Профессиональные и личные качества. Профессионально-личностные качества. Деловые и моральные качества руководителя. Личные качества руководителя в резюме

Дисциплинированность, аккуратность, выполнение в срок заданий;

Готовность к дополнительной работе;

Умение преодолевать трудности;

Инициативность;

Способность принимать решения;

Рационально использовать свое время;

Отношение к обучению и самообучению;

Общительность, коммуникабельность;

Потенциал профессионального и служебного роста;

Организаторские способности.

;3 Профессионализм (способность и склонность человека к эффективному выполнению определенной деятельности):

Уровень интеллектуального развития;

Способность к анализу и обобщениям;

Логика, четкость мышления;

Стремление к поиску;

Обладание теоретическими и специальными знаниями, навыками, умениями.

4 Моральные качества:

Трудолюбие;

Принципиальность;

Честность;

Ответственность, добросовестность;

Обязательность;

Самокритичность;

Мотивы побуждения к труду.

5 Потенциал( характеризует возможности осуществления тех или иных видов деятельности), способности и личностные качества, необходимые для выполнения служебных обязанностей:

Самостоятельность, решительность;

Самоконтроль, самообладание;

Быстрота реакции;

Эмоциональная и нервно-психическая устойчивость.

У руководителей факторами оценки дополнительно являются способности:

Планировать деятельность;

Организовывать работу подчиненных;

Управлять в критических ситуациях;

Работать с документами (разрабатывать, согласовывать проекты решений, контролировать их выполнение);

Делегировать полномочия (обеспечивать подчиненных четкими указаниями, рационально распределять обязанности, определять и контролировать сроки исполнения, оказывать необходимую помощь);

Развивать подчиненных (помогать в адаптации, освоении новой работы, организовывать обучение и повышение квалификации);

Взаимодействовать с другими подразделениями (координировать деятельность, вести переговоры, налаживать хорошие отношения);

Поддерживать моральные устои;

Осуществлять инновации (искать новые подходы к решению проблем, проявлять творческое отношение к работе, преодолевать сопротивление).

Аттестационная оценка персонала – мероприятия, в рамках которых оценивается сам работник, его труд и результат деятельности. Аттестационная оценка персонала является основой множества управленческих действий: внутренних перемещений, увольнений, зачисления в резерв на более высокую должность, материального и морального поощрения, переподготовки и повышения квалификации, совершенствования организации, приемов и методов управленческого труда. Подготовка к проведению аттестации включает следующие мероприятия:

Составление необходимых документов на аттестуемых;

Разработка графиков проведения аттестации;

Определение состава аттестационных комиссий;

Организация разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

Конкретные сроки, а также график проведения аттестации и состав аттестационных комиссий утверждаются руководителем организации и доводятся до сведения аттестуемых работников. В очередную аттестацию не включаются лица, проработавшие в организации менее года, молодые специалисты, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до

Вопросы для обсуждения

1 Дайте характеристику методов оценки персонала.

2 По каким критериям оценивается труд претендента?

3 Охарактеризуйте личные средства оценки персонала.

4 В чем суть экспертной оценки персонала?

5 Какие основные задачи решаются при проведении оценки эффективности трудовой деятельности?

6 Какие показатели характеризуют деятельность работников в отношении повышения квалификации?

7 Как оценка персонала может повлиять на эффективность производства?

8 Какова значимость оценки различных категорий работников?

      Развитие персонала

Научно-технический прогресс, охвативший все сферы общественного производства, постоянно требует повышения профессионализма и систематического изменения содержания и технологии труда. Смена целей общественного развития и способов их достижения, функционирование в рыночных условиях диктуют необходимость переобучения кадров в плане освоения рыночных механизмов, адаптации к новым социальным условиям, переквалификации в связи со структурными изменениями развития производства и внедрением современных технологий и приемов труда. От кадров потребовались высокий профессионализм и одновременно способность к быстрой адаптации к постоянным изменениям и колебаниям во внутренней структуре организации и во внешней среде. Однако подготовка новых кадров не осуществляется в короткий период, а одномоментное освобождение от работников, имеющих большой трудовой стаж, может перерасти в крупную социальную проблему. Поэтому перед каждой организацией стоит задача обучения своего персонала наряду с подбором новых сотрудников и их профессиональной адаптацией. Послевузовское профессиональное образование осуществляется через аспирантуру, докторантуру, организуемые при учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, получивших на это права. Постоянное повышение образовательного стандарта, сложность и ответственность работы персонала, изменение условий и технологий труда требуют непрерывного дополнительного образования. Оно осуществляется на основании лицензии на дополнительные образовательные программы учреждениями повышения квалификации, курсами, центрами профессиональной ориентации.

Развитие персонала представляет собой совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения, повышения квалификации и профессионального мастерства персонала, стимулирования творчества. Возможность развития должна представляться всем, ибо в результате не только совершенствуется сам человек, но и повышается конкурентоспособность организации, где он трудится.

Потребность в профессиональном развитии обусловлена необходимостью приспособиться к изменениям внешней среды, новым образцам техники и технологии, стратегии и структуре организации.

Обучение – метод подготовки персонала, направленный на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет:

Повысить эффективность и качество работы;

Сократить потребность в контроле;

Быстрее решить проблему дефицита кадров;

Сократить текучесть и затраты, вызванные ею.

Конкретные цели обучения персонала:

Повышение общего уровня квалификации;

Получение новых знаний и навыков, если меняется или усложняется характер работ, открываются новые направления деятельности;

Подготовка к занятию новой должности;

Ускорение процесса адаптации;

Улучшение морально-психологического климата.

Первым шагом в организации обучения является анализ работы (перечень специальных знаний и умений, требуемых для ее выполнения).

Второй шаг. Сравнение должностной спецификации с уровнем подготовки работника, что позволяет выявить имеющиеся у него проблемы

(отсутствие навыков, опыта, незнание методов и проч.) и сформулировать цели обучения.

Третий шаг – определение того, насколько процесс обучения может решить эти проблемы, где и в какой форме оно должно осуществляться – на рабочем месте без отрыва от производства, в организации; с отрывом от производства (разного рода центры, школы, другие организации).

Действующее трудовое законодательство предполагает следующие формы обучения работников предприятий: профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям.

Подготовка новых работников первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии, приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для занятия должности.

Переподготовка (переобучение) организуется для освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специальностям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Повышение квалификации – обучение после получения основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование профессиональных и экономических знаний, навыков, рост мастерства по имеющейся профессии.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором.

Труд – это использование умственных и физических способностей людей, их навыка и опыта в форме товара и услуг, необходимых для производства экономических и социальных благ. Стимулирование труда является центральным звеном системы управления. Одним из важнейших его направлений остается регулирование заработной платы. Заработная плата – это плата за труд, или цена труда. Она должна отражать его объем, качество, физические и морально-психологические, интеллектуальные затраты, сложность процесса, степень риска и т.п. Заработная плата в любой общественно-политической и социально-экономической системе регулируется государством. Формы оплаты труда - сдельная и повременная. Для оптимизации управления персоналом, если позволяют условия, выбираются поощрительные виды оплаты труда. Материальное стимулирование персонала должно отвечать определенным требованиям. К ним относятся:

Простота и понятность системы стимулирования для каждого сотрудника;

Оперативность поощрения положительных результатов;

Формирование у сотрудников ощущения справедливой системы стимулирования;

Повышение интереса к общим результатам деятельности подразделения, организации;

Стремление улучшить индивидуальные результаты деятельности.

Вопросы для обсуждения

1 Аттестация персонала.

2 Этапы процесса аттестации.

3 Объясните, что понимается под развитием кадров.

4Перечислите основные направления профессионального обучения и повышения квалификации кадров.

    Руководитель в системе управления персоналом

Стиль управления общественным производством - совокупность методов и приемов, позволяющих оказывать целенаправленное воздействие на трудовую деятельность людей.

Для определения стиля обычно используются следующие параметры взаимодействия руководителя с подчиненными: приемы принятия решений, способ доведения решений до исполнителей, распределение ответственности, отношение к инициативе, подбору кадров, собственным знаниям, стиль общения, характер отношений с подчиненными, отношение к дисциплине, моральному воздействию на подчиненных.

Стиль, который использует руководитель, определяется двумя факторами: приемами , которыми он побуждает сотрудников к выполнению возложенных на них обязанностей, иметодами , которыми контролирует результаты деятельности своих подчиненных.

Авторитарный стиль руководства основывается на абсолютной воле руководителя в пределах учреждения, представлении о его непогрешимости и рассмотрении коллектива как исполнителя приказов. Руководитель, придерживающийся авторитарного стиля, единолично принимает решения, распоряжается, приказывает их выполнять, принимает на себя основную ответственность, подавляет инициативу, подбирает работников, которые не могут стать его соперниками, держит дистанцию с подчиненными, прибегает к наказаниям как мощному методу стимулирования труда.

Демократический стиль (от греч.demos– народ иkratos- власть) основан на активном участии всего коллектива в решении управленческих проблем, соблюдении прав и свобод участников трудового процесса, развитии их творческого потенциала и инициативы при ведущей роли руководителя в принятии решений и обеспечении их выполнения. Руководитель демократического стиля в своей деятельности всегда опирается на общественные организации и руководителей среднего звена, поощряет инициативу снизу, подчеркивает свое уважение к подчиненным и дает указания не в форме предписаний, а в виде предложений, советов или даже просьб. Прислушивается к мнению подчиненных и учитывает его. Контроль за деятельностью своих сотрудников осуществляется им не единолично, а с привлечением других членов коллектива. Руководитель демократического стиля управляет людьми без грубого нажима, поощряет творческую активность подчиненных, способствует созданию в коллективе атмосферы взаимного уважения и сотрудничества.

Либеральный стиль (от лат.Liberalis- свободный) основан на предоставлении коллективу максимальной свободы деятельности, регламентируемой только конечной целью, без активного вмешательства в методы ее достижения. Руководитель, придерживающийся этого стиля, принимает решения по указанию вышестоящих работников или на основании решения коллектива. Он снимает с себя ответственность за ход работ и передает инициативу в руки подчиненных. Во взаимоотношениях с подчиненными руководитель-либерал вежлив и доброжелателен, относится к ним уважительно, старается помочь в разрешении их просьб. Но неспособность такого руководителя направлять действия сотрудников может привести к тому, что свобода будет принята ими за вседозволенность.

В реальной жизни ни один стиль руководства не встречается в чистом виде. В поведении почти каждого руководителя наблюдаются черты, присущие различным стилям при доминирующей роли какого-либо одного из них. Успешность выбора стиля управления в решающей мере определяется тем, в какой степени руководитель учитывает при этом способности подчиненных и их готовность к исполнению его решений, традиции коллектива, а также свои собственные возможности, обусловленные уровнем образования, стажем работы и психологическими качествами. Стиль работы, выбираемый руководителем, зависит не только от него самого, но и в немалой степени от подготовки и поведения подчиненных.

В коллективе, управляемом в демократическом стиле, организация и показатели деятельности стабильны вне зависимости от того, на посту руководитель или в командировке, отпуске и т. п. Приавторитарном же стиле работы отсутствие руководителя приводит к существенному ухудшению деятельности, которая вновь активизируется с его возвращением. В присутствии руководителя-либерала работники обычно склонны проявлять меньшую активность, нежели когда он находится вне коллектива. Необходимо также отметить, что стиль руководства не является раз и навсегда заданным, он может и должен меняться в зависимости от условий. Нужно учитывать состав коллектива, уровень знаний и навыков его членов, временные рамки работы, насущность задач, степень своей ответственности в зависимости от потребностей, которые диктуются сложившимися условиями. Важным условием, определяющим эффективность управления, являетсяавторитет самой личности руководителя . Если он высок, то допустимы как демократические, так и авторитарные методы управления. Но большой авторитет может принести не только пользу, но и вред. С одной стороны, руководитель позволяет легко добиваться исполнения своих указаний и подчинять себе людей, а с другой - способствует подавлению самостоятельности и инициативы, творческого мышления подчиненных. Современному руководителю необходимо осознавать требования времени и проявлять гибкость, а в случае изменения внешних условий и появления новых потребностей – изменять устаревшие стили и методы руководства.

Особый такт приходится проявлять при необходимости показать недостатки работы людей, старших по возрасту, занимающих в свое время посты и имеющих высокий статус.

Любой руководитель имеет часы приема сотрудников по личным вопросам, в решении которых принимает активное участие. Сотрудник должен быть уверен, что организация поддержит его в трудной ситуации, и это не будет сделано в форме подачки, а как признание заслуг и уважение к его личности.

Вопросы для обсуждения

1 Характер и содержание управленческого труда.

2 Психологические проблемы руководства.

3 Ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива.

4 Биографические характеристики руководителя.

5 Способности.

6 Черты личности.

7 Факторы успешной деятельности руководителя.

8 Охарактеризуйте стили руководства.

    Мотивация трудовой деятельности

Отношение к труду – степень использования возможностей человека, то, как человек использует свои возможности для высокоэффективной деятельности.

Таким образом, мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности.

Потребность – первоисточник – нужда в том, что необходимо для нормального существования: еда, жилье, продолжение рода.

Потребности: духовные, интеллектуальные, культурные и социальные.

Интерес – осознанная потребность к благам, объектам, видам деятельности. Именно интерес побуждает человека к определенным социальным действиям.

Мотив – осознанное отношение к своей деятельности.

Ценностные ориентации – это более строгое понятие, характеризующее устойчивое отношение к идеалам (высшей цели).

Стимулы – оказание внешнего воздействия на человека с целью побудить его к определенным трудовым действиям (определенному трудовому поведению).

На стимулы влияет большая группа объективных и субъективных факторов, формирующих отношение человека к труду.

Объективные факторы – социально-политическая обстановка, экономическое соответствие регионов, условий труда на предприятии, уровень организации и культуры на предприятии, демографическая структура коллектива, морально-психологический климат.

В настоящее время оценкой персонала занимается либо кадровое агентство, или служба управления персоналом. Причем для каждой из них мотивационные критерии различны.

Субъективные факторы – личностные характеристики самого работника (пол, возраст, образование, воспитание, профессия, стаж, личный опыт, профессиональная культура, должностные ориентации).

Через объективные факторы определяются уровень управления заданиями по должностям, дисциплина трудовой деятельности, степень инициативности, творческого поиска, путей улучшения деятельности.

Через субъективные факторы определяются степень удовлетворенности трудом работником, индивидуальная трудоспособность, настроение работника.

В коллективе всегда есть различные социальные группы.

Социальная группа – работники обладающие общими, объединяющими их признаками (профессия, уровень образования, стаж работы). Социальные группы образуют социальную структуру коллектива, что является важнейшим компонентом, влияющим на эффективную работу отдела (организации).

Управление персоналом должно воздействовать на мотивацию людей так, чтобы у работника появилось желание к работе, желание проявить себя с лучшей стороны. Крайне важны модели работников. В своей работе менеджер должен создать целостность, он должен сознавать, какой результат работы будет конечным. При этом его подчиненные должны видеть важность работы (иметь материальные стимулы), иметь возможность участвовать в принятии решений и, конечно, должна быть связь между менеджером и работником. Оценка эффективности труда работника зависит только от менеджера. Следовательно, он должен быть объективен и справедлив. Спроектированная на основе этих принципов работа обеспечивает внутреннее удовлетворение каждого участника. Именно на основе этих данных была разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации.

Вопросы для обсуждения

1 Что такое мотивация?

2 Что входит в структуру мотива?

3 Расскажите о механизме трудовой мотивации.

4 В какие группы можно объединить потребности согласно теории А.Маслоу?

5Какие основные функции выполняет стимулирование персонала?

6 Каким образом соотносятся теории А.Маслоу и Ф. Герцберга?

7 Что является самым важным моментом теории В.Врума?

Один из самых важных пунктов в резюме - профессиональные качества. Еще они называются деловыми. Они указывают на способность человека исполнять трудовые обязанности. От профессиональных качеств зависит, какой будет успешность и продуктивность потенциального работника.

Профессиональное и персональное: отличие

Часто соискатели путают профессиональные навыки и персональные качества. Между двумя понятиями очень тонкая грань. Деловые качества характеризуют человека как рабочую силу. Самые важные - уровень образованности и наличие опыта работы. Оба фактора помогут работодателю оценить возможную продуктивность труда, компетентность, профессиональные навыки.

При рассмотрении деловых качеств для рекрутера важно понять, подойдет ли соискатель на вакантную должность. Он анализирует, поможет ли кандидат достичь нужных целей, какую ценность несет для компании и какой может быть оплата его труда.

Особенности личных качеств, указанных в резюме:

  • характеризуют человека как личность;
  • берутся во внимание, когда у нескольких кандидатов деловые навыки находятся на одном уровне;
  • помогают в формировании мнения об отношении кандидата к работе, коллегам, начальству и т.д.

Персональные характеристики являются второстепенными и берутся во внимание не всегда, но о них все равно нужно писать обдуманно.

Выбор характеристик

HR-специалисты советуют писать не более 5-7 личных и профессиональных качеств. Этого количества достаточно, чтобы дать оценку соискателю.

Если качеств будет 5, это продемонстрирует, что кандидат умеет расставлять приоритеты, выбирать главное и способен сделать грамотный выбор.

Обязательно выбираются качества, которые характеризуют сильные и слабые стороны человека.

Оценивать себя нужно адекватно, без влияния заниженной или завышенной самооценки. Можно выписать все свои сильные и слабые стороны на лист и выбрать те, которые не только удачно характеризуют человека, но и непосредственно относятся к вакансии.

Лучше не использовать стандартных описаний. Банальные характеристики, которые прописаны в каждом резюме, не привлекут работодателя. Отличное решение - описать качества несколькими словами.

На собеседовании могут попросить навести примеры, которые подтверждают наличие указанных личных и профессиональных способностей.

Оценка негативных качеств

Существует несколько способов преподнести свои негативные стороны. Можно рассказать о слабой стороне, которую удалось исправить. Это продемонстрирует соискателя как целеустремленного человека с силой воли. Это покажет, что человек готов развиваться и меняться при необходимости. В таком контексте можно написать о следующих навыках:

  • непунктуальный, но после соответствующих курсов получил навыки тайм-менеджмента;
  • имеющий страх при выступах перед публикой, но сейчас изучает основы ораторского искусства;
  • медленный, но делает работу качественно и строго в срок;
  • плохо разбирается в технических новинках, но при необходимости мониторит соответствующие ресурсы с актуальной информацией и т.д.

Можно написать о личных или профессиональных качествах, которые не касаются выбранного рода деятельности. Они никак не отразятся на качестве работы или продуктивности потенциального сотрудника.

Третий популярный вариант - представить свои навыки и качества в выгодном ракурсе. С их помощью нужно убедить работодателя, что соискатель является идеальным кандидатом на вакантное место. Показать, что они не помешают работе. У того, кто претендует на руководящую должность, это может быть желание контролировать все процессы в компании.

Перечень других негативных качеств, о которых можно писать:

  • гиперактивность;
  • излишняя эмоциональность;
  • неумение врать;
  • здоровый эгоизм;
  • самоуверенность;
  • прямолинейность;
  • скромность;
  • слабая коммуникабельность;
  • обидчивость;
  • жадность и т.д.

Новичкам нужно сразу предупреждать работодателя об отсутствии опыта. Это и будет их ключевой отрицательной деловой характеристикой. Им можно указать в негативных качествах трудолюбие, прямолинейность, неусидчивость, чрезмерная активность и т.д.

Оценка позитивных качеств

Положительные профессиональные качества для резюме также являются важным критериев при подборе сотрудников. Есть такие навыки и черты, которые подойдут для любой вакансии. Их примеры:

  • честность;
  • простота и легкость в обучение;
  • умение концентрироваться на важном;
  • стрессоустойчивость;
  • отсутствие вредных привычек;
  • инициативность и т.д.

Такие качества ценятся в сотруднике на любой должности, т.к. характеризуют его с лучшей стороны. Если соискатель подает резюме на руководящую должность, то лучше указать другие характеристики личностного характера.

HR-менеджеры и эксперты выделяют 3 категории сильных сторон:

  1. Мобильные навыки. Способности, присущие смежным профессиям или те, которые использовались кандидатом на прежнем месте работы и будут актуальными для вакантного. Это могут быть навыки налаживать контакт с разными по типу темперамента людьми, работать с основными офисными программами, быстро решать срочные вопросы или оставаться спокойным в стрессовых ситуациях.
  2. Навыки, которые базируются на знаниях. Такие способности человек получил благодаря дополнительному обучению или в процессе трудовой деятельности на прежнем месте работы. Это умение пользоваться компьютером, вести отчетность, вести деловые переписки с иностранными партнерами, свободно общаться на иностранном языке и т.д.
  3. Личные качества. Уникальные свойства человека. Позволяют понять, каким является потенциальный сотрудник в обычной жизни.

Часто соискатели сначала пишут положительные качества, которые непосредственно связаны с рабочей деятельностью. Но слишком хвалить себя не нужно. Немного самокритики не помешает.

Подтвердить наличие перечисленных характеристик потенциальный работник может с помощью аргументов. Можно привести примеры проявления таких способностей в мотивационном листе в виде структурированного и логического текста.

При составлении списка с деловыми качествами подумайте, какими чертами характера или профессиональными навыками должен обладать идеальный кандидат.

Важные характеристики для разных типов профессий

Профессионально составленное резюме заметно сразу. В нем описаны только те качества, которые касаются вакантной должности. Соответствие ожиданиям и потребностям рекрутера повышает шанс того, что кандидатуру человека рассмотрят.

Сопоставление деловых качеств, черт личностного характера и профессий:

  1. Руководящие должности. В таких сотрудниках ценится умение работать в команде, правильно распределять обязанности, быстро адаптироваться к новым условиям, нести ответственность за работу подчиненных. Немаловажными являются толерантность, лояльность, логическое мышление, способности к планированию и аналитике, этичность, честность.
  2. Технические специалисты, юристы, экономисты. Они должны уметь работать с документацией, замечать детали, собирать и анализировать данные. Они должны быть педантичными, внимательными, усидчивыми, дальновидными, аккуратными.
  3. Профессии, подразумевающая общение с людьми. Главное - коммуникабельность и умение находить подход к разным категориям людей. Другие профессионально значимые характеристики: вежливость, этичность, коллективизм, оперативность, общительность, легкая адаптация, порядочность.

Оцениваются профессиональные способности кандидата несколькими способами. Это рекомендательные письма, тестирование, экзамен на знание специфики выбранного рода деятельности, ролевые игры, кейсы. Но первым этапом проходит собеседование, на котором могут спросить:

  • какие ваши сильные стороны;
  • как вы можете охарактеризовать свои слабые стороны;
  • почему мы должны рассматривать вашу кандидатуру;
  • чего вы хотите добиться в нашей компании и т.д.

Во время собеседования работодатель хочет проверить соискателя на честность и сопоставить описанные качества с реальными. Ролевые игры помогут показать, как реагирует человек на стрессовые ситуации.

Что хочет знать наниматель о потенциальном работнике, помимо его образования, опыта и профессиональных навыков? Обычно это отношение к работе, к другим людям (сотрудникам и клиентам) и карьерные цели.

Личностные качества для резюме должны выглядеть кратким, но емким описанием своих преимуществ. Отрицательные качества для резюме логично добавлять, только если их требует работодатель.

Писать о себе стоит честно. Обман вскроется на собеседовании и станет серьезным минусом для соискателя. Лучше не писать ничего, чем приписывать себе несуществующие достоинства.

Какие качества лучше не указывать

Это напрямую зависит от желаемой должности. Менеджеру и руководителю торговой организации следует указать соответствующие деловые качества для резюме. Креативность или любовь к детям здесь неуместны.

Коммуникабельность не стоит указывать для специальностей, требующих сосредоточенности и усидчивости. А их не следует упоминать людям творческих профессий: дизайнерам и художникам.

О привлекательной внешности и спортивной подготовке стоит написать, только если они требуются для будущей профессии.

Как избежать шаблонов

Рекрутеров раздражают типовые и заезженные «ответственности» с «пунктуальностями». Соискатель автоматически попадает в список одинаковых претендентов. К тому же на банальных фразах взгляд не задерживается. Время, которое затрачивает рекрутер на просмотр, не превышает половины минуты.

Как привлечь его внимание? Просто раскрыть значение слова как пояснение или заменить его. В качестве примера: выражение «свои обязанности выполняю добросовестно» лучше, нежели стандартное «ответственность». «Коммуникабельность» описывается более развернуто, если были пройдены специальные курсы и бизнес-тренинги.

С точки зрения психологии, полезнее обходиться без частицы «не». Как пример: «неконфликтный» — доброжелательный, миролюбивый, спокойный.

Эффективнее развернуто, но немногословно расписать личные сильные стороны характера в резюме, примеры более эффективного раскрытия личностных качеств приведены в таблицах.

Случается, что наниматель требует указать и список недостатков. Какие отрицательные качества человека для резюме подходят, определяется предполагаемой должностью.

Пример написания

Наиболее часто используемые личные качества для резюме мы свели в таблицах.

Сильные стороны характера и личные качества человека для резюме

Сильные стороны для резюме

Выражения-синонимы (которые добавляют или используют вместо черт характера)

Ответственный

Добросовестно отношусь к работе

Пунктуальный

Всегда выполняю задания в срок

Коммуникабельный

Легко нахожу общий язык с людьми

Всегда нахожу индивидуальный подход к клиенту

Стараюсь найти подход к каждому ребенку (ученику)

Вежливый

Не нуждается в перефразировке

Всегда вежлив и сохраняю спокойствие в любой конфликтной ситуации

Креативный

Ищу и воплощаю оригинальные решения даже для обыденных задач

Обучаемый

Постоянно занимаюсь самосовершенствованием, повышаю квалификацию на курсах и тренингах, готов к дальнейшему обучению

Работоспособный

Способен производительно работать, сосредотачиваясь на конечных целях

Стрессоустойчивый

Сохраняю самообладание при любых обстоятельствах

Уравновешенный

Чаще всего возможно оставить и так

Инициативный

Организованный

Аккуратный

Дисциплинированный

Отрицательные личностные свойства и стороны характера, представленные как достоинства

Творческий подход к рассказу о себе помогает найти новую работу, даже если требования в вакансии указаны в формализованных формулировках. А вдруг это первая проверка на реальную заинтересованность?

Нужно помнить, что невозможно составить универсальный список характеристик для всех компаний. Лучше подготовить несколько вариантов резюме и готовиться аргументировать написанное на собеседовании.

Особое мнение

Иван Дмитриевских

Head of HR Department Belitsoft

Личные качества, по которым наниматель выбирает будущего сотрудника, делятся на четыре группы. Важно определиться в каждой из них, не только чтобы пройти предварительный отбор рекрутером, но и выделиться среди других резюме на столе руководителя:

1. Гибкость в общении. Любому руководителю важно знать, насколько легко вы вольетесь в коллектив и усилите команду, и быть уверенным, что количество потраченного на вас времени в период «притирки» сведется к минимуму. К личным качествам этой группы обычно относятся:

  • умение находить общий язык (работает лучше, чем «коммуникабельность», которую многие воспринимают как пристрастие «просто потрындеть»);
  • умение решать конфликтные ситуации;
  • командный игрок или герой-одиночка (на разные вакансии необходимо разное качество — постарайтесь определить для себя, что у вас лучше получается);
  • лидерские качества;
  • умение находить баланс поддержки и давления для достижения общих целей и т. д.

2. Ответственность — очень важное качество, которому почему-то молодое поколение уделяет мало внимания в своих резюме:

  • отношение к дедлайнам;
  • насколько вы готовы отложить личную жизнь, «если завтра война»;
  • отношение к качеству (как правильно сделать — быстрее или лучше?);
  • отношение к деталям — предпочитаете собирать полную информацию и проверять каждую деталь или понимаете, что 100% нужной информации никогда не соберешь и порой решение необходимо принимать при ее недостатке;
  • отношение к проблемам (косякам, факапам) — «я не виноват» или есть понимание причинно-следственных связей возникшей проблемы (в следующий раз, чтобы не допустить этого, сделать так, а чтобы снизить потери — так);
  • есть ли у вас системное мышление.

3. Мотивация — внутренняя или внешняя — опирается на ваши внутренние принципы или ценности, или необходимы внешние факторы:

  • «к» или «от» — достижение чего-либо (бонусы, карьера, статус, опыт) или избегание (наказания, например);
  • понимание баланса удовольствия и необходимости — какая часть работы на прошлом месте вызывала страсть, а какая убивала скукой.

4. Ваша энергия — нет ничего страшнее для нанимателя, как взять дорогого выгоревшего профессионала:

  • почему ушли с предыдущего места работы (почему начали искать работу);
  • отношения с руководством на предыдущем месте;
  • что ищете на новом месте работы;
  • какие хобби есть вне работы (обычно у выгоревших их нет под предлогом «нет времени»).

Все эти качества указываются в отдельной графе профессиональных качеств либо в сопроводительном письме. Например:

«За пять лет работы прошел ротацию в трех отделах. Легко нашел общий язык с коллегами в каждом из них. Умение вовремя поддержать всегда помогало в этом. Была пара конфликтов, но довольно быстро удалось их уладить. К сожалению, полгода назад понял, что достиг потолка в профессиональном росте. И моей энергии гораздо больше, чем было необходимо там. На новом месте я ищу возможность работать с сильным ментором и реализовывать свои идеи».

Ирина Верёвка

руководитель направления рекрутинга «Центра развития человеческого капитала»

При поиске места работы и составлении резюме важно понимать, что работодателя интересует результат. Главный вопрос для рекрутера: как потенциальный сотрудник может сделать компанию лучше? Поэтому личные качества для резюме предпочтительнее формулировать в формате soft skills, то есть гибких неспециализированных навыков и компетенций. Их наличие позволяет решать сотруднику нестандартные задачи, эффективно взаимодействовать с командой, управлять собственной результативностью.

Формулировка личностных черт в формате soft skills с указанием конкретных результатов делает резюме более презентабельным и профессиональным. Оно помогает работодателю понять, чего сможет достичь потенциальный сотрудник.

Но описывая личные качества, соискатель часто перенасыщает ими резюме. Поэтому прежде чем формулировать очередной пункт, подумайте, так ли он необходим? Чувство меры является очень важным. Многие характеристики порождают сомнения у рекрутеров и провоцируют вопросы. Например, вы указали такое качество, как «харизма». Сможете ли вы объяснить, в чем она проявляется и как ее оценить?

Если у работодателя все же возникнут вопросы, будьте готовы подтвердить личные качества. Подготовьте несколько примеров, доказывающих ваше серьезное отношение к делу и умение брать на себя ответственность. При сомнениях откажитесь от указания той или иной черты. Если вы не укажете в резюме что-либо, необходимое для работы, интервьюер сам задаст наводящие вопросы.

Кристина Корепина

hr-marketing specialist

В статье приведена отличная таблица перефразирования избитых описательных прилагательных. Но я предлагаю пойти еще дальше и обозначать личные качества через примеры из практики.То есть: «Прихожу на встречи за 5 минут, чтобы успеть освоиться» — эта фраза про пунктуальность, про ответственность и про воспитанность.

Или «На любое входящее письмо на почте я отвечаю, что письмо в работе. И это не автоответ» — это про высокий сервис аккаунтинга, про клиентоориентированность.

Такой сторителлинг точно зацепит скользящий взгляд hr-а и одновременно раскроет вас как креативную личность!

Личные качества в резюме должны подчеркивать ваши сильные стороны в деловой среде и не быть шаблонными. Шаблонные характеристики в лучшем случае не прочитают, в худшем — подумают, что вы списали их из другого резюме или не посчитали нужным уделить время и внимание собственным формулировкам (и здесь резюме потеряет несколько пунктов в глазах работодателя).

Чтобы составить список личных качеств, которые будут добавлены в резюме:

  • вспомните ваш последний день рождения в компании: что вам желали? как вас характеризовали? что о вас говорили коллеги, подчиненные, руководитель, партнеры;
  • вспомните 2-3 сложные рабочие задачи за последний год: благодаря чему вы добились в них успеха? какие ваши личные качества помогли? благодаря каким качествам вы преодолевали сложности на пути;
  • посмотрите на два получившихся списка, отметьте пересекающиеся, оцените оставшиеся, сформируйте собственный список для добавления в резюме (3-5 пунктов).

Иногда, если сложно написать личные качества в резюме, лучше их совсем не писать. Единственное — в этом случае готовьтесь, что вас о них спросят на интервью, и говорить о них, вероятнее всего, придется.

Виктор Назаришин

Head of HR SIM-NETWORKS

С одной стороны, личностные качества (soft skills), которые позволят человеку быть эффективным в должности, указаны в профессиограмме и профиле должности, который создается на основе соответствующей профессиограммы. Прочтите эти документы перед тем, как определяться с личным перечнем.

С другой стороны, рекрутер, когда публикует вакансию, описывает требования к личностным качествам человека, которого ищет компания на данную должность. В идеале определите суммарный перечень личностных качеств, которые соответствуют и профессиограмме и требованиям работодателя. Эти личностные качества и их проявление интересны работодателю.

С учетом того, что требования работодателей различны и не всегда они совпадают с классическим видением профессиограммы (экспертная оценка), описание личностных качеств рекомендуется делать не в резюме, а в сопроводительном письме!

В первую очередь акцентируйте внимание работодателя на тех личных качествах, которые важны в вашей профессии. Например, для руководителя проектов важно уметь грамотно распределять время и быть пунктуальным. А если вы претендуете на должность, предполагающую монотонный однообразный труд, стоит заявить о своей усидчивости, последовательности и любви к порядку.

Ну и следует избегать штампов — стандартные «коммуникабельность» и «стрессоустойчивость» в вашем резюме в лучшем случае проигнорируют.

Одной из гарантий успеха любой деятельности является профессионализм ею занимающегося человека, поэтому так важно смотреть на деловые качества работника. Они позволяют понять, на что он способен, что можно ему поручить. Их анализ желательно производить при устройстве на работу, важно помнить и про личные качества, от которых часто зависит поведение с коллегами и руководством. Список тех и других варьируется для разных профессий. Они могут изменяться, если это необходимо для продвижения по карьерной лестнице.

Деловые качества крайне важны при приеме на работу

Определение

Деловые качества - это возможность человека осуществлять функции при наличии у него определённого уровня знаний, образования, опыта работы и характеристик личности. Без их выявления и оценки работника затруднительно поручить ему выполнение обязанностей и рассчитывать на их качественное выполнение.

Существует разный подход к определению деловых и профессиональных качеств. Некоторые склонны считать, что профессиональные качества работника наименее важны. Наиболее популярна позиция, согласно которой профессиональные более подробно раскрывают характеристику свойств специалиста. Деловые являются универсальными качествами для разных видов работы.

Описание личных качеств

Личные качества при устройстве на работу играют не менее важную роль, чем деловые. Личные свойства раскрывают особенности специалиста как человека, показывают, как он взаимодействует с другими людьми. Часть из них закладывается с детства, формируется в семье, другая часть развивается в обществе, в школьном, студенческом коллективе. Некоторые личные характеристики можно обнаружить только в ходе трудовой деятельности, положительные качества можно и нужно развивать для достижения профессиональных целей.

Профессиональные и личные качества важны для работы. Они отражаются в резюме кандидата на должность, часто деловые вытекают из личных.

При одинаковых профессиональных характеристиках работодатель изучает список личных свойств. Соискателю надо стремиться показать в резюме сильные стороны своего характера и личности, чтобы руководитель сделал объективный выбор.

Характеристика

Примерный перечень личных качеств работника:

  • честность;
  • коммуникабельность;
  • ответственность и добросовестность;
  • трудолюбие;
  • вежливость и тактичность;
  • целеустремленность;
  • гибкость и умение принимать чужую точку зрения;
  • самокритичность, умение видеть свои ошибки и признавать их;
  • стрессоустойчивость.

Данный список показывает положительные свойства, существуют и отрицательные стороны личности, которые легко выявить через противоположности положительных свойств. Идеального работника найти сложно, у каждого имеются те и другие характеристики в разных пропорциях.

Топ-20 самых популярных личных качеств в резюме

Описание деловых качеств

Деловые качества для приема на работу можно классифицировать по разным основаниям, среди которых мотивация, круг выполняемых должностных обязанностей, направленность на коллег, руководство или контрагентов, время приобретения качеств.

Одной из распространенных и обширных классификаций является деление на положительные и отрицательные. Они будут рассмотрены отдельно, так как в разной ситуации одно и то же свойство может быть хорошим, а в другом случае оказаться плохим.

Также некоторые рабочие характеристики важны для начальника, а другие для рядового специалиста.

Положительные

Среди них можно выделить те, которые характеризуют отношение к трудовым обязанностям:

  • дисциплинированность;
  • усидчивость;
  • самостоятельность в принятии отдельных решений;
  • самообучаемость;
  • аккуратность в работе с документами;
  • умение планировать и распределять свое время;
  • дальновидность;
  • креативность;
  • умение четко формулировать свои мысли;
  • способность быстро принимать решения.

Те, которые показывают характер отношений с окружающими:

  • умение находить общий язык с клиентами;
  • знание делового этикета;
  • умение говорить на публику;
  • умение организовывать мероприятия;
  • умение работать в команде;
  • способность убеждать;
  • профессиональная честность;
  • уравновешенность, стремление к золотой середине.

Перечень не является исчерпывающим, а содержит базовый набор, который при желании можно дополнить некоторыми личными качествами работника.

Отрицательные

Однозначно негативные качества:

  • жадность;
  • неуживчивость;
  • обидчивость;
  • завистливость;
  • самоуверенность и наглость;
  • заносчивость;
  • болтливость и склонность к распусканию сплетен;
  • агрессивность;
  • проявление лени;
  • мстительность.

Некоторые свойства можно назвать отрицательными при определенных обстоятельствах:

  • гиперактивность;
  • скромность;
  • прямолинейность;
  • эмоциональность.

Отражение в резюме

При приеме на работу деловые и личные свойства учитываются в первую очередь. Не зная человека, выбрать подходящего кандидата работодатель может только по резюме или собеседованию. Иногда возникает проблема, какие качества работника для резюме подходят больше всего. Соискатель допускает ошибку, если перечисляет их в большом количестве, не выбирая главные, относящиеся к данной должности. Для руководителя это сигнал, что он не умеет вычленять нужную информацию.

Формулировки в резюме должны быть четкими, лаконичными, логическими, не противоречащими остальной информации. Желательно, чтобы они отражали сильные стороны личности, чтобы из текста можно было отследить связь между деловыми качествами и профессиональными достижениями.

Иногда претенденты на должность указывают в резюме не только свои лучшие стороны, но и худшие. Это может иметь двоякий смысл: свидетельствовать о честности человека и показывать его недальновидность. Желательно отметить свои недостатки на собеседовании, где про это спросят. Важно подчеркнуть желание исправлять свои недостатки.

Пример правильного начала резюме

Качества для разных профессий

Каждая сфера деятельности предполагает наличие тех или иных деловых качеств, которые необходимо указывать в требованиях к вакансии, они важны при приеме на работу.

  • для руководителей важными являются целеустремлённость, ответственность;
  • бухгалтер должен обладать скрупулёзностью и усидчивостью;
  • секретарю не обойтись без аккуратности и терпеливости;
  • менеджер по продажам должен иметь развитые коммуникативные навыки, обладать гибкостью.