Финансы

Финансовые правоотношения в области государственного кредита


МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ



                             КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                ПО ДИСЦИПЛИНЕ

                              ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

                                   НА ТЕМУ

        ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА


Выполнил:     Жантован Николай Иванович
                        студент 3 курса
                        юридического факультета
                        заочного отделения
                        шифр зачетки 828-ЮЗ/02
                        группа 25-ЮЗ


Научный руководитель:____________________
                                         ____________________

                                                      Оценка:_______________
                                       Подпись преподавателя:_______________



                                   2005 г.



                                 Оглавление
             Контрольной работы по дисциплине «Финансовое право»
                                  на тему:
       «Финансовые правоотношения в области государственного кредита»


       Введение …………………………………………………………….. 3

1. Сущность и функции государственного кредита ……………………… 5

2. Правовые основы государственного кредита …………………………...9
3. Основы классификации государственных займов ………………………11
Заключение …………………………………………………………………...12

Список использованной литературы ………………………………………..13



      Введение


    Современная кредитная система - это  совокупность  различных  кредитно-
финансовых  институтов,  действующих   на   рынке   ссудных   капиталов   и
осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На  рынке,  на
ряду с такими формами кредита, как  коммерческий  и  банковский,  принимает
участие и государственный кредит.   Друг  от  друга  эти  формы  отличаются
составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и  сферой
функционирования.

   Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами)
инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и
расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка
заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-
правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность
вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным
финансово-правовым институтом.
    В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может
привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и
дополнительные, сформированные  на заемной основе, свободные финансовые
ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их
получения выступает  государственный кредит, выражающий отношения между
государственными  и многочисленными физическими и юридическими лицами по
поводу формирования дополнительного денежного фонда  (наряду с бюджетом)  в
руках государства.
    Принимая  во  внимание  сложившиеся  в  России  экономические  условия,
хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль
 в нашей  экономике.   От  состояния  в  этой  отрасли  кредитно-финансовой
системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы
роста экономической стабилизации, а  также  то,  каким  является  положение
страны на мировой экономике.

    Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы
правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг
- это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом
дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин
"государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед
иностранными и внутренними кредиторами.



                 Сущность и функции государственного кредита


    Государственный кредит  - одна из  форм  кредитных  отношений,  имеющая
следующие признаки кредита:
. наличие кредитора и  заемщика  как  юридически  самостоятельных  субъектов
 кредитной сделки;
.  аккумуляции  свободных  денежных   средств   населения,   предприятий   и
 организаций  на   принципах   возвратности   срочности   и   платности   (в
 исключительных случаях допускается беспроцентный  заем ресурсов);
.  возможность  использования  госкредитных  операций  внутри  страны  и   в
 международных отношениях[1].
      Государственный кредит является составной частью такого звена
финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть
составляет банковский кредит).
      Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе
отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных
отношений. Однако между государственным и банковским кредитом имеются
существенные различия.
      Основная, особенность государственного кредита заключается в
непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при
таком кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного
капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие
бюджетного дефицита. Средствами для погашения процентов за пользование
государственным и муниципальным кредитом служат либо налоги, либо новые
займы. К. Маркс называл государственный кредит антиципированными (взятыми
заранее) налогами[2].
      Характерной чертой банковского кредита является производительное
использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и
выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в
процессе производства прибавочной стоимости. В отношениях банковского
кредита участвуют две стороны: банк — в роли кредитора (заимодавца),
юридические и физические лица — в роли заемщиков. При государственном
кредите заемщиком, как правило, всегда является государство.
      Если отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение
между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту
гражданско-правовых отношений, то результатом госкредитных операций
выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых
правоотношений.
      Государственный    кредит     представляет    отношения     вторичного
распределения стоимости валового внутреннего продукта и части  национального
богатства.  В  сферу  его  применения  попадает  часть   доходов  и  фондов,
сформированных  на  стадии   первичного   распределения   стоимости.   Через
государственный кредит перераспределяются средства,  направляемые   в  фонды
потребления.  Обычно  ими  являются  временно  свободные  денежные  средства
населения  предприятий  и  организаций,  не  предназначенные  для   текущего
потребления.  Но при определенных  экономических  и  политических  ситуациях
население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение  потребления  и
в сферу государственного кредита втягиваются средства,  предназначенные  для
текущих производственных  или социальных  нужд   (в  истории  были  примеры,
когда  подобное  ограничение   потребностей   происходило   по   принуждению
государства – подписка на государственные займы).
      Формирование   посредством   госкредитных   отношений   дополнительных
финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного  кредита
как особой  формы  движения  стоимости  (ссудного  фонда).  Второй  стороной
выступают отношения,  обусловленные  возвратностью  и  платностью  ресурсов,
мобилизуемых с помощью государственного  кредита.   Государство  гарантирует
возврат  средств  с   уплатой  кредиторам  установленного  дохода   в   виде
процентов. Госкредитные отношения и налоговые  не  подменяют  друг  друга  и
являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения  по  возврату
средств  и  выплате   вознаграждения   также   имеют   перераспределительный
характер.
      Кредиторами выступают  физические  и  юридические  лица,  заемщиком  –
государство в лице  его  органов  (министерства  финансов,  местных  органов
власти).  Для  заемщика  ценная  форма  кредита   позволяет   мобилизировать
дополнительные  денежные  ресурсы  для  покрытия  бюджетного  дефицита   без
использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не  инфляционного
кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке,  формирование
финансового   рынка.   В   условиях    развития    инфляционного    процесса
государственные займы у населения временно  уменьшают  его  платежеспособный
спрос. Из обращения изымается избыточная  денежная  масса,  т.е.  происходит
отвлечение  средств  из  денежного  оборота  на  заранее  оговоренный  срок.
Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может  привести  к
платежам по обязательствам, сумма которых  составит  величину  большую,  чем
поступления от займов,  что  отрицательно  скажется  на  состоянии  финансов
государства[3].
      В последнее время государство в отношениях по госкредиту выступает в
роли не только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных
либо льготных условиях предоставляет казначейские ссуды предприятиям,
учреждениям, организациям, деятельность которых имеет важное значение для
всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны.
Примером может служить Указ Президента РФ «О порядке предоставления
финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета».
      Итак, государственный кредит — это совокупность экономических
отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной
стороны,  и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых
государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также
кредитора и гаранта[4].

                  Правовые основы государственного кредита

       В настоящее время государственный кредит регулируется
       Законом “О государственном внутреннем долге Российской федерации”. По
этому  закону  государственным  внутренним  долгом  РФ   являются   долговые
обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ,  перед  юридическими
и физическими лицами,  если  иное  не  установлено  законодательными  актами
Российской Федерации. Долговые  обязательства  бывшего  СССР   включаются  в
государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.
       Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых  лет
и  вновь  возникающей  задолженности.  Государственный  внутренний  долг  РФ
обеспечивается всеми активами,  находящимися  в  распоряжении  Правительства
РФ.
       Долговые обязательства РФ могут быть  в  форме  кредитов,  полученных
Правительством  РФ,  государственных  займов,   осуществляемых   посредством
выпуска  ценных  бумаг   от   имени   Правительств   РФ,   других   долговых
обязательств, гарантированных Правительством РФ.
       Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых  обязательств
РФ определяется Правительством РФ. Эта деятельность  называется  управлением
государственным долгом.
       Обслуживание государственного внутреннего долга Российской  Федерации
производится  Центральным  банком  РФ  и  его  учреждениями,  или  иное   не
установлено Правительством  РФ.  Обслуживание  государственного  внутреннего
долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых  обязательств
РФ, их погашению и выплате доходов в  виде  процентов  по  ним  или  в  иной
форме.
       Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента  “О
мерах по урегулированию  внутреннего  валютного  долга  бывшего  СССР”,  где
предусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физическим  лицам
осуществляется с 1  июля  1993  года  по  первому  требованию  клиентов  без
ограничения сумм выдачи в пределах средств, имеющихся на их счетах.
       Для обеспечения выплаты задолженности физическим лицам  -  резидентам
бывшего СССР использовать:  средства  бюджета  РФ;  100  процентов  валютной
выручки, направляемой в соответствии с  отдельными  решениями  Правительства
РФ  на  погашение  обязательств  перед  физическими  лицами;   средства   от
реализации активов бывшего СССР, как это предусмотрено  пунктом  10  решения
Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием внешнего  долга  и
использованием активов СССР от 28 мая 1992 года (протокол №11).
       Для  обеспечения  правопреемства  РФ  по  обязательствам  СССР  перед
российскими предприятиями, организациями, в том  числе  учреждениями  банка,
было  поручено  Минфину   РФ   совместно   с   Центральным   банком   РФ   и
Внешэкономбанком  переоформить   указанные   обязательства   путем   выпуска
государственных  облигаций  в  иностранной  валюте  на  следующих   основных
условиях: эмитент - Минфин РФ; валюта облигационного займа  -  доллары  США;
процентная ставка - 3 процента годовых; срок погашения облигаций - от  1  до
15 лет.
       Государство полностью берет  на  себя  ответственность  по  погашению
внутреннего  валютного  долга.  Нужно  иметь   в   виду,   что   государство
ответственно относится и ко всем другим своим долгам. Так,  уже  принимались
меры по восстановлению и защите вкладов населения  в  сберегательном  банке,
акций которого принадлежит государству.
                 Основы классификации государственных займов

       Основными видами ценных бумаг по  государственному  кредиту  являются
государственные займы, государственные  казначейские  обязательства  (КО)  и
государственные краткосрочные обязательства (ГКО).
       На  Министерство  финансов  РФ  возложена  обязанность  изготовления,
хранения и рассылки облигаций государственных займов.
       На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных  бумаг.
Причем Центральный банк РФ производит первичную  реализацию  государственных
ценных  бумаг,   играющего   большую   роль   в   аккумуляции   государством
безинфляционных  денежных  средств.  Этот  рынок  так  важен,   что   Указом
Президента РФ от 27.02.1995 года. Комиссия по  ценным  бумагам  и  фондовому
рынку  при  Правительстве  РФ  приравнивается   по   правовому   статусу   к
федеральному министерству.
       Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции  по
размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате  долгов  в  виде
процентов по ним или в иной  форме,  т.е.  Центральный  банк  РФ  занимается
обслуживанием государственного внутреннего долга России.
       Затраты  по  размещению,  выплате  доходов   и   погашению   долговых
обязательств РФ осуществляются за счет федерального бюджета РФ.
       Контроль  за   состоянием   государственного   долга   осуществляется
представительными и исполнительными органами государственной власти.
       В соответствии с Законом “О  государственном  внутреннем  долге  РФ”.
Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года,  сведенья
о состоянии государственного  внутреннего  долга  за  предыдущий  финансовый
год.



Заключение

      Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в
том, что он является средством мобилизации в руках государства
дополнительных финансовых ресурсов.
      В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно
мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между
бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо
мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются
для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что
государственный кредит, являясь средством  увеличения финансовых
возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения
социально-экономического развития страны.
      Необходимость погашения государственного долга требует изыскания
дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены
(если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же
погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть
бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности
наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.
      Главная задача системы управления внешним долгом, являются
обеспечение национальной экономики страны внешними источниками
финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление
контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их
объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать
свой внешний долг.



г. Тирасполь


«____»   _________________      ________________________    Жантован Н.И.



                      Список использованной литературы

             контрольной работы по дисциплине «Финансовое право»
                                   на тему
       «Финансовые правоотношения в области государственного кредита»



   1. Указ Президента РФ  «О  порядке  предоставления  финансовой  поддержки
      предприятиям за счет средств федерального бюджета»
        N 1484 от 8 июля 1994г.
   2. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее.
        М.: Финансы и статистика, 1992г.
   3. Химичева Н.И. Финансовое право — М.: Юристъ, 2000г.
   4. Фесенко М.К., Заяц Н.Е. Теория финансов “Высшая школа”, 1997г.

-----------------------
[1] Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы и
 статистика, 1992, с. 8
[2] Финансовое право /Отв. ред. Н.И. Химичева.— М.: Юристъ, 2000, с. 447
   [3] Фесенко М.К., Заяц Н.Е. Теория финансов “Высшая школа”, 1997г.

[4]Денежное обращение. Кредит / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.:
 1997г.