Педагогика

Одаренные дети

                  МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ



                             Семейная педагогика

                                   РЕФЕРАТ
                                  На тему:
                              «Одаренные дети»



                                                 Выполнила ст-ка гр. ПЕ-2/01
                                           Корчагина Екатерина Александровна

                                    ПЛАН:
   Предисловие
  1. Многогранность одаренности
   . Познание
   . Психосоциальные аспекты
   . Физические характеристики одаренности
  2. Родителям на заметку
  3. Открытие ребенка
  4. Взаимоотношения в семье
   Вывод



                                 ПРЕДИСЛОВИЕ
   В  чем  же  состоят  проблемы  родителей
одаренных детей? Хотелось бы выделить  два
уровня этих проблем: одаренный  ребенок  в
семье и в обществе,
   С    первыми     проблемами     родители
сталкиваются   вскоре    после    рождения
одаренного   ребенка.    Его    повышенная
активность  доставляет   родителям   массу
неудобств: проблемы со  сном  (такие  дети
спят,  как  правило,  значительно   меньше
обычных детей), с  едой  и  т.  д.  делают
жизнь  родителей   достаточно   непростой.
Затем начинаются  трудности,  связанные  с
повышенной   познавательной    активностью
одаренного малыша. Такая активность  имеет
много  неприятных  последствий:  сломанные
телефоны  и  электроприборы,   разобранные
часы и швейные машинки—все, что попадается
под руку одаренному ребенку,  может  стать
предметом его  ненасыщаемого  любопытства.
Эта    черта    вызывает    неудовольствие
родителей.
   Психологам     в     их     практической
деятельности часто приходится сталкиваться
с подобными вопросами.  Основная  проблема
одной из семей заключалась в том,  что  6-
летняя девочка доставляла родителям  много
хлопот своим  постоянным  любопытством:  в
доме  не  осталось  не   одного   прибора,
которого бы не коснулась рука ребенка.  Но
последнее, что переполнило  чашу  терпения
родителей, был мотор грузового  автомобиля
(отец девочки работал шофером  грузовика),
который ребенок почти полностью  разобрал.
«Откуда только силы взяла, чтобы открутить
гайки, ведь я их так сильно затягивал»,  —
сокрушался   отец.    Родители    сообщили
психологу,  что  они   перепробовали   все
средства  воздействия  и   теперь   просто
наказывают  девочку  за  каждую  сломанную
вещь, однако и это  не  помогает.  Что  же
делать в подобных случаях? Ответ  на  этот
вопрос можно найти в книге К. Тэкэкс.
   Среди    других    проблем,    волнующих
родителей одаренных детей,  —  бесконечные
вопросы, которые задают эти дети, а  также
(и это особенно часто) трудности,  которые
возникают  у  одаренных  детей  на  ранних
этапах школьного  обучения.  Дело  в  том,
что, как  правило,  у  одаренного  ребенка
достаточно  рано  формируется   зона   его
особых интересов.  На  школьные  предметы,
которые  по  ряду  причин  оказываются  за
пределами этой зоны, у одаренного  ребенка
просто не остается ни времени, ни желания.
Много, очень много терпения потребуется от
родителей,   чтобы   преодолеть   и    эту
проблему.
   Другой уровень проблем, которые выделяет
К. Тэкэкс, — одаренный ребенок и общество.
Центральный           пункт           этой
проблемы—антиинтеллектуализм,
распространенный в  обществе.  Фетишизация
«обыкновенного»,   «среднего»    человека,
недоверие к «умникам» — все это, по мнению
К.   Тэкэкс,   пронизывает    американское
общество. Но разве  наша  действительность
не    пронизана     антиинтеллектуализмом?
Соответственно,   проблемы    как    самих
одаренных детей, так и их родителей  часто
оказываются сходными.
   Основное                       следствие
антиинтеллектуалистских    установок     —
стремление многих родителей видеть  своего
ребенка  таким,  как  все.  В   результате
страдают не только  родители,  но  и  сами
одаренные  дети,   для   которых   главным
становится  не  выделяться,  не  выглядеть
«белой   вороной».    Все    это    крайне
отрицательно сказывается на их самооценке,
а  в  конечном   счете   на   формировании
личности.  Сверстники  и  учителя  ощущают
постоянное  интеллектуальное  давление  со
стороны талантливых детей, те  же  в  свою
очередь чувствуют  недоброжелательность  и
недоверие  со  стороны   окружающих.   Как
преодолеть  эти   проблемы,   как   помочь
одаренному  ребенку,  как  развивать   его
способности? всему этому посвящена  первая
книга, написанная К. Тэкэкс.
   Конечно, многие  идеи  К.  Тэкэкс  могут
показаться    неприемлемыми    или    даже
непонятными нашим читателям. Мне  кажется,
что в любом случае ее богатый практический
опыт работы с  одаренными  детьми  вызовет
интерес у читателя.
   Среди   других   авторов   хотелось   бы
выделить К. Абромс, профессора  факультета
образования  в  университете  Нью-Орлеана.
Начиная с  1977  года  она  ведет  в  этом
университете      исследовательскую      и
практическую работу с одаренными детьми  и
является    автором     многих     статей,
посвященных проблемам социального развития
талантливого ребенка.

   1. МНОГОГРАННОСТЬ ОДАРЕННОСТИ
   Что же это такое «одаренность» и как она
проявляется в  совсем  маленьком  ребенке?
Что заставляет родителей увидеть в  малыше
талант и потом искать подтверждения своего
открытия у специалистов?  Наиболее  частое
проявление одаренности — это ранняя речь и
большой словарный  запас.  Наряду  с  этим
замечается   необычайная    внимательность
(«Она    все    замечает!»),    ненасытное
любопытство («Куда он только не  влезет!»)
и отличная память («Она после двух раз все
сказки слово в слово повторяет»).
   Хотя такие ранние проявления одаренности
обычно         означают         выдающиеся
интеллектуальные  способности,  отнюдь  не
все   одаренные   и    талантливые    дети
сызмальства  поражают   родителей   своими
талантами. Поэтому для начала  нам  стоило
бы   описать   наиболее    общие    черты,
свойственные одаренным детям.  Одаренность
многогранна.   Психологи    и    педагоги,
занимающиеся       вопросами       детской
одаренности,  в  основном   придерживаются
определения  одаренности,   которое   было
предложено Комитетом  по  образованию  США
(Marland,  1977).  Суть  его  в  том,  что
одаренность ребенка может быть установлена
профессионально  подготовленными   людьми,
рассматривающими   следующие    параметры:
выдающиеся   способности,    потенциальные
возможности    в    достижении     высоких
результатов  и  уже   продемонстрированные
достижения  в  одной  или  более  областях
(интеллектуальные             способности,
специфические  способности   к   обучению,
творческое  или   продуктивное   мышление,
способности    к    изобразительному     и
исполнительскому искусству,  психомоторные
способности).
   В         Америке          психомоторные
способности—единственная сфера  проявления
одаренности,   избавившаяся   от    клейма
элитарности. Хотя этот  критерий  исключен
из  официального  списка  государственного
финансирования, тем не  менее  он  все  же
остается   одной   из   наиболее    широко
признаваемых    категорий     одаренности™
Американцы  любят  похвастать  спортивными
достижениями своих отпрысков, в  то  время
как об  интеллектуальных  способностях  не
очень распространяются.  Музей  футбольной
славы — национальная  святыня,  тогда  как
«Менса»* — чуть ли не тайное общество.
   Одаренность  в   основном   определяется
тремя    взаимосвязанными     параметрами:
опережающим      развитием       познания,
психологическим  развитием  и  физическими
данными.

                                  Познание

   В сфере опережающего  развития  познания
обычно отмечается следующее.
   Существуют особые «сензитивные» периоды,
когда дети «впитывают» все окружающее. Они
способны  заниматься  несколькими   делами
сразу.   В   своей    широкой    программе
исследования одаренных  шестилетних  детей
Бертон Уайт (1971) обнаружил,  что  лучшим
предвестником  их  учебных  успехов   была
способность в 3-летнем,  возрасте  следить
одновременно   за    двумя    или    более
происходящими вокруг событиями.
   * «Менса»- ассоциация  людей  с  высоким
коэффициентом интеллекта.

   Такие дети очень любопытны: «А  как  это
устроено?», «Почему так происходит?», «Что
будет,   если   изменить   условия?»    Им
необходимо активно исследовать  окружающий
их мир. Одаренный ребенок часто не  терпит
каких-либо     ограничений     на     свои
исследования. По мнению Жана Пиаже (1952),
функция интеллекта заключается в обработке
информации и аналогична функции  организма
по переработке  пищи.  Для  мозга  так  же
естественно  учиться,   как   для   легких
дышать. Стремление человека к  познанию  и
стимулированию разума — такая же  насущная
необходимость, как голод и жажда. А скука,
пожалуй, —  самое  неприемлемое  состояние
для человеческого организма. Если вы  чем-
то глубоко увлечены, вы забываете о голоде
и усталости. А если  вам  скучно  и  нечем
себя  занять,  вы  будете   искать   любой
источник информации —  вплоть  до  обрывка
старой газеты. Ученые  утверждают,  что  у
одаренных     и     талантливых      детей
биохимическая и  электрическая  активность
мозга   повышена.   Их   мозг   отличается
громадным   «аппетитом»   —   да   еще   и
гаргантюанской способностью «переваривать»
интеллектуальную  пищу.  Правда,  мы   еще
сможем  убедиться,  что   и   они   иногда
«откусывают»     больше,     чем     могут
«прожевать».
   Одаренных  детей   в   раннем   возрасте
отличает способность прослеживать причинно-
следственные      связи      и      делать
соответствующие   выводы.   Они   особенно
увлекаются   построением    альтернативных
моделей и систем. Эта способность лежит  в
основе    многих    интуитивных    скачков
(«перескакивания» через этапы)  и  присуща
исключительно  одаренным  детям.  Для  них
характерна    более    быстрая    передача
нейронной  информации,  их  впутримозговая
система является  более  разветвленной,  с
большим числом  связей.  Эта  своего  рода
кнопка, а что, если? — все время готова  к
действию.
   Одаренные дети обычно обладают  отличной
памятью, которая базируется на ранней речи
и  абстрактном   мышлении.   Их   отличает
способность       классифицировать       и
категоризировать информацию и опыт, умение
широко пользоваться накопленными знаниями.
Их   склонность    к    классификации    и
категоризации  иллюстрируется  и   любимым
увлечением, свойственным одаренным  детям,
—   коллекционированием.   Много   радости
доставляет им приведение своих коллекций в
порядок,  систематизация  и  реорганизация
предметов  коллекции.  Причем   оформление
аккуратной   постоянной   экспозиции    не
является их целью.
   Большой         словарный         запас,
сопровождающийся сложными  синтаксическими
конструкциями, умения ставить вопросы чаще
всего  привлекают  внимание  окружающих  к
одаренному       ребенку.        Маленькие
«вундеркинды»   с   удовольствием   читают
словари и энциклопедии, придумывают слова,
должные,  по   их   мнению   выражать   их
собственные   понятия    и    воображаемые
события,  предпочитают   игры,   требующие
активизации умственных способностей.
   Талантливые  дети  легко  справляются  с
познавательной неопределенностью. При этом
трудности не  заставляют  их  отключаться.
Они с удовольствием вое принимают  сложные
и долгосрочные задания и терпеть не могут,
когда им навязывают готовый ответ. В  этом
заключается  зерно  будущих  конфликтов  в
классе  (большинство  учителей   начальной
школы ориентируются  на  детей  с  «низким
порогом отключения», то есть  предпочитают
отвечать на  собственные  вопросы,  будучи
уверены,  что   дети   не   смогут   найти
правильный ответ).
   У   некоторых   одаренных   детей   явно
доминируют   математические   способности,
подавляющие интерес к чтению. Один мальчик
в  5-летнем  возрасте  в  уме   перемножал
трехзначные цифры быстрее, чем взрослый  с
помощью карандаша и бумаги. В то же  время
малыш  не  проявлял  никакого  интереса  к
чтению и упрямо сопротивлялся всем усилиям
взрослых.   Психологическое   тестирование
выявило, что IQ * у него необычайно  высок
(более 200 баллов).  Разумеется,  он  умел
читать, но это занятие не увлекало его.
   Одаренного ребенка отличает и повышенная
концентрация   внимания    на    чем-либо,
упорство в достижении результата в  сфере,
которая  ему  интересна.  К  этому   нужно
прибавить  и   степень   погруженности   в
задачу.      Завершение      какого-нибудь
инженерного  сооружения  в  песочнице  или
плотины на ручейке для него гораздо  более
важно,  чем  время  обеда  или  неминуемый
дождь.
   В силу небольшого жизненного опыта такие
дети часто девают предприятия, с  которыми
не   могут   справился.   Им    необходимо
понимание  и  некоторое   руководство   со
стороны взрослых, не следует акцентировать
внимание на их неудачах, лучше попробовать
вместе еще раз.

                           Психосоциальные аспекты

   В   сфере   психосоциального    развития
одаренным и талантливым детям  свойственны
следующие черты.
   Сильно развитое чувство  справедливости,
проявляющееся очень рано. Вот например, 3-
годовалый  малыш  вернулся   домой   после
первого  посещения  воскресной   школы   и
гневно заявил, что  «Бог  несправедливый».
На  уроке  в   тот   день   говорилось   о
библейской истории про Ноев  ковчег.  Дома
он заявил: «Бог  сказал  людям,  что  надо
делать и что их ждет, если они будут  себя
плохо вести. Так что они могли спастись  и
не утонуть. А зверям он ничего не  сказал,
он их не предупредил, так  почему  же  они
должны умирать? Бог несправедливый!»
   Личные  системы  ценностей  у  маленьких
одаренных детей очень  широки.  Они  остро
воспринимают                  общественную
несправедливость,  устанавливают   высокие
требования к  себе  и  окружающим  и  живо
откликаются  на  правду,   справедливость,
гармонию  и  природу.  Всепроникающее  око
телевидения приносит в наши  дома  картины
далеких проблем, а юные одаренные  зрители
ждут,  а  иногда  и  требуют,   чтобы   их
родители что-нибудь сделали для голодающих
в Африке, для  беженцев  из  Юго-Восточной
Азии и для  детенышей  морских  котиков  в
Африке, да и сами  они  для  этого  готовы
разбить свои копилки.
   Обычно дети в возрасте от 2 до 5 лет  не
могут   четко   развести   реальность    и
фантазию. Особенно ярко это проявляется  у
одаренных детей. Они настолько  прихотливы
в  словесном  раскрашивании   и   развитии
действенных фантазий, настолько  сживаются
с  ними,  буквально  «купаясь»   в   живом
воображении, что порой учителя и  родители
демонстрируют  излишнюю  озабоченность  но
поводу способности ребенка отличать правду
от вымысла. Это яркое воображение  рождает
несуществующих друзей,  желанного  братика
или  сестренку  и   целую   фантастическую
жизнь, богатую и яркую. Спустя  много  лет
многие из них как в работе так и  в  жизни
сохраняют элемент игры,  изобретательность
и  творческий  подход  качества,   которые
столько    дали    человечеству    и     в
материальном, и в  эстетическом  развитии.
                              |
   Одной  из  наиболее  важных   черт   для
внутреннего paвновесия одаренного человека
является хорошо  развитое  чувство  юмора.
Талантливые люди  обожают  нecoобразности,
игру слов, «подковырки», часто  видя  юмор
там, где сверстники его  не  обнаруживают.
Юмор может быть спасительной благодатью  и
здоровым   щитом   для   тонкой   психики,
нуждающейся  в   защите   от   болезненных
ударов,  наносимых  менее   восприимчивыми
людьми. (Правда, немногие из нас настолько
уверены в себе, чтобы от  души  посмеяться
над шуткой, если объектом ее  являемся  мы
сами.)
   *  IQ—коэффициент  интеллекта,  то  есть
количественный      показатель      уровня
интеллектуального   развития.   Обычно   у
среднего человека IQ равен 90- 100 баллам.

   Одаренные  малыши   постоянно   пытаются
решать проблемы, которые им  пока  «не  по
зубам». С точки зрения их  развития  такие
попытки полезны.  Но  поскольку  одаренные
дети  в  некоторых  вещах  делаю,  успехи,
недостижимые    для     большинства     их
ровесников, родители таких детей (а  через
них и сами дети) склонны ожидать такой  же
легкости   во   всех   своих   начинаниях.
Преувеличенные   ожидания   взрослых    мы
называем «эффектом ореола» и привлекаем  к
нему  внимание  каждого,  кто  работает  с
одаренными  детьми  на  любой  стадии   их
развития. В раннем детстве одаренные  дети
так же эмоционально зависимы,  нетерпеливы
и эмоционально несбалансированны, как и их
сверстники. Порой они более красноречивы —
поскольку их умение  выражать  себя  более
совершенно.   Однако   их    замечательные
речевые способности  могут  привести  и  к
тому,  что   взрослые   начинают   неверно
воспринимать  уровень   их   эмоциональной
зрелости — а это усугубляет проблему.
   Исследования  показывают,   что   страхи
маленьких детей  обычно  лишены  реализма.
Родителям  выросших  в  городе  шестилеток
трудно понять, отчего их дети больше всего
боятся  львов  или  тигров,  а  вовсе   не
автомобилей, которые для них  представляют
гораздо  более  реальную  опасность.   Для
одаренных   же   детей,    как    правило,
характерны     преувеличенные      страхи,
поскольку    они    способны    вообразить
множество опасных последствий.  Они  также
чрезвычайно   восприимчивы   к   неречевым
проявлениям чувств  окружающими  и  весьма
подвержены     молчаливому     напряжению,
возникающему вокруг них.
   Один из  столпов  в  изучении  одаренных
людей,     Гауэн     (1972),      называет
экстрасенсорное  восприятие   в   качестве
одного из  исключительных  свойств  людей,
принадлежащих к  этой  категории.  Учителя
начальных  классов  для  одаренных   детей
довольно  детально   описывали   несколько
случаев такого  экстрасенсорного  общения.
Один мальчик считал себя ненормальным  из-
за своих способностей к  чтению  мыслей  и
предвидению. Естественно,  что  и  учитель
был  в  шоке  от  такого   откровения.   В
действительности  мы  знаем  так  мало   о
биохимии и электрической активности мозга,
что былo бы  непростительным  легкомыслием
отвергать   возможность   телепатии    или
ясновидения — пусть даже они  и  находятся
на периферии внимания большинства  ученых,
занимающихся  эмпирикой.  Такие   свойства
встречаются    сравнительно    часто     у
высокоодаренных людей.  Относиться  к  ним
нужно  с  пониманием,  так  как  недоверие
может только  усугубить  их  подозрения  о
сообщенной ненормальности. Они нуждаются в
поддержке, а не в  насмешке.  Может  быть,
они  видят  более  ясно  то,   что   менее
восприимчивые  смертные  «видят  в  мутном
зеркале».
   В дошкольные годы одаренные дети — как и
их менее способные  ровесники  —  являются
возрастными   эгоцентристами    в    своем
толковании событий и явлений.  Эгоцентризм
— термин, данный  нам  Пиаже,  —  помогает
понять   качественные    различия    между
интуитивным,  анимистическим   восприятием
дошкольников   и    более    рациональным,
ориентированным на  конкретную  реальность
воззрением  старших   детей.   Эгоцентризм
здесь не означает эгоизма  с  его  обычной
негативной окраской. Он лишь проецирование
собственной  восприятия  и   эмоциональной
реакции на  явления,  ума  и  сердца  всех
присутствующих.  Обычно  мы  называем  это
«односторонним   восприятием».    Неумение
воспринимать отношение других людей к кому-
либо  или  к  чему-либо  в  обиходе  можно
назвать  односторонностью.  Мы  не  терпим
этого  во  взрослых,  но   это   абсолютно
нормально  для  дошкольников,  какими   бы
умницами они ни были.  По  мере  того  как
развивающийся   мозг   ребенка    начинает
воспринимать собственную  работу,  ребенок
начинает понимать, что он способен думать:
ученые теперь называют это  метапознанием.
Ребенок уверен, что его восприятие явлений
и   событий    идентично    одновременному
сознательному восприятию и у всех  других.
Иными словами, все воспринимают и понимают
одно  и  то   же   событие   или   явление
одинаково. Мы, взрослые, хотя и  понимаем,
что это на так, но  никогда  до  конца  не
вырастаем из этого эгоцентризма, присущего
детям от 3 до 5 лет, и нам  весьма  трудно
воспринять другую точку зрения —  особенно
если она основана на  параллельном  опыте.
Когда детский  эгоцентризм  сопровождается
чувствительностью   и   раздражением    от
неспособности  сделать  что-то  (и  то   и
другое характерно  для  одаренных  детей),
могут возникнуть  проблемы  в  общении  со
сверстниками. Наиболее распространенное  в
таких случаях средство — обсудить проблему
с необычайно «речистым»  малышом.  Ребенок
пока  не  способен  понять,   что   другие
воспринимают мир совсем не так, как он.  В
последующих главах мы рассмотрим некоторые
приемы и методы решения  таких  возрастных
проблем.
   Таким  образом,  одаренные  дети   порой
страдают   от    некоторого    социального
неприятия их со стороны сверстников, а это
развивает  в  них  негативное   восприятие
самих  себя,   что   подтверждают   многие
исследования. Наиболее  полезным  с  точки
зрения       формирования        здорового
самовосприятия  и  чувства   полноценности
является общение с  такими  же  одаренными
детьми, причем с самого нежного  возраста.
Семьи, где принято помогать друг  другу  и
где  родители,  братья  и  сестры   вместе
занимаются всеми делами,  также  укрепляют
позитивное самовосприятие каждого ребенка.
В  этой  связи   грустно   заметить,   что
родители  одаренных  мальчишек   стремятся
иметь гораздо меньше  детей,  чем  средняя
семья.

                    Физические характеристики одаренности

   Существуют два соперничающих  стереотипа
физических характеристик одаренных  детей.
Первый —  это  тощий,  маленький,  бледный
«книжный  червь»  в  очках.  Другой  же  —
выдвинутый Терменом в  его  монументальной
работе «Изучение  гения»  в  1925  году  —
говорит  нам,  что  одаренные  дети   выше
ростом, крепче, здоровее и  красивее,  чем
их  ординарные  сверстники.  Хотя   второй
образ предпочтительнее  первого,  оба  они
достаточно  далеки   от   истины.   Термен
проводил  свое  исследование  среди  белых
семей  среднего  и  высшего  класса:   эта
группа населения действительно  отличается
более высоким  ростом,  физической  силой,
здоровьем.  Существует  мнение,   что   ее
представители  более  привлекательны,  чем
представители других групп американцев. Но
если мы расширим диапазон определения, для
того  чтобы  включить   все   разнообразие
одаренности  и   избежать   социальных   и
культурных   предубеждений    стандартного
тестирования, мы  увидим,  что  физические
характеристики одаренных  детей  столь  же
разнообразны,  как  и   сами   дети.   Нет
никакого   смысла   делать    стереотипные
обобщения относительно рост веса, здоровья
или   внешности   одаренных   детей.   Они
достаточно    привлекательны    и    своим
разнообразием.
   Замечено, что талантливых взрослых людей
отличает  очень   высокий   энергетический
уровень      и       довольно       низкая
продолжительность  сна.   Но   только   ли
талантливым  взрослым   это   свойственно?
Родители не могут взять в толк, что же они
делают не так, когда педиатр  говорит  им,
что их новорожденный ребенок должен  спать
20 часов в сутки. Измученным мамам и  папа
кажется, что ребенок 20 часов  бодрствует!
Это,    конечно,     преувеличение,     но
большинство      опрошенных      родителей
утверждает,  что  их  одаренные   дети   в
младенчестве спали меньше и  слишком  рано
отказались от дневного сна. Такие рассказы
настолько обычны, что рождают  гипотезу  о
генетическом,  метаболическом  обосновании
такого поведения. Свойство, которое  может
способствовать  высокопродуктивной  работе
взрослого,  в  детстве  порой   доставляет
немало неприятное родителям.
   Тонкая  моторная   координация,   навыки
ручной   работы   и   координация    между
визуальным   восприятие   и   механическим
движением гораздо более связан с возрастом
и обычно не  так  развиты,  как  познание.
Руки ребенка нуждаются в  тренировке  и  в
массе возможностей попрактиковаться в  том
или ином деле.  Резать  или  клеить  может
быть гораздо  труднее,  чем  вычитать  или
складывать, а писать может быть сложна чем
читать или говорить.  Такая  неровность  в
сравнении с нормами развития часто ведет к
раздражению  и  к  росту   зависимости   в
поведении ребенка.  В  составлении  ранних
программ  обучения  для  одаренных   детей
требуется точная индивидуализация,  с  тем
чтобы не допустить отвращения  к  основным
навыкам, которое может остаться у  ребенка
на всю жизнь.
   Всe  вышесказанное  предлагает   краткое
описание лишь немногих граней одаренности.
Здесь  упомянуты  те  из  них,  о  которых
наиболее часто  сообщают  исследователи  и
родители, характеризуя одаренных детей,  с
которыми они сталкиваются. Каждый  ребенок
обладает и уникальными свойствами, которые
остались за  рамками  вышеизложенного,  но
придают ребенку особую  привлекательность.
Описание  всех  этих  свойств  заняло   бы
слишком много места. Они равно необходимые
компоненты в нашем открытии и  в  радости,
которую приносит каждый ребенок.
   2. РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
   Понятно, что чаще всего именно  родители
первыми   замечают  одаренность   ребенка,
хотя это не всегда легко сделать, так  как
не   существует    какого-то    стереотипа
одаренности  —  каждый  ребенок  проявляет
свои способности по-своему.
   Чаще всего одаренность ребенка  остается
не замеченной в семьях, где  этот  ребенок
является первым или единственным.
   Иногда      родители      сопротивляются
причислению  своих  детей   к   одаренным.
Объясняется  это,   очевидно,   тем,   что
родители одаренных детей, как члены своего
общества, подвержены системе  отношений  и
ценное  общества  в  целом.   Прославление
«простого человека и не всегда  адекватное
применение  демократичен  ценностей  много
сделали   для   прошлого   и    настоящего
антиинтеллектуализма в Америке (Hofstader,
1963). •
   Многие родители заявляют:  «Я  не  хочу,
чтобы мой  ребенок  был  одаренным,  пусть
лучше  он  будет  нормальным,   счастливым
ребенком — таким, как все». Или,  в  ответ
на   вопрос:   «Каково   вам   воспитывать
одаренного ребенка?» — они  отвечают,  что
все было прекрасно  до  тех  пор,  пока  в
школе   ребенку   не    приклеили    ярлык
одаренного   и   не   сообщили   об   этом
родителям.  Ребенок  остался  тем  же,  но
родительское    восприятие     изменилось:
родители начинают  нервничать,  задаваться
вопросом: «А  так  ли  мы  выполняем  свои
обязанности по  отношению  к  ребенку?»  В
таких случаях напряжение  может  вытеснить
радость из семейных  отмщении.  Существует
также  вероятность,   что   самовосприятие
ребенка     будет     изменено     ярлыком
одаренности.
   Пытаясь понять родительские  переживания
и  дать  них   ответ,   задаешься   весьма
серьезной  проблемой:   действительно   ли
думающие родители  всерьез  полагают,  что
быть одаренным — значит быть  ненормальным
не   уметь   найти   места   в    компании
сверстников,  быть  несчастным?   Как   ни
печально,      но      таковы       широко
распространенные     стереотипы,     порой
разделяемые  и  и   родителями.   Подобное
отношение    может     серьезно     мешать
нормальному,  счастливому  детству;  такие
стереотипы   необходимо   развенчивать   и
уничтожать.  Отрицание  или  игнорирование
уникальных способностей  ребенка  в  угоду
общественным нравам, во всяком  случае  уж
никак не поможет ребенку найти свое  место
в жизни и стать счастливым.
   Идеальная      родительская      реакция
радостного   приятия   должна,   вероятно,
лежать     где-то     посредине      между
игнорированием       и       эксплуатацией
способностей ребенка.
   Возвращаясь к изначальному  заявлению  о
том,  что   первооткрывателями   одаренных
детей    являются    родители,     уместно
вспомнить,     каковы     же      основные
поведенческие  характеристики   одаренного
ребенка,   описанные   в   литературе    и
упоминаемые   родителями   (Vail,    1979;
Martinson, 1974). Наиболее часто  родители
отмечают раннюю речь, употребление сложных
слов, а также раннее  освоение  счета  или
чтения, нередко и  другие  характеристики:
громадное любопытство («Она задает миллион
вопросов обо всем  на  свете!»)  и  цепкую
память  (Он   все   запоминает   в   таких
деталях»).   Эти   последние   способности
заслуживают  особого  внимания,  наряду  с
быстрым  восприятием  («Она  все  на  лету
схватывает») воображением  («Он  играет  с
воображаемыми    друзьями»    или     «Она
рассказывает  мне   такие   фантастические
истории»), в то время как  роль  отдельных
конкретных достижений (умение  читать  или
считать) не следует переоценивать. Разного
рода телепрограммы,  развивающие  игры,  а
также общение с  родителями  или  старшими
братьями и сестрами  могут  помочь  вполне
обычному ребенку  справиться  с  теми  или
иными задачам.
   В 1936  году  Термен  и  Майлз  отметили
явление,     характерное     для     белых
американских семей  среднего  достатка.  В
центре внимания  их  исследования  оказал»
1200 одаренных детей и  их  семьи,  причем
родители  ни»  чего  не   подозревали   об
одаренности своих отпрысков, Как  раз  это
им и  предстояло  определить.  Только  3/4
родителей        сумели         обнаружить
интеллектуальную одаренность своих  детей:
у  девочек  до  3,5  года,   у   мальчиков
несколько позже  (по  наблюдениям  ученых,
это объясняется  тем,  что  матери  больше
разговаривают с дочерьми, чем с сыновьями)
(Moss, 1967). То есть мерилом одаренности,
согласно результатам  этого  исследования,
служит речь и словарный запас.
   Несмотря на  всю  важность  исследования
Термена и Майлза  для  понимания  феномена
одаренности,  следует  отметить,  что  оно
проводилось лишь  среди  белого  населения
среднего достатка. В то время как родители
принадлежащие    к    другим    культурным
традициям,  в  воспитании   детей   делают
акцент на иных чертах поведения,  так  что
характеристики,  предложенные  Терменом  и
Майлзом для раннего выявления одаренности,
пригодны   для   разных    культурных    и
социальных слоев далеко не всегда.
   Как  мы  уже  говорили,  одаренные  дети
проявляют свои способности  по-разному,  а
иногда  предпочитают   их   и   вовсе   не
проявлять.  Отнюдь  не  все  исключительно
способные  дети  рано  начинают  говорить,
даже    если     для     этого     имеются
соответствующие    условия.    Одна    мой
знакомая, молодая женщина,  до  3  лет  не
говорила вообще, а потом  начала  говорить
целыми    предложениями.    Первые    годы
пребывания в школе она также  отказывалась
говорить, потому что учителя обращались  к
ней  не  по  тому   имени,   которое   она
предпочитала.  Ни  мать,  ни  учитель   не
замечали каких-то  особых  способностей  у
девочки. В колледже ее средний балл был 3:
получала пятерки по  математике  и  другим
точным наукам,  которые  ей  нравились,  и
двойки по нелюбимым предметам. Сейчас  она
успешно работает  в  области  компьютерной
техники.
   Упоминание о том, как важно обращаться к
ребенку по  имени,  приводит  на  ум  один
пример, характерный  для одаренных детей.
   Мама отправила Харди  в  садик,  заранее
радуясь  тому,  как   много   хорошего   и
интересного мальчик там увидит  и  узнает.
Спустя всего три недели  она  была  немало
удивлена   и   насторожена   звонком    от
воспитательницы.  Та  начала  разговор   с
того,  что  она  пытается  приучить  детей
обращаться  к  ней  не  «учительница»,   а
миссис  Джонсон.  Все  дети   это   быстро
усвоили, но Харди, несмотря на  постоянные
напоминания,   продолжал    называть    ее
«учительницей».  Однажды  она  в  отчаянии
отрезала: «Молодой человек, сколько раз  я
тебе    говорила    не    называть    меня
«учительницей»?    Меня    зовут    миссис
Джонсон!» На это Харди  тихо  ответил:  «Я
знаю.  Извините,  но  я  об  этом  забываю
каждый  раз,  когда  вы   называете   меня
молодой человек». К  счастью,  учительница
оказалась достаточно деликатным  человеком
и  позвонила  не  с  тем,  чтобы  отчитать
родителей, а  просто  рассказать  об  этом
опыте и поговорить о собственном возросшем
понимании того, как важно уважать детей  и
их право называться  тем  именем,  которое
они предпочитают.
   Родительское    открытие     одаренности
собственного   ребенка   должно    рождать
радостное  ожидание  и  готовность  решать
связанные   с   этим   проблемы,   а    не
обезоруживающую   озабоченность,   которая
стреноживает  живость  самой  важной   для
растущего человека  связи  —  связи  между
родителями и детьми. Говорится это не  для
того,    чтобы    приуменьшить    проблемы
воспитания ребенка, который  меньше  спит,
больше   изучает   и   принимает,   больше
говорит, но для того, чтобы мочь  читателю
разобраться в этих проблемах.
   3. ОТКРЫТИЕ РЕБЕНКА
   Ребенок  делает   открытие   собственной
одаренности.  То   кик   это   происходит,
представляет  громадный  интерес   и   для
родителей.   Папы   и   мамы   переживают,
насколько адекватно ребенок  реагирует  на
первое осознание собственной уникальности.
У одних  одаренных  детей,  находящихся  в
постоянном общении с братьями, сестрами  и
сверстниками,    понимание    собственного
отличия  может  прийти  рано.   У   других
сознание  своих  особых  способностей   ей
впервые происходит в  школе  с  неизбежным
сравнением себя с другими детьми.
   Родителям важно, чтобы  ребенок  обладал
здоровым  самовосприятием   и   пониманием
того, что способности  и  интересы  других
людей (как детей, так  и  взрослых)  могут
быть на ином  уровне  или  в  иной  сфере,
нежели  его  собственные.   Социальные   и
эмоциональные  последствия  этих  различий
гораздо тоньше, чем простое понимание.
   Одно дело —  умом  понимать,  но  совсем
иное    чувствовать     это.     Здоровому
самовосприятию  одаренного  ребенка  очень
поможет чувство общности с окружающими его
людьми  и  хотя  бы  начальное   понимание
положительных    качеств,    ценимых     в
человеческом  обществе.  Почти   во   всем
одаренный ребенок такой   же,  как  и  все
другие дети,  а  уникален  лишь  в  чем-то
немногом.
   Задача,  стоящая  в  этом  плане   перед
родителями,  заключается  в  том,   чтобы,
учитывая  раннее  развитие  таких   детей,
своевременно    найти    верный    момент,
правильные слова и  примеры  для  ребенка.
Такая   коммуникация   осуществляется   не
только с помощью речевого  общения,  но  и
выражается   в   реакциях   и    отношении
родителей и других окружающих к ребенку.
   Здесь    необходимо    отметить,     что
выдающиеся  речевые   способности   многих
одаренных  детей  приводя  к   тому,   что
родители и учителя делают слишком  большую
ставку  на   речевую   коммуникацию.   Это
чревато   возникновением   лишь    подобия
понимания,  которое  может   противоречить
практике ежедневного общения.
   Процесс познания у  ребенка  затрагивает
весь спектр восприятия и опыта. Слова — не
главный   канал   для   маленьких   детей.
Родителям необходимо не только  беседовать
с малышами, но и стараться вести себя так,
чтобы  укреплять   в   ребенке   понимание
системы ценностей, понимание того, чего от
них  ждут,  и  развивать  здоровую  основу
самовосприятия.
   Как     складывается     в      человеке
представление  о  самом  себе?   Психологи
(Mussen,  1970)  утверждают,   что   этот!
процесс представляет собой  кристаллизацию
того, как на нас реагируют другие люди.  В
ходе своих исследований  окружающего  мира
ребенок узнает, что он может или не  может
сделать  в  реальном  мире,  а  окружающие
разными путями показывают  ему,  насколько
эти достижения ценны. Поведение личности в
большой  степени   определяется   конечным
результатом.  Результат  этот  может  быть
внутренним  или  внешним,  первичный   или
вторичным, материальным  или  духовным,  а
также! кратковременным или  долговременным
— в зависимости от  моделей,  предлагаемых
сторонниками    разных     психологических
теорий.   В   любом    возрасте    человек
продолжает   и   развивает    те    модели
поведения,  которые,   приносят   желаемый
эффект, и, напротив, оставляет те, которые
такого эффекта не приносят.
   Для    маленького    ребенка    желаемые
результаты     напрямую     связаны      с
приобретением   механических   навыков   и
изучением значения окружающих предметов  и
явлений. Также важно для него  внимание  и
отношение родителей  и  окружающих  людей.
Родителям сравнительно несложно наблюдать,
направлять и обучать детей, даже  несмотря
на бесконечные «почему». Труднее  соблюсти
баланс   между   выражением   родительской
заботы   и   предупреждением   чрезмерного
внимания ребенка  (иногда  неосознанно)  к
какой-то одной области,  в  которой  малыш
особенно преуспевает: это может создать  у
ребенка превратное  представление  о  том,
что родители действительно ценят.
   Родителей  часто  беспокоит   стремление
одаренного  ребенка  преуспеть,  так   как
стиль  поведения,  способствующий   этому,
часто болезненно сказывается как на  самом
ребенке, так и на окружающих.
   Здесь надо заметить, что Бенджамин  Блум
(1982),  который  возглавлял  исследования
выдающихся достижений  детей  в  плавании,
теннисе, музыке, математике и  скульптуре,
считает это  желание  преуспеть  одним  из
признаков   признания   в   будущем.    Он
утверждает, что зло стремление рождается и
поддерживается   семьей.    Опубликованные
сообщения об этих исследованиях (Bloom and
Sosniak, 1981) были  бы  весьма  интересны
для родителей, которые пытаются определить
свою систему  ценностей  и  сформулировать
свои надежды в связи с, будущим ребенка.
   Особое  место   в   этих   исследованиях
отводится сообщениям  родителей  некоторых
юных дарований о том, что другие  их  дети
обнаруживали в раннем  возрасте  такие  же
или даже большие способности,  но  никогда
не проявляли такого стремления  преуспеть,
как «звездные» дети.
   Тем, кто  воспитывает  одаренных  детей,
необходимо    присмотреться    к     своей
собственной  реакции  на  ребенка,   чтобы
найти истоки этого  стремления  преуспеть.
Какие  аспекты  поведения  ребенка  обычно
находят сильнейший отклик у родителей? Что
в  его  поведении  вызывает   родительскую
улыбку, одобрительный взгляд, внимательный
поворот   головы?   О    каких    ребячьих
достижениях    с    любовной     гордостью
рассказывают   родители    в    телефонных
разговорах,  которые   обычно   слышат   и
прекрасно понимают впечатлительные малыши?
 Какие события пересказываются бабушкам  и
дедушкам?
   А как легкомысленны могут быть дедушки и
бабушки, из добрых побуждений балуя  детей
и   тем   принося   им   серьезный   вред.
Способность  бабушек  и  дедушек  баловать
внуков  общеизвестна,  но,  сами  того  не
сознавая, они могут  многое  в  воспитании
поставить с ног голову.
   Все это, разумеется,  не  означает,  что
проявление способностей  и  талантов  надо
игнорировать,   но   все   же   не   стоит
восторгаться ими сверх меры, за счет  друг
полезных навыков и достижений.
   Когда внимание к уникальной  способности
ребенка   в   чем-то   одном    становится
гипертрофированным, самовосприятие  малыша
может стать совсем не таким какого  желают
гордые  родители.  Одаренные  подростки  с
эмоциональными   нарушениями,    вспоминая
раннее детство, почти всегда рассказывают,
что родители н когда  не  воспринимали  их
как личность, что они видел в  них  только
способности и  достижения.  Похоже,  очень
часто блеск таланта  ослепляет  родителей.
Такое  случалось  и  в  семьях   одаренных
музыкантов, спортсменов и  интеллектуально
талантливых  людей.  Блум  полагает,   что
некоторые родители  склонны  выискивали  в
ребенке признаки какого-то таланта  и  эти
признаки  переоценивать.  Родители,   сами
наделенные  каким  талантом  или   имеющие
интересное увлечение, обычно  уделяют  ему
слишком много внимания и  ожидают  ребенка
таких же способностей и проявления  интерн
к своему увлечению. Личностные  факторы  и
разнообразие    семейных    интересов    и
увлечений приводят  к  тому,  что  дети  в
одной семье часто реагируют по-разному — и
положительно,   и   отрицательно   —    на
родительские приоритеты.
   Родители  могут  плодотворно  думать   и
взаимодействовать   в    определении    их
собственных    человеческих     социальных
ценностей. Что самое важное в  жизни?  Чтo
хотят они дать ребенку? Все согласны,  что
на первом месте стоят здоровье и счастье —
здоровье как физическое, так и  моральное.
В свете этих вселенских приоритетов  какие
же  добродетели  они  воспитывают,   какие
слабые  стороны  получают  развитие  в  их
семейной жизни каждый день и  каждый  час?
Какие награды даются за готовность помочь,
за  терпение,  упорство,  ответственность,
щедрость  души,  оптимизм,   храбрость   и
честность, когда все эти черты проявляются
в  маленьких  делах  маленького  человека?
Действительно, если подумать  эти свойства
никак  не  менее  ценны,  чем   выдающиеся
умственные  способности   или   абсолютный
слух.  Для  родителей,  задающихся   этими
вопросами, положительные результаты — это,
скорее всего, верное соотношение того,  на
что они обращают внимание,  чему  довольно
улыбаются,  что  хвалят  и  что  выделяют,
рассказывая    о    поведении     ребенка.
Родительские          оценки           для
ребенка—одновременно и  награда  и  мерило
его самовосприятия и самооценки.
   Родители должны спросить  себя:  «Что  я
вижу и что ценю в своем ребенке и как  мне
показать   ему   это?»    Тогда    система
родительских  оценок,  в  которой  ребенок
видит себя, будет точнее и полнее отражать
одаренного    ребенка    во    всей    его
многогранности.  Тогда  ребенок  не  будет
видеть себя как в комнате смеха, где какой-
то его  талант  акцентируется  вне  всяких
пропорций.
   Родители  должны  быть   бдительными   и
честными перед собой, чтобы  не  допускать
нездоровых искажений  в  семейной  системе
поддержки и развития одаренного ребенка.
   Итак, родители играют главную роль в том
открытии,   которое    делает    одаренный
ребенок.   Помимо   тог   чего   родителям
следовало бы избегать, надо  сказать  и  о
том, что им делать, когда ребенок начинает
задаваться     вопросами      о      своей
исключительности.  Что  и  должен  сказать
взрослый, чтобы ребенок его  понял?  Какие
детские опыты вызовут у него вопросы?
   При  разговоре   с   ребенком   родители
обязательно должны принимать во внимание и
ситуацию, вызвавшую то или иное  поведение
ребенка. Нередко одаренный ребенок быстрее
и лучше делает что-то,  чем  старшие  брат
или сестра.  Это  вызывает  их  раздражен!
Объясните  малышу,  что   каждый   человек
осваивает разные вещи  по-своему,  что  он
обладает счастливой  способностью  быстрее
понимать, чем другие, и что любо и доброта
должны  помочь  ему  быть   терпеливым   к
другим. Познакомьте его с другими  детьми,
которые  стоя  же  быстры,   как   и   он.
Удовольствие, которое ребенок получает  от
своих    способностей,     должно     быть
сбалансировано пониманием  того,  что  его
сверстники и  товарищи  обладают  другими,
столь же уникальными качествами.
   Более интеллектуально развитой одаренный
ребенок    часто    склонен    командовать
сверстниками — иначе ему становится скучно
с ними.  Один  из  приемов,  подходящих  в
таких  ситуациях,  —  это  ролевая   игра.
Поскольку ребенок 3—5 лет обычно не  может
принять точку зрения другого  человека,  а
обучается естественным путем  возьмите  на
себя роль такого  же  одаренного  ребенка:
поставьте   перед   малышом    задачу    с
недостаточными  условиями,   скажите   ему
ответ прежде, чем он сумеет найти его сам,
и пожурите  за  неправильную  или  слишком
медленную реакцию.
   Такие ситуации одаренный  ребенок  редко
встречает  в  повседневной  жизни,  и  ему
трудно   понять,   как   его   собственное
поведение влияет на  других  детей.  Фразы
вроде: «А если бы ты был  на  его  месте?»
или «Хорошо бы тебе было,  если  бы  он  с
тобой так поступил?» — часто не  оказывают
серьезного    воздействия     на     детей
дошкольного  возраста.   И   не   вызывают
желаемой реакции сопереживания, так как не
подкреплены  собственным  опытом  ребенка.
Обычный   для   детей   такого    возраста
эгоцентризм не позволяет им принять  чужой
опыт  близко  к  сердцу.  В  этом   случае
взрослые, окружающие ребенка, должны найти
иной способ помочь ему воспринять все так,
как следует.
   Игра «по  ролям»  представляется  лучшим
заменителем обычного опыта и инструментом,
с  помощью  которого  родители  и  учителя
могут добиться  впечатляющих  результатов.
Восприимчивые родители, уделяющие внимание
игровому обучению,  интуитивно  улавливают
преимущества, которые дает ролевая игра  в
сравнении с обычной родительской  беседой,
— и это несмотря на то, что их  3—5-летний
ребенок  превосходно  владеет   искусством
речевой коммуникации.
   На другом же конце  спектра  изучавшихся
Блумом семей находятся  родители,  которые
почитают за  лучшее  не  уделять  внимания
детским талантам. Широко  Распространенные
антиэлитарные   настроения    в    Америке
заставляют многих родителей  в  средних  и
низших    слоях    весьма     настороженно
относиться к тому, чтобы их дети считались
интеллектуально одаренными. Такие Родители
игнорируют  ранние  проявления   понимания
своей исключительности у детей и  избегают
вслух    обсуждать    их     замечательные
способности.  Главное,  чтобы  дети   были
«нормальными».
   Такое отношение родителей может  оказать
нежелательное  воздействие  на  одаренного
ребенка.   Особые   таланты   ребенка   не
исчезнут, если их просто не  замена!  Ведь
для ребенка эти его  способности  являются
нормальными, они — неотъемлемая часть  его
самого. Тогда  ребенку  приходится  самому
разбираться     во     всех     социальных
последствиях    и     сложностях     своих
неординарных способностей.
   Цену   своей   неординарности    ребенок
познает на собственном опыте,  но  в  этом
случае   он   будет   лишен    возможности
рассмотреть и обдумать ее вместе с  людьми
важнее которых для него нет никого в целом
свете, — мамой и папой.
   Специалисты,   занимающиеся    изучением
человеческого поведения, замечают, что под
игнорировании нельзя понимать  нейтральное
отношение.    Это    сильно     выраженное
негативное чувство, которое бихевиористски
настроенные      психотерапевты      часто
используют  для  того,  чтобы  погасить  в
ребенке    нежелательные     поведенческие
модели.   Родители,   предпочитающие    не
уделять никакого внимания особым  талантам
ребенка,   в   самом   деле    не    менее
красноречивы,  чем   любящий   дедушка   в
ресторане: «Твои способности нас не  радую
и  этот  аспект  твоей  личности  нас   не
интересует».
   В  такой  ситуации   маленький   ребенок
делает вывод, что важнее всего на свете  —
быть  таким,  как  все.  Топ  он  начинает
скрывать свои способности,  из-за  которых
вынужден    воспринимать    себя    «белой
вороной».  Детей  сбивает  с  толку   само
обладание способностями и возможность (или
невозможность)  их   использовать.   Таким
образом, открытие собственной личности  от
чается   и    тормозится    невозможностью
свободно   в   разобраться   и    получить
поддержку умных и тактичных родителей.
   Некоторые  одаренные   дети,   даже   до
столкновения с другими детьми  в  классной
комнате, уже научил! вести себя как все  и
не выказывать свои  таланты.  Может  быть,
ребенку  в  этом  случае  легче  сходиться
сверстниками, да и родителям не приходится
решать столь сложные задачи. Но  ведь  для
ребенка такое поведение  является  ложным.
Поскольку  то,  чему  он   таким   образом
научился, — это не расчетливая адаптация к
оцениваемой   ситуации,    а    постоянная
фальсификация  собственного  «Я».  Удобная
обыденность — не слишком ли  большая  цена
за   потерю   в   потенциальном   развитии
личности?
   Равенство      возможностей       должно
предполагать  наиболее  полное   раскрытие
всех   возможностей   каждого.   Оно    не
предполагает  и  не  должно   предполагать
равные результаты.
   Одаренный ребенок  вправе  рассчитывать,
что его  способности  найдут  понимание  и
поддержку родителей  в  поиске  наилучшего
использования  таких  способностей  и  для
него самого, и для  окружающих.  Отношения
между ребенком и родителями  —  это  самое
важное в воспитании добрых чувств и к нему
самому, и ко всему миру.
   Ниже мы приводим ряд советов  родителям.
Следуйте  им  в  обращении   с   ребенком,
который открывает себя:
   1.  Проанализируйте   вашу   собственную
систему ценностей в  отношении  воспитания
детей.  Способствует  ли  она   реализации
личности и одаренности в обществе?
   2.  Будьте  честными.  Все  дети  весьма
чувствительны ко лжи, а к одаренным  детям
это относится в большей степени.
   3. Оценивайте уровень развития  ребенка.
Речевой  обмен  даже  с   очень   развитым
ребенком дошкольного возраста не  является
наиболее эффективным путем к пониманию.
   4.  Избегайте  длинных  объяснений   или
бесед.
   5. Старайтесь вовремя уловить  изменения
в  ребенке.   Они   могут   выражаться   в
неординарных вопросах или  в  поведении  и
являться признаком одаренности.
   6. Уважайте в ребенке  индивидуальность.
Не   стремитесь   проецировать   на   него
собственные интересы и увлечения.
   4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ
   Соперничество между детьми,  живущими  в
одной  семье,   присутствует   практически
всегда.  Это  характерно  не  только   для
семей, где растут одаренные  дети.  Трения
между братьями  и  сестрами  возникают  по
мере того,  как  каждый  из  членов  семьи
приходит   к   выводу   о    необходимости
приспособить свои потребности к  интересам
и требованиям других.  При  резком  разлет
характеров  такое   приспособление   часто
бывает трудным, и приходится  прибегать  к
решению спорных вопросов по старшинству.
   Иногда  один  из  детей  в  семье  более
одарен   интеллектуально   или    обладает
большими  художественными   способностями,
чем остальные. В этом случае  роли  должны
быть  особенно  чуткими  и  тактичными   в
управлении  процессом   такого   семейного
открытия.  Ревность  не  играет  серьезной
роли там,  где  все  относятся  к  таланту
одного ребенка как к достоянию в семьи,  а
также гордятся успехами других ее члене  в
чем бы они ни проявлялись.
   Родители,  с  которыми  приходилось  мне
работа       рассказывали,       насколько
трогательными   и   благотворными   бывают
семейные собрания, когда  каждый  пишет  о
том, что ему нравится в  других,  и  затем
все обмениваются этими записками  —  прямо
общество взаимно обожания.
   Почему-то мы  чаще  замечаем  недостатки
других   людей,   нежели    отмечаем    их
достоинства.   Может   бы   это   наследие
пуританства или кальвинизма, но aмeриканцы
более   склонны    концентрироваться    на
негативном,  чем  на  позитивном,  и  чаще
критиковать, чем хвалить.
   Некоторые семьи действительно собираются
вместе для  того,  чтобы  решить  какие-то
семейные проблемы. Вероятно, дети к  таким
обсуждениям относились бы лучше,  если  бы
они порой не  сопровождались  конфликтами.
Многие родители считают, что детям не надо
говорить о том, как папа и  мама  любят  и
ценят каждого из них. Однако сами взрослые
хотят слышать это, им почему-то необходимо
об этом напоминать. Так почему же  мы  гак
скупы на похвалы и выражения своих  чувств
к детям?
   Дети не должны стесняться  в  проявлении
своих  чувств  к  брату  или  сестре.  Это
сблизит их. Родители же  должны  взять  на
себя роль своего рода «буфера»,  поскольку
наряду с положительными чувствами при этом
неизбежно    будут    присутствовать     и
негативные проявления, а  родители  смогут
создать  поле  эмоциональной  безопасности
для  детей,  испытывающих  новые   способы
общения.   Делайте   упор   на    взаимном
уважении, сопереживании и  понимании,  что
важно  для  социоэмоционального   развития
каждого ребенка.
   Как дать понять ребенку, что его любят и
ценят за то, какой он есть, а не за какой-
то особый талант?  Надо  научиться  ценить
такие  хорошие  свойства,  как:  щедрость,
готовность        помочь,        терпение,
ответственность,               надежность,
целенаправленность, чувство юмора  и  т.д.
Родители должны способствовать развитию  в
ребенке   таких   качеств   и    раскрытию
индивидуальности.
   Близкой аналогией, которая поможет детям
научиться понимать  и  ценить  различия  в
людях,  является  сад.  Садовые   растения
очень разнообразны: цветут в разное время,
одни стелются по земле, а другие стремятся
ввысь,  но  все  вместе   они   составляют
гармонию целого. Тюльпаны вовсе  не  розы,
шиповник — не герань, а ромашки не  похожи
на орхидеи. Каждый цветок хорош по-своему.
Или  другой  пример  —  определенный  сорт
духов. Для кого-то  это  любимые  духи,  а
кому-то они  могут  и  не  нравиться.  Это
говорит о том что,  личные  пристрастия  и
интересы,  как  и  сами  личности,  весьма
разнообразны.

                                    Вывод

   Главное внимание в  этом  реферате  было
уделено  ответственности  и   одновременно
радости родителей, воспитывающих одаренных
детей. В  настоящее  время  не  существует
оптимальных   программ    для    одаренных
дошкольников или младших школьников.  Надо
надеяться, что  соответствующие  программы
будут  разработаны,  но   даже   и   тогда
родители    останутся    главной    опорой
одаренных  детей.  Задача  их  трудна,  но
благородна. Успех  придет,  если  родители
постараются    создать     ребенку     все
возможности   для   образования,   оказать
необходимую   помощь    и    эмоциональную
поддержку.



                                Библиография:

   Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ.  ред.
Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого;  Предисл.
В.М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991. — 376
с.



смотреть на рефераты похожие на "Одаренные дети"