Налоговые льготы для малого и среднего бизнеса. Субъекты малого предпринимательства: условия получения статуса и перечень льгот. Предоставление льгот и вычетов

В России одной из основных проблем для многих собственников малого бизнеса является, недостаточность его финансирования (например, экономия на персонале и рекламе), что в свою очередь сказывается на его развитие. Многие даже не знают, что в РФ существует поддержка малого бизнеса, предназначенная уменьшить финансовую нагрузку при учете персонала, снизить налоговые платежи и т.д. О том на какие льготы могут рассчитывать малое предпринимательство вы узнаете из нашей статьи.

Но перед тем как узнать о мерах поддержки со стороны государства, нужно выяснить подходит ли ваш бизнес под определенные критерии, по которым его можно отнести к субъекту МСП.

Доходы субъектов МСП строго регламентированы и не должны превышать лимитов, указанных в Постановлении Правительства от 04.04.2016 №265. В 2017 году необходимо рассчитать не только прибыль от продаж, но и все доходы по налоговому учету, и только после этого вы сможете понять относиться ли ваша компания к категории малого бизнеса.

Во-первых, чтобы компания считалась малой необходимо:

  • иметь доходы менее 800 млн.руб. в год;
  • общая численность персонала не должна превышать 100 человек.

Во-вторых, общая доля вложений в уставной капитал вашей организации от других компаний не должна превышать следующих чисел:

Для юридических лиц, которые сами относятся к субъектам МСП, указанные ограничения снимаются.

В августе 2016 года был запущен , который использует статистические данные отчетности. Воспользоваться данным реестром можно, любому гражданину, для этого необходимо перейти на сайт Федеральной Налоговой Службы (ФНС). Посещают его обычно для проверки корректности указанных в нем сведений о конкретном бизнесе. Для просмотра данных вам нужно указать, ФИО индивидуального предпринимателя, либо название фирмы, ОГРН, ИНН или ОГРНИП.

Данный банк данных по субъектам МСП, очень важен, ведь при наличии в нем вашей компании или предприятия, дает шанс воспользоваться конкретными льготами, которые предназначены для малого бизнеса. И в случае проверки данных вы не нашли информацию о вашей организации или указанные сведения являются некорректными, то позаботьтесь чтобы их исправили. Для этого составьте и отправьте заявку, предоставив верные сведения.

Налоговые каникулы

Если ИП открывается впервые (закрытые и потом открытые ИП не участвуют), то у них есть возможность воспользоваться льготой, которая освободит их от уплаты налогов на определенный период (налоговые каникулы). Данная поддержка от государства, была разработана в очень нужное время, в период длившегося экономического кризиса – 1 января 2015 года. Налоговые каникулы, как говорят законодатели, должны обеспечить рост доли открытия нового бизнеса на фоне общего спада российской экономики.

Правительством РФ утвержден Федеральный закон №477 от 29.12.2014, в котором определены сроки, в период которых ИП зарегистрированные впервые, имеют право пользоваться нулевыми налоговыми ставками вплоть до конца 2020 года. Для попадания под нулевую ставку, предпринимателю необходимо соответствовать следующим критериям:

  • режим налогообложения ПСН или УСН;
  • сфера деятельности ИП относиться к производственной, научной или социальной категории;
  • нулевая процентная ставка, распространяемая на работы, товары или услуги, которые в совокупности должны быть не меньше 70% от общего дохода предприятия.

Важно! Действие налоговых каникул, не может быть больше двух налоговых периодов с даты регистрации ИП.

Региональное правительство субъектов РФ имеет право, вносить дополнительные категории видов деятельности, на которые будут распространяться налоговые льготы, также они могут продлевать или укорачивать сроки действия каникул. Поэтому предприниматель, в зависимости от региона может рассчитывать от одного до двух лет каникул. Также региональные законодатели могут лимитировать максимальное количество среднесписочного числа работников или максимального размера доходов.

Перед тем как заявлять свое право на льготы, нужно уточнить в соответствующих органах, под какие кретерии должно попадать ИП для участия в программе. Например, в Новгородской области с 1.08.2016 года каникулы стали распространяться на следующие сферы деятельности, которые раньше отсутствовали в списке:

  • осуществление ремонта предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения;
  • прачечные включая химчистки;
  • парикмахерские услуги (салоны красоты);
  • ритуальные услуги.

В Московской области (исключая Москву) сроки действия налоговых каникул были установлены до 2018 года. Но как заявил председатель регионального парламента Игорь Брынцалов на пресс-конференции в РИАМО, «Мособлдума планирует продлить налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей до 2021 года», сказал он. Поэтому следите за изменениями.

Статистика: Гарантийная поддержка малого и среднего предпринимательства

Законопроект о «надзорных каникулах»

«Надзорные каникулы» — это временное мероприятие, которое будет действовать только с 2015 по 2018 год. В этот временной отрезок, государственным (федеральным и региональным) и муниципальным контролирующим органам предписано ограничиваться в проведении плановых проверок в отношении микро и малых предприятий.

Важно! Данная поддержка от государства в виде «надзорных каникул» относиться к зарегистрированному или уже созданному бизнесу, у которого нет значительных нарушений закона. Также это послабление не относиться к компаниям, работающим в социальной, здравоохранительной и образовательной сферах.

Помимо вышесказанного, каникулы не предусмотрены на категории госконтроля указанные в ФЗ № 294 ч.6 ст. 26.1 от 26.12.2008.

В случае если собственник бизнеса обнаружил себя в реестре плановых проверок, он может направить соответствующее заявление в органы надзорного контроля об исключении себя из данного списка, только при условии, что проверка будет являться незаконной. Должностное лицо рассматривающее заявление, должен принять по нему решение в течении 10 дней со дня его принятия. В случае положительного решения, проверка будет отменена и удалена из реестра проверок. Чтобы для предпринимателя не было неожиданностью, внезапно нагрянувшие органы надзора, он должен «мониторить» сводный ежегодный план проверок, находящийся в открытом доступе на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Также законодатели существенно сократили сроки проверки деятельности малого бизнеса, в ст.13 ФЗ №294, указано:

  • проверка должна вестись не более 50 часов в год (это общий временной период, выделенный на каждое надзорное ведомство);
  • в случае если проверка является внеплановой, она не должна превышать 20 рабочих дней на каждое ведомство.

Какие налоговые льготы доступны на региональном уровне

Данная мера поддержки, вводиться местными органами самоуправления. И бизнесмену стоит самостоятельно, узнать актуальную информацию, посетив лично центр поддержки предпринимательства, либо в режиме онлайн зайдя на их сайт. Так, например, для московских бизнесменов, владеющих небольшой компанией, имеют право заявить о льготе, выраженной в налоговом вычете на имущество, равной 300 кв.м площади по кадастровой стоимости (данное положение содержится в законе №64 г.Москвы от 05.11.2003г.).

Краснодарским предприниматели, работающим на режиме налогообложения УСН, и деятельности которых относиться к социальной, производственной и научной сфере, помимо налоговых каникул, предоставляются льготные региональные ставки налогообложения. Для предприятий, у которых налоги рассчитываются по схеме «доходы минус расходы», с начала 2016 года действует 5% налоговая ставка, если схема «доходы», то 3% (Закон Краснодарского края от 30.11.2015 № 3279-КЗ).

Федеральные льготы для малого бизнеса

Помимо основных перечисленных выше льгот, предприниматели на федеральном уровне могут претендовать на дополнительную помощь от государства выраженную в субсидиях, льготной аренде и другой поддержке, о которой мы поговорим ниже.

На какие субсидии может рассчитывать субъект малого предпринимательства

С 15 апреля 2014 года малому бизнесу предоставляется получить субсидию от государства, предусмотренную Указом Правительства Российской Федерации №316. Предприниматели, планирующие подавать документы для предоставления им субсидии, могут ознакомиться со списком необходимых для этого бумаг там же. Следуя Распоряжению №129-р от 28 января 2017 года, государство за 7 месяцев текущего года выделило на субсидии в общей сложности около 7,5 млрд рублей.

Наиболее точная информация, связанная со всеми нюансами получения субсидии, предоставляется в полном объеме официальными интернет-ресурсами различных государственных структур, занимающихся вопросами предпринимательской деятельности. К ним относятся интернет-сайты региональных администраций, официальные сайты различных центров, которые оказывают помощь предпринимательской деятельности и др. К примеру, предприниматели, которые лишь начинают свою деятельность, а также предприниматели, срок с момента регистрации которых уже превысил 2 года, могут узнать о субсидиях на сайте ДНПП (Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы).

К примеру, субсидии предусматривают покрытие таких расходов начинающего ИП в Москве, как:

  • затраты, связанные с арендой офисного помещения;
  • закупку нужных материалов, а также производственного сырья;
  • формирование новых рабочих мест и их оборудование;
  • покупку программного обеспечения с лицензией;
  • а также других базовых потребностей (авто не учитывается).

Субсидия может достигать размера в полмиллиона рублей. Предприниматель, планирующий подавать апелляцию на субсидию, может найти на сайте ДНПП подробное описание условий субсидии, процесса ее получения, а также бланки документов, которые будут необходимы ему для прохождения процедуры апелляции.

Если срок с момента регистрации ИП превысил отметку в 2 года, то предприниматель имеет право на гораздо большие субсидии, среди которых, к примеру:

  • возврат государством доли расходов на формирование, оптимизацию и расширение производственного процесса, основанного на введении и индустриальном освоении достижений науки и техники;
  • возврат кредитных процентов и др.

Чтобы оценить размеры субсидии, можно привести здесь в качестве примера возврат части расходов на выплату процентов, кредит которых был получен с целью создания и увеличения технологических парков. Размер субсидии в этом случае может составлять аж до трети миллиона рублей.

Упрощенный кадровый учет

С 01.01.2017 малые предприятия получают некоторую разгрузку в виде освобождения от оформления свода правил распорядка трудовой деятельности предприятия, а также системы выдачи заработной платы, премиальных и др. Данное упрощение вступило в силу с 01.01.2017, опираясь на Федеральный закон № 348-Ф3 от 03.07.2016.

Договоры труда, заключенные на основе типа предприятия, должны включать в себя положения, основанные на трудовом законодательстве, это необходимо для регуляции трудового взаимодействия.

Каждое микропредприятие должно начинать производить учет кадров с того момента, как оно стало малым бизнесом. На утверждение всех документов по кадрам, необходимых для ведения учета, отведен срок в 4 месяца.

Учет и отчетность

Данное упрощение не распространяется на индивидуальных предпринимателей, бухгалтерский учет для которых и без этого не является обязательным, однако данная привилегия является достаточно весомой для малого бизнеса. Информация Минфина РФ N П3-3/2015 предоставляет развернутый список льгот, предоставляемых в рамках данного закона.

Сфера закупок

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ до 2030 года, утвержденная Распоряжением от 02.06.2016 №1083-р, предусматривает поэтапное увеличение объема осуществляемых госкомпаниями прямых закупок у субъектов МСП до целых 25% с начала следующего года. Однако в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2016 года №819 с 01.01.2018 объем закупок вырастет всего до 15%.

Малый и средний бизнес на сегодняшний день получает от госкомпаний 10% от всех заказов на спецторгах (объемом до 200 млн. руб.), процент от суммарного объема заказов должен составлять 18%.

Стоит отметить, что в соответствии с 44-Ф3 малый бизнес получает ряд преференций. При проведении электронных аукционов, различных конкурсов и при запрашивании предложений, где в закупках принимают участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, требование обеспечения контракта может быть не установлено заказчиком, что отмечено в Постановлении от 11 марта 2016 №182. Также ч.8 ст.30 Федерального закона от 5 апреля 2013 №44-Ф3 предусматривают оплату заказчиком товаров и работы в срок, не превышающий 30 дней с того дня, когда были подписаны документы о приеме.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11 декабря 2014 №1352, малый бизнес получает также другие льготы, предусмотренные в рамках 223-Ф3. К примеру, заказчик обязан принимать и размещать в Единой информационной системе список закупок, которые осуществляются исключительно у МСП. При этом годовой объем закупок не должен превышать норму в 10%. Поставщик же обязан предоставлять заказчику лишь удостоверяющую его статус декларацию.

Льготная аренда

Региональные органы управления могут подписывать с малым бизнесом договора аренды на срок до 5 лет на льготных условиях. Малый бизнес имеет право выкупить арендуемую недвижимость до 01.07.2018.

Несмотря на то, что арендная плата была повышена правительством до 4 500 руб./кв.м. в год, согласно Постановлению Правительства Москвы от 2 декабря 2016 года №812-ПП, «Опора России» все же добилась сохранения данной преференции, касающейся аренды имущества для предпринимателей из Москвы.

1499 0 09.07.2017

В соответствии с НК РФ малые предприятия могут применять следующие специальные налоговые режимы:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл.26.1 НК РФ);
  • упрощенная система налогообложения (гл.26.2 НК РФ);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл.26.3 НК РФ).

Кроме того, по относимым к региональным налогам налогу на имущество организаций и транспортному налогу законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования (ст.372, ст.356 НК РФ). А нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения по земельному налогу (ст.387 НК РФ, Письма ФНС РФ от 17.02.2017 г. №БС-4-21/2664@, Минфина РФ от 25.05.2016 г. №03-01-11/29777).

Льготы для плательщиков на УСН

Малые предприятия имеют право перейти на УСН с 1 января 2017 года, если по итогам девяти месяцев 2016 года доходы не превысили 59,8 млн рублей.

О переходе на УСН малые предприятия уведомляют налоговый орган не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на данный режим.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6 %.

При этом законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15 %. При этом законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В большинстве субъектов РФ действуют пониженные ставки «упрощенного» налога для объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Для того чтобы воспользоваться пониженной ставкой «упрощенного» налога, организации необходимо зарегистрироваться в данном льготном регионе и создать обособленное подразделение по месту осуществления фактической деятельности организации.

Распространенным условием применения льготной ставки «упрощенного» налога является ведение налогоплательщиком приоритетного для региона вида деятельности.

Например, Законом Челябинской области от 30.04.2009 г. №418-ЗО пониженная налоговая ставка в размере 10% устанавливается для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих следующие виды деятельности:

  • обрабатывающие производства (кроме производства подакцизных товаров);
  • производство изделий народных художественных промыслов и ремесленных изделий;
  • строительство зданий и сооружений;
  • инновационная деятельность (деятельность в области научных исследований и разработок);
  • сельское хозяйство, рыболовство, рыбоводство;
  • здравоохранение, образование и предоставление социальных услуг;
  • жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению;
  • услуги по организации внутреннего туризма, физической культуры и спорта.

При этом доля доходов от указанных видов деятельности в течение отчетного (налогового) периода должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов от реализации товаров, работ, услуг (ст.2 Закона Челябинской области от 30.04.2009 г. №418-ЗО).

На сегодняшний день в ряде регионах пониженная ставка может применяться всеми категориями «упрощенцев», независимо от вида осуществляемой ими деятельности, наличия недоимки по налогам и прочих условий (например, Закон Тюменской области от 21.11.2014 г. №92).

Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков. А в случаях, предусмотренных п.3 и 4 ст.346.20 НК РФ, законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% (ст.2 Закона № 232-ФЗ).

Так, Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов РФ для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в следующем порядке (п.3 ст.346.20 НК РФ):

  • на период 2015-2016 гг. налоговая ставка может быть уменьшена до 0;
  • на период 2017-2021 гг. налоговая ставка может быть уменьшена до 3 % в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности (п.1 ст.2 Закона №232-ФЗ).

ИП, применяющие УСН с объектом обложения «доходы» с 1 января 2015 г., вправе применять 0 ставку при условии принятия субъектами РФ соответствующего закона.

Для того чтобы воспользоваться льготой, ИП должен выполнить ряд условий:

  • предпринимательская деятельность должна осуществляться в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг;
  • ИП зарегистрирован впервые и поставлен на учет в ИФНС после вступления соответствующего закона субъекта РФ в силу.

НАПРИМЕР

ИП с объектом налогообложения «доходы» зарегистрирован в г. Пышма в декабре 2015 г. Законом Свердловской области от 20.03.2015 г. №21-ОЗ, вступившим в силу 23.03.2015 г., установлена налоговая ставка в размере 0% для впервые зарегистрированных налогоплательщиков - ИП, осуществляющих один или несколько из следующих видов предпринимательской деятельности, входящих в класс «Производство пищевых продуктов», «Производство текстильных изделий», «Производство одежды», в группу «Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках» в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности и др.

Таким образом, ИП имеет право на налоговые каникулы (то есть на применение ставки 0%) при осуществлении одного из 31 видов деятельности, перечисленных в Законе Свердловской области.

Льготы для плательщиков ЕНВД

Для плательщиков ЕНВД ставка единого налога установлена в размере 15% величины вмененного дохода (п. 1 ст. 246.31 НК РФ).

С 1 января 2016 г. регионам предоставлена возможность снижения ставки единого налога с 15 до 7,5% (п.2 ст. 346.31 НК РФ). Такие благоприятные изменения предусмотрены Законом №232-ФЗ. Благоприятные изменения с 1 января 2017 г. произошли и в самом расчете ЕНВД.


Так, сумма ЕНВД может быть уменьшена на сумму перечисленных страховых взносов, оплаты больничных пособий за первые 3 дня и платежей на основании договоров добровольного личного страхования в пользу работников.

Такая поправка внесена Федеральным законом от 02.06.2016 г. №178-ФЗ в пп.1 п.2 ст. 346.32 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 20.02.2017 г. №03-11-06/3/9409). До 1 января 2017 г. сумму ЕНВД можно было уменьшить в пределах 50% только на страховые взносы, уплаченные за работников.

Льготы для плательщиков, применяющих патент

Оплата стоимости патента производится в следующем порядке (п. 2 ст. 346.51 НК РФ):

  • если срок действия патента меньше шести месяцев - в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;
  • если срок действия патента от 6 до 12 месяцев;
  • в размере 1/3 суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента;
  • в размере 2/3 суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.

ПСН применяется ИП наряду с иными режимами налогообложения в отношении видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Например, в отношении:

  • услуг общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;
  • производства кожи и изделий из кожи;
  • производства молочной продукции;
  • производства хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
  • услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
  • ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.

Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков - ИП, впервые зарегистрированных после вступления в силу льготных законов субъектов РФ (п.3 ст.346.50 НК РФ). При этом деятельность ИП должна осуществляться в определенной сфере: производственной, научной, социальной, а доля прибыли, полученной от осуществления данной деятельности должна составлять не менее 70% в общей величине совокупного дохода.

Например, Законом республики Башкортостан от 28.04.2015 г. №221-з для ИП на патенте предусмотрены налоговые каникулы на период с 11.05.2015 г. по 31.12.2020 г. Налоговые каникулы предусмотрены и для ИП, зарегистрированных в г. Москве и осуществляющих определенные виды деятельности в период с 25.03.2015 г. по 31.12.2020 г. (Закон г. Москвы от 18.03.2015 г. №10)

Льготы по налогу на имущество

Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН и ЕНВД, признаются плательщиками налога на имущество, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.

В отношении же имущества, налоговая база по которому определяется в соответствии со ст.375 НК РФ как среднегодовая стоимость (ст.375 НК РФ), данные налогоплательщики по-прежнему освобождены от уплаты налога на имущество.

Полностью освобождены от уплаты налога на имущество организации - плательщики ЕСХН (п.3 ст.346.1 НК РФ).

Субъекты малого предпринимательства, применяющие ЕНВД и УСН, освобождены от обязанности уплаты налога на имущество организаций в случаях:

  • если субъектом РФ не принят региональный закон в рамках ст.378.2 НК РФ;
  • объекты недвижимого имущества, указанные в пп.1 и пп.2 ст.378.2 НК РФ, не включены в Перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости в соответствии с законом соответствующего субъекта РФ о налоге (Письмо Минфина РФ от 19.03.2015 г. №03-11-03/3/14786).

НАПРИМЕР

Ст.4.1 Закона г.Москвы от 05.11.2003 г. №64 «О налоге на имущество организаций» предусмотрено, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. м площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:

  • налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;
  • налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;
  • за предшествующий налоговый период средняя численность работников налогоплательщика составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника составила не менее 2 млн рублей.

Кроме того, по закону некоторых субъектов РФ, налогом по кадастровой стоимости могут облагаться принадлежащие компании жилые дома и помещения, которые не учтены на балансе в составе основных средств (Письма Минфина РФ от 06.02.2017 г. №03-05-05-01/6118, от 26.01.2016 г. №03-05-05-01/2969).

На основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон № 209-ФЗ) субъектами малого предпринимательства до 31.12.2015 являлись:

С 01.01.2016 (на основании Федерального закона от 29.12.2015 № 408-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

Указанные субъекты должны соответствовать всем критериям, указанным в п. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ. Речь идет о трех критериях, касающихся:

    состава учредителей (собственников, участников) и доли их участия в уставном капитале (пп. 1 п. 1.1 ст. 4);

    средней численности работников (пп. 2 п. 1.1 ст. 4);

    дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (пп. 3 п. 1.1 ст. 4).

Таким образом, с 01.01.2016 под малым предприятием в соответствии с пунтом 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 408-ФЗ) считаются организации и ИП, одновременно отвчающие следующим условиям:

    Хозяйственное общество или хозяйственное партнерство (производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства теперь освобождены от соблюдения данного критерия), доля государства, фонда (за исключением акционерных или закрытых паевых инвестиционных) в уставном капитале которого, иностранца, иностранной фирмы, либо юридического лица, не являющегося субьектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% от общей суммы уставного капитала . Ограничение не касается предприятий, внедряющих инновации, исключительные права на которые принадлежат хозяевам таких предприятий - бюджетным научным институтам, центрам, бюро и пр., бюджетным ВУЗам, учреждениям Академии наук РФ.

    Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" скорректированы отдельные законодательные акты, касающиеся развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Согласно внесенным изменениям:

    порог участия иностранных юрлиц в уставном (складочном) капитале субъектов МСП увеличен с 25% до 49%. То же касается участия российских юрлиц, не являющихся субъектами МСП;

    организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом о Сколково, наделены статусом субъекта МСП вне зависимости от доли участия в их уставном (складочном) капитале иных юрлиц (как иностранных, так и российских);

    решено создать Корпорацию развития МСП. Ее задачи - поддержка субъектов МСП и компаний, образующих инфраструктуру поддержки таких субъектов, организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестпроектов, реализуемых субъектами МСП, организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельными заказчиками, определяемыми Правительством РФ, у субъектов МСП и др.

Среднесписочная численность работников предприятия за предшествующий календарный год не превышает 100 человек.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год (без НДС) или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость движимого и недвижимого имущества, имевшего первоначальную стоимость свыше 10 тыс. рублей и нематериальных активов) не превышает 400 млн рублей.

Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 года № 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" увеличены в два раза предельные значения выручки для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса.

С 01.08.2016 соответствие предельным значениям дохода для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства будет определяться не по величине выручки, а на основе дохода от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (пункт 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ"в ред. Федерального закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).

С 25.07.2015 (с 01.08.2016 их размер не изменился) эти показтели составляют:

    для микропредприятий - 120 млн рублей;

    для малых предприятий - 800 млн рублей;

    для средних - 2 млрд рублей.

Первый критерий применяется только в отношении организаций. В их уставном (складочном) капитале (паевом фонде) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан , общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

Если в составе участников общества есть одно или несколько юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, то доля их участия не должна превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)). Эта норма применяется при условии, что исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности принадлежат следующим учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ:

Важно : в отношении участников общества - физических лиц или юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, ограничений по доле их участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) организации Законом № 209-ФЗ не установлено.

Второй критерий . Средняя численность работников организации определяется за предшествующий календарный год . В организации малого бизнеса эта величина не должна превышать 100 человек включительно. Данный показатель определяется с учетом всех работников малого предприятия, в том числе тех, кто работает по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений (п. 6 ст. 4). Порядок расчета средней численности работников малого предприятия изложен в Приказе Росстата от 31.12.2009 № 335.

Третий критерий . Согласно пп. 3 п. 1 и п. 7 ст. 4 Закона N 209-ФЗ показатель выручки от реализации товаров (работ, услуг) формируется без учета НДС. Выручка определяется за предшествующий календарный год по данным налогового учета. Для малых предприятий предельное значение этого показателя составляет 400 млн руб. Данное ограничение установлено Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556.

В показатель балансовой стоимости активов включается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов. Указанные сведения определяются по данным бухучета за предшествующий календарный год (пп. 3 п. 1 и п. 8 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Предельные значения этого показателя Правительством РФ не установлены. Поэтому данный критерий при определении статуса малого предприятия не применяется.

Субъект малого бизнеса утрачивает свой статус, только если у него превышены предельные значения по второму и (или) третьему критериям в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Основанием является п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

Важно :

Статус субъекта малого предпринимательства:

    можно приобрести, если эти условия у вас соблюдаются в течение 2 календарных лет, следующих один за другим;

  • Льготы для малого бизенса

    Приказом Минфина России от 08.11.2010 № 144н вносены поправки в законодательство по бухгалтерскому учету. Все новшества касаются малых предприятий и значительно упрощают ведение бухгалтерского учета , а именно:

      Упрощено ведение бухгалтерского учета. Не применяются некоторые Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), такие, как ПБУ 8/01, 18/02 и другие (см. ниже).

      Уменьшено количество сдаваемых бухгалтерских отчетов в налоговые органы. У них остаются только:

      • Баланс - Форма № 1 (ежеквартально);

        Отчет о прибылях и убытках - Форма № 2 (ежеквартально);

        Среднесписочная численность (ежегодно).

      При этом вся налоговая отчетность остается в полном объеме.

    Приказом Минфина России от 17.08.2012 № 113н введены в действие упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства.

    Предприятиям с небольшим доходом предоставляются дополнительно можно воспользоваться льготой по по статье 145 Налогового кодекса РФ , если выручка без учета НДС за 3 предшествующих календарных месяца не превышает 2 млн рублей, и не быть плательщиком НДС, но одновременно предприятие лишается права выставлять счета-фактуры с НДС. Это делается по заявлению о предоставлении льготы по ст.145 НК РФ.

    Доходы и расходы по кассовому методу

    Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н внес изменения в п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации". Субъекты малого предпринимательства вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей.

    Организации могут использовать кассовый метод при соблюдении нескольких условий:

      организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

      сумма выручки может быть определена;

      расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

    Эти нововведения дают право, но не обязывают компании определять выручку по мере поступления денежных средств и списывать расходы по их оплате. Начать применять новшество можно со следующего года, прописав в учетной политике выбранный метод признания выручки и расходов. Но следует помнить: если в налоговом учете компания использует метод начисления, в бухгалтерском неизбежно возникнут разницы по ПБУ 18/02.

    Неприменение ПБУ 16/02 и 2/2008

    По общему правилу все коммерческие организации (кроме кредитных) должны применять ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности".

    Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н разрешает организациям малого бизнеса не применять ПБУ 16/02 и 2/2008, что значительно упрощает работу бухгалтеров организаций малого бизнеса.

    Упрощен порядок оценки финансовых вложений

    По общему правилу первоначальная стоимость финансовых вложений, по которым они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться в случаях, установленных законодательством или ПБУ 19/02 (п. 18). При этом для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы. Первая - финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную цену. Вторая - финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.

    Новшества позволяют субъектам малого бизнеса осуществлять последующую оценку финансовых вложений в порядке, предусмотренном для второй группы. Тогда финансовые вложения отражаются в бухгалтерском учете и отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02).

    Учетная политика

    Пункт 15.1. ПБУ 1/2008, позволят малым предприятиям отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики перспективно, то есть с начала внесения корректировок.

    Такой порядок предусмотрен для изменений, которые оказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положение компании, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств. Это правило не распространяется на случаи, когда законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухучету установлен иной порядок.

    Исправление ошибок

    ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете" позволяет малым предприятиям исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года без ретроспективного пересчета. Это новшество существенно упростит составление отчетности.

    Для субъектов малого бизнеса в п. 9 ПБУ 22/2010 есть норма, которая регламентирует порядок исправления существенных ошибок прошедшего года, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год. Малое предприятие имеет право исправлять такие ошибки в том же порядке, который прописан в п. 14 ПБУ 22/2010 для несущественных ошибок.

    Это означает, что субъект малого бизнеса, обнаружив существенную ошибку за истекший год, после утверждения соответствующей годовой бухгалтерской отчетности может отразить сумму корректировки не на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", как остальные организации, а на счете 91 "Прочие доходы и расходы". В результате таких бухгалтерских записей у малых предприятий суммы корректировки при исправлении ошибок прошлых лет будут влиять на финансовый результат текущего отчетного периода.

    Штрафы для малого и среднего бизнеса заменены на предупреждения

    Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ в КоАП внесли изменения (дополнена статья 4.1 и введена статья 4.1.1), согласно которым с 03.07.2016 штраф заменят на предупреждение, при одновременном выполнении следующих условий:

      ИП или организация совершили нарушение впервые;

      не причинен имущественный ущерб, вред жизни и здоровью людей, вред окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;

      не было угрозы чрезвычайной ситуации.

    Для некоторых нарушений заменить штраф на предупреждение не получится. Штрафовать будут за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, попытки ограничить конкуренцию, неповиновение законному распоряжению сотрудников контролирующих органов, невыполнение предписания об устранении нарушений, подделку документов, штампов или печатей.

    Это стало возможным благодаря тому, что:

    Особенности регулирования труда в микропредприях

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 348-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" с 01.01.2017 в Трудовой кодекс РФ введена глава 48 1:

    Глава 48 1 . Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям

    Статья 309 1 . Общие положения

    У работодателей - (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к (далее - работодатели - субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

    В случае, если работодатель перестал быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и в сведения о нем в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства внесены соответствующие изменения, не позднее четырех месяцев с даты внесения соответствующих изменений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у данного работодателя должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, без учета особенностей, установленных настоящей главой.

    Статья 309 2 . Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и трудовыми договорами

    Работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов , содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка , положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие). При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора , утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Переход на расчеты по кадастру больно ударил по столичному бизнесу. У многих игроков размер имущественного налога и арендных платежей всего за пару лет вырос в десятки раз. Чтобы подсластить пилюлю власти ввели послабления для отдельных собственников. В числе «счастливчиков» - образовательные, медицинские и научные организации, а также юрлица, оказывающие соцуслуги. Благодаря специальным льготам такие компании могут сэкономить на содержании недвижимости сотни тысяч рублей. О каких преференциях идет речь, и как правильно ими пользоваться, в экспертной статье адвоката Олега Сухова (Юридический центр адвоката Олега Сухова).

1. Снижение налога в 4-10 раз для «социально значимого» бизнеса

Следует признать: в попытках наполнить казну столичные чиновники не забывают о поддержке важных для города отраслей. Так, организации, которые работают в образовании, медицине и науке, но при этом расположены в торговых и бизнес-центрах, облагаемых налогом по кадастровой стоимости, могут рассчитывать на 4-кратное снижение фискальной нагрузки (согласно п. 2 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций»). Поясню на примере. Медицинской клинике принадлежит помещение площадью 400 кв. м в одном из офисных зданий Марьиной рощи. Кадастровая стоимость объекта - 54,4 млн рублей. На общих условиях платеж по имущественному налогу при действующей ставке 1,4% составил бы для компании 761,6 тыс. рублей в год. Однако с учетом льготы медцентру придется заплатить в бюджет лишь 25% начальной суммы - 190,4 тыс. рублей.

Получить «скидку» от властей довольно просто: фирме достаточно иметь лицензию на образовательную или медицинскую деятельность и использовать недвижимость именно в этих целях. Для ученых главным условием будет выполнение НИОКР за счет бюджета и спецфондов - субсидии должны составлять не менее 30% от всех доходов юрлица за год.

Кстати, частные клиники, которые платят налог на недвижимость по старинке, то есть с балансовой стоимости имущества, в прошлом году тоже получили особые привилегии, - обращает внимание адвокат Олег Сухов. Теперь если здание центра имеет медицинское назначение и введено в эксплуатацию после 1 января 2013-го, собственнику снизят ставку в 10 раз - с 2,2% до 0,22%.

2. Сокращение налога в 4 раза, если офисная площадь меньше 20%

С этого года Москва расширила перечень коммерческой недвижимости, платежи по которой привязаны к кадастру. В список попали все здания, расположенные на участках с торгово-офисным видом разрешенного использования, причем независимо от метража. Прежде для таких объектов был установлен порог в 3000 кв. метров. На практике это означает, что если земля под негосударственным детским садом изначально предназначалась для строительства делового центра, собственника переведут на новую систему налогоисчисления без оглядки на характер деятельности компании. Впрочем, социальному бизнесу и здесь оставили лазейку. Владельцы помещений, где под офисы, торговлю, бытовое обслуживание и общепит в реальности отведено меньше 20% площади, вправе платить только четверть от начисленного налога. Для оформления льготы в 2017 году организация должна обратиться в Госинспекцию по недвижимости, пройти проверку и до 30 июня получить акт о фактическом использовании здания.

3. Налоговый вычет для «малышей»

У компаний, которые не просто заняты в социально важных сферах, но еще и относятся к малому бизнесу, есть дополнительное преимущество - налоговый вычет в 300 «квадратов» для одного из объектов недвижимости по выбору. Льгота предоставляется всем малым предприятиям Москвы, которые состоят на учете в ФНС более трех лет и реально работают: численность сотрудников за предыдущий год должна быть не меньше 10 человек, выручка на каждого - от 2 млн рублей. Таким образом, если в частном научном центре, лицее или клинике трудятся от 10 до 100 человек, а оборот составляет от 20 до 800 млн рублей, базу по налогу на имущество организаций для такой компании могут уменьшить на кадастровую стоимость 300 кв. метров. Поверьте, это немало, - утверждает адвокат Олег Сухов. Например, для помещения площадью 450 кв. м. и ценой 72 млн руб. вычет будет равен 48 миллионам (72 000 000 / 450 х 300). Собственнику останется заплатить всего за 150 кв. м или за 24 млн рублей по кадастру. При этом ему ничто не помешает дополнительно применить льготу, указанную в пункте #1.

Для подтверждения права на вычет понадобится минимум бумаг: учредительные документы, бухотчетность, а также сведения о количестве работников.

4. Аренда земли дешевле в 30-150 раз

Базовая ставка арендной платы за землю в Москве не меняется шестой год и составляет 1,5% от кадастровой стоимости. Именно ее применяют к территориям под торговыми и офисными зданиями, ресторанами и салонами красоты. А вот для тех, кто арендует надел под строительство объектов здравоохранения, образования и соцобеспечения действует специальный тариф - 0,05%. Компании, занимающиеся научными исследованиями и экспериментальными разработками, вовсе могут получить участок за символические 0,01%. Словом, аренда одного и того же надела, оцененного в 400 млн рублей, при размещении на нем офиса обойдется собственнику в 6 миллионов, в случае возведения медклиники - в 200 тысяч, при строительстве научного центра - в 40 тысяч рублей.

Чтобы сохранить льготную ставку, владелец недвижимости должен использовать участок строго по целевому назначению, всегда вовремя платить по счету, соблюдать природоохранное законодательство и не сдавать землю в субаренду без разрешения.

5. Аренда помещений дешевле в 3 раза

Еще одно подспорье для столичного бизнеса социальной направленности - льготная аренда помещений у города. Уже несколько лет образовательные и медицинские организации, имеющие статус субъектов малого предпринимательства (СМП), снимают муниципальную недвижимость по особому тарифу. С 1 января 2017-го он составляет 4500 рублей за 1 кв. метр в год при обычных расценках в 12-15 тысяч. Правда, попасть в программу прямо сейчас новички не смогут: нужно было подать заявку в Департамент городского имущества до конца прошлого года. Желающим воспользоваться льготой в 2018-м, лучше не затягивать и обратиться к чиновникам будущей осенью, - рекомендует адвокат Олег Сухов.

6. Аренда за 1 рубль

Для предпринимателей, работающих в соцсфере, власти еще в 2012 году разработали программу «Рубль за квадратный метр». Если вкратце: компания через аукцион арендует у города ветхое помещение, восстанавливает за свой счет и открывает в нем частную школу, детский сад либо клинику. Как только учреждение начинает работать, инвестор переходит на льготную ставку 1 рубль за 1 кв. м в год. С медицинскими организациями договор заключают на 20 лет, с образовательными - на 49. В обоих случаях ставят обязательные условия. Так, в медцентре необходимо оборудовать кабинет бесплатной помощи, в детсаду 80% воспитанников должны быть зарегистрированы в Москве.

И легальное ведение бизнеса были выгодны, государство предусматривает ряд льгот, благодаря которым узаконенный бизнес становится наиболее благоприятен, чем работа в тени.

Налоговые льготы для индивидуальных предпринимателей

Для того, чтобы начинающий предприниматель мог воспользоваться льготами на налогообложение, в первую очередь, он должен подходить под категорию малого бизнеса. Для данной категории предпринимателей предусмотрены следующие виды льгот:

  1. УСН - это специальный упрощенный режим налогообложения, который предусматривает освобождение ИП от ряда налоговых выплат (например, НДФЛ и НДС). На УСН индивидуальный предприниматель обязан платить единый налог. Объект налогообложения ИП вправе выбирать сам:
    • 6% от доходов - налог рассчитывается только с доходов, расходы не учитываются;
    • 15 % от разницы между доходами и расходами.
  2. Налоговые каникулы - с 2015 по 2020 гг. для бизнесменов, для которых регистрация ИП была произведена впервые, а также в качестве системы уплаты налогов была избрана УСН, дается право на налоговые каникулы на первые 2 года деятельности. Налоговая ставка при этом составляет 0 %, то есть новые ИП полностью освобождены от налогов.

К сожалению, федеральный закон не предусмотрел налоговые каникулы для начинающих предпринимателей по всей России, а дал право региональным властям устанавливать их у себя. Кроме того, право воспользоваться налоговыми каникулами получили ИП только определенных сфер деятельности:

Таким образом, для получения нулевой процентной ставки на двухлетний период ИП должны соблюдать ряд требований, в том числе, описанных выше.

Административные льготы для индивидуальных предпринимателей

Не менее важной причиной для предпринимателей работать из тени являются административные преграды, такие как:

  • сложная отчетность;
  • трудности при оформлении наемных работников и денежных расчетов с ними;
  • отсутствие желания банков выдавать кредиты без обеспечения;
  • частые проверки надзорных ведомств.

Для того, чтобы эти вопросы не пугали начинающих предпринимателей, государство выработало ряд льгот для ИП:

  1. Ведение бухгалтерии в упрощенной форме для малого бизнеса.
  2. Индивидуальные предприниматели, которые попадают под категорию малого бизнеса, могут вести кассовые операции в упрощенном порядке, без установленного лимита кассы.
  3. ИП, которые являются плательщиками ЕНВД и ПСН, могут проводить наличные расчеты без кассового аппарата до июля 2018 года.
  4. С 2016 по 2018 годы установлен запрет на плановые неналоговые проверки для малого бизнеса.
  5. Для гарантии участия малого бизнеса в государственных закупках предусмотрена обязанность госзаказчика производить закупки у представителей малого бизнеса на сумму не менее 15% от суммы всех закупок за год.
  6. ИП могут обращаться в гарантийные организации для получения государственных гарантий при получении кредита от банка.
  7. Власти регионов и субъектов РФ вправе предоставлять ИП, которые попадают под категорию малого бизнеса, аренду зданий и помещений на специальных льготных условиях.

Финансовые льготы для индивидуальных предпринимателей

Государство заботится не только об упрощении и улучшении ведения предпринимательской деятельности. ИП могут рассчитывать на прямую финансовую поддержку. К такой поддержке относится ряд субсидий:

  • возврат части расходов, связанных с уплатой процентов по займам и кредитам;
  • возврат части затрат, вызванных участием в различных мероприятиях, например, конгрессно-выставочных;
  • помощь новым ИП (не более 500 тысяч рублей);
  • возврат части затрат по лизинговым договорам.

Что выбрать: регистрация ИП или теневой бизнес?

Такие субсидии и гранты Российская Федерация предоставляет представителям малого бизнеса в рамках Федеральной программы, которая действует до 2020 года.

Анализируя возможности, которые предоставляет государство для ИП, можно прийти к выводу, что сегодня Российская Федерация действительно заинтересована в поддержке новых предпринимателей. В данных условиях ведение легального бизнеса гораздо выгоднее, чем неофициальная предпринимательская деятельность из тени. Кроме того, оформление ИП не занимает много времени и не вызывает каких-либо трудностей, особенно если доверить саму регистрацию специальной организации, которая предоставляет такие услуги.