Алмазный фон. Алмазный фонд. Самые ценные экспонаты


ДЕРЖАВА ИМПЕРАТОРСКАЯ

Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см Длина окружности шара 48 см 1762 год

При подготовке к коронации Екатерины II только за две недели до знаменательного события вспомнили о державе, и тут выяснилось, что драгоценные камни с державы императрицы Елизаветы Петровны давно сняты, а золото – «пущено в дело». В необычайно короткий срок придворным ювелиром Г.-Ф. Экартом была выполнена новая держава.
В виде небольшого шара с безукоризненно отполированной золотой поверхностью, на невысоком профилированном основании держава производила впечатление роскошного изделия благодаря усыпанным бриллиантами пояску и полуобручу с крестом наверху. Эти бриллиантовые гирлянды взяты прямо с платья Екатерины.
В начале 70-х годов XVIII века держава была украшена двумя камнями, изменившими её общий вид. Между ажурным бриллиантовым крестом и полуобручем был помещён в окружении бриллиантов огромный сапфир весом 200 каратов, а на месте соединения полуобруча с пояском – крупный алмаз весом 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом.


БОЛЬШАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА

Изготовлена в 1762 году для коронации императрицы Екатерины Великой придворными ювелирами Георгом Экартом и Иеремией Позье. В короне 4 936 бриллиантов общим весом в 2 858 каратов и 75 жемчужин. Венчает самую дорогую корону в мире красная шпинель, равной которой нет в мире. Приобретённый в 1676 году у китайского императора Канси, этот камень долгое время ошибочно считался рубином.
В фильме «Неуловимые мстители: корона Российской Империи» действие разворачивается именно вокруг этой регалии. В реальности бриллиантам короны тоже пришлось попутешествовать. Около 30 лет камни провели в Ирландии, куда попали сразу после русской революции в качестве залога за финансовую поддержку от дружественных ирландских республиканцев.


В. Боровиковский. «Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена». 1820 г. (?)

МАЛАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА
Бриллианты, серебро.
Высота с крестом 13 см 1801 год. Мастера Я. Дюваль и Ж. Дюваль
Была изготовлена братьями Дюваль для коронации императрицы Елизаветы Алексеевны.


Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730-1731 г. мастер Готлиб Вильгельм Данкель.

Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов.




Генрих Бухгольц (1735-1781. Портрет императрицы Анны Иоанновны.

БОЛЬШАЯ ПРЯЖКА-АГРАФ
Бриллианты серебро
Длина 25 см, ширина от 8 до 11 см 1750-е годы.
Мастер И. Позье
Этой пряжкой скреплялись в дни торжеств коронационные мантии, подбитые горностаем.


ШАПКА АЛМАЗНАЯ
Золото, серебро, драгоценные камни 1682 - 1687г. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу.


Шапка Алтабасная (Сибирская). 1684. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу


ШАПКА МОНОМАХА

Самая знаменитая из всех царственных головных уборов Русских царей является Шапка Мономаха.

В этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича. Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 300 лет после смерти Владимира Мономаха. Оказалось также, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось; а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке». Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником - золотоордынским Узбек-ханом.
Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (ок. 960 - 15 июля 1015)
По такому - же подобию изготавливаются и другие шапки - венцы.


Венец."Большой наряд". Астраханская шапка. 1627 . Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение. Высота 30,2 см. окружность 66,5 см. Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля.

Астраханской шапкой она названа потому, что к правлению 1 царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги, и выход к Каспийскому морю. И так же, этот венец присутствует на гербе Астрахани.



НАГРУДНЫЕ ЗНАКИ
Золото, серебро, эмаль, алмазы 8 х 4,5 см Начало XVIII века
Нагрудные знаки с миниатюрой Петра I являлись личными пожалованиями царя и считались высшей наградой за заслуги перед государством.


БРАСЛЕТ с портретом Александра I под плоским алмазом
Это самый крупный из портретных алмазов, которые когда-либо использовались в мире. Камень редкой красоты и чистоты.




Знаки ордена Андрея Первозванного - косой крест с изображением распятого св. Андрея и звезда, которую носили на груди слева


Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми. 1801


УКРАШЕНИЕ ОРДЕНСКОЙ ШЛЯПЫ
Бриллианты, рубины, золото, серебро 8,5 х 8,5 см Конец XVIII века
Полукружье с крестом являлось одним из знаков ордена св. Екатерины.


«Золотое руно» – старейший испанский орден, учреждён в 1429 году.З
Золото, бриллианты, серебро, топазы
6,2 х 6,2 см Середина XIX века


МЕДАЛЬОН С ИЗУМРУДОМ
Золото,серебро, изумруд в 250 карат, бриллианты
Середина XIX века


В прошлом значительное участие в создании Алмазного Фонда принял придворный ювелир Иеремия Позье, работавший для Елизаветы Петровны и Екатерины Великой - двух заядлых коллекционерок. Для Елизаветы он создал серию букетов из цветных бразильских бриллиантов, изумрудов, жемчуга, хрусталя и золота.


«БОЛЬШОЙ БУКЕТ»
Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.
Служил украшением корсажа парадного платья. Впервые он украсил туалет императрицы Елизаветы Петровны.


Парюра Диадема-бандо и серьги
Бриллианты, золото, серебро, эмаль 1750-е годы


БУКЕТ НАРЦИССОВ
Бриллианты, золото, серебро, эмаль 18,8 х 8,5 см Вторая половина XVIII века
Украшение для корсажа дамского платья.


1750-е гг. Эгрет- украшение для причёски или шляпы


ПОРТБУКЕТ
Бриллианты, золото, серебро, эмаль
13,5 х 8 см Около 1770 года
Портбукет прикреплялся к корсажу при помощи широкой шпильки. Полый изнутри, он служил миниатюрной вазочкой для живых цветов.


ТУРМАЛИН розовый, золото, эмаль 4 х 2,7 х 2,3 см
Редкий по красоте и цвету камень весом около 255 каратов, вероятно, вывезенный из Бирмы, необычно огранён в форме виноградной грозди. Турмалин был подарен императрице Екатерине II шведским королём Густавом III в 1777 году.


ШЛЯПКА КУКЛЫ ПАНДОРЫ
Бриллианты, изумруды, рубины, золото, серебро, эмаль 8 х 6,5 х 4 см
1770-е годы

Эта шляпка – миниатюрный образец дамской моды 1770 годов. Поскольку журналы мод появились в России только в конце XVIII века, до этого придворные модницы для выбора нарядов использовали разодетых кукол, которых стали называть «пандорами» (разорительницами). В древнегреческой мифологии существует предание о том, как боги создали красавицу Пандору, чтобы отомстить разгневавшим их людям. Гефест слепил её из лучшей глины, а Афина одела в роскошное серебряное платье и увенчала золотым венцом. По замыслу Зевса, красавица должна была принести людям несчастье, соблазны и разорение. Так оно и случилось. Бальные одеяния XVIII века порой стоили целого состояния. Кукла Пандора несла соблазн светским модницам, а их отцам и мужьям – разорение.


Парюра БАНТ-СКЛАВАЖ и СЕРЬГИ императрицы Екатерины II.
Серебро, бриллианты, шпинели, золото
11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер.


БРОШЬ «Цейлонский сапфир»
Бриллианты, Цейлонский сапфир. Сер. 19 в.
260 карат, исключительной чистоты и яркости камень.
«Цейлонский сапфир» в 1862 году приобрел Александр II на Всемирной выставке в Лондоне в качестве подарка супруге – императрице Марии Александровне.


ЧУБУК

ИЗУМРУД - таблица глубокого темно-зеленого фона с синеватым надцветом. Ее вес - 136,25 карата. С редкой чистотой «Изумрудной таблицы» не может соперничать ни один камень мира. Но ни одна строчка архива не раскрывает его прошлого, как и имени мастера изящной броши с бриллиантами в которую он вставлен. Известно лишь, что брошь изготовлена в начале XIX века для Великого князя Константина Павловича, наследника Павла I.


ХРИЗОЛИТ вес 192,6 карата


БРИЛЛИАНТ «ШАХ»

88-каратный камень желтоватого отлива, найденный в реке, он сохранил свою изначальную форму: лишь некоторые грани его отшлифованы. На нем написаны с помощью резьбы и алмазного порошка имена трех его первых владельцев - восточных властителей.
В 1824 году его привезли Николаю I из Персии, чтобы откупиться за убийство великого автора «Горя от ума» А.С. Грибоедова…


АЛМАЗ «ОРЛОВ»

По од­ной вер­сии, это один из боль­ших оскол­ков кам­ня «Ве­ли­кий Мо­гол», первоначально весивший 400 каратов, после огранки - 189 каратов. Как гла­сит пре­да­ние, ал­маз дол­гое вре­мя был тре­тьим гла­зом (на­хо­дил­ся меж­ду бро­вей) у ста­туи Бра­мы в хра­ме Се­рин­га­па­та­ма. Сле­ды зна­ме­ни­то­го ал­ма­за за­те­ря­лись до то­го вре­ме­ни, по­ка он не ока­зал­ся в ру­ках ар­мян­ско­го куп­ца Гри­го­рия Саф­ра­са. В 1767 го­ду он по­ло­жил ал­маз в Ам­стер­дам­ский банк, а через пять лет про­дал ка­мень за 125 000 руб­лей пле­мян­ни­ку сво­ей же­ны, при­двор­но­му юве­ли­ру Ива­ну Ла­за­ре­ву, а тот пе­ре­про­дал его гра­фу Г.Г. Ор­ло­ву уже за че­ты­ре­ста ты­сяч руб­лей, по­жиз­нен­ную пен­сию в раз­ме­ре двух ты­сяч руб­лей и дво­рян­скую гра­мо­ту.


Гри­го­рий Ор­лов
Ан­дрей Ива­но­вич Чер­ный

Г.Г. Ор­лов в на­деж­де вер­нуть рас­по­ло­же­ние Ека­те­ри­ны II в день ее име­нин 24 но­яб­ря 1773 го­да (по ста­ро­му сти­лю) по­да­рил им­пе­ра­три­це дра­го­цен­ный брил­ли­ант. Князь фон Сольмс, прус­ский по­сол в Рос­сии, в 1773 го­ду до­но­сил сво­е­му им­пе­ра­то­ру о тор­же­ствах по слу­чаю празд­неств в честь име­нин Ека­те­ри­ны II: «Сре­ди по­дар­ков, пре­под­не­сен­ных ца­ри­це, мож­но бы­ло ви­деть и изу­ми­тель­ный по кра­со­те круп­ный ал­маз, по­да­рок гра­фа Гри­го­рия Ор­ло­ва».


Иван Петрович Аргунов Портрет Екатерины II


Госхран. Императорские драгоценности. 1923 г.

В 70-е годы прошлого века в Гохране появилась ювелирная лаборатория. В скучные 70-е, когда наши женщины носили штампованные «печатки», кольца с огромными искусственными булыжниками и такие же убогие серьги в виде ромбиков, квадратиков и «тюльпанов», здесь художники творили чудеса и создавали произведения искусства


ДИАДЕМА «РУССКАЯ КРАСАВИЦА» 1987 год
Платина, 1000 бриллиантов, 25 крупных каплевидных жемчужин


ДИАДЕМА «РУССКОЕ ПОЛЕ»
Золото, серебро, бриллианты, розы
Мастер В. Николаев. 70-е годы ХХ века


УКРАШЕНИЕ «Бриллиантовая роза»
Бриллианты, платина 10 х 15 см; 222, 11 г 1974 год
Художник В. Николаев Ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин

nikolayrahmanov.com;

russia.ru/NSMOLENTSEV/

http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post264041440/

Все, кто хоть когда-то интересовался знает об Алмазном фонде Кремля. Немногие галереи столицы вызывают такое восхищение и интерес.

Алмазный фонд Кремля является уникальным собранием искусства 18-20 веков. В его коллекции также представлены самородки потрясающих драгоценных металлов, примеры редчайших драгоценных камней. Каждый из предметов экспозиции представляет большой научный и художественный интерес, а также огромную материальную ценность.

Немного из истории музея

Коллекция фонда начала создаваться в восемнадцатом веке. Петр I, взяв пример с монархов Европы, издал указ, в котором говорилось, что сокровища, которые хранятся в царских покоях, собственностью русских царей не признаются, они принадлежат государству, являясь общенациональным достоянием. После «рентереи» Петра ценности хранились в выделенных для этого помещениях, а с 1839 г. - в Зимнем дворце (в Бриллиантовом кабинете). Ювелирные украшения и регалии царствующим особам выдавались только «для временного использования».

Желая роскошью затмить иностранных правителей, российские царицы и цари богатство своего двора старались увеличить. При Екатерине II и Елизавете были сделаны особенно крупные вклады.

После начала Первой мировой войны все ценности беспорядочно и спешно, без описи, вывезли из Петрограда. Их приняли в Московский Кремль (в где они в безвестности и пролежали около восьми лет.

После Октябрьской революции эрмитажная коллекция и сокровища Кремля чудом уцелели. В начале прошлого века ни одна страна не обладала подобным запасом драгоценностей, ювелирных украшений, как Россия.

Спустя пять лет стали работать комиссии по экспертизе и выявлению предметов ювелирного и прикладного искусства. Благодаря им была подтверждена уникальная художественная и историческая ценность прежнего Бриллиантового кабинета. Кроме того, комиссия отметила необходимость сохранения и изучения коллекции в неприкосновенности, включив ее в состав Государственного хранилища.

Несмотря на это, началась тотальная распродажа реликвий. Так, 1923 год стал самым драматичным во всей истории фонда. В то время из-за русских драгоценностей, появившихся на аукционах Лондона, Берлина, Амстердама и Антверпена, возник настоящий политический скандал. Далее, в 1925 г., в Доме Союзов было принято решение открыть выставку непроданных реликвий, возвращенных из-за границы, чтобы продемонстрировать их невредимыми и целыми, замять скандал, тем самым убедив мир в собственной платежеспособности.

На этом распродажи антиквариата и драгоценностей не закончились. С 1925-1936 гг. была продана основная часть произведений с уникальными самоцветами и бриллиантами. Данные шедевры останутся лишь на фотографиях, при этом уже никогда в Россию не вернутся.

В 1967 г. была открыта выставка Алмазного фонда. При этом каждому была интересна экскурсия в Кремль. Выставка вызвала невероятный интерес и продлевалась несколько раз, так и не став музеем. Неприкосновенная часть золотовалютного государственного запаса страны так и осталась подчинена министерству финансов.

В Алмазный фонд России запустить руку считал необходимым каждый вождь СССР. Хрущев едва ли не подарил шапку Мономаха одному из молодых развивающихся государств, а при Брежневе пропал один из орденов с бриллиантами. В 1989 г. с аукционов было продано огромное количество ценных икон.

Безусловно, поступали изделия и современных ювелиров, коллекции платиновых и золотых самородков, якутских алмазов. Но намного больше уникальных произведений ушло в музеи и частные коллекции разных государств. Неизвестно до сих пор местонахождение различных бесценных творений.

Алмазный фонд Кремля на сегодняшний день

В данный момент историческая часть коллекции составляет около семидесяти изделий. Главная часть экспозиции с 1967 г. пополнялась после открытия месторождений алмазов в Якутии, а также после принятого правительством решения отправлять камни весом более пятидесяти карат на хранение в Алмазный фонд Кремля.

Для посетителей музея просмотр экспозиции обычно начинается с витрины, в которой выставлены драгоценные минералы. В этом месте представлены крупные технические и ювелирные камни общим весом в десятки тысяч карат. Помимо бриллиантов, экскурсия в Алмазный фонд предполагает просмотр сапфиров, изумрудов и других драгоценностей, а также поделочных камней и уральских самоцветов. Экскурсии, которые ежедневно вливаются в залы беспрерывным потоком, останавливаются также у экспонатов «7 чудес Алмазного фонда». Сюда включен алмаз «Шах» (в 88,70 карат), который сохранил собственную природную форму, алмаз «Граф Орлов» (189,62 карата), ранее занимающий почетное место на скипетре императора, плоский уникальный алмаз, сапфир синего цвета (258,18 карат), а также самый крупный хризолит в мире.

Основной среди ценностей сокровищницы России считается по праву Большая императорская корона. Иеремия Позье, придворный ювелир, ее изготовил в 1762 году по заказу Екатерины II. Корона оформлена жемчугом и россыпью бриллиантов, но ее самой ценной частью считается огромный рубин (398,72 карат), входящий в число 7 уникальных камней фонда.

Многим гостям столицы крайне интересны Алмазный фонд по вполне понятным причинам стал одним из самых посещаемых.

Большая императорская корона

Это венец, созданный в 1762 году Экартом (ювелиром) и Иеремией Позье (бриллиантовых дел мастером) для Екатерины II. Мастер оправил 4936 бриллиантов в серебро, подчеркнув сверкание кружева из них двумя рядами матовых крупных жемчужин. Благородный рисунок короны прекрасен, при этом наполнен глубочайшим смыслом. Сетку полушарий снизу поддерживают лавровые ветви, которые являются символами славы и власти. А между полушариями в рисунке гирлянды помещены жёлуди и дубовые листья, символизирующие прочность и крепость власти. Также на короне очень редкий драгоценный камень насыщенного красного цвета. Это одно из важнейших произведений искусства, которые содержит Алмазный фонд Кремля.

Малая императорская корона

Она была создана в 1856 году ювелиром Зефтигеном для коронации Марии Александровны. Она сделана по подобию большой короны; по обеим ее сторонам решетки украшены четырехлистниками, бриллиантовый крест возвышается на дуге, при этом нижний край короны украшен 22 большими бриллиантами. Она привлекает внимание каждого, кто посетил Алмазный фонд Кремля (фото можно увидеть в этой статье).

Скипетр императорский

Он был изготовлен для Екатерины II в начале 1770-х годов. Использованные материалы: алмаз «Орлов», золото, бриллианты, эмаль, серебро.

Держава императорская

Была создана в 1762 году Г.-Ф. Экартом (придворным ювелиром) для Екатерины II. Материалы: золото, сапфир, бриллианты, серебро, алмаз. В начале семидесятых годов восемнадцатого века она была оформлена двумя камнями, которые изменили ее вид. Между полуобручем и бриллиантовым ажурным крестом в окружении бриллиантов был помещен огромный сапфир (200 каратов), а в месте соединения пояска с полуобручем оказался большой алмаз (46,92 карата), исключительно чистый, с легким синеватым отливом камень. Свой нынешний вид держава приобрела при Павле I. Под крестом оказался огромный сапфир, при этом крупный бриллиант поместили между бриллиантовых поясов.

Алмаз «Шах»

Это бриллиант из Индии в 88,7 карата. Совершенно прозрачный, немного буро-желтоватого оттенка камень. Бороздка на нём говорит о том, что носили его вместо талисмана. Хорошо просматриваются 3 имени его владельцев, выгравированные на нем, а также соответствующие даты.

«Рубин Цезаря»

Камень розовато-малинового сочного цвета, с которым прекрасно сочетаются зеленая эмаль с золотыми листочками, находящимися на раздвоенном стебельке, аккуратно покрытом черной и белой эмалью. Камень огранен виноградной гроздью.

Бриллиантовый знак со звездой ордена Андрея Первозванного

Первый по времени появления российский орден, который был до 1917 наивысшей наградой империи. Украшенные алмазами звезда с крестом стали высшим орденом, жалуемым по усмотрению Петра I.

Экскурсии в Алмазный фонд

Для желающих посмотреть экспозиции здесь ежедневно проводятся экскурсии, кроме праздничных дней и четверга. Работа осуществляется в форме сеансов. В Алмазный фонд Кремля билеты можно купить и иностранцам - индивидуальные экскурсии проводятся на разных языках.

Экспозиция будет интересна всем, вне зависимости от национальной принадлежности и возраста.

Довольно-таки непросто. Нам для этого пришлось чуть ли не совершить подвиг, а именно – встать в выходной в 8 утра (!). А что вы хотели? По-другому никак, желающих попасть в один из самых известных музеев России – Алмазный фонд, множество, тем более в выходные. Есть ещё вариант заказать билеты в специализирующихся фирмах, они там обычно ещё и экскурсии предлагают, но это будет, конечно, дороже.

К 10:00 часам мы были в Александровском саду. Самое неудобное – это то, что купить билеты в Алмазный фонд можно только в кассе самого музея, т.е. на , а не в кассах возле . Мало того, что приходится выстоять очередь, чтобы пройти в музей (через металлоискатель), так ещё и в самом Алмазном фонде тоже стоять в очереди за билетами. К тому же на некоторые сеансы билеты уже раскуплены предприимчивыми фирмами, поэтому не факт, что получится купить билеты на ближайший сеанс.

Нам, можно сказать, повезло. В очереди мы встретили представителя одной из таких фирм - дядечку лет 50. Он предложил нам войти в его группу, т.к. некоторые записавшиеся (и оплатившие посещение и экскурсию!) не пришли. Поэтому нам не пришлось стоять в очереди.

Цена билета в Алмазный фонд – 500 руб. Эх, а совсем недавно его стоимость была всего 100 руб. Цены на билеты подняли одновременно и в Алмазный фонд, и в , и в . Жаль, мы не застали то время, когда билеты были дешёвые!

Музей работает с 10:00 до 17:00, сеансы проходят каждые 20 минут. Обед с 13:00 до 14:00. Телефон Алмазного фонда - 629–2036.

Фотографировать в музее нельзя. С фотоаппаратом, телефоном и т.п. вас туда просто не пустят, на входе в Алмазный фонд стоит ещё один металлоискатель. Придётся всё вместе с одеждой сдать в гардероб. Если честно, было страшновато оставлять вещи в одежде, вспоминая обычные гардеробные надписи типа «За утерянные вещи администрация ответственности не несёт». Но наш дядечка заверил нас, что за всё время здесь ничего не украли, да и таблички с такой надписью в музее мы не увидел).

Пройдя через металлоискатель, в котором я как обычно зазвенел из-за своей бляхи на ремне (хотя при входе на территорию прошёл нормально), мы попали в долгожданный Алмазный фонд России. По обыкновению вся толпа (человек 20) попыталась рассосаться по всему музею, но всех остановили экскурсовод и охранник. Все сокровища Алмазного фонда распределены по отдельным витринам, почти как в магазинах. Экскурсия проходит следующим образом. Сначала экскурсовод рассказывает о каждой витрине, что за экспонаты там представлены, их история, вес камней или самородков и т.п. потом уже все подходят поближе, и чуть ли не касаясь носом стекла, разглядывают драгоценности Алмазного фонда. Да, это вам не Оружейная палата, где ходишь сам где хочешь, здесь всё по заранее заданному маршруту.

В первой витрине лежали в баночках изумруды, аметисты, сапфиры, топазы, турмалины и др. драгоценные камни. В остальных трёх витринах с правой стороны музея были алмазы и бриллианты, большие и маленькие сверкали всеми гранями. Особенно понравилась карта России, выложенная россыпью мелких бриллиантов.

В центре музея по квадрату 4 больших витрины с золотыми и платиновыми самородками. Некоторые из них похожи на животных, один вообще на дьявола, его так и назвали – «Дьявол». Всего в Алмазном фонде представлено 20 платиновых и 100 золотых самородков. Среди них один весом 36 кг называется «Большой треугольник» – самый большой золотой самородок в мире.

В следующем зале находятся царские регалии и украшения. Среди них Большая императорская корона, созданная специально для коронации Екатерины II. Она изготовлена из серебра, в ней 4936 бриллиантов и два ряда крупных жемчужин. Корону венчает крупный красный камень – благородная шпинель. После Екатерины Великой этой короной короновались все императоры России.

На одной витрине с Большой императорской короной находится и малая императорская корона, а также скипетр украшенный знаменитым бриллиантом «Орлов» весом 189,62 каратов и держава. Малая императорская корона изготовлена в 1856 г. к коронации императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Бриллиант «Орлов» по официальной версии был подарен графом Орловым Екатерине II на день рожденья. По неофициальной версии Екатерина купила его сама, заплатив за него из гос. казны, и чтобы её не обвинили в неразумной трате государственных средств, разыграла такой спектакль.

В алмазном фонде хранится ещё один известный алмаз - "Шах". Он был подарен иранским шахом русскому царю Николаю I, как искупление вины за убийство в Иране русского посла. Убит был не просто посол, а известный русский писатель А.С. Грибоедов, чей памятник сейчас расположен в Москве на Чистых прудах.

В этом же отделе лежат царские украшения. Это браслет Александра I с алмазом «Александр»; брошь Екатерины II, выполненная в виде букетика роз из золота, серебра и украшенная бриллиантами; подвеска в виде ягоды - сделана из огромного турмалина и ещё много других красивых украшений, сделанных из золота, серебра, бриллиантов и др. драгоценных камней.

В последнем отделе Алмазного фонда представлены изделия современных мастеров. Это красивейшие золотые украшения с аметистами, топазами, изумрудами и, конечно же, бриллиантами. У них нет такой истории как у драгоценностей из предыдущего отдела, но они не менее красивы, а может даже и более, т.к. современные мастера используют технологии, которые были недоступны ювелирам прошлого.

В целом экскурсия по Алмазному фонду продлилась 40 минут. Алмазный фонд оставил двоякое чувство. С одной стороны я увидел самые известные реликвии своей страны, россыпи драгоценных камней и золотые самородки, с другой – как-то мало украшений времён цариц и императоров представлено в музее. Не верю, что за несколько сотен лет у царей набралось драгоценностей всего на 3 витрины. Скорее всего, не выкладывают всё, что есть. И сразу возникает вопрос: «Почему бы не расширить музей и не выложить больше экспонатов?». Я после посещения Алмазного фонда почувствовал некоторое разочарование. А у вас не было подобного ощущения?

Как попасть в Алмазный фонд. Самостоятельно посетить Алмазный фонд – задача разрешимая. Хотя в интернете множество предложений от контор, которые гарантированно помогут попасть в Алмазный фонд. За определённый гонорар. Мы люди не то чтобы жадные, но вредные и не желаем платить за то, что можно сделать самому. Из этой самой вредности. Поскольку Алмазный фонд находится на территории музея-заповедника Московский Кремль, то мы уже рассказывали в статье . Там мы советовали, как угнаться за тремя Кремлёвскими зайцами –
1.Территорией Кремля с соборами, и и др;
2.Государственной Оружейной палатой с ;
3. .

Задача эта, хоть и непростая, но возможная. Была. Теперь поток туристов в Московский Кремль увеличился и шансов на то, что вам повезёт, осталось немного. Посему, абстрагируемся от музея Московский Кремль и идём в Алмазный фонд, который находится в ведении Гохрана и относится к Кремлю лишь косвенно, поскольку располагается на его территории. Поэтому, в посещении Алмазного фонда есть свои особенности.

Особенности национальной экскурсии в Алмазный фонд

  • Расписание работы Алмазного фонда
  • Цена билетов на посещение Алмазного фонда
  • Порядок посещения Алмазного фонда
  • Где находится Алмазный фонд и как пройти в Алмазный фонд
  • Как купить билет в Алмазный фонд
  • Что делать, если у вас есть время до начала сеанса в Алмазный фонд
  • Общие советы по посещению Алмазного фонда
  • Как я попала в Алмазный фонд
  • Примечания

Расписание работы Алмазного фонда:

Алмазный фонд работает с 10 до 18 часов. Перерыв на обед с 13 до 14.
Выходной день – четверг .
Музей может быть закрыт в дни особых торжеств и мероприятий, когда нет доступа на территорию Кремля. Как правило, Алмазный фонд закрыт в послепраздничные дни с середины до конца января.
Обращаю ваше внимание, что летом Кремль работает дольше, чем зимой. Это НЕ относится к Алмазному фонду. Он ВСЕГДА открыт с 10 до 18 с перерывом на обед, кроме четверга и особых дней.

Цена билета в Алмазный фонд:

Билет в Алмазный фонд стоит 500 рублей. Для льготных категорий граждан (пенсионеров, студентов, школьников) билет стоит 100 рублей.

Порядок посещения Алмазного фонда

Осмотреть коллекцию Алмазного фонда можно только в составе экскурсионной группы. Экскурсии проводятся трижды в час, организованные группы заходят через каждые 20 минут. Группы формируются на месте. При покупке билетов вам назначат сеанс посещения. Экскурсия продолжается 45 минут.

Где находится Алмазный фонд и как пройти в Алмазный фонд

Алмазный фонд находится на территории Кремля. Музей располагается в здании Оружейной палаты. Как доехать на метро в Алмазный фонд? Также, как и в Кремль. Вход в Кремль находится на территории Александровского сада. На сайте имеется .

Как купить билет в Алмазный фонд

Индивидуальным посетителям билеты в Алмазный фонд продаются только в день посещения. Билеты в Алмазный фонд продаются в кассе в Александровском саду.

Касса Музея-заповедника Московский Кремль и Алмазного фонда в Александровском саду – стеклянное сооружение у Кремлёвской стены.

Кассы Алмазного фонда – № 4 и № 5. (Уточнение – летом 2016 года билеты в Алмазный фонд продают только в кассе № 5).

Касса Алмазного фонда № 5. Перерыв на обед – с 13 до 14. В кассе Алмазного фонда № 4 перерыв на обед с 12 до 13.

Помните, что билеты на экскурсии с 10 до 12.20 продаются в кассах с 9.30, а в летний сезон с 9.00 до 12. Если Вам удобно идти в Алмазный фонд во второй половине дня, то за билетами нужно приходить к 12.30. На вечерние экскурсии билеты с утра НЕ продают. Не совсем удобно, но, справедливо. Иначе, все билеты выкупят с утра, а тем, кто пришёл позже ничего не достанется.
Прилагаю два снимка оба сделала 13 июля 2016 года. Первый – в 9.20 утра, через 20 минут после открытия касс.


Второй – в 12.10.


Кажется, если нет принципиальной разницы в длине очереди, зачем приходить раньше? Разница есть. С утра больше шансов купить билет.

Очень часто во второй половине дня летом можно видеть такое объявление:

Алмазный фонд находится в здании Оружейной палаты. Удобнее войти в Кремль через Боровицкие ворота.

Как пройти в Кремль, Оружейную палату и Алмазный фонд через Боровицкие ворота

ВНИМАНИЕ! Чтобы войти в Кремль вам нужно иметь на руках билет либо на территорию Кремля, либо в Оружейную палату, либо в Алмазный фонд. Без билетов на территорию Кремля не пускают!

Вы благополучно вышли из метро в Александровский сад. У Кремлёвской стены увидите кассы Кремля. Если стоять СПИНОЙ к кассам, вам нужно повернуть налево и идти до конца сада к Боровицкой башне Кремля.


Сразу при выходе из метро Вы увидите такую картинку. От касс Кремля нужно идти вдоль Кремлёвской стены.
Указатели в Александровском саду помогут выбрать правильное направление.
Вам нужно идти в сторону Оружейной палаты.

В Боровицкой башне есть вход на территорию Кремля.

Через несколько шагов вы заметите Боровицкую башню и ворота (на снимке). Это вход в Кремль.

Велика вероятность, что уже издалека вы увидите очередь.

Не самая длинная очередь на вход в Кремль через Боровицкие ворота. Чтобы войти внутрь, мне приходилось стоять по полтора часа.

Придётся подождать, когда наступит ваш черёд. Перед входом в Кремль у Боровицких ворот вам придётся пройти досмотр – открыть сумку и показать её содержимое.


Может случится так, что вход в Кремль через Боровицкие ворота будет свободным. Вдалеке видны офицеры ФСО и рамка металлоискателя.

ВОЗМОЖНО, с большими рюкзаками и баулами вас отправят в камеру хранения. (См. примечание ниже).

Музей Алмазный фонд находится в здании Оружейной палаты

Как только вы войдёте в Боровицкие ворота Кремля, первое, что вы увидите – это длинное жёлтое здание Оружейной палаты.


Первое здание слева – Оружейная палата.

Вам нужно идти прямо вверх вдоль этого здания почти до его конца. Вход в Алмазный фонд находится в конце здания Оружейной палаты.


Идите прямо вверх, вдалеке у железной решётки стоят люди. Вам – туда. Табличка у входа в Алмазный фонд

У входа в Алмазный фонд иногда стоит очередь. Люди ожидают, когда начнут пускать с билетами на очередной сеанс.


У входа в Алмазный фонд всегда стоит офицер и спрашивает, есть ли у вас билеты.

Спускайтесь по лестнице вниз, увидите вход в музей.

Прошу прощения, снимать в здании Оружейной палаты нельзя. Верьте на слово 🙂 .

Что делать, если у вас есть время до начала сеанса в Алмазный фонд

Предположим, у Вас в руках билет в Алмазный фонд. Но до начала сеанса ещё больше двух часов. Что делать? Есть варианты.
1.Можно погулять по Кремлю. За 500 рублей на человека – это цена билета в Кремль. Не возражаете? Тогда покупайте билет на территорию Кремля в кассе рядом (кассы 6-10)

2.В этой же кассе, где продаются билеты в Кремль можно купить билет на посещение Оружейной палаты. Цена билета – 700 рублей. Не забудьте взять аудиогид, его использование включено в стоимость билета. Вход в этот музей ограничен сеансами (куда у нас без них?). Сеансы в Оружейную палату: 10.00, 12.00, 14.30 и 16.30.

Количество билетов в Оружейную палату также ограничено.

3.Погулять в Александровском саду, на Красной площади, зайти в торговый комплекс “Охотный ряд”, где можно перекусить. ВАЖНО! Помните, что наличие билета в Алмазный фонд НЕ даёт вам право на внеочередной вход в Кремль через Боровицкие ворота. Если у вас, например, сеанс в Алмазный фонд на 14.20, у Боровицких ворот может стоять немаленькая очередь, люди придут на сеанс в Оружейную палату в 14.30. В этом случае вы рискуете опоздать в Алмазный фонд, ждать вас никто не будет, без очереди тоже не пропустят, все идут в Кремль и у всех сеансы!!!

Это самая трудная часть статьи. Хотелось бы посоветовать что-то определённое. Но спрос на посещение Алмазного фонда высок, за один сеанс музей может принять совсем немного посетителей. Турконторы не дремлют и полностью выкупают на корню все билеты на определённый сеанс. Я неоднократно становилась свидетелем ситуации, когда с утра все билеты в Алмазный фонд были распроданы. Хочу вас успокоить, что такое случается не очень часто.

2.Помните, что у музея Алмазный фонд есть перерыв на обед, с 13 до 14 часов..

3.Поделюсь своим опытом. Всё-таки я рискнула и пренебрегла своими же советами:). Мне повезло!

Как я попала в Алмазный фонд

Эту часть статьи оставляю для истории. Сейчас она не актуальна, потому что появились кассы Алмазного фонда в Александровском саду. Раньше билеты продавались ТОЛЬКО в самом здании Алмазного фонда. Кстати, зимой в будний день, если остались билеты в Алмазный фонд, то можно приобрести их непосредственно в Алмазном фонде, как я и делала.

Я выбрала для посещения Кремля понедельник – будний день, вторая половина дня, конец марта. Школьные каникулы уже закончились, а высокий туристический сезон ещё не начался. Решила подойти к Боровицким воротам к 15 часам. Почему? Потому что сеанс в Оружейную палату на 14.30 уже прошёл. Вероятность, что в воротах будет очередь, невелика. Так и получилось.

Я поднялась по лестнице, дежурно ответила на дежурный вопрос дежурного офицера о том, зачем я иду в Кремль – за билетом в Алмазный фонд.
Бодро поднялась ко входу в Алмазный фонд. Подождала несколько минут в небольшой очереди и офицер пропустил несколько человек.
В том же порядке мы встали в очередь в кассу. На этот день в кассе билеты в Алмазный фонд продавались только на 16.20 и позже. Неудобно, но что делать, я уже собралась.
Снова вышла из Боровицких ворот и отправилась коротать время в “Охотный ряд”. Около 16 часов спохватилась, что в 16.30 начнётся сеанс в Оружейной палате! У Боровицких ворот может быть очередь! Побежала, как ошпаренная, назад. К счастью, в конце марта ближе к вечеру желающих войти в Кремль не оказалось и я снова прошла досмотр.

На этот раз ответила, что у меня есть билет в Алмазный фонд.
Опять подошла ко входу в Алмазный фонд в здании Оружейной палаты, подождала в очереди. На текущий сеанс пускают минут за 15. Вошла, спустилась вниз в гардероб, оставила там верхнюю одежду. Вернулась к кассе Алмазного фонда. Опять ожидание. Те, кто подошёл в это время к кассе, разочарованно слышат, что все билеты на сегодня в Алмазный фонд проданы. Около 16.15 служащая пригласила тех, у кого билеты на 16.20. Снова внимательный досмотр, проход через металлоискатель. Просьба отключить телефоны на время экскурсии. И на целых 45 минут погружение в мир золота и бриллиантов!

Примечания

1.Помните, что в одни руки в Алмазном фонде продают лишь несколько билетов! Два продадут, а вот пять – не уверена!

2.Организациям можно официально заказать экскурсию в Алмазный фонд, привезти письмо в администрацию, договориться о дате и времени, оплатить экскурсию.

3.Сейчас в Алмазный фонд разрешают проносить телефоны, фотоаппараты, планшеты и другие гаджеты. Единственное условие – пользоваться ими нельзя! За этом строго следит охрана в залах музея.

4.Если у вас с собой большая сумка или рюкзак, не рискуйте, не берите их с собой в Кремль, особенно если собираетесь войти через Боровицкие ворота. Сразу у выхода из метро у Кутафьей башни есть камера хранения, оставьте там дорожную сумку или рюкзак.


Вид на Кремль при выходе из станции метро. Слева – Кутафья башня. Внизу слева от лестницы видна дверь – это камера хранения.

Правила прохода с большими сумками постоянно меняются. Бывает, офицеры пропускают туристов даже с огромными рюкзаками. Часто случается, что и с небольшим пакетом не пропускают. ДАМСКИЕ СУМКИ ПРОНОСИТЬ МОЖНО. Если у вас рюкзак, лучше не рискуйте. В Кремле бывают всякие “усиления”. Их расписания и причины никому неведомы. Могут неделю пускать с рюкзаками, а потом вдруг запретить. Я предупредила!

В заключении скажу, что в Алмазный фонд попасть можно. Даже проще, чем я описала. Да, нюансы бывают всякие. Но чаще всего, простой обыватель без проблем покупает билеты в Алмазный фонд и идёт любоваться коллекцией. Советую. По долгу службы я была в Алмазнике раз 50, не меньше. Может быть, больше. С удовольствием пойду ещё!

О правилах прохождения досмотра при входе в Кремль мы рассказали в публикации
Уважаемые дамы и господа! Мы рассказали вам

«Мое беглое и сухое перечисление есть лишь
бледная тень этого богатейшего в мире
собрания прекрасных камней, писал 60 с лишним
лет назад поэт камня академик А. Ферсман».

«Полная информация о шедеврах ювелирного
искусства, хранящихся сегодня в Гохране России,
отсутствует, потому как только часть их, правда,
наиболее ценная, выставлена на широкое обозрение
в Алмазном фонде и Оружейной палате и менее
широкое - в учебном центре Гохрана.
Остальное - тайна за семью печатями».

«На протяжении всего правления дома Романовых сокровищница пополнялась драгоценностями. Множество разнообразных предметов и ювелирных изделий, обильно украшенных драгоценными камнями, было выполнено в этот период. Пышность и великолепие отличали русский двор, особенно в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II. Он был одним из самых блестящих в Европе. Лучшие ювелиры работали при дворе, такие как Г. Экарт, отец и сыновья Дюваль, Л. Пфистерер, И. Позье».

«Ни одна страна в начале нашего века не обладала таким запасом драгоценностей, находившимся в храмах, монастырях, музеях, дворцах, особняках и личном пользовании граждан, как Россия, - подавляющая часть этих несметных богатств досталась нам в наследство после революции. Тайна исчезновения сокровищ России восходит ко времени образования Антикварного экспортного фонда...»

«Антикварный экспОртный фонд» – таково первое название Алмазного Фонда, более откровенное, чем даже «Алмазный фонд политбюро».

Способы и методы воровства.

«Приведенная ниже история демонстрирует, каким путем формировалась российская сокровищница. В феврале 1919 года была создана оценочно-антикварная комиссия под руководством Горького и Андреевой. (Актриса, любовница А. Пешкова - Р.) Согласно материалам исследования Белоусовой "Горький антиквариат" комиссия отбирала ценности из имущества, конфискованного в годы революции, а также приобретала частные коллекции. В числе прочих комиссии поступило предложение купить коллекцию датского коммерсанта Эрика Плуме (308 предметов, среди которых драгоценные безделушки Елизаветы I и Екатерины II). По оценке привлеченного в качестве эксперта Агафона Фаберже, стоимость коллекции превышала 11 миллионов рублей золотом. Члены комиссии отобрали вещей на сумму поскромнее - 8 миллионов. Но сделка не состоялась - доверенные лица продавца и Фаберже были арестованы по обвинению в спекуляции: мол, хотели нагреть руки на продаже коллекции ценой-то всего в два миллиона. Под горячую руку попали и нарком просвещения Луначарский, и Горький: их чуть было не привлекли за злоупотребление служебным положением. В итоге коллекция Плуме была конфискована, то есть досталась советской власти даром. Кроме того, Агафон Фаберже сообщил на допросе местоположение своего тайника на уже разграбленной большевиками даче. Представитель знаменитой династии ювелиров собрал фантастическую коллекцию: редкие гравюры, древние иконы, 600 нецке, 300 скульптур Будды, не говоря уже о ювелирных изделиях. Без составления акта и описи (?!- Р.) ценности из тайника были уложены в десять ящиков и увезены в неизвестном направлении. Вероятно, что эта коллекция вошла в состав "алмазного фонда Политбюро", созданного в том же 1919 году, на случай свержения советской власти. Известно, например, что у Якова Свердлова дома и на работе хранилась часть этого "фонда" в виде отборных бриллиантов. (А также золотые червонцы и несколько паспортов - Р.)

Бриллианты навсегда.

«А.М.ГОРЬКИЙ - В СОВНАРКОМ (не позднее 21 /10 - 1921 года). " В феврале месяце 1919 года по предложению наркома Красина (тогда нарком торговли и промышленности РСФСР. - авт.) была организована в Петрограде А.Пешковым "Экспертная комиссия", цель которой заключалась: в отборе и оценке вещей, имеющих художественное значение, в тридцати трех национализированных складах Петрограда, бесхозных квартирах, ломбардах и антикварных лавках. Эти вещи отбирались на предмет создания в Советской республике антикварного экспортного фонда».

Чем, помимо алмазов, торговали на экспорт большевики.

«До 1-го октября 1920 года "Экспертная комиссия", работая в составе 80 человек под председательством А.Пешкова, образовала два склада отобранных ею вещей, как то: художественной старинной мебели, картин различных эпох, стран и школ, фарфора русского, севрского, саксонского и т.д., бронзы, художественного стекла, керамики, старинного оружия, предметов восточного искусства и т.д. По оценке 15-го года стоимость этих вещей превышает миллиард рублей. Кроме того, на складах Комиссии имеются отобранные в бесхозяйственных квартирах ковры на сумму в несколько сот миллионов (тоже по оценке 1915 года)».

«1923 год один их самых драматических в истории Алмазного фонда. Тогда на рынках Амстердама и Антверпена неожиданно появились бриллианты, в которых специалисты узнали часть русских коронных драгоценностей. Возник политический скандал. Зарубежная пресса писала, что эти города и их банки используются советским правительством для валютных операций с золотом, алмазами и церковными ценностями. Чтобы заглушить возмущения, в конце 1925 года в Колонном зале Дома Союзов спешно открылась выставка коронных драгоценностей, которая должна была показать миру, что они целы и невредимы».

(Этот эпизод в крайне тенденциозной форме был преподнесён автором книг «Красные дьяволята» и «Как попы одурманивают народ» П. Бляхиным и сов. реж. Э. Кеосаяном. См. фильм «Корона Российской Империи» - Р.)

Что было на деле.

«Однако есть неоспоримые свидетельства, что в 1923 году собрание коронных драгоценностей совершило интригующее путешествие под охраной латышских красных стрелков из Москвы в Читу, где находилось японское правительство. Руководил операцией работник наркома финансов Р.Я.Карклин. В архивах сохранилось удостоверение, выданное ему 28-го декабря 1922 года за номером 2739, где сказано, что тов. Карклин Р.Я. назначен уполномоченным Народного комиссариата финансов РСФСР при Дальневосточном ревкоме. Подписал его среди прочих, тогда уже нарком финансов Сокольников. Учитывая все вышесказанное, можно достоверно предположить, что после экспертной оценки сокровищ комиссией Ферсмана их вывезли на Дальний Восток, чтобы продать в Америку и Европу через Маньчжурию, которая еще со времен постановления "О хлебных закупках" стала центром нашей внешнеэкономической и внешнеполитической активности. Видимо, в канун этой сделки века запечатлены опубликованные недавно в "Известиях" и в каталоге "Сотби" фотографии, на которых снята в Чите, в богатом особняке, на фоне коронных драгоценностей группа официальных советских лиц и респектабельных иностранцев. Судя по ним, решили оптом продать все величайшие реликвии Алмазного фонда: державу, скипетр, собрание корон - с короной Российской Империи во главе, коллекцию бриллиантовых подвесок и бриллиантовых диадем, бриллиантовые знаки и цепи Императорских орденов, подарочные золотые кубки, коллекцию вееров и перстней, Императорские пасхальные яйца фирмы Фаберже и многое другое. Эти вещи хранились в Галерее драгоценностей Эрмитажа и в Бриллиантовой комнате Кремля. Большинство из них бесследно исчезло в 20-е годы. Некоторые впоследствии обнаружились в американских частных собраниях, например, брачная корона русских Императриц, изготовленная из бриллиантового пояса Екатерины Великой. Сейчас она находится в собрании Морджори Меривезер Поуст - жены бывшего посла США в СССР Джозефа Дэвиса. Госпожа Поуст купила ее на аукционе "Сотби" в декабре 1966 года. Возможно, бриллианты, проданные в 1923 году в Бельгии и Голландии, были из этой партии и попали в Европу через Читу - Харбин - Владивосток, и такая же участь ожидала остальное. И как знать, если бы не осечка в Антверпене и Амстердаме, заставившая возвратить драгоценности на показательную выставку в Москву, то не потеряли бы мы все и навсегда?!»

«...когда-то на гохрановское золото покупали хлеб, позднее - паровозы, потом им платили за технику, поставлявшуюся союзниками во время Второй мировой войны».

«Дальнейшее известно. В 1925 году возникла Главная контора Госторга СССР по скупке и реализации антикварных вещей "антиквариат". Тогда же вышла брошюра "Алмазный фонд СССР", где прямо говорилось, что при Советской власти эти сокровища "зажили новой жизнью так или иначе примут участие в общей созидательной работе... превратясь в столь необходимые для рабоче-крестьянского государства предметы, как машины и т.п.". Осенью 1926 года упомянутая брачная корона - вместе с бриллиантовым мечом Павла Первого, украшением коронационного платья Екатерины Второй из гроздьев бразильских бриллиантов и индийских изумрудов, бриллиантовой (2000 штук) табакеркой Императрицы Елизаветы, коллекцией Императорских пасхальных яиц Фаберже и прочим была куплена у советского правительства и доставлена в Америку торговцем Норманом Вайсом».

«Распродажа национальных сокровищ в СССР началась не в годы индустриализации, а значительно раньше. Она переживала, как минимум, два пика: в 1920-1923 и в 1928-1934 годах».

«В 1925 году коронные драгоценности впервые публично демонстрировались в Доме Союзов, а в 1927 и 1933 годах значительная их часть по решению Совнаркома была продана на зарубежных аукционах».
Википедия

«Выставка Алмазного фонда СССР в Московском Кремле открылась 2 ноября 1967 года - к 50-летию Советской власти. Ее открытие стало заметным событием в культурной жизни нашей страны. К этому времени работники Гохрана (государственное хранилище ценностей) при участии научных сотрудников музеев Московского Кремля подготовили каталог, художественный альбом "Сокровища Алмазного фонда", стали выходить рекламные буклеты, альбомы, в которых сообщалось: "...судьба русских коронных драгоценностей оказалась счастливой и глубоко справедливой: Великая Октябрьская социалистическая революция возвратила эти сокровища их подлинному хозяину - народу... Даже в самые трудные первые годы Советского государства, когда оно остро нуждалось в средствах для защиты молодой республики, восстановления народного хозяйства, укрепляя обороноспособность страны, сокровища Алмазного фонда оставались неприкосновенными. С того времени эти сокровища были не только сохранены, но и преумножены."(?!)

Действительно, поступления были. Большую часть их составляли особо крупные алмазы, добывавшиеся в Якутии и образцы современного ювелирного искусства. Но гораздо больше ценностей, в основном уникальных старинных произведений искусства ушло за границу в частные коллекции и государственные музеи других стран. Местонахождение некоторых бесценных вещей до сих пор неизвестно (два пасхальных Императорских яйца фирмы Фаберже, бриллиантовый знак ордена Андрея Первозванного, принадлежавший Александру Второму, икона "Введение Богородицы во храм" в драгоценном окладе Фаберже и многие другие)».

Какие именно «многие другие бесценные вещи» безследно исчезли?
Каковы точно масштабы совецкого воровства?

Евгений Германович ГАПАНЮК - один из старейших хранителей Алмазного фонда. С ним и побеседовала корреспондент "Труда".

Историк Юрий Буранов считает, что в описи, составленной Ферсманом, отмечено в два с лишним раза меньше алмазных диадем, чем их было на самом деле в ящиках, отправленных в Москву в 1914 - 1917 годах.

В старых списках значилось 14 диадем, у нас хранится только одна.

Особая комиссия, которой руководил академик Александр Ферсман и куда, кстати, входил в качестве эксперта Агафон Фаберже, с 1923 по 1925 год изучила Императорское наследие и выдала рекомендации: что хранить вечно, а что пустить в переплавку или отдать на аукционы...

На современных аукционах всплывало что-нибудь из бывшего собрания Бриллиантовой комнаты?

Нет, но такая возможность не исключается.

«Все вожди Советского государства словно считали своим долгом запустить руку в собрание Алмазного фонда. Как это делали Ленин и Сталин - описано выше. Никита Сергеевич едва не подарил одной из развивающихся стран знаменитую шапку Мономаха, при Брежневе Алмазный фонд недосчитался одного из бриллиантовых орденских знаков». (Дочь вождя была замешана в аферах с бриллиантами - Р.)

Годы перестройки СССР в нынешний формат соввласти характеризовались обычным большевицким вандализмом.

«В 1989 году с аукционов были проданы многие иконы. Не желая тратить средства на реставрацию, небезызвестный Павлов распорядился продать их "на реставрацию более развитым странам". Он считал, что убил сразу двух зайцев: иконы будут восстановлены, а страна получит необходимую валюту».

Евгений Германович Гапанюк:

Уральские изумруды великолепны, они добывались и поступали в Гохран.
В Алмазном фонде собрана большая коллекция изумрудов, один из лучших размером в 10 сантиметров мы получили 15 лет назад.

Вадим Криворотов (А. Разин), продюсер Юры Шатько (Юры Шатунова), вспоминает:

В те годы вы были миллионерами. А деньги куда девали?
- Зарабатывали мы тогда 20 миллионов долларов и не знали, куда их девать. И вот как-то раз зампред правительства Бирюкова объявила в Верховном Совете, что в казне денег нет, и они решили продать коллекцию изумрудов из Гохрана. "Вот и посмотрим, есть ли у населения деньги", - сказала она. 8 колец с изумрудами, каждое из которых стоило в среднем 50 тысяч долларов, отвезли в Сочи в магазин "Изумруд". Я приехал туда и все их скупил. Тогда Бирюкова снова выступила в Верховном Совете: "И не надо рассказывать мне, товарищи депутаты, о том, что в стране нет денег. Мы по сумасшедшей цене выбросили кольца из Гохрана. Так вот пришёл какой-то мальчик с декларацией о доходах и все их купил." Я тогда обрадовался, что она хоть мою фамилию не назвала, а то бы ко мне рэкет со всего Советского Союза съехался.

С тех пор мы зажили достойно, красиво и богато. Вывозим деньги за границу. Наверное, всё изменилось? В общем-то, нет.

«Президент» государству все-таки не нужен.
22.03.02 15:12

Екатеринбург, Март 22 (Новый Регион, Ирина Кривозубова) – В пятницу эпопея с куплей-продажей изумруда «Президент» опять попала в поле зрения СМИ.

Гохран России окончательно отказался от намерения приобрести уникальный уральский изумруд. Как подчеркнул начальник отдела исполнения производства главного управления Министерства юстиции РФ Владимир Тумаев, пока отказ поступил в устной форме, но, вероятно, уже в ближайшее время руководство Гохрана пришлет письменное уведомление об этом.

Напомним, что в начале февраля служба судебных приставов отправила повторный запрос в Гохран и правительство России с просьбой подтвердить приобретение изумруда «Президент» за 150 тысяч долларов. Как отметил В.Тумаев, запрос остался без ответа. На днях в телефонном разговоре специалисты Гохрана официально озвучили свою позицию: изумруд хранилищу не нужен.

© 2002, «Новый Регион»

Впрочем, чудеса всё же случаются. Порой уникальные вещи остаются в стране из-за безмерной жадности чиновной «вертикали».

«Гохрановские ювелиры работали с гохрановскими же материалами. Задача еще советским руководством ставилась такая: определить мировой спрос на высокохудожественные ювелирные изделия. Не определили: во времена СССР слишком уж сложным показался процесс оценки.
В эпоху новой России просто побоялись продешевить в кризисной ситуации. Так, например, предложение некой западной фирмы продать знаменитую бриллиантовую розу, хранящуюся в Алмазном фонде, было отвергнуто, так как не удалось сойтись в цене».

Речь здесь, скорее всего, идёт о цене отката. Очевидно, чтобы избежать подобных накладок в будущем, кудринский Минфин изменил в 2003-м формат Гохрана.
Аукционы же по продажам уникальных гохрановских алмазов проходят ещё с начала 2000-х.

«Главная национальная сокровищница - российский "форт-нокс" - на пороге больших перемен. Гохрану России суждено сменить статус и превратиться в полноценную коммерческую организацию».

Итак, сейчас Гохран России - полноценная коммерческая организация.
Из интервью с главой Гохрана Владимиром Рыбкиным:

«- Но если концепция реформы до конца не проработана, то как тогда расценивать ежегодные алмазные аукционы, проводимые Гохраном?

Как право, предусмотренное нам законом о драгметаллах и камнях.

Почему же эти аукционы стали проводиться только сейчас? Почему не проводились, скажем, пять лет назад?

У нас просто не доходили руки».

«Стоит ли говорить, что попасть в бывший зимний сад Гохрана, а ныне зал для проведения аукционов простому смертному невозможно. Его участники - работающие в России ограночные организации. Лоты - крупные алмазы из Госфонда России (10,8 карата и выше). О самом аукционе его потенциальные участники узнают из писем-приглашений Гохрана. В минувшем (2002) году продажи Гохраном различных ценностей добавили в российский бюджет свыше 350 миллионов рублей».
(Алмазы свыше 10 карат не подлежат массовой оценке. Каждый камень считается уникальным - Р.)

«Можно было бы организовать аналогичный аукцион и за пределами России. Но в Гохране энтузиазма по этому поводу не выказывают, ссылаясь на дороговизну и рискованность предприятия. Да и стоит ли рисковать, если в России крупные алмазы расходятся хорошо, а западные фирмы косвенно, через посредников, участвуют в гохрановских аукционах».

Люди волнуются, спрашивают:

«Нет ответа на многие интересные вопросы. Например, откуда появляются на мировых аукционах и в антикварных магазинах за рубежом наши ценности (контрабанда здесь ни при чем)?

По какому праву величайшие исторические реликвии Гохрана и Алмазного фонда являются залоговой собственностью Министерства финансов, а не неприкосновенным национальным достоянием?

Что хранится в госфондовских кладовых в Москве, Миасе и других местах? И, наконец, нужно документально разобраться, какая часть ценностей пошла на финансирование экономических программ, какая ушла на политику, а что исчезло неизвестно куда. Кто и когда сможет дать ответ на эти вопросы - неизвестно...»

Ну, почему же неизвестно? Всё известно, включая адреса.

«Московский офис единой сбытовой организации АК "АЛРОСА" располагается в том же здании, что и Гохран».

Они и не скрывают.