Какая фирма может участвовать в тендерах. Что нужно для полноценного участия в тендерах: правила, условия, документация. Вы победили в тендере. Что дальше

Тендеры в последнее время получили широкую распространенность. Все потому, что это дает возможность получить хороший заказ и при этом повысить свою репутацию, показав все, на что способен каждый участник тендера. Участие в тендерах дает возможность успешно продолжить свою карьеру победителю. Чтобы стать этим победителем, первое, что нужно сделать, – это принять решение поучаствовать в тендерах. В конкурсах нет смысла участвовать время от времени – либо постоянно, либо вообще никогда. Поэтому следует подробно рассмотреть, что нужно для .

Что необходимо для участия в тендерах?

Специалисты советуют практиковаться «на кошках» – это мелкие торги, победа или поражение в которых помогут набраться опыта и получить необходимые навыки для более крупных заказов.

В случаях, когда тендерные предложения принимаются лишь в письменном виде, следует насторожиться: возможно, победитель уже определен. Попробуйте поговорить с кем-то из организаторов конкурса, задав ему все интересующие вас вопросы. Вообще, разговор с кем-то из организаторов должен пойти вам на пользу, в особенности, если вы сумеете расположить или заинтересовать этого человека, у вас будет больше шансов на победу.

Условия участия в тендере

На вопрос о том, что нужно, чтобы участвовать в тендерных торгах, главный ответ – условия, которые обычно выставляют заказчики. В общем, эти условия указывает заказчик, поэтому предугадать их трудно. Но обязательное – наличие конкурсной заявки.

Тендерный процесс можно разделить на несколько этапов.

  1. Когда комиссия проводит первое заседание, на нем вскрываются конверты с документами, осуществляется их проверка и готовится заключение.
  2. После этого проводится обсуждение предложений, указанных в заявках.
  3. Победитель определяется путем голосования.

Необходимая документация

Не существует определенного устоявшегося списка необходимых документов, хотя есть набор наиболее типичных для многих тендеров. Дополнительную документацию предугадать сложно, так как она зависит от самой компании-организатора, от вида тендера и от его классификации (медицинский, строительный). Все зависит от того, какие документы, по мнению организаторов, способны больше сообщать о квалификации претендента и его соответствии конкурсным условиям. Весь список документов указан в .

Если проводится государственный тендер, с документацией, необходимой для его проведения, можно ознакомиться в Федеральном законе №44 «О размещении заказов»:

  1. Опись прилагаемых к заявке документов.
  2. Заверенная главой предприятия заявка.
  3. Копии учредительных документов устава юридического лица.
  4. Копии нотариальные ИНН и свидетельства о государственной регистрации.
  5. Копия приказа о возложении обязанностей на главного бухгалтера.
  6. Заявление, сопровождающееся презентациями опыта фирмы в области подрядных работ.
  7. Выписка из ЕРГЮЛ сроком давности не менее 15 дней.
  8. Справка о том, что отсутствует налоговая задолженность.
  9. Финансовая отчетность компании за три предшествующих периода, которую должен заверить налоговый инспектор.

Документы – это очень и очень важно. Однако победителя выбирают не по документам. Если вы будете слишком много внимания уделять документам, можете не успеть подготовить предложение на должном уровне, если махнете рукой на документы – можете не пройти предварительный отбор. Так что здесь важно найти золотую середину.

Если вы не профессионал, допустить ошибку в документах – проще простого. В таком случае поможет только тендерное сопровождение.

Итак, рассматривая, что нужно для участия в торгах, подведем итог в виде поэтапного списка:

  1. Выбор подходящего для компании тендера.
  2. Ознакомление с условиями и правилами данного тендера.
  3. Сбор документации.
  4. Предоставление и .

Дополнительные моменты: обеспечение заявки

Это важнейший момент, ведь при его отсутствии претендентов отклоняют. Размер этого обеспечения зачастую составляет 5% от общей суммы контракта, поэтому точную сумму высчитать сложно, но чаще всего это немаленькие деньги. В данном случае понадобится либо банковская гарантия, либо тендерный кредит.

Что же такое тендерный кредит? Он позволяет не вовлекать оборотные средства и принимать участие одновременно в нескольких тендерах.

Эти два финансовых документа можно получить в банке или у брокера.

Психологические приемы

Для участия в торгах необходимо знать несколько психологических приемов.

Общение с клиентом – один из путей к успеху, ведь вы во время общения получаете бесценные знания, которые сможете использовать при создании своего предложения.

  1. При разговоре с заказчиком попробуйте следовать уже проверенной более опытными особами формуле – определите проблему клиента, рассмотрите ее с разных сторон, найдите ее решение в своем предложении. Подобный подход практически полностью гарантирует успех компании.
  2. Еще один ключ к успеху – это исследования. Узнайте как можно больше о компании-организаторе (интернет, личное общение с кем-то, кто имел дело с этой компанией). Вы вскоре сможете найти то, что важно для заказчика, включив это в свое предложение.
  3. Составьте список наиболее влиятельных ваших клиентов, предоставив их тендерной комиссии – этим вы покажете, что вам по силам справиться с любой масштабной задачей.
  4. Предоставьте тендерной комиссии список ваших достижений, покажите, насколько вы хороший и квалифицированный специалист.
  5. Включите гарантии. Так как в процессе конкурса люди могут быть очень недоверчивыми, покажите, что вы умеете не только обещать выполнить все на высшем уровне, но и предоставлять гарантии.
  6. Обратите внимание на пользу, которую получит компания от вашего сотрудничества. Многим вовсе не интересно, как долго вы были в бизнесе или насколько высок ваш профессионализм. Их, прежде всего, интересует польза, которую вы им принесете, и каким образом вы это сделаете.
  7. Верьте в успех, но никогда не расстраивайтесь в случае неудачи, ведь главное – участие и набор опыта. Однако вам не помешает настроиться на позитивную волну, веря в то, что все получится.

Опасные мифы

Рассмотрим самые распространенные мифы, которые помогут решить, нужно ли принимать в тендере участие, затрачивая силы и деньги.

  • Все тендеры являются заказными.

Это не так, ведь многие выигрывают тендеры без каких-либо предварительных контактов с заказчиком. Хотя определенный процент нечестных мероприятий в России все же имеет место. Поэтому, важно научиться определять нечестный тендер по определенным признакам, которые внимательному человеку легко заметить. Для этого изучите требования заказчика к предложению, к документации и т.д.

  • Принимать участие в торгах имеют возможность (и не только финансовую) лишь крупные компании.

Да, для участия в тендере придется потратить определенную сумму денег, но эта сумма будет в любом случае не настолько велика, чтобы ее не смогли позволить себе выплатить частные предприниматели и небольшие компании. А чтобы не тратить действительно много средств для участия в торгах, следует тщательнее выбирать конкурсы, в которых вы собираетесь участвовать – вы должны быть на 100% уверены в том, что выполнение условий контракта не ляжет на ваши плечи тяжким невыполнимым грузом.

Правда, существуют так называемые бесплатные тендеры, которые не требуют оплаты. Но это, по сути, наиболее ненадежный способ. Зачастую такие конкурсы организовывают молодые менеджеры, только что вышедшие на работу, – они не имеют веса в компании, но надеются показать свою бурную деятельность начальству. В общем, поучаствовать можно, но лишь ради удовольствия.

Тендерное сопровождение

Тендерное сопровождение – это услуга, направленная на обеспечение процесса участия предприятия в тендере. Главная цель тендерного сопровождения – создать все условия (на правовом уровне) для того, чтобы клиент-участник одержал победу в конкурсе.

Тендерное сопровождение особо актуально, если вы:

  • не имеете большого опыта или вовсе не принимали участие в государственных конкурсах;
  • не хотите рисковать и действовать наобум;
  • не хотите допустить осечку на ответственном тендере.

Знаете ли вы, что 90% участников тендеров не допускаются к торгам из-за недочетов в документации или неправильно оформленной заявке? Сопровождение тендеров квалифицированными юристами убережет вас от губительных недочетов, которые могут негативно отразиться на результатах конкурса.

Какие виды тендеров существуют, в чём заключаются их особенности, как начинающим участвовать в них.

Многие начинающие бизнесмены не имеют представления о том, как участвовать в тендерах. В связи с тем, что именно через тендеры реализуется немалая часть товаров и услуг в самых разных отраслях экономики, вопрос этот является актуальным и требует разъяснения. Что же необходимо знать новичкам об участии в тендерах, какого рода документация в этом случае понадобится, какие положительные и отрицательные моменты несёт подобная процедура.

Виды тендеров

Слово «тендер» в переводе на русский означает «предложение». Однако прежде чем приступить к перечислению существующих видов этих «предложений», необходимо уточнить некоторые детали. В законодательной базе нашей страны термин «тендер» отсутствует, вместо него употребляются термины «торги», «конкурс», «аукцион». Тем не менее слово прижилось в бизнес-кругах.

Тендер - это мероприятие, во время которого на правах свободной конкуренции производится отбор исполнителей с целью закупки товаров, услуг или работ.

Особенность всех видов такиендерных отборов заключается в том, что такие мероприятия способствуют заключению контракта на привлекательных для заказчика и исполнителя условиях.

Таблица: законодательная база, регламентирующая процедуру участия в тендерах госзакупках и электронных торгах

Наименование закона или кодекса Характеристика
Гражданский кодекс РФ ГК РФ в ст. 448 регламентирует организацию и порядок проведения всех видов торгов (за исключением тех, в которых участвуют органы государственной и муниципальной власти).
ФЗ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Данный закон регулирует организацию и проведение тендеров, в которых заказчиком являются органы государственной и муниципальной власти.
ФЗ № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Регламентирует процедуру проведения тендеров для государственных корпораций и компаний, субъектов естественных монополий, государственных и муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений, хозяйственных и дочерних обществ, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%.

Вид тендера зависит от следующих факторов:

  • от цели проведения (тендеры на продажу и тендеры на закупку);
  • от характера проводимой процедуры (конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок, конкурентные переговоры);
  • от формы проведения (открытые и закрытые тендеры);
  • от категории заказчика (государственные и коммерческие тендеры, закупки с определёнными юридическими лицами);
  • от вида используемой документации (конкурсы проводятся на бумаге и в электронной форме).

Таблица: специфика проведения основных видов тендеров

Виды тендеров Особенности проведения процедуры
На продажу и на закупку Вид конкурса зависит от цели организатора, т. е. намерен он приобрести или же реализовать что-либо. Таким образом, участники подобной процедуры имеют противоположные намерения (одна сторона является продавцом, другая - покупателем).
  • конкурс одноэтапный и двухэтапный,
  • аукцион,
  • запрос предложений,
  • запрос котировок,
  • конкурентные переговоры
Специфика данной классификации заключается в следующем:
  1. Конкурс. Проводится в том случае, когда подразумевается проведение сложных с технической или организационной точки зрения работ. Подразумевается, что в конкурсе примут участие исполнители с соответствующим случаю оборудованием и квалификацией. Если тендер проведён честно, его выигрывает та организация (или ИП), которая изъявит желание выполнить проект на высоком техническом уровне и по наиболее привлекательной для организатора цене.
  2. Двухэтапный конкурс организуется в том случае, если заказчик не в состоянии сразу определиться с некоторыми условиями проекта. Сначала (на стадии отбора) он отбирает наиболее интересные для себя предложения, затем (на второй стадии) определяет, чьи условия ему кажутся наиболее подходящими.
  3. Аукцион организуется в том случае, если для заказчика на первом плане стоит денежный фактор. Участники аукциона озвучивают свои условия, а побеждает тот из них, чьи условия или цена более приемлемы для организатора.
  4. При запросе котировок заказчик анализирует первые поступившие от участников тендера предложения. Победу одерживает та сторона, в чью пользу он сделает выбор.
  5. При запросе предложений заказчик анализирует поступившие предложения, оценивая не только финансовую составляющую, но и техническую.
  6. Конкурентные переговоры. К переговорам вправе приступить все лица, отвечающие выдвинутым требованиям. Данный вид тендера считается наиболее прозрачным. На переговорах обсуждаются все нюансы проекта, рассматриваются возможности каждого исполнителя.
Открытые и закрытые Открытая форма даёт шанс принять участие всем заинтересованным. Если тендер закрытый, то приглашения отправляются лишь определённому числу участников.
Основания для проведения закрытого тендера:
  • договор связан с коммерческой или государственной тайной;
  • круг участников мал в той сфере, в которой проводится тендер;
  • затраты на проведение открытого тендера не оправданы.

Останавливая свой выбор в пользу одной из этих форм тендера, заказчик не должен идти вразрез с законодательными нормами.

Государственные и коммерческие, закупки с определёнными юридическими лицами Особенности данной классификации заключаются в следующем:
  1. Государственные тендеры. Организатором таких тендеров является орган государственной власти или государственное учреждение. Закон строго регламентирует порядок проведения конкурса - от разработки условий участия до отбора претендентов на роль исполнителя. Кроме того, все действия организатора в данном случае подотчётны: он не может по собственному желанию изменять установленные правила, расширять список приобретаемых материальных ценностей и услуг.
  2. Закупки с определёнными юридическими лицами. К ним относятся государственные компании, корпорации, организации-монополисты, унитарные предприятия федерального и муниципального уровня, автономные учреждения и некоторые другие юрлица. В этом случае заказчик уже может самостоятельно устанавливать условия конкурса и определять форму его проведения (законом предусмотрены два варианта - аукцион и конкурс, но запрета на расширение списка в настоящее время не существует).
  3. Коммерческие тендеры. Это закупки, которые проводятся коммерческими организациями по своим правилам, не противоречащим ГК РФ и 135-ФЗ, и с использованием собственных средств. Правила проведения тендера, требования к лицам, желающим в них участвовать, алгоритм определения победителя и другие тонкости тендера в данном случае определяет сам заказчик, без участия государства. Кроме того, организатор коммерческого тендера имеет право не размещать в единой информационной системе объявление о подготовке к проведению мероприятия.
Конкурсы в электронной форме или на бумажном носителе Независимо от того, в какой форме проводится тендер, организаторы вводят специальные методы контроля всех поступающих сведений (использование ЭЦП на электронной площадке и пр.). Условия участия в тендере как в электронной форме, так и при личном присутствии участника на мероприятии с бумажным пакетом документов, оглашаются самим заказчиком. Стоит иметь в виду, что они едины для каждого исполнителя.

Каждый из перечисленных тендеров организуется по своим правилам. Определяющим фактором при выборе способа, каким будет установлен исполнитель, является воля заказчика.

Победителями аукционов становятся компании, предлагающие наиболее низкую стоимость исполнения заказа

Выгода от участия в тендерах

Процедура участия в тендерах имеет свои особенности, каждый из видов такого конкурса - свои достоинства и недостатки.

Преимущества участия в таких мероприятиях следующие:

  • подразумевается честная борьба между конкурентами, т. к. выбор исполнителя на конкурсной основе располагает к этому;
  • вероятность заключить рентабельный контракт;
  • возможность сделать имя организации более узнаваемым на рынке (следует учесть, что если организация участвует в интересных торгах, то её контактная информация останется у заказчика);
  • расширение сферы влияния и сотрудничества;
  • вероятность в дальнейшем получать госзаказы;
  • прозрачность открытых тендеров;
  • возможность принимать участие в мероприятии через электронные площадки.

Стоит помнить, что для развития бизнеса важна не только победа в тендере. Само участие в процедуре может послужить для конкурсантов стимулом к дальнейшему развитию.

Недостатки и подводные камни процедуры

У любого явления и процесса есть свои недостатки, это касается и участия в тендерах.

Так среди недостатков тендеров можно назвать следующие:

  1. Сложность процедуры (чем серьёзнее запрос, тем меньше шансов выиграть). К сожалению, существуют примеры составления документации под организатора-фаворита.
  2. Иногда участникам приходится значительно снижать стоимость своих услуг (например, при запросе цен). Победа в тендере достаётся тому, кто согласен пойти на значительные уступки в цене, т. е. вынужден отказаться от чистой прибыли по тендеру.
  3. Существуют риски неисполнения заказа.
  4. Сговор потенциальных поставщиков с целью демпинга, т. е. максимального снижения цены контракта.

Распространённые мифы о тендерах

В связи с тем, что проведение тендеров (и участие в подобных мероприятиях) становится всё более популярной процедурой для субъектов экономической сферы, растёт и количество информации об этой процедуре. Участники данной процедуры, осознанно или нет, порождают разного рода мифы о тендерных отборах, некоторые из которых получили широкое распространение.

Самые распространённые мифы о тендерах:

  1. В России «всё продаётся», а значит, и при организации тендеров возможны махинации. Конечно, этот миф появился не на пустом месте. Однако в последнее время антимонопольная служба в этом направлении функционирует активнее, в связи с чем стало сложнее осуществлять противозаконные действия.
  2. Не у кого искать защиты, если противозаконные действия всё же имели место. На самом деле ФАС может пересмотреть результаты тендера, если есть доказательства недобросовестности заказчика.
  3. Предложения новичков не будут рассмотрены и приняты. Если исполнитель-новичок сможет предложить «аппетитные» для заказчика условия и вся документация будет в порядке, то он сможет составить реальную конкуренцию известным компаниям.
  4. Заказчик нередко затягивает с оплатой контракта. Если это действительно произошло, исполнитель вправе обратиться в ФАС для разрешения спорной ситуации.

Условия и правила участия в тендерном отборе

Проводить тендеры могут не только государственные заказчики и коммерческие организации, но и владельцы прав на имущество. Принимать участие в подобных мероприятиях вправе как юридические, так и физические лица, имеющие возможность исполнить свои обязательства. Но как показывает жизнь, участниками тендерных отборов со стороны исполнителей становятся крупные компании.

Может ли принять участие физическое лицо

Как было отмечено выше, физическое лицо вправе участвовать в заинтересовавшем его тендере. Законодательство это не запрещает, предъявляя единые правила для всех исполнителей.

Помимо этого, законодательство РФ настаивает на соблюдении прав участников любого статуса при подведении результатов тендеров.

Однако реальность такова, что физические лица редко побеждают в подобных процедурах. К тому же организатор обладает правом ограничивать круг претендентов на участие в тендере. Исключением могут быть лишь малобюджетные закупки, не представляющие интереса для крупных компаний.

Согласно законодательству, физлицам доступны лишь те тендеры, которые имеют отношение:

  • к разработке, наполнению сайтов и другим проектам в сети;
  • к репетиторству и прочим образовательным услугам;
  • к изготовлению сувениров и украшений ручной работы;
  • к услугам нотариусов, переводчиков, фотографов;
  • к ремонту (от техники до помещений);
  • к поставке продукции собственного производства.

В связи с этим для физлиц возникают риски участия в тендерах, среди которых можно обозначить следующие:

  • невозможность внесения обеспечения по контракту;
  • отклонение заявки по причине необходимости лицензирования отдельных видов деятельности, что недоступно рядовому гражданину;
  • недопущение к участию в закупках, связанных с проведением опасных работ.

Может ли принять участие индивидуальный предприниматель

Поставка товаров законодательством рассматривается как предпринимательская деятельность, поэтому лицо, имеющее статус ИП, может участвовать в тендерах.

Стоит назвать два главных условия участия ИП в тендерах:

Это уникальный список

  • запрашиваемая документация должна соответствовать предъявляемым в этом случае требованиям;
  • ИП должен подтвердить свою финансовую состоятельность.

Предпринимателю (как и остальным участникам процедуры) следует заранее подготовиться к мероприятию. Недостаточно просто объявить о своём намерении участвовать в тендере, т. к. в этом случае вряд ли есть возможность получить положительный ответ от заказчика.

Документы для участия

Для участия в тендере следует подготовить ряд документов. Однако те организации или ИП, что впервые планируют своё участие в подобном мероприятии, далеко не всегда имеют представление, какого рода бумаги надо собрать. Однако беспокоиться не о чем, т. к. все требования к предъявляемым документам указываются в тендерной (конкурсной) документации.

Тендерная документация разрабатывается организатором или тендерным комитетом. На содержание её влияет характер проводимого мероприятия.

Способы извещения о проведении мероприятия:

  • если тендер открыт для всех желающих принять в нём участие, все документы от заказчика (вместе с извещением) размещаются в Единой информационной системе (ЕИС).
  • в том случае, если организуется закрытая форма мероприятия, конкурсная документация рассылается заказчиком непосредственно потенциальным участникам.

Тендерная документация содержит следующие сведения:

  • требования к объекту закупки;
  • требования к конкурсантам;
  • требования к заявкам и их обеспечению;
  • критерии оценки заявок;
  • сроки и порядок проведения тендера;
  • проект контракта.

Участие в торгах на получение госконтракта - престижное и выгодное мероприятие для любой фирмы. Однако большинство компаний не решаются на этот шаг. Причин много, и самая распространенная среди них - недостаточное понимание процедуры проведения госзакупок. Как же принять участие в тендере и что для этого нужно знать?

Что нужно для участия в тендерах

Вопреки распространенному мнению, не все тендеры являются «заказными», и победить в них могут не только крупные компании: сфера госзакупок строго регулируется законодательством. Выиграть в конкурсе или аукционе без предварительных контактов с заказчиком может любая компания, которая соответствует определенным критериям.

Итак, для того чтобы принять участие в торгах, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • знание законодательства и процессов в сфере закупок;
  • соответствие требованиям к заявителям;
  • соответствие продукта торгов требованиям организатора торгов;
  • наличие всей необходимой документации, оформленной по установленной форме;
  • финансовое обеспечение заявки.

Знание законодательства и процессов в сфере госзакупок. На сегодняшний день государственные тендеры регулируются Федеральными законами:

  • от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ);
  • от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Некоторые моменты применения этих законов закреплены в дополнительных нормативных актах, которыми являются постановления Правительств.

Законодательство регламентирует все этапы проведения тендера:

  • объявление торгов;
  • сроки и процесс подачи заявок;
  • размер обеспечения заявок и контрактов;
  • условия изменения или отзыва заявки на участие;
  • условия предоставления разъяснений заказчиком по конкурсной документации;
  • условия вскрытия конвертов (в случае конкурсов);
  • общие принципы определения победителя;
  • порядок обжалования действий заказчика;
  • порядок заключения контрактов.

Проще говоря, все, что необходимо знать для предварительного знакомства с процедурой организации и проведения госзакупок, можно найти в законах и подзаконных актах.

Соответствие требованиям к заявителям. Требования к участникам установлены в Законах № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, а также других нормативных документах, например в постановлении Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99. Закон также прописывает, какие дополнительные условия может выдвинуть государственный заказчик.

В основном требования имеют общий характер, например, отсутствие задолженности по налогам. К дополнительным требованиям можно отнести определенный опыт работы и т.д. В целом условия зависят от вида тендера. К примеру, принять участие в открытом конкурсе или аукционе может любое юридическое лицо, которое соответствует общим требованиям к участникам и предоставит необходимый пакет документов. В закрытых тендерах круг поставщиков ограничен: как правило, исполнители приглашаются непосредственно заказчиком, так как такие закупки часто связаны с государственной тайной.

Стоит отметить, что заказчики коммерческих тендеров не обязаны строго выполнять условия законодательства в сфере госзакупок. Они имеют право устанавливать собственные требования к участникам.

Соответствие продукта торгов требованиям организатора торгов . Качественные и количественные характеристики закупаемых товаров или услуг, включая страну происхождения, государственный заказчик устанавливает в соответствии с законодательством. Обычно требования к продукту прописаны в конкурсной документации. Если информации недостаточно, то у заказчика можно запросить разъяснения, которые он обязан предоставить.

Исполнителю необходимо внимательно изучить документацию и прописанные в ней условия, в соответствии с требованиями сделать свое предложение исполнения контракта. Несоответствие продукта условиям ведет к отклонению заявки на участие.

Наличие всей необходимой документации, оформленной по установленной форме . Стандартный пакет документов, который требуется для участия в любом государственном тендере, прописан в законодательстве. Однако заказчик может запрашивать дополнительные документы, не нарушая при этом положения закона. В стандартный пакет, как правило, входит заявка, составленная по образцу, предоставленному заказчиком, предложение по исполнению контракта и документы о компании-участнике. Всю документацию важно оформить и предоставить правильно. На небольшие недочеты заказчик, возможно, не обратит внимания, но более серьезные ошибки приведут к отклонению заявки.

Отметим, что организаторы коммерческих тендеров могут запрашивать документы по своему усмотрению.

Финансовое обеспечение заявки или исполнения контракта. Закон устанавливает, что обеспечение заявки может доходить до 5% от стоимости контракта, а размер обеспечения исполнения контракта - до 30%. Выполнить это обязательное условие можно путем внесения залога или предоставления банковской гарантии. Какой вариант наиболее приемлем, решить может только сам участник.

Суммы контрактов часто бывают значительными, а залог предполагает выведение и замораживание средств из оборота на продолжительный период времени. Поэтому банковская гарантия считается обычно более удобным и эффективным инструментом обеспечения заявки.

Какие требования предъявляются к участникам тендеров

Как уже отмечалось ранее, основные требования к участникам тендеров установлены законодательством. К ним относятся:

  • отсутствие у участника задолженности или недоимки по налогам (в случае наличия - веские причины для их обоснования);
  • отсутствие у руководителя и других должностных лиц компании-участника судимости в экономической сфере (исключение - погашенная или снятая судимость);
  • наличие у участника исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (исключение - контракты на создание произведений литературы или искусства, на финансирование проката или показа национального фильма);
  • отсутствие конфликта интересов между заказчиком и участником (то есть первые лица компаний заказчика и исполнителя не могут состоять в родственных связях, так как всем участникам тендера должны быть обеспечены равные условия).

Обязательны к выполнению следующие условия:

  • участник тендера не может быть офшорной компанией;
  • информации об участнике не должно быть в реестре недобросовестных поставщиков;
  • деятельность компании не должна быть приостановлена;
  • компания не должна быть ликвидирована;
  • компания не должна быть банкротом.

Перечисленные требования вполне выполнимы, подтвердить их можно соответствующими документами. К примеру, предоставление копии отчетов по прибылям и убыткам покажет, что компания ведет успешную деятельность.

При некоторых видах тендеров, например, при проведении двухэтапного конкурса, к участникам могут предъявляться дополнительные требования:

  • опыт работы, связанный с предметом госзакупки;
  • положительная деловая репутация участника;
  • финансовые возможности для выполнения условий контракта;
  • необходимое количество профильных сотрудников для исполнения контракта;
  • наличие оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.

Как уже говорилось ранее, заказчики коммерческих тендеров могут устанавливать свои требования. К ним относится, например, получение аккредитации у компании-организатора торгов.

Какие документы нужны для участия в тендерах

Перед тем, как принять участие в тендере, необходимо собрать пакет документов. Законодательство предусматривает следующий стандартный пакет:

  • заявка на участие, заверенная руководителем;
  • опись прилагаемых к заявке документов;
  • документы о компании (название, адрес, ИНН, свидетельство о государственной регистрации);
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (или их нотариальные копии);
  • копии учредительных документов;
  • справка об отсутствии налоговой задолженности;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени участника конкурса (копия решения о назначении на должность руководителя или доверенность);
  • копия приказа о назначении главного бухгалтера;
  • документы, подтверждающие право на преимущество (например, декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства);
  • документы, подтверждающие соответствие конкурсанта требованиям к участникам тендеров;
  • документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие (платежное поручение или банковская гарантия);
  • при необходимости: документы, подтверждающие соответствие участника запретам и ограничениям, установленным заказчиком.

Дополнительные документы, которые в рамках законодательства может запрашивать заказчик, предугадать сложно, поскольку этот пакет зависит от типа тендера (строительный, транспортный), а также от тех характеристик, по которым заказчик определяет квалификацию поставщика.

К участникам коммерческих тендеров заказчик предъявляет свои требования. Жесткая регламентация Законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ на них не распространяется. Деятельность таких заказчиков регулируется Гражданским кодексом. Кроме стандартного пакета документов коммерческий заказчик может потребовать аккредитационные документы (их необходимо обновлять хотя бы раз в год) и актуальную электронную цифровую подпись (ЭЦП), так как практически все коммерческие тендеры проходят на электронных торговых площадках.

Обеспечение заявки

Важный момент, на который следует обратить внимание - это обеспечение. Как уже говорилось ранее, размер обеспечения заявки на участие доходит до 5%. При высокой стоимости контракта такая сумма значительна.

Законодательство предусматривает два способа обеспечения заявки: залог и банковская гарантия. Внесение залога выводит из оборота компании значительную сумму на длительное время, поскольку такое обеспечение возвращается компании-участнику только после подведения итогов конкурса, а в случае его победы - после подписания с ним контракта.

Банковская гарантия обеспечит заявку с минимальными затратами. Гарантом исполнения обязательств по подписанию контракта участником является третья сторона, то есть кредитное учреждение, которое входит в специальный реестр и имеет право выдавать банковские гарантии. Конечно, оформление такого документа потребует времени. Нужно правильно выбрать банк, соответствовать требования кредитной организации и собрать необходимый пакет документов. Но на сегодняшний день есть большое количество брокеров, которые возьмут на себя весь процесс оформления гарантии и помогут получить документ в сжатые сроки.

Документы для участия в электронном аукционе

Сегодня все больше тендеров проводится в электронном виде. Госзакупки в такой форме проходят на специальных торговых площадках, на которых поставщик должен получить аккредитацию. Также нужна электронная цифровая подпись. Для участия же в электронных аукционах стандартный список документов выглядит так:

  • Документы о компании (название, адрес, ИНН).
  • Копии документов, подтверждающих соответствие требованиям товара или услуги.
  • Документы, подтверждающие право на преимущество (например, декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства).
  • При необходимости: документы, подтверждающие соответствие участника запретам и ограничениям, установленным заказчиком.

Стоит отметить, что по Закону № 223-ФЗ перечень документов идентичен.

Как видите, есть множество тонкостей и нюансов, на которые потенциальный участник тендера может не обратить внимания, но для заказчика это окажется важным. Однако, как говорится, глаза боятся - руки делают. Обязательно готовьтесь серьезно, обращайтесь к профессиональной помощи, если необходимо, и тогда успех вам гарантирован!

Сам термин не отражает полностью сущности отечественной бизнес-практики. Во-первых, он никогда не фигурирует в документах, регламентирующих отношения между сторонами, а во-вторых, процедура проведения иногда бывает чем-то похожа на .

Для начала нужно уточнить, что в законодательстве понятие тендера отсутствует, этот процесс называют конкурсом, торгами, аукционом. Но главный признак един для всех этих обозначений. На основании проведенных торгов (тендеров) заключается соглашение между продавцом и покупателем, но первой стороной здесь становится тот, кто выиграл в своеобразном соревновании с другими участниками. По сути, здесь несколько продавцов борются за один контракт, условия которого формирует покупатель.

Практика ведения бизнеса между субъектами различного формата (государственного и частного) обязательно переводится на конкурсную основу. Этот же принцип зачастую применяют и коммерческие организации, находящиеся в поиске выгодных предложений от поставщиков.

Как работает тендер?

Итак, по большому счету тендеров у нас нет. Все, кто практикует такой формат продаж, участвуют в конкурсах, аукционах, торгах… Но как бы это не назвали, здесь есть ряд характерных признаков, которые отличают эту версию бизнес-отношений от других:

  • покупатель заявляет свои условия в жесткой форме;
  • за контракт соревнуются;
  • весь процесс проходит в соответствии с определенной процедурой.

Предпринимателю с тендерами стоит разбираться хотя бы потому, что они дают возможность получить новых клиентов. И это не только может заинтересовать тех, кто ориентируется на покупателей, финансируемых из бюджетных средств. Многие коммерческие организации и компании находят поставщиков через тендеры.

Зачем устраивают тендеры? Собственно, здесь совмещается желание взять максимум от поставщика со стороны покупателя и регламентирование всей процедуры. Государственные структуры устраивают конкурсы и торги потому, что того требует законодательство. Этот формат предполагает, что они сэкономят бюджетные деньги, найдя таким способом самого дешевого и выгодного поставщика. То же самое движет и коммерческими организациями.

И здесь стоит понимать, что не всегда тот из продавцов, кто выиграет тендер, будет в выгодном положении. Это базируется на нескольких моментах:

  • Нужно предложить самую низкую среди участников цену, возможно, даже необоснованно заниженную.
  • Условия контракта придется выполнять даже тогда, когда это экономически невыгодно для поставщика или исполнителя. К примеру, в случае повышения стоимости материалов, комплектующих, энергоносителей и подобного, связанного с инфляционными процессами или ростом курса валют, конечный продукт в адрес контрактодержателя придется отпускать по установленной тендером стоимости. Иногда даже себе в убыток.
  • Для выигрыша тендера необходима длительная подготовка и максимально строгое соблюдение установленных правил по оформлению документов. Кроме того, сам процесс работы на площадках, где проводятся конкурсы, имеет ряд нюансов, и для того, чтобы полностью им соответствовать, предпринимателю необходимо провести определенные затраты, к примеру, приобрести электронную подпись.

Совет : начиная работать с тендерами, не пытайтесь сразу идти на крупные и долгоиграющие сделки, это совсем другой уровень, чем возможность . Не забывайте, что отказ от контракта либо же его неисполнение в полном объеме может повлечь за собой неприятные последствия в виде компенсаций покупателю, возмещения ущерба или недополученной прибыли, занесения поставщика в реестр недобросовестных и подобного.

Виды тендеров и их классификация

Еще раз стоит подчеркнуть, что для отечественного бизнеса термин тендер объединяет закупки, организованные по определенной процедуре на конкурсной основе. То есть он условен. Законодательно же закреплены другие названия.

У тендеров есть своя градация, принятая в отечественном бизнесе:

  1. Конкурсы различаются по составу участников:
    • муниципальные (государственные), где заказчиком выступает бюджетная организация, и для закупок будут использованы бюджетные средства;
    • коммерческие, где приобретение проводится за счет собственных денег компании или привлеченных ею.
  1. Выделяют разновидности тендеров по форме закупок:
    • Конкурс проводится в случае сложных и дорогостоящих контрактов, к примеру, в наукоемких проектах, строительной, IT, оборонной сферах. Может иметь несколько этапов, открытый и закрытый формат, а также быть неконкурентным.
    • Запрос котировок или соревнование прайс-листов. Особенностью этой методики можно назвать небольшую сумму закупки, как правило, до полумиллиона рублей.
    • Аукцион или же электронные торги. Формат используется всеми участниками рынка, имеющими статус муниципального или государственного заказчика. Все электронные торги проводятся на специальных площадках, отобранных правительством РФ. Законодательное обеспечение – Закон 94-ФЗ.

Совет : свое участие в тендерах предприниматель (потенциальный поставщик) должен начинать с внимательного и детального изучения именно этого Закона - 94-ФЗ. Также не стоит забывать о Законе 223-ФЗ, регламентирующем закупки отдельных юридических лиц. Сами документы довольно сложны для понимания, их придется штудировать и перечитывать раз десять, чтобы полностью вникнуть в подробности. Однако без этого этапа начинать деятельность в качестве продавца на электронных площадках небезопасно, существуют риски не только впустую потратить время, но и навлечь на себя и свою компанию неприятности.

Также нужно отметить, что в этой сфере встречаются особые ситуации. Вокруг этого формата поставок крутится немало мифов о том, что здесь присутствует серьезная коррупционная составляющая. Полностью отрицать такую возможность нельзя, да и бессмысленно. Зачастую тендеры действительно становятся инструментом договорных сделок. Вернее, их предназначение – исключить из практики элементы коррупции, однако она присутствует, и не признавать это невозможно.

«Симптомы» договорных тендеров - как отличать такие предложения?

Здесь нужно учитывать одну особенность той части отечественного бизнеса, где в роли заказчика выступают бюджетные организации. Вся их деятельность переведена на рельсы закупок, зажатых в жесткие рамки процедуры. Выиграть контракт может любой из претендентов, кто правильно оформит заявку и документы, а также предложит наименьшую цену.

А как же другие составляющие? К примеру, умение и возможность поставщика реагировать на экстренные в плане сроков пожелания покупателя, гибкость, некоторые другие нюансы проведения поставок? Очень часто покупатель, уже работавший с определенным поставщиком, хочет, чтобы контракт достался именно ему. Ведь тот уже проверен временем, полностью подходит по всем параметрам… А в ситуации с тендером это совершенно не обязательно. Договор, возможно, придется заключать с какой-либо неизвестной (для заказчика) организацией, которая та еще темная лошадка, и работа с ней не всегда будет комфортной. То есть победа в тендере, базирующаяся на ценовой платформе, не дает гарантии покупателю его исполнения в других частях. Кроме того, у него нет уверенности, что поставщик сможет соответствовать условиям, предпочтительным для заказчика, полностью.

Именно поэтому в практике встречаются вот такие договорные тендеры, когда покупатель всеми правдами и хитро проставленными запятыми создает такие формальные условия, которые целенаправленно затрудняют получение контракта другими участниками, что не получили одобрения заранее. И такой подход далеко не всегда свидетельствует о коррупционной подоплеке, то есть, грубо говоря, о взятках, откатах и подобном. Хотя в таком тендере тоже участвовать не стоит, если только ваша компания не та, что получила предварительное «добро».

Итак, как можно распознать тендер, где стороны уже заведомо пришли к соглашению, а само его проведение – формальность?

5 составляющих «договорных» тендеров

Стоит отметить, что такой подход почти нехарактерен для коммерческих структур. Там участвуют собственные деньги компаний, контроль гораздо более жесткий, цели – сугубо в поиске выгодного поставщика, а подход к процедуре намного более гибкий. То есть у бизнеса нет «обязаловки» проводить тендеры, тут работает целесообразность и эффективность. Хотя известен ряд случаев, когда наемные сотрудники коммерческих структур были весьма заинтересованы в благодарности от поставщиков за «помощь» в заключении контрактов, и, наоборот, исполнители попадали в неприятные ситуации с недобросовестными заказчиками, отработав часть договора и не получив плату за товар или услугу.

Совет : получив приглашение на тендер от коммерческой организации тщательно проверьте деловую репутацию заказчика.

Госзакупки более подвержены такой болезни, как договорные тендеры. Их признаки:

  • нечеткие, неясно прописанные, крайне запутанные, противоречивые в частях условия технического задания;
  • короткие, явно нереальные сроки выполнения (каждый предприниматель, знающий свою сферу, может определить, где временные рамки на пределе возможностей, а где – за гранью);
  • завышенная стоимость контракта в сочетании со странной детализацией требований к поставщику;
  • условие того, чтобы к заявке прилагалась уже выполненная часть работы;
  • тендерная история заказчика состоит из контрактов с весьма ограниченным числом компаний.

Все это – признаки того, что покупатель применяет методику отпугивания «левых» поставщиков. В некоторых случаях тендер проводится «для галочки», исполнитель уже давно работает над проектом. Бороться за такие контракты – себе в убыток, лишняя головная боль, временные и денежные затраты. Нет, конечно, можно результаты тендера обжаловать, подав соответствующее заявление в ФАС. Но делать это стоит только в том случае, если у компании уже наращена «мышечная масса», она имеет опыт в подобного рода торгах, компетентных специалистов в штате, способных доказать вашу правоту.

Хотя нужно понимать, что распространенное мнение о массовости договорных тендеров - миф. Подавляющее большинство заявок от заказчиков на площадках для электронных торгов не имеют коррупционной составляющей, и участие в них гораздо менее рискованно, чем вложения в .

Если вы хотите начать зарабатывать на госзакупках, то вам понадобится пройти предварительный этап подготовки к этому. Причем он довольно сложен и трудоемок.

Как работать с тендерами для чайников - пошаговая инструкция

Еще раз нужно озвучить, что коммерческие структуры действуют при выборе поставщика на конкурсной основе немного иначе, чем государственные. Первые разрабатывают процедуру самостоятельно, они не ограничены жесткими рамками, могут привлекать к участию тех, кто им знаком или представляет интерес, либо же объявлять открытый конкурс в СМИ или на специализированных интернет-площадках.

Государственные или муниципальные организации действуют в рамках законодательно прописанной процедуры. Поэтому, чтобы стать участником тендера, предпринимателю необходимо:

  • изучить Закон 94-ФЗ, а именно прописанную в нем процедуру выбора поставщика, где изложены правила для участника тендера;
  • выбрать ЭТП из пяти, что отобраны правительством РФ (для электронных аукционов по госзакупкам);
  • получить электронно-цифровую подпись (удостоверяющий центр, выдающий ЭЦП, должен входить в число тех, что аккредитованы на выбранной площадке);
  • установить необходимое программное обеспечение;
  • пройти аккредитацию на ЭТП для участия в тендере;
  • принять участие в электронных торгах;
  • подписать контракт при выигрыше.

Собственно, сам алгоритм не так и сложен, если это не впервые. Есть несколько нюансов, на которые нужно обратить внимание:

  • К сожалению, универсальных ЭЦП еще не придумали. Поэтому выданную в налоговой справку для участия в тендере использовать будет нельзя, придется получать другую.
  • Подбирая площадку для электронных аукционов, нужно обращать внимание на ее специализацию и условия работы.
  • На каждом сайте из 5-ти отобранных есть детальные инструкции и руководства для пользователей. Они написаны подробно, даже слишком. Не стоит пренебрегать их внимательным изучением прежде, чем начать работу на какой-либо из ЭТП.
  • Залогом успешной работы может стать такая банальная вещь, как оформление документов. Неплохим источником сведений и получения нужных навыков может стать конкурсная документация конкурирующих организаций.
  • Как правило, во всех электронных аукционах существует принцип обеспечения намерений, то есть денежный залог. Он исчисляется небольшим процентом от суммы сделки, но тем не менее, как и , участие в тендере стоит денег. Хотя это и возвратная сумма, однако при крупных контрактах собственных денег компании-поставщику может и не хватить, да и «замораживать» оборотные средства бывает нецелесообразно. Поэтому стоит или позаботиться о наличии резерва, или о банковской гарантии, которую можно использовать для этих целей.

Как участвовать в тендерах по строительству?

Алгоритм прохождения подготовительного этапа уже описан выше. Никаких отличий для строительной сферы практически нет. Существует только ряд нюансов, которые необходимо учесть фирме-новичку в тендерах:

  • Одно лишь участие в тендерах даже без выигрышей поможет компании заявить о себе, на нее могут обратить внимание, это позволит повысить статус.
  • При подготовке заявки особое внимание следует уделять не только сути оферты (предложению претендента), но и ее обоснованию, которое содержится в информации о компании. Это может быть описание спецоборудования, применяемых технологий, представление аналогичных объектов, введенных в эксплуатацию, отзывы состоявшихся заказчиков и подобное.
  • Как правило, строительные тендеры проводятся в два этапа. Первый – оглашение начала конкурса и сведений о предполагаемом проекте, второй – анализ поданных заявок и выбор победителя. При закрытом формате торгов стать участником можно только по приглашению от заказчика. Стоит учесть, что присланный входной билет не всегда означает, что компания – желанный гость. Если сроки для подачи заявки и подготовки документации очень сжаты, то это обязательно должно натолкнуть на мысль о том, что все уже договорено с другим исполнителем, которого и хотят видеть второй стороной, подписавшей контракт. Ваше же участие нужно для формального соблюдения процедуры.
  • Сегодня все большее распространение получает такой формат в сфере строительства небольших и малых объектов, частного жилья. То есть на тендерную основу ставится практически вся строительная отрасль. Ряд экспертов считает, что это позволит улучшить качество работ в целом и перевести на новый уровень всю сферу. По сути, за конкурсами или аукционами будущее.
  • Вконтакте

    Как участвовать в тендерах: общая информация о тендерах + обзор рынка государственных закупок и анализ перспективных сегментов, а также пошаговая инструкция для бизнеса из 6 этапов.

    Бизнес постоянно в поиске клиентов, ведь, как известно, любое предприятие либо расширяется (масштабируется), либо сокращается. А какой клиент лучше, чем государство?

    У властей есть мощный административный ресурс, доступ к казне, а также огромные потребности. Особенно если речь о гуманитарной и социальной сферах. Однако предприниматели не особенно рвутся сотрудничать с государством, боясь бюрократии и юридических сложностей.

    Так как участвовать в тендере так, чтобы выйти из этой инициативы с выгодой и без лишней нервотрепки?

    Для ответа на этот вопрос требуется изучить рынок государственных закупок, рассмотреть сам тендер – как участвовать в нем, а также выделить наиболее перспективные отрасли, в которых государство покупает у малого бизнеса много и часто.

    Что такое тендер?

    Да, все мы понимаем, что «тендер» - это синоним термина «государственные закупки», но обыватели редко задумываются, что именно за ним скрывается.

    Тендер предполагает проведение особой процедуры закупки товаров либо услуг за публичные (общественные) деньги и является ключевым инструментом государственного управления.

    Без тендеров государство как таковое вряд ли бы долго просуществовало. Данная процедура в разных странах имеют свою специфику, но, в целом, сводится к двум основным схемам: тендеры на условиях конкуренции и тендеры у одного участника.

    Нам наиболее интересны первые, так как вторые считаются исключением, проводятся относительно редко, а участвовать в них может ограниченное число допущенных к ним фирм. На практике все бывает не совсем так, но тендерные махинации – это уже вне нашей тематики.

    А вот конкурентные торги – совсем другое дело. Тут могут участвовать практически все желающие, если имеют достаточное количество необходимого товара или способны оказать необходимую заказчику услугу. Причем крупные тендеры, зачастую, делят на относительно небольшие лоты, что дает возможность участвовать в тендерах и малому бизнесу.

    Проводятся конкурентные тендеры согласно принципам обратного аукциона или редукциона. Если на обычном аукционе побеждает тот, кто предложит максимальную цену, то тут все наоборот – побеждает тот, кто предложит самую низкую цену при сохранении необходимого качества. Качество и другие характеристики товара должны подтверждаться соответствующими сертификатами и заключениями.

    Стоит ли «овчинка выделки» — краткий обзор рынка государственных закупок Российской федерации

    Общая информация о тендерах от государства содержится на сайте Единой системы (https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html ), как в виде графиков, так и в цифровом варианте.
    • по сумме контрактов,
    • по количеству закупок,
    • по максимальной цене лота.

    При этом, опять же согласно законодательству, 10% от всех тендеров должны приходиться на субъекты малого предпринимательства. Правда «малыми» в данном случае являются скорее средние компании, но действительно малый бизнес может подобрать для себя нечто интересное и участвовать.

    Если учесть, что сумма госзаказа в год превышает 32 000 000 000 000 рублей (это 32 триллиона рублей, если вы сбились при подсчете нулей), то что-то под вашу отрасль наверняка найдется.

    Впрочем, в правительстве выделяют две системы подсчета тендерных процедур – по количеству базовых законов. Потому и цифры всегда две: 25,7 трлн рублей (223-ФЗ) и 6,4 трлн рублей (44-ФЗ). В сумме они дают те самые 32 трлн.

    Более того, с точки зрения международных рейтинговых организаций (тех, что финансовые рейтинги выставляют), основным источником обогащения бизнеса в России является отнюдь не нефть или металл, вопреки сложившемуся стереотипу, а именно казна государства. держится на государственных тендерах.

    Иначе говоря, в США или Западной Европе делают ставки на развитие инноваций и обогащение путем торговли в условиях свободного рынка.

    А вот в РФ, по мнению ряда зарубежных финансовых обозревателей, бизнесу стоит остановиться на государственных тендерах, так как это наиболее легкий и простой способ разбогатеть без инвестиций в ноу-хау и пр. И чем крупнее фирма, тем выше становится потребность участвовать в тендерах.

    Как участвовать в тендерах – пошаговая инструкция

    Формально, любой желающий поставщик услуг и товаров (если они у него нужного качества) может участвовать в государственных закупках как по контрактам, так и по договорам.

    На практике, однако, малому и среднему бизнесу проще работать с контрактной системой. Она более гибкая и разнообразная, да и сами тендеры здесь зачастую менее масштабные. Впрочем, изучать нужно каждый отдельный случай.

    Как ни странно, но на сайте Единой электронной системы нет внятной и простой пошаговой инструкции по работе бизнесу с тендерами. Предполагается, что все всё и без того хорошо знают либо могут нанять тех, кто в этом разбирается.

    Так, на крупных предприятиях есть целые отделы, которые специализируются исключительно на мониторинге сферы государственных закупок по профилю своей компании.

    Больше информации о закупках и том, как в них участвовать, на сайтах электронных площадок, но она более технического плана – как настроить безопасное соединение, что такое электронная подпись, как войти в электронный кабинет и т. д.

    Так что наша пошаговая инструкция того, как участвовать в тендерах, придется многим как нельзя кстати.

    Шаг 1. Что надо знать, перед тем как участвовать в тендерах?

    Любой более-менее разумный предприниматель понимает, что перед освоением нового рынка нужно провести маркетинговое исследование, даже если это «исследование» будет очень поверхностным и исключительно по официальным материалам.

    По сути, даже официальных данных из Единой системы более чем достаточно, чтобы участвовать в тендерах от государства, ведь теперь все процессы автоматизированы, а значит в режиме онлайн отображаются на сайте.

    Предположим, с законодательством (двумя базовыми законами), которое регламентирует нам, как участвовать в тендерах, вы уже знакомы. Значит, переходим непосредственно к краткому маркетинговому исследованию.

    Ранее мы уже писали, что по закону заказчики обязаны 10% всех закупок делать у малого бизнеса. Потому госпредприятия и организации вынуждены разбивать огромные лоты на мелкие. Для них это неудобно, но для ИП и мелких ООО на государственных тендерах как раз подойдет.

    Но как же среди этих тысяч тендеров найти именно те, которые подходят ?

    Пути тут два:

    • сквозной поиск с фильтрами, который есть на главной странице Единой системы;
    • специальный раздел для СМП (https://zakupki.gov.ru/epz/gws/quicksearch/search.html )

    Второй пункт на практике оказывается тем же сквозным поиском, но с уже предустановленными и настроенными фильтрами для поиска по государственных тендерах. Найти эту опцию можно слева в общем меню Единой системы.

    *Раздел о тендерах для субъектов малого и среднего предпринимательства

    Информацию о тендерах от государства также можно найти на сайтах электронных площадок, где непосредственно и будут проводиться торги.

    Пожалуй, лучше всего этот раздел разработан Сбербанком. Чтобы участвовать в тендерах, вам понадобится электронная подпись, которую сами же площадки и могут выдать, а также наличие личного кабинета. Это уже практические шаги, которые мы более подробно рассмотрим позднее.

    Анализируем площадки

    Согласно сайту Единой информационной системы, к тендерам от государства допущены пять электронных площадок, каждая из которых имеет свои недостатки и преимущества, но кроются они чаще в технических мелочах или активности службы поддержки.

    Базовый функционал у всех одинаковый, иначе их бы не сертифицировали в тендерах, чтобы они могли участвовать, как ключевые игроки.

    *Электронные площадки из перечня на сайте Единой информационной системы

    Сразу скажем, что большая часть тендерных процедур производится через Сбербанк – считается, что он надежнее.

    О том, что большинство тендеров осуществляется именно через эту площадку, нам говорит общая онлайн-статистика:

    В выборе площадки, на которой вы будете участвовать, лучше смотреть не на название самой площадки, а на то, в какой сфере вы работаете и с какими площадками чаще сотрудничают ваши потенциальные заказчики.

    Регистрируйтесь для проведения тендеров там, где есть спрос на ваши товары/услуги. Эти показатели можно также проверить через основной сайт системы, через сквозной поиск.

    В целом, ситуация по лотам выглядит так:



    Когда лучше начинать работу с государственными закупками?

    Маркетинговое исследование предполагает не только обзор площадок, адаптированных для проведения тендеров, но и определение того, когда наблюдается наибольший спрос на вашу продукцию.

    По отдельным товарам и услугам мы смотреть не будем, так как их слишком много, но общие показатели изучить обязаны еще до того, как участвовать в тендерах. Поможет нам в оценке данных по государственных тендерах тот же сайт Единой системы (https://zakupki.gov.ru ).

    Первое и самое главное отличие государственных тендеров от коммерческих – это то, что сезонный фактор здесь имеет совершенно иную природу. Так, если вы продаете зимнюю одежду, то среди обычных покупателей наибольший спрос на неё будет осенью и в начале зимы.

    Но если вы чиновник, то вы должны выделить бюджетные средства на зимнюю одежду каким-нибудь служащим в конце текущего периода на следующий.

    Потому чаще всего пик тендерных процедур приходится на конец года (в крайнем случае – конец квартала), а самый главный спад – сразу после нового года, когда все гуляют и не до тендеров.

    Это же мы видим на статистике закупок по количеству лотов по 44-ФЗ:

    А вот аналогичный показатель по государственным тендерам для 223-ФЗ:



    Еще более показателен фактор сезонности в разрезе цен по государственным тендерам по 223-ФЗ:

    Тут мы видим сильнейший всплеск активности по государственных тендерах именно в конце 2016 года и едва ли не обнуление активности в начале 2017-го. Но стоит учесть, что по 223-ФЗ осуществляют самые крупные сделки, реализуя их по договорной системе.

    Для малого бизнеса гораздо более релевантна статистика по контрактным тендерам (44-ФЗ):

    Тут мы видим сильнейший рост активности тендерных процедур в самом конце года и резкий спад в начале. Но что более интересно – постепенный рост активности от месяца к месяцу с новым всплеском в марте.

    Дело в том, что в марте заканчивается первый квартал, а, как мы уже писали, чиновники всегда закупают все наперед. Квартал заканчивается, значит, пора запастись горючкой и продуктами для столовых на следующий отчетный период. Следовательно, пора вспомнить о государственных тендерах.

    Наиболее мелкий «шаг» — 1 месяц. Но есть также внеплановые тендеры, так что все предугадать невозможно.

    Проанализировав показатели по государственных тендерах за прошлый год, мы также можем увидеть, что активность заказчиков постепенно сокращается с мая по август, начиная расти в начале осени, и достигая пика в ноябре-декабре.

    Это связано с тем, что летом у чиновников период отпусков и в целом деловая активность в России затихает – мало кто готов участвовать в подобных тендерных процедурах. Затихает, но не умирает, так что это не повод отчаиваться, но при этом стоит готовиться снижать цены, т. к. конкуренция вырастет.

    С чиновниками будьте бдительны

    Надо помнить, что система, конечно, Единая, но учитывает далеко не все. Малейшая грамматическая ошибка в тендерах – и нужное объявление вы никогда не найдете.

    Это одна из самых популярных схем для манипуляций с государственными тендерами в России. Чиновники, допустим, уже выбрали своего свата/брата/кума, хотят отдать заказ за «откат» с тендеров ему (долю с оплаты госзаказа), и не желают усложнять родне жизнь «лишней» конкуренцией.

    Тогда они делают в государственных тендерах мелкую ошибку, например, в названии – точку лишнюю ставят или запятую вместо точки. Или, допустим, меняют русскую букву «а» на английское «a».

    Для простого наблюдателя разницы никакой, но для электронной системы это совершенно разные вещи: если вы введете в поиск запрос с исключительно русскими буквами, то с англоязычной вставкой система тендер не покажет, а, как известно, с глаз долой – из сердца вон.

    Такие тендеры не увидят ни потенциальные участники, ни контролирующие органы (они смогут проверить только итоговую отчетность по тендерах постфактум).

    Если никто, кроме одного желающего участвовать (того самого свата-брата), не захотел принять участие в торгах, то чиновники могут объявить тендер по конкурсной процедуре неудавшимся. Тогда они в праве утвердить закупку у одного участника или вообще закрытый конкурс.

    Таким образом, недобросовестный предприниматель сможет продать товар таким же недобросовестным чиновникам по цене иногда в разы выше рыночной стоимости. С этим явлением на государственных тендерах правительство борется, но как-то без особого энтузиазма.

    Отметим, что подобные схемы применяются практически во всех странах, где уже введены электронные торги – от Португалии и Украины до Кореи и Тайваня. Панацеи тут нет, т. к. это уже человеческий фактор. Если чиновник хочет нарушить закон, то всегда найдет способ.

    К чему все это пишем? Любой бизнесмен обязан очень и очень внимательно относиться как к поиску информации о государственных тендерах, так и непосредственно к участию в них.

    Не стоит забывать, что речь идет о публичных деньгах, а значит и ответственность за их растрату будет посерьезнее мелкого штрафа. Никому ведь не хочется получить статью за растрату государственных средств в особо крупных размерах?

    Так что в отношениях с чиновниками лучше перестраховаться несколько раз: профилактика – это лучший способ избежать серьезной головной боли.

    Разобравшись с информационной составляющей, почитав законодательство о государственных тендерах, освоив элементы поиска на сайте Единой системы и просчитав циклы активности и «критические дни» чиновников, можно переходить к следующему шагу – подготовительному.

    Шаг 2. Как правильно подготовиться к участию в российских тендерах?

    Все государственные тендеры в России проводятся в электронной форме, но документооборот все еще в значительной степени бумажный. Это касается как всевозможных сертификатов, так и других разрешительных либо подтверждающих качество документов.

    Как сделать их электронными для участия в тендерах? Правильно – оцифровать и «подписать» своей электронной подписью.

    Подпись вам понадобится для регистрации в личном кабинете выбранной электронной площадки. Если вы зарегистрируетесь, то все, что вы в систему внесете, будет уже считаться заверенным вашей электронной цифровой подписью (ЭЦП).

    ЭЦП придает юридический статус всем электронным копиям ваших документов, но самое главное – придает вам материальную ответственность, без чего в государственных тендерах вы участвовать не сможете.

    Чтобы получить подпись для участия в тендерах, нужно заполнить специальную онлайн-форму на электронных площадках, предоставить необходимые документы и стать гордым обладателем своей ЭЦП. Например, для Сбербанка все инструкции вы найдете тут — https://www.sberkey.ru

    Весь процесс её получения оптимизирован и занимает обычно не более 3 дней. Эта услуга не бесплатная, но цена зависит от самой компании, от сферы деятельности и от площадки.

    Получив электронную подпись, вы должны получить аккредитацию площадки. Проще говоря – заполнить анкету с данными о вашей компании для участия в тендерах. Там будут, в том числе, те данные, которые увидят потенциальные заказчики.

    На разных площадках система аккредитации своя, но в целом требования схожи:

    • помимо цифровой подписи потребуется и внести его реквизиты,
    • также приложить выписку из ЕГРЮЛ,
    • предоставить учредительную документацию,
    • подтвердить личность руководителя/уполномоченного для работы с аккаунтом сотрудника и пр.

    Ваша заявка будет рассмотрена в течение 5 дней.

    1. Вам придет уведомление о том, что вы аккредитованы и для вас создан «личный кабинет».
    2. Вы получите мотивированный отказ, где будет сказано, почему вас в систему не приняли, и почему в тендерах участвовать вы не сможете.

    Повторно отправлять исправленные заявки можно бесконечное множество раз, но после каждой отправки все равно придется ждать по 5 дней.

    Шаг 3. Как использовать личный кабинет для участия в тендерах?

    Этот шаг можно назвать «практическим» так как вы, наконец, сможете участвовать в тендерах. Но получить личный кабинет на самом деле мало – просматривать объявления вы сможете, но принимать в тендерах участие без залога нет.

    Для этого на ваш счет на этой электронной площадке нужно внести сумму, эквивалентную 2% заказа из выбранного объявления. Только тогда вы сможете отправить свою заявку для участия в тендерах. Если торги вы проиграете, то деньги вам вернут.

    Когда вы будете выбирать объявление на участие в тендерах, вновь призываем быть бдительными при изучении требований заказчика, сроков и т. д. Особенно в части необходимых лицензий и сертификатов! Подавая заявку, вы соглашаетесь с тем, что искомый товар у вас уже есть.

    Эта часть вашей заявки секретная – вы не увидите, как подают заявки другие, их реквизиты и пр., а другие не увидят вас. Самое главное – не увидят сумму вашей первой ставки. Но заявка имеет и публичную часть – перечень лицензий и сертификатов.

    Сама заявка оформляется в электронном виде, и является заявлением установленного образца. Нюанс в том, что для участия в тендерах, при подаче заявки у вас «убирают» и присваивают порядковый номер – заказчик в теории не может знать, с кем имеет дело, т. к. видит только этот номер.

    Отметим, что ваша заявка, чтобы участвовать в тендерах, должна быть максимально полной, включать в себя не только стоимость самого товара/услуги, но и логистические расходы, налоги и т.д. Отправляя заявку, вы соглашаетесь со всеми условиями заказчика.

    Если вдруг вы видите, что что-то не можете выполнить, то лучше отозвать заявку заранее без каких-либо потерь. При этом надо понимать, что отозвать вы её сможете только до определенной даты – в объявлении это должно быть указано.

    Итогом всей этой деятельности должно стать уведомление в виде протокола заказчика, где будет указано, кто допущен участвовать в тендерах, а кто нет. Обжаловать решение можно (в том числе в судебном порядке) уже после проведения государственных закупок.

    Шаг 4. Как участвовать в этапе торгов?

    И вот ваши документы отправлены, заказчик вашу заявку на участие в тендерах принял. Теперь самое время перейти к следующему шагу – торгам. В целом, тут нет ничего экстраординарного. Если вы знаете как проводится аукцион, то считайте, что суть процесса уже усвоили.

    P. S. Разница между аукционом и тендерными закупками (редукционом) лишь в том, что победит тот, кто выставит цену меньше, а не больше.

    Как и в классическом аукционе, в государственных тендерах есть свои «шаги» по понижению ставки в режиме онлайн. Согласно закону, размер «шага» зафиксирован на уровне 0,5% от максимальной стартовой цены.

    На один «шаг» вам выделяется 10 минут. За это время вы должны обдумать, насколько еще можете снизить цену и сделать свою ставку на понижение, либо проиграть.

    Помните, что ваша задача при участии в государственных тендерах – заработать. Значит, слишком снижать цену нецелесообразно, за редким исключением.

    Например, вы участвуете в торгах, и вам обязательно нужна победа, чтобы в будущем получить привилегии, указанные в законе. А привилегии эти, напомним, предоставляются лишь тому предпринимателю, который уже участвовал в государственных закупках, выиграл их и успешно реализовал госзаказ.

    Самое главное такое преимущество на тендерах – при прочих равных, заказчик обязан выбрать того поставщика, который имеет статус «добросовестного». Если шаг на государственных тендерах составляет 0,5% цены, то это серьезное преимущество перед конкурентами.

    Имейте также ввиду, что чрезмерно занизить цену на государственных тендерах до старта торгов с целью дальнейшего её повышения вам скорее всего не дадут.

    Впрочем, есть способ манипуляций, когда стоимость (не путать с ценой!) товара уже после подписания договора повышают в обход торов. Это можно сделать, сославшись, например, на обвал курса рубля или рост цен на сырье, комплектующие.

    Закон предполагает, что вы должны получить выгоду от продаж, но выгода эта должна быть минимальной. Если вы несете убытки на тендерах, то сможете их компенсировать постфактум.

    Некоторые пользуются этой нормой для махинаций: сначала демпингуют, занижая ниже себестоимости цену на тендерах, чем отсеивают всех конкурентов, а потом завышают цену уже после заключения договора.

    Но это сейчас крайне проблематично (разве что вы – уже упоминавшийся нами сват-брат главы организатора тендера, однако это крайне рискованно для обоих).

    Кстати, подозрения в занижении цены участником тендеров могут стать причиной для обжалования результатов тендерных процедур. Причем, дойти можно даже до суда, если цена вопроса велика. Это не гарантирует вам победу в следующих тендерах, но все же лучше бесславного поражения проходимцу.

    Шаг 5. Тендер завершен, поздравляем победителя

    Вы делали ставки на тендерах, ваши конкуренты делали ставки и – о чудо! – вдруг оказалось, что ваша ставка финальная – никто не решился выставить на тендерах цену ниже вашей. Что же, вы победитель! Ура!

    Хотя, мы призываем вам воздержаться от эйфории: во-первых, победу надо еще правильно оформить, а во-вторых – теперь-то и начинается самая настоящая работа по выполнению этого тендера.

    На самом деле, все это происходит не так просто. Да, если ваше слово оказалось последним, то вы можете уже ощущать привкус победы.

    Однако формальная процедура выглядит так:

    1. Сначала торги ведутся с учетом ваших секретных заявок, а открытую часть заказчик якобы не смотрит и вообще никак не изучает, пока идет игра на тендерах.
    2. Затем, когда победитель определен, заказчик тендеров открывает публичную часть. Там он изучает сертификаты, лицензии, логистические и прочие расходы.
    3. Только после этого он принимает решение о том, кто же победил.

    Так что может так случиться, что победителем на тендерах окажется не тот, кто предложил самую низкую цену, а тот, кто географически ближе находится. Плюс, не стоит забывать о преимуществах «добросовестного» участника над новичками на тендерах.

    В конце напомним о еще одном факторе: местные власти имеют право отдавать предпочтение на тендерах тем фирмам, которые платят налоги в их регионе, стимулируя таким образом сохранение рабочих мест и т. д.

    Проще говоря, даже после самих тендерных процедур переменных очень много, так что лучше подождать, пока вам придет уведомление о победе.

    Радоваться стоит на стадии, когда вы увидите протокол по итогам тендера с указанием себя в качестве победителя, а в ваш личный кабинет поступит государственный контракт, который нужно завизировать своей новенькой электронной цифровой подписью. Вот тогда уже можно начинать реализацию контракта.

    Шаг 6. Есть ли жизнь после тендера?

    После того, как вы приняли решение участвовать в тендерах и выиграли их, все только начинается. Во-первых, вы должны в указанный срок выполнить все обязательства по контракту, во-вторых – чиновники не обязаны в указанный срок производить оплату.

    То есть формально они это делать обязаны, но на практике периодически случается, что чиновники с оплатой опаздывают. Особенно актуально это для периодов кризиса на периферии, где бюджеты наполняются за счет государственных дотаций, а значит, ощущается нехватка финансирования.

    Нет дотаций – нет денег в местной казне, а значит и платить вам нечем.

    Да, можно пойти в суд, сослаться на победу в тендерах, на протоколы. Суд примет постановление о том, что чиновник не прав, обяжет его , может даже штраф какой-то присудить. Но заказчик скажет, что сколько штрафы не назначай, денег больше не стало: «мы люди подневольные».

    И ничего тут не попишешь – придется ждать.

    Так что нужно быть готовым к тому, что оплата по тендерах не всегда будет производиться в срок. Но все же вы работаете с государством, пусть и через отдельные организации – государство обязано рано или поздно выплатить свои долги, никуда оно не денется.

    То есть минус тут в том, что свои обязательства перед государством вы никак нарушить не можете (а если нарушите, то можете серьезно об этом пожалеть), но вот чиновники могут быть не такими добросовестными.

    Жалобы

    Жалобы по тендерам - это тоже важный индикатор добросовестности государственной организации, а также её платежеспособности, который стоит учитывать до того, как участвовать.

    В жалобах детально описываются конкретные случаи с ошибками как заказчиков, так и поставщиков услуг/товаров. Потому рекомендуем вам ознакомиться с жалобами по итогам чужих тендеров в самой Единой информационной системе в соответствующем разделе (также можно без труда найти в меню сайта слева) перед тем, как участвовать в торгах.

    Жалобы по тендерам ищутся через сквозной поиск с целым набором фильтров:


    Исходя из рассмотренных жалоб по тендерах, можем отметить, что большая их часть возвращается без рассмотрения. На втором месте по количеству идут жалобы, рассмотренные в пользу заказчика тендеров, что подразумевает подтверждение результатов тендерных процедур (следующая инстанция – только суд).

    Меньше всего решений принято в пользу участников тендеров. Тем не менее, это не повод отказываться от жалоб – этот инструмент работает. Но работает он только там, где есть веские обоснования для пересмотра результатов тендеров.

    Не стоит забывать, что, обжаловав тендеры, вы останавливаете процесс приобретения чего-либо, и тогда предприятие или организация окажутся без того, что им там надо. Например, нередки случаи обжалования поставок питания в образовательные учреждения или оборудования в медучреждения.

    Это означает, что пока вы спорите, кто прав с заказчиком и другими участниками, дети могут остаться без пропитания или пациенты без необходимого лечения.

    Безусловно, ваши коммерческие интересы важны, но о социальной ответственности тоже забывать не стоит даже в случае, когда речь идет о тендерах.

    Как начать участвовать в тендерах с нуля?

    5 необходимых шагов для получения первого контракта:

    Краткий итог по участию в тендерах

    Вывод по итогу статьи будет не самым обширным, потому как инструкция получалась довольно подробной.

    Главное, что стоит понять предпринимателю, перед тем, как участвовать в тендерах – это стоит ли влезать во всю эту бюрократическую историю ради продажи товара по низким ценам?

    Безусловно, малый доход – это все равно доход, а не убыток, но и бумажной волокиты будет немало. Так что оценивайте свои шансы заранее, перед тем, как участвовать в тендерах , играйте в аукционах и зарабатывайте на государственных закупках, не забывая о внимательности и скрупулезности.

    Полезная статья? Не пропустите новые!
    Введите e-mail и получайте новые статьи на почту