Социология

Николай Иванович Кареев




                           Николай Иванович Кареев

                                (1850 – 1931)


         Н.И. Кареев  - выдающийся русский ученый  –  историк  и  социолог,
    крупнейший представитель классического позитивизма в  социологии,  один
    из  основателей  отечественной  социологии,  настойчивый  и  убежденный
    последователь и популяризатор учения Конта и других западных  философов
    и социологов.
         Николай Иванович Кареев родился 24 ноября 1850 г. (6 декабря —  по
    новому стилю) в Москве. В 1873 окончил  Московский   университет   (где
    под  руководством  В.И.Герье  занимался  историей  Великой  французской
    революции).   В    юности    испытал    влияние    идей    Л.Фейербаха,
    Н.Г.Чернышевского,  Н.А.Добролюбова  и  особенно  Д.И.Писарева,   а   в
    дальнейшем — субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского.  Вместе  с
    тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный  фактор:
    он отождествлял его с личностью, рассматриваемой  в  качестве  элемента
    общества.
         В  1879—84  гг.  Кареев  был  профессором  Варшавского,  а   затем
    Петербургского университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской
    академии, с 1929 почётный член АН СССР. В  1870-х  гг.  Кареев  написал
    свой  лучший  труд  «Крестьяне  и  крестьянский  вопрос  во  Франции  в
    последней четверти XVIII века» (1879); в 1881  году  вышел  его  «Очерк
    истории французских крестьян  с  древнейшего  времени  до  1789  года».
    Кареев закрепил за  русской  наукой  приоритет  в  области  конкретного
    изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой  Французской
    революции.
         Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как  умеренный
    либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в
    1899  году  был  уволен  в  связи  со   студенческими   волнениями   из
    Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году.  Во  время
    Революции 1905—07 гг. вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом
    1-й Государственной Думы. В курсе Кареева «История  Западной  Европы  в
    новое  время»  (т.  1—7,  1892—1917)  отводилось   существенное   место
    социально-экономическим процессам. В 1911—15  гг.  Кареев  приступил  к
    разработке  истории  парижских  революционных  секций.  В  1924—25  гг.
    опубликовал 3-томную работу «Историки Французской революции»  —  первый
    сводный обзор историографии Великой  французской революции не только  в
    русской, но и в зарубежной литературе.
         Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное
    влияние  на  многих  отечественных  и  зарубежных   историков,   Кареев
    плодотворно  занимался  разнообразными   методологическими   проблемами
    социологии.  Так,  он  рано  и  независимо  от  немецких  неокантианцев
    поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных
    науках, о типологическом анализе и др. Внимательно  следя  за  историей
    становления мировой и  русской  социологии,  он  быстро  откликался  на
    очередные новинки в  этой  области  то  статьей,  то  рецензией.  Часто
    завязывалась полемика. Статьи объединялись  в  сборники  и  многократно
    переиздавались.
Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски аргументов в
пользу самостоятельности социологии. Он активно включился в эту работу и
наряду с разработкой конкретных тем в области социологии и истории создал
ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории и методологии
социологического знания.
Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь систематизировать многие
ее уроки, защитить от критики со стороны марксистов, неокантианцев,
религиозной социальной метафизики. Среди конкретных социологических проблем
особое внимание уделял междисциплинарным отношениям  социологии (особенно с
психологией), роли личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен
его вклад в разработку истории социологической науки, он является
основателем и зачинателем известной "русской традиции" историко-
критического обозрения социологических школ и направлений, в которую
входили влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин,
П.Тимашев и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и
составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное наследие Н.
Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и социологические
работы в нем занимают весомое место.
Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских установок при
изучении реальных факторов ("эмпирических событий"). Главную задачу для
себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных
методов исследования. Общество как организованное целое - социальный
прогресс, социальная организация, контроль и регуляция - все эти факторы,
тесно связанные между собой, утверждал Кареев, и образуют основу
закономерного, развития общества как сложной системы психических и
практических взаимодействий личности.

Кареев дал определение социологии как абстрактной науки, занимающейся
изучением природы и генезиса общества, его основных сил и их
взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от
времени и места их возникновения.
"Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе и
генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их
взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и
когда бы все это ни существовало и ни происходило".
В работе "Общие основы социологии" Кареев развивает свое представление о
социологии. Он пишет: "Социология берет общество интегрально, имея в виду,
что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для
изолированного изучения, существует только в абстракте, что реально нет
государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без
государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух".
Основной источник социологии Кареева – позитивизм, особенно – контизм.
Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял тезиса
Конта, согласно которому вся история может быть представлена трехфазной
схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с формами
миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом значения
политической экономии для построения социологии. классификации наук, считая
ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости
психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к
социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией мы ставим
психологию, но не индивидуальную, а коллективную», - писал Кареев.
Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой
социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете
духовное взаимодействие между отдельными людьми.
Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1) социология как
наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3) отношения социологии с
другими общественными науками, а также с биологией и психологией; 4)
экономический аспект общества; 5) социальная структура; 6) прогресс как
сущность исторического процесса и 7) роль личности в истории.

Кареев придавал большое значение развитию теоретической социологии. В
соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал социологию как
чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся исключительно к познанию
объективных тенденций общественного развития и не допускающую в своих
построениях каких-либо оценок, выходящих за пределы того, что доступно
проверке.
Кареев не был согласен с Контом относительно задач социологии, которые
основоположник социологии выразил следующим афоризмом: "Знать, чтобы
предвидеть, предвидеть, чтобы господствовать". Кареев писал: '"Социология
подобно всякой положительной науке о том, что есть, как оно есть, должна
быть беспартийной и надклассовой... Чтобы сохранить свой научный характер.
социология должна не только не решать вопрос о наилучшем устройстве
общества, но даже не брать на себя предсказаний о том, каково будет
дальнейшее развитие существующего общества, потому что и в этой области
гаданий многое подсказывается чаяниями сердца. Поскольку социология есть
наука о законах явлении, в ней нет места и для нравственной оценки, так как
посложней могут подлежать только отдельные явления и поступки людей, разные
между ними отношения и определенные социальные нормы".
Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме метода в
научном исследовании, Кареев занимался обоснованием выполняемых теорий
объяснительной (экспликативной) и предписывающей (нормативной) функций.

Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли о
необходимости разделения всех общественных наук по характеру изучаемого
объекта на науки о явлениях (феноменологические - история, философия
истории) и о законах (номологические), к которым отнес и социологию.
Становление социологии как самостоятельной науки об обществе ставило задачу
определения ее места в кругу других наук, как естественных, так и
гуманитарных, выработки своего особого метода, отличного от прочих, четкого
определения проблематики и исследовательской программы. Особого внимания в
этом отношении заслуживает вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно
разрабатывал в рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук.
В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень обобщения
ими социальных явлений или уровень абстракции. В соответствии с этим он
выделил три основные науки - историю и другие родственные ей науки:
социологию и философию истории, - каждая из которых имеет свой предмет,
метод и уровень обобщения информации.
Кареев сопоставляет две науки - историю и социологию, и приходит к выводу,
что они неразрывно связаны между собой. История доставляет социологу
необходимый фактический материал, помогая тем самым формировать полную
картину движения человеческого бытия; социология вырабатывает способы
понимания исторических событий и фактов.
Кареев считает, что в задачу истории входит выявление источников
информации, их критическая проверка, описание индивидуальных и неповторимых
явлений прошлого. История, следовательно, есть описательная наука,
представляющая предварительную стадию изучения общества. "Задача истории, -
пишет Кареев, - не в том, чтобы открывать какие-либо законы (на то есть
социология) или давать практические наставления (это - дело политики), а в
том, чтобы изучать конкретное прошлое без какого бы то ни было
поползновения предсказать будущее, как бы изучение прошлого и ни помогало в
иных случаях предвидению того, что может случиться и наступить". Отвергая
идею рассмотрения истории как номологической науки (т.е. изучающий закон
общества), Кареев видит ее цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых,
установлении реальных взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их
обобщениях.
         Становясь на  позиции  крайнего  субъективизма,  Кареев  объявлял,
    подобно Михайловскому, содержанием  философии  истории  «идеальный  мир
    норм, мир должного, мир истинного  и  справедливого,  с  которым  будет
    сравниваться   действительная   история».   С   тех   же   субъективно-
    идеалистических позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма,  называя
    его  «экономическим  материализмом».  Известен  ряд  критических  работ
    Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд на теорию марксизма  как
    научно-несостоятельное направление в социологии.

Кареев много сделал в области изучения проблемы личности,  глубокую
разработку которой считал главным призванием социологии. Личность
рассматривается им как субъект психических переживании, мыслен и чувств,
желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных процессов.
Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе
антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое
понимание личности составляет основу того субъективизма, на котором так
настаивал ученый как на методе познания социальных явлений. Он утверждает,
что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и отдельные
события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки зрения
определенного идеала.
Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне его
исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по Карееву,
есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей.
Оно делится на две части: на культурные группы и социальную организацию.
Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии. Отличительными
признаками культурных групп являются не природные свойства, а те привычки,
обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания. Вторая сторона
общества – социальная организация – результат коллективной психологии и
изучается социологией. Социальная организация – это совокупность
экономической, юридической и политической сред. Основанием для такой схемы
у Кареева выступает положение личности в обществе: ее место в самой
социальной организации (политический строй); защищаемые государственной
властью частные отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической
жизни (экономический строй). Для Кареева социальная организация –
показатель пределы личной свободы.

Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев, как и другие
ученые, считал открытие двух основных методов познания общества -
сравнительно исторического (позволяющего представить статистическую картину
общества, его горизонтальный срез) и эволюционного (позволяющего
представить общество в развитии, динамике, состоящей в смене ряда фаз или
культурных типов, т.е. осуществить вертикальный срез).
Если сравнительно исторический метод занимается сходными историческими
явлениями, выявлением реально существующих их типов, то задача
эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития, стадий или
фаз этого процесса, а также выяснением причин их возникновения, оформления
и смены.

Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории, первостепенную
роль отводил фактору психическому, что позволило учесть сложный характер
человеческих поступков, роль творческих и волевых импульсов. Человеческое
поведение он рассматривает как единство социального и индивидуального;
достижение общественного идеала реализуется исключительно через действия
отдельных индивидов. Такая трактовка личности лежит в основании концепции
индивидуализма субъективной школы. К позиции субъективной школы близки
взгляды Кареева и на отношение субъективного и объективного, суть которых
состоит в том, что безразличная к индивидуальному существованию среда
перерабатывается личностью в ходе его практических действий и в
соответствии с ее идеалом, в результате чего и создаются все человеческие
формы бытия.

Особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает анализ
процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и формирование
здесь на их основе наиболее значительных тенденций. В истории русской
социологии им были отмечены как наиболее влиятельные - субъективная школа и
марксистская социология; противостояние этих течений он использовал в
качестве определяющего признака при разработке периодизации истории
отечественной социологии. В истории социологии России Кареев выделяет три
крупных периода: конец 60-х - середина 90-х годов XIX в.; с середины 1890-х
до 1917 г.; после 1917 г. Первый этап соответствует периоду зарождения
субъективной школы. Второй характеризуется одновременным развитием
марксистской и немарксистской социологий, сопровождаемый борьбой между
ними. Третий отмечен установлением господства марксистской социологии и,
как это представлялось Карееву, намечавшейся возможностью сближения
"экономизма" и "психологизма". Кареев высказал оригинальный подход к
изучению культуры, в определение которой он включил всю совокупность
результатов психологического взаимодействия между людьми. Содержание
человеческой культуры в концепции Кареева представлено в виде двух крупных
пластов.
Один из них объединяет такие продукты духовной деятельности как язык,
религию, искусство, науку, философию; другой состоит из структур,
обеспечивающих функционирование общества: государство. народное хозяйство,
право.

В заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно знал историю
социологии. Его труды явились одной из первых в России попыток осмысления
общих закономерностей развития социологии, анализ ее успехов и неудач.
Кареев наряду с большой научно-исследовательской работой в течение всей
своей жизни - преподавал историю и социологию, создал много работ,
посвященных задачам преподавания истории и социологии, выступая в этой
области как теоретик и методист. Он заботился о совершенствовании системы
школьного и вузовского образования, ходатайствовал о создании кафедр
социологии в российских университетах, занимался научным поиском в области
методов обучения, изучал традиции. сложившиеся в российской системе
образования. Преодолевая характерную для русского обществоведения того
времени публичность, Кареев заботился об усилении профессионализма в
подготовке квалифицированных социологов.
Список литературы:
1. Гусейнова Ф.Д. «Социология. Учебное пособие.», ч. 2. М., 1997.
2. «Антология русской классической социологии» / под. ред. Клементьева и
Панковой. М., 1995.
3. Голосенко, Козловский «История русской социологии XIX – XX вв.» М.,
1995.
4. Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии» М., 1995.
5. Радугин А.А., Радугин А.К. «Социология: курс лекций» М., 1996.



смотреть на рефераты похожие на "Николай Иванович Кареев "