Подводная лодка проекта 671. Военно-морские учения и события. Когда все началось

Появление в составе советского ВМФ атомных ПЛ проекта 671 ознаменовало начало новой эпохи в противостоянии флотов двух сверхдержав — с этого момента подводники ВМС США уже не могли чувствовать себя в безопасности. В первую очередь это относилось к ракетоносцам типа «Джордж Вашингтон».

Первые советские атомные ПЛ проекта 627 создавались прежде всего для борьбы с авианосцами и другими крупными надводными кораблями противника, а также для возможной атаки военно-морских баз при помощи сверхмощных атомных торпед. В соответствии с такими задачами приоритеты при создании этих АПЛ были определены в виде максимально мощного вооружения. Однако спустя несколько лет стало ясно, что подводный атомоход может представлять даже более серьезную опасность — самым важным событием в конце 1950-х годов стало создание первых в мире подводных ракетоносцев с баллистическими ракетами. В течение 1960 года (фактически) в строй вошли четыре ПЛАРБ типа «Джордж Вашингтон». Противодействовать этой серьезнейшей угрозе предполагалось как при помощи противолодочной авиации, так и созданием специальных ПЛ-охотников, способных отыскивать и атаковать ракетоносцы противника. При этом важным требованием стало обеспечение максимальной скрытности лодки-охотника.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ

Основными направлениями работ при создании ПЛ проекта 671 стало снижение акустического и других физических полей, позволяющих обнаружить ПЛ; установка мощного гидроакустического комплекса для обнаружения и преследования противника в сочетании с высокой маневренностью и скоростью подводного хода. Разработка проекта была поручена тому же ленинградскому ОКБ-143, которое успешно справилось с задачей создания первых отечественных АПЛ проекта 627. Основой рабочего проекта послужили проработки Л. Самаркина, но главным конструктором в итоге был назначен более опытный Г. Чернышев.

При разработке проекта конструкторы выработали несколько базовых принципов, позволявших наделить лодку необходимыми качествами и при этом минимизировать водоизмещение: использование только трехфазного переменного тока для силовой сети, оптимизация обводов корпуса для подводного плавания, одна линия валов.

Увеличение диаметра корпуса (по сравнению с АПЛ проекта 627) дало возможность разместить более компактные атомные реакторы поперечно, что сократило длину лодки. Большое внимание уделялось автоматизации управления как силовой установкой, так и корабельными механизмами, включая систему стабилизации ПЛ по глубине. Вообще решение таких специфических задач, как борьба с ПЛ, было связано с многочисленными проблемами, например, обеспечения стрельбы из торпедных аппаратов на глубине до 250 м, но они были успешно преодолены. При конструировании корпуса, с учетом увеличенной до 400 м глубины погружения, появился соблазн применить титан, но отсутствие опыта его обработки заставило использовать конструкционную сталь АК-29.

Проектирование лодки началось в 1960-м и к концу года было завершено. В течение 1961-1962 годов проходила отработка размещения оборудования, прокладка трубопроводов и кабельных трасс. Головная лодка серии была заложена 12 апреля 1963 года, спущена на воду 28 июля 1966 года и вступила в строй 5 ноября 1967-го (как раз к 50-летию Октябрьской революции). Постройкой этой и 14 последующих «671-х» АПЛ занимался судостроительный завод № 196 в Ленинграде (Ново-Адмиралтейский завод); если первые лодки строили около 5 лет, то у последних этот срок сократился до 20 месяцев. По годам ввода в строй АПЛ проекта 671 распределялись следующим образом: 1967 — К-38; 1968 — К-69 (в 1977 переименована в К-369), К-147; 1969 — К-53, К-306; 1970 — К-323, К-370; 1971 — К-438, К-367; 1972 — К-314, К-398; 1973 — К-454, К-462; 1974 — К-469, К-481. К-314, К-454 и К-469 были достроены по измененному проекту 671В — в дополнение к торпедам они несли противолодочные ракеты «Вьюга-53», запускаемые из обычных торпедных аппаратов. Еще одна АПЛ, К-323, в 1984 году была модернизирована по проекту 671 К, получив на вооружение крылатые ракеты С-10 «Гранат» (также запускаемые из ТА) для ударов по наземным объектам с дальностью пуска до 2500 км.

20 ЛЕТ В СТРОЮ

Поступив на вооружение Северного и Тихоокеанского флотов, «Ерши» занимались, конечно, не только охотой на подводные ракетоносцы, но и смежными задачами: сопровождением авианосных ударных групп (с целью выведения из строя именно «главного игрока»), охраной своих ПЛАРБ от лодок-охотников и действиями на коммуникациях противника.

Служба «Ершей» была богата разными событиями, но, к счастью, все 15 лодок дожили до окончания своего жизненного цикла. Некоторые наиболее примечательные эпизоды их службы стоит вспомнить. В начале 1976 года К-469 совершила (совместно с другой АПЛ) переход с Севера на Дальний Восток, однако не традиционным Северным морским путем, а по южному варианту — через Атлантику, пролив Дрейка и весь Тихий океан. На протяжении 22 тыс. миль лодка постоянно шла под водой, лишь один раз поднявшись на перископную глубину.

В августе 1977 года К-481 совершила подледный переход к Северному полюсу, сопровождая пробивавшийся к полюсу сквозь льды атомный ледокол «Арктика». 21 марта 1984 года К-314, имевшая задачу скрытно преследовать АУГ во главе с ударным авианосцем «Китти Хок» у побережья Кореи, при всплытии на перископную глубину оказалась как раз на пути авианосца. При столкновении она получила значительные повреждения, потеряла ход и была отбуксирована на базу.

19 сентября того же года на другом краю Земли, близ Гибралтара, К-53 при всплытии на перископную глубину столкнулась с советским сухогрузом «Братство», который только чудом не затонул. Лодка получила значительные повреждения и была отправлена в ремонт на базу. Служба первой серии АПЛ проекта 671 продолжалась около 25 лет: после завершения холодной войны держать в боевом составе лодки с заведомо низкими показателями по уровню шумности и не самым новым гидроакустическим оборудованием уже не имело смысла. В период с 1989 по 1994 годы все они были выведены из боевого состава и поставлены на отстой в ожидании разделки.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671 «ЕРШ»

В Санкт-Петербурге, рядом с Ново-Адмиралтейским заводом, установлен масштабный макет атомной подлодки проекта 671.

Прочный корпус состоял из цилиндрических участков и усеченных конусов. Шпангоуты (кроме кормовой оконечности) располагались снаружи. Обшивка легкого корпуса — с продольной системой набора. Его обводы оптимизированы для движения на большой скорости в подводном положении.

КОРПУС

Корпус делился на семь водонепроницаемых отсеков:

1-й — торпедный, аккумуляторный и жилой;
2- й — центральный пост, провизионные и вспомогательные механизмы;
3- й — реакторный;
4- й — турбинный (в нем же размещены и автономные турбоагрегаты);
5- й — электротехнический и вспомогательных механизмов, а также санблок;
6- й — жилой и дизель-генераторный;
7- й — рулевой (здесь же расположены гребные электродвигатели и камбуз).

Во время серийной постройки продолжались работы по совершенствованию ТТЭ, повышению надежности оборудования, устранению недостатков, выявленных в процессе постройки и эксплуатации. Особое внимание уделялось снижению шумности кораблей — на последних АПЛ серии ее снизили в 1,5-3 раза, а уровни помех ГАК в 1,5 раза по сравнению с первой.

На всех ПЛ, кроме первой, на наружный (легкий) корпус нанесено поглощающее противогидролокационное покрытие.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Главная энергетическая установка включала две паропроизводящих установки ОК-300 (водо-водяной реактор ВМ-4 тепловой мощностью 72 мВт и четыре парогенератора ПГ-4Т), автономные для каждого борта. Перезарядка активной зоны реактора — каждые восемь лет. Компоновка ядерных энергетических установок второго поколения была существенно изменена. Сократилось количество трубопроводов большого диаметра, соединяющих основные элементы установки. Большинство трубопроводов первого контура разместили в необитаемых помещениях и закрыли биологической защитой. Значительно усовершенствовали системы контрольно-измерительных приборов и автоматики; возросла доля дистанционно управляемых клапанов, задвижек, заслонок и т. п.

Паротурбинная установка состояла из главного турбозубчатого агрегата ГТЗА-615 и двух турбогенераторов ОК-2, вырабатывавших переменный ток 380 В (состояли из турбины и генератора мощностью 2000 кВт).

В качестве резервного средства движения на лодке установили два электродвигателя постоянного тока ПГ-137 (2 х 275 л. с), каждый из которых приводил во вращение свой двухлопастный гребной винт малого диаметра. Имелись две аккумуляторные батареи (по 112 элементов мощностью по 8000 А-ч), а также два 200-кВт дизель-генератора, связанных с системой РДП. Резервная установка предназначалась не столько для движения лодки при отказе ГЭУ, сколько для обеспечения максимальной скрытности за счет снижения шумов, связанных с работой ПТУ и охлаждения реактора на режимах большой мощности. Кроме того, за счет 2-винтовой схемы обеспечивалась несколько лучшая маневренность.

ВООРУЖЕНИЕ

Из-за необходимости разместить в носовой оконечности громоздкий ГАК «Рубин» установка торпедных аппаратов в этом же месте оказалась сложной задачей. Рассматривались даже варианты с бортовым размещением ТА под углом к корпусу, но применять оружие в этом случае было возможно лишь на невысокой скорости.

В итоге был принят классический вариант размещения ТА — в верхней трети первого отсека, в два горизонтальных ряда. По продольной оси корпуса, над первым рядом ТА, находился горизонтальный торпедно-погрузочный люк, перед которым располагался горизонтальный лоток для загрузки торпед. Торпеды затягивались в отсек, перемещались по лотку, загружались в аппараты и опускались на стеллажи при помощи гидроприводов. Такая схема позже использовалась на большинстве советских противолодочных АПЛ.

533-миллиметровые торпедные аппараты могли стрелять на глубинах до 250 м. В боекомплект входило 18 торпед 53-65К и СЭТ-65 или до 36 мин (из них 12 в ТА).

Постановка мин могла производиться при скорости до 6 узлов. Для прицеливания и пуска торпед применялся прибор управления торпедной стрельбой «Брест-671». При перезарядке ТА использовалась система управления устройством быстрого заряжания торпед и подготовкой ТА «Кипарис».

ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Предполагавшийся для установки на «Ерши» ГАК «Керчь» по решению Главного конструктора заменили новым ГАК «Рубин», значительно превосходившим «Керчь» по основным характеристикам.

«Рубин» имел максимальную дальность обнаружения целей около 50 км. В его состав входили носовой гидроакустический излучатель низкой частоты, высокочастотная антенна ГАС миноискания МГ-509 «Радиан» в передней части ограждения выдвижных устройств рубки, станции звукоподводной связи и гидроакустической сигнализации. «Рубин» обеспечивал круговой обзор, независимое автоматическое сопровождение и определение курсовых углов целей, дальнометрирование методом эхолокации, а также обнаружение активных гидроакустических средств противника.

Однако эти сравнительно высокие (по сравнению с другими советскими ГАК) данные были, как всегда, получены ценой больших габаритов и веса: в частности, в носовой оконечности требовалось разместить узлы ГАК массой 20 т и объемом с жилую комнату 23 кв. м.

После модернизации, которые большинство лодок проходили в конце 1970-х годов, «Рубин» заменяли более совершенным ГАК «Рубикон» с инфразвуковым излучателем, с максимальной дальностью обнаружения более 200 км.

ОБОРУДОВАНИЕ

Подводная лодка была оснащена всеширотным навигационным комплексом «Сигма». Имелась телевизионная система наблюдения за общей и ледовой обстановкой МТ-70, способная, при благоприятных условиях, выдавать видовую информацию на глубине до 50 м.

Конструкторы стремились максимально автоматизировать управление техническими средствами и вооружением подводной лодки. Лодка была оснащена централизованной системой управления, регулирования и защиты АЭУ; комплексной системой управления пространственным маневрированием «Шпат», обеспечивавшей автоматическую стабилизацию курса и глубины погружения АПЛ на ходу и без хода, возможность дистанционного управления курсом и глубиной погружения; системой автоматической компенсации аварийных дифферентов и провалов по глубине «Турмалин»; системой централизованного автоматизированного управления общекорабельными системами (ОКС).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛАТ ТИПА «ЕРШ»

  • Водоизмещение, т:
    — надводное: 4250
    — подводное: 6080
  • Размерения, м:
    — длина: 93,0
    — ширина: 10,6 (корпуса)
    — осадка: 7,2
  • ГЭУ: 2 реактора ВМ-4,1 ПТУ мощностью 31 000 л. с.
  • Скорость хода, узлов:
    — надводная: 11
    — подводная: 33,5
  • Автономность суток: 50 (ограничена лишь запасами продовольствия)
  • Вооружение: 6 х 533-мм торпедных аппаратов (боезапас — 18 торпед)
  • Экипаж, чел.: 68-76

Атомная лодка-охотник второго поколения, ориентированная в первую очередь на борьбу с субмаринами противника.

Первое поколение советских атомоходов (лодки проектов и ) было заточено главным образом под борьбу с надводными кораблями. Однако уже ближе к концу 1950-х годов флот потребовал себе современный массовый «охотник», который должен был заняться главным образом задачами противолодочной обороны.

В 1958 году был проведен широкомасштабный конкурс проектов на атомоходы второго поколения. В результате были отобраны три эскизных проекта лодок для серийного строительства: с баллистическими ракетами — проект 667, с крылатыми ракетами — проект 670 и лодка-охотник — проект 671.

Разработчик лодки — СКБ-143 (ныне Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), главный конструктор Георгий Чернышев. Техническое задание на проект утвердили в 1959 году, технический проект закончили к концу 1960 года, а в апреле 1963 года в Ленинграде на Ново-Адмиралтейском заводе (ныне «Адмиралтейские верфи») заложена головная лодка проекта К-38 .


Фото: navy.su

В проекте был реализован целый ряд новшеств: обтекаемый корпус лодки в виде тела вращения, полное подчинение архитектуры лодки задачам подводного плавания и пр. Лодка получила одновальную энергоустановку с двумя водо-водяными реакторами ОК-300 .

Водоизмещение надводное/подводное 3500/4700 тонн. Длина корпуса 93 метра, ширина свыше 10 метров. Рабочая глубина погружения 320 метров, предельная 400 метров. Максимальная скорость хода под водой до 32 узлов, надводная 11−12 узлов. Экипаж по разным данным 68−76 человек, автономность по провизии 50−60 суток.

«Ерши» получили мощный гидроакустический комплекс «Рубин» с макимальной дальностью обнаружения целей 50−60 км. Одним из сложных элементов технического задания состоял в том, чтобы вписать габаритный комплекс (объемом порядка 70 кубометров и весом 20 тонн) в носовую часть субмарины. С 1976 года вместо «Рубина» на лодки начали в порядке модернизации ставить новый комплекс «Рубикон» с максимальной дальностью обнаружения до 200 км.

Лодка была вооружена шестью носовыми 533-мм торпедными аппаратами, обеспечивавшими стрельбу на глубинах до 250 метров. В боекомплект входило 18 торпед (типа 53−65К или СЭТ-65) или противолодочных ракет (типа 81Р комплекса РПК-2 «Вьюга-53» ; для лодок проекта 671В). Также лодка могла брать морские мины: 18 ПМР-1 , ПМР-2 или ПМТ либо 36 РМ-2Г. Постановка мин выполнялась на скорости хода до шести узлов.


Фото: navy.su

Всего было построено 15 лодок проекта 671, основная их часть служила на Северном флоте.

Три субмарины, строившиеся для Тихого океана, были построены по измененному проекту 671 В (с оснащением комплексом управляемого противолодочного вооружения РПК-2 «Вьюга-53»). Лодка К-323 была в 1984 году модернизирована по проекту 671К и получила возможность применять стратегические крылатые ракеты С-10 «Гранат» (советский аналог американских ракет типа Tomahawk).

Все лодки проекта 671 были выведены из состава флота с 1989 по 1997 годы и к настоящему времени утилизированы.

На базе проект 671 «Ерш» были созданы другие проекты многоцелевых атомных лодок — 671РТ «Семга» и 671РТМ/РТМК «Щука».

Проект 671 РТМ

Модернизация показала целесообразность дальнейшего последовательного совершенствования этого класса лодок, запасы на модернизацию, заложенные в период разработки проекта 671, позволили сохранить базовые решения для создания очередной модификации ракетно- торпедных многоцелевых подводных лодок. Только тогда, когда проект модернизации 671 РТМ в июне 1975 был утвержден, начались работы (практически параллельно) над созданием перспективных лодок третьего поколения в ЦКБ “Малахит” ("Барс") и ЦКБ “Лазурит” ("Барракуда"). Надо полагать, до этого времени строящаяся серия лодок вполне удовлетворяла ВМФ. Впоследствии началась и параллельная постройка схожих проектов этих КБ. “Лазуритовская” титановая лодка по магнитным полям действительно превзошла “Малахитовскую”, но при этом оказалась вчетверо дороже.

На их фоне последние корпуса 671 РТМ смотрится совершенно неплохо: по боевым возможностям и обитаемости новые лодки недалеко ушли вперед, а по критерию “стоимость- эффективность” далеко позади. Сейчас, кстати, развитие атомных субмарин испытывает определенный кризис, как когда-то было у дизельных лодок. Все попытки улучшить их характеристики дают скромные результаты при громадных затратах. Яркий пример- американская новинка “Сивулф”. Противолодочные силы США уверенно её обнаруживают, классифицируют и “уничтожают”. Все её непревзойденные характеристики- рекламный трёп и психологическая обработка врагов. Говорят, что критика нашего флота и превозношение своего в американской прессе весьма действовали на С.Г. Горшкова и “помогали” ему (или американцам?) иногда в принятии решений.

Страница из французского ежегодника за 1996 год.

Вывод атомной подводной лодки из эллинга в передаточный док на судостроительном заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске- на- Амуре.

Большая атомная многоцелевая подводная лодка 1 ранга Б - 448 “ТАМБОВ”

В основу проекта следующей модификации проекта- 671 РТМ (шифр “Щука”) легли проработки по размещению примерно в тех же габаритах нового поколения радиотехнического вооружения и нового ГАК “Скат” (гл. конструктор Б.Б. Индин), который втрое превосходил по возможностям предыдущие гидроакустические комплексы- дальность обнаружения им при нормальных гидрологических условиях составляла 230 км. Были применены бортовые приемники шумов, работающие в пассивном режиме, протяженная буксируемая инфразвуковая антенна оригинально размещалась в хвостовом бульбе (гондоле). Устанавливалась новая БИУС “Омнибус”. Проводились мероприятия по снижению акустического поля за счёт внедрения принципиально новых решений по амортизации ("отключение фундаментов"), развязке механизмов и конструкций, применению выгородок для систем вентиляции, вертикальных шпигатов, размагничивающему устройству. Увеличена автономность с 60 до 80 суток. Была усилена конструкция рубки и легкого корпуса для обеспечения всплытия во льдах. Общее расположение по отсекам осталось таким же, как и на предыдущей модификации.

Все работы проводились под руководством Г.И. Чернышева. Наверное, он держит мировой рекорд по длительности строительства одного типа лодок на базовом проекте. Ни одна лодка этого типа не утонула, все аварии незначительны по масштабам и унесли минимальное количество жизней. С 1984 года главным конструктором этих проектов назначается Р.А. Шмаков.

Главным наблюдающим от ВМФ был капитан 2 ранга Г.В. Николаев, строительство лодок модернизированного проекта 671 РТМ шло на Адмиралтейском обьединении (с достройкой на СРЗ “Нерпа”) и на судостроительном заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске- на- Амуре (с достройкой в Большом Камне). На СЗЛК (N 199) перед этим была построена большая серия атомных ракетоносцев проектов 675, 667 А и Б, вначале каждый корабль строился полностью, до вывода, в своем доке. С увеличением водоизмещения перешли на “сухой” вывод из построечных доков в специальный транспортно- спусковой док (ТСД). Кроме этого, построечные доки эллинга “А”, имеющие меньшие габариты, чем доки других эллингов, были приспособлены для формирования крупных зональных блоков, которые переводились с помощью трансбордера для сборки взллингах “Б” и “В”. Таким образом, при закладке лодки готовность корпуса могла составлять до 40–44 %. Технология и оснащение под новый проект были освоены в кратчайший срок, постройка осуществлялась поточно- позиционным способом готовая к спуску на воду подводная лодка не всплывала с опор стапеля, а выкатывалась из него судовозным поездом (на котором, собственно, и строилась) в транспортно- спусковой док. Затем в специальном ковше производились швартовые испытания, после которых лодка своим ходом входила в транспортный док, на котором и доставлялась на сдаточную базу в Большой Камень.

Амурским судостроительным заводом руководили в этот период А.Т. Деев, позднее Ю.З. Кучмин, военные приемщики О.С. Прокофьев и Б.И. Полушин. Следует упомянуть и директоров ЛАО- Б.Е. Клопотова, И.И. Пирогова, В.Н. Дубровского, руководителей военной приемки Г.Л. Небесова, В.В. Гордеева, Э.Е. Николаева, В.В. Колмо. Всего на двух заводах по этому проекту построено 26 единиц, причём последняя ("Тамбов") вошла уже в состав ВМФ России. В процессе строительства для уменьшения шумоизлучения гребного винта было снижено число оборотов, почти на всех лодках применена схема “тандем”, состоящая из двух четырехлопастных винтов, установленных друг за другом. Такая схема была апробирована ещё на К-387 горьковской постройки. Длина лодки увеличилась на 1 метр.

Основные характеристики проекта 671 РТМ следующие: водоизмещение нормальное- 4780 т, подводное- 6990 т, полное подводное- 7250 т. Длина наибольшая- 106,1 м (107,1 м), ширина легкого корпуса- 10,78 м, ширина по стабилизаторам- 16,48 м, осадка носом- 7,9 м, кормой- 7,7 м, на миделе- 7,8 м. Запас плавучести 28 %, глубина погружения рабочая 400 метров, предельная 600 метров. Скорость подводная- 31 узел, надводная- 11,6 узлов. Энергоустановка аналогична предыдущей модификации- два реактора типа ВМ-4, ГТЗА-615 общей мощностью 31000 л. с, 1 винт на 290 оборотов, два вспомогательных электродвигателя по 375 л.с. на 500 оборотов.

Установлен новый навигационный комплекс “Медведица-671 РТМ”, новый автоматизированный комплекс связи “Молния-Л”, разведкомплекс, комплекс космической связи “Цунами- Б”, БИУС “Омнибус”. Вооружение: четыре 533-мм торпедных аппарата (16 торпед 53-65К или СЭТ-65, ракет “Шквал” ВА-111 или же 36 мин “Голец”), два- 650 мм торпедных аппарата (8 дальноходных торпед 65.-76). Принимаются также имитаторы МГ-74 “Корунд”. Возможна транспортировка и применение специальных управляемых диверсионных снарядов “Сирена”. Чуть позже началась адаптация лодок к применению стратегических крылатых ракет “Гранат” (пуск из 533-мм ТА), что дало возможность наносить высокоточные удары по береговым обьектам противника и сделало их по настоящему многоцелевыми.

Экипаж- 27 офицеров, 34 мичмана, 35 матросов и старшин. Командир головной лодки К-524 В.В. Протопопов в 1986 году получил высокое звание Героя Советского Союза. Окончательно на вооружение этот тип кораблей был принят 25 апреля 1984 года. Фактически проект был переходным между лодками второго поколения (по конструкторским решениям) и третьего поколения (по вооружению и оснащению), что несомненно, помогло впоследствии, оттолкнувшись от достигнутого уровня, создать лучшие наши атомные многоцелевые подводные лодки проекта 971.

Боевые возможности подводных лодок тщательно маскируются, о маршрутах и задачах необнаруженных кораблей не распространяются. Ни один подводный корабль при современных средствах не может быть неуязвимым- это ясно. И все же не могут не вызывать гордость за наши корабли и военно- морской флот операции, подобные “Апорту”, когда из Западной Лицы одновременно вышли четыре однотипных лодки 33 дивизии: К-299, К-324, К-488, К-502, а чуть позже к ним присоединилась К-147 (между прочим, “чистая” 671). После исчезновения из базы почти целого соединения атомоходов американцы всполошились. Поиск велся днем и ночью, в трех секторах- Бермудском (авиабаза Брунсвик), Азорском (авиабаза Лагенс) Канадском (база Гринвуд) и не принес никаких результатов. Лодки как провалились. Но при этом, как оказалось, они вели напряженную работу по слежению за ПЛАРБ США, вскрытию районов патрулирования атомоходов, изучению тактики действий американской авиации при поиске наших лодок. К-147 шесть суток “вела” американский ракетоносец “Симон Боливар”, пользуясь акустическими и неакустическими средствами обнаружения. К-324 имела три контакта. С нашей стороны только К-488 (пр. 671 РТ) была единожды обнаружена, да и то уже по возвращении. Похожие результаты были достигнуты и при проведении двумя пдзми позже, в 1987 году, операции “Атрина” лодками К-244, К-255, К-298, К-299, К-524. Позже командиры докладывали, что порой невозможно было подвсплыть на сеанс связи или поднять шахту РКП для пополнения запасов воздуха в баллонах- шла самая настоящая охота с применением абсолютно всех сил и средств флотов НАТО, включая три корабля дальней гидроакустической разведки, дающие освещение подводной обстановки при помощи мощных подводных взрывов ("Инвинсибл", “Столуорт”, “Индомитебл”). Из Норфолка вышли дополнительно шесть АПЛ, из Брунсвика- три эскадрильи противолодочных самолетов. На восьмые сутки “советская завеса” была обнаружена. После этого было разрешено выстреливать ЛДЦ и приборы ГПД (ложные цели и приборы гидроакустического противодействия), которые, ввиду того, что они дорогие, наши экипажи обычно не применяют. Естественно, такая “экономия” привела к тому, что половина лодок уже не смогла оторваться от сил преследования. И тем не менее, анализируя результаты “Атрины”, главный штаб ВМФ пришел к однозначному выводу: для полного контроля океана в случае массового выхода наших подводных лодок сил у американцев недостаточно. Эта демонстрация даже не силы, а просто возможностей нашего ВМФ, проведенная с санкции Ю.В. Андропова, была, к сожалению, последней. Нынешние наши политики просто не представляют, что в рамках обычных учений атомных подводных лодок можно умело воздействовать на правительство любой страны, включая и Америку, в интересах своего государства…

К-147 (проект 671), вступила в строй 20 января 1969 года, в 1984 модернизирована с установкой новой системы обнаружения кильватерного следа (СОКС). В 1985 году при помощи этой системы лодка “вела” американскую ПЛАРБ в течение шести суток. Аналогичную модернизацию прошла и К-438.

Рубка и выдвижные устройства пр. 671 РТМ:

1 - Антенна радиостанции “Анис”; 2 - радиопеленгатор; 3 - РКП; 4 - система радиоразведки; 5 - PJIK-101; 6 - антенна связи; 7 - телевизионная система МТ-70; 8 - станция космической связи “Синтез”; 9 - перископ; 10 - система отслеживания кильватерного следа (СОКС).

Многочисленность серии и высокие боевые возможности предопределили напряженную службу в составе Северного и Тихоокеанского флотов, превратив 671 в “рабочих лошадок”. Только надежность конструкции, продуманность размещения, простота эксплуатации обеспечили им длительную службу без тяжелых аварий. И всё же постоянные походы изнашивают технику. При очередных осмотрах не прошедшим ремонта лодкам занижают оценку, выводят в резерв, из которого сейчас редко возвращаются.

Официальная классификация до 25 июля 1977 считала корабли этого типа большими подводными лодками 1 ранга. 29 августа 1991 года этот проект был переклассифицирован уже из крейсерских (К) вновь в большие 1 ранга (Б) с изменением буквенных обозначений в тактических номерах. При нынешнем положении дел ясно видно, что началась их эксплуатация “на износ” и жить осталось им недолго.

В настоящее время, согласно правительственному постановлению N 514 от 24 июля 1992 к утилизации лодок второго поколения приступил СРЗ “Нерпа”, ранее занимавшийся их же ремонтом (завод “Звездочка” разделывает ракетоносцы, “Севмашпредприятие” специализируется на титановых кораблях). На “Нерпе” уже разрезаны подводные лодки К-481 (пр. 671) и К-479 (пр. 670М). При этом реакторные отсеки снабжаются дополнительными цистернами плавучести и в таком виде буксируются в Сайда- губу для длительного хранения. Дело это кропотливое, дорогое и невыгодное, а средств на разделку и полную утилизацию придется затратить примерно столько же, сколько и на постройку этого флота.

Номера кораблей, относящиеся к пр. 671: 38; 53; 138; 147; 218; 242; 244; 247; 251; 254; 255; 264; 292; 298; 299; 305; 306; 314; 323; 324; 355; 358; 360; 367; 369; 370; 371; 387; 388; 398; 412; 414; 438; 448; 454; 462; 467; 469; 481; 488; 492; 495; 502; 507; 513; 517; 524; 527.

На фотографии реакторный отсек атомной подводной лодки класса «Виктор-1» на судоремонтном заводе «Нерпа». К кормовой и носовой части отсека приварены цистерны плавучести. Далее реакторный отсек будет отбуксирован в Сайда-губу - место длительного хранения реакторных отсеков утилизированных атомных подводных лодок.

Строительство плиты для разделки атомных подводных лодок на заводе «Нерпа» планировалось завершить в 1996 г., но из-за отсутствия финансирования сроки сдачи объекта не определены.

Судоремонтный завод «Нерпа» находится в губе Оленья. Завод занимается ремонтом и техническим обслуживанием действующих атомных подводных лодок и гражданских судов. Здесь также проводится утилизация атомных подводных лодок второго поколения.

Вооружение

ШКВАЛ ВА -111 533 мм - 11 км (200 узлов) ЯБЧ. пл РАКЕТА

53- 65К. 533 мм - 19 км (45 узлов) кислородная торпеда

СЭТ-65. 53Змм -15 км (40 узлов) электроторпеда

САЭТ-65, 533 мм -13 км (42 узла) эл//торпеда (акустич.)

65–76 650 мм 50 км (50 уз) дальноходная

РК-55 ГРАНАТ. 533 мм стратегическая КРМБ. 3000 км.

Корунд -2. 533 мм имитатор 15 узл 30 мин

ПМР-2. 533 мм мина

Самонаводящиеся электрические торпеды СЭТ-65 И СЭТ-40

Предназначены для поражения подводных лодок и могут быть использованы как с подводных лодок, так и с надводных кораблей.

1 - система наведения, 2 - неконтактный взрыватель; 3 - контактный взрыватель. 4 - заряд ВВ; 5 - аккумуляторная батарея; 6 - приборы управления 7 - электродвигатель

Из книги автора

Проект 671 21 января 1969 года по правительственному постановлению проект 671 был официально принят на вооружение. Это двухкорпусная лодка с характерным для СКБ-143 ограждением рубки “лимузинного” типа и развитым кормовым оперением. Прочный корпус толщиной до 35 мм состоит из

Из книги автора

Проект 671 РТМ Модернизация показала целесообразность дальнейшего последовательного совершенствования этого класса лодок, запасы на модернизацию, заложенные в период разработки проекта 671, позволили сохранить базовые решения для создания очередной модификации

Из книги автора

Проект № 120 Частная верфь "Германия” в местечке Гаарден в Киле принадлежала известной фирме Ф. Круппа и, занимаясь судостроительной деятельностью, была вторым после Ф. Шихау поставщиком миноносцев для германского флота. Эти номерные корабли с индексами G. (Germania) и S (Schichau)

Из книги автора

Проект Задание Морскому техническому комитету (МТК) на проектирование нового броненосного корабля крейсерского назначения, который следовало построить в рамках программы 1881 года, управляющий Морским министерством вице-адмирал И.А.Шестаков сформулировал 18 мая 1882 года Из книги автора

Проект «К» Потрясающие успехи, которых добились германские подводные лодки в первые месяцы Второй мировой войны, npueaiu почти полному прекращению работ по сверхмалым субмаринам. Немногие конструкторы продолжали заниматься дачной тематикой. среди этих немногих

Из книги автора

Проект VS-5 Некто Рудольф Ингельман, не то торговец кофе, не то дантист, в l 925 г. предложил проект schnellen Halb-Unlerseebool (скоростная полупогруженная подводная лодка). Субмарина Ингельмана предназначалась для скоростной доставки почты через Атлантику. В 1939 г. было санкционировано

Из книги автора

Проект "К5" Согласно программы 1909 финансового года в июле того же года были заложены два однотипных линейных корабля, которые согласно проекта имели индекс "К5", и являлись улучшенным вариантом линкора "Нептун", хотя их старший "собрат" и передал им свой главный недостаток -

Из книги автора

Проект 604 В ходе боевых действий командиры – подводники, особенно на Балтике, неоднократно указывали в своих донесениях, что вооружение минами значительно расширило бы боевые возможности подводных лодок XII серии. Учитывая мнение подводников, в начале 1942 г. ЦКБ-18

Из книги автора

Проект «36» К середине 1950-х годов стало очевидно, что придется принимать на вооружение два стратегических бомбардировщика – М-4 и Ту-95. Первый из них обладал большей скоростью и бомбовой нагрузкой, второй – большей дальностью. В Советском Союзе так и не удалось создать

Из книги автора

Проект 628 К самолетам-снарядам стал приглядываться и флот. При отсутствии авианосцев самолеты-снаряды были практически единственным средством ударов по береговым объектам. Кроме того, возможность оснащения корабельных самолетов-снарядов системами самонаведения,

Из книги автора

Проект 644 С принятием на вооружение самолет- снаряд П-5 начал поступать на бсевые подводные лодки-ракетоносцы, первой из которых стала С-80. До переоборудования это был по-своему раритетный корабль: первая советская субмарина, построенная после войны по новейшему для того

Из книги автора

Проект 665 Проектные работы по более основательной перестройке пр 613 в носитель самолетов-снарядов П-5 также начались в ЦКБ-18, но из-за перегрузки головной организации отрасли проектированием принципиально новых лодок эта тематика >по наследству» перешла к ЦКБ-112.Вначале

Из книги автора

Проект 659 Все перечисленные лодки с самолетами-снарядами П-5 представляли собой вариации на тему дизель-электрических ПЛ пр. 613. Наряду с ними специально под это ракетное оружие были спроектированы и построены атомные подводные лодки пр. 659 Как и другой атомный ракетоносец


МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671РТМ

ATTACK SUBMARINE PROJECT 671RTM

16.04.2013
МОДЕРНИЗАЦИЯ ШУМНЫХ ПОДЛОДОК ПРОЕКТА 671РТМ ПРИЗНАНА НЕЭФФЕКТИВНОЙ

Главкомат Военно-морского флота спишет легендарные атомные подводные лодки проекта 671РТМ «Щука» до 2015 года. Эти лодки в 1980-е годы были главной угрозой американским авианосцам, однако в современных условиях оказались слишком шумными. Решение было принято в марте, после того как главкомат ВМФ проработал все варианты модернизации этих лодок и признал их бесперспективными.
- В этих лодках надо менять всю начинку, начиная от реактора и заканчивая гидроакустической станцией. Корпус тоже требует доводки, потому что в этих лодках он значительно изношен. Поэтому стоимость такой модернизации приближается к стоимости строительства новой лодки, - пояснил собеседник «Известий».
Он напомнил, что производство «Щук» завершилось в 1992 году. Эти лодки принадлежат ко второму поколению атомных субмарин, сейчас все их ровесники - советские лодки проекта «Лира» и американские проектов Sturgeon и Trasher - списаны.
Проекты модернизации «Щук» разрабатывали несколько военных научно-исследовательских институтов и морское бюро машиностроения «Малахит», которое в свое время создавало эти подлодки. Хотя проект модернизации был представлен, выяснилось, что их главный недостаток - большая шумность - так и не удастся преодолеть.
- В них заложены технические решения 1960–1970 годов, и по уровню шума корабли значительно уступают американским Los Angeles. Поэтому модернизировать субмарины до нужных параметров не получится, лучше потратить деньги на ремонт кораблей третьего поколения проектов 971 «Акула» и 945 «Кондор», продолжил источник.
Однако на подводном флоте «Щуки» ценят. Один из офицеров Северного флота сказал «Известиям», что они занимают очень нужную нишу многоцелевых атомоходов.
- В России числится около 70 лодок, но если не считать стратегические ракетные и дизельные, а также ремонтирующиеся, то торпедных кораблей не более десятка, а задачи перед ними стоят большие. Сейчас заменить «Щуки» нечем - «Акулы» уже не производятся, а ракетные «Ясени» пока проходят испытания, - говорит офицер.
Сейчас все четыре оставшихся лодки проекта 671 приписаны к Северному флоту. «Даниил Московский» и «Петрозаводск» ходят в море, а «Тамбов» и «Обнинск» стоят у пирса из-за выработки ресурса. Лодки вооружены крылатыми ракетами С-10 «Гранит».
Деловая газета «Известия»

20.05.2014


Как сообщает блог zvezdochka-ru.livejournal.com пресс-службы Центр судоремонта «Звездочка», в пятницу,16 мая, в филиале СРЗ «Нерпа» выполнена доковая операция по спуску на воду многоцелевой АПЛ «Обнинск» (пр.671РТМК). По завершении пятичасовой операции «Обнинск» был пришвартован к причалу, где теперь будут производиться завершающие этапы ремонта.
Большая часть работ по доковому ремонту и восстановлению технической готовности корабля уже позади. Достроечные работы и операция №2 будут выполнены на плаву. АПЛ «Обнинск» — сдаточный заказ текущего года.

Большая атомная подводная лодка К-324 в декабре 1983 года несла боевую службу у атлантического побережья США. «Автономка» велась в сложных условиях: появились проблемы с водоснабжением, из строя вышла холодильная установка, изнуряющая жара стояла в отсеках... Экираж лодки получил задание следить за фрегатом «Макклой» (тип «Бронштейн») ВМС США, который проводил испытания новой системы подводного наблюдения Towed Array Surveillance System (TASS) с протяженной буксируемой гидроакустической низкочастотной антенной. Субмарина К-324 смогла записать данные о параметрах работы TASS.

Кроме того, во время слежения выявили некоторые особенности взаимодействия надводного корабля американских ВМС со своими подлодками и компонентами стационарного комплекса дальнего гидроакустического обнаружения. Но неожиданно «Макклой» испытания прекратил и вернулся на базу. Оставшись без работы, К-324 получила приказ перейти в другой район плавания.

Однако сделать этого не удалось - возникла сильная вибрация, которая потребовала остановить главную турбину. После всплытия командир субмарины К-324 увидел, что «дядя Сэм» сделал неожиданный и очень «ценный подарок» - на винт субмарины намоталось 400 метров сверхсекретного бронированного кабеля от антенны TASS.

К-324 в «Эпизоде с антенной»

Естественно, советская подводная лодка, которая всплыла на поверхность в районе американского полигона, вскоре была обнаружена «вероятным противником». В район происшествия к утру прибыли эсминцы «Николсон» и «Питерсон» (тип «Спрюенс»), которые установили плотную опеку за К-324. Очевидно, командиры данных кораблей получили вполне конкретное задание – любыми способами не позволить русским получить в свое распоряжение антенну. «Совместное плавание» эсминцев и практически лишенной хода субмарины продолжалось 10 дней. Американские военные вели себя все «резче» (а что им оставалось делать?), стараясь пройти за кормой атомной подлодки в непосредственной близости и отрубить антенну. Боясь, что эсминцы предпримут более решительные действия, командир субмарины капитан второго ранга Терехин приказал приготовить свой корабль к взрыву.

Лишь после того, как на помощь субмарине К-324 прибыло судно «Алдан», обстановка разрядилась. Наконец американское командование осознало, что мирными средствами вернуть свою антенну вряд ли получится, а развязывать третью мировую из-за «шланга» не хотелось. Эсминцы в результате были отозваны, а К-324 была отбуксирована «Алданом» на Кубу, где ее поставили на ремонт. Злополучная антенна для детального изучения была доставлена в СССР.

Главным «героем» этих событий стала крейсерская подлодка проекта 671РТМ - седьмой корабль в серии, построенный в Комсомольске-на-Амуре.

Параллельно с началом работ по созданию принципиально новых субмарин проекта 945 и проекта 971, в Советском Союзе предприняли весьма успешную попытку «выжать» все возможное из конструкции подлодок проекта 671 и проекта 671РТ. В основе модернизированного проекта 671РТМ (был присвоен шифр «Щука») лежали проработки по установке нового радиоэлектронного вооружения – мощного гидроакустического комплекса, навигационного комплекса, боевой информационно-управляющей системы, аппаратуры разведывательного комплекса, автоматизированного комплекса средств связи, а также мер по уменьшению демаскирующих полей корабля. Проект 671РТМ, как и подводный ракетный крейсер 667БДРМ, «перешел» в третье поколение атомных подводных лодок.

Главным конструктором 671РТМ проекта стал Чернышев (разработчик лодок 671 и 671РТ), Шмаков его сменил в 1984 году.

Важнейшим элементом вооружения модернизированной атомной подводной должен был стать ракетный противолодочный комплекс «Шквал», разработку которого начали в 1960 году в соответствии с постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС. «Идеологами» нового комплекса были ученые московского филиала ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского (сегодня ГосНИЦ ЦАГИ), в частности, академик Логвинович. Непосредственной разработкой занималось НИИ-24 (сегодня ГНПО «Регион»). Руководитель проекта – главный конструктор И.Л. Меркулов (в дальнейшем В.Р. Серов, а Е.Д. Раков завершил работу).

В состав «Шквала» входила подводная сверхскоростная ракета, которая развивала скорость до 200 узлов, дальность хода при этом составляла 11 тыс. м. Данные характеристики достигались за сет использования двигателя, который работал на гидрореагирующем топливе и движения снаряда в газовой каверне, которая обеспечивала уменьшение гидродинамического сопротивления. Управление ракетой, которая снабжалась ядерной боевой частью, осуществлялось при помощи инерциальной системы, которая не чувствительна к помехам.

Первые пуски данной ракеты выполнили в 1964 году на озере Иссык-Куль, а 29.11.1977 комплекс ВА-111 «Шквал», оснащенный ракетой М-5, приняли на вооружение Военно-Морского . Необходимо отметить, что аналогов данному высокоэффективному комплексу, который обладает практически абсолютной вероятностью поражения целей, попавших в пределы досягаемости, в других государствах нет и по сей день.

Главная энергоустановка лодки (31 тыс. л. с.) была фактически аналогична энергоустановке атомных подлодок проекта 671(РТ): два водоводяных реактора ВМ-4, ГТЗА-615, винт на 290 об., два вспомогательных электродвигателя, мощность каждого 375 л. с.

Приняли дополнительный комплекс мер, призванный увеличить скрытность атомной подводной лодки за счет введения принципиально новых решений по амортизации (так называемое «отключение фундаментов»), акустической развязке конструкций и механизмов. Субмарина получила размагничивающее устройство, которое затрудняло обнаружение АПЛ авиационными магнитометрами.

«Скат-КС» – гидроакустический комплекс, разработанный под руководством главного конструктора Б.Б. Индина – обеспечивал обнаружение, классификацию целей, и автоматическое их сопровождение при шумопеленговании в инфразвуковом и звуковом диапазонах частот. Комплекс давал возможность обнаруживать цели при помощи эхопеленгования с измерением расстояния до них и выдавал торпедному оружию исходные данные целеуказания.

1 - основная антенна ГАК «Скат-КС»; 2 - 533-мм ТА; 3 - 650-мм ТА; 4 - торпедопогрузочный люк; 5 - носовой (торпедный) отсек; 6 - носовой аварийный буй; 7 - носовой люк; 8 - выгородка запасных торпед и устройства быстрого заряжания; 9 - запасная 533-мм торпеда; 10 - запасная 650-мм торпеда; 11 - цистерна беспузырной торпедной стрельбы; 12 - носовая дифферентная цистерна; 13 - аппаратная выгородка приборов управления ракетоторпедной и торпедной стрельбой «Ладога 1В-671РТ» и ГАК «Скат-КС»; 14 - АБ; 15 - ЦГБ; 16 - второй (жилой) отсек; 17 - третий (центрального поста) отсек; 18 - антенны ГАК «Скат-Б»; 19 - ходовой мостик; 20 - репитер гирокомпаса; 21 - перископ комплекса МТ-70-10; 22 - ПМУ «Синтез» (системы космической навигации); 23 - ПМУ антенны СОРС «Залив-П»; 24 - ПМУ антенны РЛК «Альбатрос»; 25 - ПМУ антенны радиопеленгатора «Завеса»; 26 – ПМУ антенны «Анис»; 27 - прочная рубка; 28 - центральный пост; 29 - выгородки радиоэлектронного вооружения и акустиков; 30 - выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общекорабельной системы гидравлики, преобразователи и кондиционе­ры); 31 - четвертый (реакторный) отсек; 32 - реактор с парогенераторами, циркуляционными насосами и цистернами биологической защиты; 33 – ВВАБТ «Параван» и ее лебедка; 34 - пятый (турбинный) отсек; 35 - паровая турбина; 36 - планетарный редуктор; 37 - главный упорный подшипник; 38 - конденсатор; 39 - баллоны системы ВВД; 40 - шестой (электромеханический и вспомогательного оборудования) отсек; 41 - кормовой люк; 42 - кормовой аварийный буй; 43 - седьмой (жилой) отсек; 44 - восьмой (ГЭД и рулевых приводов) отсек; 45 - кормовая дифферентная цистерна; 46 - приводы горизонтальных рулей; 47 - вертикальные стабилизаторы; 48 - гондола УПВ «Руза-П» ГПБА ГАК «Скат-КС»; 49 - АТГ; 50 - приводы кормовых горизонтальных рулей; 51 - ВФТ (вспомогательные движители)

Комплекс «Скат-КС» по своим возможностям втрое превосходил гидроакустические комплексы предшествующего поколения и приближался к комплексам американской разработки (хотя продолжал уступать по массогабаритным характеристикам). Дальность обнаружения цели при нормальных гидрологических условиях равнялась 230 километрам. Были использованы бортовые приемники шумов, которые работали в пассивном режиме, и буксируемая протяженная инфразвуковая антенна, которая в свернутом виде размещалась в бульбообразном спец. контейнере, который расположен над вертикальным оперением подлодки.

Навигационным комплексом «Медведица-671РТМ» обеспечивалась непрерывная автоматическая выработка курса, координат места, скорости относительно грунта и воды, углов килевой и бортовой качки, а также автоматическая передача данных параметров в другие системы корабля.

Боевой информационно-управляющей системой «Омнибус» производился автоматизированный сбор, обработка и наглядное отображение информации, которая обеспечивала принятие решений на боевое применение оружия и маневрирование, а также управление ракетной и торпедной стрельбой.

Субмарина оснащалась «Молния-Л» (автоматизированный комплекс связи) с «Цунами-Б» (система космической связи), и специальным разведывательным комплексом.

Вооружение атомной подводной лодки проекта 671РТМ включало 4 торпедных аппарата калибра 533 мм и 2 калибра 650 мм. На субмаринах проекта 671РТМ использовались новые противолодочные комплексы. Также атомная подводная лодка несла специальные управляемые диверсионные снаряды «Сирена» а также другие средства «спецназначения», большинство из которых не имело аналогов в мире. В частности, в ОКБ им. Камова в 1975 году создали одноместный складной вертолет Ка-56, который был предназначен для переброски диверсантов, и способный выстреливаться из 533-миллиметрового ТА погруженной подлодки.

Строительство подлодок проекта 671РТМ было решено организовать одновременно на Адмиралтейском объединении в Ленинграде (с последующей доводкой на СРЗ «Звездочка») и на СЗЛК в Комсомольске-на-Амуре (с достройкой на СРЗ в Большом Камне).

Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 671РТМ:
Наибольшая длина – 106,1 м (107,1 м);
Наибольшая ширина – 10,8 м;
Средняя осадка – 7,8 м;
Нормальное водоизмещение – 6990 м3;
Полное водоизмещение – 7250 м3;
Запас плавучести – 28,0%;
Предельная глубина погружения – 600 м;
Рабочая глубина погружения – 400 м;
Полная скорость подводного хода – 31,0 узел;
Надводная скорость – 11,6 узлов;
Автономность – 80 суток;
Экипаж – 92 человека (число членов экипажа изменялось в зависимости от проекта РТМК или РТМ).

Создание субмарин проекта 671РТМ в СССР совпало с началом реализации американской программы строительства многоцелевых АПЛ третьего поколения типа SSN-688, которые стали самыми массовыми АПЛ в мире (в 1996 г. американские ВМС получили последнюю, шестьдесят вторую АПЛ данного типа), оснащенных мощным ГАК AN/BQQ-5. «Лос-Анджелес» (головной корабль серии, водоизмещение 6080/6927 тонн, максимальная скорость 31 узел, глубина погружения до 450 метров, вооружение 4 ТА калибра 533 мм с боекомплектом 26 ракето-торпед и торпед) вступил в состав американских военно-морских сил в 1976 году.

Новые американские субмарины по-прежнему превосходили аналоги Советского Союза по характеристикам гидроакустического комплекса и уровню скрытности. Но данный разрыв, по признанию американцев, сократился значительно и не носил больше «драматического» характера. При этом АПЛ ВМС США фактически сравнялись с субмаринами СССР по максимальной скорости подводного хода (но уступали по максимальной глубине). «Щуки» при этом имели лучшую боевую живучесть и маневренность. В вооружении они обладали и некоторым преимуществом. Благодаря более высокому уровню комплексной автоматизации субмарины проекта 671РТМ имели меньший экипаж по сравнению с «Лос-Анджелесом», что дало возможность создать на борту «Щук» лучшие условия обитаемости. По оценкам специалистов подлодки проекта SSN-688 и 671РТМ в целом являлись равноценными кораблями.

АПЛ проекта 671PTMK построенные в Ленинграде:
К-524 – закладка 07.06.76, спуск на воду 31.06.77, прием ВМФ 28.12.77 (с 82-го года по 91 год носила название «60 лет шефства ВЛКСМ»);
К-502 – закладка 23.07.79, спуск на воду 17.08.80, прием ВМФ 31.12.80 (с 1999 года «Волгоград»);
К-254 – закладка 24.09.77, спуск на воду 06.09.79, прием ВМФ 18.09.81;
К-527 – закладка 28.09.78, спуск на воду 24.06.81, прием ВМФ 30.12.81;
К-298 – закладка 25.02.81, спуск на воду 14.07.82, прием ВМФ 27.12.82;
К-358 – закладка 23.07.82, спуск на воду 15.07.83, прием ВМФ 29.12.83 (с 82-го года по 91-й год - «Мурманский комсомолец»);
К-299 – закладка 01.07.83, спуск на воду 29.06.84, прием ВМФ 22.12.84;
К-244 – закладка 25.12.84, спуск на воду 09.07.85, прием ВМФ 25.12.85;
К-292 – закладка 15.04.86, спуск на воду 29.04.87, прием ВМФ 27.11.87 (строились по проекту 671РТМК);
К-388 – закладка 08.05.87, спуск на воду 03.06.88, прием ВМФ 30.11.88 (строились по проекту 671РТМК);
К-138 – закладка 07.12.88, спуск на воду 05.08.89, прием ВМФ 10.05.90 (строились по проекту 671РТМК, с 05.2000 - «Обнинск»);
К-414 – закладка 01.12.88, спуск на воду 31.08.90, прием ВМФ 30.12.90 (строились по проекту 671РТМК);
К-448 – закладка 31.01.91, спуск на воду 17.10.91, прием ВМФ 24.09.92 (строились по проекту 671РТМК).
АПЛ проекта 671PTMK построенные в Комсомольск-на-Амуре:
К-247 – закладка 15.07.76, спуск на воду 13.08.78, прием ВМФ 30.12.78;
К-507 – закладка 22.09.77, спуск на воду 01.10.79, прием ВМФ 30.11.79;
К-492 – закладка 23.02.78, спуск на воду 28.07.79, прием ВМФ 30.12.79;
К-412 – закладка 29.10.78, спуск на воду 06.09.79, прием ВМФ 30.12.79;
К-251 – закладка 26.06.79, спуск на воду 03.05.80, прием ВМФ 30.08.80;
К-255 – закладка 07.11.79, спуск на воду 20.07.80, прием ВМФ 26.12.80;
К-324 – закладка 29.02.80, спуск на воду 07.10.80, прием ВМФ 30.12.80;
К-305 – закладка 27.06.80, спуск на воду 17.05.81, прием ВМФ 30.09.81;
К-355 – закладка 31.12.80, спуск на воду 08.08.81, прием ВМФ 29.12.81;
К-360 – закладка 08.05.81, спуск на воду 27.04.82, прием ВМФ 07.11.82;
К-218 – закладка 03.06.81, спуск на воду 24.07.82, прием ВМФ 28.12.82;
К-242 – закладка 12.06.82, спуск на воду 29.04.83, прием ВМФ 26.10.83 (с 82-го года по 91-й год - «50 лет Комсомольску-на-Амуре»);
К-264 – закладка 03.04.83, спуск на воду 08.06.84, прием ВМФ 26.10.84.

Освоение подлодок проекта 671РТМ на флотах несколько затянулось. Причиной этого была недоведенность боевой информационно-управляющей системы «Омнибус»: до середины 1980-х гг. система не могла в полной мере решать задачи, возложенные на нее. На субмаринах ранней постройки «Омнибус» доводился во время эксплуатации лодок, что значительно ограничивало боевые возможности.

Наиболее важным усовершенствованием, которое было внедрено на 671РТМ проекте, стало использование принципиально нового типа оружия - стратегических малоразмерных дозвуковых крылатых ракет «Гранат», максимальная дальность стрельбы которых составляла 3 тыс. м. Оснащение крылатыми ракетами атомных подводных лодок превратило их в многоцелевые корабли, которые могли решать широкий круг задач не только в обычной, но и в ядерной войне. Крылатые ракеты «Гранат» по массогабаритным характеристикам от стандартных торпед фактически не отличались. Это позволило применять «Гранат» из штатных торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра.

Пять последних субмарин ленинградской постройки вводились в строй по 671РТМК проекту (комплекс вооружения дополнялся крылатыми ракетами). В дальнейшем КР были дооснащены остальные подлодки проекта 671РТМ.

ПЛА пр.671-РТМ в базе

Некоторым лодкам уже после их вступления в строй были даны «имена собственные». К-414 с 96-го года носит название «Даниил Московский», К-448 (последняя АПЛ проекта 671РТМ, в строй введена после распада СССР) с 10.04.1995 именуется «Тамбов». АПЛ К-138 носит название «Обнинск».

Пожалуй, самым ярким фрагментом в биографии лодок проекта 671РТМ стало их участие в крупных операциях «Атрина» и «Апорт», проведенных силами 33-й дивизии в Атлантике и значительно поколебавших уверенность Соединенных Штатов в возможности своих ВМС решать противолодочные задачи.

Из Западной Лицы 29 мая 1985 года одновременно вышли три подлодки проекта 671РТМ (К-502, К-324, К-299), а также субмарина К-488 (проекта 671РТ). Позднее к ним присоединилась АПЛ проекта 671 – К-147. Разумеется, выход целого соединения атомных подлодок в океан для военно-морской разведки США не мог остаться незамеченным. Начались интенсивные поиски, но они ожидаемых результатов не принесли. При этом действующие скрытно советские атомоходы, сами следили за ракетными подводными лодками ВМС США в районе их боевого патрулирования (например, у АПЛ К-324 было три гидроакустических контакта с АПЛ США, общей продолжительностью 28 часов). Кроме того субмарины изучали тактику действия американской противолодочной . Американцам удалось установить контакт только с возвращающейся в базу К-488. 1 июля операция «Апорт» завершилась.

В марте-июне 1987 года провели близкую по размаху операцию «Атрина», в которой участвовало пять субмарин проекта 671РТМ - К-244 (под командованием капитана второго ранга В. Аликова), К-255 (под командованием капитана второго ранга Б.Ю. Муратова), К-298 (под командованием капитана второго ранга Попкова), К-299 (под командованием капитана второго ранга Н.И. Клюева) и К-524 (под командованием капитана второго ранга А.Ф. Смелкова). Действия субмарин обеспечивались самолетами морской авиации и двумя разведывательными кораблями типа «Колгуев», которые оснащены гидроакустическими системами с протяженными (буксируемыми) антеннами. Хотя о выходе атомных подлодок из Западной Лицы американцы узнали, они потеряли их в Северной Атлантике. Вновь началась «подводная охота», к которой привлекли практически все противолодочные силы американского Атлантического флота - самолеты берегового и палубного базирования, шесть противолодочных атомных подлодок (в дополнение к субмаринам, уже развернутым военно-морскими силами Соединенных Штатов в Атлантике), 3 мощные корабельные поисковые группы и 3 новейших судна типа «Сталворт» (корабли гидроакустической раведки), которые использовали мощные подводные взрывы для формирования гидроакустического импульса. К поисковой операции были привлечены корабли английского флота. По рассказам командиров отечественных подлодок, концентрация противолодочных сил была настолько большой, что казалось невозможно подвсплыть для подкачки воздуха и сеанса радиосвязи. Несмотря на это, атомным подводным лодкам удалось незамеченными достигнуть района Саргассова моря, где советскую «завесу», наконец, обнаружили.


ПЛА пр.671-РТМ на показательных учениях. На заднем плане - ПЛАРБ пр.941

Первые контакты с подлодками американцам удалось установить лишь через восемь суток после того как началась операция «Атрина». АПЛ проекта 671РТМ при этом были ошибочно приняты за ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, что только усилило обеспокоенность военно-морского командования США и политического руководства страны (нужно напомнить, что данные события пришлись на пик «холодной войны», которая в любое время могла превратится в «горячую»). Во время возвращения в базу для отрыва от противолодочных сил американских ВМС командирам субмарин было разрешено применять секретные средства гидроакустического противодействия.

Успех операций «Атрина» и «Апорт» подтвердил предположение, что военно-морские силы Соединенных Штатов при массированном использовании Советским Союзом современных атомных подлодок не смогут организовать сколько-нибудь эффективного противодействия им.

В конце 1985 года сложнейшее подледное плавание совершила К-524 под командованием капитана первого ранга В.В. Протопопова, старший на борту - командир тридцать третьей дивизии капитан первого ранга Шевченко. Замысел похода заключался в том, чтобы пройти в Атлантический океан из Северного Ледовитого океана, обойдя с северо-востока Гренландию. Командира АПЛ за этот поход удостоили звания Герой Советского Союза.

Подводная лодка, войдя в море Линкольна, прошла через мелководные и узкие проливы Робсон и Кеннеди, которые отделяют Гренландию от земли Гранта и земли Гриннела, прошла бассейн Кейна и вышла в Баффинов залив через пролив Смита, после чего отправилась в северную Атлантику.

Маршрут был опасным и чрезвычайно сложным. Он изобиловал мелями, а также айсбергами, которые обильно подбрасывались ледниками Гренландии. Из-за айсбергов в море Баффина безопасных глубин не существовало. Единственным надежным информационным средством в данных условиях была гидроакустика.

К-524 уже в Атлантике встретилась с авианосцем ВМС США «Америка» и скрытно «атаковала» его (естественно, условно). Продолжительность похода составила 80 суток, из которых 54 – на глубинах свыше 150 метров подо льдами. За участие в данной операции капитан первого ранга Протопопов получил звание Герой Советского Союза.

Подлодки проекта 671РТМ первыми освоили трансполярные переходы на Северный театр с Тихоокеанского.

В 1981–1983 годах с целью оптимального распределения многоцелевых атомных подлодок между флотами данные переходы были выполнены построенными в Комсомольске-на-Амуре подлодками К-255 (командир корабля капитан второго ранга Ушаков), К-324 (капитан второго ранга Терехин), К-218 (капитан второго ранга Авдейчик).

В начале 1989 года в соответствии с советско-американскими договоренностями с многоцелевых атомных подводных лодок американских ВМС и советского ВМФ было снято и складировано оружие, которое оснащено ядерными боеголовками. В результате подлодки проекта 671РТМ лишились «Граната» и «Шквала».

Корабли проекта 671РТМ принимали участие в решении как военных, так и сугубо мирных задач. Например «Даниил Московский» под командованием капитана первого ранга П.И. Литвина после обеспечения ракетных пусков из района Северного полюса подводного тяжелого крейсера ТК-20, доставил в закрытый льдами порт Харасавэй в конце августа 1995 года 10 тонн муки и сахара.

29 августа 1991 года у атомных подводных лодок проектов 671, 671РТ, 671РТМ, 945, 945А, 670М буква «К» в тактическом номере была заменена буквой «Б».

В середине 1990-х гг. лодки проекта 671РТМ начали постепенно выводить из боевого состава ВМФ. Из состава Тихоокеанского флота 31 июля исключили К-247, К-492, К-412, которые в общей сложности совершили 12, 10 и 6 автономных походов. К-305 после пожара, произошедшего в 1994 году в турбинном отсеке, в строй не вернулась, и перешла в состав тех. резерва.

Однако «Щуки», пребывая в почтенном возрасте, продолжали демонстрировать свои высокие боевые качества. Об этом говорит случай, который произошел зимой 1996 года в 150 милях от Гебридских островов. Посольство России в Лондоне 29 февраля обратилось к командованию ВМС Великобритании с просьбой оказать помощь матросу подлодки (командир капитан первого ранга Иванисов), который перенес на борту лодки операцию по удалению аппендицита, с последующим перитонитом (его лечение возможно только в условиях стационара). Вскоре больного вертолетом «Линкс» с миноносца «Глазго» перенаправили на берег. Однако британские СМИ не столько умилялась проявлению военно-морского сотрудничества между Россией и Великобританией, сколько выражали недоумение по поводу того, что во время того как в Лондоне велись переговоры, в Северной Атлантике, в том районе, где находилась подводная лодка ВМФ России, проходили натовские противолодочные маневры (кстати, в них участвовал и ЭМ «Глазго»). Но атомоход удалось засечь лишь после того как он сам всплыл на поверхность для передачи матроса на вертолет. По словам газеты «Таймс», русская подлодка продемонстрировала свою скрытность при осуществлении слежения за противолодочными силами. Примечательно, что англичане приняли «Щуку» за более современную (более малошумную) субмарину 971-го проекта.

В состав Северного флота в 1999 году входили субмарины Б-138, Б-255, Б-292, Б-388, Б-14, Б-448, Б-502 и Б-524. В Тихоокеанский флот входили Б-264, Б-305.

К 2006 году На Северном флоте проходят службу пять лодок этого типа. Большая часть остальных находится на консервации.