Литература

Рецензия на произведение Бунина Господин из Сан-Франциско


      «Господин из Сан-Франциско»  И.А. Бунин

Начало 20 в., время, очень  насыщенное  для  России  такими  событиями,  как
революции, войны.
Уже тогда Бунин называли одним из лучших мастеров слова в России.  Он  пишет
такие произведения, как «Сны Чанга», «Легкое дыхание»,  «Грамматика  любви».
В 1915 году Бунин пишет, пожалуй, одно из  самых  ярких  своих  произведений
«Господин из Сан-Франциско».
 Изначально рассказ назывался «Смерть на Капри». Его замысел Бунин  связывал
с повестью немецкого писателя  Томаса  Манна  «Смерть  в  Венеции»,  но  ещё
больше  с  воспоминаниями   о   неожиданной   кончине   одного   американца,
приехавшего на Капри. Впрочем, как признавался сам Иван Алексеевич, «и «Сан-
Франциско», и все прочее» он выдумал, живя в имении своей двоюродной  сестры
в  Елецком  уезде  Орловской  губернии.  +  Рассказ  начинается  на  корабле
«Атлантида». Главным героем является господин  из  Сан-Франциско.  Бунин  не
дает ему имени. Это объясняется тем, что никто его так и  не  запомнил,  что
таких, как он, много. Господин едет «в Старый Свет  на  целых  два  года,  с
женой и дочерь, единственно ради развлечения». У него есть  распланированный
маршрут, деньги, желания. Он во  всех  отношениях  чувствует  и  ведет  себя
господином. Но так ли это на самом деле? Нет. За свои пятьдесят  восемь  лет
он так и не научился жить, любить, чувствовать,  радоваться  жизни,  поэтому
как  он  ни  старается,  ни  посещает  все  культурные   и   развлекательные
мероприятия,  так  никакого  удовольствия  он  и  не  получает.  Здесь   ему
«приятно, но скучно, точно снегом освещенных музеев или  холодных,  пахнущих
воском церквей, в которых повсюду одно и то  же:  величавый  вход,  закрытый
тяжкой кожаной завесой, а внутри – огромная пустота, молчание…». Так  и  сам
господин: снаружи элегантен, ухожен, красив, а внутри  пуст,  бездушен.  Для
него не существует семьи, радостей или  неприятностей,  любимой  женщины.  В
его  жизни  нет  неожиданностей  или  сюрпризов,  у  него  все   размеренно,
расписано по дням, часам и секундам. И он притворяется, что счастлив.  Очень
символична та  любовная  пара,  которой  заплатили,  чтобы  она  изображала,
играла в любовь за хорошие деньги то на одном, то на другом корабле.
На протяжении всего  рассказа  можно  проследить,  что  Бунин  использует  в
основном черный, белый, красный, золотой  цвета  в  описании  жизни  богатых
людей. Это не случайно. Ведь именно  в  такие  цвета  одевались  королевские
особы. Например, красная мантия с вышитыми  золотом  лилиями  и  черно-белым
горностаем. +Господин из Сан-Франциско – один из многих пассажиров  большого
корабля «Атлантида», «громадного отеля  со  всеми  удобствами,  -  с  ночным
баром, с восточными банями, с собственной  газетой»,  -  на  верху  которого
развлекаются и веселятся все сливки общества, в том числе и сам господин  из
Сан-Франциско.
Все это  происходит  посреди  океана,  символизирующего  бесконечно  текущую
жизнь, непредсказуемую в  её  поворотах.  Он  «был  страшен,  но  о  нем  не
думали», «на баке поминутно взвывала с неистовой злобой сирена, но  немногие
из обедающих слышали сирену, – её  заглушали  звуки  прекрасного  оркестра».
Сирена – символ мирового хаоса, «музыка» – спокойной гармонии.
Господин приезжает в Неаполь, и сама природа  начинает  мешать  его  планам:
солнце «обманывало», сеял дождь, всюду происходило что-то ужасное. Но  ничто
не колеблет господина, и он с семьей отправляется на Капри.  И  там,  как  и
полагается, все обходятся  с  ним  как  с  господином.  Его  селят  в  самый
изысканный отель, «приставляют самую красивую и умелую  горничную»,  «самого
видного из лакеев». Ему достается все самое-самое, но это пока  он  способен
платить.
И вот он умирает, умирает, только начав  «жить».  Но  смерть  совершенно  не
вписывается в образ богатого отеля. «Не будь  в  читальне  немца,  быстро  и
ловко сумели бы в гостинице  замять  это  ужасное  происшествие,  мгновенно,
задними ходами, умчали бы за ноги и за  голову  господина  из  Сан-Франциско
куда подальше – и не единая душа из гостей не узнала бы, что  натворил  он».
Господин умирает в «самом маленьком, самом плохом, самом сыром  и  холодном»
номере.
Рассказ  заканчивается  на  том  же  самом  месте,  где   и   начинался,   -
«Атлантиде». Здесь все всё так же веселятся, танцуют и развлекаются,  только
нет нашего господина из Сан-Франциско, он возвращается  домой  не  в  первом
классе, теперь он скрыт от людских глаз в  утробе  корабля  –  в  трюме,  он
лежит  в  просмоленном  гробе.  +Возникает  видение  Дьявола,   наблюдающего
«корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека  со
старым сердцем».


смотреть на рефераты похожие на "Рецензия на произведение Бунина Господин из Сан-Франциско "