Банковское дело

Банковское право


                            ТАВРИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ



                                                       ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



                            КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N1
                            ПО БАНКОВСКОМУ ПРАВУ



                            Симферополь - 1997 г.


                       РЕЦЕНЗИЯ  НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________



                                    ПЛАН



                                 I. ВВЕДЕНИЕ


       II.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПРИ КРЕДИТОВАНИИ


  III.ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВ НА ПРАВО  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ОПЕРАЦИЙ
С МОНЕТАРНЫМИ МЕТАЛЛАМИ


                               IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


                        V.СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



                               1. В В Е Д Е Н И Е

             В отличие от других социальных идей и  политических  ориентаций
демократическое правовое государство при  верховенстве  правового  закона  и
приоритете прав человека и гражданина практически воспринято  обществом  как
будущее государственного строя Украины.  Решение  этой  задачи  связано   не
только с созданием современного законодательства,  обеспечением
законности деятельности государства и его органов,  муниципальной системы  и
общественных  формирований,  надежной,  быстрой  и   справедливой   юстиции,
независимого правосудия,  но  с  преодолением  достигшего  опасных  пределов
правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела  во  всех  сферах
государственной и общественной  жизни,  и,  главное,  формирование  высокого
уровня правовой культуры общества и каждого человека.
     Необходимым условием  развития  этих  процессов  является  их  правовое
сопровождение и   обеспечение  государством  -  единственной  на  территории
страны  политической  организации,   осуществляющей   суверенитет,  источник
которого  -  народ  Украины.   Но  государство  и  право  имеют  не   только
инструментальное значение и " самостоятельную ценность.  Одновременно это
право  жить   цивилизованной   жизнью   и   средство   обеспечить   человеку
соответствующие  свободы".  К  этой  цели  общество  придет   только   через
повышение  ответственности,   возложенной  "  на  институты  государственной
власти",  решительные   действия   по   экономическому,    политическому   и
социальному реформированию,  созданию   качественной  "  правовой  базы  для
таких
действий".
     Это потребует высокопрофессионального  состава  юристов  и  достаточной
правовой  грамотности  государственных  служащих  и  других  лиц,    занятых
юридической деятельностью.   Общественная  полезность  и  престижность  этой
деятельности значительно возрастает в период  революционных  преобразований,
социальной конструкции общества,  его новых экономических и
политических ориентаций.
      Профессионализм   юриста   заключается   в   его   знании   и   умении
ориентироваться в различных  отраслях  права.   Финансовое   право  занимает
ведущее место  среди остальных отраслей права,так как в  повседневной  жизни
между физическими и юридическими   лицами   возникают   постоянно   товарно-
денежные  отношения и любой юрист  обязан  знать  как  по  закону  разрешать
споры возникающие при этих отношениях.
     Предложенная ниже  тема - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗЛИЧНЫЕ  ВИДЫ  НАРУШЕНИЙ
ПРИ  КРЕДИТОВАНИИ.   ОСОБЫЕ   УСЛОВИЯ   ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ   БАНКОВ   НА   ПРАВО
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С МОНЕТАРНЫМИ МЕТАЛЛАМИ наиболее интересна в связи  с
переходам  нашего  общества  от   социалистических    к    капиталистическим
отношениям  и  как  следствие  этого  интересна  глубокая  правовая  реформа
вокруг финансово-правовых отношениях.



        II.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗНЫЕ  ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПРИ КРЕДИТОВАНИИ



    Кредит (credit)  -  предоставление  кредитором  ссуды  в  денежной  или
товарной форме при условии возврата в определенный срок и,  как  правило,  с
уплатой   процентов.  Существуют  три    формы   кредита   -   коммерческий,
банковский и государственный.  Коммерческий   кредит  предоставляется  одним
предприятием другому в виде продажи товаров  с  отсрочкой  платежа  и  имеет
товарную форму. Банковский кредит предоставляется банками в денежной  форме.
Государственный кредит предоставляется  юридическими  и  физическими  лицами
государству,  которое  является   заемщиком  для  мобилизации   государством
средств  для  финансирования  государственных  расходов,   особенно,   когда
государственный   бюджет   является   дефицитным.   Государственный   кредит
выступает  в  разных  формах:  натурального  займа;   выпуска   государством
облигаций,  казначейских  обязательств  и  иных  кредитных   документов,   в
частности сертификатов Государственного банка.
    Рассмотрим виды ответственности при нарушении кредитования первых  двух
форм кредита,  так  как  при  государственном  кредите  заемщиком  выступает
государство и нарушений в  данном случае, как правило, не встречается.
    Согласно ст.4ст.Законом Украины  “О банках и банковской  деятельности”1
Украина формирует  и   использует  собственные  кредитные  ресурсы,  которые
составляются  из  средств  банков,  излишки  средств  на  банковских  счетах
предприятий, учреждений и организаций республики, вкладов граждан,   средств
в межбанковских расчетах и других денежных ресурсов.
    Коммерческие  банки   осуществляют  кредитные   операции   в   пределах
кредитных ресурсов , которые они  создают  в  процессе  своей  деятельности.
Коммерческие банки  при необходимости могут на договорных  началах  занимать
ресурсы один у другого,  привлекать и размещать деньги  в  форме  депозитов,
вкладов  и  осуществлять  взаимные  операции,  предусмотренные  их  уставами
(ст.29 Закона Украины “О банках и банковской деятельности).
    В настоящее время одним из основных видов деятельности банков в Украине
является выдача кредитов физическим и юридическим лицам.  Как  правило,  эти
кредиты выдаются под залог в соответствии с Законом Украины  “О  залоге”2  .
При этом  стоимость залога должна  быть  не  ниже  самого  кредита  и  суммы
процентов,  оговоренных   в   договоре.    При   этом   в   договоре   также
предусматриваются  штрафные  санкции  в  случае  не  возвращение  кредита  и
процентов по нему в оговоренные сроки.
    Клиент, который не выполнил обязанностей по своевременному  возвращению
кредита, объявляется неплатежеспособным.
    При  объявлении  клиента  неплатежеспособным   банк  обязан  оповестить
клиента,   его   учредителей   и   основных   кредиторов,   орган,   который
зарегистрировал    устав    клиента    и    опубликовать    объявление     о
неплатежеспособности клиента в прессе.
    В отношении клиента, объявленного неплатежеспособным, банк имеет  право
использовать следующие меры:
    - досрочно взыскать выданные кредиты и приостановить выдачу новых ссуд;
    - изменить очередность платежей, направив непосредственно на  погашение
просроченной  задолженности   по  кредиту  выручку   клиента  от  реализации
продукции, работ и услуг согласно уставного права банка;
    -  передавать  оперативное  управление  администрации,  назначенной   с
участием банка;
    - реорганизовать должника;
    - ликвидировать должника с реализацией заложенного в банке имущества  в
соответствии  с  законодательством(ст.35  Закона   Украины   “О   банках   и
банковской деятельности”).
    Однако  существует  и  уголовное  ответственность   за   противоправные
действия в сфере кредитования. Так,  в ст. 148-5 УК Украины (  Мошенничество
с  финансовыми  ресурсами)  закреплено,  что  предоставление  гражданином  -
предпринимателем    или    учредителем    либо    собственником     субъекта
предпринимательской  деятельности,  а  также  должностным   лицом   субъекта
предпринимательской деятельности заведомо ложной информации  государственным
органам,  банкам  или  другим  кредиторам  с   целью   получения   субсидий,
субвенций, дотаций кредитов  либо льгот по налогам при отсутствии  признаков
хищения -  наказывается лишением свободы на срок  до  трех  лет  с  лишением
права  занимать   определенные   должности   или   заниматься   определенной
деятельностью на срок до трех лет.
    Те же действия, если они  совершенные повторно  или  причинили  крупный
материальный ущерб  государству  либо  кредитору,  -  наказываются  лишением
свободы  на  срок  от  трех  до  десяти  лет  с  лишением   права   занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок  до
пяти лет с конфискацией имущества.

 III.ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВ НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С
                            МОНЕТАРНЫМИ МЕТАЛЛАМИ



    Действующим валютным законодательством  Украины  предусмотрено,  что  к
валютным  ценностям  относятся  монетарные  металлы  -  золото   и   металлы
иридиево-платиновой группы в каком бы  то  ни  было  виде  и  состоянии,  за
исключением ювелирных, промышленных и бытовых изделий  из этих  металлов,  а
также лома этих металлов. Они накапливаются  в  банке  в   виде  афинованных
(доведенных до наивысших проб согласно стандарту) запасов1 .
    Операции  с  монетарными   металлами   на    внешнем   рынке   проводит
Национальный банк Украины либо через банки  уполномоченные   им  на  ведение
внешнеэкономических операций.
    Банк, который желает  осуществлять  операции  с  монетарными  металлами
должен  иметь в лицензии Национального банка Украины  либо  в  дополнении  к
ней соответствующее решение на право проведения этих операций.
    К заявлению на получение разрешения  на  право  проведения  операций  с
монетарными металлами прилагаются надлежащим образом утвержденные  следующие
документы:
    -  заверенный  руководителем  банка  заявителя   бизнес-план,   который
предусматривает работу с монетарными металлами;
    -  рекомендация регионального управления Национального банка Украины на
выдачу разрешения;
    -  рекомендация  Государственной  сокровищницы    Национального   банка
Украины;
    -  справка  о  соответствии  квалификационным  требованиям   экспертов,
которые непосредственно осуществляют операции с монетарными металлами;
    -  справка  о  наличии  технических  средств,  которые  необходимы  для
выполнения операций с монетарными металлами.
    Для получения разрешения на право  проведения  операций  с  монетарными
металлами коммерческий банк должен иметь необходимое помещение для приема  и
  хранения  монетарных   металлов,  а  также  соответствующее  оборудование.
Перечень этого оборудования приводится в приложении N1  к   Инструкции  N243
от 27 09 1995 г. “О порядке выдачи лицензии Национального банка  Украины  на
право осуществления коммерческими банками операций с валютными ценностями”.
    В  частности  в  этом  приложении   приведен   исчерпывающий   перечень
указанного оборудования для  проведения  операций  с  монетарными  металлами
необходимы:
    -  весы   для   взвешивания   монетарных   ,   которые   должны   иметь
соответствующие свидетельства об их  проверке, которая проводится   не  реже
одного раза в год;
    -  инструменты  (лупы,   шаберы,   скальпели,   плоскогубцы,   надфили,
напильники  и т.п.);
    -  химические реактивы для определения проб драгоценных металлов;
    - сейфы или металлические шкафы для хранения монетарных металлов;
    -  эксперта, уровень подготовки которого соответствует квалификационным
требованиям,  которые  необходимы   ему   для   осуществления   операций   с
монетарными  металлами.

    Квалификационные требования  к эксперту  коммерческого  банка,  который
осуществляет операции с монетарными   оговорены   в  Приложении  N2  той  же
инструкции. Так, в частности там  закрепляется, что для  экспертов,  которые
осуществляют операции с монетарными  металлами необходимы:
    - навыки работы с монетарными металлами;
    - знание действующих нормативно-технических  документов  на  монетарные
металлы, промышленные и  ювелирные изделия из драгоценных металлов;
    -  знания  физико-химических  особенностей   драгоценных   металлов   и
владение физико-химическими методами их исследования;
    - умение определять содержание недрагоценных металлов и других металлов
 в промышленных и ювелирных изделиях из драгоценных металлов;
    - знание устройства весов и умение  их  использовать  при   определении
веса драгоценных металлов.

    Решение о выдачи лицензии и  виды  операций  с  монетарными  металлами,
которые   может   осуществлять   коммерческий   банк,   принимает   комиссия
Национального банка Украины  по лицензированию коммерческих банков на  право
 проведения операций  с валютными  ценностями,  к  работе  в  которой  могут
привлекаться  специалисты  Государственного  хранилища  Национального  банка
Украины.
    Коммерческий банк, после получения лицензии, обязан  ежемесячно  давать
отчет про наличие и движение  монетарных  металлов  в  управление  валютного
контроля и лицензирования Национального банка Украины.
    После выдачи лицензии коммерческому банку на осуществление  операций  с
монетарными металлами с ним может быть заключен договор  на  их  поставку  в
Государственное хранилище.



                                IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ


     Конечно,в объеме  1-й  контрольной  работы  трудно  полностью  осветить
такую глубокую и  обширную  тему  как   ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА  РАЗЛИЧНЫЕ  ВИДЫ
НАРУШЕНИЙ ПРИ КРЕДИТОВАНИИ И ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВ  НА  ПРАВО
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ОПЕРАЦИЙ  С  МОНЕТАРНЫМИ  МЕТАЛЛАМИ,  однако  фундаментальные
понятия и базовые  положения  в  указанной  работе  приведены.  Несмотря  на
то,что правотворческий подход к финансовым отношениям  по-российскому  и по-
украинскому законодательству  несколько  отличаются  друг  от  друга,но  эти
отличия  не  столь  существенные  и  к  тому  же   по  ряду  объективных   и
субъективных  причин  российская  правотворческая  мысль  немного  опережает
украинскую,что  дает  нашим  законодателям использовать  положительный  опыт
накопленный российскими юристами после принятия  тех  или  иных  нормативных
актов, и избегать ошибок,обязательно встречающихся на таком  тернистом  пути
как правотворчество.
     Используя положительный опыт не только России  ,но  и  других  развитых
государств,учитывая национальные и исторические  особенности  нашего  народа
Украина станет демократическим и правовым государством.



                         V. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА



     1.Гражданское право.Часть  1.Учебник/  Под  ред.Ю.К.Толстого,А.П.
Сергеева.- М.:Издательство ТЕИС,1996. - 292-300с.
     2.Гражданский кодекс Украинской ССР:  Нучн.-практ.коммент. Пер. с
укр. /И.Г.Агапов,М.И.Бару,И.А.Беленчук и  др.  -К:  Политиздат  Украи-
ны,1981.- 639 с.
     3.Конституция (Основной Закон) Украины - Принятая Верховным Сове-
том Украины 28.06.1996г.
     4. О банках и банковской деятельности: Закон Украины от 20 марта 1991
г.
      5. О залоге: Закон Украины от 2 октября 1992 г.
     6. О порядке выдачи лицензий Национального банка Украины на право
осуществления коммерческими банками операций с валютными ценностями.//
Инструкция N243 Национального банка Украины от 27 09 95 г.
     7.Политологический словарь. - К.: ИнноЦентр. - 1991.
     8.Советское финансовое право: Учебник.-М.: Юрид.лит.,1987.-464 с.
     9.Юридический энциклопедический словарь. - М.: СЭ. - 1984.
1 О банках и банковской деятельности: Закон Украины от 20 марта 1991 г.//
Ведомости Верховного Совета Украины.- N28,- ст.234.
2 О залоге: Закон Украины от 2 октября 1992 г.//Правда Украины,1992,11
ноября.
1 О порядке выдачи лицензии Национального банка Украины на право
осуществления коммерческими банками операций с валютными
ценностями.//Инструкция N243 Национального Банка Украины от 27 09 1995 г.



смотреть на рефераты похожие на "Банковское право"