудования, работающего в экстремальных условиях и автоматических линий. Метод предполагает проведение каждого вида ремонта и его обязательный объём в строго определённые сроки независимо от состояния оборудования, что требует увеличения запаса сменяемых деталей и узлов.

Текущие и капитальные ремонты проводятся узловым, агрегатным и стендовым способами.

Узловой способ заключается в замене во время ремонта целых узлов машин и оборудования новыми или заранее отремонтированными.

Агрегатный способ заключается в том, что вышедшие из строя отдельные агрегаты оборудования заменяются запасными (ранее отремонтированными) или новыми. Такой способ позволяет резко сократить простои оборудования на ремонте, поскольку ремонт сводится в основном, к тому, чтобы снять с оборудования вышедший из строя агрегат и вместо него поставить заранее отремонтированный.

При стендовом способе ремонт и сборку производят на оборудованных специальных стендах.

Годовой план ремонта оборудования разрабатывают в ОГМ предприятия для каждого цеха на каждую единицу оборудования при непосредственном участии цеховых механиков. В плане для каждой единицы оборудования указывается:

Наименование и инвентарный номер оборудования;

Продолжительность межремонтного и межосмотрового периодов в месяцах (или часах);

Вид и дата последнего ремонта (осмотра), выполненного в базисном году;

Вид и календарные сроки проведения запланированных ремонтов и осмотров;

Трудоёмкость ремонтных работ в часах;

Время простоя каждой единицы оборудования в плановом ремонте на протяжении года в днях.

Порядок разработки плана ремонтных работ изображён на рис. 2.

На основе годового плана составляется по каждому цеху месячный план ремонта. Разрабатывается он ОГМ вместе с механиком цеха. Месячный план ремонта оборудования должен быть согласованным с производственными планами основных и вспомогательных цехов.

Система основных технико-экономических показателей деятельности ремонтного хозяйства металлургического предприятия включает такие показатели:

1. Время простоя оборудования в ремонте, приходящееся на одну ремонтную единицу. Определяется делением суммарного простоя в ремонте всего оборудования на количество ремонтных единиц оборудования, ремонтируемого на протяжении года.

2. Количество ремонтных единиц установленного оборудования, приходящаяся в среднем на одного ремонтника.

3. Объём ремонтных работ в условных ремонтных единицах, приходящийся в среднем на одного ремонтника. Этот показатель характеризует производительность труда ремонтников.

4. Объём ремонтных работ в часах, приходящийся в среднем на одного ремонтника. Также характеризует производительность труда ремонтников.

5. Себестоимость ремонта одной ремонтной единицы.

6. Оборачиваемость парка запасных частей.

7. Число аварий, поломок и внеплановых ремонтов на единицу оборудования.


Рисунок 2 – Порядок разработки плана ремонтных работ

Повышение качества ремонтного обслуживания, снижение затрат на его выполнение, сокращение времени простоя оборудования в ремонте может быть достигнуто за счёт непрерывного совершенствования организации ремонтного хозяйства предприятия, к основным направлениям которого относятся:

§ совершенствование организации труда ремонтного персонала;

§ повышение уровня механизации и совершенствование технологии ремонта оборудования;

§ создание специализированных ремонтных бригад;

§ повышение квалификации ремонтников;

§ максимальное совмещение во времени отдельных ремонтных работ по ремонту.