Особенности концепции развития выставочной деятельности российской федерации. Концепция развития выставочно ярмарочной деятельности в рф. Цели концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности РФ

МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ И КОНГРЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Судебная практика и законодательство - Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2014 N 1273-р (ред. от 14.04.2016) <О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации> (вместе с "Планом мероприятий по реализации концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации")


Внесены изменения в план мероприятий по реализации Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 1273-р, предусматривающие создание механизма участия бизнеса в формировании перечня международных выставок, включая отраслевые и тематические выставки, финансируемые государством, сокращение сроков утверждения перечня выставок на очередной год и процедур обеспечения участия в них российских экспортеров, утверждение критериев и ключевых показателей эффективности в отношении проводимых международных выставок, финансируемых государством


Выставочно-ярмарочная деятельность занимает важное место в развитии российской экономики.

Выставочно-ярмарочная деятельность создает условия для реализации целей и задач стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р., направленных на увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства; увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг; увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров.

Ежегодно в выставках принимают участие около 140 тысяч российских экспонентов и около 20 тысяч зарубежных компаний. По количеству выставочных площадей лидирует г. Москва, на которую приходится около 62%, на втором месте находится г. Санкт- Петербург-11% площадей, на долю остальных регионов России приходится около 27%.

Вместе с тем, обеспеченность регионов выставочно-ярмарочными площадями недостаточна. В настоящее время свою заинтересованность в развитии материально-технической базы выставочно-ярмарочной деятельности подтвердили 49 администраций субъектов Российской Федерации. Концепция определяет перспективы и основные направления развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации. Концепция направлена на развитие системы координации выставочно-ярмарочной деятельности Российской Федерации, включая разработку комплекса мер в области государственной поддержки отечественных товаропроизводителей-участников выставочно-ярмарочной деятельности, предпринимателей и потребителей, выставочных организаций и представителей всех сфер выставочно-ярмарочного бизнеса. Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности нацелена на формирование выставочно-ярмарочной деятельности, как современной отрасли, содействующей устойчивому социально-экономическому и инновационному развитию экономики Российской Федерации.

Порядок участия в выставках.

Правительство какой-либо страны, намереваясь организовать всемирную выставку, обязано за шесть месяцев до рассылки соответствующих приглашений другим странам зарегистрировать эту выставку в МБВ (Международное Бюро Выставок). Представляя выставку к регистрации, правительство обязано сообщить МБВ о принятых мерах по приведению в соответствие с положениями Конвенции внутреннего законодательства, уточнить условия участия в выставке. Иначе говоря, правительство обязано вместе с заявкой о регистрации направить в МБВ проект общих правил проектируемой выставки. В общих правилах определяется цель выставки, указывается, как правило, историческая дата в жизни данной страны, в связи с которой эта выставка проводится, устанавливается классификация, т.е. перечень экспонатов, которые могут быть показаны, и порядок их расположения, излагаются права и обязанности участников, фиксируются различные сборы, расходы, связанные со строительством павильонов, условия размещения экспозиций и пользования общепринятыми услугами, режим таможенной обработки выставочных грузов, порядок продажи экспонатов, вопросы страхования и т.д. Общие правила содержат также положения административного порядка. В них, в частности, определяется, в ведении какого министерства находится проектируемая выставка, приводится устав организации, которой поручается непосредственная работа по подготовке и проведению выставки.

Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ принята распоряжением правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. № 1273-р. Одновременно утвержден план мероприятий по реализации данной концепции.

Концепция направлена на развитие системы координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности РФ, включая разработку комплекса мер в области государственной поддержки отечественных товаропроизводителей - участников выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, предпринимателей и потребителей, выставочных организаций и представителей всех сфер выставочно-ярмарочного и конгрессного бизнеса.

Как отмечается в документе, важным аспектом выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности является ее социально-экономическая направленность, обеспечивающая повышение деловой активности в регионах, развитие региональных экономик, эффективное рыночное позиционирование территорий, создание новых рабочих мест и постоянную занятость населения в инфраструктуре региона.

По экспертным оценкам, бюджетная эффективность проведения выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий складывается из многих показателей, среди которых денежные поступления от аренды площадей, оборудования, грузоперевозок, издательской и полиграфической деятельности, проживания участников и гостей мероприятий, организации питания в кафе и ресторанах, проезда на транспорте, услуг связи, организации экскурсий и т. д., что влечет за собой увеличение налоговых поступлений в бюджеты регионов и в консолидированный бюджет РФ. Значительный суммарный торгово-экономический эффект дают сделки купли-продажи товаров, услуг и технологий, заключаемые на национальных и международных выставках и ярмарках, проводимых в России.

Согласно экспертным оценкам, объем российского рынка выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности составляет сегодня около 1,3 – 1,5 млрд долларов. Ежегодно в выставках принимают участие около 140 тыс. российских экспонентов и около 20 тыс. зарубежных компаний. Ежегодно в мире проходит порядка 40 млн конгрессных мероприятий, участие в которых принимает около двух млрд человек. Общая годовая выручка рынка составляет более 800 млрд евро (по данным Всемирной ассоциации организаторов конгрессов International Congress and Convention Association (ICCA) за 2010 год). Считается, что индустрия деловых встреч приносит крупным городам в четыре раза больше средств, чем организация каких-либо других массовых мероприятий. Доля России на мировом рынке международных конгрессных мероприятий за последние десять лет снизилась почти в два раза и составляет менее 1%.

В первой пятерке стран-лидеров по проведению на своей территории конгрессов и конференций - США, Германия, Испания, Италия, Великобритания. Среди ведущих городов - Вена, Барселона, Париж, Берлин. В 2011 году Москва находилась на 100 месте, а Санкт-Петербург - на 119 месте.

При этом, признают в правительстве, в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ имеется ряд нерешенных проблем:

  • действующая нормативно-правовая база не в полном объеме регулирует вопросы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и требует совершенствования действующих и разработки дополнительных нормативных правовых актов;
  • материально-техническая база выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности недостаточно развита и не в полной мере соответствует международным требованиям;
  • отсутствует эффективная система координации и государственной поддержки выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
  • не развита целенаправленная работа по обеспечению участия Российской Федерации в тендерах на право организации и проведения международных конгрессных мероприятий;
  • не разработана единая методика определения социально-экономической и бюджетной эффективности выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
  • недостаточно широко применяется система проверки статистических показателей выставочных мероприятий (выставочный аудит), являющейся частью мировой системы выставочного аудита;
  • отсутствует официальная статистика по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
  • требует дополнительного совершенствования таможенное администрирование перемещения выставочных грузов через границу Российской Федерации;
  • требуется развитие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации действует 38 выставочных комплексов, общая закрытая выставочная площадь которых составляет около 800 тыс. кв м. Большая часть выставочных площадей располагаются в Москве (62%) и Санкт-Петербурге (11%), на долю остальных регионов России приходится 27 процентов общего количества выставочных площадей.

Несмотря на то, что за последние шесть лет произошло удвоение количества региональных выставочных центров, обеспеченность регионов выставочно-ярмарочными площадями недостаточна. Для сравнения, в Германии для проведения специализированных выставочных мероприятий используются 22 выставочных комплекса общей площадью 2750000 кв метров. В Италии совокупная площадь используемых выставочных центров составляет более двух млн кв метров, в Китае - более шести млн кв метров.

Для экономического развития регионов РФ важно расширение специализированных выставочных и особенно конгрессных площадей, соответствующих мировому уровню. В настоящее время свою заинтересованность в развитии материально-технической базы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности подтвердили 49 администраций субъектов Российской Федерации.

Развитие материально-технической базы и инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ должно осуществляться на принципах государственно-частного партнерства в форме концессионных соглашений и арендных договоров по управлению объектами инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, включая возможность создания совместных предприятий для выполнения государственных и муниципальных заказов.

21.07.2014 / Городской округ Новомосковск

С 10 июля 2014 года начало действовать распоряжение Правительства РФ от 10.07.2014 № 1273-р «О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации».

Данным распоряжением одобрена Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации (далее - Концепция), а также утвержден план мероприятий по реализации Концепции.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться положениями Концепции при решении задач в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, разработке и утверждении региональных программ развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

Концепция направлена на развитие системы координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Российской Федерации, включая разработку комплекса мер в области государственной поддержки отечественных товаропроизводителей-участников выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, предпринимателей и потребителей, выставочных организаций и представителей всех сфер выставочно-ярмарочного и конгрессного бизнеса.

Задачами Концепции являются:

создание современной индустрии выставочно-ярмарочных и конгрессных услуг, обеспечивающей интенсификацию социально-экономического развития Российской Федерации и отвечающей требованиям международных стандартов по техническому уровню и качеству выставочных услуг;

содействие инновационному развитию территорий за счет эффективного включения выставочно-ярмарочных и конгрессных комплексов и сопутствующей инфраструктуры в деятельность территориальных, отраслевых и межотраслевых инновационных кластеров и т. д.

В документе определены основные направления дальнейшего развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

Развитие и координация выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности должны осуществляться в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, что в значительной степени будет способствовать формированию Евразийского экономического союза.

Ожидаемыми результатами реализации Концепции являются:

рациональное распределение в регионах Российской Федерации современных выставочно-ярмарочных и конгрессных центров, позволяющих проводить мероприятия на уровне мировых стандартов (индикаторы - вклад во внутренний валовый продукт региона, коэффициент использования выставочных площадей, количество кв. метров выставочных площадей на 1 жителя региона);

формирование в окружных, межрегиональных, региональных и муниципальных центрах, обладающих выставочно-ярмарочными и конгрессными комплексами, сопутствующей инфраструктуры (гостиницы, транспортные сети, рестораны и др.);

обеспечение условий свободной, равной и добросовестной конкуренции в выставочной сфере;

активизация участия российских компаний и организаций в зарубежных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях за счет увеличения объема бюджетного финансирования выставочной программы федеральных органов исполнительной власти;

развитие профессиональных кадров и т.д.

В план мероприятий по реализации Концепции включены, в частности, следующие мероприятия:

1. Разработка проекта федерального закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации». Срок реализации - 4 квартал 2015 г.

2. Разработка элементов системы технического регулирования выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, включающая формирование комплекса национальных стандартов, гармонизированных с международными стандартами. Срок реализации – 4 квартал 2014 г.

3. Разработка национального стандарта «Порядок, организация и проведение выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий». Срок реализации – 2 квартал 2015 г.

4. Подготовка предложений по формированию в субъектах Российской Федерации выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства. Срок реализации – 3 квартал 2015 г.

5. Разработка алгоритма взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, торгово-промышленных палат, отраслевых союзов и ассоциаций, государственных корпораций и компаний с государственным участием, выставочных объединений, общественных организаций и профессиональных структур выставочного бизнеса в области организации и проведения приоритетных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий в Российской Федерации. Срок реализации – 2 квартал 2015 г.

6. Разработка методики и определение критериев отбора выставочно-ярмарочных мероприятий для присвоения им статуса «Выставка федерального значения». Срок реализации – 4 квартал 2014 г.

Старший помощник Новомосковского горпрокурора Колмыкова А.А.