Программирование и комп-ры

Разработка приложений в рамках COM



1.    Введение   3


2.    Обзор COM-технологии   3

  2.1.      Состав COM-объекта    4
  2.2.      Интерфейсы 4
  2.3.      Свойства COM-объектов 6
  2.4.      COM-серверы      7
  2.5.      Механизм маршаллинга  7
  2.6.      Фабрики классов  8
  2.7.      Библиотеки типов 9
  2.8.      Диспетчерский интерфейс     10
  2.9.      Привязка идентификаторов    11
  2.10. Пользовательские интерфейсы     11
  2.11. Двойные интерфейсы   12

3.    Расширения COM   12

  3.1.      OLE/Active document   13
  3.2.      Automation 13
  3.3.      ActiveX control  14
  3.4.      Межпроцессные визуальные объекты  14
  3.5.      OPC  14

4.    Средства разработки COM-приложений     15



   Введение


        В  данной  работе  кратко  рассмотрена  технология  COM,  которая  в
  настоящее  время   широко   применяется   при   разработке   программного
  обеспечения, интеграции программных  продуктов  в  единые  информационные
  системы. Целью разработки COM-технологии являлось стремление к интеграции
  программного обеспечения через стандартизацию  механизмов  взаимодействия
  программных модулей между собой. На  основе  данной  технологии,  которая
  является масштабируемой, разработано огромное число  технологий,  которые
  стали  стандартами  в  разнообразных  сферах  применения   информационных
  технологий – от управления технологическими процессами  в  промышленности
  до домашних персональных компьютеров.  Массовое  применение  COM  отчасти
  связано с мощью ее  разработчика,  фирмы  Microsoft.  С  этим  приходится
  считаться,  и  каждый  программный  продукт,  выпущенный  под   платформу
  Windows,  для  достижения  коммерческого  успеха  обязан  соответствовать
  инновациям Microsoft.



   Обзор COM-технологии


       Технология   COM   (Component   Object   Technology)   –    объектно-
  ориентированная программная  спецификация,  предложенная  Microsoft.  COM
  предназначена   для  повышения  надежности   взаимодействия   программных
  продуктов  между  собой.  Данная  технология  не   определяет   структуру
  программного продукта, язык программирования и прочие детали  реализации.
  COM  является  стандартом,  который  регламентирует  модель  программного
  объекта, соответствующий требованиям COM-технологии. Программный  объект,
  созданный  согласно  спецификации  COM  называется  COM-объектом.  Данная
  технология определяет механизм взаимодействия COM-объектов  между  собой.
  COM относится к так называемым двоичным стандартам,  т.к.  прилагается  к
  оттранслированному в двоичный код программному   объекту.  Взаимодействие
  COM-объектов   обеспечивается   набором   предопределенных   подпрограмм,
  называемыми  интерфейсами,  доступ   к   которым   обеспечивается   через
  уникальные  идентификаторы  интерфейсов  GUID  (Global  Unique  Interface
  Identifyer), уникальность которых гарантирует операционная система. Такой
  механизм схож с  использованием  указателей  при  доступе  к  объектам  в
  объектно-ориентированных языках программирования,  что  дает  возможность
  прозрачного управления объектами, т.к. доступ к ним обеспечивается  через
  указатели. COM-технология расширяет этот  механизм,  перенося  применение
  указателей (в виде GUID) для доступа к объектам на  уровень  операционной
  системы. Таким образом, COM-объекты могут быть прозрачно друг  для  друга
  модифицироваться, т.к. доступ к объектам обеспечивается через  GUID.  COM
  технология включает в себя также библиотеку, в которой  содержится  набор
  стандартных интерфейсов, которые определяют ядро функциональности  COM  и
  небольшой набор API функций, разработанных для  создания  COM-объектов  и
  управления ими.
      Архитектура COM является  расширяемой,  и  на  ней  базируются  другие
   технологии Microsoft, такие как OLE и ActiveX. Эти технологии в настоящее
   время являются  расширениями  операционной  системы,  и  определяют  свои
   собственные правила работы и  предлагают  свои  библиотеки  для  создания
   объектов  и  для  управления  объектами  на  основе  данных   технологий.
   Используя COM как основу, разработчики программного обеспечения  получают
   возможность создавать свои  собственные  расширения  таким  образом,  что
   программные объекты созданные, по правилам COM-технологии могут  работать
   с другими COM-объектами через  унифицированный  механизм  взаимодействия,
   который предлагает COM.
      COM использует такое понятие как «класс», которое по  смыслу  означает
   то же самое, что и в объектно-ориентированных средствах разработки.  COM-
   объект является объектом COM-класса (COM class). COM-классы, для различия
   с классами в объектно-ориентированных языках,  с  помощью  которых  может
   создаваться приложение, обычно называются соклассами (CoClass).  Далее  в
   тексте  будет  использоваться  терминология,   исходящая   из   объектно-
   ориентированного программирования.



1 Состав COM-объекта


      В   COM-технологии   различаются   следующие    строительные    блоки,
   используемые для создания объектов:
            . Interface (COM-интерфейс)  -   множество  прототипов  функций
              (методов), чисто  определенных.  Термин  «чисто  определенный
              метод»  или  «абстрактный  метод»  исходит  теории  объектно-
              ориентированного  анализа,  и  означает,  что  в  определении
              класса отсутствует реализация метода, а  присутствует  только
              его определение. От такого класса нельзя  создавать  объекты.
              Его предназначение –  описать  фундаментальные  общности  для
              всех производных классов;
            . COM object (COM-объект)  –  объект  класса  CoClass,  который
              содержит реализацию COM интерфейса;
            . COM/ActiveX server (COM сервер или ActiveX  сервер)–  модуль,
              такой как EXE, DLL или OCX, который содержит машинный код COM
              или ActiveX объектов;
            .  Class  factory  (фабрика  классов)–  объект,  который  может
              создавать COM-объекты из  CoClass;
            . Type library (библиотека типов) – файл, содержащий информацию
              о типах данных, которые использует COM/ActiveX сервер.



2  Интерфейсы


           Интерфейсы являются основными строительными единицами  COM.  Они
      объединяются  на  семантически  связанные  группы  подпрограмм,  через
      которые COM-объекты осуществляют взаимодействие:



           COM определяет следующие  ключевые  аспекты,  связанные  с  COM-
      интерфейсами:

         .  Методы  интерфейса  абстрактны  (чисто  определены).  Интерфейс
           представляет собой  набор  прототипов  методов,  чье  назначение
           состоит только в определении интерфейса. Определения  прототипов
           методов включает в себя определения числа и  типов  передаваемых
           значений, возвращаемого значения, а также  ожидаемого  поведения
           объекта. Как методы реализованы,  в  определение  интерфейса  не
           включается. Таким образом, реализуется  полиморфизм  интерфейса,
           т.к.  каждый  потомок,  наследующий  интерфейс,  может  включать
           собственную реализацию метода;
         . Интерфейс подчиняется двоичному стандарту. Так  как  все  методы
           интерфейса абстрактны, интерфейс представлен  как  указатель  на
           vtable (virtual table).  Каждая  запись  в  vtable  представляет
           собой ссылку на соответствующий метод класса,  который  содержит
           реализацию  интерфейса.  Определение  интерфейса  как  указателя
           устанавливает  протокол  для  доступа  к  COM-объекту,   который
           является двоичным. Таким образом, получение доступа к реализации
           метода   интерфейса    объекта    представляет    собой    через
           последовательную процедуру получения указателей:

                  С GUID система связывает указатель на интерфейс. Указатель
           на интерфейс, в свою  очередь  является  указателем  на  vtable,
           через которую обеспечивается указатель на таблицу указателей  на
           код с реализациями методов. Множество объектов одного  класса  в
           системе используют одну  общую  vtable,  и  для  каждого  такого
           объекта создается структура с частными данными, необходимыми для
           корректного вызова функций.
         . Интерфейс включает в себя определенную функциональность.  Методы
           интерфейса   семантически   связаны   по   функциональности    и
           назначению. Согласно этому, методы интерфейса  обычно  именуется
           согласно своему назначению, и имя предваряется заглавной I.  Для
           примера,  метод   IMalloc    предназначен   для   размещения   и
           освобождения памяти;
         . Интерфейс имеет уникальный идентификатор. Интерфейсы различаются
           посредством  использования  глобальных   идентификаторов   GUID,
           которые используются для  ссылки  на  идентификаторы  конкретных
           интерфейсов IID (Interface Identifier). Каждый  интерфейс  имеет
           свой IID, и при регистрации в системе получает связанный  с  ним
           GUID. Использование GUID  более  совершенно,  чем  использование
           символьных имен, т.к. гарантирует отсутствие конфликтов имен при
           обновлении программных продуктов (выхода  новых  версий)  и  при
           использовании    программного    обеспечения    от     различных
           производителей;
         . Интерфейс не  может  измениться  после  регистрации  в  системе.
           Каждый  интерфейс  предназначен  для   выполнения   определенной
           задачи, и определяет, какие  данные  поступают  на  обработку  и
           какие данные выводятся. Таким образом, после того, как интерфейс
           опубликован в системе, и стал доступен для использования, он  не
           должен меняться. Любое изменение в семантике интерфейса ведет  к
           необходимости  оявления  нового  интерфейса.  Однако  существует
           возможность  безопасной  реализации  многоинтерфейсных  объектов
           посредством  использования  для   доступа   к   разным   версиям
           интерфейса разные  IID.
         . Интерфейсы наследуют функциональность от одного базового предка.
            Все интерфейсы прямо или косвенно являются потомками интерфейса
           IUnknown. Этот интерфейс обеспечивает  базовую  функциональность
           интерфейса, которая включает в себя динамический  опрос  объекта
           (dynamic  quering)  и  управление   жизненным   циклом   объекта
           (lifetime managment). Эта функциональность обеспечивается  тремя
           методами интерфейса IUnknown: QueryInterface, AddRef и  Release.
           Каждый класс, который реализует  интерфейс,  должен  реализовать
           эти три метода, наряду с  методами,  унаследованные  от  другого
           интерфейса, и своими собственными  методами.  Ниже  представлено
           краткое описание функционального назначения упомянутых методов:
                  - QueryInetrface обеспечивает опрос  объекта  и  доступ  к
                    указателю на интерфейс.  QueryInerface  является  первой
                    записью в vtable,  и  предлагает  эффективный  путь  для
                    определения возможностей объекта,  в  простейшем  случае
                    через этот метод при установлении  связи  обеспечивается
                    передача указателя на интерфейс IUnknown  тому  объекту,
                    который пытается  получить  доступ  к  данному  объекту.
                    Данный  метод  также  делает  возможным  обновление  COM
                    объекта без потерь  на  обновление  остальных  зависимых
                    объектов, т.к. объект  может  быть  динамически  опрошен
                    клиентами через указатель на IUnknown. Это функция носит
                    название dynamic quering;
                  - AddRef и Release находятся на втором и третьем местах  в
                    vtable.   Это   простые   счетные    функции,    которые
                    предоставляются для управления временем  жизни  объекта.
                    Пока внутренний счетчик объекта,  отражающий  количества
                    раз вызова AddRef и Release больше  нуля  (вызов  AddRef
                    может  увеличивать  его  значение),  объект  остается  в
                    памяти. Как  только  значение  счетчика  достигает  нуля
                    (вызов Release может уменьшать его значение), реализация
                    интерфейса  может  безопасно   удалить   все   зависимые
                    нижележащие объекты. Это функция носит название lifetime
                    managment;


3  Свойства COM-объектов


           COM-объект –  это  объект  CoClass,  который  является  классом,
      реализующим  один  или  более  интерфейсов.  COM-объект  предоставляет
      функции, которые доступны через указатель на один из его  интерфейсов.
      Всвязи с этим, COM-объект обладает следующими особенностями:
            . COM-объект защищен от прямого изменения внешними  программами
              в своих данных, т.к. доступ  к  COM-объекту  возможен  только
              через указатель на интерфейс;
            .   COM-объект    может    быть    использован    приложениями,
              реализованными практически  на  любых  современных  средствах
              разработки  приложений  (алгоритмических  языках),  с   любой
              внутренней организацией приложения, главное,  чтобы  средство
              разработки позволяло работать с указателями на структуры,  на
              массивы и на функции.



4 COM-серверы


            Объект COM-класса должен иметь в своем составе фабрику  классов,
      и идентификатор класса CLSID (Class Identifier), так чтобы  COM-объект
      мог быть создан на основе существующего модуля.

            COM-сервер – это  приложение,  или  библиотека,  предоставляющее
      определенный набор сервисных функций  для  клиентских  приложений  или
      библиотек.
             COM-сервер  состоит  из  COM-объектов.  Например,   COM-сервер,
      который включает в себя  код  элементов  управления  ActiveX  (ActiveX
      control)– является ActiveX-сервером. Для разработчика имеется  большое
      число библиотек, которые можно использовать для создания COM-объектов.
      В качестве примера можно привести библиотеку Microsoft Active Template
      Library, предоставляющую  набор  шаблонов,  на  основе  которых  можно
      создавать свои собственные программные продукты, построенные  по  COM-
      технологии. Например, шаблон для COM-сервера включает в себя  код  для
      основных функций, которые должен обеспечивать COM-сервер:  регистрация
      сервера  в  системе,  загрузка/выгрузка  сервера,  создание  объектов,
      управления фабриками классов, обеспечение выдачи информации о сервере,
      включая: тип сервера, help-файл, имя сервера, библиотека типов и т.д.

             Клиенты не должны знать, каким образом  сервер  выполняет  свои
      функции, и клиенты  не  должны  знать,  где  сервер  находится  –  все
      взаимодействие осуществляется через указатели  на  интерфейс  сервера.
      COM-сервер может быть следующих типов:

            . In-process  server  (внутренний  сервер)  –  программный  DLL
              модуль, работающий в рабочем пространстве памяти  клиентского
              приложения:



            . Local server (локальный сервер)  –  программный  EXE  модуль,
              работающий в отдельном адресном пространстве;

            . Remote server (удаленный сервер) –  программный  EXE  модуль,
              работающий на удаленной машине:



5  Механизм маршаллинга


            Разница между внутренним и удаленным серверами в том, какой тип
      межпроцессной  связи  используется.  В   данном   случае   существует
      необходимость   использования   посредников,   которые   обеспечивают
      передачу  параметров  и  вызов  функций.  Такой  механизм  называется
      маршаллингом (marshalling). Т.к. в  случае,  когда  клиент  и  сервер
      находятся в разных адресных пространствах, доступ к ресурсам не может
      быть осуществлен непосредственно через указатели. Поэтому  посредники
      со стороны клиента (proxy)  осуществляют упаковку аргументов в пакеты
      маршаллинга (marshalling packets), и  обеспечивают   удаленный  вызов
      процедур (Remote Procedure Call). Посредник со стороны сервера (stub)
      реализуют  распаковку  параметров,  и  помещение  их  в  стек.  Далее
      осуществляется вызов  непосредственно  реализации  метода.  По  сути,
      сервер  создает  клиентский  вызов  процедуры  в  своем   собственном
      адресном пространстве.



              Посредники   используют   COM-средства,   для    осуществления
      взаимодействия  в  разных  процессах.  Для  взаимодействия   объектов,
      находящихся на разных машинах, используются средства расширения COM  –
      распределенная  COM  (Distributed  COM  или  DCOM).   COM   предлагает
      стандартный механизм маршаллинга – интерфейс диспетчеризации (Dispatch
      Interface).


6 Фабрики классов


             Фабрики  или  производители  классов   (class   factories)    -
      специальный тип COM-объектов, используемый для создания и  регистрации
      COM-объектов. Производители  классов  реализуют  стандартный  механизм
      создания  объектов  COM-классов.  Классы  без  идентификаторов  класса
      (CLSID) и  фабрики  классов  могут  быть  созданы  посредством  вызова
      конструктора. Использование  фабрики  классов  для  создания  объектов
      означает, что для клиентского приложения, которому необходимо  создать
      объект класса, не  нужно  знать  об  этом  классе  ничего,  кроме  его
      идентификатора CLSID. Фабрика классов возьмет  вызов  конструктора  на
      себя,  включая  передачу  аргументов   в   конструктор   и   остальные
      специфичные действия. Класс фабрики классов может  быть  объединен  со
      многими  COM-классами,   для  каждого  из  которых  могут  создаваться
      объекты. При создании  же   объекта  фабрики  классов,  в  конструктор
      передается идентификатор CLSID класса, для создания объектов  которого
      предназначается фабрика. Этот идентификатор определяет, объекты какого
      класса могут быть созданы с  помощью  данной  фабрики  классов.  Таким
      образом,  каждый  экземпляр  фабрики  классов  в  системе  может  быть
      использован для создания объектов только одного определенного класса.

             Создание  объекта  класса  производится  посредством  следующих
      действий:
                  . вызова глобальной API-функции CoGetClass, которая   ищет
                    в системном реестре зарегистрированный  класс  с  данным
                    CLSID, определяет путь к  серверу,  загружает  сервер  и
                    выдает  указатель  на  интерфейс  производителя  классов
                    (обычно IClassFactory);
                  . Указатель на IСlassFactory может  быть  использован  для
                    вызова   методов   производителя   классов,    например:
                    CoCreateInstance (создание объекта);

             Альтернативой  рассмотренному  методу   может   служить   вызов
      глобальной    API-функции    CoCreateInstance,    которая    выполняет
      перечисленный выше действия и создает объект класса с  идентификатором
      CLSID, но таким образом  можно  создать  только  один  объект  данного
      класса,  т.к.   функция   не   возвращает   указатель   на   интерфейс
      производителя классов.


7 Библиотеки типов


            Библиотека типов  (type  library)  предоставляет  информацию  об
      используемых типах объектов  и  интерфейсах,  которые  предоставляются
      ActiveX-серевером. Библиотека типов по  смыслу  аналогична,  например,
      заголовочному файлу (header)  для  разработок  на  языке  C  и  любому
      другому модулю, содержащему информацию об используемых типах данных  и
      объектах. Большинство информации подобного рода может быть записано  в
      библиотеку типов. Получить информацию из библиотеки типов можно  путем
      опроса   запущенного   объекта   или     же    посредством    загрузки
      непосредственно библиотеки типов. После создания библиотеки  типов,  к
      ней обеспечивается доступ через специальный тип интерфейсов: ITypeLib,
      ITypeInfo  и  ITypeComp.  Интерфейс  ITypeLib  обеспечивает  доступ  к
      информации о типах в библиотеке типов, а также к описаниям  конкретных
      объектов,  которые,  в  свою  очередь,  могут  быть  получены    через
      интерфейс ITypeInfo.
            Библиотека типов содержит информацию о том, какой  интерфейс,  в
      каком COM-объекте содержится, количество и тип методов  интерфейсов  и
      их параметров. Эти описания включают в себя уникальные  идентификаторы
      классов (CLSID) и их интерфейсов (IID), через  которые  осуществляется
      корректный  доступ  к  объектам.  В  библиотеке  типов   также   может
      содержаться следующая информация:
               .  Описания  пользовательских  типов  данных,   связанных   с
                 пользовательскими интерфейсами;
               .  Функции,  которые  экспортируются   ActiveX-сервером,   но
                 которые не являются интерфейсными методами;
               .  Информация  об  энумерованных  типах  данных   (символьных
                 константах);
               . Ссылки на описания типов в других библиотеках типов.

       Использование библиотеки типов  очень  важно  для  объектов,  которые
      предназначены для распространения и последующего использования многими
      пользователями.  Также  существует  еще   ряд   причин   использования
      библиотек типов:
                . Объекты, которые используют  непосредственную  привязку  к
                  vtable, должны  быть  описаны  в  библиотеке  типов,  т.к.
                  ссылки в vtable формируются во время компиляции;
                .  Объекты,  созданные  из  классов,  которые   поддерживают
                  интерфейс  IProvideClassInfo,  должны   иметь   библиотеку
                  типов. Объекты, имеющие в своем составе данные  интерфейс,
                  являются типизированными COM-объектами, т.к. предоставляют
                  информацию  об используемых типах (из библиотеки типов);
                . Элементы управления ActiveX должны иметь библиотеку типов,
                  которая содержится непосредственно в DLL  или  OCX  файле,
                  содержащем код ActiveX-сервера;
                . Приложения, которые являются Automation-серверами,  должны
                  иметь библиотеку типов,  для  более  удобно  связывания  с
                  клиентами;
                . Использование библиотеки типов в  любом  случае  облегчает
                  работу с внешними приложениями, которые  могут  узнать  об
                  используемых   типах   данных,    и    т.о.    исключается
                  использование более громоздкого метода передачи параметров
                  в системе через универсальный механизм;


8  Диспетчерский интерфейс


           Диспетчерский  интерфейс  (dispatch  interface)  –   стандартная
      специальная реализация интерфейса IDispatch, которую предлагает  COM.
      Данная   реализация   обеспечивает   выполнение   процедур   позднего
      связывания (late binding)  и  маршаллинга.   Диспетчерский  интерфейс
      хранит внутри себя таблицу  диспетчерских  идентификаторов  (dispID),
      каждый  из  которых   является   уникальным   идентификатором   члена
      интерфейса,   и   таблица,    по    сути,    реализует    отображение
      соответствующего dispID на имя  каждого  члена  интерфейса.   Клиент,
      желающий получить доступ к ресурсу сервера (к методу или к свойству),
      должен знать dispID для соответствующего  ресурса.  Такую  информацию
      можно получить  через  вызов  метода  интерфейса  IDispatch,  который
      называется GetIDsOfNames, и который является первой записью в  vtable
      для интерфейса IDispatch. Таким образом, клиент  получает  информацию
      типах   данных,   используемых   сервером,    и   получает    таблицу
      диспетчерских идентификаторов, с отображением имени  каждого  ресурса
      сервера на соответствующий  dispID.  Данная  операция  и  со  стороны
      клиента,  и  со  стороны  сервера,  при   использовании   стандартной
      реализации  интерфейса  IDispatch  реализуется   автоматически.   Эта
      процедура называется  поздним  связыванием,  т.к.  осуществляется  на
      этапе выполнения программы,  а  не  на  этапе  компиляции.  Имея  для
      каждого имени ресурса сервера соответствующий  dispID,  клиент  может
      осуществить обращение к  нему,  используя  метод  интерфейса  dispID,
      который именуется Invoke. Метод Invoke имеет  сигнатуру,  допускающую
      вызов  с  любым  количеством  параметров,  чем   обеспечивается   его
      универсальность.  Реализация   Invoke   распаковывает   параметры   и
      осуществляет   вызов   соответствующего   метода   или   свойства   и
      осуществляет контроль над выдачей исключений  при  выполнении  метода
      или  свойства.  Когда  выполнение  метода  или   обработка   свойства
      заканчивается, возвращаемые значения метода или свойства отправляются
      обратно клиенту. Если обращение клиента  к  серверу  переходит  через
      границы  процесса  или  машины,  то  автоматически  реализуются   все
      действия по  организации  маршаллинга.  Такая  прозрачность  является
      основным достоинством использования интерфейса диспетчеризации.
           Основным   недостатком   диспетчерского   интерфейса    является
      ограничение на типы данных, которые можно использовать  при  передаче
      параметров.  Это  следует  из  необходимости  упаковки  и  распаковки
      параметров при осуществлении маршаллинга. Допускается использовать 13
      стандартных   типов   данных.   На   пользовательские   типы   данных
      устанавливаются  достаточно  строгие  ограничения.  Если   требования
      задачи  не  укладываются  в  эти  ограничения,    разработчик   имеет
      возможность реализовать маршаллиг, путем написания своего  proxy/stub
      кода. Еще одним недостаток проявляется  в  том,  что  при  компиляции
      программы  не  выполняется  проверка  соответствия  типов  вызываемых
      функций, т.к. связывание диспетчерских интерфейсов осуществляется  на
      этапе выполнения программы, и таким образом, не контролируется  вызов
      Invoke с неверным набором аргументов, что вызывает ошибку выполнения.


9  Привязка идентификаторов


           COM предлагает возможность привязки диспетчерских интерфейсов на
      этапе компиляции. Если объект описан в библиотеке  типов,  то  dispID
      может быть прочитан для каждого ресурса объекта, т.к. dispID является
      для  каждого  метода  или  свойства  фиксирован,  и  является  частью
      описания  используемых  типов   данных   объекта.   Такая   процедура
      называется привязкой идентификаторов (ID bindig). Метод GetIDsOfNames
      вызывается компилятором во время трансляции программы, таким образом,
      привязка идентификаторов является формой  раннего  связывания  (early
      binding). В  результате,  на  этапе  выполнения,  при  первом  вызове
      сервера клиентом, не требуется вызов процедуры привязки  интерфейсов,
      что ускоряет работу. Еще одним достоинством данного подхода  является
      проверка соответствия типов в обращениях к ресурсам сервера.
           Основным недостатком является  отсутствие  возможности  проверки
      имени ресурса, если он вдруг  изменился.  В  клиентском  объекте  все
      вызовы  будут  осуществляться  через  однажды  связанные   на   этапе
      компиляции интерфейсные идентификаторы.


10  Пользовательские интерфейсы


           Vtable-интерфейсы  (vtable  interfaces)   или   пользовательские
      интерфейсы -  определяются пользователем, и допускают вызывать  методы
      интерфейса, пользуясь ссылками из vtable, при условии,  если  известен
      порядок записи ссылок на методы, число и тип передаваемых  аргументов.
      Первые три записи  в  vtable  соответствуют  трем  методам  интерфейса
      IUnkown,  за  которыми  следуют  ссылки  на  остальные  поддерживаемые
      интерфейсы. Если  объект  не  реализует  диспетчерский  интерфейс,  то
      следом  за  IUnkown   непосредственно   следуют   ссылки   на   методы
      пользовательских интерфейсов, то есть, становится возможно обращение к
      методам и свойствам объектов непосредственно через ссылки из vtable.
           В  случае  если  сервер  имеет  библиотеку  типов  и   реализует
      диспетчерский  интерфейс,  то  клиент  может  получить  информацию  из
      библиотеки типов, без осуществления  вызова  функций  через  привязки.
      Достаточно получить идентификаторы dispID диспетчерского интерфейса, и
      осуществить привязку непосредственно к vtable.  Таким  образом,  можно
      осуществить более  быстрый  доступ  к  ресурсам  объекта,  осуществляя
      прямой вызов  через  ссылки   в  vtable,  не  используя  диспетчерский
      интерфейс.  Код  непосредственной  привязки  к   vtable   может   быть
      автоматически сгенерирован  на  этапе  компиляции.  Разумеется,  такой
      метод  вызова   функций   гораздо   быстрее,   чем   методы   привязки
      идентификаторов (т.к. вызов осуществляется через Invoke, что  вызывает
      процедуры упаковки/распаковки параметров) и позднего связывания  (т.к.
      осуществляется полный цикл работы с диспетчерским интерфейсом).



11 Двойные интерфейсы


           Несмотря на то, что COM предоставляет  возможность  обращения  к
      ресурсам серверов используя vtable-интерфейсы, что повышает  скорость
      взаимодействия  клиента  и  сервера,  некоторые  клиенты  могут  быть
      разработаны таким образом, что обращаются  к  объектам  только  через
      интерфейс диспетчеризации. Это могут быть, например, интерпретируемые
      макроязыки, которые включают  в  себя  средства  для  работы  с  COM-
      объектами, и в которых не  реализованы  возможности  для  привязки  к
      vtable.  Таким   образом,   COM   предлагает   то,   что   называется
      двойственным,  или  двойным  интерфейсом  (dual  interface).  Двойные
      интерфейсы предлагают два пути для доступа к ресурсам сервера:  через
      диспетчерский интерфейс и через vtable-интерфейс.  Двойной  интерфейс
      определяется как наследник IDispatch.
           Преимущества использования двойных интерфейсов:
                  .  Двойные  интерфейсы  предлагают  возможность  получения
                    указателей  на  ресурсы  сервера  по   их   именам   при
                    компиляции объекта, таким  образом,  позволяя  создавать
                    клиентов, с привязкой к vtable на этапе компиляции;
                  . Двойные интерфейсы позволяют клиентам осуществить прямой
                    доступ к ресурсам сервера через  vtable-интерфейсы,  что
                    увеличивает скорость взаимодействия объектов;
                  .   Двойные   интерфейсы   имею   преимущества    проверки
                    соответствия типов  на  этапе  компиляции  (преимущества
                    раннего связывания);
                  . Клиенты, не работающие  напрямую  с  vtable-интерфейсами
                    имеют возможность взаимодействовать  с  объектами  через
                    диспетчерские интерфейсы;
                  . Двойные интерфейсы предоставляют возможность маршаллинга
                    для обоих своих частей – для диспетчерского интерфейса и
                    vtable-интерфейса. При обращении к серверу, находящемуся
                    в   другом    адресном    пространстве    осуществляется
                    автомаршаллинг   при   обращении   через   любую   часть
                    интерфейса.

           Существует   набор   ограничений   по   использованию    двойных
      интерфейсов. Они в основном связаны  с  типами  данных,  т.к.  двойной
      интерфейс   является   наследником   интерфейса   IDispatch.   Однако,
      существует путь для частичного избежания таких ограничений,  определяя
      не  двойной  интерфейс,  а  два   отдельных,   один   из   которых   –
      диспетчерский, другой  -  пользовательский  (без  ограничений  на  тип
      данных). Таким образом, можно осуществить доступ  к  ресурсам  сервера
      как через диспетчерский, так и через vtabl-интерфейс.



    Расширения COM


            Одним из расширением технологии COM является OLE, представляющая
      собой библиотеку собственных интерфейсов, типов данных и  подпрограмм,
      предназначенных для обеспечения функциональности OLE.  Каждая  функция
      именуется с префиксом IOle.
            Еще одним  расширением  COM  является  не  так  давно  созданная
      технология  ActiveX.  Основные  ответвления  ActiveX  носят   названия
      ActiveX Documents (документы ActiveX) и  элементы  управления  ActiveX
      (ActiveX controls). ActiveX «моложе» OLE, и была разработана как  COM-
      расширение, оптимизированное по скорости и по размеру. Однако,  OLE  с
      появлением ActiveX уже была неплохо развита, и сейчас  различия  между
      этими двумя технологиями начинают уменьшаться, а  их  функциональности
      все больше перекрываться.


1 OLE/Active document


          Документы OLE (OLE/Active documents) – один  из  набора  сервисов,
      которые предлагает технология OLE. Объекты  OLE  documents  имеют  все
      свойства OLE по связи и внедрению данных, визуального  редактирования,
      поддержки drag-and-drop, активизации по  месту  (in-place-activation).
      Используя OLE document можно определить любой количество  интерфейсов,
      через которые обеспечивается стандартное поведения объекта, такое  как
      визуальное редактирования и drag-and-drop. Посредством реализации этих
      интерфейсов, объекты OLE documents могут быть  свободно  объединены  в
      единую систему взаимодействующих объектов с разными форматами  данных,
      таких,  как  звуковые  фрагменты,  текстовые  документы  и   растровые
      изображения.
          Объект OLE  documents  может  быть  реализован  как  внутренний  и
      внешний COM-сервер. Такой объект состоит из  двух  частей:  визуальной
      (presentation data), предназначенной для отображения визуальной  части
      объекта  и  из  внутренней  части  (native  data),  используемой   для
      редактирования объекта. Объекты OLE documents могут быть  контейнерами
      документов  (document  container)  и  серверами  документов  (document
      server). Сервер документов обеспечивает функциональность объектов  OLE
      documents. В среде  контейнера  документов  может  быть  активизирован
      любой сервер документов.


2 Automation


           Технология  автоматизации  (automation)  предлагает  возможность
      программного управления одного приложения другим. В данной  технологии
      различаются две составные компоненты:
                  . Клиентская часть, называемая контроллером  автоматизации
                    (automation controller);
                  .  Серверная  часть,  которая   носит   название   объекта
                    автоматизации  (automation  object)  –  объект,  которым
                    управляет клиент.

           Объекты автоматизации могут  быть  реализованы  как  внутренние,
      внешние и удаленные сервера. Технология автоматизации  характеризуется
      двумя положениями:

                  .   Объекты   автоматизации   должны   иметь   возможность
                    определить множество свойств  и  команд  через  описания
                    типов,  т.е.   они   должны   получить   информацию   об
                    интерфейсах объекта, с которым  идет  взаимодействие,  о
                    методах  интерфейсов  и  о   типах   аргументов.   Такая
                    информация  предоставляется  через   библиотеки   типов.
                    Однако, использование библиотеки типов необязательно при
                    использовании интерфейса диспетчеризации, т.к. с помощью
                    последнего осуществляется привязка интерфейсов на  этапе
                    выполнения   программы   (недостатком   такого   подхода
                    является отсутствие проверки соответствия типов на этапе
                    компиляции);
                  . Объекты автоматизации должны предоставлять  свои  методы
                    общедоступными для внешнего  использования,  так,  чтобы
                    ими могли пользоваться внешние приложения. Для этого,  в
                    объектах автоматизации должен быть реализован  интерфейс
                    диспетчеризации.

           Основным   достоинством   технологии   автоматизации    является
      возможность  создания  объектов,   работающих   в   любом   процессном
      пространстве. Таким образом, вместо создания невизуального OLE-объекта
      предпочтительнее  использовать  Automation.   Еще   одно   достоинство
      технологии   Automation   заключается   в   механизме   взаимодействия
      приложений,   реализуемый   интерфейсом    диспетчеризации,    который
      автоматизирует процесс маршаллинга. Однако, этот механизм ограничивает
      набор типов данных, которые можно использовать при автомаршаллинге.


3 ActiveX control


           Технология  ActiveX  расширяет  COM  и  OLE  новыми   функциями,
      специфичными  для  элементов  управления  ActiveX  (ActiveX  control).
      ActiveX control  –  визуальные  объекты  управления,  реализуемые  как
      внутренние COM-сервера,  и  которые  включаются  в  OLE-контейнеры,  и
      работают  в  их  среде.  Элементы  управления  ActiveX   не   являются
      законченными  приложениями,  но  представляют  собой  объект,  который
      решает некоторую частную задачу  и  может  быть  встроен  в  различные
      приложения.  Основными  характерными  особенностями  ActiveX  controls
      является возможность обработки событий, привязки к источникам данных и
      поддержка лицензирования.
           Элементы  управления  ActiveX  особенно  широко  используются  в
      разработке  Web-приложений,  где  ActiveX  controls  используются  как
      интерактивные  объекты  на   Web-страницах.   По   существу,   ActiveX
      становится стандартом, специально направленным на интерактивную  часть
      World  Wide  Web,  например,   для   просмотра   в   Web-браузере   не
      гипертекстовых документов, доступ к базам данных и т.д.


4 Межпроцессные визуальные объекты


           Объекты  автоматизации,  документы  OLE  и  элементы  управления
      ActiveX являются общими используемыми объектами для  всех  приложений.
      Менее общее использование COM-объектов  присутствует  в  межпроцессных
      объектах,   которые   визуально   отображаются   и   используются    в
      многопроцессных  приложениях.  Эти  типы  объектов   гораздо   сложнее
      создавать, т.к.  протокол  взаимодействия,  применяемый  в  управлении
      визуальными  объектами  в  мнопроцессных  приложениях   стандартизован
      только для  визуальных  объектов,  которые  используют  интерфейс  OLE
      document.   Следовательно,   необходимо    создать    пользовательские
      интерфейсы  объектов  и  их  реализации,   которые   будут   управлять
      маршаллингом интерфейсов. Также, это можно реализовать через:
                  .  Использование   двойственного   интерфейса   IDispatch,
                    который поддерживает автомаршаллинг;
                  . Написание собственного класса, реализующего маршаллинг.



5  OPC


           Спецификация одной из модификаций OLE,  которая  называется  OPC
      (OLE for Process Control) была разработана группой фирм, занимающихся
      разработкой  программного   обеспечения   для   систем   промышленной
      автоматизации. Данная технология включает в  себя  набор  стандартных
      соглашений, применяемых  в  системах  промышленной  автоматизации.  В
      настоящее  время  особое  развитие  получило  использование  OPC  как
      связующей механизм взаимодействия отдельных  компонент  SCADA-систем,
      а также систем различных производителей друг  с  другом,  обеспечивая
      эффективную по времени и стоимости интеграцию компонент  программного
      обеспечения. Связь по OPC осуществляется прозрачно для  разработчика,
      используя все средства, которые предоставляет COM, что  позволяет  не
      внедряясь в технику связи организовывать взаимодействующие  в  единых
      информационных системах программные компоненты.


   Средства разработки COM-приложений


           Основным    инструментом    разработки    COM-приложений,    что
      закономерно, являются  продукты  Microsoft,  относящиеся  к  семейству
      визуальных средств  программирования  Visual  Studio.  Все  компоненты
      этого семейства  предлагают  средства  работы  по  технологии  COM,  и
      направлены в основном именно на разработку  продуктов  в  рамках  этой
      технологии.
           Основной  фигурой  для  рассмотрения  в  данном  разделе   будет
      семейство средств разработки приложений фирмы Inrise Inc., относящиеся
      к классу  RAD  (Rapid  Application  Development)  –  средства  быстрой
      разработки приложений. Это продукты  Borland  С++  Builder  и  Borland
      Delphi, которые  начиная  с  версии  3  поддерживают  разработку  COM-
      приложений.
           С++ Builder и Delphi (далее, просто C++ Builder, т.к.  оба  этих
      продукта  предоставляют  идентичные  возможности,  даже  более   того,
      используют одни   и  те  же  объектные  библиотеки)  предлагают  набор
      готовых компонент, используя которые как шаблоны, можно  легко  начать
      разработку приложения в  рамках  COM.  C++  Builder  предлагает  набор
      классов  с  реализаций   основных   функций   интерфейсов   IDispatch,
      пользовательских и двойных интерфейсов, работы с библиотеками типов  и
      фабриками классов.  Форма,  созданная  в  визуальном  редакторе  легко
      портируется  в  COM-класс,  с  перенесением  всех  свойств  и  методов
      автоматически в библиотеку типов. Работа над описанием  интерфейсов  и
      объектов не требует знания языка описания интерфейсов  IDL  (interface
      definition language) и языка описания объектов ODL (object  definition
      language), т.к. вся работа ведется в визуальном редакторе. Код на  IDL
      все равно создается, но  этот  процесс  может  быть  для  разработчика
      прозрачен.




смотреть на рефераты похожие на "Разработка приложений в рамках COM "