Тренинг как открыть учебный центр. Открыть учебный центр: насколько тяжело и сколько это стоит? Стартовый капитал и окупаемость

Захотелось написать статью, которая была бы для меня реально полезная 8 лет назад, когда я сам начинал запускать свой учебный центр — студию актерских курсов.

Я тогда нашел много статей, о том, как открывать учебный центр. Но там было много о том, как выбирать коды статистики, как правильно оформляться и т.д. Но мало было конкретных шагов, которые я мог бы сделать прямо сразу — без вложений, особых знаний и т.д.

В память о своем начале и в помощь тем активным людям, которые хотят начать заниматься прекраснейшим делом — открыть учебный центр — эта статья.

Эта информация будет актуальна для начинающих предпринимателей, которые хотят открыть учебный центр по следующим направлениям:

  • центры детского развития
  • школы танцев
  • творческие курсы
  • школы йоги
  • тренинговые центры
  • языковые школы
  • курсы повышения квалификации
  • и т.д.

В этой статье не будет правил и аксиом из учебников по финансам, экономике и бизнесу. Здесь описаны только конкретные практические советы и наблюдения, рожденные из моего опыта запуска учебного центра с «нуля», запуска франшизы творческих студий и опыта сотен наших коллег и партнеров руководителей учебных центров из разных городов России и зарубежья.

ВНИМАНИЕ! Многие мысли вам могут не понравится. Если вы сторонник теоретических знаний — дальше читать не нужно. Этот материал вызовет массу противоречивых эмоций и возражений. Потом не пишите гневных комментариев — я вас предупредил.

Краткий обзор статьи:

Рассмотрим подробнее такие вопросы:

  • Основные ошибки на старте
  • С чего начать
  • Работа с базой
  • Первые клиенты
  • Укрупнение и первый персонал
  • Аренда
  • Дальнейшее развитие

Основные ошибки на старте

  • Написание подробного бизнес-плана. (В топку этот план!)

Хватит писать! Действуйте!

Ни разу еще не встречал, чтобы какой-нибудь предприниматель начал свой небольшой успешный бизнес с бизнес-плана. Когда вы уже будете делать свой не первый, а уже серьезный бизнес, и будете привлекать больших инвесторов, банкиров и т.д. — тогда бизнес-план актуален.

На начальном этапе — написание бизнес-плана похоже на вождение вилами по воде. Эфемерные показатели непонятных систем.

В общем, абсолютно не переживайте из-за бизнес-плана. Ниже опишу, как стартовать с реальных дел и сразу получать результаты, вместо траты массы времени и энергии на написание этого самого плана.

  • Поиск инвестора. (Тратьте свое!)

По статистике 95% первых бизнесов терпит крах. И поверьте, те, кто начинали эти самые 95%, также как и вы, не думали, что они в них попадут. А если такая вероятность провала — может лучше проваливаться так, чтобы остаться не с долгами, а с опытом? Бизнес образование самое дорогое.

И лучше придумайте (или читайте ниже) как начать работать с нулем, а не с заемными деньгами. Тогда позже, когда получите доступ к заемным средствам — будете уже распоряжаться ими с умом. Просто потратить деньги может каждый дурак. Лучше думайте о том, как их заработать.

  • Поиск большой идеи. (Ну и ищите, лежа на печи)

Я когда увольнялся с большой аудиторской корпорации, некоторые товарищи мне говорили, что тоже уволятся, вот только идею свою дождутся — и сразу уволятся. Прошло 7 лет — они все ждут и сетуют на огромную загруженность и несчастную жизнь.

Начинайте сразу заниматься тем, что в кайф. Иначе просто создадите себе «золотую клетку,» которую потом будет бросить намного сложнее, чем работу. Ведь это уже СВОЕ!

Начинайте с любой, даже самой банальной идеи. Нужно начать ДЕЙСТВОВАТЬ! В процессе уже идея догонит, если сейчас пока не пришла.

  • Больше внимание расходам (Игра в бизнесмена)

Арендовать офис; нанять сотрудников, менеджеров; сделать красивые визитки, буклеты; вбухать тучу денег в рекламу…

Проверьте себя — какие вы себе первые шаги представляете в вашем бизнесе? Шаги, которые приносят деньги, или шаги, которые эти деньги расходуют? Если второе — то НЕ ВЕРНО! Хватит думать о расходах. Повторяю в третий раз за эту статью (и повторю еще много раз) — думайте о том, как заработать с нулевыми затратами.

С чего начать?

  • Выберете интересную вам тему (А разве так можно?)

Не самую денежную, не самую модную, а ту, что вам нравится. Любите танцевать — супер! Начинайте. Любите рисовать — шикарно! Что нравится — в том и надо себя пробовать.

Только есть ОДНО УСЛОВИЕ!

Лев Толстой говорил об искусстве писателя: «Можешь не писать — не пиши»

Так вот стартовать учебный центр надо тогда, когда вы не можете его не стартовать! Если есть сомнения с темой и надо ли вам вообще это — не начинайте. Ведь это большая ответственность. Любой учебный центр изменяет мир вокруг себя. Изменяет людей. А если вы это делаете без фанатизма — лучше не надо.

  • Создайте бесплатный продукт. (Не халяву! А бесплатную пользу)

Дайте максимум пользы!

Сделайте мастер-класс, вебинар, тренинг, лекцию — что угодно. Какое-то мероприятие, где вы сможете показать свою экспертность. Причем участники этого события должны получить максимальную пользу! По закону сохранения энергии — чем больше вы отдаете — тем больше затем получаете.

Разместите информацию о бесплатном продукте на своих страничках в социальных сетях. Приглашайте своих друзей и просите их привести своих друзей. Где и как проводить это мероприятие — будет описано ниже.

Также можете написать во все студенческие советы вашего города — они вам могут помочь привлечь еще больше посетителей.

Если ваша тема — больше для взрослой аудитории — ищите различные сообщества, ассоциации и т.д.

  • Проведите свое бесплатное мероприятие. (Неожиданно)

Проведите свой мастер-класс или вебинар.

Обязательно запишите его на видео или хотя бы аудио. Это будет вашим начальным материалом для наполнения контентом сайта, блога или странички в социальных сетях.

Провести мероприятие можно совершенно бесплатно — договаривайтесь. Вам в помощь различные анти-кафе, бесплатные площадки от Агентства по делам молодежи, тренинговые центры и т.д. Ищите и просите. Думайте — чем можете быть полезны хозяевам помещения. Как минимум — вы приводите новых людей в это помещение. А это серьезный актив.

  • Заведите блог на эту вашу тему (Это если попрет)

Если бесплатное занятие прошло хорошо — было интересно людям и (что намного важнее) ВАМ! — значит стоит эту тему дальше развивать.

Создайте простенький сайт или просто группу в социальных сетях и начинайте туда выкладывать контент по вашей теме. Первым контентом будет запись вашего бесплатного мероприятия. Из него можно сделать статьи, нарезку видео или аудио-роликов.

И не надо думать, что в этой вашей теме уже много конкурентов. О конкурентах вообще не думайте. Всегда найдутся люди, которым нравится именно ваша подача и ваш стиль преподавания. Верьте в себя.

  • Найдите партнеров в смежной теме. (Любой конкурент может стать партнером — вся разница в вашей голове)

Подумайте, у кого есть уже те же самые люди, которым интересна ваша тема?

Если вы занимаетесь курсами по похудению — то танцевальные школы для вас могут стать отличными партнерами. Сделайте там бесплатный мастер-класс по правильному питанию, и получите первых клиентов.

Всегда легче искать тех, кто уже занимается вашей темой и у кого есть база, чем строить базу с нуля самим.

А база — решает!

Работа с базой

Люди — наше все!

Бизнес учебных центров — это бизнес общения и активной работы с клиентами.

Если вы будете постоянно бегать в поисках тех, кому один раз продадите свой курс и бросите — вы быстро выдохнитесь.

Есть хорошая статистика, что существующему клиенту продать в 7 раз дешевле и проще, чем новому клиенту.

Так что с самого начала начинайте активно базу собирать и активно с ней работать.

У меня как раз в этом был прокол. Мы два года работали вообще не собирая контакты людей, которые к нам приходили. Сейчас я об этом сильно сожалею.

Повторяю еще раз — С САМОГО НАЧАЛА РАБОТЫ НАЧИНАЙТЕ СОБИРАТЬ БАЗУ! Собирайте е-мейл, телефон и имя всех ваших потенциальных клиентов. Это самый минимум, с которого стоит начать. Собирайте их хотя бы в excel. Если чувствуете в себе силы — осваивайте сразу CRM-систему. Это вам сильно облегчит жизнь. Найдите любую с начальным бесплатным функционалом и вперед!

И поймите — решает не количество человек в базе, а отношение с ними. Не надо просто записывать контакты и забывать о них. Регулярно присылайте полезные материалы по вашей теме. И иногда специальные хорошие предложения о покупке.

Первые клиенты

  • Первые продажи по своей и партнерской базе (Если все правильно делаете — то здесь вы начнете зарабатывать, не потратив еще ни рубля)

После ваших первых бесплатных мероприятий, у вас появилась небольшая база потенциальных клиентов.

Если вы действительно дали пользу на этих мероприятиях, будут те, кто захочет большего. Захотят купить. Вот им то вы и продаете свой первый платный продукт. Это может быть курс, тренинг, индивидуальное занятие — что хотите.

Например, хотите заниматься танцами — провели бесплатный мастер-класс в любой школе танцев, договорились с хозяином о почасовой аренде и в этом зале начинаете вести одну платную группу. Потом еще и еще и т.д.

  • Юридическое оформление (Лучше работать в «белую»)

На начальном этапе никто вас не будет арестовывать за первых учеников. Но я рекомендую сразу учиться работать в «белую», потому что потом все равно это придется вам сделать, а привыкать к меньшей марже будет сложно.

Так что вначале не нужно регистрировать юр. лицо — вы можете договориться работать на базе существующей компании. И так протестируете свою идею. Если все хорошо пойдет — уже откроете свою фирму или ИП.

Развитие и первый персонал

  • Своя фирма (Это уже круто!)

Вот только на этом этапе, когда вы протестировали идею, начали уже получать реальные деньги и будущее видится светлым — в этот момент начинайте регистрировать свою фирму.

Статистика закрывающихся фирм, о которой упоминал в начале этой статьи была бы совсем иной, если бы все сначала тестировали свои идеи на возможность заработка, и потом уже регистрировали фирму. Не повторяйте ошибок большинства. Тогда и результаты у вас будут не как у большинства)

  • Найм помощника (Вот вы и Босс!)

Ваш первый сотрудник — это помощник на пару часов в день. Можете брать студента или кого найдете. Просто напишите объявление на своих страничках в контакте, что ищите молодых интересных ребят, которые хотят уже начать работать, а не копаться в теории.

Самые простые задачи. Тут сложно дать советы — пока не наймете первого сотрудника — все равно не поймете их, и сделаете все неправильно. Но другого пути нет! Нанимайте помощника и начинайте свой бесконечный путь совершенствования лидерских качеств.

Аренда

Это вообще интересная тема. Многие поражают своими наполеоновскими желаниями (отмазками). Вот, говорят, когда у меня будет свой зал или даже здание — тогда я смогу нормально начать.

Мы начинали с разных полу-подвальных помещений с арендой по часам. И это же советую вам. В смысле не полу-подвальные помещения, а аренду по часам.

Собираете с учеников предоплату, с нее оплачиваете по часам аренду — и прекрасно. Переходить на помесячную оплату собственного зала имеет смысл ТОЛЬКО тогда, когда почасовая аренда нескольких залов стоит вам столько же, сколько стоит месячная аренда зала.

Именно в момент, когда вы точно знаете, что просто с текущим количеством учеников вы можете себе позволить свой зал — вот тогда арендуете свой зал.

Точно также подходите ко второму залу — сначала по часам, затем второй зал и т.д.

Дальнейшее развитие

То, что описано выше (до аренды зала помесячно) вполне можно сделать за месяц. Да да — за месяц. А вы сколько уже вынашиваете эту свою идею и мечту? Хватит вынашивать — рожайте уже. Пора.

И когда все эти этапы вы пройдете — то поймете, что стартовать без денег, без помещения и т.д. — это были самые маленькие проблемы на вашем пути. Дальше — больше. Но в этом то и все веселье! Как в компьютерной игре. Чем вы становитесь опытнее — тем сложнее уровни и страшнее соперники. Если это вас пугает — вы не предприниматель. А вот если зажигает интерес — то вы на верном пути.

  • Новые сотрудники (Сразу свыкнитесь с тем, что поиск хороших людей для вас станет делом всей жизни)

Будете нанимать новых преподавателей и веселиться, решая задачи — как их мотивировать работать лучше, как сделать так, чтобы не уводили группы и не уходили к конкурентам =)

А когда подрастете — наймете зама или исполнительного директора. Как сделать так, чтобы он не увел бизнес, чтобы заботился о развитии также, как и вы…

  • Новые направления (Аппетит приходит во время еды)

Захотите открывать новые направления — появятся задачи — где брать время на эти направления, когда вы завязли в текучке, где брать деньги, где брать нормальных сотрудников????

  • ВИП направления (Уже интереснее)

Как не дрогнув брать с людей по 50, 100 тысяч рублей за месяц вашей работы. Такие задачи уже интереснее решать)

  • Автоматизация ( УУУУ куда залезли)
  • Масштабирование (Ееееееее)

И если все получилось на прошлых этапах — захочется большего! Новые филиалы, новые направления, новые города и т.д.

Но это все уже совсем другая история.

Надеюсь, я вас напугал.

Снова процитирую Толстого с небольшим изменением: «Можешь не запускать учебный центр — не запускай!»

Это очень сложный бизнес. Очень много завязано на общении. Но и безумно важный и интересный бизнес.

Каждый учебный центр — меняет мир к лучшему. Мы развиваем творческие способности, улучшаем здоровье, открываем границы через обучения разным языкам, помогаем сохранять семьи, отношения и душевное спокойствие… Мы делаем людей счастливее.

И я буду счастлив, если эта статья поможет открыться еще одному учебному центру, который сделает своих учеников более счастливыми.

Удачи вам, друзья!

Сохраните себе схему статьи, нажав

P.S. Пишите свои вопросы в комментариях ниже — с удовольствием отвечу на них.

P.P.S. для тех, кому удобнее смотреть видео — я подготовил видео-версию этой статьи. А для тех, кому удобнее слушать — ниже найдете аудио-версию, которую можете скачать

Чтобы скачать АУДИО-версию статьи нажмите

Алексей Беба.
Руководитель проекта «ГлавУч»
Руководитель творческой студии «Эволюция».

Желаем вам еще больше довольных учеников!

«Ни разу еще не встречал, чтобы какой-нибудь предприниматель начал свой небольшой успешный бизнес с бизнес-плана» — Спорно, но в любом случае статья очень и очень интересная, а самое главное полезная. Вынашиваю эту идею, но не знаю когда наступят «роды». Прочитав получил пищу для размышления. Спасибо.

Современный ритм жизни диктует сегодня определенные условия, требующие постоянного повышения образовательного уровня для поддержания конкурентоспособности на рынке труда.

Рассмотрим статью о том, как открыть учебный центр (тренинговый) и что нужно для этого на примере бизнес-плана.

Особенной популярностью в связи с этим пользуются краткосрочные образовательные курсы — мы также рассмотрим, что нужно, чтобы открыть курсы по обучению. Их главное преимущество — концентрация необходимых знаний, получаемых в самые сжатые сроки.

Плюсы данного бизнеса

Образовательный бизнес в настоящее время является весьма выгодным для инвесторов, благодаря следующим преимуществам:

  • высокая рентабельность (около 30%);
  • быстрая окупаемость (0,5 – 1 год);
  • минимальные стартовые вложения (около $15 тыс.)

Средний оборот в месяц для учебного центра составляет $10-15 тыс., а цена курса объемом в 40 часов — около 3 тыс. руб.

Как открыть учебный центр – бизнес-план

Итак, рассмотрим краткий пример бизнес-плана учебного центра для тех, кто не знает, как открыть его.

Залог успеха учебного центра — качественно подобранный преподавательский состав. Проблема привлечения учеников решается путем введения новых образовательных программ – это могут быть, например, различные эксклюзивные курсы для менеджеров и маркетологов, разработанные самими преподавателями центра.

Немаловажно, что используя вариант открытия учебного центра при какой-либо компании, в качестве дополнительного подразделения, либо снимая помещение на определенное количество часов в колледже или ВУЗе, можно существенно сэкономить на аренде и оборудовании.

Концепция заведения

Начало бизнеса связано с разработкой особой концепции, позволяющей выгодно отличаться новому центру от конкурентов. Вариантов может быть множество, в качестве примеров, можно предложить следующие:

  • центр со стандартными курсами по профподготовке: секретарь-референт, компьютерная верстка и дизайн, бухучет и налогообложение и т.п.;
  • авторизованный центр обучения, к примеру, работе с определенными компьютерными программами.
  • трениннговое обучение;
  • оригинальные курсы;
  • индивидуальные занятия по специальному курсу.

Регистрация юридического лица осуществляется в качестве негосударственного образовательного учреждения. Систему налогообложения в данном случае удобнее выбрать упрощенную с оплатой 6% от прибыли.

Подбор персонала

В штате состоят:

  • преподаватели (один на каждый курс);
  • два-три консультанта для определения профессиональных склонностей учащихся;
  • секретарь;
  • бухгалтер.

Затраты на заработную плату в среднем составляют $ 300 в месяц для консультанта и бухгалтера, $ 200 – для секретаря. Преподаватель получает почасовую оплату – около 200 руб./час.

Помещение для учебного центра

Центр, рассчитанный на обучение в месяц 100-150 человек в четыре смены, необходимо помещение в 200 м2, в т.ч., м2:

  • приемная и кабинет директора – 40;
  • два класса – 100;
  • компьютерный класс – 60.

Учитывая, что аренда 1 м2 составляет $ 30, общая стоимость аренды обойдется в $ 6 тыс. за месяц.

Оборудование

В комплект минимально необходимого для открытия учебного центра оборудования входит, цена в $ :

  • проектор – 1000;
  • столы (30 шт.) – 1000;
  • стулья (20 шт.) – 500;
  • компьютеры (10 шт.) – 3000-3500;
  • ксерокс – 200;
  • факс – 100;
  • шкаф – 100;
  • учебная литература – 500.

Всего: около $ 6500.

Лицензирование

Законодательством предусмотрено лицензирование образовательной деятельности. Для получения лицензии, в Комитет по образованию необходимо представить такие документы:

  • заявление, с указанием разработанных образовательных программ;
  • информацию об укомплектованности штатов, а также о предположительном числе учащихся;
  • необходимые сведения об используемом для обучения помещении;
  • информацию о наличии необходимой литературы для обучения и материально-технической базы для ведения образовательного процесса;
  • информацию о преподавательском составе;
  • другие сведения — об учредителях, свидетельство о регистрации и т.п.

Поданная заявка рассматривается в течение месяца.

Учащиеся – количество и источник их поступления

Рентабельность учебному центру может обеспечить наличие не менее 100 учащихся в месяц, занимающихся по 10 человек в группе.

Основная масса учеников для учебных центров находится и привлекается через рекламу, публикуемую в СМИ, расходы на которую должны составлять не менее 10% от оборота (примерно $1000 в месяц).


* В расчетах используются средние данные по России

Стартовые вложения:

Выручка:

Чистая прибыль:

Срок окупаемости:

Учебные центры - это популярное бизнес-направление, потенциал которого в России только раскрывается и в котором можно найти свободные и прибыльные ниши. Что нужно для открытия образовательного центра?

Бурное развитие бизнеса в сегменте учебных и образовательных центров является общемировой тенденцией. Концепция непрерывного обучения заставляет людей пользоваться услугами учебных центров на протяжении всей жизни – от дошкольного образования и до пенсионного возраста. Современные образовательные платформы делают возможным минимальный порог входа и обеспечивают хорошую рентабельность этого бизнеса.

Что такое современный учебный центр

Современный учебный центр представляет собой комплексный бизнес. Рассмотрим основные направления его деятельности.

Если 10-15 лет назад учебный центр представлял собой специализированную учебную организацию, занимающуюся обучением слушателей какой-либо деятельности или нескольким смежным областям деятельности, то в настоящее время учебный центр представляет собой, по сути, тренинговую и консалтинговую компанию.

Трендовый продукт 2019

Тысячи идей быстрого заработка. Весь мировой опыт в твоем кармане..

Современный процесс обучения может быть как групповым, так и индивидуальным. Индивидуальный процесс обучения более близок к предоставлению консалтинговых услуг, где эксперты проводят обучение в соответствии с конкретными задачами клиента. Также и процесс группового обучения становится более близок к индивидуальному обучению, так как программа обучения гибко меняется в соответствии с пожеланиями и задачами слушателей. Программы обучения, в данном случае, становятся нацеленными на решение определенных практических задач, их становится много, каждая из них конкретно выражает требования определенной группы клиентов.

Еще одним отличием современного учебного центра является то, что его клиентами являются не только отдельные слушатели, а бизнес-структуры, которые хотят повысить профессиональную подготовку своих сотрудников в каких-либо направлениях. Такая работа, когда клиентом учебного центра является бизнес, называется сегментом B2B (бизнес для бизнеса) и является в настоящий момент основной движущей силой всей отрасли обучения, так как если отдельный слушатель оплачивает свое обучение самостоятельно и, соответственно, имеет ограниченные финансовые ресурсы, то бизнес имеет таких ограничений гораздо меньше.

Следует отметить еще тот факт, что учебные центры уже стали являться не просто дополнительным образованием, а постоянным спутником любого профессионала. Быстрое развитие научно-технического прогресса и накопление знаний во всем мире не позволяет профессионалу быть в курсе всех современных тенденций. С другой стороны, темп современной жизни не оставляет времени на самостоятельное развитие, гораздо проще пройти краткосрочные тренинговые курсы и получить лучший набор знаний по профессии, который уже выбрали профессиональные преподаватели, исходя из мирового опыта и лучших используемых практик.

Еще одной тенденцией, которая определяет быстрое развитие учебных центров в современный период, является постоянное изменение наиболее востребованных и актуальных профессий и направлений деятельности. Многие профессии, которые были востребованы 10-15 лет назад, теряют свою актуальность или дополняются новыми, несвойственными им ранее функциями.

Самым простым примером является профессия бухгалтера. Раньше это был специалист именно в бухгалтерии, теперь же профессия бухгалтера неотделима от компьютерных технологий – это и использование справочно-правовых систем, специализированных бухгалтерских программ, программ для сдачи отчетности и средств обмена данными. Программное обеспечение забирает на себя и автоматизирует все больше бухгалтерских функций, но заставляет бухгалтеров все больше становиться специалистами в области программного обеспечения. И таких профессий со сходными тенденциями – тысячи. Все эти специалисты нуждаются в постоянной профессиональной подготовке на базе учебных центров.

Формы организации работы учебного центра

В настоящий момент существуют две основные формы организации учебного процесса. Это онлайн и офлайн обучение. От выбора этой формы, или, скорее от того, какая форма будет превалировать в деятельности учебного центра, во многом зависит его организация и принципы функционирования.

Онлайн-обучение (по-английски online или e-learning) представляет собой дистанционное обучение, когда обучение ведется помощью интернета в режиме реального времени с помощью программ для проведения конференций или слушатель просматривает уже записанный видеоматериал.

Офлайн обучение представляет собой классический вид обучения, когда слушатель обучается в учебном классе, как правило в составе группы и тренер или преподаватель напрямую взаимодействует со слушателями.

Рассмотрим, в чем преимущество той и другой формы обучения.


Преимущества онлайн-обучения для учебного центра:

  1. Прежде всего, это экономия расходов на содержание и оборудование помещений для обучения.

  2. Из первого преимущества вытекает второе преимущество: цены на онлайн обучение можно сделать ниже, благодаря экономии затрат, то есть все больше людей смогут воспользоваться вашими обучающими программами.

    Используя онлайн-модель обучения, ваш учебный центр может привлекать слушателей со всей страны и даже всего мира, существенно расширяя аудиторию слушателей и, соответственно, свои финансовые потоки без значительного увеличения затрат.

    Комфортная среда обучения для слушателей, которые могут обучаться в удобном месте и в удобное время также способствует увеличению аудитории ваших курсов и росту вашей прибыли.

А вот выгод для учебного центра от проведения прямого, офлайн обучения почти нет. Расходы выше, аудитория, которую можно привлечь, меньше. Но существует ряд нюансов. Людям более высокой возрастной категории сложнее обучаться онлайн. Это происходит как из-за сложившейся психологической установки на прямое обучение, так и на недостаточности опыта и знаний при работе с компьютером. Так же следует учесть, что промежуточную проверку знаний тяжело проводить онлайн, особенно итоговые тестирования, по результатам которых выдается документ об окончании курсов. Конечно, такой документ можно предоставлять всем, кто заплатил за курс, но это значительно снизит ценность от прохождения ваших курсов в глазах слушателей. Не следует сбрасывать со счетов тот факт, что при прямом обучении лучше обеспечивается контакт с лектором.

И, наконец, следует учесть, что обучающие курсы дают возможность слушателям приобрести новые контакты, потенциально полезные в деловом плане, что является немаловажным стимулом для прохождения офлайн-курсов многими слушателями.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Таким образом, желательно совмещать плюсы онлайн и офлайн обучения, комбинируя эти формы обучения таким образом, чтобы Ваш учебный центр получал максимальную прибыль.

Самые выгодные направления обучения для учебного центра

Выбор направления для обучения очень важен для успешности создаваемого учебного центра. Следует заметить, что обучать можно чему угодно – от техники маникюра до работе на рынке криптовалют. Конечно, вам, как организатору учебного центра нет необходимости разбираться во всех направлениях самостоятельно. Ваша основная задача – организовать бизнес. Найти лучших тренеров или преподавателей, тем более, что вы можете предлагать работу по совмещению, не на полный рабочий день, не составляет труда.

Что касается России, то рынок дополнительного образования оценивается более чем в 100 миллиардов рублей. Почти семь миллионов граждан РФ занимаются на курсах дополнительного образования.

По мнению участников рынка, наиболее востребованными являются курсы длительностью до одного месяца.

Весь рынок дополнительного образования в России можно условно разделить на две большие части: дополнительное образование для детей и подростков, и дополнительное профессиональное образование.

Готовые идеи для вашего бизнеса

С дополнительным образованием детей все просто. Наибольшую востребованность среди учебных центров имеют центры, занимающиеся подготовкой к единому государственному экзамену (ЕГЭ). Это объяснимо, так как без специальной подготовки к ЕГЭ очень сложно набрать достаточное количество баллов для поступления в высшее учебное заведение. На втором месте по востребованности для детей и подростков идут различные языковые курсы, особенно курсы английского языка, что связано с традиционно низким уровнем его преподавания в обычной общеобразовательной школе. Далее идут художественное и спортивное образование. Особенно разнообразны направления дополнительного художественного образования. В нем популярны как классические курсы рисования, так и современные его направления, например, фотосъемка или актерское мастерство.

Определить список самых востребованных курсов для дополнительного профессионального образования гораздо сложнее, слишком обширен их перечень. Большинство слушателей в этом сегменте (порядка 44%) обновляли знания по ранее полученной в системе высшего или среднего образования профессии. Слушателями данных курсов являлись профессионалы, активно работающие по своей основной специальности, например, бухгалтера, аудиторы, юристы. Очень востребованы курсы, направленные на обучение и дополнительную подготовку работников образования и здравоохранения.

Рассматривая отраслевой характер наиболее востребованных направлений деятельности учебного центра, можем отметить, что здесь лидирует сфера добычи полезных ископаемых, что связано, с одной стороны с стремительным технологическим развитием отрасли, так и с наличием в данной отрасли достаточных финансовых ресурсов, которые, по данным статистики, позволили вовлечь в сферу дополнительного образования почти каждого третьего своего сотрудника.

Стоит обратить внимание на такие направления дополнительного образования как маркетинг в интернете, графический дизайн, логистика и корпоративное управление, то есть на те области, в которых высшее образование не успевает за современными тенденциями развития.

Говоря о дополнительном профессиональном образовании, нельзя не упомянуть концепцию непрерывного образования, очень популярную в развитых странах. Если коротко, то данная концепция предусматривает образование «не на всю жизнь, а в течение всей жизни». По этому показателю Россия существенно отстает от развитых стран. В РФ в процессе непрерывного образования участвуют не более 20% работающих, в странах Европейского союза этот показатель в два раза выше. Таким образом, потенциал развития дополнительного профессионального образования огромен, рынок должен вырасти не менее чем в два раза.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Поэтому, рассмотрим какие тенденции существуют на рынке дополнительного профессионального образования в развитых странах, так как тенденции, которые существуют там, скоро будут востребованы и в нашей стране, необходимо к этому подготовится, чтобы заранее занять свою нишу.

Прежде всего, это курсы, связанные с бизнес-администрированием и управленческой деятельностью. Например, к ним относятся курсы, направленные на развитие аналитических способностей, инструменты для принятия решений в сложных ситуациях, тренинги для повышения производительности и управления собственным временем. Очень быстро развиваются учебные центры, специализирующиеся на развитии навыков управления и лидерских качеств для женщин. В России такое направление развито слабо, гендерная окраска в образовании в нашей стране, как правило, не приветствуется, но она является мировой тенденцией. Стоит внимательно присмотреться к этому направлению.

Очень популярны за рубежом профессиональные курсы поварского искусства, психологического развития и ремонта.

Так какое направление стоит выбрать как более выгодное? Точного ответа на этот вопрос нет. Нельзя выбирать специализацию учебного центра, исходя из того, какие направления наиболее востребованы сейчас – к тому времени, как вы выйдете на рынок, вам придётся конкурировать за клиентов с учебными центрами, которые уже будут иметь устойчивую репутацию в данном сегменте. Выбирайте те направления специализации учебного центра, которые либо позволяют слушателям переквалифицироваться и получить более современную специальность, либо зарабатывать больше денег в своей специальности. Ну, и, конечно, заполнять свой досуг. Курсы поварского искусства особенно популярны в наше время.


Юридические аспекты создания учебного центра: лицензии, сертификаты, разрешения

Начнем с самого важного момента – нужна ли лицензия для учебного центра. Это сложный вопрос с юридической точки зрения. На практике, данная сфера бизнеса регулируется федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ и федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ. Не смотрите на то, что законы были приняты давно. Ежегодно в них идут дополнения и уточнения, практика их применения, в связи с неоднозначностью формулировок достаточно сложна. Не вдаваясь в юридические сложности, ответим на этот вопрос просто.

Лицензия для учебного центра нужна. Исключением является тот случай, когда преподавание ведет индивидуальный предприниматель лично. Он не имеет права нанимать сотрудников. Как правило, это репетиторская деятельность. Но формат учебного центра, о котором мы говорим в данной статье другой – мы предполагаем создание учебного центра с несколькими преподавателями, работающими на постоянной основе и несколькими учебными программами. В данном случае лицензия обязательна.

Конечно, существуют «законные» варианты обхода этого закона. К одному из них относится, например, схема по которой каждый репетитор заключает отдельный договор с учениками, а учебный центр заключает договор с каждым репетитором или преподавателем на аренду помещения. Вариант неоднозначный с юридической точки зрения. Мы настоятельно не рекомендуем пользоваться таким вариантом без консультации с квалифицированным юристом в вашем регионе, так как действия надзорных органов могут быть совершенно различными.

Поэтому рассмотрим, что нужно для получения лицензии для учебного центра. Все начинается с выбора организационной формы учебного центра. Согласно закону, это может быть образовательные организации и организации, осуществляющие обучение. Образовательные организации представляют собой некоммерческие организации (АНО, НОЧУ, ОЧУДО и прочие). Организации, осуществляющие обучение – это юридические лица или индивидуальные предприниматели, в том числе и с сотрудниками. Мы выберем второй вариант, так как все-таки собираемся осуществлять коммерческую деятельность, да и требования при получении лицензии к ним ниже.

Получение лицензии для организации, осуществляющей обучение, не представляет особой сложности. Не будем останавливаться на этом подробно, в целом схема выглядит следующим образом: получение заключения от Роспотребнадзора и самой лицензии в Департаменте образования. Естественно, для получения этих документов недостаточно просто заявлений, к ним прикладывается еще достаточно большой перечень документов. Данный перечень вы можете получить у сотрудников этих органов. Пошлина за получение лицензии составляет 7500 рублей. Озаботьтесь получением этого перечня заранее, так как существуют особые требования к помещениям для разных типов учебных центров. Например, в детском обучающем центре должно быть, как минимум три туалета: для мальчиков, девочек и для сотрудников. А это можно организовать не в каждом помещении, так что будьте внимательны.

Если же Вы не хотите самостоятельно проходить всю эту процедуру, то вам помогут специализированные организации. Срок получения такой лицензии занимает около трех месяцев, стоимость услуги – от 30 тысяч рублей.

Есть некоторые сложности и по выбору кода ОКВЭД. Основным будет являться код ОКВЭД раздел P «Образование». А вот с выбором подраздела могут быть сложности. Все зависит от многих факторов: продолжительности курсов, формы организации, типа оказываемых услуг. Настоятельно рекомендуем вам в данном вопросе воспользоваться консультацией Росстата или Росстандарта в Вашем регионе, либо обратится в соответствующую юридическую компанию за консультацией. У различных контролирующих органом могут быть претензии по данному вопросу, поэтому лучше заранее уточнить все нюансы.

Инвестиции, прибыль и финансовые показатели учебного центра

Сразу определимся, что вопрос вложений и прибыльности учебного центра зависит от множества факторов. Если вы планируете начать с онлайн курсов и вести их самостоятельно, то инвестиции составят от 50 тысяч рублей. Вам достаточно будет приобрести компьютер с выходом в интернет, зарегистрировать ИП и потратить некоторую сумму на рекламу. Лучше всего в данном случае будет работать реклама в социальных сетях. Предпочтительно в Facebook. Но тут все зависит от направленности ваших курсов. Например, для кулинарных курсов будет лучше работать Инстаграм.

Если ваша деятельность будет связана с офлайн обучением, то прежде всего, вам необходимо помещение, соответствующее определенным требованиям для учебных заведений. Стоимость аренды такого помещения может быть не очень большой, так как по площади оно может быть от 25-30 метров квадратных. Возможно, понадобится ремонт, но это все индивидуально.

Другой значительной статьей расхода может быть приобретение офисной и компьютерной техники, проектора и прочего оборудования необходимого для осуществления учебного процесса. Если ваши курсы связаны с компьютерами и вам нужно оснастить ими каждое учебное место, то расходы на это могут составить от 300 тысяч рублей на десять учебных мест. Округленно, если мы арендуем помещение, оно не требует значительного ремонта, и мы оснащаем каждое учебное место компьютером, то расходы на организацию такого центра, с учетом мебели, составят от 600 тысяч рублей. Также необходимо предусмотреть оперативный запас на несколько месяцев на оплату аренды и заработной платы на то время, пока вы не выйдете на операционную окупаемость. Итого затраты на открытие офлайн обучающего центра составят от 1 миллиона рублей.

Что касается расходов, то основную часть будет составлять заработная плата преподавателей или экспертов, которые будут проводить обучение. Прибыль же напрямую будет зависеть от количества слушателей на ваших курсах и количества преподавателей. Приведем пример. Предположим, вы организовали офлайн учебный центр с тремя преподавателями, то есть на три программы. Срок обучения – один месяц по все программам. Среднее количество слушателей на программе – 10 человек. Стоимость курса составляет 8 тысяч рублей. Таким образом, ваша выручка составит около 240 тысяч рублей. Расходы, с учетом аренды, заработной платы, налогов и рекламы, составят порядка 180 тысяч рублей. Итого ваш доход составит порядка 60 тысяч рублей в месяц.

Что касается онлайн курсов, то при минимальных вложениях и качественных востребованных направлениях курсов мы можем получить и более 50 человек на курсе. Прибыль с проведенного курса может составлять более сотни тысяч рублей.

Срок окупаемости учебного центра составляет в среднем около одного года.

Существуют и менее очевидные способы монетизации онлайн учебных центров. Например, можно зарабатывать и предоставлением с полностью бесплатных тренингов. Модель выглядит следующим образом. Российские партнеры компании Coursera, бесплатно предоставляют свои обучающие тренинги, но за прохождение аттестации и получение свидетельства взымает плату. Подготовив не очень значительное количество курсов на русском языке и затратив на их подготовку около 2 миллионов долларов, российское подразделение Coursera получило годовую выручку около 3 миллионов долларов. То есть окупила свои затраты менее чем за год. А ведь эти курсы могут приносить прибыль годами.

Маркетинг и продвижение учебного центра

Приведем несколько основных правил, которым необходимо следовать, продвигая учебный или тренинговый центр.

    Стремитесь продавать свои продукты как можно более широкой аудитории : компаниям, детям, их родителям, студентам. Например, если речь идет о детском центре, то если вы не представите родителям свой курс выгодно, то не приобретете клиента, а если не увлечете ребенка на первом занятии, то он больше не придет.

    Основной канал продвижения для учебного центра – это виральность , то есть способ рекламы, когда информация передается самими пользователями, иными словами «сарафанное радио».

    Делайте дополнительные продажи . Предположим, прошедшим начальный курс, предлагайте более дорогой продвинутый, а далее – экспертный.

    Используйте для продвижения социальные сети. В них пользователям легко делиться понравившейся информацией. Выкладывайте на страницы своего учебного центра не новостную и рекламную информацию, а конкретные кейсы и варианты их решения, пусть читатели в социальных сетях видят потенциал ваших курсов.

    Постоянно получайте обратную связь от своих слушателей . Это не только позволит вам сделать курсы все более полезными и эффективными, но и повысит лояльность клиентов. Обязательно просите слушателей составлять отзывы о пройденных курсах на вашем сайте или странице в социальных сетях.



Франшиза и онлайн-платформы для учебного центра

Даже если вы планируете открыть офлайн учебный центр, то в его программу необходимо добавить и онлайн составляющую, чтобы расширить аудиторию и привлечь новых клиентов. Современные специальные платформы позволяют это сделать легко и почти без вложений.

За небольшую плату вы получите не только все необходимые инструменты для проведения обучения в режиме онлайн, но и возможность получения оплаты и проведения дополнительных продаж. На многих площадках есть бесплатный период для проведения нескольких онлайн семинаров, Вы сможете легко и без вложений оценить эффективность такой формы обучения.

Бизнес в России. Руководства по открытию бизнеса в регионах.
Нам доверяют 700 000 предпринимателей страны


* В расчетах используются средние данные по России

Можно ли сегодня найти свободную нишу в тренинговом бизнесе, в которой можно стабильно зарабатывать? Ответ - “да”! И для этого необязательно вкладывать миллионы, достаточно и 80 тыс. рублей.

Сегодня слово “тренинг” стало звучать в информационном пространстве столь часто, что кажется, уже превратилось в белый шум. Психологический тренинг, бизнес-тренинг, тренинг по мотивации, тренинг по продажам, личностному росту, лидогенерации, тимбилдингу, креативности - сколько еще различных тренингов вы слышали или посещали лично? Казалось бы, найти свободную нишу для открытия своего бизнеса на тренингах уже практически невозможно - якобы “авторские” методики кочуют от коуча к коучу, а все тематики давным-давно разобраны. Но так кажется лишь при поверхностном рассмотрении.

Тренинги, в которых коуч - не главное

Как известно, обилие конкурентов на рынке неизбежно ведет к тому, что стоимость продукта в конечном счете снижается. Более того, мы с вами живем в такую эпоху, когда любую информацию можно найти и “впитать” бесплатно - было бы желание. Рано или поздно большинство потребителей поймет, что за 90% знаний платить не нужно в принципе, а то, что подается под соусом уникальности и авторской эксклюзивности является лишь пюре, приготовленным из общей бесплатной картошки.

Увеличение продаж без вложений!

«1000 идей» - 1000 способов отстроиться от конкурентов и сделать уникальным любой бизнес. Профессиональный набор для разработки идей бизнеса. Трендовый продукт 2019.

Другое дело - персонализированная, индивидуальная информация. На нее спрос никогда не иссякнет. Что имеется в виду под персонализированной информацией? Представьте себе такой тренинг. К вам в тренинг-центр в одно время приходят 5 разных личностей. Одна из них - это женщина 45-ти лет, которая находится в состоянии кризиса среднего возраста. Отношения с мужем зашли в тупик, на работе - карьерный потолок, а на шее - двое детей и престарелые родители. Второй клиент - это молодой человек 25-27 лет, желающий открыть свой онлайн-магазин по продаже спортивного инвентаря, но не знающий какую стратегию для стартапа выбрать. Третий человек - мужчина лет так 55-ти, руководитель своей фирмы, желающий найти новые способы сплотить свой неожиданно рассорившийся рабочий коллектив. Добавим к нашему контингенту, например, молодую элегантную даму, дизайнера модной одежды, которая где-то растеряла свое вдохновение, и еще одну девушку, оператора колл-центра, начальник которой срочно поручил ей повысить продажи в 10 раз. А теперь представьте, что каждый клиент из этой группы остался доволен тренингом и уехал домой если не с готовым решением своей проблемы, то, как минимум, с ответом на несколько волнующих его вопросов или планом действий. Не верится, не правда ли?

Как бы это избито не звучало, весь секрет в том, что все правильные ответы лежат внутри нас самих. Даже больше - роль консультанта или тренера не только чрезмерно переоценена, она второстепенна. Можно сказать, что самый лучший коуч или психолог - это не столько тот, кто дает много ценных советов, сколько тот, кто умеет направить мысль, рассуждения и выводы клиента в то русло, в котором он сам отыщет правильные и подходящие лично для него решения. Причем для этого ему не обязательно являться одновременно специалистом по семейным отношениям, гуру в области дизайна одежды или иметь опыт холодных продаж. Ему достаточно знать эффективные инструменты... поиска ответов на вопросы. Здесь мы и переходим к описанию новой уникальной методики ведения тренингов, потенциал которой во многом еще не раскрыт.


Методика, которая подойдет под любой запрос

Решая вопрос о том, как повысить эффективность процесса “поиска ответов в себе”, компанией “1000 идей” была разработана методика психологических наборов-подсказок под различные запросы - проблемам семейного характера, саморазвития и самопознания, профессионального роста, открытия и построения бизнеса, деньгам и мотивации, межличностным отношениям, выстраиванию отношений в коллективе, продвижению товаров и услуг, развитию креативности и многим другим темам. Данные универсальные наборы были названы психологическими картами (не путать с гаданием, таро и т.д.).

“Это же сколько нужно было создать карт, чтобы они могли отвечать на все вопросы и решать все проблемы?” - спросите вы. “Может, авторы методики свою картотеку открыли или новый интернет создали?”. Наоборот! Задача была как раз в том, чтобы новый “интернет” не делать. Вы удивитесь, но было создано всего 3 колоды по 78 карт в каждой. Несмотря на такой, казалось бы, незначительный объем, работа была проделана колоссальная. Основной труд заключался в обобщении “мирового опыта”: сказок различных народов мира, мифологии, повторяющихся сюжетов классических произведений и всех тех моделей поведения, которые лежат в нашей бессознательной природе. Все профессии, типы личностей и социальные роли с присущими им характеристиками и чертами были объединены в основные архетипические персонажи, все варианты действий - в архетипические пути и стратегии действий.

Специалисты компании “1000 идей”, являясь практикующими медицинскими психологами, постарались сделать так, чтобы каждая карта давала клиенту целый поток ассоциаций с собственной жизнью и способствовала быстрому поиску ответов на личные задачи. Каждая карта - это уникальная стратегия, преподнесенная одновременно в форме текстовых советов, изображений, фразеологизмов, наводящих вопросов, приемов и техник и объединенная общей мыслью. Психологические карты оказались настолько разносторонним инструментом для консультирования и решения проблем, что авторами методики было разработано более 300 упражнений под различные запросы, помогающих достигать эффекта в максимально сжатые сроки, а сама методика получила распространение по всей территории страны и за ее пределами. Сегодня география официальных партнеров “1000 идей” включает уже 22 города России и СНГ.


Чистая прибыль коуча - более 100 тыс. руб.

Самое главное отличие тренингового бизнеса на психологических картах - это возможность стартовать самостоятельно, в предельно сжатые сроки (до 1 месяца), с минимальными вложениями в районе 80 тыс. рублей и с мощным конкурентным преимуществом в руках. 60 тыс. руб пойдут на обучение методике, еще около 20 тыс. - на закупку самих психологических карт. Обучение проходит в течение восьми дней, шесть из которых посвящено освоению методики и два - созданию и продвижению собственного дела. У желающего начать свой тренинговый бизнес есть два варианта - работать в качестве независимого консультанта либо открыть свой тренинговый центр. Под оба варианта предоставляются готовые бизнес-планы. В первом случае при достижении плана продаж предприниматель может рассчитывать на чистую прибыль в размере около 125 тыс. рублей, во втором - около 234-250 тыс. рублей. Если речь идет о независимом консультировании без создания тренинг-центра и найма персонала, срок окупаемости минимален и составляет 1-2 месяца.

В обоих случаях доходная часть включает проведение групповых тренингов, индивидуальных консультаций (онлайн и офлайн-формата), а также реализацию самих психологических карт клиентам. Благодаря реализации психологических карт рентабельность бизнеса значительно повышается. Причем, продавать карты консультантам как бы не приходится - клиенты сами спрашивают карты, когда видят результат. Естественно, официальные партнеры, прошедшие курс обучения методики “1000 идей” приобретают карты со скидкой. Еще одно преимущество в том, что консультанты могут оказывать свои услуги неограниченному числу клиентов независимо от их местонахождения. Для этого компанией был разработан специальный онлайн-сервис, позволяющий работать с электронными версиями психологических карт.

Расходная часть основного периода работы складывается из затрат на аренду офисного помещения или зала, закупку психологических карт и расходных материалов. По опыту компании аренда подходящего офиса под тренинги обходится в месяц в пределах 8-12 тыс. руб. Наиболее эффективными рекламными инструментами являются социальные сети и e-mail-маркетинг. На первых этапах расходы на рекламу для деятельности независимого консультанта не будут превышать 10 тыс. руб. Количество закупаемых карт будет зависеть от числа проведенных тренингов, расходные же материалы подразумевают лишь покупку канцелярских товаров, а также сладостей и напитков для проведения кофе-брейков. Плюс в том, что компания напрямую заинтересована в успехе своих партнеров и популяризации методики, в связи с чем им предоставляется бесплатная централизованная поддержка.


Особенности бизнеса: преимущества и подводные камни

Безусловно, главное достоинство тренингового бизнеса с психологическими картами - это широта применения методики. Партнеры компании “1000 идей” используют психологические карты в комбинации с собственными знаниями и умениями, адаптируя и совершенствуя методику для работы работы с детьми, проведения сказкотерапии, психологических консультаций для женщин, ароматерапии, тренингов для представителей высшего менеджмента, hr-специалистов, специалистов по продажам, маркетологам. Большинство из партнеров компании, освоив методику работы с картами, создают свои собственные упражнения под запросы своих клиентов. Особенность работы с картами в том, что кем бы ни был клиент, увидев такой необычный и увлекательный инструмент, как психологические карты, он будет на 100% вовлечен в работу. Это достоинство, во-первых, позволяет снижать “нервозность” тренера, так как внимание аудитории переключается с него на карты, а во вторых, заставляет гораздо активнее работать саму аудиторию, давая живую обратную связь. Как правило, все тренинги с психологическими картами - это продуктивный диалог между всеми участниками.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Другой плюс консультациях с использованием психологических карт - это отсутствие правовых барьеров. Запустить данный бизнес можно без лицензий и даже без образования психолога. На официальном уровне нет четких границ для психологических и консультационных услуг, поэтому многие частные лица регистрируют подобный бизнес либо в качестве бытовых услуг, либо по кодам ОКВЭД, относящимся к консультационным услугам для бизнеса. Например, 70.22 “Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления”, 82.99 “Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки”. В случае же регистрации в качестве медицинских услуг (для медицинских психологов) требуется лицензия от Министерства здравоохранения и медицинское образование психолога. Наиболее удобной организационно-правовой формой бизнеса является ИП, ставка налогообложения - упрощенная (6% дохода).

Разумеется, как и у всякого бизнеса, существуют и подводные камни. Консультационным услугам присуща высокая степень неопределенности клиента, который не может адекватно оценить услугу до того, как ее получит. В связи с этим значительно повышается необходимость в сборе большого числа атрибутов “доверия”: сертификатов и грамот, свидетельств участия в различных специализированных мероприятиях, а главное - большого числа положительных отзывов. Требуется постоянная обратная связь с клиентом, поддержание диалога в социальных сетях. Иногда трудности во взаимоотношениях возникают из-за традиционных установок, когда клиент думает, что «услуга – это когда что-то делают за меня, но однозначно без моего участия, что помогает мне сэкономить время или здоровье». Кроме того, в психологических услугах также присутствует сезонность с наибольшим спадом в летний период. Минимизация рисков в этом случае предполагает проведение летом наиболее крупных и дорогих мероприятий, аудитория на которые предварительно формируется еще весной.

Готовые идеи для вашего бизнеса

В любом случае, тренинги и консультации с психологическими картами имеют несколько неоспоримых выгод по сравнению с обычными. Во-первых, пока что методика только осваивается, поэтому конкуренция на рынке отсутствует. Во-вторых, она не только дает результат, она конкурентоспособна. Человек, один раз посетивший тренинг, как правило, либо рекомендует его своим знакомым либо приобретает психологические карты для себя или в подарок друзьям. В-третьих, эта методика понятна. В отличие от большинства техник она не оперирует массивом чуждых человеку латинских названий, а общается с ним на понятном ему языке ассоциаций, сравнений и метафор и быстро располагает к себе. Наконец, в-четвертых, сама методика воспринимается как инструмент повседневного применения. Попробовав ее в деле, ей доверяют, что выгодно отличает ее от конкурентов. Большинство пользователей психологических карт воспринимают их как набор универсальных подсказок и приобретают по несколько наборов для использования их дома и на работе. А доверие клиента, как известно, вещь дорогая.

343 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 33755 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Проведение тренингов с психологическими картами. 30 атмосферных тренингов. Обучение работе "под ключ". Все что необходимо для открытия собственного Психологического Салона.

Хотите узнать, когда окупится бизнес и сколько реально вы сможете заработать? Бесплатное приложение "Бизнес-расчеты" уже помогло сэкономить миллионы.

Нас часто спрашивают – «Как отрыть учебный центр» , насколько это тяжело, насколько это затратно?

В бюджете на открытие и функционирование учебного центра будут присутствовать следующие статьи расхода:

  • Создание и открытие учебного центра.
  • Лицензирование.
  • Разработка программ обучения, выпуск обучающих пособий, методичек, презентаций и т. д.
  • Создание обучающего сайта.
  • Создание материально-технической базы.
  • Поддержка и развитие учебного центра.
  • Аренда.
  • Оплата преподавателям и персоналу.
  • Продвижение учебного центра.
  • Добавление в лицензию новых профессий.
  • Совершенствование материально-технической базы.
  • Поддержка обучающего сайта.
  • Создание и корректировка новых программ обучения.

Естественно, в этом списке не отражены многие «мелочи», а также совершенно не отражена «нематериальная часть» - ваше личное время и нервы.

Учебные центры организаций отличает несколько моментов.

Кому не требуется лицензия на образовательную деятельность

Во первых, им часто бывает не нужна лицензия - ведь они не собираются брать за обучение деньги с собственного персонала, дилеров и партнеров. Так что этот пункт можно исключить. Но тогда прошедшие обучение будут получать на руки «фантики» вместо серьезных «корочек». Зато это удешевляет процесс.

Во вторых, организации могут попытаться сэкономить на работе учебного центра, поручив неоплачиваемые допнагрузки и без того нагруженному персоналу. Ни о каких материально-технических базах, а тем более серьезных программах обучения речь тогда уже вестись не может. Создание корпоративного учебного центра из-за этого становится похожим на создание «корпоративного листка», который никто не читает, или «корпоративной пьянки», которая разобщает людей.

И наконец, организациям важно обращать внимание на такие важные элементы, как внедрение с помощью учебного центра собственной идеологии и норм. Это дополнительные усилия и финансовые затраты, которые необходимы.

Реально открыть и вывести на самоокупаемость серьезный учебный центр за период от 2–3 месяцев до 1 года.

Практические занятия:

  • Изучение вопросов, интересных слушателям курсов.
  • Основные этапы организации учебного центра с подробным рассмотрением каждого этапа.
  • Лицензирование.
  • Привлечение инвесторов и партнеров.
  • Изучение практических примеров создания успешных учебных центров.
  • Алгоритм работы учебного Центра.
  • Шаблоны основных документов.
  • Алгоритмы создания и продвижения сайта учебного центра.
  • На чем может заработать учебный центр.
  • Развитие учебного центра.
  • Тренинги.

Бизнес-образование — Учебные программы

Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ реализует программы бизнес обучения, дополнительного образования в области общего и функционального менеджмента:

Все программы бизнес-обучения направлены на подготовку менеджеров высшего управленческого звена и консультантов широкого профиля, обладающих современными знаниями и квалификацией, которые позволяют эффективно осуществлять руководство организациями или их подразделениями. Формирование и развитие у руководителя ключевых компетенций помогает не только выработать навыки системного подхода к стратегическим задачам бизнеса, но и структурировать их собственный деловой опыт

Основные программы

Программы МВА Высшей школы менеджмента разработаны с использованием международного опыта и с учетом реалий российского бизнеса.

Программа Executive Master of Management in HR - Стратегическое управление человеческими ресурсами – принципиально новая программа, разработанная лучшими профессорами, преподавателями Высшей школы экономики и лучшими практиками и экспертами в области HR, обладающими уникальным опытом работы в больших российских и мультинациональных компаниях.

Программы Executive MBA и DBA - это оригинальные разработки Школы, ориентированные на топ-менеджеров и собственников российских компаний.

Программа «Школа лидерства» разработана с ориентацией на участников конкурса «Лидеры России», людей образованных и амбициозных.

Корпоративные программы Высшей школы менеджмента ориентированы на компаний, которые хотят повысить квалификацию своих менеджеров. Для обучения своих сотрудников фирмы могут выбрать любые дисциплины из широкого набора предлагаемых курсов, для них проектируются как краткосрочные бизнес-семинары , так и средне- и долгосрочные программы, вплоть до корпоративных программ уровня Executive MBA в адаптированном к требованиям компаний формате.

Условия поступления, организация и продолжительность обучения

При поступлении на программы бизнес обучения Высшей школы менеджмента проводится собеседование или тестирование

Обязательным условием для принятия на программы MBA, Executive Master of Management, Еxecutive МВА и программы ПП «Школа лидерства» является наличие высшего образования и опыта работы. Программа DBA имеет дополнительные требования

Программы реализуются в двух формах - вечерней и модульной

Продолжительность бизнес обучения зависит от выбранной программы и варьируется в пределах 0,9–2,3 года

Процесс обучения и результаты

Образовательный процесс в Высшей школе менеджмента организован по смешанному типу, что предполагает использование различных методов обучения: от лекций и бизнес семинаров до решения кейсов и дискуссий. При этом упор делается именно на активные формы обучения: тренинги, деловые игры, анализ конкретных ситуаций.

Лицензия учебному центру не нужна

Занятия проводятся преподавательским составом, имеющим богатый опыт также в области принятия бизнес-решений и управленческого консультирования. В ходе семинаров преподаватель выстраивает работу, направляя ее и на усвоение материала слушателями, и на контроль их индивидуальной подготовки. Тренинги способствуют приобретению навыков адекватной реакции на конкретные ситуации, возникающие в ходе деятельности компании. На лекциях нарабатывается теоретический материал, служащий основой для активных форм общения. Большое место в учебном процессе отводится самостоятельной работе обучающихся, в ходе которой они изучают специальную литературу, а также выполняют задания по пройденной теме или готовят собственный проект с привязкой полученных знаний к деятельности конкретной компании.

Такая организация бизнес курсов носит по большей части прикладной характер и уже на протяжении многих лет доказывает свою жизнеспособность и эффективность. Примеры из российской практики, обсуждаемые на бизнес семинарах, призваны адаптировать международную практику к отечественным реалиям, что дает возможность получить знания и опыт в сфере российского и международного бизнеса.

Обучение по программам Высшей школы менеджмента завершается защитой выпускной квалификационной работы или диссертации.

Диплом MBA является подтверждением успешно пройденного обучения и соответствует высоким международным стандартам.

Как открыть учебный центр парикмахеров и маникюрщиц: бизнес идея

Необходимость приводить в порядок волосы на голове наработана у человека до автоматизма. Уход за руками и ногтями также приближается к потребности на генетическом уровне. Поэтому стремительный рост числа заведений, предлагающих услуги стрижки и маникюра, воспринимается как должное. Но где взять столько обслуживающего персонала? Ответ находят предприимчивые люди, организовывающие курсы обучения парикмахерскому мастерству. Параллельно они ставят на конвейер обучение искусству маникюра и готовят специалистов-стилистов.

Бизнес получается вполне рентабельный и не самый сложный в организации. Зарегистрировавшись в качестве автономной (независимой) некоммерческой организации, предприниматель не нуждается ни в каких дополнительных лицензиях или особых разрешениях.

Санитарные нормативы для одного парикмахерского места требуют. Но из расчета 5 учебных мест, найти в городе просторное помещение площадью не менее не столь сложно.

Поскольку месторасположение учебного центра особой роли не играет, можно слегка сэкономить на аренде, но все равно она «выльется в копеечку» (за квадратный метр — 2,5 тыс. рублей). Предметы мебельного интерьера и учебного оборудования (стулья, стойки, зеркала, мойки) можно приобрести отечественные. Оснащение каждого рабочего места потянет до десяти тысяч рублей.

Немалая статья затрат - расходные материалы. Удобные острые ножницы, качественные краски, профессиональные расчески, массажные щетки, кисти для сметки и окраски волос, парикмахерские пеньюары и прочая атрибутика обойдется в сумму до $1тыс. А еще каждому ученику понадобится тренажерный манекен за 1,5 тысячи рублей.

Обучение целесообразно поставить на поток, набирая одновременно до 5 групп по 5 человек.

Как открыть учебный центр? Алгоритм как начать зарабатывать на знаниях!

Средняя стоимость трехмесячных парикмахерских курсов - в районе 22 тысяч рублей. Минимальная положительная рентабельность получается при наборе хотя бы 10 учеников на курс.

Если позволяет время и возможность, можно дополнить основную учебу краткосрочным дополнительным курсом (например, цикл занятий «Свадебные прически»). Это добавит в «копилку доходов» еще по 12 тысяч с человека.

Занятия будут идти в интенсивном режиме, выдержать который способен не каждый преподаватель. Поэтому при выборе кандидатуры педагога нужен особенный подход. Помимо высокого индивидуального профессионального мастерства преподаватель обязан уметь донести свои навыки и знания до учеников. Потребуется и психологическая выдержка, и физическая выносливость. Оценка такого преподавательского труда составит порядка 15000 рублей.

Курсы маникюра организуются по подобной схеме. Только по санитарным нормам для одного мастера маникюра достаточно. Покупка оборудования и мебели для оснащения маникюрного рабочего места будет дешевле парикмахерских затрат. Всего 3 тысячи рублей понадобится для одного ученического комплекта, в который входят всевозможные пилочки, ножнички, щеточки, лопаточки, а также специальная шлифмашинка и стерилизационное оборудование. На каждого ученика нужно как минимум три маникюрных комплекта. На роль педагога пригласите авторитетного стильного мастера, которому есть чему научить новичков. Это сделает ваш кошелек тоньше тысяч на сорок, зато добавит школе престижности и популярности.

Стоимость маникюрного курса — около 11 тысяч, зато группы можно комплектовать до 8 человек. По аналогии с парикмахерским обучением основные маникюрные курсы могут сопровождаться дополнительными. Например, серия занятий по наращиванию ногтей стоит 8 тысяч, а курсы по художественной росписи - 10тысяч рублей.

Некоторые ученики стремятся овладеть одновременно искусством парикмахера и маникюра. Попробуйте поощрить такое рвение небольшой скидкой на обучение. Это может стать примером для подражания, что принесет вам дополнительную выгоду.

Еще одним стимулом для учеников будет гарантия их трудоустройства после окончания курсов. Такую привилегию вы сможете обеспечить, если заключите договора с салонами красоты на выгодных для обеих сторон условиях. Имидж школы от такого сотрудничества только повысится, что со временем принесет дополнительные дивиденды.

Подготовлено редакторами: «Бизнес GiD»
www.bisgid.ru

Комментарии пользователей

Статья написана при информационной поддержке сотрудников компании Объединение Регистрация http://oreg.pro/

Деятельность образовательного характера обязательно должна лицензироваться. Не лицензировать свою образовательную деятельность имеют право только преподаватели, занимающиеся индивидуальным репетиторством. Всем остальным придется получить лицензию на обучение. О том, как это сделать, читайте в данной статье.

Кому нужно получать

Лицензию на обучение в обязательном порядке должны получить следующие юрлица:

  • Гос. и частные некоммерческие фирмы, деятельность которых в первую очередь нацелена на предоставление образования, а не на извлечение прибыли;
  • Коммерческие фирмы, целью которых является получение прибыли от предоставления услуг образовательного характера;
  • Филиалы образовательных компаний;
  • Частные бизнесмены, осуществляющие деятельность с наемным персоналом;
  • Научные учреждения.

Услуги должны оказываться по одной, или сразу нескольким из следующих образовательных программ:

  • Высшее или среднее специальное;
  • Дошкольное;
  • Общеобразовательное;
  • Доп. образование, как для детей, так и для взрослых;
  • Повышение уровня квалификации.

Законодательные требования

Действующим законодательством установлено, что кандидат на получение лицензии должен выполнить ряд требований:

  1. Наличие помещения, в котором будет осуществляться обучение.
  2. Наличие всего необходимого для процесса обучения (спец. оборудования, мебели, учебников, инвентаря и прочее).
  3. Наличие программ образования.
  4. Создание условий, которые требуются для ведения образовательной деятельности.
  5. Наличие разрешения от Санэпиднадзора.
  6. Наличие преподавательского состава (его необходимо полностью утвердить до того, как подавать заявку на получение лицензии).
  7. Наличие документов, разрешающих получение доступа к материалам, которые являются гос. тайной.

Необходимая документация

Для получения лицензии на обучение необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • Заявление на получение;
  • Оригинал документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • Ксерокопии учредительных документов, заверенных нотариусом;
  • Ксерокопии следующих свидетельств: о постановке на налоговый учет, о гос. регистрации, о внесении изменений; они должны быть нотариально заверенными;
  • Документы, которые подтверждают владение территориями и помещениями;
  • Программы образования и учебные планы;
  • Сведения о преподавателях – ксерокопии их дипломов и их трудовых книжек;
  • Заключение пожарной службы, СЭС и МЧС на соответствие объектов определенным требованиям;
  • Сведения о наличии обучения с дистанционными элементами;
  • Справка, подтверждающая наличие условий для охраны здоровья и питания обучающихся;
  • Чек, подтверждающий уплату гос. пошлины;
  • Опись всего пакета документации.

Процедура получение лицензии

Орган, занимающийся лицензированием, принимает по описи заявление, делая на нем запись о получении. Дата на описи – это день, с которого начинается процесс лицензирования:

  1. В течение трех дней работники Мин. Образования проверяют предоставленную заявителем документацию на правильность заполнения и комплектность.

    Как открыть курсы по обучению без лицензии

    Если были найдены ошибки – документы будут возвращены заявителю на исправление. На исправление ошибок у заявителя есть месяц.

  2. Если у специалистов не возникло претензий к документам, начинаются всевозможные проверки: проверяется достоверность предоставленных сведений, а также соответствие условий у заявителя лицензионным требованиям. На этом этапе также осуществляется выездная проверка.
  3. В течение шестидесяти дней с даты регистрации заявления управление по надзору в образовательной деятельности примет положительное или отрицательное решение. Если принято отрицательное решение, специалисты должны его обосновать. Причин для отказа может быть только две: предоставление ложной информации и условия, не подходящие для осуществления деятельности образовательного характера.
  4. Получения лицензия имеет неограниченный срок действия. Однако при нарушении требований ее могут временно приостановить или отозвать навсегда.

Идея бизнеса: как открыть центр по подготовки к экзаменам ЕГЭ

Как создать образовательную организацию?

Наши юристы достаточно часто получают от посетителей сайта письма с вопросами об открытии частных школ, детских садов, различных учебных курсов и т.п. Поэтому мы решили осветить данный вопрос в отдельной статье.

Образовательная деятельность регулируется Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту — "Законом").

Определение образования приведено в Законе — под ним понимается "единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов".

Несколько отличается от приведенного выше определение термина "обучение", которым согласно Закону является "целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни".

Согласно Закону, образовательную деятельность вправе осуществлять:

  • образовательные организации , которые могут создаваться только в форме некоммерческих организаций;
  • организации, осуществляющие обучение — осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели — как осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, так и привлекающие наемных педагогических работников.

Отметим, что ранее действовавшая редакция Закона (до 1 сентября 2013 года) исключала коммерческие организации из образовательного процесса — ООО, АО и им подобные юридические лица, целью создания которых было получение прибыли, были не вправе вести образовательную деятельность.

Образовательная деятельность, осуществляемая юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, привлекающими педагогических работников, подлежит обязательному лицензированию. В то же время, не лицензируется образовательная деятельность, осуществляемая индивидуальным предпринимателем непосредственно (т.е. лично, без приема на работу других преподавателей).

В качестве примера деятельности, которую индивидуальный предприниматель может вести без лицензии, можно привезти репетиторство, гувернерство и т.п.

Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями (за исключением ИП, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно), устанавливается законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности, а также соответствующими Постановлениями Правительства РФ.

Образовательная организация может быть государственной, муниципальной или частной.
Государственной является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
Муниципальной является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).
Частной является образовательная организация, созданная физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Наиболее часто частные образовательные организации создаются в организационно-правовой форме АНО — автономных некоммерческих организаций.

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами (основными и/или дополнительными), реализация которых является основной целью их деятельности.

Законом устаноавлены следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы: 1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Перечисленные выше образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;
2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

По Закону наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Организациями, осуществляющими обучение, могут быть юридические лица любых организационно-правовых форм, в том числе такие коммерческие организации, как ООО и АО. При этом:
Научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам.
Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения.
Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее — загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации) вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных статьей 88 Закона.
Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

Регистрация бизнеса в сфере образования

Как уже было сказано, деятельность в сфере образования вправе осуществлять юридические лица — образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также физические лица (граждане), зарегистрированные в качестве ИП.

Требования к учредительным документам юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере образования, имеет свою специфику. Интересующиеся данным вопросом найдут ответ на него в Законе, здесь же только отметим, что уставы таких организаций должны содержать сведения об образовательных программах, в соответствии с которыми будет проводиться обучение.

Поскольку образовательными организациями по Закону могут быть только некоммерческие организации, их регистрация осуществляется уполномоченным на это государственным органом — Министерством юстиции РФ и его региональными Управлениями (в частности, в Санкт-Петербурге — Главным управлением Минюста России по Санкт-Петербургу). Подробнее о регистрации некоммерческих организаций можно прочитать на этой стрнаице.

Как было сказано выше, организации, осуществляющими обучение, могут быть созданы как в форме НКО, так и коммерческих организаций. В последнем случае регистрирующим органом для них является налоговая инспекция (в Санкт-Петербурге — МИ ФНС No 15). Регистрация таких организаций производится налоговым органом в общем порядке, не отличающимся от процедуры регистрации "обычных" ООО.

Аналогично, процедура регистрации индивидуальных предпринимателей — как осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, так и привлекающих по найму педагогических работников, за исключением необходимости дополнительно представлять справки об отсутствии судимости, ничем не отличается от процедуры регистрации ИП других сфер деятельности. Регистрирующий орган — налоговая инспекция.

После государственной регистрации субъект образовательной деятельности (образовательная организация, организация, осуществляющая обучение или ИП, привлекший педагогических работников) должен получить лицензию, и лишь после этого он может приступать к оказанию образовательных услуг. С требованиями у соискателям лицензий можно ознакомиться в Законе и в соответствующих Постановлениях Правительства РФ.

По прошествии некоторого периода после получения лицензии образовательная организация имеет право в порядке и сроки, установленном Правительством РФ, обратиться в Министерство образования (или другой соответствующий государственный орган системы Министерства образования) с заявлением о получении государственной аккредитации.

Образовательные организации, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, вправе выдавать лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне полученного образования и (или) квалификации.

Подготовить учредительные и другие необходимые документы для государственной регистрации образовательной организации, организации, осуществляющей обучение или индивидуального предпринимателя (ИП), а также выполнить регистрацию Вам всегда помогут специалисты компании "Петролекс".