Литература : русская

Образ Чацкого в комедии Горе от ума


                    Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

                                 «Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без
                                    которого не было бы комедии, а, была бы,
                                                   пожалуй, картина нравов».
                                                             (И.А. Гончаров)

     Нельзя не согласиться  с  Гончаровым.  Да,  фигура  Чацкого  определяет
конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена  (1816-
1824 гг.), когда молодые люди типа Чацкого  несли  в  общество  новые  идеи,
настроения.  В  монологах  и  репликах  Чацкого,  во  всех   его   поступках
выразилось то,  что  важнее  всего  было  и  для  будущих  декабристов:  дух
вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее  всяких  дышит».  Свобода
личности — вот мотив времени и комедии Грибоедова. И свобода  от  обветшалых
представлений о любви, браке, чести, службе,  смысле  жизни.  Чацкий  и  его
единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким  и  прекрасным»,
мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут  «возвышенной  любви,
перед которой мир целый… — прах и суета». Всех людей они  хотели  бы  видеть
свободными и равными.
     Стремление  Чацкого  —  служить  отечеству,  «делу,  а  не  людям».  Он
ненавидит  все  прошлое,  в  том  числе  рабское  преклонение   перед   всем
иностранным, угодничество, низкопоклонство.
     И что же видит  он  вокруг?  Массу  людей,  которые  ищут  лишь  чинов,
крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной  женитьбы.  Их  идеал  —
«умеренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь».
      Итак,  в  центре  комедии  —  конфликт  между  «одним   здравомыслящим
человеком» (оценка Грибоедова) и консервативным большинством.
     Как и всегда в  драматическом  произведении,  суть  характера  главного
героя раскрывается  прежде  всего  в  сюжете.  Грибоедов,  верный  жизненной
правде, показал  тяжкую  участь  молодого  прогрессивного  человека  в  этом
обществе. Окружение  мстит  Чацкому  за  правду,  которая  глаза  колет,  за
попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая  девушка,  отворачиваясь  от
него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о  его  сумасшествии.  Вот
парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем!
     «Так! Отрезвился я сполна!»— восклицает Чацкий в конце  пьесы.  Что  же
это — поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко  не  веселый,
но прав Гончаров,  сказавший  о  финале  так:  «Чацкий  сломлен  количеством
старой силы, нанеся ей  в  свою  очередь  смертельный  удар  качеством  силы
свежей». Гончаров считает, что роль всех Чацких — «страдательная», но  в  то
же время всегда победительная. Но они не знают  о  своей  победе,  они  сеют
только, а пожинают другие.
     Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения  о  страданиях
Александра Андреевича. Но такова  уж  сила  подлинного  искусства.  Конечно,
Грибоедову,  может  быть,  впервые  в  русской  литературе  удалось  создать
действительно реалистический образ положительного  героя.  Чацкий  близок  к
нам потому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину  и
благо,  долг  и  честь  —  таких  героев  мы   встречаем   в   произведениях
классицистов. Нет, он человек, и ничто человеческое  ему  не  чуждо.  «Ум  с
сердцем не в ладу»,— говорит герой сам о себе. Пылкость его натуры,  которая
часто мешает  сохранить  душевное  равновесие  и  хладнокровие,  способность
влюбляться безоглядно, это  не  дает  ему  видеть  недостатки  возлюбленной,
поверить в ее  любовь  к  другому  —  это  такие  естественные  черты!  «Ах,
обмануть  меня  не  трудно,  я  сам  обманываться  рад»,—  писал  Пушкин   в
стихотворении «Признание». Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то же. А  юмор
Чацкого, его остроты — как они  привлекательны.  Все  это  и  придает  такую
жизненность, теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою.
     И еще… Написав о своем современнике, отразив  в  комедии,  как  мы  уже
показали, проблемы своего времени, Грибоедов создал  в  то  же  время  образ
непреходящего значения. «Чацкий — декабрист»,— писал Герцен. И он,  конечно,
прав. Но еще более важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен  при
каждой  смене  одного  века  другим.  Каждое  дело,  требующее   обновления,
вызывает  тень  Чацкого».  В  этом  секрет  вечной  актуальности   пьесы   и
жизненности  ее  героев.  Да,  идея  «свободной  жизни»  поистине   обладает
непреходящей ценностью.


смотреть на рефераты похожие на "Образ Чацкого в комедии Горе от ума"