Экономика

Особенности бизнес-плана инновационного проекта


                     Московская Государственная Академия
                        Тонкой Химической Технологии
                            Им. М.В. Ломоносова.



                           Контрольная работа №2.

                                  По курсу

                        «Планирование на предприятии»
  Тема: «Учет научно-технической деятельности при составлении бизнес-плана
             (особенности бизнес-плана инновационного проекта)»



                                             Преподаватель: Березовский В.А.
                                                         Студент: Троян Н.С.
                                                                 Группа М-42



                                Москва.1999.

    Введение:  Коммерческая  и  предпринимательская  деятельность  в  среде
научно-технического  комплекса  стала  одним  из   ведущих   направлений   в
индустриально  развитых  и  постиндустриальных  системах.  В  связи  с  этим
разработка бизнес-планов для инновационных проектов (т.е.  развития  научно-
технических комплексов, внедрения конкретных инновационных решений  и  т.п.)
должна опираться на общие методические принципы.  При  этом  при  подготовке
бизнес-планов необходимо  учитывать  специфику  инновационных  проектов,  их
высокий экономический, интеллектуальный и социальный потенциалы.
    Теоретические основы: Основным критерием актуальности разработки бизнес-
плана является уровень проработки научной идеи и ее близость  к  возможности
коммерческой реализации. (см. табл.)
    Специфика  использования  бизнес-плана  в  сфере   науки   и   научного
обслуживания состоит в следующем:
    Если  обычно  объектом  разработки   бизнес-плана   служит   конкретный
инвестиционный проект или стратегия развития  фирмы,  то  в  рассматриваемой
задаче таким объектом является  один  из  процессов  –  научно-  технический
прогресс,  точнее,  одна  из  составляющих  этого  процесса   –   конкретная
инновация.  В  связи  с  этим  дополнительно  возникает  методологически   и
технически сложная проблема выделения из общего потока результатов и  затрат
тех из них, которые непосредственно связаны с данной инновацией;
    В научно-технических разработках, как  правило,  задействовано  большое
количество  субъектов   хозяйствования,   генерирующих   и   последовательно
реализующих   данную   инновацию;   классическая   их    последовательность:
фундаментальная наука – прикладная наука –  проектно-конструкторская  работа
– разработка и испытание опытного образца  –  серийное  производство.  Кроме
того,  начиная  с  определенной  стадии,  в   процессе   могут   участвовать
посреднические и внедренческие организации;
    Фундаментальная наука обычно развивается в значительной мере автономно,
ее достижения представляют  собой  не  связанное  с  конкретным,  предметным
приложением  знание,  и  потому  выделить  из  затрат  на  ее  развитие  или
результатов, влияющих на все  общество,  долю,  связанную  именно  с  данной
инновацией, как правило, не представляется возможным;
    Субъекты хозяйствования –  участники  процесса  создания  и  реализации
научно-технического  проекта  функционируют  в   различных   организационно-
структурных  формах;  это  могут  быть   как   юридически   и   хозяйственно
обособленные звенья (институты, конструкторские бюро, посреднические  фирмы,
предприятия), так и в той или иной мере интегрированные в  единую  структуры
(типа научно производственных центров или объединений);
    Разнообразны  и  источники  инвестиций  для  реализации  инновационного
проекта;  ими  могут  быть  государственные  вложения  (  за  счет   бюджета
Федерации,  субъекта  Федерации  или  местного   органа   власти),   кредиты
государства (т.н. «налоговый» кредит) или банков, заемные  целевые  средства
предприятий  или  внебюджетные   фонды   акционерных   обществ,   холдингов,
ассоциаций и т.д.;
    Научно-технические проекты при их реализации  выполняют  две  различные
функции:  либо   они   позволяют   заменить   или   вытеснить   существующие
технологические   процессы,   машины,   приборы,   транспортные    средства,
материалы,  препараты  и  т.п.;  в  этом  случае  следует  руководствоваться
приростными показателями критериев (например, прирост чистой прибыли и  всех
других критериев), либо они  порождают  и  удовлетворяют  новые  потребности
общества; в этом случае рассматриваются абсолютные значения критериев;
    Как правило, субъекты хозяйствования,  формирующие   научно-технический
комплекс (прикладная  наука,  проектно-конструкторские  разработки,  опытное
производство,  серийное  производство  и  использование,   т.е.   покупатели
инновации),размещены на территории различных регионов, субъектов  Федерации,
государственно-территориальных  образований  России  и  даже  государств;  в
связи   с   этим   перед   разработчиками   бизнес-плана   встает   проблема
распределения   и  учета  эффекта  от  инновации  для  различных  участников
проекта, а также государства, его субъектов,  государственно-территориальных
образований, местных  органов  власти  в  форме  налогов,  сборов  и  других
платежей.
    Спецификой многих инновационных проектов, разрабатываемых  в  настоящее
время,  является  отсутствие  заранее   определенных   потребителей.   Поиск
инвестора  для   венчурного   проекта   вынуждает   разработчиков   особенно
тщательно подходить к обоснованию проекта.
    Для инновационных разработок, как правило, характерна  высокая  степень
риска. Учет и тщательная оценка факторов, способных  помешать  осуществлению
проекта,  должны  быть   осуществлены   в   бизнес-плане,   при   подготовке
соответствующего раздела должны использоваться мнения независимых  экспертов
в данной области. Возможно использование  специализированного  компьютерного
программного модуля Projekt Risk
    При подготовке бизнес-плана  инновационного  проекта  следует  обратить
особое  внимание  на  патентную  «чистоту»  внедряемой  разработки  ,описать
перспективы  ее  развития,  в  том  числе   возможность   завоевания   рынка
родственной продукции или создания принципиально нового товара (услуги).
    Для  научно-технической   разработки   необходимо   указать   имеющиеся
публикации по тематике проекта. В разделе «Команда управления»  должны  быть
отмечены основные научные достижения  генераторов  внедряемой  инновации,  а
также предшествующий опыт фирмы по реализации инновационных разработок.
    В  бизнес-плане  должна  быть   рассмотрена   возможность   и   степень
подключения  (постоянная  работа  в  фирме,  совместительство,   контрактные
отношения, консультирование и т.д.) научных  работников  и  специалистов  на
различных стадиях реализации проекта.
    При   осуществлении    научно-технической    разработки    коммерческая
составляющая проекта должна быть выделена и на  нее  составлен  бизнес-план,
это  особенно   важно   в   условиях   крайне   скудного   централизованного
финансирования  научных  исследований  и  невостребованности   инновационных
разработок.
    Бизнес-план может послужить для  инновационной  организации   средством
для налаживания международного сотрудничества, возможностью для включения  в
интернациональные научно-технические программы и т.д.
    В настоящее время обострившиеся финансовые проблемы привели к  широкому
распространению таких явлений, как сдача в аренду и продажа площадей научно-
исследовательских  и  учебных  организаций  фирмам,  не   имеющим   никакого
отношения к их деятельности. Однако, давая краткосрочный эффект, эта мера  в
перспективе  приводит   к   подрыву   научного   потенциала   и   не   может
способствовать  выходу  научных  учреждений  из  кризиса,  в  то  время  как
развитие   собственной   инновационной   предпринимательской   деятельности,
развитие  ее  новых  форм  может  сохранить  научные  коллективы.  Возможным
вариантом  решения  подобных  проблем  является  создание  на  базе  научной
организации или  ВУЗа  инновационного  бизнес-инкубатора.  В  этих  условиях
бизнес-план приобретает особое стратегическое значение.
    Пример: К примеру, у нас есть  научная  организация  с  преимущественно
фундаментальными исследованиями в отрасли математики и  физики.  Мы  приняли
решение    о    разработке    какого-либо    нового    проекта:    например,
усовершенствованию ядерного  реактора.  Наш  проект  позволит  заменить  или
вытеснить существующие, так сказать «устаревшие» ядерные реакторы. Затем  мы
принимаем  решение  о  разработке   бизнес-плана,   а   основным   критерием
актуальности разработки бизнес-плана, как говорилось выше, является  уровень
проработки  научной  идеи  и  ее   близость   к   возможности   коммерческой
реализации. Финансироваться наш проект будет из  госбюджета,  так  как  пока
больше никто не финансирует исследования  в  области  физики  и  математики,
однако  возможный  интерес  для  коммерческих  организаций   внутри   страны
потенциально   имеется.   Дополнительные   источники   финансирования    для
организации будут ограничены. Дополнительные  источники  финансирования  для
сотрудников могут быть за  счет   сокращения  числа  специалистов,  за  счет
преподавательской деятельности, получения грантов от международных фондов  и
организаций.  Так  что  положение  для  коллективов  складывается   трудное.
Необходимо  сохранить  передовые  научные  школы.  Исследовав  состояние   и
перспективы международных связей, можно сказать, что имеется  большой  спрос
на наших специалистов  в мире. Поэтому  необходимо  расширить  международное
сотрудничество. И естественно бизнес план необходим  для  таких  разработок,
которые представляют потенциальный коммерческий интерес.
    Специфика  нашего  проекта  в  том  что  у  нас   отсутствуют   заранее
определенные  потребители.  И  чтобы  получить  финансирование  разработчику
необходимо особо тщательно подойти к  обоснованию  проекта:  чем  он  хорош,
почему  прибыльно  будет  его  производить,   и   почему   инвестор   должен
предпочесть именно наш проект каким-либо  другим.  Да,  у  нашей  разработки
будет высокая степень риска. И  в бизнес-плане мы должны учесть и  тщательно
оценить  факторы,  которые  способны  будут  помешать  осуществлению  нашего
проекта. При подготовке этих разделов в бизнес-плане  должны  использоваться
мнения независимых экспертов в области физики и математики. В нашем  бизнес-
плане рассмотрена возможность и степень  подключения  научных  работников  и
специалистов на различных стадиях реализации проекта.  Так  же  мы  нанимаем
изобретателя  этого  усовершенствования   ядерного   реактора   в   качестве
консультанта.  Изобретатель  станет  членом  исследовательского   коллектива
компании, занятого  доработкой  его  изобретения.  В  течение  определенного
срока изобретатель будет получать зарплату, а от выпуска продукции на  рынок
– 27% прибыли.
    Заключение: Я перечислила лишь дополнения к стандартному  бизнес-плану,
которые необходимы,  потому  что  объектом  разработки  нашего  бизнес-плана
является  не  инвестиционный  проект  или  стратегия   развития   фирмы,   а
конкретная  инновация.  Таким  образом,  разработав  бизнес-план  со   всеми
необходимыми дополнениями, можно приступать к осуществлению программы  работ
в рамках выполнения бизнес-плана.

  Коммерческие перспективы и необходимость разработки бизнес-плана в научных
                                                              организациях.(

|Типы научных|Основные    |Дополнительные источники  |Состояние   |Возможный   |Положение и |Необходимост|
|организаций |источники   |финансирования            |перспективы |интерес для |перспективы |ь и сфера   |
|            |финансирован|                          |международны|коммерческих|            |разработки  |
|            |ия          |                          |х связей    |организаций |            |бизнес-плано|
|            |            |                          |            |внутри      |            |в           |
|            |            |                          |            |страны      |            |            |
|            |            |Для         |Для         |            |            |            |            |
|            |            |организации |сотрудников |            |            |            |            |
|1           |2           |3           |4           |5           |6           |7           |8           |
|            |            |            |            |            |            |            |            |
|1. Научные  |            |            |            |            |            |            |            |
|организации |            |            |            |            |            |            |            |
|с           |            |            |            |            |            |            |            |
|преимущес-тв|            |            |            |            |            |            |            |
|енно        |            |            |            |            |            |            |            |
|фун-даментал|            |            |            |            |            |            |            |
|ьными       |            |            |            |            |            |            |            |
|исследо-вани|            |            |            |            |            |            |            |
|ями:        |            |            |            |            |            |            |            |
|            |            |            |            |            |            |            |            |
|            |            |            |            |            |            |            |            |
|1           |2           |3           |4           |5           |6           |7           |8           |
|            |            |            |            |            |            |            |            |
|1)технически|Госбюджет   |Достаточно  |Участие в   |Спрос на    |Потенциально|Тяжелое,    |Необходимы  |
|е науки     |            |широкие     |коммерче-ски|ведущих     |достато-чно |различное   |как         |
|(ин-форматик|            |перспективы |х проек-тах,|специалис-то|большой     |для каждой  |выявле-ние  |
|а и         |            |получения   |препо-давате|в           |,необходима |организации |источни-ков |
|вычислит.   |            |заказов на  |льс-кая     |            |хорошая     |            |финанси-рова|
|техника,    |            |прикладные  |деятель-ност|            |маркетинго-в|            |ния, для    |
|энергетика, |            |разработки  |ь           |            |ая          |            |привлечения |
|машиностроен|            |внутри      |            |            |деятель-ност|            |дополнительн|
|ие и т.п.   |            |страны      |            |            |ь           |            |ых          |
|            |            |            |            |            |            |            |инвести-ций |
|            |            |            |            |            |            |            |в           |
|            |            |            |            |            |            |            |раз-работки,|
|            |            |            |            |            |            |            |имеющие     |
|            |            |            |            |            |            |            |коммерчес-ки|
|            |            |            |            |            |            |            |е           |
|            |            |            |            |            |            |            |перспек-тивы|
|            |            |            |            |            |            |            |            |
|2)          |Госбюджет   |ограничены  |Сокращение  |Большой     |Потенциально|Трудное для |Необходим   |
|Матема-тика,|            |            |количества  |спрос на    |имеется     |коллективов,|для         |
|физика      |            |            |специалис-то|спе-циалисто|            |необходимо  |разрабо-ток,|
|            |            |            |в,          |в           |            |сохранение  |предс-тавляю|
|            |            |            |препо-давате|            |            |передовых   |щих         |
|            |            |            |льс-кая     |            |            |научных     |потенциальны|
|            |            |            |деятель-ност|            |            |школ,       |й           |
|            |            |            |ь,          |            |            |расши-рение |коммер-чески|
|            |            |            |полу-чение  |            |            |между-народн|й интерес   |
|            |            |            |гран-тов от |            |            |ого         |            |
|            |            |            |меж-дународн|            |            |сотрудни-чес|            |
|            |            |            |ых фондов и |            |            |тва         |            |
|            |            |            |организаций |            |            |            |            |
|            |            |            |            |            |            |            |            |
|            |            |            |            |            |            |            |            |
|1           |2           |3           |4           |5           |6           |7           |8           |
|            |            |            |            |            |            |            |            |
|3)естественн|Госбюджет   |Ограниченные|Сокращение  |Имеется     |Ограни-ченны|Тяжелое     |Бизнес-пла-н|
|ые науки    |            |заказы от   |количества  |спрос на    |й           |будущее во  |ирование    |
|(биология,  |            |регионов    |специалис-то|ведущих     |            |многих      |может в     |
|океанология |            |            |в           |специалистов|            |слу-чаях    |оп-ределенно|
|и география,|            |            |            |, участие в |            |неоп-ределен|й мере      |
|химия,      |            |            |            |отдельных   |            |ное, есть   |способ-ствов|
|геохи-мия и |            |            |            |международны|            |вероя-тность|ать         |
|горные      |            |            |            |х проектах  |            |рас-пада    |выявлению   |
|науки,      |            |            |            |            |            |научных     |коммерчес-ки|
|геоло-гия и |            |            |            |            |            |коллективов |х           |
|т.д.        |            |            |            |            |            |            |состав-ляющи|
|            |            |            |            |            |            |            |х           |
|            |            |            |            |            |            |            |            |
|4)сельско-хо|Госбюдже-тно|Региональ-ны|Ограничены, |В основном  |В           |Тяжелое в   |Необходим   |
|зяйственные |-региона-льн|е заказы,   |возможна    |на          |перспективе |связи с     |для         |
|науки       |ое          |продажа     |ве-теринарна|неком-мерчес|интерес со  |нап-ряженным|разрабо-ток,|
|            |финан-сирова|посадочных  |я работа и  |ком уровне  |стороны     |состоянием  |пред-ставляю|
|            |ние         |материалов, |консультиров|            |владельцев  |АПК         |щих         |
|            |            |селекцион-на|ание        |            |больших     |            |потенциаль-н|
|            |            |я работа    |садо-во-парк|            |земельных   |            |ый          |
|            |            |            |овых работ  |            |участков    |            |коммер-чески|
|            |            |            |            |            |            |            |й интерес   |
|            |            |            |            |            |            |            |            |
|5)медицин-ск|Госбюджет,  |Коммерчес-ка|Частная     |Достаточно  |Большой     |Достаточно  |Необходим   |
|ие науки    |региональ-ны|я медицина  |медицинская |широкое     |интерес к   |оптимистичны|для         |
|            |е источ-ники|            |практика,   |            |прикладным  |для         |коммер-чески|
|            |            |            |преподавател|            |разработкам |выхо-дящих  |х проектов  |
|            |            |            |ьская       |            |            |на          |            |
|            |            |            |дея-тельност|            |            |ко-ммерческу|            |
|            |            |            |ь           |            |            |ю медицину, |            |
|            |            |            |            |            |            |сложность   |            |
|            |            |            |            |            |            |осущ-я глоб.|            |
|            |            |            |            |            |            |программ    |            |
|1           |2           |3           |4           |5           |6           |7           |8           |
|            |            |            |            |            |            |            |            |
|6)экономика,|Государствен|Заказы      |Консультиров|ограничены  |Достаточно  |Различное   |Сфера       |
|социология  |ное,        |ре-гионов и |ание и      |            |большой     |для разных  |при-менения |
|            |регио-нально|от-раслей   |учас-тие в  |            |            |коллективов |дос-таточно |
|            |е и         |наро-дного  |рабо-те     |            |            |            |ши-рока в   |
|            |отраслевое  |хозяйс-тва, |коммер-чески|            |            |            |связи с     |
|            |финансирован|консуль-таци|х структур  |            |            |            |наличием    |
|            |ие          |и           |            |            |            |            |большого    |
|            |            |ком-мерчески|            |            |            |            |по-тенциальн|
|            |            |х структур  |            |            |            |            |о-го спроса |
|            |            |            |            |            |            |            |на          |
|            |            |            |            |            |            |            |разработки  |
|            |            |            |            |            |            |            |            |
|7)педагогиче|Отраслевое и|Разработки  |Преподавател|ограничены  |Интерес к   |Различны, в |Возможен при|
|ские науки  |региональ-но|для         |ьская работа|            |развитию    |целом       |создании и  |
|            |е           |негосу-дарст|            |            |системы     |тяжелое     |развитии    |
|            |финанси-рова|венных      |            |            |негосударств|положение   |негосударств|
|            |ние         |учебных     |            |            |енного      |            |енных       |
|            |            |заведений   |            |            |обучения,   |            |учебных     |
|            |            |            |            |            |издание     |            |заведений   |
|            |            |            |            |            |литературы  |            |            |
|            |            |            |            |            |            |            |            |
|8)общественн|Госбюджет-ны|Минимальны  |Минимальны  |Осуществляют|незначительн|Очень тяж., |            |
|ые науки    |е,          |(возможны   |по основному|ся в        |ый          |неизбежно   |            |
|            |партий-ные  |разработки  |профилю     |основном на |            |значит.     |            |
|            |фонды,      |для         |деятельности|некоммерческ|            |Сокращение  |            |
|            |коммерческое|общест-венны|            |ом уровне   |            |численности |            |
|            |            |х           |            |            |            |и           |            |
|            |            |орга-низаций|            |            |            |переориентац|            |
|            |            |и           |            |            |            |ия деят-ти, |            |
|            |            |по-литически|            |            |            |необходимо  |            |
|            |            |х партий)   |            |            |            |принятие    |            |
|            |            |            |            |            |            |гос. мер по |            |
|            |            |            |            |            |            |сохранению  |            |
|            |            |            |            |            |            |ведущих     |            |
|            |            |            |            |            |            |научных     |            |
|            |            |            |            |            |            |учреждений  |            |
|            |            |            |            |            |            |(язык и     |            |
|            |            |            |            |            |            |литература, |            |
|            |            |            |            |            |            |история,    |            |
|            |            |            |            |            |            |философия)  |            |
|            |            |            |            |            |            |            |            |
|2 Научные   |            |            |            |            |            |            |            |
|учреждения с|            |            |            |            |            |            |            |
|прикладными |            |            |            |            |            |            |            |
|исследования|            |            |            |            |            |            |            |
|ми          |            |            |            |            |            |            |            |
|            |            |            |            |            |            |            |            |
|1)давно     |Заказы      |Тиражирова-н|Выполнение  |В           |Различны в  |Зависят от  |Сфера       |
|сущ-ествующи|соответствую|ие          |хоздоговор-н|зависимос-ти|разных      |состояния   |ис-пользован|
|е отраслевые|щих отраслей|разрабо-ток |ых          |от          |отраслях    |отрасли.    |ия          |
|ведомственны|и ведомств  |и           |разрабо-ток |сос-тояния  |            |Наиболее    |бизнес-плано|
|е НИИ       |            |техно-логий |и           |от-расли и  |            |тяж.        |в достаточно|
|            |            |            |внед-ренческ|пот-ребности|            |положе-ние в|широка.     |
|            |            |            |их работ    |региона     |            |тех         |Кро-ме      |
|            |            |            |            |            |            |организациях|осущест-влен|
|            |            |            |            |            |            |, которые   |ия          |
|            |            |            |            |            |            |связаны с   |ком-мерчески|
|            |            |            |            |            |            |ВПК и не    |х           |
|            |            |            |            |            |            |могут       |разработок, |
|            |            |            |            |            |            |осу-ществлят|возможно    |
|            |            |            |            |            |            |ь           |создание на |
|            |            |            |            |            |            |конверсион-н|базе НИИ    |
|            |            |            |            |            |            |ые          |бизнес-инкуб|
|            |            |            |            |            |            |разра-ботки.|аторов      |
|            |            |            |            |            |            |Инно-вационн|            |
|            |            |            |            |            |            |ые          |            |
|            |            |            |            |            |            |разработки  |            |
|            |            |            |            |            |            |могут       |            |
|            |            |            |            |            |            |широ-ко     |            |
|            |            |            |            |            |            |осущест-влят|            |
|            |            |            |            |            |            |ься только в|            |
|            |            |            |            |            |            |рамках      |            |
|            |            |            |            |            |            |стабильной  |            |
|            |            |            |            |            |            |экономики,  |            |
|            |            |            |            |            |            |поэтому в   |            |
|            |            |            |            |            |            |ближайшей   |            |
|            |            |            |            |            |            |перспективе |            |
|            |            |            |            |            |            |важнейшей   |            |
|            |            |            |            |            |            |задачей     |            |
|            |            |            |            |            |            |является    |            |
|            |            |            |            |            |            |выживание и |            |
|            |            |            |            |            |            |сохранение  |            |
|            |            |            |            |            |            |научного    |            |
|            |            |            |            |            |            |потенциала. |            |
|1           |2           |3           |4           |5           |6           |7           |8           |
|            |            |            |            |            |            |            |            |
|2)вновь     |Бюджетные и |Заказы      |Консультиров|Достаточно  |Достаточно  |Явл-я более |Широкое     |
|создаваемые |внебюдже-тны|различных   |ание по     |перспектив-н|велик       |мобильными  |применение  |
|научные     |е фонды     |сторонних   |осн-овному  |ы, особенно |            |по          |бизнес-плано|
|организации |            |организаций |про-филю    |в рамках СНГ|            |сравне-нию с|в, особенно |
|            |            |            |рабо-ты,выпо|            |            |тради-ц-ми  |на стадии   |
|            |            |            |лнение      |            |            |орг-циями,  |организации |
|            |            |            |самосто-ятел|            |            |спосо-бны   |            |
|            |            |            |ьных        |            |            |лучше       |            |
|            |            |            |разработок и|            |            |приспособить|            |
|            |            |            |их          |            |            |ся к        |            |
|            |            |            |внедре-ния  |            |            |текущ-им    |            |
|            |            |            |            |            |            |условиям    |            |
|1           |2           |3           |4           |5           |6           |7           |8           |
|3 Научные   |            |            |            |            |            |            |            |
|подразделени|            |            |            |            |            |            |            |
|я в системе |            |            |            |            |            |            |            |
|вузовской   |            |            |            |            |            |            |            |
|науки       |            |            |            |            |            |            |            |
|            |            |            |            |            |            |            |            |
|1)традиционн|Государствен|Развитие    |Преподавател|Обучение    |Возможнос-ть|В           |Прикладные  |
|ые          |ный и       |коммерческог|ьская       |иностранных |целевой     |большин-стве|разработки, |
|государ-стве|мест-ный    |о обучения  |деятельность|студентов,  |подготовки  |случаев     |программы   |
|нные ВУЗы   |бюдже-ты,   |            |, в т.ч.    |осуществлени|кадров,     |тяжелое     |коммерческог|
|            |отрасл-евое |            |репетиторств|е           |кон-сультиро|из-за       |о обучения, |
|            |финанс-ирова|            |о и рабо-та |совмест-ных |вание,      |недоста-точн|возможность |
|            |ние         |            |в           |проек-тов   |выполне-ние |ого         |создания    |
|            |            |            |коммер-чески|            |специ-альных|финансирован|те-хнопарков|
|            |            |            |х учеб-ных  |            |разработок  |ия          |ых структур |
|            |            |            |заведе-ниях,|            |            |            |бизнес-инкуб|
|            |            |            |выпол-нение |            |            |            |аторов      |
|            |            |            |хоздо-говорн|            |            |            |            |
|            |            |            |ых работ    |            |            |            |            |
|            |            |            |            |            |            |            |            |
|2)негосударс|Зозрасчет-но|----------  |---------   |В ряде      |Возможнос-ть|Имеют       |Коммерчес-ки|
|твенные     |е           |            |            |случа-ев    |целевой     |слаб-ую     |е           |
|коммерчес-ки|            |            |            |создают-ся  |подготовки  |материа-льну|разрабо-тки,|
|е ВУЗы      |            |            |            |как         |кадров      |ю базу, во  |програ-ммы  |
|            |            |            |            |между-народн|            |многих      |коммер-ческо|
|            |            |            |            |ые          |            |сл-учаях    |го обучения |
|            |            |            |            |            |            |научно-препо|            |
|            |            |            |            |            |            |дав-е кадры |            |
|            |            |            |            |            |            |приг-лашаютя|            |
|            |            |            |            |            |            |с со        |            |
|            |            |            |            |            |            |стороны.    |            |
|            |            |            |            |            |            |Наиболее    |            |
|            |            |            |            |            |            |сильные     |            |
|            |            |            |            |            |            |мог-ут со   |            |
|            |            |            |            |            |            |време-нем   |            |
|            |            |            |            |            |            |аккуму-лиров|            |
|            |            |            |            |            |            |ать         |            |
|            |            |            |            |            |            |значитель-ны|            |
|            |            |            |            |            |            |й научный   |            |
|            |            |            |            |            |            |потенциал   |            |
|            |            |            |            |            |            |            |            |



( Бизнес-план. Методические материалы. – 2-е изд., доп./ Под ред. Р.Г.
Маниловского. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 160с. с.44



смотреть на рефераты похожие на "Особенности бизнес-плана инновационного проекта"