Муниципальное право

Способы формирования муниципальной собственности: правовое регулирование и сравнительный анализ


Ростовский Государственный Университет
                            Юридический факультет



                                   РЕФЕРАТ
                                  на тему:

                     «СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
                   СОБСТВЕННОСТИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И
                           СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ».



                                         Выполнила: студентка 6-го курса ОЗО
                                                       _____________________


                                          Проверила: доцент ________________



                               Ростов-на-Дону
                                   2003 г.
Право муниципальной формы собственности, закреплённой в  ст.  8  Конституции
РФ, возникает из оснований, предусмотренных целым  рядом  законодательных  и
иных правовых актов[1].
    Анализ этих актов позволяет  выделить  административный  и  гражданско-
правовые способы формирования муниципальной собственности.  Административный
порядок предполагает волю одной стороны  –  государства  и  реализуется  при
издании  акта  органа  государственной  власти.  Гражданско-правовой  способ
основывается на переходе прав  на  объекты  собственности  путём  заключения
гражданско-правовых договоров и  сделок.  Муниципальное  образование  вправе
заключать  их  с  другими  субъектами  гражданских  прав.  В   этом   случае
учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного  самоуправления  в
равное положение с контрагентом.
    Более  детальное  закрепление   способов   формирования   муниципальной
собственности происходит на уровне субъектов РФ. В  качестве  примера  можно
привести  Закон  Московской  области  «Об  общих   принципах   формирования,
управления  и  распоряжения  муниципальной   собственностью   в   Московской
области». В нём закрепляются следующие  способы  формирования  муниципальной
собственности:
    1) путем взимания налогов  и  иных  обязательных  платежей,  подлежащих
зачислению в местный бюджет, внебюджетные фонды и валютный фонд;
    2) путем приобретения имущества на  основании  договора  купли-продажи,
мены,    дарения    или    иной    сделки,    предусмотренной    действующим
законодательством РФ;
    3)  при  разграничении  государственной  собственности   в   Российской
Федерации  на  федеральную  собственность,   государственную   собственность
субъектов федерации и муниципальную собственность в  порядке,  установленном
законодательством РФ и Московской области;
    4) при передаче  объектов  федеральной  собственности  в  муниципальную
собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;
    5)  при  передаче  объектов  государственной  собственности  Московской
области в муниципальную собственность  в  порядке,  установленном  настоящим
Законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми  в  соответствии  с
настоящим Законом;
    6) при разграничении  муниципальной  собственности  в  случае,  если  в
границах  территории  одного  муниципального  образования   имеются   другие
муниципальные образования;
    7)  при  объединении,  преобразовании  или  упразднении   муниципальных
образований;
    8)  путем   получения   продукции,   плодов,   доходов   в   результате
использования муниципальной собственности;
    9)     по     иным     основаниям,     предусмотренным      действующим
законодательством[2].
    Аналогичные основания  установлены  в  «Положении  о  порядке  передачи
объектов собственности  Ростовской  области  в  собственность  муниципальных
образований»,   утверждённом   Постановлением   Законодательного    Собрания
Ростовской обл. № 219 от 31 января 1996 года.
    В качестве примера иного основания можно привести в пример  статью  225
ГК РФ, регулирующую правовые  отношения,  связанные  с  приобретением  права
собственности на бесхозяйные вещи. Пункт 3  этой  статьи  определяет  особые
правила для приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых  вещей.  Они
сначала должны быть  взяты  на  государственный  учет  по  заявлению  органа
местного самоуправления, на  территории  которого  они  находятся.  Значение
этого акта заключается в том, чтобы по истечении года с  момента  взятия  на
учет  данное  недвижимое  имущество  могло  по  решению   суда   перейти   в
муниципальную   собственность.   До   решения   суда   право   собственности
сохраняется за оставившим его лицом и  оно  может  взять  его  во  владение.
Такое имущество может быть приобретено в этот период и  по  приобретательной
давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени,  в
течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к  собственнику
или  перейти  к  другим  лицам  по  приобретательной  давности.  Только   по
истечении этого  периода  суд  по  иску  органа,  управомоченного  управлять
муниципальным  имуществом,   признает   бесхозяйное   недвижимое   имущество
муниципальной собственностью.
    В развитие федеральных законодательных актов  и  законодательных  актов
субъектов РФ органы местного  самоуправления  и  должностные  лица  местного
самоуправления в пределах своей  компетенции  принимают  решения  о  составе
муниципальной  собственности,  порядке  ее  приобретения  и  отчуждения;   о
ведении  реестров  муниципальной  собственности;  о   хранении   документов,
подтверждающих право муниципальной собственности; о создании,  реорганизации
  и  ликвидации  муниципальных   унитарных   предприятий,   учреждений;   об
осуществлении  контроля  за  эффективностью  использования  и   сохранностью
муниципальной собственности  и  многое  другое[3].  При  этом,  установление
порядка управления  и  распоряжения  муниципальной  собственностью  является
исключительной    компетенцией     представительных     органов     местного
самоуправления.
    Так, в соответствии с разделом 3  «Положения  о  порядке  управления  и
распоряжения объектами муниципальной собственности города  Ростова-на-Дону»,
утверждённого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 28  апреля  1998
г. № 95 (с изменениями от 20 августа 1998 г., 20 апреля 2000  г.,  9  апреля
2001 г., 15 октября  2002  г.)[4],  установлены  следующие  формы  (способы)
формирования муниципальной собственности, формируемой из:
    1)  Муниципальной собственности, имеющейся на момент  принятия  данного
Положения.
    2) Объектов государственной собственности, передаваемых в муниципальную
собственность для выполнения полномочий местного  самоуправления.  При  этом
сам  порядок  разграничения  государственной  собственности   в   Российской
Федерации на федеральную и областную государственную собственность, а  также
муниципальную собственность и порядок передачи  определяются  Постановлением
Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.91 «О  разграничении  государственной
собственности   РФ    на    федеральную    собственность,    государственную
собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных  областей,
автономных округов, городов  Москвы  и  Санкт-  Петербурга  и  муниципальную
собственность».  Механизм  его   реализации   основан   на   «Положении   об
определении   пообъектного   состава    федеральной,    государственной    и
муниципальной  собственности  и  порядке  оформления  прав   собственности»,
утвержденном  Распоряжением  Президента  РФ  от  18.03.92  №  114-рп,  Указе
Президента РФ от 22.12.93 № 2265  «О  гарантиях  местного  самоуправления  в
РФ», Постановлении Правительства РФ от 07.03.95 № 235  «О  порядке  передачи
объектов    социально-культурного    и    коммунально-бытового    назначения
федеральной собственности в государственную  собственность  субъектов  РФ  и
муниципальную собственность».  Передача  объектов  собственности  Ростовской
области в собственность муниципального  образования  производится  также  на
основании решения Законодательного собрания  Ростовской  области  №  219  от
11.01.96  г.  «О  Положении  о  порядке  передачи   объектов   собственности
Ростовской  области  в  собственность  муниципальных  образований»  и  актов
органов местного самоуправления г.Ростова-на-Дону.
    При  передаче  в  муниципальную  собственность  объектов,  указанных  в
приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ N  3020-1  от  27.12.91,
либо отнесенных  к  объектам  социально-культурного  и  коммунально-бытового
назначения  федеральной  собственности,  Комитет  по  управлению  имуществом
г.Ростова-на-Дону   представляет  перечень  таких  объектов   Мэру   города.
Отнесение данных объектов  к  муниципальной  собственности  производится  на
основании постановления Мэра города.
    3) Имущества, приобретенного в результате коммерческой и некоммерческой
деятельности муниципальных предприятий  и  учреждений.  При  этом  имущество
унитарного  предприятия   (учреждения)   –   существующее,   создаваемое   и
приобретаемое – является неделимым и не может быть распределено  по  вкладам
(паям,  долям),  в  том  числе  между  работниками  предприятия,   поскольку
является объектом муниципальной собственности.
    4) Приобретение  движимого  и  недвижимого  имущества  по  сделкам  (на
основании  договоров  купли-продажи,  дарения,  а  также  иных   сделок   об
отчуждении  данного   имущества),   при   переработке   вещей,   самовольной
постройке, находке, существовании на территории города бесхозяйных вещей,  в
силу  приобретательской  давности  и  по   иным   основаниям,   определенным
законодательством Российской Федерации.
    Право муниципальной собственности  прекращается  в  случае  гибели  или
уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам,  в  том  числе
при  приватизации;  в  порядке  разграничения  муниципальной  собственности;
путем обращения взыскания  на  имущество  по  обязательствам  муниципального
образования в порядке, предусмотренном законом РФ  или  договором;  по  иным
основаниям, предусмотренным законами РФ.
                           НОРМАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

    1. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г.
    2. Федеральный  закон  от  28  августа  1995  г.  "Об  общих  принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм.  и  доп.
от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4  августа  2000  г.,  21
марта 2002 г.).
    3. Федеральный закон от 25 сентября 1997  г.  N  126-ФЗ  "О  финансовых
основах местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от  9
июля 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.).
    4. Гражданский кодекс Российской  Федерации  (части  первая,  вторая  и
третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г.,  24  октября  1997
г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26  ноября  2001  г.,  21
марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.).
    5.  Постановление  Верховного  Совета  РФ  №  3020-1  от  27.12.91   «О
разграничении    государственной    собственности    РФ    на    федеральную
собственность, государственную собственность республик в составе РФ,  краев,
областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы  и  Санкт-
Петербурга и муниципальную собственность».
    6. Указ  Президента  РФ  от  22.12.93  №  2265  «О  гарантиях  местного
самоуправления в РФ».
    7.  «Положение  об  определении  по  объектного  состава   федеральной,
государственной и муниципальной  собственности  и  порядке  оформления  прав
собственности» // утверждено Распоряжением Президента РФ от 18.03.92 №  114-
рп.
    8. Постановление Правительства РФ от 6  октября  1999  г.  «О  передаче
находящихся в федеральной собственности объектов  социальной  инфраструктуры
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и  воинских  формирований
в  государственную  собственность  субъектов  Российской   Федерации   и   в
муниципальную собственность».
    9. Постановление Правительства РФ  от  17  июля  1995  г.  «О  передаче
объектов  социальной  и   инженерной   инфраструктуры   сельскохозяйственных
организаций в муниципальную собственность» (с изм.  и  доп.  от  27  августа
1999 г.).
    10. Постановление Правительства РФ  от  7  марта  1995  г.  «О  порядке
передачи объектов социально-культурного  и  коммунально-бытового  назначения
федеральной  собственности   в   государственную   собственность   субъектов
Российской Федерации и муниципальную собственность» (с изм.  и  доп.  от  27
августа 1999 г.).
    11. «Положение о порядке  передачи  объектов  собственности  Ростовской
области в  собственность  муниципальных  образований»  //  принято  Решением
Законодательного Собрания Ростовской обл. № 219 от 11 января 1996 года.
    12. Закон Московской области от 10.07.96  №11/98  «Об  общих  принципах
формирования,  управления  и  распоряжения  муниципальной  собственностью  в
Московской области»//Вестник Московской областной Думы. 1996. №10.
    13. Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 20 апреля  2000  г.  №
268 "О принятии "Положения о Реестре  объектов  муниципальной  собственности
города Ростова-на-Дону".
    14.  «Положения  о  порядке   управления   и   распоряжения   объектами
муниципальной собственности города Ростова-на-Дону», утверждённого  решением
Ростовской-на-Дону городской Думы от 28 апреля 1998 г. № 95  (с  изменениями
от 20 августа 1998 г., 20 апреля 2000 г., 9 апреля 2001 г., 15 октября  2002
г.).
    15. Постановление Главы администрации г. Ростова-на-Дону от  17  апреля
1996  г.  №  598  «О  порядке  передачи  в  муниципальную  собственность   и
отчуждения бесхозяйных квартир, других жилых и нежилых строений,  помещений,
находившихся в собственности граждан и юридических лиц».
    16. Постановление Главы администрации г. Ростова-на-Дону от 29  августа
1994 г. N 1192  «О  процедуре  передачи  ведомственного  жилищного  фонда  в
муниципальную собственность».
    17. Положение  «О  доверительном  управлении  муниципальным  имуществом
г.Ростова-на-Дону» // утверждено Постановлением Мэра города  Ростова-на-Дону
от 15.12.98 г. № 2670.

-----------------------
[1] Федеральный закон от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах  организации
местного самоуправления в  Российской  Федерации"  (с  изм.  и  доп.  от  22
апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа  2000  г.,  21  марта
2002 г.); Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. №  126-ФЗ  "О  финансовых
основах местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от  9
июля 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001  г.);  Гражданский  кодекс
Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и  доп.  от  20
февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8  июля,  17  декабря  1999
г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября  2002  г.,
10 января, 26 марта 2003 г.); Постановление Правительства РФ  от  6  октября
1999  г.  "О  передаче  находящихся  в  федеральной  собственности  объектов
социальной  инфраструктуры  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,  других
войск и воинских  формирований  в  государственную  собственность  субъектов
Российской  Федерации  и  в  муниципальную   собственность";   Постановление
Правительства РФ от 17 июля  1995  г.  "О  передаче  объектов  социальной  и
инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций  в  муниципальную
собственность" (с  изм.  и  доп.  от  27  августа  1999  г.);  Постановление
Правительства РФ от 7 марта 1995 г. "О порядке передачи объектов  социально-
культурного и коммунально-бытового назначения  федеральной  собственности  в
государственную   собственность    субъектов    Российской    Федерации    и
муниципальную собственность" (с изм. и доп. от 27 августа 1999 г.) и т.д.


[2]  Закон  Московской  области  от  10.07.96  №11/98  «Об  общих  принципах
формирования,  управления  и  распоряжения  муниципальной  собственностью  в
Московской области»//Вестник Московской областной Думы. 1996. №10.

[3] См., например: Решение Ростовской-на-Дону городской Думы  от  20  апреля
2000 г. № 268  "О  принятии  "Положения  о  Реестре  объектов  муниципальной
собственности города Ростова-на-Дону"; Постановление Главы администрации  г.
Ростова-на-Дону  от  17  апреля  1996  г.  №  598  "О  порядке  передачи   в
муниципальную собственность и отчуждения бесхозяйных квартир,  других  жилых
и нежилых  строений,  помещений,  находившихся  в  собственности  граждан  и
юридических лиц"; Постановление Главы администрации г.Ростова-на-Дону от  29
августа 1994 г. № 1192 "О процедуре передачи ведомственного жилищного  фонда
в  муниципальную  собственность";  Положение  «О  доверительном   управлении
муниципальным  имуществом  г.Ростова-на-Дону»,  утверждённое  Постановлением
Мэра города Ростова-на-Дону от 15.12.98 г. № 2670 и др.
[4] Текст решения опубликован в информационном бюллетене "Ростов-
официальный", июнь 1998 г., № 25-26.




смотреть на рефераты похожие на "Способы формирования муниципальной собственности: правовое регулирование и сравнительный анализ "