Теплотехника

Энергоэкономическая эффективность применения авиационных двигателей на ТЭС


                         ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


      Актуальность работы. В настоящее время Узбекистан  находится  на  пути
построения правового, демократического государства с рыночной экономикой.  В
период перехода к  рыночным  отношениям,  усугубившимся  разрывом  связей  с
другими республиками бывшего СССР, необходимостью выхода  из  экономического
кризиса, в котором оказался  Узбекистан  после  развала  СССР,  положение  в
теплоэнергетике   и   в   энергетической   отрасли   экономики   в    целом,
характеризуется  значительным  физическим  и  моральным  износом   основного
оборудования  крупных  тепловых  электростанций   (ТЭС)   Узбекистана.   Это
Ташкентская, Навоийская, Ново-Ангренская, Ангренская и другие ТЭС.  Все  они
были построены еще в советское время и уже отработали от 25 до 40 лет.
      В связи с указанными выше причинами качество энергоснабжения отдельных
групп  потребителей,   особенно   промышленных   с   непрерывным   процессом
производства, ухудшилось, т.к. участились случаи аварийных остановов  блоков
действующих ТЭС. Это  приводит  к  логичному  решению,  которое  сводится  к
децентрализации производства энергоресурсов (электроэнергии,  теплоты,  а  в
дальнейшем   и   холода),    т.е.    расположению    небольшого    источника
энергоснабжения в непосредственной близости от потребителя.
      Децентрализация энергоснабжения  оказывается  выгодной  для  конечного
потребителя,  который   может   быть   владельцем   независимого   источника
энергоснабжения.
      Одним  из  способов  создания  небольшого  источника   энергоснабжения
является конвертация авиационных двигателей и создание на  их  базе  блочных
станций  заводской  готовности.  Эффективным   оказывается   комбинированное
производство электроэнергии с выработкой на ее  базе  тепловой  энергии  для
нужд теплоснабжения.
      Тема  диссертации  является  актуальной  в  силу  того,  что   в   ней
рассматриваются  вопросы  создания   теплоэлектроцентрали   для   небольшого
населенного пункта на базе  турбовинтового  двигателя  АИ-20,  и  рассмотрен
вариант создания газотурбинной  теплоэлектрохладоцентрали  для  производства
всех видов энергии (тепло,  холод  и  электроэнергии)  на  базе  авиационных
двигателей. Создание таких установок не требует больших  капиталовложений  и
характеризуется небольшими сроками окупаемости.
      Цель работы. Целью работы является  обоснование  возможности  создания
теплоэлектроцентрали на базе авиационного газотурбинного  двигателя,  оценка
экономического эффекта от внедрения  авиационных  двигателей  в  энергетику,
анализ возможных путей дальнейшего развития  источников  энергоснабжения  на
базе  авиадвигателей  в   энергетике   Узбекистана   с   учетом   социально-
экономических факторов нашей республики.
      Новизна работы состоит в том, что  предлагается  новый  путь  развития
генерирующих мощностей  в  Узбекистане,  характеризующийся  децентрализацией
энергопроизводства   путем   внедрения   локальных   источников    снабжения
потребителй энергоресурсами на  базе  комбинированной  выработки  теплоты  и
электроэнергии   с   дальнейшим   развитием   их   в    источники    полного
энергоснабжения      (теплота,      электроэнергия      и      холод)      —
теплоэлектрохладоцентрали (ТЭХЦ).
      Одним из способов  создания  децентрализованных  источников  снабжения
энергоресурсами является внедрение в  энергетику  Узбекистана  газотурбинной
технологии  производства  энергии  на  базе   конвертированных   авиационных
газотурбинных двигателей  (АГТД).  В  работе  рассмотрены  вопросы  создания
источника  по  производству  теплоты  и  электроэнергии  на  базе   АГТД   —
теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), а также рассмотрен вариант по созданию  на  базе
АГТД газотурбинной ТЭХЦ. Проведены сравнительные экономические расчеты  двух
вариантов, выявившие преимущества создания  ТЭХЦ,  по  сравнению  с  другими
вариантами.
      Публикации.  По   теме   настоящей   магистерской   диссертации   было
опубликовано 2 статьи.


смотреть на рефераты похожие на "Энергоэкономическая эффективность применения авиационных двигателей на ТЭС"