Психология

Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста


Министерство общего и профессионального образования
            Башкирский государственный педагогический университет



                               Кафедра социальной и практической психологии.


                                                       Факультет психологии.


                                                        Специальность 020400

                                                                     Курс 6.

               Автореферат к выпускной квалификационной работе
                         Боброва Людмила Валерьевна

                                    Тема:
    Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового
                                  возраста.

                                                       Научный руководитель:
                                                       Старший преподаватель
                                        социальной и практической психологии
                                                   Курунов Виктор Валерьевич



                                 Уфа 2003 г.
    В настоящее время, когда идут масштабные перемены  и  быстрые  процессы
социально-экономических и политических изменений в обществе,  труднее  всего
приходится подросткам с их еще  не  устоявшимися  мировоззрением,  подвижной
системой  ценностей.  Подростковый  возраст  традиционно   считается   самым
трудным в воспитательном отношении.
    В решении сложных и многогранных задач воспитания личности значительная
роль принадлежит изучению умения личности общаться,  которая  в  зависимости
от ее психологических особенностей может стимулировать,  а  может  подавлять
активность личности.
    Целью исследования  является  определение  соотношения  коммуникативных
способностей и личностной тревожности у детей подросткового возраста.
    Задачи исследования:
      1. Изучить и проанализировать  научно-психологическую  литературу  по
         проблемам общения в подростковом возрасте.
      2. Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.
      3. Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей
         подросткового возраста.
      4. Определить  взаимосвязь  между  коммуникативными  способностями  и
         уровнем тревожности.
      5. Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
      6. Подобрать практический и психологический материал  для  построения
         модели  программы   коррекции   коммуникативных   особенностей   и
         тревожности у детей подросткового возраста.
    Объектом исследования является особенности общения детей  подросткового
возраста.
    Предметом исследования выступает соотношение личностной  тревожности  с
особенностями общения у детей подростков.

    Гипотеза   исследования  состоит  в  том,  что  уровни  коммуникативных
способностей подростков зависят от ряда  определенных  свойств  личности,  в
том числе и тревожности. Гипотеза  строилась  на  том,  что  в  подростковом
возрасте происходят качественные изменения общения  по  сравнению  с  детьми
младшего школьного возраста, а также усиливается  потребность  в  общении  в
целом.
    С целью подтверждения гипотезы были использованы  методика  КОС,  автор
Б.А.  Федоришин  и  методика  Айзенка  (опросник  E.P.Q.).   Вопросник   КОС
предназначен для диагностики коммуникативных и организаторских  способностей
для детей старшего возраста.
    Методика  Айзенка   (опросник   E.P.Q.)   предназначен   для   изучения
индивидуально-психологических черт личности, в частности нейротизма.
    А также  использовалась  одна  из  форм  естественного  эксперимента  –
характерологическая беседа. В беседе с  наибольшей  полнотой  обнаруживается
субъективная сторона личности – самосознание, самооценка  свойств  личности,
переживания и эмоциональные отношения.
    Для проверки гипотезы и определения  коэффициента  ранговой  корреляции
использовали формулу Спирмена.
    Эмпирические исследования были проведены среди  учащихся  8  В  класса,
школы № 55 г. Уфы. В классе, где проводились исследования  29  учащихся,  из
них 15 мальчиков, 14 девочек.
    Дипломная работа включает 2 главы. В I  главе  были  раскрыты  проблемы
общения подростков, а также факторы и особенности проявления  тревожности  в
подростковом возрасте.
    Были получены следующие выводы.
    С возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в
личностном  общении  с  педагогами   и   родителями   и   невозможности   ее
удовлетворения. Сверстники также  выступают  значительной  фигурой  в  жизни
подростка. Для него в этом возрасте гораздо важнее иметь репутацию  хорошего
товарища, пользоваться доверием сверстником.
    Неудовлетворённость  в   общении   вызывает   у   подростков   глубокие
переживания, которые могут  порождать  тревожность.  Общение  и  тревожность
тесно взаимосвязаны.
    Во  II  главе  было  проведено  эмпирическое  исследование  соотношения
особенностей  общения  и  тревожности  у   детей   подросткового   возраста.
Полагаясь на данные этого исследования, мы можем сделать следующие выводы:
    Очень мало подростков обладают высоким уровнем развития коммуникативных
способностей, что составляет лишь 4 человека. Эти данные говорят о  неумении
подростков общаться, неумении  проявлять  такие  качества  как  подлинность,
искренность,  доверие  друг  к  другу,  что  приводит  к  нарушениям   сферы
межличностного отношения, а это в свою очередь к возрастанию тревожности.
    Проанализировав и обобщив результаты эмпирического исследования, пришли
к выводу, что результат коэффициента ранговой  корреляции  попадает  в  зону
значимости,   что   подтверждает   гипотезу.    Следовательно,    существует
взаимосвязь между  личностной  тревожностью  и  проявлением  коммуникативных
способностей у детей подросткового возраста.
    В заключении можно сказать, что:
    Не успешность в общении со сверстниками, родителями,  педагогами  часто
приводит к мучительным переживаниям подростка. Именно  сферой  межличностных
отношений обусловлено возрастание  тревожности  у  подростков.  Тревожность,
закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Чтобы этого  не
случилось, перед нами встает принципиально  новая  задача  –  готовить  юных
граждан к общению.
    От общения все  в  большей  мере  зависит  успешность  профессиональной
деятельности, активности  в  общественной  жизни,  наконец,  личное  счастье
каждого.


смотреть на рефераты похожие на "Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста "