Философия

Древнегреческий философ Эмпедокл


Министерство науки и образования Российской Федерации
            Ярославский Государственный Университет им. Демидова.



                                   Реферат
              по Концепции Современного Естествознания-биология
                               Тема: Эмпедокл.


            Выполнили студентки:
      Группа:
            Проверил:



                               Ярославль,2004
            Содержание.
           1. Введение…………………………………………………………...........3
           2. Эмпедокл из Акраганта………………………………………….…......4
           3. Философия Эмпедокла………………………………………………....9
           4. Заключение…………………………………………………………….14
           5. Список литературы……………………………………………………15
                                  Введение.

                                   “Любовь и вражда!
                                          Обе они бессмертны...”
                                                                    Эмпедокл

      Древнегреческий философ Эмпедокл не  имеет подобий среди своих
современников – настолько он своеобразен, личностно индивидуален. Он жил в
классические времена Греции, но его образ до такой степени неклассичен, что
ему можно отыскать аналогии лишь в поздней, умиравшей античности. Иногда в
нем видят черты, вообще не свойственные эллину.
      Для Эмпедокла,  как  и  для  первых  философов,  характерно  сочетание
глубины  умозрения,  широкой  и  точной  наблюдательности  с   практическими
тенденциями – со стремлением заставить знание служить жизни.  Философия  еще
не отделялась у Эмпедокла от науки, а в самой науке теоретическое  воззрение
не отделяется от постановки  различных  практических  задач.  Так,  Эмпедокл
изучал биологические и физиологические явления,  развил  ряд  относящихся  к
этим явлениям гипотез. Но  вместе  с  тем  он  прославился,  как  основатель
знаменитой в древности медицинской  школы.  Сохранился  ряд,  несомненно,  в
известной части фантастических сообщений замечательных подвигах Эмпедокла  в
деле  покорения  человеком  природы.  При  всех  очевидных   преувеличениях,
которые в них содержаться,  эти  сообщения  говорят,  что  Эмпедокл  поразил
современников   размахом   и   изобретательностью   при   решении    больших
практических задач.
                           Эмпедокл из Акраганта.
      Эмпедокл  из  Акраганта  –  сицилийский  философ  и  поэт,  политик  и
религиозный реформатор, врач и чудотворец, энциклопедист  и  ритор,  старший
современник Сократа – по существу мало кому известен.
       Точная дата  рождения  и  смерти  Эмпедокла  не  известна.  Некоторые
античные авторы сообщают, будто он прожил 60  лет,  другие  свыше  100  лет.
Примерная   дата  жизни  –  484-424  гг.  до  нашей   эры.   Условную   дату
«процветания» философа некоторые источники относят к 84-ой Олимпиаде  (около
444 г. до н. э.). Считается, что Эмпедокл был знатного рода; в  политической
войне, кипевшей в его время в Акраганте, он поддерживал сторону  демократии,
достиг высокого положения в ней и твердой рукой стремился  оградить  молодой
Акрагант от попыток реставрации  аристократической  власти.  В  преданиях  о
жизни и деятельности Эмпедокла много черт явно фантастических, вымышленных.
      Образ  акрагантского  философа  в  высшей   степени   негармоничен   и
двойственен. Эмпедокл поражает своей показной открытостью перед публикой,  и
в то же время он таинственная, наименее  разгаданная  личность  классической
Греции. В  представлении  современников  он  остался  необъяснимой  фигурой,
сочетавшей  в  себе  гениального  мыслителя  и  честолюбивого   софиста.   В
Акраганте ему, как и всем выдающимся мужам города, была  поставлена  статуя,
но  от  других  она  отличалась  одной  довольно  неожиданной  особенностью:
изваяние  представляло  зрителям  философа   с   закрытым   лицом   –   знак
беспросветной, неуязвимой для взора скрытности.
      Эмпедокла влечет публичная общегосударственная  политическая  трибуна;
замкнутое общество  философствующих  интеллектуалов  ему  не  подходит.  Ему
непременно хочется быть прижизненным общенародным идолом, кумиром  толпы,  и
в этом он преуспел.  Слава  Эмпедокла  превышала  всякое  правдоподобие.  Не
только его сограждане, но и жители  других  городов-государств  Эллады  были
наслышаны  о  его  чудесах;  его  оригинальная   внешность,   его   овеянная
фантастическими вымыслами личность всегда  вызывали  безмолвное  молитвенное
поклонение. В нем не хотели видеть смертного. Вся Эллада боготворила его.
      Но он мечется между публичностью и одиночеством  и  нигде  не  находит
успокоения. С  одной  стороны,  ему  невыносим  идеал  уединенного,  угрюмо-
нелюдимого  мудреца;  с  другой  он  холоден  к  толпе,  и  недоступен   ей,
остерегается подойти к ней на расстояние рукопожатия.
      Философия  Эмпедокла  под  стать  его  личности:  в   ней   тоже   все
противоречиво, замысловато-двойственно.
      Уже древние затруднялись ответить кто он: поэт, пророк философ, ученый
или врач? Круг умственных запросов Эмпедокла поистине  неограничен,  и  его,
пожалуй, можно назвать одним из первых древнегреческих  энциклопедистов.  Во
всяком случае по широте ума его сравнивают с  Демокритом.  Он  интересовался
всем тем, в чем  только  мог  проявить  себя  человеческий  гений,  и  везде
оставлял свой след, печать своей  неистощимой  индивидуальности.  И  тем  не
менее его многосторонность пошла ему не на пользу,  а  во  вред;  именно  ее
ставили  ему  в  укор.  Он  разменял  свой  природный  творческий   дар   на
всевозможные знания и, естественно, измельчал,  не  состоялся  как  философ,
выродился  в  поверхностную  универсальность  без   глубины   и   понимания.
Последующая философская критика  никогда  не  забывала  об  этом  и  издавна
закрепила за ним репутацию философской посредственности.
      По свидетельству древних. Эмпедокл был плодовитым  автором:  он  писал
трагедии, политические и медицинские трактаты, гимны богам;  но  от  них  не
сохранилось даже отрывков.  До  нас  дошли  фрагменты  двух  его  сочинений:
натурфилософской  поэмы  «О  природе»   и   религиозно-эсхатологической   (в
орфическом духе) поэмы «Очищения».
      Эмпедокл  принадлежал  к  богатому   и   политическому   авторитетному
аристократическому дому. Это видно из того,  что  его  дед  (по  имени  тоже
Эмпедокл) держал  беговых  лошадей  для  олимпийских  состязаний,  что  было
почетным, но чрезвычайно дорогим  удовольствием.  Влиял  Эмпедокл-дед  и  на
государственные  дела;  он  имел  полномочия  и  привилегии   послов,   т.е.
действовал как государственное  лицо.  Прославился  дед  и  как  олимпийский
чемпион - в 496 году до н.э. он победил в колесничем  беге.  Это  бесспорная
гарантия  родового  и  личного  авторитета.  Отец  философа,  Метон,   также
увлекался спортом и также был олимпийским победителем.
      Почти с достоверностью можно сказать, кто были его первые  наставники.
Пифагорейцы, по всей вероятности, и были  первыми  воспитателями  Эмпедокла.
Его  связь  не  полежит  сомнению  –  древние  авторы  прямо  называют   его
пифагорейцем.  Но  он  был   особенным   пифагорейцем.   Вероятная   позиция
Эмпедокла: внешняя отстраненность от союза при верности его учению.  Вопреки
пифагорейской  кружковой  этике   его   уста   не   сомкнуты,   а   глаголят
беспрестанно. Его изгнали после того,  как  он  нарушил  орденское  правило,
обязывающих посвященных не разглашать религиозно-научные знания.
      Политические  симпатии  Эмпедокла  невозможно  свести  к  какой-нибудь
типичной для античности доктрине. Создается впечатление, что его  вообще  не
волновал вопрос о форме государственного правления.  Единственный  режим,  с
которым он безоговорочно непримирим, - тирания. Семья  Эмпедокла,  наверное,
участвовала  в свержении акрагантской тирании и, возможно, даже  возглавляла
переворот. От Тимея  до  нас  дошла  история,  рисующая  политический  дебют
философа. Некий государственный военачальник пригласил  его  на  пир.  Гости
уже давно были  в  сборе,  но  с  вином  медлили  и  не  подавали.  Эмпедокл
возмутился и потребовал объяснений, и оказалось, что хозяин дома ждет какую-
то важную персону из городского совета.  Как  только  тот  появился,  хозяин
распорядился   подать   вино.   Философ   усмотрел   в   этой   бестактности
поползновение на единовластие; он призвал хозяина  и  его  гостя  к  суду  и
добился для них смертного приговора.
      С тех пор политическое  влияние  философа  возросло,  его  указания  и
решения  имели  силу  государственных  постановлений  и  декретов.   Но   он
обнаруживает равнодушие к  власти,  и  даже  тогда,  когда  граждане  города
предложили ему стать их царем. Он отказался, предпочитая оставаться  частным
лицом.
      Эмпедокл знаменит как чародей. Уже древние ставили его в  один  ряд  с
легендарными языческими волшебниками: Пифагором,  понимающим  язык  природы;
Эпименидом Критским, личным  собеседником  Зевса;  Абарисом  Гиперборейским,
умеющим делать  себя  невесомым.  Эмпедокл,  как  говорит  Гераклид,  оживил
покойницу, акрагантянку Панфею, которая целый месяц пролежала без дыхания  и
пульса.
      Иногда обыкновенная смекалка Эмпедокла раздувала его репутацию мага  и
кудесника. Например: когда  в  соседнем  городе  Селинунте  распространилась
моровая язва по причине нездоровых выделений  окрестных  болот,  люди  стали
вымирать. Тогда  Эмпедокл  соединил  болота  с  проточной  водой,  атмосфера
очистилась   и   жизнь   возродилась.   Люди   усмотрели   в   этом    нечто
сверхъестественное и  почтили  его  как  Бога.  В  другой  раз  на  Акрагант
обрушилась  буря,  которая  грозила  уничтожить  урожай.  Эмпедокл  приказал
развесить шкуры животных  между  загородными  холмами  и  горными  проемами.
Ветер  был  остановлен,  урожай  спасен,  а  философ  получил   прозвище   –
«Укротитель ветров».
      Но самое загадочное это его смерть. Существует  несколько  версий  его
смерти. Но их все затмевает одна – торжественное самосожжение в  раскаленной
Этне. О судьбе  философа  Гераклид  рассказывает  следующее.  Однажды  ночью
Эмпедокл пировал с  друзьями  по  поводу  воскрешения  женщины-акрагантянки.
После пира Эмпедокл пропал.  Вдруг  вспомнили,  что  в  полночь  он  услышал
громкий голос, зовущий Эмпедокла. Этому  не  поверили,  но  когда  прочесали
окрестности  и  не  нашли  философа,  то   поверили   в   сверхъестественное
исчезновение и объявили, что он стал богом.
      Гипобот дает  иную  редакцию  смерти  Эмпедокла.  После  того  как  на
пирующего философа  снизошел  сон,  он  отправился  на  Этну  и  бросился  в
огненное  жерло  вулкана.  И  вещественное  доказательство  этому  –  медный
башмак, выброшенный вулканической массой.
      Этой красивой смерти многие не верили и  приводили  аргументы  против.
Главный аргумент это то, что вулкан не доступен в силу нестерпимого жара.
      О смерти философа рассказывается и то, что  он  дожил  до  преклонного
возраста  и  по  старческой  слабости  упал  в  море  и  захлебнулся.  Также
говориться, что он повесился.
      Но легенда о самосожжении при всей ее фантастичности потомкам пришлась
больше по вкусу; в известном смысле она прославила Эмпедокла.
      Смерть Эмпедокла – не наказание за эгоизм гения, не  месть  Богов  или
людей, но и не слепое, неизбежное бедствие. В ней философ  находит  разгадку
своей собственной тайны и своего назначения в мире. Смерть  для  него  такое
же творение, как и любое из его  сочинений,  т.е.  естественное  продолжение
его поэзии. Убивая себя,  он  сочиняет  свою  судьбу,  совершает  ритуально-
поэтическое  жертвоприношение,  где  жрец  и  жертва,  поэт  и   поэтическое
произведение – он сам.
                            Философия Эмпедокла.
      Свое физическое учение о мире Эмпедокл изложил в поэме «О природе». То
же  обстоятельство,  что  его  натурфилософский   труд   выполнен   в   виде
художественного  произведения,  говорит   о   характере   и   границах   его
естествознания. Эмпедокл  –  не  естествоиспытатель,  не  ученый-аналитик  в
обычном понимании этого слова.
      Физика Эмпедокла, или учение о физических первоосновах мира, на первый
взгляд  очень  проста  и  неоригинальна.  Она  сильно  напоминает  ионийскую
натурфилософию. В основе мироздания,  по  Эмпедоклу,  лежат  четыре  стихии:
огонь, воздух, вода и земля. Все эти стихии были выдвинуты  до  него,  и  он
ничего к ним не прибавил. Он только скомбинировал их.
      Четыре принимаемых им элемента  не  суть  равноправные  рядоположенные
величины, из  комбинации  которых  формируется  мир.  Мироздание  напоминает
арену борьбы противоположных начал: «верхнего»  -  жизнетворного  и  благого
огня  и  «нижней»  -  косной  злотворной   земли   с   прилегающим   к   ней
пространством.   Жизнь   есть   состязание,    борьба    противоположностей,
стремящихся к взаимному  упразднению.  Поэтому  исходных,  космоопределяющих
начал  получается  не  четыре,  а  два.  По  словам   Аристотеля,   Эмпедокл
истолковывает свои стихии «не как четыре, а словно их только  две:  с  одной
стороны, отдельно огонь, а с другой – противоположные ему  земля,  воздух  и
вода…». Так что в основе мировой жизни лежат не  четыре  элемента,  а  всего
два; все остальные – лишь переходные ступени от одного полюса  к  другому  и
являются продуктами их взаимодействия.
      Но встает вопрос: если стихии не первоначал вещей, то что же тогда ими
являлось?   Прямых  высказываний  Эмпедокла  не  сохранилось.  Но  по  этому
вопросу находим важное сообщение у Аэция. Он утверждает,  будто,  по  учению
Эмпедокла,  еще  до  образования  четырех  элементов   существовали   весьма
маленькие частицы, разновеликие элементы, предшествующие  «четырем  корням».
Эти равновеликие частицы Аэций называет «элементами элементов».
      В фундаменте бытия, по Эмпедоклу, лежат субстанциально-бескачественная
природа  достихийных  элементов.  Она   образует   нейтральное   поле,   где
разыгрывается драма. Главными участниками  являются:  верх,  который  играет
жизненно положительную роль и его  физическим  эквивалентом  является  тепло
(огонь) и низ, который играет низменно-отрицательную роль, а его  эквивалент
–  холод  (земля  и  соседствующие  с  ней  стихии).  Мировой  процесс  есть
попеременная экспансия: то побеждает вверх с его знаком  жизни  и  добра,  и
тогда направление  космического  процесса  осуществляется  как  восхождение,
рост, или «путь вверх»; то одолевает низ, с  его  знаком  зла  и  смерти,  и
тогда направление как убывание,  или  «путь  вниз».  На  «пути  вверх»  есть
точка, в которой тревоги  и  страсти  затихают  и  «царит  покой».  Эмпедокл
называет  это  состояние  мира  «досточтимой  Гармонией»  или  даже   богом.
Эмпедокл назвал бога – Сфайросом – всеобъемлющей  сферой,  самотождественной
и равновеликой во всех точках.
      Эмпедокл называет элементы «долговечные многочтимые  боги».  Стихии  у
него не просто существуют, но «каждая из них выполняет  действия,  согласные
с ее природой». Эмпедокл персонифицирует  материальные  элементы  в  образах
традиционной мифологии: огонь у него – Зевс, воздух – Гера, вода  –  Нестис,
земля – Аид. Но они не мифологические герои,  а  они  просто  неопределенные
жизненные  силы,  боги-демоны,  духи  стихий,  обитающие  в  лоне   цельного
«органически-жизненного континуума».
      Вселенная  постепенно  дробится  и  измельчается.   Пределом   распада
Сфайроса являются чувственные стихии – огонь, воздух, земля,  но  уже  в  их
взаимной обособленности. Бытие дифференцируется  на  четыре  противостоящие,
враждебные стихии. Все элементы замкнуты в себе и заражены жаждой  взаимного
истребления. Но длится это одно мгновение и опять возвращается  к  исходному
первоединству Сфайроса. Начинается новый мировой цикл.
      По  Эмпедоклу,   вселенная   ограничена   двумя   пределами,   которые
попеременно сменяют друг друга: «верхний» -  гармония  Единого,  «нижний»  -
враждебность Множества.
      Должно быть две взаимно  исключающих  причины   внутри  космоса.  И  у
Эмпедокла есть такие силы.  Первая  из  них  преодолевает  вражду  и  разлад
гармонизирующим согласием и единством. Эту силу  персонифицирует  в  образах
Афродиты, Эроса, Дружбы. Другая, наоборот,  разобщает  вселенную,  повергает
гармонию в хаос. Эту силу Эмпедокл  называет  Аресом,  Враждой,  Ненавистью.
Афродита и Арес у Эмпедокла –  стихийные  духи  без  лица,  образа  и  пола,
символизирующие  противоположные   космические   тенденции   к   распаду   и
воссоединению бытия. Поэтому Любовь и Ненависть в  описании  Эмпедокла  либо
уподобляются  стихиями,  либо  сами  суть  стихии.  Они  выглядят  как   два
дополнительных  элемента,  выполняющих  роль  своеобразного  фермента,   или
«динамического флюида»: один ассоциирует вещество, другой диссоциирует.  Как
отмечает Аристотель, Любовь и Ненависть входят в состав  мирового  целого  и
потому наравне с другими  стихиями  «участвуют  в  общей  смеси  элементов».
Космическая жизнь, согласно картине космогенеза  у  Эмпедокла  на  стихийно-
элементарном  уровне,  есть  становление  вещества,  осуществляющееся  через
борьбу Афродиты и Ареса.
      Мир,  как  его  воспринимал  Эмпедокл,  в  сущности  своей   цикличен:
абсолютное единство и абсолютное множество периодически сменяют друг  друга.
Философ  выделяет  три  положительные  инстанции  в  становлении  мира:  бог
(Сфайрос),  природные  вещи  (космос)  и  человек.  Соответственно   мировое
развитие распадается  на  три  генетические  стадии:  теогенез,  космогенез,
антропогенез.
      Первобожество или божественный  Сфайрос  у  Эмпедокла  лишено  всякого
теистического  смысла.  Бог  Эмпедокла  –  это   развивающаяся   субстанция,
постепенно переходящая в мир. Математический  символ  Сфайроса  –  шар.  Шар
взят потому, что в нем максимально сглажены грани, различия и  диспропорции,
свойственные миру, вещественного становления. О том,  что  бог  у  Эмпедокла
нечто большее, чем огромный физический объект, говорит способность  Сфайроса
к переживаниям.
      В Эмпедокловой космологии выделяется четыре фазы  мирового  цикла.  Из
них две предельные,  т.е.  состояние  полного  господства  Любви  и  полного
господства Вражды, и две промежуточные,  т.е.  переход  от  Любви  к  Вражде
(нисхождение) и от Вражды к Любви (восхождение). Космос и человек  рождаются
в  переходных,  промежуточных  фазах   мирового   цикла.   Бытие   Эмпедокла
изначально  и  ценностно  раздвоено:  единство   и   множество,   образующие
противоположные полюса мирового цикла.
      Сфайрос –  исходная  ценностно-порождающая  точка  мирового  процесса.
Сфайрос  распадается,  дифференцируется  и  переходит  в  менее  совершенные
образования.   Космос   –   возрастающее   ущербление   мирового   божества,
постепенное падение его до Хаоса.
      Такая космогония имеет свои этапы. Первый шаг -  инволюция  космоса  –
из первоначального Сфайроса выделяются громадные космические  массы,  своего
рода материки космического шара, названные Эмпедоклом  «частями  мира».  Они
сразу  же  обретают  пространственные  различия:  легкая  и  светлая   ткань
Сфайроса устремилась вверх, более грубая и темная – вниз.  Так  образовались
Небо и Земля. Далее продолжается деление Сфайроса до тех  пор  пока  мир  не
принимает форму лежачего яйца. Яйцо – образ мировой целостности.  Верхний  с
вод образует  льдоподобная  сфера,  состоящая  из  затвердевшего  эфира,  на
котором  «приклепленны  неподвижные  звезды».  Далее   расположена   вторая,
световоздушная сфера, которая распалась  на  космические  существа:  Солнце,
Луну, планеты. И третья подлунная сфера,  есть  околоземное  пространство  и
сама Земля. Власть Любви над космосом ослабевает;  сепаратистские  тенденции
постепенно побеждают, и  Космос  окончательно  остается  без  Эроса.  Это  в
полном смысле Хаос – предел и конец инволюционного развития.
      Антропогенез,  по  Эмпедоклу,  имеет  также   двуединую   генетическую
структуру, т.е. в каждом мировом цикле человечество рождается  дважды:  один
раз – на пути от сферического божества к элементам, другой раз – на пути  от
элементов к божеству. В первом случае человек не рождается,  а  воплощается:
люди –  это  падшие  боги,  демоны,  духи.  Во  втором  случае  продолжается
развитие человека, люди – это недостроенные, становящиеся боги.
      Остается вопрос, в каком мире живет человек? Неизвестно, что думал  об
этом сам философ. Некоторые исследователи считают, что по  теории  Эмпедокла
мы принадлежим к эволюционирующей фазе. Однако, согласно Эмпедоклу мы  живем
в мире на убыль,  к  гибели  и  вырождению.  Эмпедокл  считает,  что  второе
возможно для смертных. Он пишет поэму-проповедь  «Очищение»  -  своеобразное
руководство к спасению заблудившего и погрязшего в пороках язычника.
      В этом мире, согласно Эмпедоклу, люди –  временные  жители,  наподобие
чужестранцев, гостей или изгнанников.  Утратив  изначальную  родину,  страну
Любви  и  Правды,  они  вынуждены  скитаться  по  дорогам   земного   бытия,
называемого Эмпедоклом «юдолью скорбей».
      Собственно, спастись по Эмпедоклу, значит не что иное, как  преодолеть
в себе необходимость выпасть  из  причинно-следственной  связи  событий,  из
становления и времени.  Человек  не  оценил  данной  ему  свободы.  Тело  не
виновато, что мы находимся в нем, а виновата душа, совершившая  грех.  Чтобы
освободится от тела, следует переместить внимание на  душу;  не  отбрасывать
плоть, а преодолевать ее в себе, т.е. следует душевно  очищаться  от  греха,
приведшего к злу.
      Таким и предстает перед нами Эмпедокл: запоздавший орфик,  религиозно-
философский романтик, нравственный идеалист и  художник,  растративший  свои
душеспасительные иллюзии на борьбу с  социальным  миром  Вражды  и  нашедший
успокоение,  как  утверждает  легенда,  в  торжественном   самоубийстве   на
сицилийской Этне.
                                 Заключение.
      Итак,  Эмпедокл  -  древнегреческий  философ.  Он  считал,   что   нет
возникновения и исчезновения в собственном смысле, а есть  лишь  смешение  и
разделение, соединение  и  разъединение  неизменных  элементов,  которые  не
возникают и  не  исчезают.  Этих  элементов  он  насчитывал  четыре:  огонь,
воздух, вода, земля. Из первоначального состояния  абсолютного  смешения,  в
котором не существует  отдельных  вещей,  постепенно  развивается  состояние
абсолютного разделения элементов, из последнего снова состояние смешения,  и
так до бесконечности.  Движущими силами этого развития, считал он,  являются
любовь и вражда.
      Эмпедокл принадлежит к тем колоритным личностям древности,  о  которых
невозможно умолчать, говоря об их идеях. Эмпедокл не  просто  мыслитель,  не
философ мысли,  а  философ  жизни,  религиозно-нравственный  жизнеучитель  и
проповедник. Главный объект его  философии  –  не  космос  сам  по  себе,  а
человеческая укорененность в нем, судьба души в мировом процессе.
                             Список литературы.
        1. Асмус В.Ф. “Античная философия”; М., 1998.
        2. История философии. Том I. - М., 1940.
        3. Семушкин А.В. Эмпедокл. М., «Мысль»,1985



смотреть на рефераты похожие на "Древнегреческий философ Эмпедокл "