Технология

Метрология и нормирование точности, шпиндельная головка + контрольная по нормирование точности


1. Взаимозаменяемость в машиностроении.
Взаимозаменяемость – возможность  сборки  из  деталей  и  узлов  механизмов,
агрегатов и машин, а так же замены при ремонте как  дет.  так  и  узлов  без
доп.  обработки  при  без  соблюдении  всех  техн.  требований  к   изделию.
Взаимозам-мыми изготавливают как отдельные детали,  как  и  отдельные  узлы.
Взаимоз-ость бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя – внутри узла.  Внешняя
– взаимоз-ость  узлов,  механизмов,  приводов.  Бывает  полная  и  неполная.
Полная –  из  любых  годных  деталей  собираются  годные  узлы.  Неполная  –
требуются доп. операции: * с применением  теоретико-вероятностных  расчетов;
*  выборочной  сборки;  *  применение  конструкторских   и   технологических
компенсаторов.  Взамоз-ость  обеспечивается  по  след.  параметрам:  1.   по
геометр. (точность  размеров,  геом.  форм  и  др.);  2.  по  кинематическим
параметрам (Соблюдение заданных законов движения). 3 по  физико-механическим
пар. (величина наклепа и остат-ых  напр.  в  пов-ом  слое).   Функциональная
взаим-ость – 3 выше указанные группы + взаим-ость по  эксплуатационным  пар-
ам, а так же по надежности и долговечности. Базой для  осуществления  взаом-
ости в соврем-ой промышленности является стандартизация.

2. Основные понятия о размерах.
Виды:   1)Расчетные,    2)Номинальные,    3)Предельные,    4)Действительные,
5)Истинные.  Расчетные  –  пол-ся  в  результате   расчета   на   прочность,
жесткость,  виброуст.  Номинальные  –  размеры  от   кот.   ведется   расчет
отклонений, должны выбираться из рядов предпочтительных чисел (от  0,001  до
20000), для сокращения номенклатуры мерных и  режущих  инстр:  R5  =  [pic]=
1,58; R10 = [pic]; R20 = [pic]; R40 = [pic]-  знаменатели  геом.  ряда.  5-й
ряд 10, 10*1,58,15,8*1,58…40-й ряд 10, 10*[pic], … Все числа 5-го ряда  есть
в 10-ом, все числа 10-го есть в 20-ом и тд. Пример: dрасч = 15,28 мм,  берем
dном = 15,8 мм. Предельные – устанавливаются на произ-ве max  и  min;  из-за
погрешности при произ-ве. Средний (max+min)/2. Действительные  –  полученные
в  рез-те  измерения  с  определенной  степенью  точности,  причем   размер,
полученный в рез-те измерения, как линейкой, так и микрометром будет действ-
ным. Истинные – полученные при измерении без  погрешности,  в  практике  это
среднеарифмет-ое значение ряда измерений, чем  >  число  измер.  тем  точнее
будет результат. Dmax = Dн + ES = 10, 009 мм. Dmin = Dн + EI =  10,  000  мм
TD = Dmax - Dmin = 0, 009 мм TD =  ES  –  EI  =  0,  009  мм  –  для  отвер.
Отклонения бывают +, -,  или  =  0.  Допуск  –  разность  между  предельными
значениями.
3. Основные понятия о сопряжениях.
Две или несколько дет-й наход-ся в соприкосновении между собой после  сборки
наз-ся  сопрягаемыми.  В  сопрег-мых  дет-лях   различают   охватываемые   и
охватывающие. Классифицируются:  1  –  по  виду  сопр-мых  пов-тей:  гладкие
цилинд.  и  конич.;  плоские;  резьбовые;  шпоночные;  шлицевые;   зубчатые;
сферические. 2 – по  хар-ру  контакта  сопрягаемых  пов-й:  с  поверхностным
контактом   (неподвижные   цилен-кие,   конич-кие,   резьбовые,   шпоночные,
шлицевые); с линейным контактом  (зубчат-е  передачи,  подвижные  цилен-кие,
конич-кие сопряжения в состоянии покоя); с точечным контактом  (шаровые).  3
–  по  хар-ру  относительного  перемещения  сопряг-ых  пов-тей:   подвижные;
неподвижные, кот-е могут быть разборными в процессе зксплуа-ции  и  ремонта,
и неподвижные.

4. Основные понятия о посадках, зазорах и натягах.
Посадка хар-ет подвижность соединяемых деталей. Разность раз-ров  отв-тия  и
вала до сборки опр-ет хар-ер соединения дет-ей или посадку. С  зазором  D>d;
S=D–d. С натягом d>D; N=d-D. Переходная D?d N=es-EI, S=ES-ei. Посадка в сис-
ме отр-тия обозн-ся буквой Н (нижнее отк-ние  EI=0),  а  в  сис-ме  вала  –h
(верхнее от-ние es=0). Под  системой  отв-тия  понимают  такую  совокупность
допусков и посадок, когда для одного  и того же ном-ного размера,  одной   и
той  же    степени   точности,   предельные   размеры   отверстий   остаются
постоянными,  хар-тер  посадки  достигается  за  счет  изменения  предельных
размеров вала. Для системы вала так же…

5. Системат-кие и случ-ные погрешности обработки.
Погрешность – это рзность действ-го и сред-него размеров, они не может  быть
> допуска. Системат-кими  наз-тся  погрешности,  постоянные  по  величине  и
знаку или изменяющиеся по  определенному  закону  в  зависимости  от  хар-ра
неслучайных факторов. Являются следствием ограниченного количества  факторов
(неточ-ть   настойки   оборудования,   отклон-я   раб-ей   темп-ры).   Такая
погрешность имеет одну и туже  величину  для  каждой  изготовленной  детали.
Например  возрастающая   погрешность   обработки   из-за   износа   режущего
инструмента. Во многих случаях эти пог-сти могут быть обнр-ны  и  устранены.
Случ-ные непостоянные по величине и знаку  погрешности,  кот-е  возникают  в
зависимости от случайного действующих причин (мех-ие св-ва  материала,  сила
резания,  точность  установки  деталей).   Полностью   устранить   случайные
погрешности невозможно, но их  можно  уменьшать.  Влияние  случ-ных  пог-тей
учитывается допуском на размер. Точность дет-ли должна  быть  обеспечена  по
след-им геом-им пар-ам:  1-точность  размера;  2-точ-ть  геом-ой  формы;  3-
точность  расположения  пов-ей;  4-волнистость;   5-шероховатость   пов-сти.
Погрешность геом-ких параметров дет-ли  возникают:  1-погрешность  получения
заготовки; 2-погр-ть при мех. обработке; 3-погр-сть измерений.
6. Нор-ние точности раз-ов и форм пов-ей.
Точность размера – степень приближения геом-их пар-ов к тем, кот-е хотел  бы
иметь  конструктор  (т.е.  среднегоем-ие  размеры).  Различают   номинальные
(идеальные), форма задана чертежом, и реальные (действительные) пов-сти.


смотреть на рефераты похожие на "Метрология и нормирование точности, шпиндельная головка + контрольная по нормирование точности "