Литература : русская

План занятия по Василию Шукшину


                                   Урок 1
                        Тема: «Беседа при ясной луне»

                                                   Нам бы про душу не забыть

                                                                В.М. Шукшин.
Цели:   1.  Познакомить с творчеством В.Шукшина.
      2. Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках: тв. Солженицины,
         Астафьева.
      3. Закрепить коммуникативные навыки в работе.
      4. Форсировать нравственность.

Оборудование: 1) Портреты Шукшина, Астафьева, Солженицина.
                            2) Листы для групповой работы.

Вид работы: групповая.
Тип урока: мастерская.

                                 Ход урока.
   I . Вступительное слово.
    Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Василия  Шукшина,  выявим
   общее у него с такими писателями как Солженицин, Астафьеф.
     Назван урок по шукшински: «Беседа при ясной луне». И хотя сейчас  день,
   светит солнце, но с помощью авторов, мы можем  представить  себе  поздний
   деревенский вечер, светлую луну, которую так любил Василий Шукшин  и  его
   герои, подумаем над теми вечными вопросами, в поисках ответа  на  которые
   мучились герои Шукшина и Астафьева, Солженицина и Распутина.
     Главное помнить страстный призыв Шукшина «Нам бы про душу не забыть!»

   II. Этап.  А что такое душа? Как вы понимаете значение этого слова?
                           Работа на I  листе

   Свойства характера



 внутренний мир человека                                       Душа
                     основные черты личности


                                                   человечность
                         совесть



доброта
                                                                   (5-6 мин)

III. Шукшин размышляет о жизни своих земляков о своей жизнию
     А как же она прошла?
Группы представляют домашнее задание.
I гр. Шукшин-писатель
II гр. Шукшин-актер
III гр. Шукшин-режиссер
                                                                    (15 мин)

Вы прочитали  достаточно  много  рассказов  писателя.  Назовите  центральный
образ его творчества.
                                                                    (15 мин)



дом

                                                                       степь
                мать
            мать сыра-земля         Земля              родная деревня

                                                           пашня

                              человек на земле


       Пласты жизни, которые затрагивает этот вопрос.               Что есть
                                   человек, в чем суть его   бытия на земле?



исторические (-----(философские
конкретные(-----(всеобщие
личные(-----(общественные


/Лист передается группам соседним, добавляются, исправляются, затем
обсуждаются./



IV этап. Посмотрите рассказ «Дядя Ермолай». Что, по мнению писателя,
составляет смысл жизни старшего поколения.
                                                                     (5 мин)

                                                       человек



                                        труд
дом
                                                         земля

В чем извечная тайна притяжения земли и дома?

V этап. Если Шукшина в первую очередь интересует человек, то надо отметить,
что характеры обычно изображаются в напряженно-кризисных моментах.
Внутреннее состояние героя обнажено.
Прокомментируйте отрывки из рассказов.


                                    Вывод

Из рассказов Шукшина мы узнаем все о человеке, угадываем  дисгармонию  души,
разлад  с  миром,  драматуры  нравственных  поисков,   или   напротив-высшую
гармонию с миром,  людьми.  Напряженно-кризисное  духовное  состояние  героя
рождается в момент высшей гармонии-слияния с природой. Писатель  акцентирует
внимание читателя на моментах, когда душу человека озаряют добрые и  светлые
чувства.

VI этап.  Совершенно закономерно, что в центре поэтического ряда  люди-земля
выделен образ матери. В ней писатель видит опору  человека  в  превратностях
судьбы.  Она  для  писателя  –  воплощение   надежды,   мудрости,   доброты,
милосердия.
   Угасание старых семейных  отношений  острее  и  болезненнее  протекают  в
деревне.
Анализ:
I гр. «Один»
II гр. «Как помирал старик»
III гр. Ответить на вопрос, обращенный к отцам и детям. « Кто из нас умнее?
Кто из нас  прав?»


                                   Вывод.
Прямого ответа нет. Нельзя ответить на этот вопрос конкретно и односложно.
   В  старых  людях  много  доброго   ,   понимания,   душевной   твердости,
всепрощения.
 У молодежи – преемственность.

VII этап.  Напишите после анализа произведений критерии нравственности.

    - вера в жизнь
    - деятельное бытие, активное, разумное творчество
    - преодоление будущие в борьбе со злом.
    - уважение к человеку

   Добавить в  таблицу  душа  Шукшинское  понимание  человечности,  совесть,
   доброта.


VIII этап. Мелодия.
« И все и больше ничего на земле не слышно. И висит на веревке луна»
    Да, жизнь продолжается. И идет новый день.
«Чуть занималось светлое утро. И огромное весёлое  солнце  выкатилось  из-за
горы.
  И так хорошо было сидеть и беседовать. Так славно чувствовать,  что  жизнь
за окнами большая и ты тоже есть в ней. И придёт завтра день, а ты  –  и   в
нем тоже есть,  и  что-нибудь,  может,  хорошее  возьмет  и  случится.  Если
умножить, можно и на хорошее надеяться»   «Беседы при ясной луне»

    IX. Сочинение:  «Светлые души» по Шукшину, Астафьеву и Солженицину.

   Д.З: реферат худ.особенности рассказов Шукшина.


                                   «Думы»
«Слились воедино конь и человек и  летели  в  черную  ночь.  И  ночь  летела
навстречу им, густо била в  лицо  тяжелыми  запахами  трав,  отсыревших  под
росой. Какой-то дикий восторг обуял  парнишку;  кровь  ударила  в  голову  и
гудела. Это было как полет – как будто оторвался он от земли  и  полетел.  И
ничего вокруг не видно: ни земли, ни неба, даже головы конской – только  шум
в ушах, только ночной огромный мир стронулся и  понесся  навстречу.  О  том,
что там братишке плохо, совсем  не  думал  тогда.  И  ни  о  чем  не  думал.
Ликовала душа, каждая жилка играла в теле…
Какой-то такой желанный, редкий миг непосильной радости.
   Потом было горе»

                                   «Горе»
«Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно.  Особенно  почему-
то ночами. Луна светит тихо… Неспокойно на душе, томительно.  И  думается  в
такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко.  Это  даже  –
не думается, что-то другое: чудится, ждется, что ли.  Притомился  где-нибудь
на задах огородов, в лопухах, -  сердце  замирает  от  необъяснимой,  тайной
радости. Жалко мало у нас в жизни таких ночей»

                                «Два письма»
Человеку приснилась родная деревня. Идет будто он берегом реки… В том  месте
реки-затон.  Тихо. Никого, ни одной живой души вокруг. Деревня  рядом,  и  в
деревне тоже как повымирало все. «Что же  это  такое  –  никого  нет-то?»  -
удивился человек. Бросил камень в воду. Он беззвучно пошел ко  дну.  Человек
охватил страх. Камень без звука  утонул.  Человека  охватил  страх.  «Что-то
случилось»,- подумал  он.  И  проснулся.  И  не  мог  больше  заснуть.  Стал
вспоминать. Деревня… Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней,  куры  на
завалинке. А за деревней – степь да колки. Да  полыхает  заря  в  полнеба  .
Попадаются еще небольшие озерки: вечерами вода в них гладкая  –  гладкая,  и
вся заря как в  зеркале.  Хорошо  сидеть  на  берегу  этих  маленьких  озер,
думать… В душу с тишиной вместе вкрадываться беспокойно – нежное чувство  ко
всему на свете. <…>
   Далеко-далеко проскачет табун лошадей в ночное, повиснет над  дорогой,  в
воздухе, полоска пыли и долго держится. И опять тихо. Что  за  тишина  такая
на земле!
    Заря медленно гаснет. Как будто остался ты на земле совсем-совсем  одни.
Не страшно, не одиноко… но очень неспокойно»





смотреть на рефераты похожие на "План занятия по Василию Шукшину"