Литература : русская

Мысль народная в Войне и мире

           "Мысль народная" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
 Роман "Война и мир" был задуман  как  роман  о  декабристе,  возвращающемся
после амнистии в 1856 году.  Но  чем  больше  Толстой  работал  с  архивными
материалами,  тем  больше  понимал,  что  нельзя  написать  этот  роман,  не
рассказав как о самом восстании, так  и  о  войне  1812  года.  Так  замысел
романа постепенно трансформировался, и Толстой  создал  грандиозную  эпопею.
"Война и мир" - это повествование о подвиге народа,  о  победе  его  духа  в
войне 1812 года. Позже, говоря о романе, Толстой писал,  что  главная  мысль
романа - "мысль  народная".  Она  заключается  не  только  и  не  столько  в
изображении  самого  народа,  его  быта,  жизни,  а  в   том,   что   каждый
положительный герой романа в конце концов связывает свою  судьбу  с  судьбой
нации. Во второй части эпилога Толстой говорит о том, что  до  сих  пор  вся
история писалась как  история  отдельных  личностей,  как  правило  тиранов,
монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что  является  движущей
силой истории. Толстой считал, что это -  так  называемое  "роевое  начало",
дух и воля не одного человека, а нации в целом,  и  насколько  силен  дух  и
воля народа, настолько  вероятны  те  или  иные  исторические  события.  Так
победу в Отечественной войне Толстой  объясняет  тем,  что  столкнулись  две
воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта  война  была
справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и  воля
к победе оказались сильнее французских духа и воли.  Поэтому  победа  России
над Францией была предопределена. Война 1812 года стала рубежом,  испытанием
всех положительных героев в романе:  для  князя  Андрея,  который  чувствует
необыкновенный подъем перед Бородинским сражением, веру в победу; для  Пьера
Безухова, все  мысли  которого  направлены  на  то,  чтобы  помочь  изгнанию
захватчиков - он даже разрабатывает план  убийства  Наполеона;  для  Наташи,
отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их  было  нельзя,  не  отдать
было стыдно и гадко;  для  Пети  Ростова,  принимающего  участие  в  военных
действиях партизанского  отряда  и  погибающего  в  схватке  с  врагом;  для
Денисова, Долохова, даже  Анатоля  Курагина.  Все  эти  люди,  отбросив  все
личное, становятся единым целым, участвуют в  формировании  воли  к  победе.
Эта воля к победе особенно ярко  проявляется  в  массовых  сценах:  в  сцене
сдачи Смоленска (вспомним купца Ферапонтова,  который,  поддавшись  какой-то
неведомой, внутренней силе, велит все свое добро  раздать  солдатам,  а  что
нельзя вынести -  поджечь);  в  сцене  подготовки  к  Бородинскому  сражению
(солдаты надели белые рубахи, как бы готовясь к последней схватке), в  сцене
боя партизан с французами. Вообще, тема партизанской войны  занимает  особое
место в романе. Толстой подчеркивает,  что  война  1812  года  действительно
была народной, потому что сам  народ  поднялся  на  борьбу  с  захватчиками.
Действовали  уже  отряды  старостихи  Василисы  Кожиной,  Дениса   Давыдова,
создают свои отряды и герои романа - Василий Денисов  и  Долохов.  Жестокую,
не на жизнь, а на смерть войну Толстой  называет  "дубина  народной  войны";
"Дубина народной войны поднялась со  всей  своей  грозной  и  величественной
силой, и, не спрашивая ничьих вкусов и правил,  с  глупой  простотой,  но  с
целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась,  опускалась  и  гвоздила
французов до тех пор, пока не погибло все нашествие".



смотреть на рефераты похожие на "Мысль народная в Войне и мире"