Религия и мифология

Тайные ордена \Масоны\



                              Реферат на тему:

                              «Тайные ордена».


                        Ученицы 9а класса. Школы №309


                                Либерг Галины



                         Санкт-Петербург  1998 год.

                                   Глава I


                          ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАСОНСТВА.



      (Орден франкмасонов, в наши дни известный во всех странах  европейской
культуры, ведет родословную от очень скромного по происхождению  лондонского
клуба начала  XVIII  века.  Однако  история  ордена  с  самого  момента  его
возникновения была покрыта таким покровом легенд и  документальные  сведения
о нем были так скудны, что даже этот первоначальный  факт  его  истории  был
установлен научной критикой не без труда: лабиринт  фантастических  гипотез,
в котором долго терялись  историки  масонства,  не  вполне  разрушен  ими  в
сущности и до сих пор. Правда, в  наше  время  никому  не  придет  в  голову
рассказать  о  масонских  ложах  эпохи  Ноева  ковчега  или  искать  зачатки
масонства в мистериях древних греков, но не менее произвольные  в  сущности,
хотя и менее фантастические  с  виду  догадки  вроде  гипотезы  о  тождестве
франкмасонов с «братьями Розового  Креста»  или  о  связи  первых  масонских
организаций с политическими  и  династическими  интригами  Стюартов  находят
место в посвященных истории масонства сочинениях и сейчас.
      Начало  полному  и  систематическому  изучению  всех,  относящихся   к
прошлому масонства, документов, и к  окончательному  освобождению  масонской
истории от неограниченных полетов фантазии было положено немецким  историком
Бегеманом и англичанином Гудом, последние труды, которых — «Краткая  история
франкмасонства» и «Доисторический период и начало франкмасонства  в  Англии»
— вышли всего несколько лет тому назад.
      Слово  free-mason  —  франкмасон  (свободный  каменщик)   перешло   из
английского в другие европейские языки уже после того, как оно потеряло и  в
Англии свой первоначальный смысл, и  вопрос  о  его  происхождении  сделался
темным.
      До   последней   четверти   прошлого    века    термин    «франкмасон»
противополагали обыкновенно краткому термину «масон»,  как  обозначающий  не
каменщиков-рабочих (или оперативных  масонов,  как  говорили  в  Англии),  а
каменщиков-мыслителей (спекулятивных масонов),  только  по  имени  связавших
себя с соответствующим ремесленным цехом.  В  частности,  в  них  видели  то
рыцарей Храма,  скрывавшихся  под  маскою  франкмасонов  после  разгрома  их
ордена Филиппом  Красивым,  то  группу  ученых  и  философов,  вступивших  в
масонский цех, чтобы скрыть от враждебно настроенного  к  ним  правительства
свои гуманитарно-филантропические цели. Знакомство с  документами  показало,
однако,   всю   ошибочность   этих   предположений.   Предками   современных
франкмасонов, носившими это же имя, были, несомненно,  настоящие  каменщики,
и добавление к названию их ремесла слова  свободны  и  (free,  frank)  имело
первоначально профессионально-ремесленное, а не социальное  значение.  Слово
free-mason  встречается  в  английских  документах,  начиная   с   последней
четверти XIV века; по наиболее вероятной гипотезе, выдвинутой  в  1887  году
одним английским архитектором и разделяемой Бегеманом, это были известные  в
Англии в  эпоху  готического  стиля  sculptores  lapidum  liberorum  (первое
упоминание — в документе начала XIII века) — «каменотесы свободных  камней».
«Свободными» камнями (free-stones) в отличие от обыкновенных  (rough-stones)
называли в Англии более мягкие каменные породы, вроде мрамора и  известняка,
употреблявшиеся для  более  тонкой,  барельефной  работы.  Путем  сокращения
длинного  термина  freestone’s  mason  и  произошло,   по   этой   гипотезе,
английское  слово  free-mason.  В  эпоху  готического  стиля   франкмасонами
называлась, во всяком случае, более  искусная  категория  квалифицированных,
как сказали бы теперь, строительных рабочих. Позднее, с упадком  готического
стиля, различие двух категорий каменщиков  утратило  практическое  значение,
вследствие чего исчезло представление и о точном смысле обоих терминов:  уже
в XIV веке цехи каменщиков называются безразлично то просто  масонскими,  то
франкмасонскими. Но воспоминание о большей почетности длинного  термина  все
же сохранилось: когда старинные братства каменщиков выделились в  особую  от
цеха организацию, получившую известную  популярность  среди  высших  классов
общества  (XVII  века),  она  удержала  за  собой   название   франкмасонов,
предоставив цеховой организации называться  просто  масонами  (companies  of
masons);   полное   название   принял   и   современный   масонский   орден,
организовавшийся в начале XVIII века по типу старинных ремесленных братств.
      Связь, соединяющая современный масонский орден со старыми  братствами,
носит,  в   сущности,   внешний   характер,   сводясь   лишь   к   известной
преемственности ритуала и терминологии. История старого  масонства  является
не  столько  главой  из  истории  ордена,  сколько  введением  к   ней:   по
терминологии Бегемана,  старое  масонство  составляет  его  «доисторический»
период.
      К  этому  же  «доисторическому  периоду»  можно  отнести   и   идейных
предшественников позднейших масонов — алхимиков и утопистов XVII века  с  их
проектами всемирных  союзов  и  планами  преобразования  человечества:  если
старые организации  каменщиков  были  номинальными  предками  масонства,  то
истинными,  духовными,  предками   его   были   именно   эти   представители
дореволюционной европейской интеллигенции.
      Началом исторического периода  масонства  следует  считать  20-е  годы
XVIII столетия — эпоху возникновения так называемых «великих лож».



                                  Глава II


                       АНГЛИЙСКОЕ МАСОНСТВО XVIII ВЕКА


                             (1718 - 1813 гг.).



      Первые великие ложи возникли в Англии  в  более  мирную  эпоху,  когда
огромное большинство людей высшего и среднего класса не помышляло уже  ни  о
чем, кроме отдыха от бесконечных смут и борьбы  предшествующих  десятилетий.
С водворением новой династии  жизнь  страны  входила  в  мирное  русло:  все
нужное  для  ее  спокойствия  казалось  достигнутым.  От  былого   увлечения
политикой теперь осталась  простая  склонность  к  общественности,  привычка
находиться среди людей: раз вилась страсть к кружкам и клубам.  Сатирический
листок «Зритель», выходивший в Лондоне в  начале  десятых  годов,  высмеивая
эту страсть,  приводил  длинный  список  будто  бы  существующих  в  Лондоне
обществ, среди которых фигурируют  и  клубы  красавцев  и  уродов,  и  орден
лгунов, и «вечно существующее  общество»,  и  «метафорические  мертвецы»,  и
какие-то «Виши-ваши» и  «Могаки»  —  названия,  быть  может,  и  придуманные
газетой, но  очевидно  схваченные,  в  общем,  из  жизни.  Большинство  этих
типичных «английских клубов» не преследовали, конечно, широких  общественных
целей, но своими оригинальными уставами и ритуалом они  отвлекали  людей  от
обыденности домашнего очага, создавали  иллюзию  серьезного  дела,  и  этого
было  достаточно,   чтобы   сделать   их   популярными.   Одной   из   таких
великосветских и просто светских организаций явился,  по-видимому,  и  Орден
свободных каменщиков.
      Остатки «почтенного франкмасонского Общества» в начале XVIII  столетия
сохранились еще и в Лондоне, и в других английских городах.  Ореол  старины,
окружавший их, и легендарная история масонства  привлекли  к  ним  внимание,
соблазнили на попытку использовать их для организации интересного клуба.



                                  Глава III


                     ФРАНЦУЗСКОЕ МАСОНСТВО В XVIII ВЕКЕ.



      Ранняя история французского франкмасонства тесно связана с наплывом во
Францию английской знати после революции XVIII века.
      (Уже в тридцатых годах XVIII века в  Париже  насчитывалось  пять  лож.
Первая ложа, известная под разными наименованиями, основана была будто бы  в
1725 году, но лишь в 1732 году получила свою  конституцию  от  Великой  ложи
Англии. В основании этой ложи  среди  других  англичан  принимал  деятельное
участие Чарльз Ред-клифф, граф Дервентуотер,  убежденный  якобит,  сложивший
впоследствии свою голову на плахе в Англии.
      Таков легендарный  период  французского  франкмасонства,  признаваемый
официальной масонской традицией.



                                  Глава IV


                      НЕМЕЦКОЕ МАСОНСТВО В XVIII ВЕКЕ.



      В кругу поисков таинственного знания возникло немецкое масонство.  Его
история дает нам самые яркие  страницы  из  истории  немецкого  оккультизма,
чародейства, а иногда и прямого шарлатанства; и в дальнейшем мы увидим,  как
много чисто средневековых представлений, сданных уже давно в  архив  научной
мыслью не только XVIII,  но  даже  и  XVI  столетия,  оно  снова  оживило  и
выставило в качестве высшей мудрости, доступной только для  посвященных;  мы
увидим, как быстро потонули в этих   средневековых  бреднях  и  шарлатанских
проделках  те   принципы  терпимости,  гуманности,  всеобщего   братства   и
свободы, которые  масоны  сначала  начертали  на  своем  знамени;  масонство
только  слегка  коснулось  этих   гуманистических   понятий,   но   для   их
осуществления оно не только ничего не сделало, даже  в  целом  ряде  случаев
стало на их пути.
      (Первоначально масонство пришло в Германию  из  Англии.  Вообще  в  то
время влияние Англии на Германию было довольно сильно.  Умственная  жизнь  в
Германии  почти  совсем  иссякла  после  тридцатилетней  войны;  вся  страна
находилась  в  состоянии  почти   полного   одичания;   общественная   жизнь
совершенно замерла, и  лучшие  люди  могли  прилагать  свои  силы  только  в
частной  жизни,  не  получая  извне  никаких  стимулов  к  общественной  или
умственной деятельности.



                                   Глава V


                       РУССКОЕ МАСОНСТВО В XVIII ВЕКЕ.



      Среди  русских  масонов  существовало  предание  о  том,  что   первая
масонская ложа в России была учреждена  Петром  Великим  немедленно  по  его
возвращении  из  первого  заграничного  путешествия:  сам  Кристофер   Врен,
знаменитый основатель новоанглийского масонства, будто  бы  посвятил  его  в
таинства ордена; мастером стула в основанной Петром ложе был Лефорт,  Гордон
— первым, а сам царь — вторым надзирателем. Предание это, лишенное какой  бы
то ни было документальной основы, находит себе лишь косвенное  подтверждение
в том  высоком  уважении,  которым  имя  Петра  пользовалось  среди  русских
братьев XVIII века, распевавших на своих собраниях  известную  «Песнь  Петру
Великому» Державина; оно показывает только, что наши масоны сознательно  или
бессознательно   связывали   с    масонскими    идеями    преобразовательную
деятельность Петра, «которая была в России таким же нововведением  в  смысле
цивилизации, каким масоны должны были считать и свое братство[1]».
      Первое, безусловно достоверное известие о начале  масонства  в  России
относится к 1731 г., когда, как гласит официальный  английский  источник[2],
гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд  Ловель  назначил  капитана  Джона
Филипса Великим провинциальным мастером «для всей  России».  Таким  образом,
первоначальное масонство пришло к нам, как и везде на континент, из  Англии,
но, разумеется, здесь еще не может  быть  и  речи  о  русском  масонстве,  и
Филипс, конечно, распространял орденское учение лишь в  тесном  кругу  своих
единомышленников, переселившихся в Россию. Этот кружок, по-видимому,  твердо
держался в течение всего периода немецкого засилья при  Анне  Иоановне,  так
как уже десять лет  спустя  (1740  г.)  английская  Великая  ложа  назначила
нового гроссмейстера для Poccии   в  лице  генерала  русской  службы  Джемса
(Якова) Кейта , может  быть,  к  этому  времени  и  следует  отнести  первые
случаи вступления русских в масонский союз: недаром русские  братья  считали
именно Кейта основателем масонства в России.
      Первоначальный период существования масонства в России характеризуется
в общем отсутствием какой бы то  ни  было  национальной  окраски.  Масонство
было  лишь  модой,  притом  сравнительно   весьма   мало   распространенной,
«игрушкой для праздных умов», по выражению Елагина, и  лишь  в  самом  конце
этого периода замечаются признаки некоторой связи между масонством и  смутно
поднимающимися в лучшей части общества идеалистическими  потребностями;  эти
признаки указывают нам на  возможность  скорого  наступления  того  момента,
когда положительное  содержание  масонского  учения  сделается  доступным  и
близким для русских людей, оказывая им  серьезную  поддержку  в  их  неясных
стремлениях  к  построению   первого   в   России   цельного   общественного
мировоззрения.
      (Настоящая история масонства в России начинается  лишь  в  семидесятых
годах,  когда  одновременно  возни  кают  у  нас  две   масонские   системы,
пользовавшиеся  крупным  успехом.  Ложи  этих  систем   —   так   называемые
елагинской и циннендорфской (шведско-берлинской) - работали  в  этот  период
времени,  главным  образом,  первых   трех   степенях   «иоанновского»   или
«символического» масонства,  преследовавшего  цели  религиозно-нравственного
воспитания человека. Здесь русские
масоны работали над приведением «дикаго камня» (символ греховного  человека)
в «совершенную кубическую форму» (очищение от пороков), приобретали  широкие
сравнительно  с  прежними  религиозные  понятия,  глубоко  задумывались  над
вопросами  веры  и  нравственности,  упорной  работой  воспитывали  в   себе
человека. Кажущаяся в наше время несколько бледной масонская мораль  оказала
благотворное влияние на общество,  служа  в  то  же  время  реакцией  против
модных течений западно-европейской скептической мысли.
      Главная роль в этом периоде  истории  русского  масонства  принадлежит
известному И. П. Елагину, которого нередко  совершенно  неправильно  считают
создателем особой масонской системы, близкой по традициям  к  первоначальной
и чистейшей форме английского масонства. Елагин вступил в  масонство  еще  в
1750 г., но до поры до  времени,  как  и  все,  не  видел  в  ордене  ничего
серьезного  и  вскоре  увлекся  модным  «душепагубным   чтением»   безбожных
писателей — «ансиклопедистов».



                                  Глава VI


                             МАСОНСТВО СЕГОДНЯ.



      Появившись в начале XVIII века, масонство достигло своего  расцвета  к
концу того же столетия и просуществовало в традиционной форме  как  активная
организация  до  середины  следующего  века.  К  этому  времени  большинство
масонских организаций, если и продолжало существовать (особенно на  Западе),
то  во  многом  изменило   свою   деятельность.   Развитие   демократических
учреждений,  организация  и  борьба  политических  партий  не   прошли   для
масонства бесследно. Среди его  адептов  они  породили  новые  настроения  и
идеалы, подсказали новые средства их осуществления.
      К началу XX века обострились противоречия между французскими и  англо-
американскими  масонами.  Кроме  этого,  рядом  со  старым,   консервативным
масонством, продолжавшим жить в соответствии с буквой традиционного  учения,
выросли  новые  масонские  формы.  Причем  в  этих  новых  формах  масонства
своеобразно переплелись элементы старого  учения,  проникнутого  мистическим
содержанием, и политические устремления новой эпохи.
      Для французского масонства начало XX века прошло под лозунгом борьбы с
клерикализмом  и  церковью.   Потом   наступило   время   проникновения   во
французское масонство социалистов. Таким образом, масонству открылись  новые
обширные  горизонты.   Выдающийся   представитель   французского   масонства
Маделена Пельтье именно в это время приходит  к  неожиданному,  клалось  бы,
выводу, что роль масонства, как такового, кончилась.
      От масонства в его чистой форме к середине 30-х годов  осталось  очень
мало. Масонский ритуал был почти упразднен, строгость и  осмотрительность  в
выборе новых членов исчезают, вступление в ложу стало общедоступным,  легким
делом, масонские собрания принимают все более открытый  и  шумный  характер.
Если прежде масонство было местом воспитания, школой,  то  теперь  эта  цель
отошла на задний план. Ложи стали школами для политиков. Здесь  встречаются,
создают и упрочивают связи, строят политическую карьеру.
      В Германии масонство к началу нашего века  сохранило  традиции  старых
«мастеров», следуя их заветам гуманности и терпимости.
      Немецкие масоны считали, что задачи, стоящие перед масонами, —  задачи
универсальные.  Они  не  могут  быть   сведены   к   определенной   реальной
деятельности  ни  в  религиозной,  ни  в  социально-политической  области  и
заключаются  в  объединении  всего  человечества,  в  построении  всемирного
человеческого союза на  почве  братской  любви  и  постоянного  мира.  Таким
образом, одна из главных задач  масонства  —  способствовать  сглаживанию  и
примирению всех общественных антагонизмов: расовых, сословных,  классовых  и
т. п. Главные же усилия  масонов  должны  быть  направлены  на  нравственное
усовершенствование.
      Английские масоны  в  начале  века  стояли  на  позициях,  чрезвычайно
близких к позициям немецких,  и  с  нескрываемым  осуждением  относилось  к
политическим выступлениям масонства, а значит,  и  к  практике  французских
масонов.
Американское масонство,  сложившееся  в  своеобразных  условиях,  во  многом
отличалось  от  европейского  и  к  началу  нашего   века   сохранило   свое
своеобразие. По своему составу оно, в отличие от  английского,  из  которого
вышло, было глубоко демократичным.
      Американское масонство  располагало  очень  значительными  капиталами.
Своеобразие американского масонства выражалось и в том, что у него  не  было
общей принципиальной программы и оно чрезвычайно индифферентно относилось  к
тому, что может быть названо  масонской  философией,  а  также  к  обрядовой
стороне масонства  и  его  тайнам.  То  же  можно  сказать  и  об  отношении
американского масонства к религии. Казалось  бы,  значительная  политическая
активность американского масонства должна была бы  способствовать  сближению
его с французским масонством, но этого не произошло. Их отношения  в  начале
XX века характеризовала холодность и взаимное неприятие.
      В течение всего существования масонства делались неоднократные попытки
сблизить различные  масонские  течения  и  образовать  организацию,  которая
согласовывала бы  действия  всех  масонских  лож,  хотя  бы  в  национальных
масштабах. XX век и здесь внес новые веяния: теперь предпринимались  попытки
объединить всемирное масонство. Так, в 1903 г.  в  Швейцарии  было  положено
начало новой масонской международной организации — Бюро, перед которым  были
поставлены две задачи:
         1) сближать отдельные масонские организации.
         2)  собирать  материалы  и  документы,   относящиеся   к   истории
            масонства.

      Масонство  в  20-е  годы  нашего   столетия,   несмотря   на   попытки
объединения,  было  далеко  не  единообразным.  Французское  и   итальянское
масонство  носило  в  это  время  ярко  выраженный  политический   характер,
немецкое — философско-мистический, а английское и американское — религиозно-
благотворительный.   Особенно   ярко   практицизм   окрашивал   американское
масонство.



                                  Глава VII


                         ЗНАМЕНИТЫЕ РУССКИЕ МАСОНЫ.


      (Александр Васильевич Суворов (1730-1800) –  вот  кто  должен  открыть
собой ряд знаменитых русских деятелей-масонов.

      Михаил  Матвеевич  Херасков  (1733-1807)  –  трудно  указать   другого
писателя, произведения которого так полно отражали бы масонские идеи.

      Николай  Васильевич  Репнин  (1734-1801)  –  вступил  в  одну  из  лож
масонства.

      Николай Иванович Новиков (1744-1818) –  вначале  отнесся  к  масонской
организации чрезвычайно недоверчиво, он  именно  в  ней  нашел  ответ  своим
просветительским и благотворительным стремлениям.

      Михаил   Илларионович   Голенищев-Кутузов   (1745-1813)    –    первое
прикосновение к таинствам ордена свершилось в 1779  году  в  Регенсбурге,  в
ложе «К трем ключам».

      Александр Борисович Куракин  (1752-1818)  –  блестящий  аристократ   и
человек, приближенный ко двору, масонство было лишь необходимой деталью.

      Павел I (1754-1801) – принадлежал ли к Братству Вольных Каменщиков?!

      Николай Михайлович Карамзин  (1766-1826)  –  вступил  в  ложу  «Златой
венец».

      Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) – Лопухин возлагает  на  него
большие надежды.

      Александр I (1777-1825) – его царствование принесло русскому масонству
повторный расцвет.

      Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) – близко знал многих  членов
тайных обществ.

      Александр Сергеевич Пушкин  (1799-1837)  –  «4  мая  я  был  принят  в
масоны».



                          ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА



1.  Бакунина   Т.А.  Знаменитые  русские  масоны.  Вольные  каменщики.   М.:
   Интербук,1991.
2. Боровой А. Современное масонство на Западе. М.: Задруга, 1922.
3. Морамарко М. Масонство  в  прошлом  и  настоящем  /Пер.  с  итал.  В.  П.
   Гайдука. М.: Прогресс, 1990.
4. Печников Б.А. «Рыцари церкви». Кто они?: М.: Политиздат,1991.
5. Черняк Е.Б. Невидимые империи: М.: Мысль,1987.
6. Шустер Г. Тайные общества, союзы и ордена: В 2Т.  СПб.:  Изд-во  Поповой,
   1905-1907.



                                 Содержание



Глава I  Происхождение масонства…………………………………………………………………1

Глава II Английское масонство XVIII века
           (1718 –1813 гг.)…………………………………………………………………………………4

Глава III Французское масонство в XVIII веке…………………………………5

Глава IV Немецкое масонство в XVIII веке……………………………………………6
Глава V Русское масонство в XVIII веке…………………………………………………7
Глава VI Масонство сегодня…………………………………………………………………………………10
Глава VII Знаменитые русские масоны…………………………………………………………13



                        Василий Петрович Стасов-1769г


      Родился в Москве, в не богатой дворянской семье.
В 14 лет поступил на службу - чертежник,  в  московскую  управу  благочиния.
Постепенно изучил архитектуру. Стал образованным человеком.
      В это время работали такие зодчие как Баженов,  Казаков.  Они  оказали
влияние на начинающего архитектора.
      1801-уехал на  2  года  в  Париж,  там  изучал  величайшие  сооружения
античности.
      1808-вернулся в Россию,  и  был  зачислен  на  службу  в  строительное
ведомство.
       1811-перестраивал  флигель  в  Царском  Селе,  переоборудовал  дворец
Потемкина в Екатеринославе.
      1816-включен в «комитет по делам  строений  и  гидравлических  работ».
(Трудился в разных комитетах).


                                 ПОСТРОЙКИ:

1. Никольский казачий собор,
2. Казармы гвардейского Павловского полка  (некоторые  другие  постройки  на
   Марсовом поле).
3. Перестроено здание конюшен на Конюшенной площади (ул. Желябова).
4. Проводил переделки в Зимнем дворце.
5. Спроектировал ворота – памятник победы над Наполеоном.(В Царском Селе).
6. Нарвские, триумфальные ворота(1834).
7. Преображенский, Троицкий(1820(конец)).
8. Завершил Смольный собор.
9. Кованая решетка перед входом в собор.

                           РАБОТЫ НЕ В ПЕТЕРБУРГЕ.

В Москве – Провиантские склады.
На Волхове – пристань, колокольня церкви и другое.

-----------------------
( Тайные ордена. (И. М. Херасов).
( Тайные ордена. (А. М. Васютинский.).
( Тайные ордена. (В.Н. Перцев.).
[1] Пыпин. Русское масонство до Новикова.
[2] «Книга Конституций» Андерсона.
( Тайные ордена. (А. В. Семека.).
( Знаменитые русские масоны. (Бакунина Т. А.).

-----------------------
[pic]




смотреть на рефераты похожие на "Тайные ордена \Масоны\ "