Менеджмент

Синтетические учения об управлении

Содержание

Введение
1.«Синтетические»  учения об управлении.
2. Теоретические положения Питера Дракера.
3. Ситуационные теории.
4. Теория «7-S»
 Заключение
Список литературы



Введение

     В данном реферате мы рассмотрим «синтетические»  учения  об  управлении
Актуальность данной темы сегодня имеет большое значение, так как мы   увидим
из данной работы, потому что в развитии  управления  «синтетические»  учения
занимают не последнее место.
   Представление о роли  менеджмента  и  месте  управления  организацией,  о
содержании  управленческой   деятельности   и   методах   ее   осуществления
неоднократно претерпевал существенные изменения с тех  пор,  как  управление
стало  рассматриваться  как  особый  вид  деятельности,   осуществляемый   в
организации.  Взгляды  на  управление  развивались   по   мере   того,   как
развивались общественные  отношения,  изменялся  бизнес,  совершенствовалась
технология  производства,  появлялись  новые  средства  связи  и   обработки
информации.
   Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально –
политической   системе   они   создавались   и   разрабатывались.   Развитие
управленческой мысли  вращается  вокруг  трех  явлений  –  задачи,  человек,
управленческая деятельность.
   Позже, с углублением  знаний  об  управлении  и  с  изменением  характера
управления  все  больше  развитие  стал   получать   синтетический   подход,
увязывающий эти и другие  явления  бизнеса  в  единое  и  органичное  целое.

     Цель реферата как можно лучше раскрыть понятие «синтетические»  учения,
рассмотреть теоретиков которые развивали данный вид учений и сделать  выводы
по данной теме.



1. «Синтетические» учения об управлении

      В отличие от подходов к управлению, ставящих во главу угла задачи  или
человека,   или   администрирование   (управленческую   деятельность),   для
«синтетических»  подходов   характерен   взгляд   на   управление   как   на
многоплановое, комплексное  и  изменяющееся  явление,  связанное  множеством
связей  с  внутренним  и  внешним  окружением   организации.   Основой   для
большинства этих  учений  в  самом  общем  смысле  является  так  называемый
системный подход к организации, который рассматривает ее  как  многоплановое
явление, связывающее в органичное единое  целое  цели,  ресурсы  и  процессы
протекающие в организации и вне  ее.  Для  отдельных  учений  об  управлении
характерно наличие упора на какое-то ключевое с точки зрения данного  учения
направление  (цели,  внешняя   среда,   структура   и   т.п.).   Однако   их
принципиальное отличие от «одномерных» учений состоит в  том,  что  все  они
исходят из многомерности организации и  управления  ею  и  из  необходимости
учета в  управленческой  деятельности  влияния  и  взаимодействия  множества
факторов, находящихся как  внутри,  так  и  вне  организации  и  оказывающих
прямое  и  косвенное  воздействие  на  ее  функционирование.  Другой  важной
особенностью управленческих учений данного направления является то, что  они
все  в  большей  или  меньшей  мере  исходят  из  наличия  так   называемого
системного эффекта,  выражающегося  в  том,  что  целое  всегда  качественно
отлично от простой суммы составляющих его частей



2. Теоретические положения Питера Дракера.

  Одним из самых выдающихся теоретиков современности в области  управления,
несомненно,  является  Питер  Дракер,  автор  многих  книг  по   управлению,
консультант  крупнейших  фирм,  профессор  Нью-Йоркского   университета   на
протяжении более чем 20 лет, а с 1971 г.— профессор Высшей  школы  Кларемонт
в Калифорнии. Питер Ф. Дракер родился в 1909 г. в Австрии в  семье  крупного
государственного чиновника, получил образование  в  Германии  и  в  1937  г.
переехал на жительство в США. Центром идей Дракера  об  управлении  является
учение, о менеджменте как о профессиональной деятельности и о менеджере  как
о   профессии.   Дракер    приписывал    себе    первенство    в    создании
систематизированного  учения  об   управлении   и   соответственно   учебной
дисциплины, что дало  возможность  начать  изучение  менеджмента  в  учебных
заведениях. Имя Дракера связывается  со  спасением  умиравшей  автомобильной
компании  «Форд»,  с  внедрением  на  фирме  «Дженерал   Электрик»   системы
децентрализованного управления, с послевоенным подъемом  японской  экономики
и рядом других крупных практических воплощений его идей об управлении.
   Одним из самых известных теоретических  положений,  выдвинутых  Дракером,
является  его   концепция   управления   по   целям   (МВО).   Это   явилось
революционизирующим начинанием в управлении, так как в 50-х  гг.,  когда  он
выдвинул   эту   концепцию,   в   основном    внимание    менеджеров    было
сконцентрировано на функциях и процессе. Идея Дракера о том, что  управление
должно начинаться с выработки  целей  и  потом  переходить  к  формированию?
функций, системы взаимодействия  и  процесса,  в  корне  перевернула  логику
управления.
   Дракер очень критически относился к идеям школы человеческих отношений  и
 к идеям Мэйо в честности. Бихевиористские идеи он называл
   «психологическим деспотизмом» и считал, что главная задача менеджмента  –
 делать  людей  производительными.  Дракер  считал,  что   менеджер   должен
 заботиться о достижении экономических целей организации и о клиентах, а  не
 о создании «радости для рабочих». Хотя при этом он считал, что отношение на
 работе должны строиться на базе взаимного уважения.
   Более того, в начале 50 – х   гг.  он  выдвинул  идею  самоуправляющегося
 трудового коллектива. Суть идеи состояла в  том,  что  на  фирме  создается
 выбранный орган из рабочих и  служащих,  который  призван  решать  вопросы,
 касающиеся  социальных  аспектов  жизни  предприятия.  Участвуя   в   такой
 деятельности,  рабочие,  по  мнению  Дракера,   должны   обретать   чувство
 ответственности за деятельность предприятия. Дракер считал  в  последствии,
 что это  была  его  самая  оригинальная,  и  важная  идея  относительно  он
 рассматривал как свое крупнейшее поражение.
   Дракер  выдвинул  большое  количество   идей   в   области   менеджмента.
 Несомненно, стержневой идеей его учения  является  идея  об  исключительной
 роли и исключительном значении профессиональных менеджеров.  Управленческая
 элита, по мнению Дракера, является основой бизнеса и должна играть  ведущую
 роль в развитии современного бизнеса и современного общества.



3. Ситуационные теории.
   Среди  «синтетических»  учений  об  управлении  заметное  место  занимают
 ситуационные теории. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних
 и тех же управленческих действия в различных ситуациях могут  очень  сильно
 отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя  все  необходимые  действия,
 такие, как планирование,  или  распорядительство  или  контроль,  менеджеры
 должны исходить из того, в какой ситуации они действуют.
   Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно  того,  как
 следует управлять  в  конкретных  ситуациях.  При  этом  выделяется  четыре
 обязательных шага, которые должны быть осуществлены  менеджером  для  того,
 чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.  Во  –
 первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения
 того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что  характерно
 для ситуации. Во – вторых, должен  быть  выбран  соответствующий  подход  к
 осуществлению управления, которой  бы  в  наибольшей  степени  и  наилучшим
 образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к  организации  со  стороны
 ситуации. В-третьих, управление должно создавать потенциал в организации  и
 необходимую  гибкость  для  того,  чтобы  можно  было  перейти   к   новому
 управленческому стилю, соответствующему ситуации. В-четвертых, управление
 должно произвести соответствующие  изменения,  позволяющие  подстроиться  к
 ситуации.
   Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию  к
 конкретным требованиям, как производить изменения и  перестановки  наиболее
 рационально  и  безболезненно,  как  создавать  и  развивать  адаптационный
 потенциал, отрицают наличие универсальных подходов  к  управлению,  наличие
 обобщенных, все охватывающих принципов построения  и  осуществления  любого
 управления. С точки зрения этих теорий, управление — это в  первую  очередь
 искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики  и  выбрать
 соответствующее управление, а уж потом следовать  научным  рекомендациям  в
 области управления/носящим обобщающий и универсальный характер.



4. Теория «7-S».
       Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций
менеджмента является теория «7-S», разработанная двумя парами
исследователей, работавших с консультационной фирмой «МакКин-зи». Первую
пару составили Томас Питере и Роберт Уотерман — авторы известной книги «В
поисках эффективного управления», а вторую пару — Ричард Паскаль и Энтони
Атос — авторы не менее известного бестселлера «Искусство японского
управления: пособие для американских управляющих».
  Исследования данных специалистов в области управления привели их к
выводу, что эффективная организация формируется на базе семи
взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью
требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски
название всех этих составляющих начинается на «S», эта концепция получила
название «7-S».
  Ключевыми составляющими являются следующие:

       • стратегия — планы и направления действий, определяющие
          распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по
          осуществлению определенных действий во времени для достижения
          поставленных целей;
       • структура—внутренняя композиция организации, отражающая распадение
       организации на подразделения, иерархическую
       субординацию этих подразделений и распределение власти между ними.
          • штамп — ключевые группы персонала, существующие в организации
            и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;
           • стиль -  способ, каким руководители управляют организацией;
             сюда же относится организационная культура;
           • квалификация — отличительные возможности ключевых людей в
организации.
         • разделенные ценности — смысл и содержание основных направлений
             деятельности, которые организация доводит до своих членов.

   В соответствии с данной концепцией, только те организации могут
эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут
содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи
составляющих.
  Хотя ситуационный подход к управлению и провозгласил, что в результате
неопределенности, существующей в окружении организации, множественности
возможных решений управленческих задач, порождаемой разнообразием ситуаций,
нет и не может быть единого универсального подхода к управлению вообще,
попытки найти общие характеристики любого управления никогда не
прекращались. Идея единого для всех организаций, универсального управления
в 50—60-е гг. как бы априорно предполагала, что в основе теоретической
модели такого управления должен лежать американский тип менеджмента,
считавшийся в то время не без оснований лучшим и образцовым. Однако
практика 70-х гг. показала, что американский тип управления не только не
является универсальным, но и далек от того, чтобы считаться лучшим.
Особенно наглядно это проявилось при сравнении американского управления с
японским.



Заключение.
       Таким образом, мы может сделать  выводы,  что  учения  об  управлении
условно  можно  разбить  на  две  группы:  «одномерные»  и  «синтетические».
«Одномерные» учения концентрируют  внимание  на  решений  одной  из  проблем
управления: задачи, люди, организация управленческой деятельности.  Наиболее
известными  «одномерными»   концепциями   являются   «научное   управление»,
разработанное Ф. Тейлором, бихевиористские учения,  учения  об  организации,
основоположниками которых являются А. Файоль и М. Вебер.
   Из данного реферата мы видим что  «Синтетические»  учения  об  управлении
рассматривают управление организацией во  всем  его  многообразии.  К  таким
учениям  можно  отнести  теоретические  разработки  П.  Дракера,   концепцию
ситуационного управления, концепцию «7-S».
   В работе мы так же  рассмотрели  теоретические положения Питера  Дракера,
которые помогли нам понять суть  «синтетических» учений в целом.



           Список литературы.
      1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник, - 3 –е  изд.  –
         М.: Гардарики, 2001. – 528 с.
      2. Мескон М.Х., Альберт М.,  Хедоури  Ф.  Основы  менеджмента:  пер.с
         англ. – М.: Дело, 1997. – 704 с.



смотреть на рефераты похожие на "Синтетические учения об управлении"