Туристический проект «этнографическая деревня сохранившихся обрядов беларуси. Исследовательская работа «Вот моя деревня…» На тему: «Этнография села Этническая деревня как начинать работу

 ЖУРНАЛ ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ

2016/4(7) 1 Щ) Сетевое научное рецензируемое издание ISSN 2411-0582 THE HERITAGE INSTITUTE JOURNAL

Музейное дело

Свиридова О.Ю.

Расположение и некоторые особенности существующих и проектируемых этнографических музеев, парков этнографической реконструкции и этнических деревень на территории Российской Федерации

Аннотация. В статье рассмотрены особенности работы таких объектов, как этнографические музеи, этнические деревни, музеи под открытым небом и парки этнографической реконструкции. Этнокультурное наследие в различных федеральных округах на территории Российской Федерации. Формирующаяся система этнических деревень и музеев национального быта в России, как инфраструктура развивающегося в стране вида туризма - этнокультурного туризма.

Ключевые слова: этнографический парк, этнические традиции, архитектурные сооружения, охранные мероприятия, этнографическая реконструкция, этнокультурный туризм, историческое наследие, культурная традиция.

В мировой практике этнографические парки и музеи под открытым небом возникли из необходимости сохранения, консервации и изучения памятников народной архитектуры и быта с целью глубокого понимания образа жизни предшествующих поколений. Охранные мероприятия, при этом организованные, позволили сохранить и восстановить множество объектов народного зодчества. Стал возможен открытый (или частично открытый) доступ публики к таким объектам, повысил интерес к ним, и к истории в целом. Эти объекты отражают самобытность местных культурных традиций, выступая оплотом местной идентичности. Этнические деревни по сути своей являются новым типом культурного ландшафта. Также эти объекты называют «этнографические деревни», «национальные», «эколого-этнические деревни».

При создании этнодеревень преследуются следующие цели:

Сохранение ценных, уникальных и типичных архитектурных сооружений, традиционных для данной местности;

Демонстрация внутренних и внешних планировочных решений;

Приобщение к местной культуре, к этническим традициям;

Демонстрация основных хозяйственных, промысловых и бытовых особенностей реконструируемого поселения;

Проведение традиционных народных праздников и концертов;

Организация этнокультурного туризма и культурного досуга.

Функции таких комплексов различные - охрана объектов этнографического наследия, просветительские, воспитательные и образовательные, туристические. В культурном пространстве это явление быстро развивается, так как понятие этнографической деревни неразрывно связано с понятием этнического туризма. В мировой практике и в масштабах нашей страны этнический и этнографический туризм получает всё большее распространение. Он является одной из успешно реализуемых форм культурного досуга, одной из разновидностей культурно-познавательного туризма. В этнографическом туризме выделяют также два подвида - этнический и аборигенный. Этнический туризм в целом основан на интересе к жизни народов, проживающих на какой-либо определенной территории. Аборигенный же туризм предполагает знакомство с коренным народом, изначально и до сих пор проживающим на данной территории.

В условиях современного уровня развития общества и расширения влияния городской среды возрастает интерес к подобным объектам. В мегаполисах и городах во многом утрачены национальные и культурные традиции и обычаи. Межнациональные особенности людей, живущих в городах, стёрты глобализацией и урбанизацией, в этих условиях особенную актуальность и популярность приобретает этнический туризм. Он помогает не только прикоснуться к истокам собственной национальной культуры, но и отвлечься от привычной среды и городской суеты.

В современных российских условиях отмечается рост количества этнических поселков и этнографических музеев. Характерно, что во множестве они появляются в многонациональных регионах. На сегодняшний момент этнические деревни функционируют и строятся практически во всех федеральных округах. В зависимости от географического расположения округов и их национального состава количество этнических деревень отличается.

Учитывая многонациональность нашей страны, (на её территории проживает более 190 народов, в число которых входят также коренные малые и автохтонные народы) это направление можно считать очень перспективным. Наряду с уже существующими этнографическими музеями под открытым небом и частными коммерческими этнопарками в стране планируется строительство целого ряда новых масштабных проектов.

Количественное соотношение существующих и проектируемых объектов по Федеральным округам Российской Федерации

Центральный ф.о. Южный ф.о. Северо-Западный ф.о. Дальневосточный ф.о. Сибирский ф.о. Уральский ф.о. Приволжский ф.о. Се веро-Кавказ ский Крымский ф.о. г. Севастополь

О 5 10 15 20 25 30

В России наибольшее количество таких объектов расположено в Дальневосточном и Приволжском Федеральных округах, затем следуют Центральный и Сибирский, за ним Северо-Западный, затем Уральский, Южный и Северо-Кавказский округа. На последнем месте в списке находится Крымский округ. В нем процессы создания подобных объектов находятся сейчас в стадии развития. Связано это с тем, что более 20-ти лет полуостров находился под влиянием другого государства, что наложило отпечаток (во многом негативный) на все процессы, там происходившие. В Крыму и городе федерального подчинения Севастополе существуют несколько проектов этнических деревень.

В настоящее время насчитывается более девяносто, а проектируется свыше сорока этнических деревень и этнографических подворий в различных российских регионах.

В Дальневосточном федеральном округе расположено наибольшее количество объектов, в том числе проектируемых. Больше всего их в Республике Саха (Якутия), в Камчатском и Хабаровском Краях.

Из работающих объектов на Камчатке интересны для посещения ительменская деревня «Пимчах», этнокультурный комплекс «Кайныран», эвенкийские стойбища «Нюлтен» и «Мэнэдек». Локализуются они в южной части Края, на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга, в частности рядом расположены комплекс «Кайныран» и ительменская деревня «Пимчах». На территории последнего каждый год проходит праздник «Алхалалалай» - обряд благодарения природе, завершающий летний промысловый сезон.

Этнокультурный комплекс "Мэнэдек"

эвенкийское стойбшце /--

Родовая община эвенков "Нюлтен" эвенкийское стойбище /-

Этнокультурный комплекс "Кайныран" деревня в этническом стиле

Этнокультурный комплекс "Пимчах" этническое стойбище

Расположение существующих этнокультурных комплексов на территории Камчатского Края

На Камчатке сохранилась самобытная культура коренных малочисленных народов Севера: ительменов, коряков, эвенов и алеутов, что является прекрасным ресурсом этнографического туризма. Сегодня на Камчатке же расположено наибольшее количество проектируемых этноподворий. Это этнографические деревни (корякская этнодеревня), этнографические комплексы, туристско-этнографические центры. Важным фактором является наличие больших свободных земельных участков площадью до нескольких тысяч гектаров. Этих площадей достаточно для реализации практических любых туристических проектов. Согласно стратегии развития туризма в Камчатском крае необходимо создание условий для развития туризма как приоритетной отрасли экономики Края в долгосрочной перспективе, увеличение вклада туристической отрасли в развитие региона, сохранение и рациональное использование природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала.

В Приволжском Федеральном округе этнографические деревни расположены практически во всех субъектах - но более всего их в Пермском Крае и Нижегородской области. Архитектурно -этнографический музей «Хохловка» - это пример долгого и успешного функционирования объекта. Это первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом. Музей начал создаваться в 1969 году и был открыт в сентябре 1980 года. В него входят 23 памятника деревянного зодчества конца XVII - второй половины XX вв., которые представляют лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры народов Прикамья. Здесь ежегодно проводятся ставшие традиционными массовые мероприятия - праздники народного календаря, фольклорные музыкальные праздники, военно-исторические и арт-фестивали.

Центральный округ в этом отношении характерен наличием различных по концепции и исполнению проектов. Присутствуют как крупные,

многонациональные объекты, такие, как «Этномир» в Калужской области, так и небольшие объекты, популяризирующие культуру и наследие отдельных этносов -например культуру Чукотки - этнокультурный комплекс «Хаски Лэнд» в Подмосковье. Московская область характеризуется также большим количеством проектируемых объектов этнографических деревень.

В Северо-Западном федеральном округе также большое количество существующих и проектируемых объектов находится в крупном и развитом образовании - в Ленинградской области. Также этнографические комплексы расположены на территории Мурманской и Новгородской областей. На территории последней расположены Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» и «Славянская деревня X века» в поселке Любытино. В музее «Витославлицы» собраны лучшие сохранившиеся до наших дней образцы народного деревянного зодчества XIII - начала XX вв., в «Славянской деревне» знакомят с историей, культурой, обычаями и верованиями древних славян.

Уральский округ характерен наличием разнообразных культурных традиций. В Ханты - Мансийском автономном округе находится большое количество этнографических деревень и стойбищ. Это «Чуанели» - детский этнооздоровительный центр - школа труда и отдыха. Он находится в Березовском районе, в деревне Чуанели. Другой необычный объект - этническое стойбище -детский этнооздоровительный центр «Мань Ускве», расположенный в Березовском районе, в деревне Ясунт. Он организован для детей из народа манси. По сути это детский лагерь, только дети в нем живут в чумах и учатся разным народным промыслам и языкам. Очень самобытны объекты в Ямало - Ненецком автономном округе. Например, природно-этнографический комплекс в поселке Горнокнязевск. Это этнографический комплекс под открытым небом, расположенный в Приуральском районе, в 12 км от г. Салехарда. Музей функционирует с 2001 года и знакомит с историей и традициями местных жителей - хантов, ненцев и коми. Воспроизведен традиционный поселок северных народов. Выстроены семь чумов, а также деревянные постройки. В экспозиции более 400 экспонатов - предметов быта оленеводов, охотников, рыбаков Севера. Посетители имеют возможность прокатиться на оленях, попробовать национальную кухню (адаптируемую соответствующим образом), заказать экскурсию по комплексу с обрядами.

В Южном федеральном округе функционирующие этнографические парки консолидируются главным образом в Краснодарском Крае. Там же планируется осуществить большое количество проектов. В Ростовской области находится уникальный объект - Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, расположенный в Станице Старочеркасская. Музей включает в себя заповедную

Этно-культурный комплекс «Хаски Лэнд» в Ленинском районе Московской области. Выступление фольклорного коллектива

территорию бывшего города Черкасска (центр станицы) площадью 62,88 га с более чем 100 памятников гражданской и культовой архитектуры. Фонды музея насчитывают около 50 000 экспонатов. Станица известна как столица Донского казачества и место рождения генерала Матвея Платова и многих донских героев. Проводятся праздники, выставки и культурно-просветительские мероприятия, выступает фольклорный ансамбль. Музей был основан 30 декабря 1970 года по инициативе М. А. Шолохова на базе памятников истории и архитектуры станицы, ведущей свою историю с 1570 года. Он находится на историческом месте. На бывшем подворье атаманов Ефремовых сосредоточены архитектурные памятники XVNI-XIX вв. Интересен Атаманский дворец, выстроенный по образцу столичных аристократических домов. В своём окончательном виде дворец насчитывает 21 комнату, а его общая площадь составляет более 1000 м2. На территории музея проводятся выездные и обменные выставки, в том числе проект, посвящённый истории казаков -некрасовцев - «Казаки-некрасовцы. Вновь обретенная Родина». Это потомки участников восстания Кондратия Булавина, они получили свое название по имени атамана Игната Некрасова, который после подавления восстания увел на Кубань несколько тысяч казаков, переселившихся затем в Турцию. Живя на чужбине своеобразным казачьим укладом, некрасовцы сохранили национальную самобытность, язык, обычаи, фольклор, основные элементы казачьей одежды, бытовавшей на Дону в XVII - начале XVIII века.

В Северо-Кавказском округе также отмечается рост проектов. В Карачаево-Черкесской республике это проект этнодеревни «Алан-шахар» («Медовые водопады»). Деревню намерены оформить в кавказском стиле XVII-XIX веков, она будет представлять культуру не только карачаевского, но и других народов республики. На базе этнокомплекса планируется проводить культурно-массовые мероприятия, этнографические праздники, фестивали. Две действующих этнодеревни расположены в Чеченской Республике. Это этнографическая деревня «Шира-котар» - в переводе на русский -«Старый хутор» (вайнахская деревня) и этнографический музей «Донди-юрт» (музей под открытым небом) в городе Урус-Мартан.

Становится все более популярным, несмотря на свою экстремальность «Джайлоо - туризм» - один из новых видов туризма. Это одно из перспективных направлений активного отдыха, ответвление экотуризма, путешествия в котором совершаются в места планеты, практически не тронутые современной цивилизацией. Проявился этот вид отдыха в конце 1990-х годов, когда туроператоры предложили своим клиентам из развитых стран пожить некоторое время вместе с чабанами Киргизии. Отсутствие благ цивилизации в полной мере компенсировалось чистым воздухом, прогулками по горам, погружением в местные традиции и культуру. Результаты такого эксперимента превзошли все ожидания, и этот вид отдыха начали включать в перечень своих услуг многие туристические фирмы мира. Часто существует возможность совмещать такой отдых с осмотром интересных природных достопримечательностей.

Туры устраиваются в населенные коренными народами труднодоступные места, в которых часто отсутствует электричество и мобильная связь. Благодаря этому жители городов имеют возможность некоторое время пожить в средневековых или даже первобытных условиях. Этот вид туризма находит все новые и новые направления. Туристы-экстремалы путешествуют в сибирской тайге, приарктической тундре, в пустынях, в горных районах Юго-Восточной Азии.

Ранее европейцы жили и работали в среде первобытных племен Африки, Индокитая и Южной Америки в качестве зоологов, этнографов и исследователей в других областях науки, собирая необходимую информацию для научных работ.

Сегодня этот вид туризма не требует от его участников изучения и классификации местных обычаев, ритуалов и быта. Им предоставляется возможность погрузиться в окружающую действительность и почувствовать себя членами первобытного общества, вместе с жителями племени собирать съедобные растения, изготавливать примитивное оружие, участвовать в процессе охоты. Часть культурной программы составляет пение и танцы под звуки барабанов вместе со всем племенем. В лесах Амазонии, например, племена до сих пор не знают железа и живут первобытно-общинным строем. Некой разновидностью этого вида туризма можно считать туры в Чернобыльскую зону отчуждения. Со времени техногенной катастрофы прошло довольно много времени, уровень радиации заметно снизился, и популярность туров в Чернобыльскую зону постоянно растет.

Любители экологического туризма посещают специальные деревни и поселения, предназначенные для проживания и отдыха. Они располагаются на относительно нетронутых антропогенным воздействием природных территориях. На таких объектах воссоздан традиционный уклад жизни, основанный на натуральном хозяйстве, в пищу предлагается употреблять только экологически чистые продукты. Во время пребывания в таких поселениях посетители имеют возможность принять участие в традиционных занятиях населения - собирательстве, охоте и рыбной ловле, попрактиковаться в верховой езде.

В различных регионах особенности и проблемы, связанные со строительством и функционированием объектов различны. Например, в комплексе «Этномир», расположенном в Калужской области сделан акцент не на какой-то конкретный этнос, а представлены культуры многих стран мира. Хорошо развитая инфраструктура с кафе, ресторанами, сувенирными магазинами, спортивными площадками и отелями в этническом стиле позволяет погрузиться в культуру множества народов одновременно. Обусловлено это масштабностью проекта и его расположением.

Этнодеревни в регионах - и частные, и создаваемые в рамках туристических программ, помимо развития экспозиций и проведения мастер-классов, вынуждены бизнес - ориентироваться - проводить фестивали, праздники, устраивать гуляния с целью извлечения выгоды - средств на развитие. Такой культурный комплекс в Оренбурге, представляющий из себя парк с 10-ю разными этническими подворьями, в которых действуют кафе, даже благоприятно повлиял на обстановку в районе. По некоторым данным, после его открытия там выросли цены на недвижимость.

Еще одна особенность устройства подобных объектов - это нивелирование претензий соседних государств на территории. Например, в Приморском Крае - это историко-тематический парк «Изумрудная долина». Там реконструируют дома жителей Уссурийского края разных исторических эпох - от палеолита до русских острогов. Инициатору проекта показалось необходимым утвердиться на родной земле. Парк находится в процессе развития, и местное население отнеслось к проекту в целом

Историко-тематический парк «Изумрудная допина». Главный вход

положительно.

По такому же принципу образован национальный парк «Русская Арктика». Задачами парка являются сохранение культурного, исторического и природного наследия Западного сектора Российской Арктики, развитие экологического туризма, также мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии охраняемых природных комплексов. Уникально культурное наследие национального парка: здесь находятся места и объекты, связанные с историей открытия и освоения российской Арктики с XVI века, в частности, связанные с деятельностью русских полярных исследователей, стоянки голландского мореплавателя Виллема Баренца, открывшего эти земли для западных европейцев, и русских поморов, бывавших там задолго до него.

Крупные этнографические комплексы представляют собой турпродукт, рассчитанный на развлекательные услуги, носящие этнический оттенок. Такие объекты представляют собой имитационные культурные ландшафты, изначально запроектированные, как система развивающих, познавательных и развлекательных кластеров. Местные культурные традиции при их создании, как

правило, не учитываются.

«Этномир», расположенный в окрестностях города Боровска Калужской области - яркий пример коммерчески масштабного туристского проекта. На сегодняшний день это самый большой этнографический парк в России. На его территории размещены этнодворы, имитирующие жизнь и быт различных народов. Крупный выставочный комплекс представляет собой сплошной ряд павильонов общей протяжённостью в 1,5 километра. Каждый из них задуман как отражение культуры и традиций разных регионов мира: Европы, Востока, Азии, Африки, Австралии и Океании и стран Нового Света - Северной и Латинской Америки.

Так называемые «региональные» этнодеревни, расположенные в национальных республиках, отражают традиционный этнический культурный ландшафт. По своей пространственной организации и принципам деятельности они близки к музеям деревянного зодчества. Наиболее интересные

этнодеревни этого типа расположены в Чувашии, (Ибресинский этнографический музей под открытым небом), Бурятии (этнографический музей народов Забайкалья), в Республике Марий-Эл, (этнографический музей под открытым небом в г. Козьмодемьянске) и многие другие.

Этнические деревни «локальной культурной традиции» и малых народов России создаются по частной инициативе или по инициативе местной власти. Они имитируют ландшафты локальных культурных групп. К таким объектам, например, относится Поморская «Тоня Тетрина». Это экологический этнографический

комплекс в Мурманской области, представляющий собой

музеефицированный рыбацкий стан. Музей организован на Терском берегу Белого моря, на месте исторически существовавшей тони, и реконструирует быт поморской тони 20-х годов ХХ века. Восстановлены жилая изба, поварня, амбар, баня, ледник, вешала для сетей. В музее проводятся ознакомительные экскурсии. На территории комплекса постоянно живут его создатели, они занимаются традиционными поморскими промыслами, в которых может принять участие и этнотурист. Предметы обихода - старинные весы, самовар, чугунки, котлы, патефон сами по себе являются музейными экспонатами. Это пример живого культурного ландшафта, полноценной ландшафтной имитации, вживания в пусть ушедшую, но исторически привлекательную культурную традицию. А они сами по себе очень интересны. Само понятие Тоня (в северных диалектах тоня) - это место на реке или водоёме, на котором производится лов рыбы неводом. Размеры тони бывают весьма различны, иногда до 2 км.

Картины и литографии позволяют создать наглядное представление о происходящих процессах. Визуальный ряд не менее важен, чем литературные источники для воссоздания быта и уклада жизни комплексов.

Некоторые проекты создаются специально для представителей определенного народа, их деятельность носит ярко выраженный эколого-культурный, охранительный характер. В местах традиционного проживания коренных малочисленных народов создают так называемые этнические стойбища. Их основное отличие от парков в том, что в качестве этнического объекта обычно выступает музейный экспонат или культурная традиция одного народа. Этническое стойбище «Мань Ускве» функционирует, как детский лагерь, в нем живут в традиционных жилищах, учатся языкам и различным народным промыслам.

Н.А.Сергеев. Тоня на Днепре.1889 г.

Соловки. Остров Малая Муксалма Лит. В.Черепанова, 1884 г.

В целом, деятельность таких этнодеревень малых народов ориентирована на пропаганду духовной культуры, ознакомление с элементами материальной культуры, мировоззренческими аспектами взаимоотношений с природой. Примерами этому являются комплексы «Бакалдын», «Ус Хатын» и др. в Якутии, Этнографический комплекс в поселке Горнокнязевск Ямало - Ненецкого автономного округа.

Невозможно не отметить, что существует проблема коренных народов Севера - это утрата традиций и культурной идентификации. Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов. Также существует проблема взаимодействия коренного населения и туристов. Представители народов ханты и манси озвучили свои опасения в том, что развитие этнотуризма может губительно сказаться на их традиционном образе жизни: туристы занимаются охотой и рыболовством, собиранием ягод и грибов, то есть нарушают экосистему и составляют конкуренцию живущим таким промыслом аборигенам. В специально же воссозданных для посетителей местах этого можно не опасаться.

Этническая деревня представляет собой новый тип культурного ландшафта - имитационный культурный ландшафт, то есть искусственно воссозданный. Он выступает в качестве образной стилизации традиционного деревенского ландшафта при создании этнодеревни на базе реального поселения. Происходит процесс моделирования материальных и духовных составляющих. При строительстве объектов происходит моделирование материальных компонентов - природного ландшафта, архитектуры, производится планировка селения с использованием элементов традиционной хозяйственной и промысловой деятельности. На базе этнодеревень проводятся фольклорные фестивали, праздничные обрядовые действия, справляются свадьбы по этническим образцам - то есть происходит процесс моделирования духовной культуры.

Появление этнодеревень в

многонациональных регионах - это общемировая тенденция. Например, Китай является одним из самых

многонациональных государств - здесь официально насчитывается 56 этнических групп, из которых 55 принято называть национальными меньшинствами.

Путешественников привлекают не только шумные города с крупнейшими

Юньнаньская национальная деревня

небоскребами, но и исторические достопримечательности, а также знакомство с «истинным», нетуристическим Китаем. Туристам интересно посещение отдаленных деревень национальных меньшинств. Туризм начал проникать в традиционные поселения этнических групп, он пока не носит массового характера, то есть не нарушает культурную целостность местного этноса. Местные жители в определенной степени заинтересованы в привлечении туристов, поэтому в крестьянских домах можно обнаружить семейные гостиницы с необходимыми удобствами. Жители в таких деревушках продолжают вести традиционный уклад жизни, занимаются ручным трудом и народными промыслами.

Часто этнические деревни создаются таким образом, что в них соединяются несколько культурных направлений. Примером этого является этническая деревня Леседи. Она расположена в ЮАР, в 40 километрах от Йоханнесбурга. Эта деревня дает уникальную возможность познакомиться с традиционным бытом и укладом пяти коренных народов Южной Африки: зулу, педи, коса, ндбеле и басуто. Первоначально эта деревня принадлежала племени зулу. В 1993 году по задумке Кингслея Холгейта, известного исследователя Африки, в деревне было объединено пять племен.

Непосредственно на месте посетители «погружаются в эпоху» и традиции каждого народа. Экскурсии проводит местный гид, являющийся также вождем одного из племен. Здесь у туристов есть возможность примерить национальную одежду африканцев, посетить жилища и увидеть быт жителей деревни изнутри. После экскурсии их приглашают в Бома - крытый соломой дом, где устраивают шоу с этнической музыкой и танцами коренных племен Африки. Гостям предлагают ужин, состоящий из блюд местной кухни.

В России практика создания подобных комплексов появилась в советский период - в 1960-70-х годах в основном в форме музеев деревянного зодчества. Для сохранения уникальных и традиционных деревенских построек - храмов, жилых домов, хозяйственных сооружений были разработаны определенные методики. В деятельности самих музеев -заповедников преобладали охранительные и просветительские функции. Типичными для этого периода являются музеи под открытым небом -архангельский музей «Малые Корелы» и новгородский «Витославицы». В результате этой деятельности к 1980-м годам XX века во многих регионах были созданы полноценные культурно -ландшафтные комплексы, отражающие архитектурные, планировочные, декоративные и другие особенности региональной культурной традиции. На протяжении двух десятилетий - в 1980-90-е годы в музеях - заповедниках происходила ориентация на поддержку традиционных промыслов, организация ярмарок, возрождение традиционных праздников с участием фольклорных коллективов. В музеях - заповедниках консолидировались центры региональной культурной жизни. Сложная ситуация в стране в 90-х годах некоторым образом приостановила эту деятельность.

Этническая деревня Леседи

В 2000-е годы в музеях появляются новые направления развития, в том числе идет развитие этнодеревень, как самостоятельных объектов. Возникают новые типы этнодеревень, новые подтипы «этнодеревенских культурных ландшафтов» - национальные деревни, региональные этнодеревни национальных республик, локальные этнодеревни, включая этнодеревни малых народов России, и этностойбища. Развитие подобных объектов связано с процессами утверждения региональной и местной идентичности, развитием внутреннего туризма и с глобальными процессами, происходящими в национальной политике.

Этнографические парки, развивающиеся на базе музеев, обладают самой большой научной ценностью. Примером этого является Пермский этнографический парк истории реки Чусовой, основанный в 1981 году. В парке сохранены уникальные постройки XIX века, собранные из разных деревень. Были транслитерированы такие объекты, как: кузница, сельская лавка, пожарная станция, крестьянские избы, трапезная, церковь. Так же характерен пример Костромского музея народной архитектуры и быта. Он возник в 1955 году. Сейчас там функционирует около 30 построек-экспонатов: это церкви, избы, амбары и бани. В подобных музеях проводят экскурсии и мастер -классы, представляют игровые и информационные программы, организовывают праздники, «корпоративные встречи» и свадьбы в народных традициях.

Часто понятие «этнодеревня» используется как туристический объект, специально выделенный (оборудованный) для развития этнического туризма, и в некоторых случаях он имеет «привязку» к историческим местам.

Примером создания такой этнографической деревни является казачья станица «Атамань», расположенная в станице Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Выставочный комплекс создан по инициативе губернатора Краснодарского края А. Н. Ткачева и расположен на берегу Таманского залива. На территории комплекса воссоздан быт казачьей станицы, произведена историческая реконструкция (комплекс имеет привязку к историческому месту). Подворья станицы являются своеобразными мини -образом, что каждое подворье дает посетителям представление о теме, связанной с бытом, материальной культурой, ремеслами, фольклором кубанского казачества. Хаты построены по современным строительным технологиям, но внешне стилизованы под казачьи хаты конца XVNI-начала XX вв. При создании деревни использовались подлинные документы, фотографии, орудия труда, предметы быта конца XVNI-начала XX вв., подаренные жителями Кубани специально для открытия комплекса.

Часть музейных экспозиций комплекса посвящена истории Таманского полуострова в целом. В ней отражены такие темы, как «Долина скифов», исторический парк «Гермонасса», тропа Великого Шелкового пути, копия знаменитого на весь мир Тьмутараканского камня, найденного казаками в конце XVIII в. при разборке старой крепости в Тамани, и хранящегося в настоящее время в

Этнографический комплекс «Казачья станица Атамань;

музеями. Комплекс спроектирован таким

Государственном Эрмитаже. Выставочный комплекс «Атамань» несет в себе просветительские функции, часть территории посвящена организации досуга и отдыха, проводятся этнические фольклорные фестивали, проводится реконструкция обрядов кубанского казачества.

Этнические деревни популяризуют культуру местного этноса. Этничностью называют свойства этнической общности, обозначающие её особенные отличия от других общностей. Этничность в этнодеревнях проявляет себя и как музейных экспонат, и как живая культурная традиция в разных ее проявлениях - от фольклора до национальной кухни.

С позиции этнографии такие комплексы являются объектами, сохранившими свой «этнический тип» и обладающие признаками, характерными для традиционной культуры данного этноса. Так как этничность сама по себе является формой общественной организации культурных сообществ, очень важное значение имеет наличие общей исторической памяти. Общие элементы культуры, обладание одним или несколькими общими названиями, представление об общем происхождении приводит к появлению чувства групповой солидарности. Определение этничности строится также на основе культурной самоидентификации этнической общности по отношению к другим общностям (этническим, общественным, политическим), с которыми она находится в фундаментальных связях.

На сегодняшнем этапе развития подобных комплексов в России региональный принцип организации получил новый импульс. Он проявляется в продвижении инициатив региональных администраций в отношении национальных деревень (например, национальные деревни народов Саратовской и Оренбургской областей). Их создание рассматривается, как элемент национальной политики в многонациональном регионе. Постройки в таких комплексах представляют собой образные стилизации разных этноархитектурных стилей, часто аутентичность не имеет большого значения. В таких комплексах создаются этнографические экспозиции, музеи, этнические клубы, передвижные выставки, фольклорные коллективы, контактные зоопарки.

Формирующуюся сейчас систему этнических деревень и музеев национального быта в России можно рассматривать как инфраструктуру развивающегося в стране вида туризма - этнокультурного туризма. Целью его является приобщение к этнокультурному наследию, и он является весьма перспективным для России. Страна обладает богатым и разнообразным этнокультурным наследием, уникальным сочетанием различных этнокультурных комплексов.

Наряду с воспитанием толерантного, уважительного отношения к «другому», к другой культуре, что особенно важно в ситуации полиэтничной России, этнические деревни способствуют сохранению разнообразных культурных традиций, повышению этнического самосознания, а также формированию имиджа регионов, способного привлекать туристов как из России, так и из-за рубежа. В целом тенденция к развитию этой сферы имеет положительную динамику. Необходимо отметить, что в России достаточно много частных этнообъектов, а соответствие своего предприятия заявленной теме и этнографическим источникам не регулируется, что может привести к искажению исторической действительности. То есть, с одной стороны от необходимости завлекать туристов может пострадать культурная ценность и историческая достоверность, с другой стороны люди «на местах» заинтересованы в сохранении своего наследия, популяризации культуры и извлечении прибыли.

Безусловно, необходимо отметить, что тенденция развития этнотуризма свидетельствует о повышении уровня культурного и этнического самосознания граждан. Отечественные туроператоры в поиске новых видов досуга обратили внимание на этнических активистов и местных краеведов. Именно их совместная деятельность влияет на развитие интереса к своим этническим корням, на воспитание патриотизма у граждан многонациональной России, но это невозможно выполнить без принятия местных региональных программ.

ЛИТЕРАТУРА

Калуцков В.Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ. 2000.

Бутузов А.Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации, 2009.

Реестр инвестиционных проектов туристских комплексов и инвестиционных площадок, 2008.

Реестр объектов сельского туризма Российской Федерации, 2008.

Реестр туристских маршрутов в субъектах Российской Федерации, 2008.

Калуцков В.Н., Латышева А.Ю. «Этническая деревня» - новый тип культурного ландшафта. МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва. Теория и практика планирования культурного ландшафта: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., Саранск, нояб. 2010 г. - URL: Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010, С. 715. - URL: http://regionalstudies.ru/publication/article/198.

Эколого-этнические деревни. - URL: http://www.travel-mne.ru/restoptions/ecological/ethno_eco_villages/.

Музеи России. - URL: http://www.museum.ru.

Обзор этнопарков России. - URL: http://nazaccent.ru/content/9000-nastoyashee-proshloe.html.

Выставочный комплекс «Атамань». - URL: http://www.atamani.ru.

Этномир-этнографический парк-музей. - URL: http://ethnomir.ru.

Этнопарки Росссии. - URL: httpY/этнопаркироссии.рф.

Джайлоо-туризм: история и география. - URL: http://tourlib.net/statti_tourism/djailoo.htm.

Деревня национальных меньшинств, Санья. URL: economlegko.ru.

Этническая деревня Леседи. - URL: https://www.tripadvisor.ru.

Этническая деревня Леседи в Йоханнесбурге (Южная Африканская Республика). - URL: http://stirringtrip.com/yohannesburg/dostoprimechatelnosti/yetnicheskaya_derevnya_lesedi.html.

Этно-культурный комплекс «Хаски Лэнд». - URL: http://huskyland.ru/index.php.

Стратегия развития туризма в Камчатском крае до 2025 года. - URL: https://docviewer.yandex.ru/www.ilovekamchatka.ru.

Тоня. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki.

© Свиридова О.Ю., 2016. Статья поступила в редакцию 07.12.2016.

Свиридова Ольга Юрьевна,

старший научный сотрудник,

Российский научно-исследовательский институт

культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева (Москва),

e-mail: olgasvirid [email protected]

The location and some features of the existing and planned ethnographic museums, parks ethnographic reconstruction and ethnic villages on the territory of the Russian Federation

Annotation. The article describes the features of the objects, such as the ethnographic museum, ethnic village, the open-air ethnographic museums and parks reconstruction. Ethnic and cultural heritage in different federal districts of the Russian Federation. The emerging system of ethnic villages and national life museums in Russia, as the infrastructure of the developing country type of tourism - ethno-cultural tourism.

Key words: ethnographic park, ethnic traditions, architecture, security measures, the reconstruction of ethnographic, ethno-cultural tourism, historical heritage, cultural tradition.

Sviridova Olga Yurievna,

senior researcher, Russian Scientific Sesearch Institute of cultural and natural heritage named after D. Likhachev (Moscow), e-mail: olgasvirid [email protected]

Исследовательская работа

«Вот моя деревня…»

На тему: «Этнография села»

Гулина Ольга Николаевна, Калентьева Юлия Александровна, Мурзина Юлия Андреевна

ученицы 11-го класса

МБОУ «Чуварлейская СОШ»

Руководитель:

учитель истории и обществознания

МБОУ «Чуварлейская СОШ»

Пучкина Анна Владимировна

Адрес: ЧР, Алатырский район, с. Чуварлей, ул. Николаева, д. 2.

Чуварлей 2013

Введение…………………………………………………………………………3

I глава. История села……………………………………………………….6

1.1.История появления и развития села………………………………….6

1.2.Воспоминания Сафрончевой Любови Ивановны………………...…8

1.3Выдающаяся личность в истории села. Кошелев Михаил Тимофеевич- Герой Советского Союза………………………………………………….9

II глава . Развитие современного села…………………………………..11

2.1.Природа нашего села………………………………………………...11

2.2.Инфраструктура………………………………………………………11

2.3.Социальная сфера, современного села (МБОУ «Чуварлейская СОШ, детский сад «Колокольчик», сельский дом культуры, "Чуварлейский противотуберкулезный санаторий")………………………………….…13

Заключение……………………………………………………………………...18

Список использованной литературы……………………………………….…19

Приложение

Введение

Что значит «Родина моя»? –

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой…

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

(А. Н. Поляков)

Родина. Для каждого человека это слово имеет определенный смысл. Для нас это, прежде всего наша страна, село в котором мы родились и живем. Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашей родины много сел, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них практически не осталось никаких сведений кроме их названия. Изучение истории родного края и своего народа для человека полезна и поучительна. Существует древняя и мудрая пословица «Не знающий истории будет блуждать, не знающий родства будет бедствовать».

В настоящее время можно отметить возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Наша малая Родина – это село Чуварлей, особо дорога нам. Родной край становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю. Знакомство с историей родной деревни позволяет лучше почувствовать родной край.

Актуальность: Происходящие радикальные изменения во всех сферах жизни российского общества, заставляют людей повысить определенный интерес к истории своего края. Они хотят знать, осмыслить все происходящее изменения, причины и последствия. В этой связи в последние годы больше внимание уделяют изучению своего края.

Цель данной работы изучить историю развития села в прошлом и настоящем.

Задачи исследования:

1.Проследить историю образования и развития села.

2.Развить интерес и уважительное отношение к истории и культуры своей местности.

3.Воспитание любви к родному краю.

Хронологические и территориальные рамки исследования: с периода образования с. Чуварлей до настоящего времени. Территориальные рамки ограничены селом Чуварлей.

Структура работы . Работа состоит из введения, глав, заключения, примечания и приложения.

Методы исследования : подбор и поиск необходимого материала; беседы с бывшими учителями, старожилами и руководителями организаций; анализ материала; подведение результатов.

Научно-практическая значимость . Материалы моего исследования можно использовать на уроках истории (национально-региональный компонент), для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе.

Обоснование выбора темы. Название темы говорит само за себя. Мы предлагаем окунуться в прошлое и взглянуть на настоящее нашего села.

Степень научной разработанности. По истории села мало работ, где представлена информация о становлении и преобразовании Чуварлей.

Объектом исследования выступает само село, его образовательные учреждения, организации, его жители.

I глава. История села.

  1. История появления и развития села

Отчизна, родная сторонушка как красиво звучат эти слова, вызывая в памяти у людей свою деревеньку, свой родной берег речушки, откуда ты сигал с разбегу в реку.

Без знания прошлого, нет будущего. Каждый человек любит то место, где он родился. Наша малая Родина – это село Чуварлей, особо дорога нам. Родной край становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю. Знакомство с историей родной деревни позволяет лучше почувствовать родной край.

Село Чуварлеи расположено на левобережье реки Алатырь по песчаному косогору, отлого спускающемуся в юго - восточном направлении к алатырской пойме. С северо - западной стороны на всем протяжении шести километров Чуварлеи отгорожены от полей великолепным сосновым бором, с юго - восточной стороны между селом и рекой раскинулись пойменные луга и пастбища - прекрасные кормовые угодья для скота.

По окраине поймы, у подножия косогора вдоль села протянулась цепочка озер - остатки старого русла реки Алатырь.

Происхождение названия Чуварлей связано с мокшо - мордовскими словами "шувар" - песок и "лей" - овраг с источником (речка). От измененного мордовского слова "шуварлей", что означает "песчаная река" и возникло название Чуварлеи.

Свое начало село Чуварлеи положило у выходящей из леса речки Чуварика и, постоянно расширяясь, в настоящее время подошло к деревне Ялушево.

Существует предание, что село основано выходцами из тамбовских и курских уездов.

Чуварлеи – одно из самых старых населенных пунктов нашего района. Оно существовало уже в начале XVII века и входило в состав вотчины Алатырского Троицкого монастыря. В то время Чуварлеи называлось по другому. Оно имело двойное название – деревня Троицкая (Подгорная). После выхода деревни Троицкой (Подгорной) из монастырского владения в 1764 году за ней окончательно закрепилось современное название Чуварлеи.

К началу XIX века жители села Чуварлеи перешли в разряд удельных крестьян, где оставались до 1861 года. В 1863 году село Чуварлеи вошло в состав Алатырской волости.

У чуварлейских крестьян земля была малоплодородной. Указание о качестве почвы встречается в описи монастырских земель в 1763 - 1764 годов, где говорится: "земля к плодородию посредственная". Помимо землепашества чуварлейские крестьяне занимались ремеслами, отхожими промыслами, торговлей, приготовлением пряжи для речных рыболовных сетей, которую сбывали в Астрахань, бондарным делом.

Вследствие нехватки земли, малоплодородия ее крестьяне вынуждены были заниматься бурлачеством. Например, из коллективного договора русских бурлаков с судовладельцем о доставке судна с грузом от Порецкого до Нижнего Новгорода в 1896 году известно, что в составе артели было 6 человек из Чуварлей. В 1746 году в Чуварлеях насчитывалось крестьян мужского пола 328, пашни за ними 204 десятин, сенокосов 40 десятин.

В период пугачевского восстания жители Чуварлей принимали участие в разгроме казенных винокуренных заводов в селах Ичиксы и Кладбищи. За участие чуварлейцев в пугачевском восстании, в разгроме винокуренных заводов для устрашения населения в Чуварлеях были установлены орудия казни: виселицы, колеса и глаголы.В 1832 году в Чуварлеях на средства прихожан была построена церковь. За церковным притчем было закреплено земли 1,5 десятины усадебной и 33 десятины пахотной и сенокосной. В 1900 году в селе Чуварлей насчитывалось 225 дворов. Церковно - приходская школа открыта в Чуварлеях в 188 году. В 1918 году врачи Алатырского уезда А. А. Преображенский, Н. И. Сульдин, М. Ф. Ногаевич обратились в наркомзем с просьбой отвести в сосновом бору около села Чуварлеи участок площадью 128,25 десятины для постройки противотуберкулезного диспансера. Алатырское отделение лиги по борьбе с туберкулезом, получили ответ на разрешение строительства санатория, и здравотдел приступил к осуществлению поставленной задачи.

Для строительства санатория были выделены средства, строительные материалы и конфискованные у помещиков дома. Противотуберкулезное санаторное учреждение на 40 коек было открыто в Чуварлеях 1 мая 1919 года. Заведывание санаторием было поручено врачу Г. И. Терпсихорову.

Колхоз в селе Чуварлеях был создан в 1930 году и назывался "Красный Порт". В 1935 - 36 годах был переименован в колхоз "Стахановец". В 1957 году колхоз "Стахановец" объединился с Ялушевским колхозом.

  1. Воспоминания Сафрончевой Любови Ивановны

В ходе нашей исследовательской работы мы взяли интервью у коренной жительницы нашего села, Сафрончевой Любови Ивановны 1926 года рождения. По ее рассказам мы узнали много интересного и нового о родном селе. Она с огромным желание поведала нам с чего началась история нашего села. По ее рассказам первыми жителями были странствующие монахи, которые поселились на территории современного храма «Святого Иакова». Чуть позднее стали заселяться новые жители. Все они проживали только на одной стороне села. Постепенно село стало расти и развиваться, был построен храм «Святого Иакова» при нем же была создана церковно-приходская школа. В 1918 был построен «Чуварлейский противотуберкулезный санаторий». В этом санатории Любовь Ивановна работала медсестрой и спасла жизнь многим раненым солдатам.

Во время войны в школе был склад военной техники, располагавшихся здесь воинских частей. Учебные занятия в связи с этим проводились на базе школы слепых. Так же на территории села располагался колхоз, в котором работала большая часть жителей.

Получение данной информации внесла большой вклад в нашу исследовательскую работу.

  1. Выдающаяся личность в истории села

Кошелев Михаил Тимофеевич- Герой Советского Союза

История развития нашего села неразрывно связана с именем Кошелев Михаил Тимофеевич- Герой Советского Союза.

Кошелев Михаил Тимофеевич родился в 1911 году в с.Чуварлей Симбирской губернии. Здесь же окончил церковно-приходскую школу. В 1926 году с родителями переехал в Ташкент. Рано осиротел, пятнадцатилетним подростком уехал в Среднюю Азию, где участвовал в строительстве железной дороги-Турксиб. В 1933 году призван в Красную Армию. В 1942 году добился призыва в действующую армию, окончив полковую школу в звании сержанта.

Воевал в пехоте, был награжден орденом Красного Знамени. К осени 1943 года гвардии сержант Кошелев был командиром отделения 310-го гвардейского стрелкового полка 110-й гвардейской стрелковой дивизии. Особо отличился в боях на Днепре. 9 октября 1943 гвардии сержант Кошелев с группой бойцов ворвался с тыла в село Куцеволовка (Онуфриевский район Кировоградской области), забросал гранатами дзот, тем самым открыв путь подразделению. Незаметно подобравшись к блиндажу, гвардейцы захватили штаб немецкой воинской части, взяв в плен офицера с документами, и уничтожили при этом несколько гитлеровцев. Сдав пленных командованию, Кошелев вернулся в часть и в составе танкового десанта участвовал в штурме высоты 167,8. Гранатами обезвредил вражеский дзот, мешавший продвижению вперед. Был ранен и контужен. По пути в медсанбат, уже в нашем тылу, наткнулся на вражеский грузовик с боеприпасами. В коротким бою уничтожил 4-х солдат и автомашину. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии сержанту Кошелеву Михаилу Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3904). Награжден орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, медалями. После излечения в госпитале был демобилизован по ранению. Вернулся в Ташкент. Работал на Ташкентской железной дороге. Скончался 13 марта 1979 года. Похоронен на Аллее Героев Воинского кладбища в Ташкенте.

Именем Кошелева названа одна из улиц в с.Чуварлей.

II глава. Развитие современного села

2.1 Природа нашего села

Село Чуварлеи расположено на левобережье реки Алатырь по песчаному косогору, отлого спускающемуся в юго-восточном направлении к алатырской пойме. С северо - западной стороны на всем протяжении шести километров Чуварлеи отгорожены от полей великолепным сосновым бором, с юго - восточной стороны между селом и рекой раскинулись пойменные луга и пастбища - прекрасные кормовые угодья для скота.

Водоемы и пляжи

Озера: Вдоль села протянулась цепочка озер – остатки старого русла реки Алатырь

Реки: Алатырь

благоприятный период для купания: В период с мая по август

Климат

умеренно-континентальный

Флора и фауна

животные: Лось, медведь, олень, кабан, волк, косуля, бобр, выдра, рысь, барсук, куница, норка, лисица, енотовидная собака, хорь, белка, ондатра, заяц

птицы: Гусь, казарка, глухарь, рябчик, тетерев, утка, куропатка, пастушка, кулик, перепел, голубь

растительность: В древостое сосна, ель, липа, ясень, клен, дуб

2.2.Инфраструктура

Главной достопримечательностью является природная среда - леса, реки и озера с богатой флорой и фауной.
- Чуварлейский сосновый бор- это чудо, удивительная стройность сосен, симметрия их роста.
Сосновый бор очень красив. Отдыхать в нем истинное удовольствие. Сухой, пропитанный запахом хвои, сосновый бор- лучшее лекарство от многих болезней. Именно поэтому здесь расположен республиканский детский противотуберкулезный санаторий "Чуварлейский бор", государственное учреждение здравоохранения "Чуварлейский противотуберкулезный санаторий", детский оздоровительный лагерь "Янтарный".
Чуварлейский бор занимает площадь размером 684 га., его протяженность составляет 6 км 250 м. Это единственный уникальный остаток древнего леса в Засурье. Он играет водоохранную и почвозащитную роль.
На основании постановления Кабинета Министров № 140 от 17.07.2000 года Чуварлейский бор является памятником природы.
Источник святых благоверных князей Бориса и Глеба. Более 170 лет назад в нескольких километрах от села Чуварлеи, в сухом овражке на Киреевой горе, в бившем из земли источнике была найдена явленная икона святых благоверных князей Бориса и Глеба. В 1932 году в селе был построен храм и один из приделов был освящен в честь этих святых. После революции храм был разрушен, а источник забыт. В простонародье источник стал называться Студеный. 6 августа 2009 года по благословению митрополита Варнавы источник был освящен отцом Андреем Савенковым. О том, что источник святой, свидетельствует два дуба, выросших из одного корня, как же и то, что в одном из найденных срубов бьют сразу два ключа. Источник не замерзает и в сильный мороз.
Памятником архитектуры в селе является каменный храм Святого Иакова, построенный прихожанами в 1832 году. Престолов в нём три.

Главный - во имя Святого Апостола Иакова Алфеева, в честь введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба.
Церковной земли 1,5 десятины усадебной и 33 десятины пахотной и сенокосной.
Церковно-приходское попечительство существует с 1893 года. Приход состоял из священника и псаломщика.
После революции правительство, пришедшее к власти, начало борьбу с религией, результатом которой стало повсеместное закрытие и разрушение церквей. Та же участь постигла и наш храм Святого Иакова.
В 1930 году церковь перестала действовать, были сняты колокола. В 1938 году в здании церкви был открыт магазин, затем - хлебопекарня. В июле 1972 года церковь горела, затем 22 года находилась в полуразрушенном состоянии.
В 1994 году началась реставрация церковного здания силами прихожан. С 1997 года она является действующей церковью. 4 августа 1996 года церковь была освящена митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой.

2.3 Социальная сфера, современного села

Чуварлейская средняя общеобразовательная школа

В 1886 году в селе Чуварлей, возле церкви построили двухэтажное деревянное здание, в котором разместилась церковно – приходская школа. Детей принимали в школу с семи лет и обучали четыре года.

Наряду со школьными дисциплинами священником преподавался Закон Божий и Евангелие.

В школе было печное отопление. В классах стояли столы и скамейки, висели иконы, лампадки. Ученики писали на дощечках, чернила делали из сажи и краски.

В 1927 году была открыта ШКМ (школа крестьянской молодежи) с семилетним образованием.

В 1940 году была открыта НСШ (неполная средняя школа). Успели выпустить только 1 класс. Началась Великая Отечественная война и школа снова стала работать как семилетняя. Во время войны в школе был склад военной техники располагавшихся здесь воинских частей. Учебные занятия в связи с этим проводились на базе школе слепых.

В 1959 году состоялся первый выпуск средней школы, которая функционирует и по сей день.

С 22 апреля 2002 года школа преобразована в МОУ "Чуварлейская средняя общеобразовательная школа"

С 2005 - 2006 учебного года - базовая школа района по профильному обучению. Основной профиль - информационно - технологический.

В 2011 году – муниципальное бюджетное учреждение.

Детский сад «Колокольчик»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Чуварлейский детский сад «Колокольчик» функционирует с 1971 года.

Заведующая – Шиблева Дарья Михайловна.

Открыты две группы:

I старшая группа «Колобок» (дети 5-6 лет)

II младшая группа «Солнышко» (дети 3-4 лет).

ДОУ работает по двум программам:

  1. Социально-личностное развитие

Обогащение социального опыта ребенка;

Содействие разновозрастному общению;

Развитие коммуникативных способностей дошкольников;

Гармонизация социализации, осознание своего социального «Я»;

2. «Здоровячек»

Охрана и укрепление психофизического здоровья воспитанников;

Развитие гигиенических навыков.

Достижения воспитанников ДОУ:

2008 год – I место в районном конкурсе «Малышиада»

2009 год – I место в районном конкурсе рисунков «Страна Здоровья»

Дом культуры

Работа Чуварлейского СДК направлена на развитие самодеятельного художественного творчества, на организацию досуга населения, организацию различных кружков и клубов по интересам; на патриотическое воспитание молодежи; на пропаганду здорового образа жизни.

При Чуварлейском сельском Доме культуры работают три танцевальных кружка, два хоровых кружка (младшая, средняя и старшая группы), один кружок сольного пения, клуб «Хозяюшка» (младшая и средняя группы) и шахматно-шашечный кружок.

Коллективы кружков участвуют не только в мероприятиях поселения, но и в районных.

Клубные формирования:

Хореографический кружок мл. гр. (14 чел. с 7-8 лет) – худ. Руководитель Прохорова Ксения Александровна

Хореографический кружок ср. гр. (16 чел. с 10-12 лет) – худ. руководитель Прохорова Ксения Александровна

Хореографический кружок ст. гр. (14 чел. с 13-14 лет) – худ. руководитель Прохорова Ксения Александровна

Кружок «Сольное пение» (6 чел. с 8-16 лет)- руководитель Баканова Ольга Николаевна

Клуб «Хозяюшка» (10 чел. с 18-30 лет)- руководитель Чумакова Надежда Геннадьевна

Шахматно-шашечный кружок (10 чел. с 13-20 лет)- руководитель Чумакова Надежда Геннадьевна

Планы на будущее: предоставление услуг социально-культурного, просветительского и развлекательного характера, доступных для широких слоев населения; развитие современных форм организации культурного досуга с учетом потребностей различных социально-возрастных групп населения, повышение квалификации творческих работников учреждения; обучение в платных кружках, студиях.

"Чуварлейский противотуберкулезный санаторий"

В 1918 году врачи из Алатырского уезда А.А Преображенский, Н.И. Сульдин и М.Ф. Нагович обратились в Наркомзем с просьбой отвести в сосновом бору около села. Чуварлей участок площадью 128, 25 десятины для постройки противотуберкулезного санатория. С того времени и берут отчёт биография здравницы в сосновом бору.

Чуварлейский противотуберкулезный санаторий, является лечебно - профилактическое учреждением, в котором организованно комплексное лечение больных туберкулезом легких и других локализаций, при помощи медикаментозной и климатотерапии в сочетании с физическими методами лечения.

В конце XIX – начало XX вв, в городе Алатыре активно действовала лига по борьбе с туберкулезом. В 1918 г. она предложила Алатыркой уездной земской управе организовать в уезде санаторий активного лечения больных туберкулезом и указала место будущего учреждения – сосновый бор около с. Чуварлей.

В этом же году приступили к заготовке лесоматериала, а в 1918 году к возведению лечебных корпусов и хозяйственных зданий. Однако открытие санатория задержалось из-за революционных событий и начало гражданской войны. Тем не менее, работы продолжались. Были сданы первый корпус на 20 коек, амбулатория с лабораторией, баня, дезкамера, квартира для врачей и фельшеров.

В 1925 году санаторий функционировал на 40 коек.

В Алатырском и соседних районах была высокая заболеваемость населения туберкулезом. Это побудило увеличить мощность санатория и с этой целью в 1928-1930 г. строились новые лечебные корпуса.В результате в 1930 г.число коек было доведено до 65, к 1935 г. до 100, а к 1941 г. – до 150 коек.

С 1930 г. санаторий стал учреждением республиканского подчинения. Здесь лечились и отдыхали больные со всего Волго-Вятского региона.

В Великую Отечественную Войну на базе Чуварлейского санатория размещался эвакогоспиталь № 3060 терапевтического профиля для туберкулезных больных. В послевоенный период Чуварлейский санаторий получил дальнейшее развития.

Старые лечебные корпуса заменились новыми зданиями, были построены новые хозяйственные объекты.

Чуварлейский противотуберкулезный санаторий в 1945 г. имел 200, в 1950 г. 205, в 1960 г. – 250 коек. По мере снижения заболеваемости туберкулезом происходило и уменьшение количества коек, а с 1980 г. по настоящее время санаторий рассчитан на 125 коек

Многие поколения медиков внесли достойную лепту в развития нашего учреждения.

Более сорока лет с 1939 года трудилась здесь заслуженный врач Чувашской Республики О.Н. Верещагина. Тридцать лет она проработала главным врачом, неоценим её вклад в укрепление материальной базы, совершенствование методов лечения, создание работоспособного коллектива. Добрый след в жизни санатория разного времени оставили главные врачи Е.В. Гриншпунг, Т.Г. Охильков, А.Е. Скворцов, И.В. Сиднев, Ю.В. Абрамова, Г.М. Щегельская, и многие медицинские работники и обслуживающий персонал.

Заключение

Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашей родины много сел, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них не осталось никаких сведений в документах кроме их названия. Мы не хотим, чтобы и с нашим селом произошло то же самое. Даже если каждый из нас соберет, материл об одном человеке, об одной семье живущей или жившей в нашем селе это будет уже большой вклад в сохранение истории нашего села, ведь история жизни людей - это история села в целом.

Таким образом, мы узнали, что Чуварлей старинное село начало которому еще было положено в начале XVII века. Много бед и невзгод видело село и его люди. Все выстоял наш народ. Надеюсь, и в будущем оно будет жить. Но село живо, пока живы мы. Пока есть, кому помнить и знать историю своего родного села.

А историю села нам обязательно надо знать и помнить, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы наше подрастающее поколение знала свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории. И буду надеяться на светлое и прогрессивное будущее нашей малой Родины – Чуварлей.

Список использованной литературы

1.Алатырская старина: Краеведческий сборник /Сост. Н.П. Голвченко. Алатырь: «Алатырский издательский дом»,2002-80 с.

2. Алатырский район- прошлое и настоящее.Алатырь,2001.

3. Алатырский край в XX веке. Топонимический словарь. Чебоксары – 2002.

4. Алатырь. Краткий исторический очерк.Чебоксары. Кочетков В.Д. 1987.

  • http://gov.cap.ru

  • Жители мегаполисов часто устают от городской суеты. Состоятельные горожане стали отдавать предпочтение отдыху на природе.

    Модной тенденцией становится по оказанию услуг этнотуризма .

    Это отдых в сельской местности, включающей в себя не только традиционно русские занятия (рыбалку, охоту и т.д.), но и знакомство с местными обычаями и традициями.

    В настоящее время спрос на подобные туристические услуги превышает существующее предложение.

    В интернете можно найти не так много компаний, которые специализируются на этнотуризме.

    Такой вид досуга еще недостаточно популяризирован в нашей стране и это как раз является плюсом для новичков в данном бизнесе.

    Бизнес на этнотуризме в 2020 году

    Предприимчивые сельчане, обладающие некоторыми сбережениями и свободным временем, могут организовать прибыльный бизнес в этой сфере деятельности.

    Для того чтобы построить свое дело на этнотуризме, необязательно даже самому проживать в сельской местности. Достаточно иметь знакомых или родственников, которые будут готовы участвовать в подобном начинании за определенное вознаграждение.

    В этом случае временные затраты на организацию бизнеса будут минимальными, перед тем как начинать свой бизнес на этнотуризме проведите исследование рынка и .

    Как начать свой бизнес в сфере этнотуризма в 2020 году:

    Во-первых, стоит разработать программу развлечений для будущих клиентов. Желательно включить в нее рыбную ловлю (без спиннингов, с обычными удилищами), охоту, сбор ягод, заготовку дров на зиму, выгон животных на пастбище, экскурсии на местную ферму и т.д.

    Желательно также предлагать отдыхающим катание на лошадях, вечерний отдых у костра и т.д. Чтобы они смогли проникнуться духом старины, можно предложить клиентам переодевание в национальные костюмы.

    По сути, горожанам будет интересно сделать все то, чем обычно занимаются сельские жители. Для них это будет экзотическим отдыхом, который поможет приобрести новый опыт и много позитивных эмоций.

    Продолжительность отдыха в деревне может быть варьироваться от нескольких дней до нескольких недель (в зависимости от пожеланий клиентов). Бизнесмен может разрабатывать как групповые, так и индивидуальные туры.

    Бизнес на этнотуризме – перспективное начинание, особенно для жителей многонациональных регионов нашей страны .

    От него можно получать хороший профит не только летом, но и зимой.

    В холодное время года отдыхающие могут кататься на санях, париться в русской бане и т.д.

    Стартовые вложения в бизнес на предоставлении услуг этнотуризма могут составлять от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей (в зависимости от масштабов деятельности, специфики сельского отдыха и других факторов).

    Бизнесмену нужно будет сформировать команду сотрудников, готовых к работе в сельской местности. Обязательно нанять нескольких гидов, а также водителя с личным транспортом.

    Для того чтобы находить клиентов, имеет смысл организовать партнерские отношения с местными туристическим агентствами.

    Кроме того, следует вложить средства в продвижение подобных туристических услуг в интернете.

    Этнотуризм – достаточно дорогое удовольствие . Некоторые состоятельные жители мегаполисов платят за подобный отдых 1000 рублей в час.

    В небольших городах расценки могут быть ниже. Ценовую политику стоит формировать в зависимости от платежеспособности потенциальных клиентов.

    Так или иначе, стартовые затраты на организацию подобного туристического бизнеса можно вернуть всего за 1 сезон работы.

    Бесплатные консультации по бизнесу Вы можете получить в моей группе ВК «

    "Этнодеревня", "этническая деревня" - быстро развивающееся явление в культурном и туристическом пространстве России. Сам термин "этническая деревня" не является устоявшимся; в отношении таких объектов используют также термин "этнографическая", "национальная" и даже "интернациональная".

    В настоящее время насчитывается около пятидесяти, а проектируется свыше двадцати этнических деревень в разных российских регионах - от Смоленской области до Камчатки. Во многом создание этнодеревень связано с развитием туризма (этнического туризма). Существуют и другие причины.

    Понятие этнодеревни может рассматриваться с разных позиций. С позиции этнографии этнодеревня представляется в качестве поселения, сохранившего свой так называемый "этнический тип", с системой признаков, характеризующих традиционную культуру этноса. В сфере туризма понятие "этнодеревня" интерпретируется как туробъект, специально оборудованное место (комплекс) для развития этнического туризма, а также в сочетании с агро-, экотуризмом.

    С позиции этнокультурного ландшафтоведения этнодеревня рассматривается в качестве нового типа культурного ландшафта, культурного ландшафта XXI века. В принципиальном плане этнодеревня представляет собой имитационный культурный ландшафт. Даже в тех случаях, когда этнодеревня создается на базе реальной деревни "этнодеревенский культурный ландшафт" выступает в качестве модели, реплики, имитации, а иногда и образной стилизации традиционного деревенского ландшафта со всеми составляющими его связующими компонентами (Калуцков, 2000). Очевидно, что моделированию лучше поддаются материальные компоненты культурного ландшафта - природный ландшафт, архитектура, планировка селения, элементы традиционной хозяйственной деятельности, сельскохозяйственной и промысловой. Однако накоплен уже значительный опыт в моделировании духовной культуры. На базе этнодеревень проводятся фольклорные фестивали, праздничные обрядовые действия, справляются свадьбы по этническим образцам и т.д.

    Этнодеревни различны по своему целевому назначению, функциям и специфике. Можно выделить следующие цели создания этнодеревень: сохранение ценных, уникальных и типичных, архитектурных сооружений, традиционных для данной местности; демонстрация планировочных и пространственно-организационных этнических традиций; демонстрация основных хозяйственных и промысловых особенностей этноса; проведение традиционных народных праздников; организация этнокультурного туризма.

    Среди функций этнодеревень выделяются: функция охраны объектов этнографического наследия; просветительская, воспитательная и образовательная; рекреационно-туристическая.

    Рассмотрим истоки, становление и современное состояние этнодеревень в нашей стране с позиции этнокультурного ландшафтоведения, как нового типа культурного ландшафта, динамично развивающегося в условиях глобализации.

    В России создание этнодеревень в форме музеев деревянного зодчества относится к 1960-70-м гг. Для этого этапа развития этнодеревень характерна ориентация на сохранение уникальных и типичных для данного региона традиционных деревенских построек - храмов, жилых домов, хозяйственных сооружений. В деятельности самих музеев-заповедников преобладали охранительная и просветительская функции. Типичными для этого периода можно назвать музеи под открытым небом - архангельский "Малые Корелы" и новгородский "Витославицы".

    Реализация этих принципов в ситуации плановой государственной поддержки дала свои результаты. Уже к 1980-м гг. во многих регионах были созданы полноценные культурно-ландшафтные комплексы, хорошо отражающие архитектурные, планировочные, декоративные и другие особенности региональной культурной традиции.

    С одной стороны, кризис 1990-х надолго приостановил планомерную деятельность музеев деревянного зодчества. По этой причине, к примеру, в архангельском музее деревянного зодчества "Малые Корелы" до сих пор нет сектора поморской культуры - "ядерной" культуры для данной региональной традиции ("Не успели!"). Но, с другой стороны, проявляются и положительные моменты. Уже в 1980-90-е гг. оживление архитектурного ландшафта музеев-заповедников происходит за счет поддержки традиционных промыслов с организацией на их территории ярмарок, а в последующем и мастер-классов, возрождения традиционных праздников с приглашением фольклорных коллективов, народных мастеров, музыкантов, певцов, проведения фольклорных фестивалей и конкурсов. Музеи-заповедники становятся центрами региональной культурной жизни, начинают активнее работать с внешними туристическими потоками.

    В 2000-е гг. в ситуации с этнодеревнями возникли новые направления развития. Активное движение по созданию все новых этнических деревень оказалось связано не только с требованиями сферы туризма, но и с глобальными процессами, с национальной политикой Субъектов Федерации, с процессами развития региональной и местной идентичности. Возникают новые типы этнодеревень, новые подтипы "этнодеревенских культурных ландшафтов" - национальные деревни, региональные этнодеревни национальных республик, локальные этнодеревни, включая этнодеревни малых народов России, а также мировые (глобальные) этнодеревни.

    В новой ситуации региональный принцип организации этнодеревень получил новое наполнение. Это проявляется в создании по инициативе региональных администраций так называемых национальных деревень (например, национальные деревни народов Саратовской и Оренбургской областей). Их создание администрации рассматривают как элемент национальной политики в многонациональном регионе. Архитектурная аутентичность в данном случае уже не имеет большого значения. Здания в таких этнодеревнях представляют собой образные стилизации разных этноархитектурных стилей. На базе таких этнодеревень создаются этнографические экспозиции, музеи, этнические клубы, фольклорные коллективы. Тем самым поддерживаются разные этнокультурные идентичности в регионах.

    "Региональные этнодеревни" национальных республик, отражая традиционный этнический культурный ландшафт республики, по своей пространственной организации и принципам деятельности близки музеям деревянного зодчества. Наиболее интересные этнодеревни этого типа расположены в Чувашии, Ибресинский этнографический музей под открытым небом, Бурятии. Этнографический музей народов Забайкалья в п. Верхняя Берёзовка, в республике Марий-Эл, Этнографический музей под открытым небом в г. Козьмодемьянск.

    Деятельность на базе этнодеревень малых народов России носит ярко выраженный эколого-культурный, охранительный характер. В этом плане интересны детские этнооздоровительные центры в ХМАО, например, этническое стойбище "Мань Ускве", созданные специально для детей малочисленных народов этой территории в целях сохранения их культуры, особенностей мировоззрения, языка и способов ведения хозяйства, а также оздоровления детей. Деятельность других этнодеревень малых народов ориентирована на пропаганду духовной культуры, ознакомление с элементами материальной культуры, мировоззренческими аспектами взаимоотношений с природой (комплексы "Бакалдын", "Ус Хатын" и др. в Якутии; Ительменская деревня, "Мэнэдек" в Камчатском крае; этнографический комплекс в поселке Горнокнязевск, ЯНАО).

    Мировые (глобальные) этнодеревни представляют собой турпродукт, рассчитанный на развлекательные услуги, носящие этнический оттенок. Местные культурные традиции при их создании, как правило, не учитываются. "Этномир", расположенный в окрестностях города Боровск Калужской области, - яркий пример коммерчески масштабного туристского проекта. На его территории предполагается разместить около 100 этнодворов, имитирующих жизнь и быт народов около 270 стран. Россия как многонациональная страна будет представлена 12 этнодворами (народов Кавказа, Поволжья, Урала, Дальнего Востока, Сибири). В домах разместятся мастерские, торговые лавки, гостиницы ("этнические жилища" со всеми удобствами) и рестораны национальных кухонь. Менее масштабным проектом является этнографический комплекс "Трам" в Краснодарском крае (п. Фадеево). В нем эклектично представлены различные культуры: элементы европейской средневековой культуры (скандинавский замок, английская башня, европейская мельница), черкесские постройки, юрты, а входные ворота и вовсе выполнены в китайском стиле. Кроме того, в комплексе создан зоопарк, который стилизован под животноводческую ферму, а также содержится конюшня.

    Этническая деревня относится к глобализационным культурным ландшафтам, представляя собой один из новых типов культурных ландшафтов XXI века - имитационный культурный ландшафт. При этом некоторые этнодеревенские культурные ландшафты сразу проектируются как имитационно глобальные ("мировая деревня"), другие же отражают самобытность местной культурной традиции, иногда выступая последним оплотом местной идентичности.

    Этничность в этнодеревнях может быть задана и как музейных экспонат, и как живая культурная традиция в разных ее проявлениях - от фольклора до национальной кухни.

    Формирующуюся систему этнических деревень в России можно рассматривать как инфраструктуру нового для страны вида туризма - этнокультурного туризма (Бутузов, 2009). Туризм, целью которого является приобщение к этнокультурному наследию, является перспективным для России. Страна обладает богатым и разнообразным этнокультурным наследием, уникальным сочетанием различных этнокультурных комплексов.

    Наряду с воспитанием толерантного, уважительного отношения к "другому", к другой культуре, что особенно важно в ситуации полиэтничной России, этнические деревни способствуют сохранению разнообразных культурных традиций, повышению этнического самосознания, а также формированию имиджа регионов, способного привлекать туристов как из России, так из зарубежья.