Международные отношения

Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика


           Министерство общего и профессионального образования РФ

              Уральский государственный технический университет



        Реферат по дисциплине “Международные экономические отношения”
     Тема: Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях.
                        Сравнительная характеристика



                                       Студент 2 курса гр. И-271 Порцев Д.С.
                                               Преподаватель Ямпольская Н.М.



                                Екатеринбург

                                    2003
    Содержание.

    1. Введение
    2. Особенности экономики двух государств.
    3. Внешние экономические связи Северной и Южной Кореи.
    4. Перспективы и тенденции развития Корейского полуострова.
    5. Экономические показатели Корей, сравнение с уровнем развитых стран.
    6. Заключение.
    7. Список использованной литературы.
    1. Введение.

В 1945 году, после освобождения Кореи от японских оккупантов происходило
формирование: на севере страны просоветского – социалистического типа
правления, так как в этом регионе оставались части Красной армии; на юге
прозападного типа, так как там в 1945 году высадились военные части США.
В 1950 – 1953 годах имел место вооружённый конфликт между Севером и Югом.
Север  пытался навязать Югу свой тип и объединить страну. Армии США и ООН
защищали Южную Корею от нападок Северной Кореи, которой в свою очередь
помогали  КНР и СССР.
9 Сентября 1948 года была создана КНДР – Корейская Народная Демократическая
Республика на Севере.Она занимает площадь 120,54 тысяч км2.
Население: 21.687.55 тысяч чел.
примечание: горные районы изолированы и скудно населены

Возрастные категории:

0-14 лет - 26% (мужчины 2.843.250; женщины 2.705.206)

15- 64 года - 68% (мужчины 7.223.364; женщины 7.502.094)

65 лет и старше - 6% (мужчины 448.242; женщины 965.394)

Средняя продолжительность жизни: 71 год

мужчины - 68 лет

женщины - 74 года

Национальность: кореец, корейка (житель, жительница Северной Кореи)

Этнические группы: корейцы 99%, прочие (маленькие китайские общины и
этнические японцы) 1%

Религии: буддизм и конфуцианство, чхондоге, христианство, традиционные
верования;

Языки: корейский (официальный), китайский

Уровень грамотности: 99 %
Природные богатства: уголь, свинец, вольфрам, цинк, графит, марганец,
железная руда, медь, золото, пирит, соль, флюорит, гидроэнергия;

Использование земли:

пахотная земля - 12%

под постоянный урожай - 2%

под постоянные пастбища - 0%

заповедники и леса - 61%

остальное - 23%.
Столица: Пхеньян.
Порта и гавани: Чонджин, Хамхунг, Кимчаек, Косонг, Унгсанг, Вонсан.
Экономика КНДР сильно милитаризована и засекречена, поэтому о центрах
концентрации производства сложно судить.
 После объявления независимости КНДР в 1948 году Республика Корея стала
занимать площадь 98,48 тысяч км2.
Столица: Сеул.
Население 47.471 тысяч чел.
Возрастные категории:

0-14 лет - 22% (мужчины 5.471.520; женщины 4.867.688)

15- 64 года - 71% (мужчины 17.155.401; женщины 16.662.227)

65 лет и старше - 7% (мужчины 1.274.943; женщины 2.039.190)

Средняя продолжительность жизни: 75 лет

мужчины - 71 год

женщины - 79 лет

Национальность: кореец, корейка (житель, жительница Южной Кореи)

Этнические группы: корейцы 99,9%, прочие (20 тыс. китайцев) 0,01%

Религии: христианство 49%, буддизм (махаяна) 47%, конфуцианство 3%,
шаманство, чхондоге 1%

Языки: корейский (официальный), английский широко используется и
преподается в средних и высших учебных заведениях;

Уровень грамотности: 98 %

          Природные богатства: уголь, вольфрам, графит, молибден, свинец,
потенциальная гидроэнергия;

          Использование земли:

пахотная земля - 19%

под постоянный урожай - 2%

под постоянные пастбища - 1%

заповедники и леса - 65%

остальное - 13%
Экономики двух стран сильно отличаются друг от друга, у каждой из них свои
особенности.
Особенности экономики двух государств.
Северная Корея.
Экономика Северной Кореи одна из самых центрально-управляемых и
изолированных в мире. Экономические искажения и нежелание правительства
публиковать отчеты сокращают количество доступной достоверной информации.
Почти вся промышленность находится в собственности государства. Режим
продолжает делать акцент на тяжелой и военной промышленностях в ущерб
легкой и остальным необходимым отраслям.
Основная отрасль промышленности: военная промышленность.
Милитаризация общества неизбежно приводит к контролю над всеми работающими
в политической и экономической системах. Милитаризация предусматривает
использование людских и материальных ресурсов общества для военных целей.
Это можно оценить, сравнивая количество военнослужащих и численность всего
населения, также как уровень военных расходов в НВП и государственный
бюджет.
В 1997 году численность людей, служащих в армии и занятых в военно-
промышленном комплексе Северной Кореи составила 36 % от общей численности
населения страны, военные расходы составили 27 % от НВП и 52 % от бюджетных
средств. Человеческие, материальные и другие ресурсы Северной Кореи,
сосредоточенные в армии и ВПК с избытком перекрывают расходы на
существование их в условиях мирного времени. Любое регулирование
распределения ресурсов потребует изменений в политике Северной Кореи,
опирающейся на военную стратегию, по направлению к политике,
ориентированной на восстановление экономики.
Оборонная промышленность является основой военного комплекса страны и
развивается в соответствии с изменениями в военных расходах, в то время как
изменения в военных расходах связаны регулированием вооружённых сил.
Сокращение военных расходов приведёт к падению закупок вооружения,
сокращению внутреннего производства и импорта.
Существуют различные мнения по поводу экономического значения военных
расходов. Некоторые учёные говорят о том, что инвестиции в оборонную
промышленность создают добавочную экономическую стоимость, поддерживает
занятость, развивает технологии, которые могут быть применены в частном
секторе экономики. Другие полагают, что выгоды от таких инвестиций
значительно меньше, чем в том случае, когда инвестируется непосредственно
частный сектор. Нынешний уровень дискуссий отдаёт предпочтение последней
точке зрения. Эта тенденция игнорирует политическую и военную необходимость
инвестирования в оборонную промышленность. Система, которая в качестве
приоритета выдвигает военные цели и ценности, делает акцент на оборонных
расходах, которые превышают эффективность экономики страны.
Оборонная индустрия Северной Кореи состоит из непосредственно оборонных
предприятий и «частных» фирм, вовлечённых в производство объектов, военного
назначения. Согласно данным, предоставленным северокорейским перебежчиком
Хван Чан Ёпом, Северная Корея продолжает отдавать приоритет производству
военной продукции даже после принятия плана «параллельного развития
экономики и военного комплекса» на 14-й сессии 4-го Собрания Трудовой
партии Кореи в 1967 году.
Вся производимая продукция является объектом военного контроля. В условиях,
когда военному производству уделяется первостепенное внимание, возникает
дефицит невоенной продукции. Те руководители предприятий, кто отказывается
или не выполняет план военного заказа, подвергаются наказанию. В Северной
Корее все промышленные предприятия являются действующей частью военно-
промышленного комплекса.
Остальные отрасли промышленности: машиностроение, электричество, химическая
промышленность, горнодобывающая промышленность (уголь, железная руда,
магний, графит, медь, цинк, свинец, драгоценные металлы), металлургия,
текстильная промышленность, пищеперерабатывающая, туризм;
Экономика Северной Кореи на сегодняшний день находится в глубоком застое,
сложность ситуации усугубляется недостаточным количеством энергии,
устаревшим оборудованием и отсутствием новых инвестиций. За последние годы
улучшилось состояние сельскохозяйственного сектора, однако производство
зерна все еще на 1 млн. тонн меньше необходимого количества. Страну
выручает постоянный поток продовольственной международной помощи. В стране
очень высокий уровень смертности от голода и заболеваний, вызванных
недоеданиями.
Южная Корея.
Как один из Четырех Драконов Восточной Азии, Южная Корея достигла
невероятных экономических успехов. Три десятилетия тому назад, уровень
дохода на душу населения можно было сравнить с самыми бедными странами
Африки и Азии, а сегодня по этому показателю Южная Корея превышает в 7 раз
Индию, в 13 раз своего соседа Северную Корею и находится на уровне развитых
стран Европейского Союза. Такой успех в конце 80-х был достигнут во многом
благодаря тесным взаимовыгодным связям между государством и бизнесом,
включающим прямые кредитования, ограничения по импорту, спонсорство
определенных направлений промышленности, и, конечно, благодаря трудолюбию
нации. Финансовый кризис 1997 - 1999 годов, тем не менее, проявил слабые
стороны экономики страны, среди которых большие иностранные займы и слабое
управление в финансовом секторе. К 1999 году удалось восстановить
финансовую стабильность, превратив ощутимое падение 1998 года в
стремительный рост в 1999. Сеул призвал крупнейшие финансовые и торговые
группы к сотрудничеству в укреплении и переустройству экономики, а
конгломераты средних размеров на осуществление разных экономических
программ вместе с банками страны.

       Особенностью экономики Южной Кореи является значительная роль
государства в управлении экономическими процессами. Правительственный
контроль над развитием хозяйственной сферы был предусмотрен основным
законом страны. Капиталистические отношения «насаждались» сверху, и
одновременно происходило их становление в недрах хозяйственного механизма
при повышенной роли внешнего, эндогенного фактора. Государство обеспечивало
централизованное воздействие на сферу социально-экономических решений, что
проявлялось в стимулировании развития крупнейших объединений, слияния
банковского и промышленного капитала, создании государственного сектора.
Оно стремилось не допускать разорения мелких предпринимателей, чтобы
избежать переполнения рынка труда безработными.
При направляющем воздействии государства происходило развитие капитализма в
сельском хозяйстве
Южная Корея пошла по пути заимствования иностранной технологии, что привело
страну к достижениям НТП. На данный момент в стране развиты наукоёмкие
отрасли промышленности: электроника, автомобилестроение, химическая
промышленность, кораблестроение; а также: сталелитейная промышленность,
текстильная промышленность, производство одежды, обуви.
Процессы концентрации и централизации капитала привели к возникновению
крупных финансово-промышленных групп – чиптан, или чеболь. Они
сформировались на базе торговых фирм и включают компании различных
различных отраслей, являясь огромными конгломератами. Примерно 50 групп
играют доминирующую роль в хозяйстве страны, в их число входя «Хёнде»,
«Самсунг», «Деу».
Модель экономического развития Южной Кореи имеет много общего с японской,
но роль правительства в регулировании экономики здесь была значительно
выше. Широко использовались диктаторские методы руководства. Так, в 1978
году, когда многие южнокорейские фирмы не могли погашать свои иностранные
долги, президент освободил их от выплаты процентов внутренним инвесторам и
от погашения задолженности. Длительное время внутренние инвесторы получали
отрицательный реальный процент на сбережения. Всё было направлено на
мобилизацию ресурсов.
С 1987 года сделаны шаги по ослаблению государственного регулирования,
предприняты меры по либерализации и созданию более открытой для иностранных
производителей экономики. Этот процесс получил новый импульс после
финансового кризиса 1997 года. Произошли изменения в производственной
структуре чеболь. Освободившись от части профильных предприятий, они
приблизились по своей структуре к промышленным концернам. Одновременно
увеличился непосредственный контроль пяти крупнейших чеболь над кредитной
сферой.
Внешние экономические связи Северной и Южной Кореи.
Во внешних экономических связях Южная и Северная Корея также значительно
отличаются друг от друга.
Экономическое положение КНДР все годы существования этого государства
зависело от иностранной экономической помощи. Сперва ее предоставляли
идеологически близкие Китай и СССР. После распада СССР Северная Корея
вынуждена была обратиться за помощью к странам, которые северокорейская
пропаганда называла и продолжает называть врагами - к Южной Корее, Западной
Европе, США и Японии.
СССР и Китай активно поддерживали КНДР в 1950-1960-е годы. СССР рассчитывал
оказывать особое влияние на Корею, поскольку Ким Ир Сен одно время носил
погоны капитана советской армии, а его сын - нынешний глава КНДР - Ким Чен
Ир - родился под Хабаровском и учился в советской школе. В частности, во
время Корейской войны на стороне северокорейской армии воевали тысячи
советских военных инструкторов и регулярные части армии КНР. Войска КНДР
были оснащены советским оружием. В 1950-1970-е годы внешняя политика КНДР
заключалась в лавировании между Китаем и СССР, ставшими к тому времени из
союзников - врагами. Фактически, КНДР таким образом вымогал у СССР и Китая
экономическую, технологическую и военную помощь.
После окончания Холодной войны, валовый внутренний продукт (ВВП) КНДР,
который традиционно рос примерно на 2% в год, начал резко снижаться.
Причиной этого стало прекращение советской помощи, которая выражалась, в
частности, в покупке северокорейских товаров по льготным ценам. К примеру,
если в 1990 году объем торговли между СССР и КНДР составлял $2.5 млрд., то
в 1991 году упал до $365 млн. Уже в 1990 году ВВП Северной Кореи снизился
на 3.7%. Резко вырос объем внешнего долга. Если в 1990 году он составлял
$7.86 млрд., что составляло 34% ВВП, то в 1998 году увеличился до $12.1
млрд. или 96% северокорейского ВВП. По различным оценкам, северокорейский
долг России составляет $3 - 5 млрд. и не имеет тенденции к погашению.
В 1993 году северокорейское руководство обратилось за помощью к
международному сообществу, а также прибегло к шантажу. В 1993 году КНДР
вышла из Договора о нераспространении ядерного оружия, к которому
присоединилась в 1985 году. США и Северная Корея начали переговоры о
предоставлении американской экономической помощи. В результате
посреднической миссии экс-президента США Джимми Картера, Северная Корея
согласилась заморозить свои военные атомные программы и начать переговоры с
США. В результате переговоров был достигнут компромисс: КНДР обязалась
заморозить свои ядерные объекты и в перспективе закрыть их. США обязались
снабжать КНДР мазутом для отопления населенных пунктов страны (500 тыс. т.
ежегодно), а также (совместно с Южной Кореей и Японией) финансировать
строительство двух ядерных реакторов на легкой воде, с помощью которых
невозможно производить оружейные ядерные материалы. Кроме того, США, Япония
и Южная Корея обязались предоставить КНДР продовольственную помощь.
В 1996 году КНДР получила 900 тыс. т продовольствия, в 1997 году - 1.2
млн., в 1998 году - 1.3 млн. Для сравнения, в середине 1990-х годов
Северная Корея производила не более 3 млн. т . зерна в год. По данным
Агентства США по Международному Развитию The U.S. Agency for International
Development, за период с 1994 по 2002 год США оказали помощь КНДР в размере
$620 млн. Таким образом, Северная Корея стала крупнейшим получателем
американской помощи в странах Азии. Несмотря на то, что в 2001 году в КНДР
был собран хороший урожай, в стране продолжает ощущаться недостаток
продовольствия. По данным ООН, Северная Корея до сих пор нуждается в
иностранной продовольственной помощи - как минимум, она должна составлять
1.5 млн. т зерна ежегодно. По оценкам южнокорейских исследователей, если
США прекратят предоставлять КНДР продовольственную помощь, от голода умрут
300-400 тыс. северокорейцев. Некоторые аналитики считают, что нынешний
ядерный кризис, спровоцированный КНДР, является очередной попыткой получить
экономическую поддержку от США и их союзников.
Северная Корея придерживалась позиции самообеспечения, получая всё
остальное, что не производила сама от СССР по льготным ценам. В данный
момент такая позиция нежизнеспособна, КНДР  имеет партнёров по импорту и
экспорту.
Партнёры Северной Кореи по импорту: (нефть, коксующийся уголь, машинное
оборудование, товары народного потребления, зерно) Китай 33%, Япония 17%,
Россия 5%, Южная Корея 4%, Германия 3%.
Партнеры по экспорту: (минералы, металлургические продукты, промышленные
товары, включая вооружение, сельскохозяйственные товары и рыбные продукты)
Япония 28%, Южная Корея 21%, Китай 5%, Германия 4%, Россия 1% .
Развитие хозяйства Южной Кореи во многом определялось расширением её
внешнеэкономических связей.
Южная Корея не относится к странам свободного торгового режима.
Правительство, играя доминирующую роль в экономике, осуществляет прямой и
косвенный контроль во внешнеэкономических связях, до недавнего времени
внешнеторговая  политика по существу представляла систему протекционистских
методов развития экспорта и лицензирования импорта.
Внешняя торговля занимает важнейшее место в системе внешнеэкономических
связей страны. Она развивалась высокими темпами. В 80—90-х годах темпы
внешней торговли в 1,2—2,7 раза превосходили темпы Прироста ВВП. Так, в 80-
е годы среднегодовой прирост экспорта составлял 14,5, в 90-е - 15,6% (60-е
- 33,4%, 70-е - 39,8%). Быстрый рост внешней торговли явился результатом
воздействия различных факторов и условий, 51 том числе внешнеторговой
политики, на процесс формирования и расширения экспортного потенциала
страны.
Высокие темпы внешнеторгового оборота привели к росту значения Южной Кореи
на мировых рынках. Ее доля в мировом экспорте возросла с 0,04% в 1962г. до
1,1 в 1980 г., 1,9 — в 1990 г. и 3,3% — в 1998 г. Увеличилась вовлеченность
страны в международное разделение труда, о чем свидетельствует коэффициент
эластичности экспорта и импорта по отношению к ВВП и рост экспортной и
импортной квот. Экспортная квота достигла 35-41% ВВП (1960 г. - 1,1%; 1980
г. - 30,1%) и несколько уступает соответствующим показателям некоторых
малых развитых стран. Импортная зависимость остается традиционно более
высокой, но разница в показателях значительно сократилась. Экспортно-
ориентированное производство усилило зависимость страны от состояния
мирового хозяйства, от характера и масштабов внешнеэкономических связей.
Существенные изменения произошли в структуре внешней торговли. В товарной.
структуре экспорта существенно увеличилась доля продукции материалоемких и
наукоёмких отраслей и сократилась доля трудоемкой продукции. Изменения в
товарной структуре внешней торговли отразили отраслевые сдвиги в
производстве.
Товарная структура экспорта, в %
|Товарные группы         |1980 |1990 |1995 |1998 |
|Продовольствие          |6,0  |3,5  |2,4  |,2,0 |
|текстиль                |28,2 |21,4 |13,8 |14,4 |
|обувь                   |5,0  |6,2  |1,5  |0,3  |
|химия                   |1,6  |3,7  |7,0  |7,6  |
|.                       |     |     |     |     |
|металлы                 |14,5 |8,7  |5,4  |7,5  |
|машины и оборудование,  |—    |39,3 |52,5 |49,1 |
|транспортные средства . |     |     |     |     |
|Общее машиностроение    |—    |1,5  |2,3  |2,4  |
|Конторское оборудование |—    |4,1  |4,0  |4,1  |
|Телекоммуникационные и  |—    |9,6  |7,0  |5,9  |
|музыкальное оборудование|     |     |     |     |
|                        |     |     |     |     |
|транзисторы             |—    |8,2  |15,5 |14,7 |
|электромашиностроение   | —   |22,7 |18,5 |11,8 |
|автостроение            |—    |5,1  |8.1  |9,2  |
|судостроение            |—    |5,6  |4,4  |6,0  |


Быстрый рост базовых отраслей машиностроения со второй половины 70-х годов
позволил Южной Корее выйти на внешний рынок поставщиком различного вида
машин и оборудования. наиболее динамичной и перспективной статьей экспорта
продукции обрабатывающей промышленности стали электронные и
электротехнические изделия (телевизоры, радиоприемники, кассетные
магнитофоны, оборудование для дальней связи, оргтехника). Доля электроники
и электротехники увеличилась до 25% экспорта. До середины 80-х годов в его
структуре занимала важное место бытовая электроника. В последующие годы
электронные компании направили усилия на производство телекоммуникационного
оборудования, средств автоматизации производственных процессов. В 90-е годы
произошел переход к вывозу более дорогостоящего оборудования по сравнению с
новой техникой. Среди электронных товаров наиболее высокой
конкурентоспособностью обладают полупроводники.
В группе транспортных средств помимо судостроения важное место занял вывоз
автомобилей и запчастей к ним — свыше

9% всего экспорта.
По отдельным товарам южно-корейские компании заняли

прочные позиции на мировом рынке: золотые изделия —23,3%

суда — 18,6%, транзисторы, электронные лампы — 10,3%,

вычислительная техника — 3%. Но эти товары испытывают

растущую конкуренцию со стороны других стран.
В структуре импорта основное место занимают промышленное оборудование,
сырье и продовольственные товары. Значительная часть промышленных
материалов и топлива реэкспортируются. Удельный вес сырья и топлива
превышает треть импорта. По ввозу круглого леса, каменного угля, железной
руды, хлопка, кукурузы, нефти Южная Корея выступает на мировых рынках
вторым — четвертым по величине импортером в мире. Это предопределяет ее
высокую зависимость от колебаний цен на сырьевые товары.
Южно-корейские компании закупают за рубежом значительную часть специального
оборудования и машин высокой сложности. Объем ввоза машин и оборудования
достигает 37%ого объема импорта. За счет импорта удовлетворялось до спроса
на промышленное оборудование.
В основе конкурентных преимуществ южно-корейских товаров длительное время
находились низкие издержки на рабочую силу, а также прямое и косвенное
субсидирование. В экспортных отраслях были наполовину снижены налоги, сняты
пошлины На ввоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства
товаров на экспорт. На осуществление экспортных операций предоставлялись
льготные ссуды. С середины 80-х годов значение вышеуказанных факторов
снизилось. Только за 1980— 1993 гг. реальная заработная плата в
промышленности увеличилась в 5,4 раза, а выработка на занятого — в 4,8
раза. Издержки на рабочую силу для чеболь увеличились еще больше в связи с
отчислениями на социальные нужды, в частности, на субсидирование жилищных
расходов рабочих. У южно-корейских экспортеров понизился ценовой фактор.
Усложнение проблем конкуренции,  давление  предпринимателей  заставляют
правящие круги изыскивать пути ослабления установок в сфере занятости.
Главными торговыми партнерами Южной Кореи на всех этапах индустриализации
выступали Япония и США. Развивающиеся страны АТР сыграли роль поставщиков
таких товаров, как нефть и другое минеральное сырье, рынков сбыта
промышленных товаров. На долю Японии в 1998 г. приходилось 9,2% южно-
корейского экспорта и 18,1% импорта, на долю США соответственно — 17,2 и
21,9%. В связи с укреплением конкурентных позиций южно-корейских компаний
на мировых рынках США ужесточили свою внешнеэкономическую политику.
Значение США и Японии несколько снизилось. Укрепляются связи с КНР,
странами АСЕАН. На долю КНР приходится 9% южно-корейского экспорта и 1%
импорта.
Изменения в товарной структуре внешней торговли нашли отражение в обмене
технологией, Главной особенностью географической структуры обмена
технологией является то, что основным ее поставщиком выступает Япония, а не
США..
Внешнеторговый оборот высоко концентрировав. Четыре крупнейших чеболь
обеспечивают 25% экспорта страны, который реализуется через торговые
компании.
Внешняя торговля до середины 90-х годов сводилась с дефицитом, чему
способствовало увеличение импорта машин и оборудования. Дефицитность
внешней торговли не покрывалась другими операциями, и основным средством
поддержания внешнего баланса являлось использование иностранного капитала в
различных формах, которые значительно отличались в зависимости от периода
хозяйственного развития страны.
Важную роль занимал ссудный капитал. Во время индустриализации, особенно в
60-е годы при осуществлении экспортно-ориентированной политики, основное
место, занимали государственные займы. С конца 70-х годов доля
государственных займов значительно сократилась. .
Широкое привлечение ссудного капитала привело к резкому росту внешней
задолженности, но норма обслуживания долга держалась на приемлемом уровне —
15—16%. В 90-е годы абсолютные и относительные показатели внешней
задолженности' возросли в результате финансовой либерализации, упразднившей
различные ограничения на иностранные заимствования. Ее объем в 1997 г.
превысил 158 млрд долл. при высокой краткосрочной компоненте — 2/3, что
явилось одной из причин финансового кризиса 1997 г.
С 70-х годов возрастающую роль во внешнеэкономических отношениях стало
играть движение прямых капиталовложений. По совокупному объему иностранных
прямых капиталовложений (20,5 млрд долл. в 1999 г.) страна уступает ряду
восточно-азиатских и юго-восточных стран. По относительным показателям
иностранные инвестиции также уступают названным выше странам. В 1971—1980
гг. среднегодовой приток иностранных прямых капиталовложений составлял
1,34% валовых инвестиций в основной капитал страны, в 1981—1990гг. — 0,54,
в 1991— 1998 гг.-3,2%.
Правящие круги проявляют заинтересованность в привлечении прямых
капиталовложений при долевом участии местного капитала, что способствовало
бы усвоению новой технологии. С середины 60-х годов приняты законы,
согласно которым, в частности, предприятия с иностранным капиталом
освобождались от подоходного налога на первые пять лет, от налога с
юридических лиц, налога с имущества. При этом власти старались держать
иностранные прямые капиталовложения под контролем. В некоторые секторы
экономики их доступ был закрыт, включая средства информации,
нефтепереработку, ряд услуг. Иностранные банки могли открывать только
отделения, но не дочерние компании.
Иностранные капиталовложения в основном были сосредоточены в экспортных
зонах, которые были учреждены в 1966 г. для производства товаров на
экспорт. На иностранных предприятиях в 1997 г. производилось 6% ВВП
(Тайвань — 8,1% ВВП), 22,5% продукции обрабатывающей промышленности. В
некоторых отраслях промышленности компании, контролируемые иностранным
капиталом, обеспечивали основную долю промышленного производства — в
электромашиностроении и электронике —65—73%. В конце 90-х годов в
результате финансового кризиса позиции иностранного капитала усилились.
Основными инвесторами выступают компании США, Нидерландов, Германии,
Японии.
Повышение уровня экономического и социального развития превратило Южную
Корею во второй половине 80-х годов в нового экспортера капитала. Подобное
изменение означает радикальную трансформацию ее позиций и значения в
международных экономических отношениях и в мировом хозяйстве в целом,
особенно в экономике АТР. Капитал стал вывозиться еще в конце 60-х годов,
но это были эпизодические сделки. За 1966—1981 гг. кумулятивная сумма
прямых инвестиций составила только 209 млн долл., с 1981 по 1989 гг,
достигла 1,7 млрд, а в 1998 г. — уже 21,5 млрд долл., или 0,5% мирового
объем ИПК. Основными рынками приложения капитала выступают страны ЮВА.
Если в 70-е годы южно-корейские компании вкладывали капитал в объекты,
продукция которых поставлялась на внутренние рынки получивших инвестиции
стран, то в последние десятилетия 75% зарубежных предприятий экспортируют
большинство своей продукции. Зарубежные инвестиции на территории
развивающихся стран вложены с целью перевести туда трудоемкие и
материалоемкие отрасли, использовать местное сырье и рабочую силу, в
развитых странах — приблизить продукцию к рынкам, получить доступ к научно-
техническим достижениям принимающих стран.
Заметное место в системе международных экономических отношений страны
занимают строительные услуги и миграция рабочей силы. В начале 80-х годов
доходы от зарубежных строительных подрядов составили 40% всех поступлений
от невидимой торговли. Основным районом приложения рабочих рук были страны
Ближнего и Среднего Востока, прежде всего Саудовская Аравия. В тот период
страна вышла на второе место в мире после США по стоимости осуществленных
зарубежных проектов — 6,1% контрактов.
Перспективы и тенденции развития Корейского полуострова.
На данном этапе своего развития Южная Корея значительно приблизилась к
уровню развитых стран  во многом им не уступает. Но у неё остаются
недостатки (цикличность экономики - наступление очередного кризиса,
либерализация внешней торговли, меньше вмешательство в национальную
экономику и т. д.).
Северная Корея пришла к переломному моменту, об этом свидетельствуют
следующие доводы.
Были, впрочем, у северокорейцев и объективные причины для того, чтобы
положительно относиться к правящему режиму. Уровень жизни в КНДР повышался
до конца 1970-х годов - к тому же, сами корейцы сравнивали свое положение
не с жизнью обитателей иных государств, о которой они не имели ни малейшего
представления, а со временами японского колониального правления и
послевоенной разрухи. Северная Корея начала заметно отставать от Южной
только в семидесятые, и в течение долгого времени это отставание удавалось
скрывать от населения.
В начале 1990-х годов Северную Корею постигла экономическая катастрофа.
Пхеньянская пропаганда десятилетиями твердила о полной экономической
самодостаточности страны, но на деле КНДР постоянно получала значительную
советскую и китайскую помощь (как прямую, так и косвенную, через
несбалансированную торговлю и поставки стратегических товаров по заведомо
заниженным ценам). Само существование этой помощи в Пхеньяне замалчивалось
или даже прямо отрицалось, но на практике её экономическое значение было
огромным.
Наиболее серь