Философия

Традиции и новаторство в культуре


К семинару по традициям и новаторству в культуре.
                                  Выполнил: студент гр. 11-13 Баранов Андрей

       У культуры, как  у  всякого  диалектически  развивающегося  процесса,
имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны.
       Устойчивая сторона  культуры –  это  культурная  традиция,  благодаря
которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории,  и
каждое новое поколение людей может актуализировать  этот  опыт,  опираясь  в
своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.
       В так называемых  традиционных  обществах,  люди,  усваивая  культуру
,воспроизводят ее образцы, а  если  и  вносят  какие-либо  изменения,  то  в
рамках  традиции.  На  ее  основе  происходит   функционирование   культуры.
Традиция превалирует над творчеством. Творчество в этом  случае  проявляется
в том, что человек формирует себя как субъекта культуры,  которая  выступает
как некий набор готовых, стереотипных программ (обычаев,  ритуалов  и  т.п.)
деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения  же  в  самих
программах  происходят  крайне  медленно.   Таковы   в   основном   культура
первобытного общества и более поздняя традиционная культура .
       Такая  устойчивая  культурная  традиция   в   определенных   условиях
необходима для выживания человеческих  коллективов.  Но  если  те  или  иные
общества отказываются  от  гипертрофированной   традиционности  и  развивают
более динамические типы культуры, это не значит, что они  могут   отказаться
от культурных традиций вообще. Не может культура существовать  без  традиций
.
       Культурные традиции как историческая память – непременное условие  не
только существование, но и развитие культуры  даже  в  случае  созидательных
качеств   новой   культуры,   диалектически   отрицая,   включает   в   себя
преемственность,   усвоение   положительных    результатов    предшествующей
деятельности – это общий закон развития, который действует и сфере  культуры
имея особо  важное  значение.  На  сколько  этот  вопрос  практически  важен
показывает  и  опыт  нашей  страны.  После   Октябрьской   революции   и   в
обстоятельствах всеобщей революционной обстановки в обществе  художественной
культуры  возникло  течение,  лидеры  которого   хотели   построить   новую,
прогрессивную  культуру   на   основе   полного   отрицания   и   разрушения
предшествующей культуры. И  это  привело  во  многих  случаях  к  потерям  в
культурной сфере и разрушение ее материальных памятников.
       Поскольку в культуре  отражаются  различия  мировоззрений  в  системе
ценностей в идейных установках, поэтому правомерно говорить о реакционных  и
прогрессивных тенденциях  в  культуре.  Но  отсюда  не  следует,  что  можно
отбрасывать предшествующую культуру – на пустом месте  создать  новую  более
высокую культуру невозможно.
       Вопрос о традициях в культуре и об отношении к  культурному  наследию
касается не только  сохранения,  но  и  развития  культуры,  т.е.  созидание
нового,  приращение  культурного  богатства  в  процессе  творчества.   Хотя
творческий процесс имеет объективные предпосылки и в самой  реальности  и  в
культурном наследии, непосредственно он осуществляется субъектом  творческой
деятельности. Сразу же следует оговориться,  что  не  всякое  новаторство  –
творчество культуры. Созидание нового становиться  одновременно  творчеством
культурных ценностей тогда, когда оно не несет в себе  всеобщее  содержание,
приобретая общую значимость, получает отзвук от других людей.
       В творчестве культуры всеобщее органическое  слито  с  уникальностью:
каждая культурная  ценность  неповторима,  идет  ли  речь  о  художественном
произведении, изобретении и т.п. Тиражирование в  той  или  иной  форме  уже
известного, уже сотворенного ранее – это  распространение,  а  не  созидание
культуры. Но и оно необходимо, поскольку  вовлекает  широкий  круг  людей  в
процесс  функционирования  культуры  в  обществе.  А   творчество   культуры
обязательно предполагает включение нового в процесс  исторического  развития
культуросозидающей   деятельности    человека,    следовательно,    является
источником инноваций. Но  также  как  не  всякое  новаторство  есть  явление
культуры,  не  все  новое,  включающееся  в  культурный  процесс,   является
передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям  культуры.  В
культуре существует  и  прогрессивное,  и  реакционные  тенденции.  Развитие
культуры - противоречивый  процесс,  в  котором  отражается  широкий  спектр
подчас   противоположных   и   противоборствующих    социально    классовых,
национальных интересов данной исторической эпохи. За утверждение  передового
и прогрессивного  в  культуре  надо  бороться.  Такова  концепция  культуры,
получившая разработку в советско-философской литературе.


смотреть на рефераты похожие на "Традиции и новаторство в культуре "