Этика

Этикет как важная часть общечеловеческой культуры


Защита реферата
    Свое повествование начну со  слов  выдающегося  французского  мыслителя
Ш.Монтескье: «Освобождать себя от соблюдения правил приличия, не  значит  ли
искать  средства  для   свободных   проявлений   своих   недостатков?»   Мир
цивилизованного общества привел в порядок  и  систематизировал  такого  рода
правила, которые получили название  ЭТИКЕТ,  то  есть  это  установленный  в
обществе  порядок  поведения,  включающий  в   себя   совокупность   правил,
регулирующих  внешнее  выражение  взаимоотношений   людей,   проявляемое   в
обхождении, обращениях и  приветствиях,  поведении  в  общественных  местах,
манерах и внешнем облике человека.
    Первые правила поведения возникли  вместе  с  появлением  человеческого
общества.  Родиной  этикета  принято  считать  Италию,  где  царили  высокая
степень образованности, богатства, способности  украшать  свою  жизнь  в  то
время, когда вся остальная Европа утопала в  междоусобицах.  Но  определение
«этикет» дала Франция. В России же слово «этикет» распространилось  в  XVIII
в.
    С развитием  общества,  изменением  условий  жизни  стали  складываться
различные  виды   этикета.   Сейчас   рассмотрением   современного   этикета
занимаются многие специалисты этой области и выделяют следующие  его  формы,
виды и подвиды:
    1.вербальный – выражение уважительного отношения к  людям  в  словесной
форме
    2.неречевая форма – это поступки, действия
    В  разных  социальных  и  профессиональных  группах  этикет  делят   на
следующие виды:
    1.придворный – строго регламентированный порядок  и  формы  обхождения,
установленные при дворах монархов (с учетом национальных особенностей);
    2.военный этикет – свод общепринятых  в  армии  правил,  норм  и  манер
поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
    3.дипломатический этикет  -   правила  поведения  дипломатов  и  других
официальных лиц при контактах друг с  другом  на  различных  дипломатических
приемах, визитах, переговорах;
    4.общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей,
соблюдаемых  гражданами  при  общении  друг  с  другом.  Он  является  самым
разнообразным по формам и  функциям  и  может  принимать  такие  формы  как:
присутственный этикет (гости, приемы,  рестораны,  театры  и  др.);  брачный
этикет;   семейный   этикет;   спортивный   этикет;   этикет    путешествий;
корпоративный этикет; деловой этикет.
    Предложенная структура современного этикета способствует более  четкому
усвоению многочисленных правил, но выделяют основные его принципы:
    -  вежливость,  проявление  уважения,  дружелюбия,  доброжелательности,
порядочность
    - опрятный внешний вид, соответствующий месту и времени
    - скромность и сдержанность
    - а также многие авторы считают, что необходимо соблюдение национальных
обычаев и традиций и другое.
    Далее предлагаю рассмотреть подвид общегражданского этикета –  деловой,
так как это непосредственно связано с  нашей  будущей  профессией.  В  сфере
туризма в частности, как и в бизнесе в целом проблемы  знания  и  соблюдения
норм этикета имеют достаточно большое значение. Если, например,  нарушая  те
или иные нормы поведения, в быту или обществе вы  рискуете  главным  образом
своей репутацией воспитанного человека, то  в  бизнесе  такие  ошибки  могут
стоить больших денег и карьеры.
    Здесь я хотела бы привести слова великого мастера  и  учителя  в  сфере
деловых  отношений  Д.  Карнеги:  «успех  человека  в  финансовых  делах  на
пятнадцать  процентов  зависит  от  его   профессиональных   знаний   и   на
восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми».
    В деловых отношениях очень важны такие принципы как:
    - воспитанность, вежливость, тактичность
    - умение грамотно выражать свои мысли и соблюдать  правила  вербального
этикета
      -  соблюдение  правил  общения  по  телефону,  ведение   переговоров,
правильность оформления письма в зависимости от правил этикета
    - соблюдение правил поведения  страны  партнера  по  бизнесу  и  многое
другое.
    Просто быть вежливым, доброжелательным и  т.д.  недостаточно,  выделяют
еще ряд принципов: делай все вовремя; не болтай лишнего, думай не  только  о
себе, но и о других, одевайся, как положено, говори и пиши хорошим языком.
    Как я уже говорила выше, очень  важно  учитывать  особенности  делового
этикета в различных странах мира и выполнять ряд общих правил:
    -  уважайте  национальные  традиции  в  еде,   праздники,   религию   и
руководство страны, в которой вы находитесь;
    -   не сравнивайте со своей страной;
    -   ничего не критикуйте;
    - будьте всегда пунктуальны, учитывайте движение на дорогах и скопление
людей на улицах;
    -   не хвастайтесь большими деньгами;
    -   ознакомьтесь с денежной системой страны, в которой находитесь;
    -   очень важны титулы, ими следует пользоваться;
    -   корреспонденция должна иметь очень официальный характер;
    -  приезжая не в первый раз в страну, позаботьтесь,  чтобы  на  обороте
вашей визитной карточки была информация на языке этой страны;
    -  обязательно  вставайте,  когда  звучит  национальный  гимн   страны.
Наблюдайте и повторяйте действия ваших хозяев;
    -  не надевайте специфические национальные костюмы вроде тоги или сари.
Ведь может оказаться, что это имеет религиозный характер;
    -   нельзя требовать, чтобы все было, как у вас дома: еда, обслуживание
и т.п.;
    - имена следует запоминать.
    А сейчас я хотела бы привести в  пример  ряд  интересных  моментов  для
сравнения делового этикета в различных странах.
    1. Раньше, когда купец,  прибывший  в  страну  восходящего  солнца  для
установления   деловых   связей,   представлялся    императору.    Процедура
представления была столь унизительной, что не каждому зарубежному гостю  она
была под силу. Иноземец должен был от двери приемной залы ползти на  коленях
к отведенному ему месту, а после приема таким же образом,  пятясь  как  рак,
покинуть свое место и скрыться за дверью.
    2.   в Англии 16 века в годы правления  Генриха  VII  этикет  требовал,
чтобы "гость, пришедший на обед, поцеловал хозяйку,  хозяина,  их  детей,  а
также домашних животных".
    3. О племени масаи рассказывают, что перед тем, как приветствовать друг
друга, они плюют на руки. Житель Тибера, снимал  шляпу,  высовывал  язык,  а
левую руку держал за ухом, как бы прислушиваясь.
    4. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами.
    И многое другое.
    Таким образом, мы можем подвести итог и  с  уверенностью  сказать,  что
современный  этикет  играет   большую   роль   в   обществе.   Он   является
предупреждением конфликтных ситуаций в межличностном  общении,  он  отражает
равенство  и  неравенство  индивидов  и  групп,  отражает  общий  культурный
уровень людей.



1 2