Как организовать оптовые поставки товаров из китая. Как организовать поставки товара из Китая Как наладить поставку из китая

Ольга Дмитриева – о том, как найти в Поднебесной надёжных поставщиков и посредников

IT-инструменты, которые использует Ольга Дмитриева

  • WeChat
  • Baidu
  • Google Translate

Закупать товары в Китае по низким ценам, чтобы потом продавать их в России с выгодной наценкой, хотели бы многие предприниматели. Но большинство из них останавливают сложности с контролем качества товаров, ненадёжность китайских поставщиков и языковой барьер. О том, как не выходя из дома можно выгодно закупать товары в китайских интернет-магазинах, на оптовых рынках и на фабриках, порталу сайт рассказала эксперт по оптовым закупкам в Китае Ольга Дмитриева.

Ольга Дмитриева (Дми) , предприниматель из Москвы, собственник трёх оптовых компаний, основатель школы бизнеса «Китайберри» , организатор Всероссийской оптовой конференции. Образование: Российский государственный социальный университет. В предпринимательстве - с 2010 года, до этого работала тележурналистом.


Связи решают всё

Есть несколько основных способов выгодно закупать товар в Китае, но то, насколько успешно пройдут эти закупки, определяется главным фактором – наличием надёжных контактов в Китае. Хорошая новость в том, что их несложно получить. При этом ехать в Китай не только не обязательно, но и, на мой взгляд, бессмысленно ­– от личного присутствия вы не получите никакой выгоды даже при наличии переводчика. Более того, если вы собираетесь закупать товар на фабрике, ваше присутствие может навредить – китайцы по умолчанию завышают цену, когда видят иностранца. Какие контакты нам нужны и где их получить, зависит от того, каким способом мы будем делать закупки.

Внутренние китайские сайты

Первое, что приходит на ум, когда речь заходит о закупках в Китае, - это широко известный сайт Aliexpress.com и чуть менее известный Taobao.com. Я не рекомендую там покупать, потому что эти сайты ориентированы на иностранцев, и цены на товары у них сильно завышены.

Мало кто знает, что в Китае есть огромное количество тематических интернет-площадок, где цены на товары ниже в разы. Например, сумка, которая на Aliexpress.com стоит 1000 рублей, а на Taobao.com - 600 рублей, на внутреннем сайте будет стоить 100 рублей.

Найти эти внутренние сайты можно следующим образом: через Google Translate перевести на китайский язык название нужного товара и искать его в китайском поисковике Baidu.com. Поисковик выдаст вам множество площадок, на которых опять же с помощью Google Translate можно совершить покупку. Оплата проводится через площадку. Заказ на внутренних площадках оптимален для розницы или мелкого опта.

Но для того, чтобы получить заказанное, нам потребуется партнёр-посредник, так как внутренние китайские сайты не делают доставку за границу. Этот же посредник сможет для нас проверять товар, прежде чем отправлять его в Россию. Например, китаянка, с которой я работала, когда заказывала товар на внутренних сайтах, фотографировала все вещи, и только после моего одобрения она покупала и отправляла их в Россию. В случае, если вещь была плохого качества, она же возвращала её в магазин.

Где найти партнёра-посредника

Найти посредника в Китае можно двумя способами. Самый простой – обратиться в посреднические компании, которые легко можно найти в интернете. Достаточно прислать ссылку на страницу товара на китайском сайте - компания сделает и получит заказ, проверит его и отправит в Россию. Доставка займёт около 10 дней, комиссия за услуги обычно составляет около 10% от стоимости покупок.

Второй вариант – найти человека, который станет вашим постоянным посредником. Сделать это можно на интернет-форумах «Китайский компот» и «Восточное полушарие» . Там общаются россияне, переехавшие жить в Китай, и готовые предоставлять услуги посредника.

Плюс поиска контактов на форумах ещё и в том, что посредник сможет не только получить и проверить товар в Китае, но и лично привезти его в Россию в багаже, если речь идёт о не слишком большом объеме. Это весьма распространенная практика, и может быть удобно, если товар нужен срочно. Кроме того, контакты понадобятся, если мы решим закупать товар на китайских оптовых рынках.

Китайские оптовые рынки

Если нам нужен мелкий или средний опт, то в Китае работают рынки с хорошим ассортиментом и ценами, например, Хуэй Мэй и Джун Шан Ба Лу. При слове «рынок» многие представляют себе ряды с товарами не лучшего качества, но в действительности там продаются также и хорошие качественные товары, отобрать которые опять-таки может помочь посредник.

На китайских рынках торгует огромное количество наших бывших соотечественников. Помимо «точек» на рынке у них есть страницы в китайской социальной сети-мессенджере WeChat. Это бесплатное приложение, похожее на WhatsApp, но с возможностью размещать фотографии. Именно через приложение ведут торговлю поставщики с китайских рынков. Найти их поможет посредник, которому поручаем отправиться на рынок и собрать контакты продавцов нужных товаров. Один контакт будет стоить около 10 долларов.

Торговля через WeChat настолько отработана, что у большинства продавцов на рынке есть карты российских банков, так что оплачивать товар очень легко. Если же у нужного продавца не оказалось такой карты, через те же форумы можно найти человека, который примет оплату в рублях на свою карту и сделает перевод продавцу в юанях.

Китайские фабрики

Самые лучшие цены на товары из Китая всегда на фабрике. Но есть ограничение – фабрика торгует только крупным оптом, обычно это не менее 1000 единиц товара или 100 кг веса. Для закупки на фабрике необходим представитель, который будет вести переговоры, обязательно китаец. Малому бизнесу самостоятельно работать с фабрикой затруднительно – начиная с того, что для заключения контракта необходимо оформлять документы участника ВЭД, и заканчивая тем, что для эффективной работы с фабрикой нужно иметь своего сотрудника в Китае в качестве представителя.

Считается, что представители фабрик есть на сайте Alibaba.com, но в большинстве случаев это не так. В основном там продают перекупщики, нередки случаи мошенничества, не советую покупать там.

Для работы с фабрикой я бы однозначно рекомендовала пользоваться услугами компаний-посредников, которые подберут надёжных поставщиков, возьмут на себя заключение контракта и перевод средств. Их услуги будут стоить около 4% от стоимости товаров, но зато они договорятся о лучшей цене и возьмут на себя многие риски.

Как снизить риски

Принимая во внимание человеческий фактор при работе с Китаем, полностью риски исключить невозможно, тут не нужно питать никаких иллюзий. Если вы ищете контакты посредников и поставщиков самостоятельно, то начинать работать с новым человеком всегда нужно осторожно, увеличивая объём заказов постепенно. Намного лучше покупать контакты уже проверенных поставщиков (их продают компании-посредники), в этом случае риск намного меньше. Три контакта проверенных поставщиков необходимого товара будут стоить около 50 долларов, но помогут сэкономить вам намного больше.

При работе с китайцами я бы рекомендовала не повышать резко объём заказов у одного поставщика или через одного посредника. То есть, если вы заказываете товар на тысячу долларов, а теперь хотите сделать заказ на пять тысяч, лучше найти другого проверенного поставщика, который работает с таким объёмом.

Единственный способ максимально обезопасить себя при работе с Китаем – работать через российскую компанию-посредника по договору, в котором будет прописано, что, в случае если товар не придёт, либо окажется ненадлежащего качества, посредник возмещает его стоимость полностью. При работе с фабриками, когда цена и объём закупок большие, я бы советовала работать только так.

В любом случае, учитывая, что наценка на товары из Китая может составлять сотни процентов, работа через посредников будет выгодной.

Мир наполнен товарами китайского производства настолько, что бывает сложно отыскать на полках что-нибудь, сделанное в Европе или США. Продукцию из Китая доставляют преимущественно оптом, и это удешевляет стоимость еще больше. Как организовать поставки.

Еще относительно недавно качество китайских товаров было настолько низким, что торговля ими считалась делом невыгодным. В течение десяти лет промышленность Китая развивалась таким образом, что сегодня уже никому в голову не придет сказать, что китайские товары не заслуживают доверия.

Китайское трудолюбие стало синонимом умения работать, а товары из Китая окружают нас. Вполне вероятно, что и сейчас вы сидите за китайским столом, пьете чай из китайской чашки, а под рукой у вас китайская компьютерная мышка. Производители всеми силами стараются расположить в Китае свои заводы.

Иногда начинает казаться, что в мире почти не осталось товаров, произведенных не в Китае. Недорогие товары – от кухонной утвари до сложной техники заполонили полмира и продолжают безостановочно распространяться, вовлекая предпринимателей в сферу сотрудничества.

Китайские товары доставляются преимущественно оптом, что значительно удешевляет их стоимость. При хорошо скоординированной работе заказчика и производителя поставки товаров происходят быстро. Если вы решили импортировать товары из Китая, прежде всего, определите, как именно вам удобно организовать поставку. Возможны три варианта работы.

Вариант первый. Напрямую

Вы будете сотрудничать с производителем непосредственно. Потенциально этот вариант может быть самым выгодным, если вами будут соблюдены следующие условия:

  • Вы обладаете большим положительным опытом закупки китайской продукции, при этом прекрасно умеете составлять контракты о внешнеэкономической деятельности и все необходимые сопроводительные документы, можете организовать проверку качества, перевозку и правильно пройти оформление товаров на таможне.
  • Хорошо владеете английским, а лучше китайским, деловым языком.
  • Вам не чужд процесс торговли с китайскими товаропроизводителями относительно условий и цены поставок.
  • В случае необходимости вы сможете организовать срочную поездку в Китай.
  • Если вы понимаете, что не в состоянии обеспечить эти условия, вам грозят серьезные проблемы и убытки.

Вариант второй. Сотрудничество с торговыми компаниями

Торговая компания в отличие от производителя, не владеет производством, а перекупает товары у производителя и прибавляет собственную маржу к цене.

Сотрудничая с торговой компанией, вы будете сталкиваться с теми же условиями и проблемами, что и при прямой работе с производителем. Однако есть и особенности, в том числе приятные:

  • Ассортимент продукции значительно шире.
  • Сотрудники торговых компаний гораздо лучше владеют английским языком, что облегчает общение.
  • В компании точнее понимают сложности процедуры экспортирования.
  • Объемы заказом могут быть не очень большими.

И не очень приятные:

  • Более высокая, чем при прямом сотрудничестве, цена на товар.
  • Могут возникать проблемы с качеством.
  • Сложности с правами на интеллектуальную собственность.
  • Вы не сможете контролировать производителя.

Вариант третий. Работа с профессионалами

Компании, организующие поставки из Китая не оказывают таких услуг как регистрация компаний или приобретение недвижимости в Китае. Для них поставки – основной и единственный род деятельности. Консалтинговые компании, которые нередко декларируют себя как компании, занимающиеся поставками, таковыми, как правило, не являются. Профессиональные консультации от опытных компаний полезны, но их недостаточно, чтобы импорт из Китая стал успешным.

Отличительная черта профессиональных компаний, организующих поставки, – наличие офисов в Гонконге и(или) Китае. В распоряжении таких компаний обширные базы надежных производителей, их сотрудники прекрасно знают китайский менталитет, используют наработанные схемы организации поставок, минимизируют риски и помогают повысить прибыльность поставок.

Компания, в идеальном случае, должна стать вашим представительством в Китае, и взять на себя функции:

  • Подбора производителей.
  • Получения образцов и передачи их вам.
  • Договоренностей о выгодных ценах и условиях с производителями.
  • Составления и подписания внешнеторговых контрактов.
  • Организации производства с вашей торговой маркой.
  • Контроля над выполнением заказов и постоянного общения с производителями.
  • Проверки количества и качества продукции перед отправкой.
  • Проверки надлежащего оформления всех документов.
  • Организации доставки и таможенной очисткой грузов.

Выбирая компанию, убедитесь в абсолютной прозрачности ее работы и заинтересованности в долгосрочных деловых отношениях. Если вы правильно выберете компанию, занимающуюся организацией поставки товаров, данный вариант станет самым выгодным из трех представленных, и позволит импортировать китайские товары с наименьшими затратами.

Независимо от того, какие именно товары вы поставляете из Китая, помните о правилах, которые должен соблюдать каждый импортер:

Подбирая поставщиков в Китае, воспользуйтесь интернет-ресурсами (сайты GlobalSources.com, Alibaba.com, Made-in-China.com и т. д.) и побывайте на торговых выставках, где представлены китайские производители.

Перед окончательным выбором проведите аудит потенциального партнера, чтобы убедиться в его производственных возможностях. Обязательно запросите у производителей образцы их продукции и цены на нее. Обычно образцы предоставляют бесплатно, вам придется оплатить доставку пробников из Китая.

Убедитесь в том, что поставщик понимает ваши требования и разобрался со спецификациями. Если вы не знаете китайского языка, позаботьтесь о том, чтобы спецификации сопровождались пояснениями, чертежами и рисунками. Спецификации должны быть детализованными. Установите уровень качества продукции, чтобы избежать поставки бракованного товара.

Систематически проверяйте качество продукции перед ее отгрузкой. Хорошо, если вы сможете следить за качеством товара на ранних этапах производственного процесса, чтобы предотвратить выявление брака в последний момент. Продукт, производимый в Китае, не должен противоречить стандартам страны-производителя. Предложите поставщику провести сертификацию и экспертизу в лаборатории, которая обладает соответствующими полномочиями.

Составьте четкий план поставки, предусмотрев «запасную» неделю до прибытия товара. Постарайтесь встретиться с поставщиком в Китае, чтобы лично установить деловые отношения. Не принимайте от поставщиков объяснений вроде «Это невозможно»...

Множество людей, уже имеющих свой стабильно работающий бизнес, а также те, кто только-только начинает свое дело, уже знают, что закупка товаров напрямую в Китае – это один из интереснейших и очень выгодных путей заработка на сегодняшний день. В основном потому, что себестоимость товара, произведенного в Китае, достаточно низкая, а значит, торговую наценку и, соответственно, свою прибыль бизнесмен может смело завысить и заработать гораздо больше денег.

Что касается качества производимой в Китае продукции, то оно с каждым годом только растет, поскольку на сегодняшний день Китай является самой крупной промышленной страной в мире, и с этим трудно поспорить. Промышленное производство китайских товаров по качественным показателям нисколько не уступает аналогам из других стран.

Еще недавно мало кто из бизнесменов мог похвастаться тем, что организовал прямые поставки товаров из Китая, казалось, что это очень сложно и доступно лишь немногим, поэтому конкуренции практически не было. Зато сегодня ситуация в корне поменялась, российско-китайское экономическое сотрудничество приобрело новый статус, значительно укрепилось и постоянно развивается. В связи с этим все больше и больше российских компаний имеют возможность работать с китайскими поставщиками напрямую, минуя всевозможных посредников, и с каждым днем происходит неизбежный рост конкуренции.

Бизнесмены понимают, что если не принять никаких попыток к установлению прямого сотрудничества с Китаем сейчас, то можно безвозвратно упустить и время, и возможность быстро заработать, и свою долю рынка. Но, несмотря на это понимание, у многих остаются вопросы, а налаживание контактов с китайскими партнерами практически на каждом этапе сопровождается сложностями. Цель данной статьи – помочь бизнесменам понять, как правильно организовать работу с Китаем и ответить на самые актуальные их вопросы.

Каким образом найти нужного производителя?

Китай – второе по величине государство в мире, однако судя по количеству промышленных предприятий и заводов, находящихся его на территории, Китай смело можно назвать ведущей промышленной страной мира. Экономика Китая уникальна и на сегодняшний день находится вне конкуренции. Всем известно, что в Китае производится практически все, начиная от сложного, высокотехнологичного производственного оборудования и заканчивая одеждой и сувенирами.

Российским компаниям есть, где разгуляться, ведь в Китае можно выгодно купить абсолютно любой товар. Но как же среди этого многообразия предприятий выбрать действительно надежного поставщика, успешное сотрудничество с которым и ляжет в основу будущего бизнеса?

  • Alibaba.com
  • Madeinchina.com
  • Taobao.com

Здесь можно найти подробную информацию о китайских производителях, а также просмотреть их актуальные предложения с указанием цены и описание всех необходимых условий поставки. Кроме того, с каждым из производителей можно тут же на сайте общаться онлайн посредством отправки сообщений на английском языке. Это позволит более оперативно обсудить дальнейшее сотрудничество и прийти к соглашению.

Конечно, можно и лично отправиться в Китай на поиски надежного делового партнера, и это самый будет самый верный способ установить действительно стоящее и выгодное сотрудничество. Но перед этим следует внимательно изучить информацию о том, какие в Китае на ближайшее время запланированы специализированные выставки, а также найти хорошего переводчика. Многие китайские компании с удовольствием приглашают иностранных партнеров в свои офисы, магазины и на производство, чтобы они лично могли убедиться в качестве предлагаемого товара.

Те, кто желает сэкономить время, как правило, привлекает к поискам поставщика специализированную организацию-посредника, которая уже имеет необходимую базу поставщиков, и за определенное вознаграждение быстро и с удовольствием поможет в выборе китайского делового партнера, проведет с ним переговоры и оформит все необходимые документы по сделке. На первом этапе сотрудничества с Китаем помощь посредника в выборе будущего поставщика – это самое оптимальное решение.

Как стать участником внешнеэкономической деятельности?

Все товары, которые ввозятся на территорию России из-за границы, проходят очень тщательную проверку на таможне. Если поставки из Китая будут постоянными, то бизнесмену в первую очередь необходимо будет зарегистрироваться в таможенной службе в качестве участника внешнеэкономической деятельности. Для этого нужно подготовить специальный пакет документов (в том числе учредительные, банковские и прочие документы, а также заявление по установленной форме) и получить карточку участника внешнеэкономической деятельности. Карточка значительно упростит все таможенные процедуры в отношении бизнесмена и его товаров.

Все денежные расчеты будут производиться в иностранной валюте, поэтому для расчетов с китайской компанией за товары следует открыть в своем банке специальный валютный счет. Именно с него будет оплачиваться покупка товаров в Китае, а рубли будут по текущему курсу переводиться в иностранную валюту.

Однако следует помнить, что банк переведет деньги только в том случае, если контракт с иностранной компанией будет оформлен должным образом, и сумма к оплате за товар в этом контракте будет четко оговорена. Кроме того, на каждую сделку банк будет оформлять специальный документ – паспорт сделки, который затем потребуется на таможне.

Как привезти товар и ускорить процесс проверки на таможне?

К счастью, на сегодняшний день, как в России, так и в Китае достаточно много транспортных компаний, готовых перевозить самые различные грузы. Бизнесмену остается только выбрать ту компанию, которая предложит лучшую цену и сроки доставки. Важно найти оптимальный баланс между ценой и сроком доставки, поскольку очень часто слишком низкая цена –это гарантия сорванных сроков.

Выбор транспортной компании для перевоза товаров из Китая

В стандартный пакет документов для выпуска товара из таможни входят:

  • Инвойс (документ, в котором указывается количество ввозимого товара, его характеристики и цена, его делает и предоставляет китайская компания-продавец);
  • Паспорт сделки;
  • Сертификат на ввозимый товар (выдается специализированной российской организацией на большую часть товаров народного потребления, которые ввозятся в Россию из других стран).

В зависимости от выбранного товара указанный перечень может быть дополнен.

На сегодняшний день есть профессиональные посредники, которые знают все нюансы таможенного оформления тех или иных товаров, консультируют и помогают бизнесменам правильно оформить все документы, существенно ускорив выпуск товара из-под таможенного режима. При первом ввозе товаров из Китая в целях экономии времени и денег настоятельно рекомендуется воспользоваться услугами таких посредников.

По выбранному вами товару. Теперь самое то узнать какие же есть схемы работы с выбранными вами поставщиками? Схем этих, на самом деле, много и все очень зависит от товара, с которым вы работаете.

Сегодня мы рассмотрим наиболее распространенные схемы работы интернет-магазина с поставщиками . Узнаем как продавать без склада и стоит ли работать только с иностранными поставщиками.

Схема №1. Работа только со своим складом.

Данная схема подразумевает закупки только к себе на склад без единичных закупок “под заказ”. Эта схема наиболее распространенная в розничной торговле, так как в том случае покупатель приходит целенаправленно в магазин и хочет уйти из него уже с товаром.

Вы заранее оформляете все заказы у поставщиков, изначально зная что требуется вашим покупателям. Поддерживаете необходимое количество всех товаров исходя из спроса для того, чтобы всегда можно было его быстро реализовать. Предостерегаю от одной из на старте – не закупайте сразу все, .

Рассмотрим как выглядит эта схема наглядно:

Мы видим, что срок от оформления заказа покупателем до получения денег практически минимален, так как товар у нас уже на складе. То есть главный плюс: наличие товара в любой момент. При условии грамотных закупок, разумеется.

Используя тот способ, мы увеличиваем оборачиваемость товара и .

Плюсы данного способа работы:

Доставка в кратчайшие сроки. А это неплохое для ваших покупателей;

Деньги вы получаете гораздо быстрее;

Лояльность покупателей повышается, так как они довольны быстрой доставкой;

Возможность работать как розничный магазин или как при наличии необходимых площадей.

Минусы данного способа

Необходимы внушительные складские помещения для хранения товаров;

Данная схема крайне нежелательна для старта, так как вы не можете со 100% гарантией знать что будет популярно, а что нет;

Требуется гораздо бОльший оборотный капитал и ;

Высокие риски в случае сезонности товаров, а также в случае колебания спроса

Резюме: данный способ наиболее хорошо подходит розничным магазинам с возможностью заказов товара через интернет. Или при , когда нужно заказывать сначала все себе.

А в этом видео я рассказываю когда имеет смысл закупаться товарами, если вы будете работать со своим складом:

Схема №2. Работа только под заказ.

Вышла моя новая статья, целиком посвященная дропшиппингу для интернет-магазина –

Данная схема, пожалуй, является мечтой всех предпринимателей, так как нет необходимости держать большой склад и рисковать большими товарными остатками в случае резких колебаний спроса или других форс-мажорных ситуаций.

А вот моё видео, в котором я рассказываю основные плюсы и минусы работы по дропшиппингу:

Суть этой схемы проста до безобразия, но при этом так же трудна в реализации.
При получении нового заказа, интернет-магазин формирует заявку на закупку товара у поставщика. Если согласно договору с поставщиком требуется предоплата, то интернет-магазин производит ее вместе с передачей заявки, предварительно уточнив наличие товара у поставщика.
Заявка попадает к поставщику и он начинает готовить товары к отгрузке. Далее возможны два варианта:
1. Поставщик отгружает товары интернет-магазину, а тот, в свою очередь, отгружает их заказчику.

2. Поставщик отгружает товары сразу к заказчику своими силами без дополнительного привлечения интернет-магазина. Данный способ работы еще называется “dropshipping” или “Прямая поставка”.

Оба способа хороши. Используя подобную схему, есть как положительные стороны, так и большие риски. Рассмотрим их подробнее.

Плюсы работы по схеме “без склада”

Наиболее удобная схема работы при отсутствии начального капитала, так как не требуется никаких вложений в товар;

Отсутствие складских помещений. Или минимальный их размер для приема/отправки заказов;

При сотрудничестве с несколькими поставщиками существует возможность быстро расширить свой ассортимент без дополнительных закупок;

При использовании “прямой поставки”, поставщик может отправлять товары от имени интернет-магазина.

Минусы подобной схемы тоже очевидны:

У поставщика может не оказаться товара, который уже оплатил конечный покупатель;

Сроки доставки существенно увеличиваются за счет длительности оформления и доставки заказа. Это особенно актуально ля больших городов;

В случае “Прямой поставки” интернет-магазин не может грамотно контролировать качество товара, предоставляемого покупателю;

Ошибки поставщика (наличие товара, сроки доставки, качество товара) целиком и полностью отражаются на репутации интернет-магазина, от имени которого идет продажа.

Резюме: данная схема больше всего подходит для старта работы интернет-магазина, так как вложения в товар практически отсутствуют. Определенные риски можно компенсировать, используя третью схему работы с поставщиками для интернет-магазина.

Схема №3. Свой склад плюс работа под заказ.

Это наиболее популярная и надежная схема работы интернет-магазина и поставщиков, так как в этом случае интернет-магазин имеет у себя на складе наиболее популярные товары, а менее ходовые товары заказываются у поставщика.

Данная схема содержит в себе обе предыдущие схемы со своими плюсами и минусами. Часть товара, пользующегося спросом есть на складе, менее популярный товар заказывается по необходимости.

Возможны три варианта развития событий в зависимости от товаров, которые были оформлены в корзине покупателем.

1. Покупатель оформил заказ, в котором только популярный товар. В таком случае процесс обработки и доставки заказа сводится к упаковке заказа и его отправке. Деньги вы получаете быстро. На рисунке выше это путь №1.

2. Покупатель оформил заказ, в котором только непопулярные товары. В таком случае заказ сначала отправляет к поставщику, а оттуда, в зависимости от условий работы с поставщиком, отправляется в интернет-магазин или сразу к покупателю. На рисунке выше это путь №2.

3. Покупатель оформил заказ с товарами, которые есть на складе и которые надо дозаказывать у поставщика. Далее покупатель или ждет пока интернет-магазин получит недостающие товары у поставщика, или ему сначала отправляются товары со склада, а потом отправляются дозаказанные товары. На рисунке выше это пути №1 и №2.

Плюсы :

Не требуются совсем большие складские площади для хранения всего ассортимента товаров;

Возможность быстро отправить популярные товары;

Минимальные риски в случае изменения спроса или косвенных факторов. Вы всегда сможете сделать распродажу залежавшихся товаров;

Лояльность покупателя повышается за счет быстрой и оперативной доставки.

Минусы :

В случае если в заказе есть товары, который нет на складе – требуется дополнительное время на их заказ у поставщика;

Частичная зависимость от поставщиков, так как часть ассортимента все-таки находится на их складах;

Зачастую не всегда оперативное владение информацией о наличии товаров на складах поставщиков. Отсюда могут быть проблемы с оформлением заказов, для которых требуется дозаказ у поставщиков. Оцените ваших поставщиков и поймете с кем лучше работать;

Резюме: данная схема наиболее эффективна с точки зрения продаж. Даже на старте интернет-магазина, если вы заранее можете предугадать спрос по тем или иным товарным позициям, можно иметь небольшое количество товара под заказ.

В качестве заключения отметим, что наиболее предпочтительна как для старта так и для длительной работы интернет-магазина. Идеальная ситуация: вы держите достаточные товарные остатки ходовых товаров и по 1-2 товара для непопулярных товаров. Таким образом вы сможете обслужить большинство заказов без траты времени у поставщиков.

В будущем мы расскажем как правильно поддерживать товарные запасы исходя из статистики, а также как автоматизировать процесс подсчета закупки необходимого количества товаров у поставщиков. А также мы поведаем о том как правильней выстроить работу с иностранными поставщиками .

На современном рынке произвести самый дешевый товар – уже недостаточно. Нужно еще доставить его до покупателя. Как компаниям удается возить грузы по России дешевле конкурентов?

Экспансия бизнеса требует немалых расходов. Отечественные и транснациональные компании стремятся «завалить» своими товарами всю страну. И чтобы опередить конкурентов, необходимо не только оперативно подвозить грузы, но и делать это по возможности дешево. Получается не всегда. Традиционная российская проблема – слабая транспортная инфраструктура – делает поставки дорогими. Уровень издержек, которые вынуждены нести предприниматели, несопоставим с аналогичными расходами в Европе или США. Доля всех затрат на логистику при организации поставок может достигать 80 – 90%. Cюда также входят расходы, связанные со складским хранением, таможенным оформлением, на персонал, испорченные запасы. Непосредственно на транспортировку может приходиться порядка 60% издержек. В Европе обычно они не превышают 35 – 40%. Естественно, сказывается это и на последующей себестоимости продукции. Только по официальной статистике транспортные затраты в России достигают 20% против 7 – 8% в странах с развитой рыночной экономикой. Независимые эксперты и вовсе считают, что их доля доходит до 30%. Каждая компания пытается найти свой наиболее эффективный путь организации системы поставок. Определить универсальный способ пока никому не удалось. Слишком уж много подводных камней на отечественном рынке логистических услуг.

Причудливые дороги

Разработать оптимальный маршрут транспортировки своих товаров по России – задача непростая. Часто знания общих фактов об организации перевозок оказывается недостаточно. Даже простая поставка из одного города в другой может оказаться слишком дорогой, если ошибиться с перевалочным пунктом или способом транспортировки.

Конечно, существуют и стандартные правила. Так, самым дорогим традиционно является авиатранспорт, который в основном используют в случаях, когда важна максимальная срочность доставки груза, или при перевозке дорогих товаров. Наиболее дешевые перевозки – по воде, но внутри России часто предпочтительнее воспользоваться услугами железнодорожников. По сути, это и безальтернативный способ доставки товаров из стран континентальной Азии. Перевозить железной дорогой дешевле, чем траками, однако дольше по времени. Автотранспорт дороже железнодорожного на долгих перегонах, но лучше всего подходит для перевозки грузов на относительно небольшое расстояние (200 – 500 км), а также в тех регионах, где хорошо развита сеть дорог, скажем, из стран ЕС и СНГ в европейскую часть России. Каждый выбирает способ транспортировки соответственно своим потребностям и доходам. Например, автодоставка «от двери до двери» по направлению Москва – Красноярск за 7 дней будет стоить на 70% дешевле, чем срочная авиадоставка в течение 2 – 3 дней.

Оптимально подобрать маршрут, исходя из соотношения цены и качества, иногда непросто. Приходится делать выбор в пользу на первый взгляд более дорогой услуги. На самых популярных направлениях мощностей железной дороги часто уже не хватает на всех желающих. Так, некоторые поставщики уже были вынуждены перейти на поставку товаров из Калининграда в Москву автомобильным транспортом. В некоторых случаях целесообразно принять нестандартные решения, чтобы сэкономить время и деньги на перезагрузку товара и оптимизировать процесс. «В города Сибири мы можем доставлять грузы автотранспортом, что позволяет гарантировать сроки доставки и уменьшить общее количество перевалок», – соглашается директор по продажам и маркетингу группы компаний Armadillo Леонид Зондберг.

Естественно, при перевозке в регионы или при организации транзита через Россию редко удается ограничиться только железной дорогой или баржей. Приходится использовать мультимодальные перевозки (комбинирующие два и более видов транспорта). Однако в России на состыковке маршрутов пока теряется достаточно много времени. Перезагрузки, доставки грузов до складов обходятся дорого. В мире с целью экономии часто используют контейнеры. В этом случае товар загружается один раз – у поставщика – и выгружается уже на складе. Дальше можно пользоваться на выбор морским, железнодорожным или автомобильным транспортом. То есть контейнер просто перегружается в местах стыковки. Но пока доля таких грузов в общем объеме перевозок по российским железным дорогам весьма невелика – около 30%. Одна из причин – отсутствие специальных терминалов.

Почти евросервис

Дополнительная задача при организации поставки – наладить информационное взаимодействие между железной дорогой, автотранспортными предприятиями, судоходными линиями, портовыми терминалами и таможенными органами. Нужны общие информационные системы, которых не хватает. Пока проблематично получить, например, сведения о подходе судов под погрузку и выгрузку, об авариях автотранспорта во время рейса, о таможенных нарушениях в оформлении перевозочных документов в той или иной точке страны. Как следствие, возникают проблемы с контролем над выполнением контрактов. В этой ситуации компании, занимающиеся организацией перевозок, в том числе и связью между различными видами транспорта, не могут обеспечить своим клиентам надежный сервис. Неудивительно, что при таком количестве проблем даже некоторые из крупных транснациональных логистических компаний не смогли закрепиться на российском рынке и, пожертвовав потенциальными прибылями, вынуждены были его оставить. К примеру, одна из них недоотгружала в срок до 10% клиентских грузов.

Вместе с тем необходимо решать проблему – в чем везти грузы. Многие предлагают свою собственную тару: контейнер, вагон или фуру. Часто это оказывается дешевле, чем заказывать емкости для перевозки непосредственно у транспортников. Ну и главная сопутствующая проблема – организация складского хранения. Наиболее развитый в этом отношении – Московский регион, немного необходимых современных складских площадей существует в Северо-Западном регионе, еще можно назвать Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар и Поволжье. В остальных российских регионах современные склады появляются, но система в целом находится в зачаточном состоянии. Даже в Москве с учетом роста оборотов торговых сетей спрос составляет не менее 5 млн кв. м, а реальное предложение ненамного превышает один миллион. Леонид Зондберг добавляет: «В наиболее экономически развитых регионах страны современных складов класса «А» и «В» существенно не хватает. Спрос на качественное хранение высок, а предложение пока не соответствует необходимым объемам. На долю таких площадей приходится менее 40% складской недвижимости, из которых 60% сосредоточено в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Если говорить о стоимости, то для качественных складов, допустим в Санкт-Петербурге, средняя арендная ставка за 1 кв. м в год составляет $120. В регионах эта цифра меньше – $60». В Москве, например, цены почти в два раза выше, чем в Восточной Европе.

Лучше уж мы сами?

Первый выбор, который должна сделать компания, – осуществлять перевозки самостоятельно или переложить эту работу на специализированную компанию. Решение непростое: ведь соблазн сэкономить велик. Во-первых, отсекаются посредники. Во-вторых, можно получить прибыль от дополнительных перевозок уже в свой собственный бюджет. Со стороны этот вариант действительно кажется привлекательным. Логистические компании неофициально говорят о рентабельности своего бизнеса в 16 – 18%. Наиболее высоки доходы фирм, предоставляющих интегрированные логистические решения, включающие, помимо перевозки, услуги по ответственному хранению и даже по дистрибуции товара. О таких прибылях в странах с эффективной транспортной системой могут только мечтать. Между тем сервис, который компании приобретают, часто не оправдывает ожиданий. По мнению экспертов, даже западные логисты, оказывающие услуги в России, нередко понижают общий уровень требований к сотрудникам до среднего уровня по рынку. Более того, сейчас нет компании, способной без привлечения сторонних партнеров выполнить заказ клиента по всей территории страны.

В результате крупные компании, постоянно связанные с перевозкой своих грузов, например металлурги или нефтяники, создают собственные транспортные подразделения или фирмы. Удовольствие возить свой товар самостоятельно, правда, не из дешевых и оказывает влияние на всю бизнес-модель компании. Совокупная стоимость проекта по организации системы поставок в один или несколько регионов может обойтись от $100 000 до нескольких миллионов. Старший менеджер Deloitte CIS Алексей Марткович рассказывает: «Бывали ситуации, когда частная компания подсчитывала, что эффективней осуществить перевозку грузов самостоятельно, и создавала для этой цели специальные транспортные подразделения. Например, такие решения принимались при дистрибуции по мегаполису. Иногда такие проекты заканчивались неудачей – персонал просто не справлялся с теми задачами, которые перед ним ставились. Особенно это касалось планирования поставок».

Впрочем, дело не только в качестве персонала. Гендиректор компании «ЮКОС-Транссервис» Игорь Асатуров утверждает: «Экономия достигается, например, за счет ускорения оборачиваемости и сокращения времени простоя под погрузкой. Второй путь увеличения прибыли – укрупнение груза за счет большей загруженности транспортной единицы, скажем, использование вместо 60-тонных цистерн вагонов большего объема». «Окупаемость транспортного проекта зависит от создания оптимального плана перевозок. Крупным промышленным холдингам достаточно сложно соединять входящие и исходящие транспортные потоки, минимизируя издержки на порожний пробег вагонов. Логистическая компания решает проблему за счет большого количества клиентов. В одну сторону она везет грузы одних клиентов, обратно – других. Кроме того, цены на вагоны растут, и увеличивается потребность в капиталовложениях», – считает финансовый директор «Новой перевозочной компании» Юрий Гайченя.

Ищу логиста

Раньше многие крупные компании старались минимизировать свою работу в условиях российской транспортной системы. Они просто подвозили товар до общего склада внутри страны. Дальнейшая доставка груза по регионам или до конечного потребителя была уже проблемой дилера. Но сейчас ситуация меняется. «Большинство компаний, работающих в стране, постепенно отказываются от «самовывоза». Такова тенденция рынка, и дистрибуторы все чаще предпочитают сервис, который включает доставку до склада. Одновременно эта практика помогает соблюсти систему единого ценообразования на территории России и избежать случаев, когда товар покупался в Москве якобы для удаленных регионов со скидкой, а затем перепродавался сразу за пределами МКАД. Однозначного ответа, какой из вариантов лучше, нет, во многом это зависит от стратегии продаж и используемых каналов дистрибуции, которые могут отличаться для различных категорий товаров. Например, при «самовывозе» дешевле прайс-лист, поскольку в цену не включается транспортировка по России. Так что переход на систему «прямых поставок» может привести к повышению стоимости, чем теоретически могут воспользоваться конкуренты. Одна компания пересчитала уровень расходов после смены способа поставок. В итоге среднее увеличение себестоимости составило 8%. С другой стороны, в этом случае компания может управлять ценой, нивелируется разница в расходах, которые несут дилеры. Что касается дополнительных издержек, то можно пробовать разделить расходы по регионам, где работает фирма, или просто установить среднюю отпускную цену по всей России», – рассказывает Андрей Марткович.

Как следствие, компании все чаще вступают в переговоры с логистами. Как лучше отладить поставку, полагаясь на новых партнеров, единого рецепта пока нет. Некоторые предпочитают доверить перевозку крупной компании. Но обычно одной обойтись никому не удается, – приходится сотрудничать с 3 – 4 крупными или средними операторами. Так возить грузы эффективнее, тем самым поставщик страхует риски. Ведь не исключается банкротство какого-либо перевозчика или его перезагруженность в пик сезона. Мощности ограничены и у лидеров рынка логистики. Некоторые производители, наоборот, предпочитают работать с большим количеством мелких игроков (с парком до 10 траков). Таким образом можно получить более выгодные условия по цене, да и сами логисты более заинтересованы в крупном клиенте. Если учесть, что сейчас в стране насчитывается несколько тысяч независимых перевозчиков, выбор у них есть.

Между тем большинство самих логистов прогнозируют грядущее укрупнение игроков на своем рынке. Работать в условиях современной инфраструктуры небольшим компаниям все тяжелее. Если так, то размер транспортных издержек на какое-то время может подскочить. Ведь у поставщиков снизится возможность для маневра, а крупные логисты могут поднять расценки. Но если гарантий своевременной доставки грузов прибавится, то крупные компании готовы будут с этим смириться.

КРИЗИС РОСТА

В 2004 – 2006 ГОДАХ РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ УВЕЛИЧИЛСЯ НА 35,5% – С $24,5 МЛРД ДО $33,2 МЛРД. Однако транспортная инфраструктура страны, по данным официальной статистики, с каждым годом все менее соответствует требованиям перевозчиков. ОТСУТСТВУЕТ РАЗВИТАЯ ПОДЪЕЗДНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА НА ПОДХОДАХ К МОРСКИМ ТОРГОВЫМ ПОРТАМ (ни один из 16 крупнейших российских портов не имеет прямого соединения с сетью федеральных автодорог). Железнодорожные подъездные пути уже не справляются с резко возросшим потоком грузов. Восемь из десяти узловых аэропортов не имеет пассажирского железнодорожного сообщения. Кроме того, сейчас ОКОЛО 25% ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РАБОТАЕТ В РЕЖИМЕ ПЕРЕГРУЗКИ, особенно на подходах к крупным городам. «Узким местом» также считаются мостовые переходы через крупные естественные преграды (реки и горные массивы), участки, проходящие по улицам городов, обходы городов и подходы к морским торговым портам. ТОЛЬКО 59% АЭРОДРОМОВ ИМЕЕТ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНУЮ ПОЛОСУ С ИСКУССТВЕННЫМИ ПОКРЫТИЯМИ, на остальных аэродромах – грунтовые полосы. Порядка 70% взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями построено БОЛЕЕ 20 ЛЕТ НАЗАД. Из них за последние десять лет РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРОВОДИЛАСЬ ЛИШЬ НА 24%