Литература : русская

Роман Тургенева Рудин в современном литературоведении


   Работу над «Рудиным» Иван Сергеевич Тургенев начал в 1855.
   Сначала  роман  назывался  «Гениальная  натура».   Под   «гениальностью»
Тургенев понимал способность убеждать и просвещать людей, разносторонний  ум
и широкую образованность, а под «натурой»-твердость  воли,  острое  чутье  к
потребностям общественной жизни. Но по ходу работы такое название  перестало
удовлетворять Тургенева,  так  как  по  отношению  к  Рудину  оно  зазвучало
иронически : «натуры» в нем вышло мало,  не  хватало  воли  к  практическому
делу, хотя «гениальность» в нем была.
    На рукописи авторская пометка : «Рудин.  Начат  5  июня  1855  года,  в
воскресенье, в Спасском, и кончен 24 июля 1856 года, в воскресение, там  же,
в 7 недель. Напечатан с большими прибавлениями  в  январской  и  февральской
книжках «Современника» за 1856 год».
   Под «большими прибавлениями»  Тургенев  подразумевает  свои  переработки
отдельных глав романа и дописывание новых при подготовке «Рудина» к  печати,
когда после чтения романа в редакционном кружке (а состоялось оно  в  первые
же дни приезда писателя в Петербург в октябре 1855 года) у друзей  Тургенева
возникли пожелания, чтобы  он  отчетливее  оттенил  фигуру  главного  героя.
Некрасову и некоторым другим литераторам  был  ясен  и  подтекст  романа,  и
сложность исторического фона, на котором  развертывался  сюжет,  и  значение
деятельности  тех  лиц,  которые  послужили  автору   прототипом   (Бакунин,
Станкевич и др.).
   Дружеские  советы  помогли  многое  уяснить  Тургеневу.  Его  постоянная
готовность проверять себя сказывалась, в частности,  в  том,  что  он  редко
отдавал печатать свои произведения, не выслушав мнение тех, кому доверял.
   Прежде всего он  стал  перерабатывать  страницы,  посвященные  юношеским
годам Лежнева  и  Рудина,  а  затем  эпилог  романа.  Время  от  времени  он
прочитывал  Некрасову  главы  и  страницы,  написанные  заново,  и  встречал
горячее одобрение с его стороны. Сообщая о работе  Тургенева  над  эпилогом,
Некрасов в одном из писем предрекал, что «выйдет замечательная  вещь.  Здесь
первый раз Тургенев явится самим собою... Это человек,  способный  дать  нам
идеалы, насколько они возможны в русской жизни».
   Появление романа в печати вызвало много толков и споров  в  литературных
кругах и среди читателей.
   Критик «Отечественных записок»  рассматривал  Рудина  лишь  как  бледную
копию  предшествующих  героев  русской  литературы  -   Онегина,   Печорина,
Бельтова. Но  ему  возражал  Чернышевский  в  «Современнике»,  отмечая,  что
Тургенев сумел показать в образе Рудина человека новой  эпохи  общественного
развития.  Сопоставив  Рудина  с   Бельтовым   и   Печориным,   Чернышевский
подчеркнул,  что  «это  люди  различных  эпох,  различных  натур,  -   люди,
составляющие совершенный контраст один другому».
   После выхода романа в  печать  Некрасов  выразил  уверенность,  что  для
Тургенева «начинается новая эпоха  деятельности,  для  его  талант  приобрел
новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели  те,
которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей  литературе
после Гоголя».
   В письме к Тургеневу Сергей Тимофеевич  Аксаков  говорил  о  жизненности
изображения типа Рудина  и  отметил,  что  роман  «возбуждает  много  мелких
вопросов и раскрывает глубокие тайны духовной природы человека».
   Говоря о признании романа в среде  народнической  интеллигенции,  нельзя
обойти слова В.Н. Фигнер: «Мне кажется, весь роман взят прямо  из  жизни,  а
Рудин - чистейший продукт нашей русской  действительности,  не  пародия,  не
насмешка, а настоящая  трагедия,  которая  совсем  не  умерла,  которая  ещё
живет,  ещё  продолжается...».  «Во  всяком  образованном  человеке   нашего
времени сидит частица Дмитрия Рудина», - писал Степняк-Кравчинский.



   Главный  герой  романа  во  многом   автобиографичен   :   это   человек
тургеневского поколения, который получил хорошее философское образование  за
границей.
   Характер Рудина раскрывается в  слове.  Это  гениальный  оратор.  «Рудин
владел едва ли не высшей тайной - тайной красноречия.  Он  умел,  ударяя  по
одним струнам сердец, заставлять смутно звенеть и  дрожать  все  другие».  В
своих философских речах о смысле жизни, о высоком назначении человека  Рудин
просто неотразим. Человек не может, не должен подчинять  свою  жизнь  только
практическим целям, заботам о существовании, утверждает он.  Без  стремления
отыскать «общие начала в частных явлениях» жизни, без  веры  в  силу  разума
нет ни науки, ни просвещения, ни прогресса, а «если у человека нет  крепкого
начала, в которое он верит, нет почвы,  на  которой  он  стоит  твердо,  как
может он дать себе отчет в потребностях, в  значении,  в  будущности  своего
народа?».
   Просвещение, наука, смысл жизни - вот о чем говорит Рудин так увлеченно,
вдохновенно и поэтично. Он  рассказывает  легенду  о  птице,  залетевшей  на
огонь и опять скрывшейся в  темноту.  Казалось  бы,  человек,  подобно  этой
птице,  появляется  из  небытия  и,  прожив  короткую  жизнь,   исчезает   в
безвестности. Да, «наша жизнь быстра и ничтожна; но все великое  совершается
через людей».
   Его  высказывания  вдохновляют   и   зовут   к   обновлению   жизни,   к
необыкновенным,  героическим  свершениям.   Силу   воздействия   Рудина   на
слушателей, убеждение словом, ощущают все. И каждый восхищается  Рудиным  за
его «необыкновенный ум». Не признает достоинств Рудина  лишь  Пигасов  -  от
обиды за свое поражение в споре.
   Но в первом же разговоре Рудина с Натальей раскрывается одно из  главных
противоречий его характера. Ведь только накануне он так вдохновенно  говорил
о будущем, о смысле жизни, о назначении человека, и вдруг предстает  усталым
человеком, не верящим ни  в  свои  силы,  ни  в  сочувствие  людей.  Правда,
достаточно одного возражения удивленной Натальи -  и  Рудин  корит  себя  за
малодушие и вновь  проповедует  необходимость  делать  дело.  Но  автор  уже
заронил в душу читателя сомнение в  том,  что  слова  Рудина  согласуются  с
делом, а намерения - поступками.
   Противоречивый характер  своего  героя  писатель  подвергает  серьезному
испытанию - любви. Это чувство  у  Тургенева  то  светлым,  то  трагичным  и
разрушительным,  но  всегда  это  сила,  обнажающая  душу,  истинную  натуру
человека. Вот тут то и обнаруживается настоящий характер Рудина.  Хотя  речи
Рудина полны энтузиазма, годы отвлеченной философской работы иссушили в  нем
живые источники сердца и души. Перевес  головы  над  сердцем  ощутим  уже  в
сцене первого любовного признания.
   Первое возникшее на  его  пути  препятствие  -  отказ  Дарьи  Михайловны
Ласунской выдать дочь за небогатого человека  -  приводит  Рудина  в  полное
замешательство. В ответ на вопрос:«Как вы думаете, что  нам  надобно  теперь
делать?» - Наталья слышит : «Разумеется, покориться». И много тогда  горьких
слов бросает Наталья Рудину: она упрекает его в малодушии, трусости, в  том,
что его высокие слова далеки от  дела.  И  Рудин  чувствует  себя  жалким  и
ничтожным перед нею. Он не выдерживает испытания любовью,  обнаруживая  свою
человеческую неполноценность.
   В романе главному герою противопоставлен  Лежнев-открыто,  прямолинейно.
Рудин красноречив - Лежнев обычно немногословен. Рудин не может  разобраться
в самом себе - Лежнев превосходно понимает людей и без лишних слов  помогает
близким, благодаря душевному такту и чуткости.  Рудин  ничего  не  делает  -
Лежнев всегда чем-то занят.
   Но Лежнев не только антагонист Рудина, он  истолкователь  героя.  Оценки
Лежнева не одинаковы в разные моменты, даже противоречивы, но  в  целом  они
внушают читателю понимание сложного характера героя и его места в жизни.
   Самую высокую оценку Рудину дает, таким образом, его антагонист, человек
практического склада. Может  быть,  он-то  и  есть  истинный  герой  романа?
Лежнев награжден и умом, и пониманием людей, но деятельность его  ограничена
существующим порядком вещей. Автор постоянно подчеркивает  его  будничность.
Он  деловит,  но  для  Тургенева  невозможно  свести  весь  смысл  жизни   к
деловитости, не одухотворенной высшей идеей.


   В Рудине отражается трагическая судьба человека тургеневского поколения.
Уход в отвлеченное  мышление  не  мог  не  повлечь  за  собой  отрицательных
последствий : умозрительность, слабое знакомство  с  практической  стороной.
Такие люди, как Рудин, носители высоких идеалов, хранители культуры,  служат
прогрессу общества, но явно лишены практического потенциала. Ярый  противник
крепостного права, Рудин оказывался абсолютно  беспомощным  в  осуществлении
своего идеала.
   В русской жизни ему  суждено  остаться  странником.  Его  судьбе  вторит
другой образ странника-скитальца, образ бессмертного Дон Кихота.
   Финал  романа  героичен  и  трагичен  одновременно.  Рудин   гибнет   на
баррикадах Парижа. Вспоминаются слова из рудинского письма к  Наталье  :  «Я
кончу тем, что пожертвую собой за какой-нибудь вздор, в который даже  верить
не буду...».



смотреть на рефераты похожие на "Роман Тургенева Рудин в современном литературоведении"