Религия и мифология

Сравнение таинства крещения в исторической перспективе


            ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО–ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ



                      БОГОСЛОВСКО–ПАСТЫРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

                                 118 ГРУППА



                                  ПРЕДМЕТ:
                      ВВЕДЕНИЕ В ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ



                                  СОЧИНЕНИЕ
          «СРАВНЕНИЕ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ»


                                    АВТОР
                               КРАМАРЕНКО Ю.Я.



                                   МОСКВА

                                    2001
План сочинения

1.  Определение Таинства Крещения и видимой его стороны
        как предмета описания.
2.   Логика изменения чинопоследования Таинства Крещения в
        исторической перспективе.
 2   ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.
 2   МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.
 2   ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.
 2   РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЧИНА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ
        ПЕРСПЕКТИВЕ.
3.   об истории развития таинства миропомазания.
4.   Выводы.
        Список литературы.


 1. Определение  Таинства  Крещения  и  видимой  его  стороны  как  предмета
    описания.

   В  Православно–догматическом  Богословии  есть   различные   определения
понятия «Таинство» [2, 6 – 9]. Разница  в  них  заключается  не  в  различии
подходов авторов к определению сущностной характеристики понятия  «Таинство»
– оно  для Церкви едино и неизменно, а только  в  стиле  подачи  информации.
Все они, определения,  могут  быть  сведены  к  следующему:  «Таинство  есть
священное действие, которое под  видимым  образом  сообщает  душе  верующего
невидимую  благодать  Божию,  будучи  установлено  Господом   нашим,   через
которого всякий верующий получает Божественную благодать» [7, с. 313].
   По Промыслу Божьему установлено семь Таинств, круг  которых  благодатным
образом охватывает все потребное для человека, его жизни.
   Первым из семи Таинств Церкви является Таинство Крещения – не  принявший
Крещения не может получать  Божественную  благодать,  даваемую  в  остальных
Таинствах. В Крещении человек –  грешник,  родившийся  с  наследственною  от
прародителей  порчею,  вновь  рождается  водою  и  Духом   (Иоан.   3,   5),
таинственно рождается в жизнь духовную.
   Как и в любом другом Таинстве Церкви, так и  в  Таинстве  Крещения  есть
видимая  и  невидимая  составляющие.  Последняя  является   неизменной,   со
временем не меняется.
   Невидимая составляющая  Таинства  Крещения  –  это  действие  невидимого
Святого Духа, который таинственным образом (непонятным даже для ангелов,  не
говоря  уже  о  людях),  восстанавливает  Божественную   чистоту   человека,
освобождая его от  первородного греха и грехов его жизни –  делая  в  момент
крещения человека святым, могущим войти  в  Царствие  Небесное  как  истинно
чистое первое дитя Божие. Так, архиепископ Дорофей указывает: «Крещение  для
христиан служит как бы дверью для уверовавшего во  Христа,  вводящей  в  дом
Отца Небесного – его святую Церковь» [2, с. 66].
   Видимая составляющая Таинства Крещения – это внешняя оболочка  Таинства,
его обрядовая сторона – троекратное погружение оглашенного верою грешника  в
воду с произнесением слов «во имя Отца и Сына, и Святого  Духа»,  завещенных
нам Господом Иисусом Христом  (Мтф. 28, 19).  Епископ  Кассиан  (Безобразов)
указывает, что сама «вода живая есть символ Святого Духа» [4, с. 209].
   Архиепископ Николай (Кавасила) приводит  чудный  по  своей  сути  пример
значения Таинства Крещения для человека: «Так блаженный Порфирий,  бывший  в
те  времена,  когда  закон  Христов   овладел   всею   вселенною   и   голос
проповедников  услышали  все   люди,   трофеи   же   мученических   подвигов
воздвигнуты были повсюду, яснее слова свидетельствуя  об  истинном  Божестве
Христа,  и  тысячекратно  слышав  учение,   и   бывши   самовидцем   таковых
подвижников и чудес, оставался в заблуждении и ложь почитал  вместо  истины.
Когда же крестился, и притом для шутки в игре,  не  только  вдруг  соделался
Христианином, но совершился в лике мучеников.  Ибо  он  был  комедиантом,  и
занимаясь сим делом дерзнул и  на  сию  смелость,  дабы  возбудить  смех,  и
представил на зрелище крещение, и крестил самого себя,  сойдя  на  театре  в
воду и провозгласив Троицу. Одни смеялись,  коим  казалось  сие  театральным
представлением, а для него происшедшее было не смех и не тень,  но  истинное
рождение и воссоздание и то  самое,  что  составляет  таинство.  Ибо  вместо
комедианта  вышел  имея  душу  мученическую,  тело  мужественное,   как   бы
привыкшее к любомудрию и подвигам, язык, извлекший  у  тирана  вместо  смеха
гнев. И так возревновал он, проведший жизнь в игре, и так  возжелал  Христа,
что претерпев многие мучения умер с  радостью,  даже  и  языком  не  изменив
любви»       [3, с. 51].
   Чинопоследование  Таинства  Крещения  символизирует  духовное   рождение
человека. Однако язык символов – язык общения с Богом, сегодня,  к  большому
сожалению, зачастую  не  понятен  простому  мирянину.  О  важности  изучения
видимых сторон Таинств Церкви и знания их  особенностей  православным  людом
проникновенно  говорит  протоирей  Александр  Шмеман:  «Понять  богослужение
изнутри, открыть и испытать то явление Бога, мира и жизни, которое  содержит
в себе и сообщает богослужение, соотнести это видение и это величие с  нашим
собственным опытом, со всеми нашими проблемами  –  вот  цель  литургического
богословия. И Крещение дает всему этому истинное  начало,  основание,  ключ.
Вся жизнь Церкви коренится в той Новой Жизни, которая воссияла  из  гроба  в
первый день нового творения. Это та самая новая жизнь, которая дается нам  в
Крещении и исполняется в Церкви» [14, с. 13].
   Именно  сравнение  внешней,  видимой   стороны   Таинства   Крещения   –
чинопоследования в его исторической перспективе  является  предметом  нашего
описания.

 2. Логика  изменения  чинопоследования  Таинства  Крещения  в  исторической
    перспективе.

 2   ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.

   Таинство Крещения, как и любое  другое  Таинство  Церкви,  слагается  из
различных элементов. Эти слагаемые, в исторической  перспективе,  появляются
в чине постепенно, по мере необходимости.
     Иисус Христос, Господь  наш,  установил  только  основную  форму  чина
Крещения (Мтф. 28, 19; Иоан. 3, 5).
   Священное Писание умалчивает о  том,  давал  ли  Господь  Иисус  Христос
подробные  наставления  апостолам  о  частностях  совершения  ими   Таинства
Крещения. В своем  фундаментальном  исследовании  «История  чинопоследования
Крещения и Миропомазания» А. Алмазов говорит о том, что Иисус  Христос  «как
бы дает право апостолам, а равно  и  их  преемникам,  восполнить  данное  Им
подробностями, какие будут требоваться, – по  требованиям места  и  времени»
      [1, с. 645].
   Чтобы  понять  логику  развития  чинопоследования  Таинства  Крещения  в
исторической перспективе необходимо, как минимум, определить развитие  этого
чина:
 . по месту совершения;
 . во времени;
 . по наполняемости новыми элементам (по содержательной стороне).
   При этом в последнем случае, задача делится на две сослагаемые:
 . историческое развитие внешнее  –  историческое  насыщение  чина  Крещения
   новыми элементами;
 . историческое развитие внутреннее – история движения по  упорядочиванию  и
   устойчивости самих этих элементов.

 2   МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.

   В апостольский век специального места  для  Крещения,  как  правило,  не
выбирали и совершали Таинство Крещения в  любом  месте,  при  любом  удобном
случае, лишь бы был главный элемент ритуальной стороны – вода.  Так,  дьякон
Филипп крестил евнуха в первом попавшемся источнике (Деян. VIII, 36).
   А. Алмазов указывает: «Климент  Римский  также  представляет  ап.  Петра
проповедующим людям, что грехи их могут быть омыты водою, безразлично  –  из
источника или ручья, или даже  моря,  ежели  они  крестятся  во  имя  Святой
Троицы» [1, с. 501].
   Первые упоминания о специально выделенных местах для Крещения появляться
во II веке. Так, по древнему преданию, «Папа Пий I (168 – 175 г.г.)  освятил
по просьбе св. Пракседы церковь в термах Новаты, и здесь же  внутри  устроил
крещальный источник, в котором многих крестил» [1, с. 503]. При  этом  автор
не  указывает  причин,  по  которым  был  построен  специальный  «крещальный
источник».
   Видимо, основанием для появления первых крещален могли явиться следующие
обстоятельства:
 . необходимость  решения  этического  вопроса  при  одновременном  массовом
   Крещении мужчин и женщин;
 . начало времени гонений на христиан – насущная необходимость в  уединенном
   месте для Крещения.
   Начиная с IV века, с момента открытого строительства церквей,  крещальни
строят вблизи храмом, чаще всего  –  против  главного  входа.  Как  отмечает
            А. Алмазов: «этим как бы давалось понять – Крещение есть  дверь,
вводящая в церковь Божию – мысль, которую  древние  отцы  и  учителя  Церкви
развивали  очень  часто»   [1,  с.  505].  Подробное   описание   устройства
крещальни можно найти у него же [1, с. 507 – 512].
   Крещальни как отдельные здания активно строятся и V веке.  Однако  с  VI
века их строительство постепенно прекращается.  Объективным  основанием  для
этого процесса послужило:
 . большинство взрослого населения окрестилось к  V – VI векам;
 . введение в повсеместную церковную практику  крещения  новорожденных,  для
   которых не было необходимости в строительстве обширных крещальных зданий.

   Начиная с VII  века крещальные купели переносятся во  внутрь  храмов,  а
начиная с VIII  века  баптистерии  дозволено  иметь  не  только  в  соборных
храмах, но и в деревенских приходских церквах.
   Патриарх константинопольский Алексий своим  соборным  определением  1029
года указывает, что исключительным местом Крещения признается  храм  [1,  с.
517].
   Поскольку крещальни  имели  башнеобразный  вид  Красносельцев  выдвигает
интересную гипотезу о том, что они  послужили  первообразом  для  колоколен,
т.к. крещальни как особые  здания  стали  выходить  из  употребления  тогда,
когда начали строить колокольни [5, с. 337].
   На наш взгляд эта гипотеза достаточно романтична, но  с  хронологической
точки   зрения  –  имеет  некоторое  несоответствие.  Так,  во  втором  томе
Полного Православного Богословского Энциклопедического Словаря  указывается,
что официально колокола разрешено было иметь при храмах  только  с  середины
XII века, а колокольни как помещения при церквах существовали начиная с  XIV
века            [9, с.1410].
   На Руси место для Крещения естественным образом  находится  в  помещение
самого храма. Так, по замечанию одного иностранца побывавшего на Руси  в  XV
веке «купель для Крещения ставится в церкви» [1, с. 520].
   Таким образом:
 . I век – первая половина II века, нет специальных мест для Крещения;
 . вторая половина II века – III век, строятся крещальни в  укромных  местах
   (в местах для богослужения);
 . IV век – VI века, крещальни строят  открыто  и  больших  размеров  против
   главных входов в храмы;
 . VII век – по  настоящее  время,  купели  (места  для  Крещения  детей)  и
   баптестерии (места для Крещения взрослых) размещают  в  помещении  самого
   храма.

 2   ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.

   Согласно Священному Писанию и Церковному Преданию, Иисус Христос не  дал
апостолам никакой заповеди о времени и месте Крещения.
   В  I  –  II  веках   время  Крещения  строго  не  устанавливалось.  Так,
Тертуллиан,  говоря  о  времени  совершения  Таинства  Крещения,  указывает:
«Всякий  день  –  Господень  есть;  всякий  час,  всякое  время  удобно  для
Крещения: правда есть разница  относительно  торжественности,  но  благодать
одна и та же» [11; 1, с. 524].
   Из последних слов Тертуллиана следует, что, как минимум, во II веке  уже
имели место определенные дни для совершения Таинства Крещения.
   Введение во II веке  в  церковную  практику  определенного  времени  для
совершения   Таинства    Крещения    объективно    диктовалось    следующими
обстоятельствами:
1. С началом гонения на христиан увеличилось число вероотступников (люди  по
   слабости своей не выдерживали пыток), а  как  известно  –  кто  отречется
   перед людьми от Господа, тот не войдет в Царствие Небесное (Мф.  10,  32,
   33;          Лук. 12, 8,  9).  По  любви  Господа  к  своему  созданию  –
   человеку  и благодати Промысла Божьего, предстоятели церквей  откладывали
   Крещение к определенным датам, давая тем самым  обращавшимся  необходимое
   время как для научения основам веры, так и, самое главное, для  испытания
   самих себя в истинности своей веры в Господа нашего Иисуса Христа.
2. Желание крещаемых сделать этот день более  торжественным,  следовательно,
   по возможности отнести его ко дню христианского праздника.
   О конкретных торжественных днях, когда  совершается  Крещение  указывает
Тертуллиан: «Торжественный день Крещения  представляет  Пасха;  ибо  в  этот
день и страдания Господа,  в  которые  мы  крестимся,  исполнились  …  Потом
Пятидесятица есть весьма продолжительное время Крещения» [11; 1, с. 525].
   После прекращения гонений на христиан,  начиная  с  IV  века  крещальная
практика тяготеет к совершению Таинства Крещения в строго определенные  дни.
Так, Василий Великий указывает: «Какое время более  прилично  для  Крещения,
как не день Пасхи. Ибо в этот день есть некоторое воспоминание  Воскресения;
Крещение же есть некоторый образ Воскресения. И так,  благодать  Воскресения
мы получаем в Воскресение» [1, с. 527].
   В  Апостольских  Постановлениях  указывается  на   совершение   Таинства
Крещения в Великую Субботу [1, с. 528].
   В практике  Западной  Церкви  обычай  Крещения  был  более  употребим  в
Пятидесятицу.
   Ко дням совершения Таинства Крещения также относились [1, с. 528 – 530]:
 . день Рождества Христова (Галльская Церковь);
 . день Рождества Иоанна Крестителя (Галльская Церковь);
 . день храмового праздника (Иерусалимская Церковь);
 . апостольские праздники (Галльская и Испанская Церковь);
 . дни посвященные памяти мучеников (Галльская и Испанская Церковь).
   Начиная с VII – VIII веков время Крещения в Восточной Церкви  становится
все менее и менее привязанным ко времени совершения церковных праздников,  а
начиная с IX века принято Крестить, когда бы ни случилось.
   Одним из оснований  для  этого  послужило  124-е  правило  Карфагенского
Собора     (419 г.), подтвержденное правилом  84-м  VI  Вселенского  Собора,
Константинопольского  (680  г.),  которое  гласит:  «Последуя   каноническим
постановлениям отцов,  определяем  и  о  младенцах:  каждый  раз,  когда  не
обретаются достойные свидетели, несомненно утверждающие, яко  крещены  суть,
и  когда  сами  они,  по  малолетству,  не  могут  дать  потребный  ответ  о
преподанном им Таинстве, должно  без  всякого  недоумения  крестить  их:  да
таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею».
   В Западной Церкви Крещение перестали совершать в строго определенные дни
только начиная с XII века.
   В практике Крещения  в  древней  русской  церкви  имели  место  элементы
древней церковной традиции –  совершали  Таинство  Крещения  в  определенные
дни. Так, в правилах митрополита Георгия указывалось: «в  пост  ни  человек,
ни детина не крестится, ни страстная  неделя,  но  в  вербную  и  в  субботу
Лазареву и в великую субботу … аще ли  болен,  да  крестите»  [1,  с.  537].
Затем в истории русской церкви наступает период безразличного  отношения  ко
времени совершения Таинства Крещения – его совершают по  мере  необходимости
– для младенцев, но все же,  по  возможности,  в  торжественные  дни  –  для
взрослых. Так,  признанный  авторитет  в  области  истории  чинопоследования
Таинства  Крещения  А.  Алмазов  пишет  во  второй  половине  XIX  века:  «В
настоящее время при Крещении взрослых, как было впрочем  и  всегда,  принято
наблюдать, чтобы оно по возможности для большей торжественности  совершалось
в какой–либо праздничный день» [1, с. 538].

 2   РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЧИНА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ
        ПЕРСПЕКТИВЕ.

   Св. Иустин, как отмечает  архиепископ  Филарет  (Гумилевский),  занимает
первое место после мужей Апостольских, являясь учителем Церкви  с  ревностью
и  духом  Апостольским  [12,  с.  62].  Именно  по  этому  нам   важно   его
свидетельство  о   чинопоследовании   Крещения,   приведенное   Митрополитом
Московским и Коломенским Макарием: «Кто убедится и поверит, что учение  наше
и слова истинны, и кто обещается, что может жить таким  образом,  тех  учат,
чтобы они с молитвою и постом просили Бога об отпущении  прежних  грехов,  и
мы с ними молимся и постимся; потом  проводятся  они  нами  туда,  где  есть
вода, и возрождаются  тем  же  образом,  каким  сами  мы  возродились,  т.е.
омываются они тогда водою во имя Отца  всех  и  Владыки  Бога,  и  Спасителя
нашего Иисуса Христа, и Духа Святого» [7, с. 323]. Митрополит  Московский  и
Коломенский  Макарий  наряду  с   этим   приводит   и   другие   аналогичные
свидетельства пастырей и учителей Церкви о совершении  Таинства  Крещения  в
первые века.
   В I – II в.в. в чинопоследование Таинства Крещения входило:
 . оглашение (наставление в истинах веры);
 . покаяние с отречением от прежних грехов;
 . открытое исповедание веры во Христа;
 . само духовное рождение при погружении в  воду  Крещения  с  произнесением
   слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»;
 . молитва самого крещаемого.
   Однако с позиции упорядочения его составных элементов в I – II в.в., как
указывает А. Алмазов  [1],  до  единообразия  в  крещальном  чине  еще  было
далеко.
   Начиная со второй половины II  века  и,  главным  образом,  в  III  веке
внешнее развитие чина Крещения становится заметным [1; 8; 11]  –  появляются
нововедения:
 . введение в крещальный чин заклинательных молитв;
 . после Крещения облачение новокрещенного в белые одежды, надевание  венца,
   торжественное  введение  его   в   собрание   верующих,   соединенным   с
   произнесением за него молитв.
   Согласно свидетельству «Апостольских Постановлений» (IV век)  и  частным
свидетельствам, особенно в творении  Тертуллиана  [11],  в  приготовительной
части  Крещения  существенное   место   занимают   заклинательные   молитвы;
совершительная часть Крещения начинается отречением от  сатаны,  за  которым
следует сочетание Христу, помазание  елеем,  крещение  воды.  Само  Крещение
осуществляется троекратным погружением крещаемого  в  воду  с  произнесением
крещающим слов «во  имя  Отца  и  Сына,  и  святого  Духа».  После  принятия
Крещения  новопросвященный  произносит  молитву  Господню  –  «Отче  наш»  и
другую, в которой испрашивает себе покровительство Божие.  В  след  за  этим
актом, по всей вероятности, следовало участие новопросвященного в Литургии.
   Начиная с III века крещальный чин в различных Церквах представляет собой
чин   более   или   менее   одного   порядка,   причем   главные    элементы
чинопоследования Таинства Крещения располагаются более или менее в  одной  и
той  же   последовательности,   а   элементы   второстепенные   –   довольно
целесообразно группируются вокруг первых.
   Таким образом, к концу III  века  в  крещальный  чин  входят  почти  все
современные обряды, только в более в простой форме.
   А. Алмазов [1] указывает, что условия усложнения  чина  Крещения  в  III
веке были довольно сложными, они состояли как во внешнем  положении  Церкви,
так и во внутреннем ее состоянии:
 . развитие христианского  сознания  (внесение  в  чин  таких  действий  как
   освящение воды, заклинание елея и заклинательных молитв вообще);
 . направление действующих сил Церкви этого  периода  –  свет  христианского
   учения уже проник всюду и наступало время обратить силы  на  деятельность
   внутри Церкви и, прежде всего, на устройство и  развитие  богослужебно  –
   ритуальной стороны христианства.
   Однако главным условием было  отношение  между  язычеством  и  Церковью.
Множество гонений, казней опустошали ряды членов Церкви. Церковь  в  тяжелые
дни своего существования подкрепляла своих членов молитвами, в нашем  случае
– оглашенных, как также нуждавшихся  в  подкреплении  молитвою  допускала  к
участию в общих молитвах верных в общественном богослужении  христиан,  т.к.
общественные  моления  скорее  достигают  своей  цели.  С  другой   стороны,
усложнение приготовительной части  чина  Крещения  было  следствием  желания
Церкви оградить свои  ряды  от  предателей.  Само  оглашение  могло  длиться
несколько лет, в истории известны отдельные случаи, когда оно длилось 7  лет
[1] .
   На наш взгляд, удлинение и усложнение чина Крещения во времена  массовых
гонений на христиан было заботой Господа нашего Иисуса Христа  о  духовно  –
нравственном возрождении человека, Его любовью к  человеку,  ибо:  «Сказываю
же вам: всякого, кто исповедует Меня пред  человеками,  и  Сын  Человеческий
исповедует пред Ангелами Божиими» (Лук. 12, 8). Сломавшийся же  под  пытками
язычников –  вероотступник, его ждал только один путь – в  Ад,  ибо  сказано
Спасителем: «А кто отвергнется от Меня пред человеками, тот  отвержен  будет
пред ангелами  Божиими»  (Лук.  12,  9).   По  промыслу  Божьему  удлинялась
подготовительная часть крещального чина  –  дабы  оглашенный,  укрепляясь  в
вере, в полной мере смог впитать в себя всю любовь к Господу, стал  истинным
христианином, готовым с  искренней  радостью  исполнить  последнюю  заповедь
блаженства, данную нам Господом: «Блаженны вы, когда будут  поносить  вас  и
гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мтф. 5, 11).
   IV – V веках устанавливаются более или менее  прочные  формы  совершения
чина Крещения, продолжается наполнение крещального чина  новыми  элементами,
но акцент постепенно смещаться от привнесения новых  элементов,  к  большему
усложнению  уже  имеющихся.  Причиной  этому   также   послужило   отношение
христианской Церкви  к  язычеству  [1].  В  IV  веке  язычество  предприняло
последнюю  попытку  поколебать  веру  христианскую  через   торжественность,
богатство и пышность своих обрядов, которыми само христианство того  времени
было бедно. Как ответ на это в IV – V веках чин Крещения представляет  собою
в  высшей  степени  торжественный  и  вместе  с  тем   весьма   обширный   и
многосложный акт. А. Алмазов приводит  замечательное  высказывание  Рубцова,
одного   из   исследователей   Таинства    Крещения,    объясняющее    такое
чинопоследование следующим образом: «чтобы  выразить  все  величие  Таинства
Крещения, приблизить его к пониманию человека и  яснее  представить  ему  те
блага, какие  сообщаются  через  Крещение,  пастыри  Церкви,  как  приемники
апостольского  служения,  облекли  его   в   благолепную   одежду   обрядов,
знаменующих возрождение внутреннего человека» [1, с. 648].
   На наш взгляд, такое торжественное совершение Таинства Крещения в IV – V
века, когда вся община с радостью принимала  в  свои  ряды  нового  члена  в
Светлый день Пасхи Христовой, который в день  Крещения  получал  также  дары
Духа Святого в Таинстве Евхаристии –  является  для  нас,  грешных,  как  бы
огнем маяка, зажженным для нас  милостию  Господа  нашего  Иисуса  Христа  и
показывающим, к чему должна стремиться  христианская община при  принятии  в
свои ряды новообращенных.
   С падением язычества, в  V веке, устранилось одно из важных побуждений к
развитию великолепия обстановки в чинопоследовании Крещения.  Вместе  с  тем
остановилось и само развитие литургической стороны Крещения. Именно  в  этот
период, в IV – V века, главным образом  завершается  упорядочение  составных
элементов крещального чина.
   Начиная VI с века постепенно начинается суживание внешнего  объема  чина
Крещения (он  рассчитался  на  взрослого  человека).  Основанием  для  этого
послужило повсеместное вхождение в практику  крещения  младенцев  [1].  Так,
чин принятия в оглашенные нередко годами отделялся от самого  оглашения  как
обрядового  акта,  но  с  началом  массового  Крещения  младенцев  эти  акты
сплотились в один, почти неразрывный акт, практически совершавшийся  в  один
день.
   Несмотря на  постепенное  сужение  чина  Крещения,  он,  хотя  и  крайне
медленно, но продолжал пополняться новыми элементами. Так, примерно  в   XVI
веке в связи с тем, что Божественная Литургия стала совершаться от  Крещения
отдельно (без привязки ко  времени  совершения  Таинства  Крещения)  Церковь
нашлась вынужденной привнести в крещальный чин чтение апостола и Евангелия.
   И так, исходя из сказанного:
1. Полного развития своей внешней стороны чин Крещения достигает в  IV  –  V
   веках.
   Главными внешними факторами его развития явились:
    . противодействие в системе «христианство – язычество»;
    . результаты процесса развития теоретической христианской мысли.
2. С VI века чин Крещения сужается и делается проще.
   Главный  фактор  –  введение  во  всеобщую  церковную  практику  Крещения
   младенцев.
3.  Внутреннее  развитие  чина  Крещения  совершилось  позднее  внешнего   –
   окончательное внутреннее  развитие  в  VI  веке,  но  отсутствие  полного
   единообразия до XVII века (надо помнить, что до  XVI  века  Богослужебные
   книги были рукописными и в них, по различным причинам, писцами  вносились
   изменения).
4. Чин Крещения первых  веков  сходен  с  Крещением  настоящего  времени  не
   только  в  существенных,  главных  аспектах,  но   и   в   незначительных
   частностях.

3. ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТАИНСТВА МИРОПОМАЗАНИЯ.

   Митрополит  Макарий  отмечает:  «Главное  невидимое  действие   Таинства
Миропомазания состоит в том, что  оно  сообщает  верующим  Святого  Духа.  В
Крещении мы только очищаемся от грехов и возрождаемся  силою  Святого  Духа,
но не удостоиваемся еще принять Его в себя и соделаться его  храмами:  через
Миропомазание преподается нам Дух Святой со всеми его  благодатными  дарами,
необходимыми для жизни духовной» [7 ,с. 358].
   История  внешнего  развития  чина  Миропомазания  гораздо   проще,   чем
Крещения. Окончательное  развитие  чинопоследования  Таинство  Миропомазания
получило в  первые  III  века  благодаря  своему  незначительному  объему  и
занятию менее видного места, чем Таинство Крещения.
   Современное чинопоследование Таинства Миропомазания в целом имеет те  же
элементы, которые были и во времена первенствующей Церкви.
   Справедливости ради, надо указать,  что  некоторые  прибавления  все  же
имели место – это:
 . акт омовения частей тела, помазанных святым Миром;
 . чтение апостола и Евангелия.
   С   позиции   внутреннего   развития   –   все    аналогично    развитию
чинопоследования Таинства Крещения.

4. ВЫВОДЫ.

   Наиболее полные и подробные выводы о развитии чинопоследования  Таинства
Крещения в исторической перспективе можно найти у А. Алмазова [1, с. 683].
   Здесь мы  приведем  только  те,  которым  наиболее  полно  соответствует
содержание нашего описания (естественно, что наши  выводы  были  бы  гораздо
более скромными):
1. Вводя в чинопоследование новые  действия,  Церковь  руководствовалась  не
   подражанием  кому  –  либо,  а  исключительно  потребностью  верующих   и
   целесообразностью таких действий при чине Крещения, и потому в  последний
   были внесены только действия вполне уместные здесь по своему  внутреннему
   смыслу и значению.
   Внешними факторами в деле введения новых действий были, с одной стороны –
   противодействие язычеству, как угнетающей силе и как пышному культу, а  с
   другой  –   развитие   до   известной   степени   теоретической   стороны
   христианского учения.
2. Полное всестороннее обозрение исторической судьбы крещального  чина  дает
   право пометить в нем следующие периоды:
    . I – II века, период простоты и несложности крещального чина, полнейшей
      свободы в совершении его второстепенных актов;
    . III – V века, так называемый период торжественного  крещального  чина,
      во время которого развился и существовал институт оглашенных, Крещение
      совершалось  в  большинстве  случаев  в  присутствии  епископа   и   в
      торжественные дни, в этот чин быстро вводились один  за  другим  новые
      торжественные обряды;
    . VI – X века,  период  постепенного  упрощения  крещального  чина,  что
      случилось благодаря вошедшему во  всеобщую  практику  обычая  Крещения
      младенцев;
    . XI – XVI века, период постепенного развития все  большего  и  большего
      разнообразия списков крещального чина, в отношении к порядку  и  форме
      изложения его частностей;
    . XVII век – до настоящего времени, период господства однообразной (и  в
      Греческой и в Русской Церкви) редакции крещального чина.
3. Современный порядок и формы  совершения  составных  действий  крещального
   чина в общих чертах установились еще к VI веку.
   Внешними факторами в этом случае были, с одной стороны –  противодействие
   еретикам, а с другой – естественное стремление Церкви к  единству  как  в
   теоретическом учении, так и в богослужебной практике.
   Проведенное нами  описание  логики  развития  чинопоследования  Таинства
Крещения в исторической перспективе позволяет  также  сделать  два,  на  наш
взгляд,  важных  суждения  о  Промысле   Божием   в   деле   спасения   рода
человеческого:
1. Удлинение и усложнение чина  Крещения  во  времена  массовых  гонений  на
   христиан  было  заботой  Господа  нашего  Иисуса  Христа  о   духовно   –
   нравственном возрождении человека, Его любовью к человеку, ибо: «Сказываю
   же вам: всякого, кто исповедует Меня пред человеками, и Сын  Человеческий
   исповедует пред Ангелами  Божиими»  (Лук.  12,  8).  Сломавшийся  же  под
   пытками  язычников –  вероотступник, его ждал только один путь  –  в  Ад,
   ибо сказано Спасителем: «А кто отвергнется от Меня пред  человеками,  тот
   отвержен будет пред ангелами Божиими» (Лук. 12, 9).  По промыслу  Божьему
   удлинялась подготовительная часть крещального  чина  –  дабы  оглашенный,
   укрепляясь в вере, в полной  мере  смог  впитать  в  себя  всю  любовь  к
   Господу,  стал  истинным  христианином,  готовым  с  искренней   радостью
   исполнить последнюю заповедь блаженства, данную нам  Господом:  «Блаженны
   вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить  за
   Меня» (Мтф. 5, 11).
2. Торжественное совершение Таинства Крещения в  IV  –  V  века,  когда  вся
   община с радостью принимала в свои ряды нового члена в Светлый день Пасхи
   Христовой, который в день Крещения получал  также  дары  Духа  Святого  в
   Таинстве Евхаристии – является для нас,  грешных,  как  бы  огнем  маяка,
   зажженным для нас милостию Господа нашего Иисуса Христа и показывающим, к
   чему должна стремиться  христианская община  при  принятии  в  свои  ряды
   новообращенных.



Список литературы

1. Алмазов А. История чинопоследования  Крещения  и  Миропомазания.  Казань,
   1885.
2. Дорофей, архиепископ Пражский,  митрополит  Чешских  земель  и  Словакии.
   Путеводитель по Библии: руководство для священнослужителей.  Москва,  св.
   Кирилл и Мефодий, 2001.
3. Николай (Кавасила), архиепископ. Семь слов о жизни по Христе.
4. Кассиан (Безобразов), епископ. Водою и кровию и Духом. Париж, 2001.
5. Красносельцев. Очерки из истории христианского храма. Казань, 1881.
6. Левшенко Б., иерей. Догматическое Богословие. Курс лекций.  Москва,  Изд-
   во ПСТБИ, 1996.
7. Макарий, митрополит Московский и  Коломенский.  Православно-Догматическое
   Богословие. Том II. Репринт. Москва, Паломник, 1999.
8. Нефедов Г., протоирей. Таинства и  обряды  Православной  Церкви:  учебное
   пособие по Литургике. Москва, Паломник, 1995.
9. Полный  Православный  Богословский  Энциклопедический  Словарь.  Том  II.
   Репринт. Москва, 1992.
10. Смирнов Е. И.  История  Христианской  Церкви:  курс  III  и  IV  классов
   духовных семинарий. Репринт. СТСЛ, 1997.
11. Тертуллиан. О крещении. Сайт: Библиотека христианина, http://clib.ru
12.  Филарет  (Гумилевский),  архиепископ.  Историческое  учение  об   Отцах
   Церкви. Том I. Репринт. СТСЛ, 1996.
13.  Шмеман  А.,  протопресвитер.  Исторический  путь   православия.   Сайт:
   Библиотека христианской литературы, http://coramdeo.ru
14. Шмеман А., протоирей.  Водою  и  Духом,  о  таинстве  крещения.  Москва,
   Паломник, 2001.





смотреть на рефераты похожие на "Сравнение таинства крещения в исторической перспективе "