Психология

Использование корреляционного анализа в работе школьного психолога


Доклад

     Использование корреляционного анализа в работе школьного психолога

      Эксперимент делает  психологию  точной,  естественной  наукой.  Только
грамотно   поставленный   эксперимент   может    превратить    теоретические
предположения в научные выводы, помочь найти истинные,  объективные  причины
психических и социальных явлений. Роль основного инструмента  для  получения
выводов в эксперименте принадлежит методам статистической обработки  данных.
Эти методы различны по сложности и сферам применения, к  ним  относится  как
простейший подсчет среднего арифметического, так  и  факторный,  кластерный,
регрессионный анализ. Результатом же  применения  статистических  методов  в
эксперименте  является  такой  вывод  о  выборке  или  нескольких  выборках,
который с известной долей вероятности можно  распространить  на  генеральную
совокупность.
      К примеру, известен факт, что первые впечатления о  человеке  являются
более  значимыми  и  в  большей  степени  формируют  мнение   о   нем,   чем
последующие. Это заключение является  следствием  эксперимента  американских
психологов,  в  котором  участвовало  2  группы  студентов.  Первой  из  них
называли  качества  человека  в  последовательности   от   положительных   к
отрицательным,  второй  наоборот  –  от  отрицательных  к  положительным.  В
результате, первая группа охарактеризовала человека  с  позитивной  стороны,
но  обладающего  некоторыми  недостатками,  вторая  группа  охарактеризовала
человека с негативной  стороны.  Разница  мнений  между  группами  позволила
сделать  соответствующий  вывод.  Всего  в  эксперименте   участвовало   200
человек, но его результат можно распространить фактически на всех людей.
      В работе школьного психолога статистические методы так же могут  иметь
очень большое значение.
      К  примеру,  для   прогнозирования   поведения   учеников.   Насколько
взаимосвязаны  количество  часов  учебной  нагрузки  и  учебная   активность
класса?  Возрастет  ли  агрессия  у  детей,  если  увеличить  или  уменьшить
количество уроков физкультуры? Ответы на эти вопросы позволят  предсказывать
поведение класса и эффективнее  организовать  учебный  процесс.  А  ответами
будут числа, полученные в результате  обработки  данных  экспериментов.  Для
разрешения   приведенных   выше    вопросов    целесообразно    использовать
корреляционный анализ.
      Остановимся подробнее на корреляционном анализе данных.
      Корреляционное исследование - это процесс получения новых  знаний  или
подтверждения существующих, основанный на методах  корреляционного  анализа.
Такое  исследование  не  всегда  предполагает  построение  сложного   плана,
выделение зависимой и независимой переменных.  В  отличие  от  эксперимента,
исследование  не  предполагает  контроля  переменных  вообще,  а   лишь   их
измерение и сопоставление. Под переменными  здесь  и  далее  подразумеваются
качества и характеристики человека.
      Корреляционное  исследование  применяется   в   тех   случаях,   когда
необходимо выявить, как связаны между собой 2 переменные в  данной  выборке.
Например, наблюдаются ли в больших классах меньшие  успехи  в  успеваемости?
Будут ли дети, научившиеся читать раньше,  лучше  успевать  по  гуманитарным
дисциплинам?  При  этом  не  предполагается  наличие   причинно-следственных
связей между изучаемыми переменными, а лишь  говорится  об  их  взаимосвязи,
совместном изменении.
      Мерой этой взаимосвязи является коэффициент корреляции. Существует два
основных условия для его использования. Перечислим их кратко:
     1. Изучаемые переменные должны иметь нормальное распределение.
     2. Предполагаемая взаимосвязь явлений должна быть  подчинена  линейной
        зависимости.
      Примером корреляционного исследования может быть выявление зависимости
двух переменных: вербальных способностей и оценок по литературе.
      Выборка исследования будет состоять из учеников 7-8 классов, всего  10
человек. Выделяемые переменные: уровень вербальных способностей и оценки  по
литературе. Заранее предполагается,  что  обе  переменные  имеют  нормальное
распределение и зависимость, если она существует, является линейной.
      В результате исследования получено  два  ряда  чисел,  характеризующих
вербальные  способности  каждого  ученика  и  его  оценку  за   семестр   по
литературе.
      Данные подвергаются обработке с помощью формулы коэффициента  линейной
корреляции Пирсона. Результат обработки: коэффициент 0,69.
      О  чем  говорит  полученный  коэффициент?  Существуют  так  называемые
таблицы  критических  значений,  в  которых  указаны  пограничные   значения
коэффициента корреляции в зависимости от размера выборки  и  уровня  ошибки,
который обычно выбирается равным 5%. Для нашей выборки в  10  человек  такое
значение равно 0,63. Полученный коэффициент 0,69 больше  этого  значения,  а
значит, статистически значим.  Вывод:  переменные  взаимосвязаны  значимо  и
положительно.
      Разберем подробнее интерпретацию коэффициента корреляции.
      Коэффициент изменяется от -1 до +1. Значения близкие к  -1  говорят  о
том,  что  при  увеличении  значения  одной  переменной,   значения   второй
уменьшаются. Близкие к  +1  –  при  увеличении  значений  одной  переменной,
значения второй увеличиваются. В  нашем  случае  коэффициент  положительный.
При уровне ошибки в 5%,  найденное  в  таблице  критических  значений  число
равно 0,63. Полученный нами коэффициент  больше  этого  значения,  а  значит
достоверен.
      Это говорит о том, что  высокие  оценки  по  литературе  действительно
взаимосвязаны с  высоко  развитыми  вербальными  способностями.  Но  нам  не
известно,  какое  из  этих  явлений  является  причиной  другого.  Возможно,
увлеченность  литературой  и  чтением  повлияли   на   развитие   вербальных
способностей, а возможно хорошо развитые  вербальные  способности  позволяют
ученику успешно одолевать курс литературы. Но мы  можем  быть  уверены,  что
для деятельности связанной с речью, устной или  письменной,  лучше  подойдут
ученики, имеющие высокие баллы по литературе.
      Возведя  полученный  коэффициент  в   квадрат,   получим   коэффициент
детерминации равный 0,48. Он является показателем того,  что  48%  измерений
признаков можно объяснить их взаимовлиянием.
      Как видим, корреляционный анализ может стать очень полезным  в  работе
школьного   психолога.   Полезным,   в   первую   очередь,   для   выяснения
сопряженности явлений и их прогнозирования. По сути дела, изучая  всего  1-2
класса,  и  обладая  мощными  средствами  статистической  обработки  данных,
психолог может  эффективно  корректировать  учебный  процесс,  предсказывать
поведение класса, решать как общие задачи и проблемы, так и частные.





смотреть на рефераты похожие на "Использование корреляционного анализа в работе школьного психолога "