Формы, виды и способы статистического наблюдения. Формы, виды и способы статистического наблюдения Основные этапы стратегического менеджмента

По способу крепления пера руля с корпусом судна различают рули:

  • а) простые -- с опорой на нижнем торце руля или со многими опорами на рудерпосте;
  • б) полуподвесные -- с опорой на специальном кронштейне в одной промежуточной точке по высоте пера руля;
  • в) подвесные -- висящие на баллере.

По положению оси вращения относительно пера руля различают рули:

  • а) пебалапсириые -- с осью, размещенной у передней (входящей) кромки пера;
  • б) полубалансирные -- с осью, расположенной на некотором расстоянии от передней кромки руля, и отсутствием площади в верхней части пера руля, в нос от оси вращения;

Отношение площади балансирной (носовой) части ко всей площади руля называется коэффициентом компенсации, который у морских судов лежит в пределах 0,20--0,35, а у речных 0,10--0,25.

Рулевой привод представляет собой механизм, передающий на руль усилия, развиваемые в рулевых двигателях и машинах.

Рулевая машина на судах приводится в действие электрическими или электрогидравлическими двигателями. На судах длиною менее 60 м разрешается вместо машины установка ручных приводов. Мощность рулевой машины выбирается исходя из расчета перекладки руля на предельный угол до 35° с борта на борт за 30 сек.

Рулевой привод предназначается для передачи команд от штурмана из рулевой рубки к рулевой машине в румпельное отделение. Наибольшее применение находят электрическая или гидравлическая передачи. На малых судах применяются валиковые или тросовые приводы, в последнем случае этот привод называют -- штуртросовым.

Классификация судовых рулей в зависимости от способа крепления их с корпусом и расположения оси поворота: а -- небалансирные; б-- балансирные. 1 -- простой; 2 -- полуподвесной; 3 -- подвесной.

в) балансирные -- с осью, расположенной так же, как у полу- балансирного руля, но с площадью балансирной части пера на всю высоту руля.

Контрольные приборы следят за положением рулей и исправным действием всего устройства.

Приборы управления передают приказания рулевому при управлении рулем вручную. Рулевое устройство -- одно из самых важных устройств, обеспечивающих живучесть судна.

На случай аварии рулевое устройство имеет дублирующий пост управления рулем, состоящий из штурвала и ручного привода, расположенных в румпель- ном отделении или вблизи от него.

На малых ходах судна рулевые устройства становятся недостаточно эффективными и порой делают судно совершенно неуправляемым.

Активный руль: а -- с конической передачей на винт; б -- с электромотором водяного исполнения.

Для повышения маневренности на современных судах некоторых типов (промысловых, буксирах, пассажирских и специальных судах и кораблях) устанавливают активные рули, поворотные насадки, подруливающие устройства или крыльчатые движители. Эти устройства позволяют судам самостоятельно выполнять сложные маневры в открытом море, а также проходить без вспомогательных буксиров узкости, входить на акваторию рейда и гавани и подходить к причалам, разворачиваться и отходить от них, экономя на этом время и средства.

Активный руль (рис. 56) представляет собой перо обтекаемого руля, на задней кромке которого установлена насадка с гребным винтом, приводящимся в движение от валиковой кони- ческой передачи, проходящей через пустотелый баллер и вращающийся от электродвигателя, установленного на голове баллера. Существует тип активного руля с вращением винта от электродвигателя водяного исполнения (работающего в воде) вмонтированного в перо руля.

При перекладке активного руля на борт работающий в нем винт создает упор, разворачивающий корму относительно оси поворота судна. При работе гребного винта активного руля на ходу судна скорость судна увеличивается на 2--3 узла. При остановленных главных двигателях от работы гребного винта активного руля судну сообщается малый ход до 5 узл.

Поворотная насадка, установленная вместо руля, при перекладке на борт отклоняет отбрасываемую гребным винтом струю воды, реакция которой вызывает разворот кормовой оконечности судна. Поворотные насадки преимущественно находят применение на речных судах.

Подруливающие устройства выполняются обычно в виде туннелей, проходящих через корпус, в плоскости шпангоутов, в кормовой и носовой оконечностях судна. В туннелях размещается гребной винт, крыльчатый или водометный движитель, создающие струи воды, реакции которых, направленные от противоположных бортов, разворачивают судно. При работе кормового и носового устройства на один борт судно перемещается лагом (перпендикулярно диаметральной плоскости судна), что очень удобно при подходе или отходе судна от стенки.

Крыльчатые движители, установленные в оконечностях корпуса также увеличивают маневренность судна.

Рулевое устройство подводной лодки обеспечивает более разнообразные ее маневренные качества. Устройство предназначается для обеспечения управляемости подводных лодок в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Управление подводной лодкой в горизонтальной плоскости обеспечивает плавание лодки по заданному курсу и осуществляется вертикальным и рулями, площадь которых несколько больше площади рулей надводных судов и определяется в пределах 2--3% от площади погруженной части диаметральной плоскости лодки.

Управление подводной лодкой в вертикальной плоскости на заданной глубине обеспечивается при помощи горизонтальных рулей.

Рулевое устройство горизонтальных рулей состоит из двух пар рулей с их приводами и передачами. Рули делаются парными, т. е. на одном горизонтальном баллере располагаются по бортам лодки два одинаковых пера руля. Горизонтальные рули бывают кормовыми и носовыми в зависимости от места расположения по длине лодки. Площадь кормовых горизонтальных рулей больше площади носовых рулей в 1,2--1,6 раза. Благодаря этому эффективность кормовых горизонтальных рулей в 2--3 раза выше эффективности носовых. Для увеличения момента, создаваемого кормовыми горизонтальными рулями, их обычно располагают за винтами.

Носовые горизонтальные рули на современных подводных лодках являются вспомогательными, их делают заваливающимися и устанавливают в носовой надстройке выше ватерлинии, чтобы не создавать дополнительного сопротивления и не мешать управлению лодкой при помощи кормовых горизонтальных рулей на больших скоростях подводного хода.

Обычно на полной и средней скорости подводного хода управление подводной лодкой производится при помощи одних кормовых горизонтальных рулей.

При малой скорости хода управление лодкой кормовыми горизонтальными рулями становится невозможным. Скорость, при которой лодка теряет управляемость, называется инверсивной скоростью. На этой скорости лодка должна управляться одновременно кормовыми и носовыми горизонтальными рулями.

В связи с тем, что между рулевой рубкой и румпельным отделением находится машинное отделение, возникает необходимость использования двух направляющих блоков с каждого борта. В качестве штуртроса используется стальной трос диаметром. Радиус сектора принимаем. Радиус штуртросового барабана.

Крутящий момент на бараебан:

Поскольку барабан вращается на двух подшипниках необходимо добавить 1% на потерю на углах трения: .

По правилам Морского Регистра Судоходства сила на рулевом колесе не должна превышать 0,12 кН, следовательно:

С целью уменьшения радиуса рулевого колеса имеет смысл уменьшить радиус штуртросового барабана:

баллер руль судно

Прочностной расчет узлов и деталей рулевого механизма.

Расчетные нагрузки.

Принципиальная схема рулевого механизма представлена на рис.

Условный минимальный момент действующий на рулевой механизм.

В дальнейших расчетах вместо нагрузки F принимается F3, а значение F2 принимается равным нулю.

Поперечная сила на баллере:

Расчетный изгибающий момент:

Расчетный изгибающий момент

Баллер руля в первом приближении.

Расчет элементов пера руля.

Толщина наружной обшивки.

на 0,35 длины от носика

на 0,65 длины от хвостика

Минимальная толщина обшивки:

Принимаем толщину обшиивки пера руля

Толщина ребер и диафрагм пера руля.

Толщина ребер и диафрагм принимается равной толщине обшивке

Спрямление условных поясков дает дополнительный запас прочности.

Моментинерции:

Момент сопротивления:

Расчетный изгибающий момент

Расчетный изгибающий момент

Расчетный изгибающий момент:

Расчетная реакция опоры 2.

Расчетная реакция опоры 4.

Расчетный изгибающий момент действующий в любом сечении баллера.

Основные определения

Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ (ст. 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97).

Анализ безопасности - анализ состояния опасного производственного объекта, включающий описание технологии и анализ риска эксплуатации объекта.

Анализ риска - процесс идентификации опасностей и оценки риска для отдельных лиц или групп населения, имущества или окружающей природной среды (РД 08-120-96).

Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта - документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте (РД 03-315-99).

Декларируемый объект - опасный производственный объект, подлежащий декларированию промышленной безопасности согласно требованиям промышленной безопасности (РД 03-315-99).



Идентификация опасности - процесс выявления и признания, что опасность существует и определения ее характеристик (РД 08-120-96).

Идентификация опасных производственных объектов - отнесение объекта в составе организации к категории опасного производственного объекта и определение его типа в соответствии с требованиями Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (РД 03-260-99).

Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте (ст. 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97).

Максимальная гипотетическая авария - авария, связанная с возможным выбросом опасных веществ из технологического оборудования (блока), сопровождающаяся отказом систем противоаварийной защиты и/или локализации аварий, и/или реализацией ошибочных действий персонала и приводящая к максимально возможному ущербу.

Опасность - источник потенциального ущерба, вреда или ситуация с возможностью нанесения ущерба (РД 08-120-96).

Опасные вещества - воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, перечисленные в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97.

Опасные производственные объекты - предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:

Получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

Используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С;

Используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

Получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

Ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях. (в соответствии со ст. 2 и приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97).

Оценка риска - процесс, используемый для определения степени риска анализируемой опасности для здоровья человека, имущества или окружающей среды. Оценка риска включает анализ частоты, анализ последствий и их сочетание (РД 08-120-96).

Расчетно-пояснительная записка - приложение к декларации промышленной безопасности, в котором приведено обоснование оценки риска аварии и достаточности принятых мер по предупреждению аварий (РД 03-315-99).

Риск - мера опасности, характеризующая вероятность возникновения возможных аварий и тяжесть их последствий. Риск (или степень риска) в зависимости от целей анализа оценивается соответствующими показателями (качественными или количественными), например, ожидаемыми уровнями негативных последствий аварий за определенный промежуток времени (ожидаемым ущербом, вероятностью возникновения аварий с определенными последствиями). Основными количественными показателями риска являются:

- индивидуальный риск - частота поражения отдельного индивидуума в результате воздействия исследуемых факторов опасности аварий;

- потенциальный территориальный риск - пространственное (территориальное) распределение частоты реализации негативного воздействия определенного уровня от возможных аварий;

- коллективный риск - ожидаемое количество пораженных в результате возможных аварий за определенный период времени;

- социальный риск - зависимость частоты возникновения событий (F), в которых пострадало на определенном уровне не менее N человек, от этого числа N.

Составляющие опасного производственного объекта - участки, установки, цеха, хранилища или другие составляющие (составные части), объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или административному принципу и входящие в состав опасных производственных объектов (РД 03-315-99).

Сценарий аварии - последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим событием, приводящих к аварии с опасными последствиями (РД 03-315-99).

Типовой сценарий аварии - сценарий аварии, связанный с выбросом опасных веществ из единичного технологического оборудования (блока) с учетом регламентного срабатывания имеющихся систем противоаварийной защиты, локализации аварии и противоаварийных действий персонала.

Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97).

Основные понятия, термины и определения по жизнеобеспечению

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях - это совокупность согласованных и взаимоувязанных по цели, задачам, месту и времени действий территориальных и ведомственных органов управления, сил, средств и соответствующих служб, направленных на создание условий, необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах отселения пострадавшего населения.

Система жизнеобеспечения населения в ЧС -совокупность органов управления, организаций, учреждений и предприятий с их связями, создающих и поддерживающих условия для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего в зоне ЧС,включающая территориальные, функциональные и ведомственные звенья Российской системы предупреждений и действий в ЧС на местном, региональном и государственном уровнях, ситуациях;

Первоочередные виды жизнеобеспечения в ЧС - жизненно важные материальные средства и услуги, сгруппированные по функциональному предназначению и сходным свойствам, используемые для удовлетворения минимально необходимых потребностей пострадавших в ЧС населения в воде, продуктах питания, жилье, предметов первой необходимости, медицинском и санитарно-эпидемиологическом, информационном, транспортном и коммунально-бытовом обеспечении.

Период жизнеобеспечения населения в ЧС - время, ограниченное
началом и окончанием удовлетворения жизненно важными материальными
средствами и услугами пострадавшего населения по установленным нормам и
нормативам для условий ЧС.:

Первоочередные потребности населения в ЧС - объемы (количества) жизненно важных материальных средств и услуг, необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья пострадавшего в ЧС населения в течение всего периода жизнеобеспечения по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.

Возможности системы жизнеобеспечения населения в ЧС - объемы (количества) жизненно важных материальных средств и услуг, которые могут быть предоставлены пострадавшему в ЧС населению системы жизнеобеспечения данного региона (отраслевого звена) в течение всего периода ЖОН по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.

Чрезвычайные ситуации (ЧС) - по ГОСТ 22.02-94- состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровья, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.3.01-94 жизнеобеспечение населения в ЧС осуществляется по следующим основным видам: водой; продуктами питания и продовольственным сырьем; предметами первой необходимости; жильем; медицинским и санитарно-эпидемиологическим обслуживанием; информационным обслуживанием; транспортным обслуживанием; коммунально-бытовым обеспечением.

ОБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:

· объекты управления, связи и оповещения;

· объекты топливно-энергетического комплекса;

· объекты пищевой промышленности, предприятия общественного питания;

· предприятия коммунально-бытового обслуживания;

· учреждения здравоохранения и фармакологии;

· учреждения жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ);

· объекты и предприятия транспорта (пассажирского и грузового);

· учреждения государственного надзора и контроля в области безопасности.

Основные направления повышения устойчивости функционирования экономики страны:

* обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в военное время;

* рациональное размещение производительных сил на территории страны;

* подготовка к работе в военное время отраслей экономики;

* подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в условиях военного времени;

* подготовка системы управления экономикой для решения задач военного времени.

Применительно к этим основным направлениям должны разрабатываться и осуществляться конкретные мероприятия по повышению устойчивости: в отраслях экономики - по отрасли (подотрасли) в целом, по подведомственным объединениям и объектам с учетом специфики и перспектив дальнейшего развития отрасли; в территориальных звеньях - по субъекту федерации в целом, экономическим районам, областям, районам, городам и другим населенным пунктам, а также по отраслям и объектам федерального подчинения с учетом природных, экономических и других местных особенностей.

Для отраслевого звена объединения, объекта основные направления повышения устойчивости трактуются следующим образом:

* обеспечение защиты рабочих, служащих, членов семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах и их жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях;

* рациональное размещение производительных сил отрасли, подотрасли, объединения, производственных фондов объекта на соответствующей территории;

* подготовка отрасли, подотрасли, объединения, объекта к работе в чрезвычайных ситуациях;

* подготовка к выполнению работ по восстановлению отрасли, подотрасли, объединения (объекта) в чрезвычайных ситуациях;

* подготовка системы управления отраслью, подотраслью, объединением (объектом) для решения задач в чрезвычайных ситуациях.

По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивости:

* в территориальных звеньях (республика, край, область, город, район) с учетом природных, экономических и других особенностей этих звеньев;

в отрасли экономики - по отрасли в целом, по ее подведомственным объединениям и объектам с учетом специфики их деятельности и перспектив дальнейшего развития.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций может быть осуществлено по следующим направлениям:

1. Разработка и внедрение новых технологий (МЧС может только способствовать).

2. Соблюдение норм и нормативов производственной деятельности (госнадзор и контроль - общегосударственная задача).

3. Совершенствование подготовки производственного персонала.

4. Прогноз возможных ЧС.

6. Лицензирование потенциально опасных видов деятельности.

7. Мониторинг потенциально опасных процессов и технологий.

Основные понятия по терроризму

Терроризм - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества или других материальных объектов, создающее опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устранение насилия или оказание воздействия на принятие органами власти решения, выгодных террористам, или удовлетворение неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международных организаций, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

Террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:

1. Организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;

2. Подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;

3. Организацию незаконного вооруженного преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;

4. Вербовка, вооружение, обучение и использование террористов;

5. Финансирование заведомо террористической организации или
террористической группы или иное содействие им;

Международная террористическая деятельность - террористическая деятельность, осуществляемая:

1. Террористом или террористической организацией на территории
более чем одного государства или наносящая ущерб интересам
более чем одного государства;

2. Гражданами одного государства в отношении граждан другого
государства или на территории другого государства;

3. В случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются
гражданами одного и того же государства или разных государств,
но преступление совершено за пределами территорий этих
государств.

Террористическая акция - непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применение или угроза применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, ядовитых сильнодействующих веществ; уничтожение, повреждение или захвата транспортных средств или других объектов, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищение человека; создание опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространение угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо поступление иных общественно опасных последствий.

Преступление террористического характера - преступления, предусмотренные ст. 205-208, 277, 360 Уголовного Кодекса РФ. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные Уголовным Кодексом РФ, если они совершены в террористических целях. Ответственность за совершение таких преступлений наступает в соответствии с УК РФ.

Террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме.

Террористическая группа - группа лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности.

Террористическая организация - организация, созданная в целях осуществления в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации.

Борьба с терроризмом - деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности.

Контртеррористическая операция - специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.

Зона проведения контртеррористической операции - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.

Заложник - физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие как условие освобождения удерживаемого лица.

Терроризм можно классифицировать по следующим признакам

I. По заказчику террористических актов. Вне зависимо от целей и задач, преследуемых террористическими актами, каждый из них отражает чьи-то конкретные интересы. В зависимости от того. Кто выступает «заказчиком», чьи цели и задачи преследуются совершением террористического акта, терроризм можно разделить по следующим видам:

1.1. Государственный терроризм.

Государственный терроризм организуется и проводится государственными органами. Исполнителями чаще всего выступают сотрудники спецслужб, либо вне государственные террористические организации. В свою очередь, по направленности действий, государственный терроризм можно разделить на внутригосударственный и внешенгосударственный.

Внутригосударственный терроризм (репрессивный терроризм) используется правительственными кругами для устрашения, либо физического устранения своих оппонентов, либо целых социальных групп населений.

В зависимости от целей и задач внешней политики, государство может использовать терроризм как инструмент для достижения своих целей за рубежом - внешенгосударственный терроризм. Внешенгосударственный терроризм может быть двух видов - конспиративный, осуществляемый законспирированными террористическими организациями или отдельными террористами, либо военный, осуществляемый вооруженными формированиями.

Внешенгосударственный терроризм тесно граничит с международным терроризмом. Отличие их, на наш взгляд заключается в следующем:

а) инициатором проведения внешнеполитического терроризма всегда
выступает государство, в интересах которого эти акты проводятся. Исполнителями выступают государственные спецслужбы, международные террористические организации либо отдельные лица не принадлежащие к государству, в чьих интересах проводится террористический акт;

б) организаторами проведения международных террористических
актов выступают внегосударственные террористические структуры. При этом преследуются цели, отвечающие не интересам какого-либо государства, а интересам самой террористической организации.

1.2. Этнический терроризм.

История терроризма знает существование внегосударственных террористических организаций, защищающих интересы представителей определенной нации. Как правило, основная часть такой организации состоит из лиц той национальности, чьи этнические интересы защищает организация.

Наглядным примером этнического терроризма может служить операция чеченских боевиков в Буденовске.

1.3. Клановый терроризм.

Наличие крупных политических и криминальных кланов, борьба между ними за власть и распределение сфер влияния, приносящих доход, зачастую сопровождается совершением террористических актов, направленных против лидеров и членов других кланов.

Клановый терроризм также четко прослеживается в борьбе, между различного рода криминальными объединениями, ведущими между собой борьбу за расширение зон влияния.

1.4. Индивидуальный терроризм.

Террористические акты нередко совершаются отдельными гражданами в своих интересах. В основном это - захваты самолетов гражданской для перелета в другую страну.

II. Другими критериями классификации терроризма могут служить цели и задачи, преследуемые при совершении террористических актов. Согласно ему, терроризм можно разделить по следующим направлениям:

2.1. Политический терроризм.

Политический терроризм обычно направлен на изменение (дестабилизацию) существующего строя, захват либо удержание власти Политический терроризм в свою очередь можно разделить на отдельные направления:

а) политический терроризм, осуществляемый в целях свержения существующего строя и захвата власти (революционный террор). Примером «революционного террора» может служить деятельность «Народной Воли» в деятельности которой террору отводилась роль детонатора восстания;

б) террор как средство удержания захваченной власти (репрессивный террор). Большевики, захватив власть в результате октябрьского переворота, объявили «Красный террор» для того, чтобы сломить возможное сопротивление противников большевизма.

2.2. Экономический терроризм.

В 1987 г. в г. Канзас Сити (США) рассматривался вопрос о влиянии терроризма на деятельность американских компаний и корпораций за рубежом. Выбор террористами в качестве объектов нападения американских коммерческих фирм и промышленных предприятий определяется стремлением оказания влияния на фирмы с целью изменения либо прекращения их деятельности. Так, в 1976 г. в Венесуэле террористами был похищен один из ведущих специалистов компании «Овенс-Иллинойс». Одним из условий его освобождения стало требование повысить зарплату рабочим-венесуэльцам, работающим на этой фирме.

III. Валютный терроризм.

Близко к экономическому стоит валютный терроризм - стремление террористов получить крупные суммы денежных средств. За период с 1970 по 1980 гг. террористам в качестве выкупов в США было выплачено 300 млн.$. Валютный терроризм столь эффективен, что начинает использоваться уголовными элементами для получения денежных средств. В Люксембурге в 1985 г. террористы совершили нападение на ряд банков, изъяв из них 20 млн. франков.

IV. Адресный терроризм.

Террористические организации, кроме стремления к достижению поставленных перед собой целей, практически постоянно направляют свои усилия на устранения должностных лиц государственного аппарата, в первую очередь - сотрудников правоохранительных органов, противодействующих террористическому движению. По сути дела, террористы мстят государственным служащим, политическим деятелем, ответственным военным за их деятельность.

Естественно, что при рассмотрении деятельности террористических организаций бывает сложно отнести саму организацию либо ее деятельность к одному из названных критериев. Кроме того, количество критериев для систематизации и классификации террора может быть продолжено.

Ценные бумаги можно классифицировать по следующим признакам:

§ срок существования: срочные (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и отзывные) и бессрочные;

§ форма существования: бумажная (документарная) или безбумажная (бездокументарная);

§ порядок фиксации владельца: именные или предъявительские;

§ форма обращения (порядок передачи): передаваемые по соглашению сторон (путем вручения, путем цессии) или ордерные (передаваемые путем приказа владельца - индоссамента);

§ форма выпуска: эмиссионные или неэмиссионные;

§ регистрируемость: регистрируемые (государственная регистрация или регистрация ЦБ РФ) и нерегистрируемые;

§ национальная принадлежность: российские или иностранные;

§ вид эмитента: государственный (федеральный или муниципальный) и негосударственный (корпоративный или частный);

§ обращаемость: рыночные или нерыночные;

§ цели использования: инвестиционные (цель - получение дохода) или неинвестиционные (обслуживают оборот на товарных рынках);

§ уровень риска: безрисковые или рисковые (низкорисковые, среднерисковые или высокорисковые);

§ наличие начисляемого дохода: бездоходные или доходные (процентные, дивидендные, дисконтные);

§ номинал: постоянные или переменный.

В соответствии с российским законодательством к ценным бумагам относятся:

 Государственные и муниципальные ценные бумаги

 Облигация

 Вексель

 Депозитный и сберегательный сертификаты

 Банковская сберегательная книжка на предъявителя

 Коносамент

 Приватизационные ценные бумаги

 Складское свидетельство

 Инвестиционный пай

 Закладная

 Другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

· По порядку владения и передачи прав различают именные, предъявительские и ордерные ценные бумаги.

Именная ценная бумага - это ценная бумага, имя владельца которой зафиксировано на ее бланке и в реестре собственников.

Предъявительская ценная бумага - это ценная бумага, имя владельца которой не фиксируется на ней самой, а ее обращение не нуждается в регистрации. Передача прав по ней осуществляется простым вручением.

Ордерная ценная бумага, например депозитный сертификат, переводной вексель, выписывается на имя первого приобретателя и может сопровождаться передаточной надписью на ценной бумаге, с помощью которой права требования по ценной бумаге могут передаваться указанному в надписи лицу.

· По сроку обращения ценные бумаги подразделяют на срочные, бессрочные и сроком по предъявлении. Срочные ценные бумаги имеют установленный при их выпуске срок существования: краткосрочные - до года; среднесрочные - от 1 года до 5 лет, долгосрочные - свыше 5 лет. Бессрочные ценные бумаги - это акции.

· По правовому статусу ценные бумаги подразделяют на эмиссионные и неэмиссионные. Эмиссионные ценные бумаги (акции, облигации) размещаемые выпуском и имеющие равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Выпуск требует государственной регистрации и публикации проспекта эмиссии - документа, содержащего основную информацию о выпускаемых ценных бумагах и об условиях выпуска, об эмитенте и о выпущенных им ранее ценных бумагах. Неэмиссионные ценные бумаги (векселя, чеки, депозитные сертификаты и др.) выпускаются поштучно или небольшими сериями и их выпуск не требует регистрации.

· По форме выпуска ценные бумаги подразделяют на документарные, т.е. выполненные на бумажном носителе, и бездокументарные (безбумажные, безналичные), существующие в виде записей на лицевых счетах в системе ведения реестра собственников или на счете депо в депозитарии, обслуживающем эмитента. Развитие рыночных отношений привело к появлению безбумажной формы существования ценных бумаг. Прежде всего, это связано с ростом количества обращающихся ценных бумаг, особенно акций и облигаций. По другим ценным бумагам преобладает документарная форма. Многие права, закрепленные в ценной бумаге, могут быть реализованы безотносительно к ее форме. Например, выплата дохода не требует ее предъявления; операция купли-продажи может производиться без наличия ее самой как материального носителя зафиксированных за ней имущественных прав. При документарной форме выпуска владелец идентифицируется на основании оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги. Бездокументарная ценная бумага - это всегда именная и эмиссионная ценная бумага, и в электронной памяти она зарегистрирована на определенное юридическое или физическое лицо. Представительским документом, удостоверяющим владение определенным количеством ценных бумаг, является выписка из реестра собственников, выдаваемая реестродержателем. Бездокументарная (безбумажная) форма ценной бумаги ускоряет и упрощает ее обращение в части расчетов, передачи от одного владельца к другому, снимает проблемы хранения, учета и налогообложения. По экономической сущности ценные бумаги условно можно разделить на три больших класса: основные, производные и товарораспорядительные.

41. Налоговая система РФ

Налоговая система России включает следующие элементы:

· взаимосогласованная совокупность налогов, сборов и платежей, используемых в той или иной стране для финансирования государственного бюджета и внебюджетных фондов;

· система законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей.

В зависимости от характера государственного устройства налоговая система может включать федеральные (центральные) налоги, налоги административно-территориальных образований (или налоги субъектов Федерации) и местные налоги и сборы. Как правило, в рамках второй и третьей категорий налогов выделяются налоги, носящие обязательный характер, и налоги, которые могут быть введены по решению региональных и местных органов власти.

Налоги административно-территориальных образований и местные налоги и сборы зачисляются в соответствующие бюджеты, а из числа федеральных налогов могут выделяться те, которые распределяются между бюджетами различных уровней для балансирования бюджетной системы и дотирования местных бюджетов (группа регулирующих налогов).

Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные налоги; региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.

К федеральным налогам Российской Федерации в настоящее время относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на покупку валюты.

К республиканским налогам относятся налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

К местным налогам и сборам относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов, а также целый ряд других налогов и сборов (курортный сбор, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, налог на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы и ряд других налогов и др.).

42. Сущность, роль и функции кредита

Кредит - форма движения ссудного капитала, осуществляемого на началах срочности, возвратности и платности.

Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При помощи кредита свободные денежные капиталы и доходы предприятий, личного сектора и государства аккумулируются, превращаются в ссудный капитал, который передается за плату во вре­менное пользование. Ссудный капитал перераспределяется между отраслями, устремляясь с учетом рыночных ориентиров в те сферы, которые обеспечивают получение более высокой прибыли или которым отдается предпочтение в соответствии с общенациональными программа ми развития экономики РФ. Кредит оказывает активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорости обращения денег, в период перехода РФ к рынку создает базы для ускорения развития безналичных расчетов и введения их новых способов, что способствует экономии издержек обращения и повышения эффективности общественного воспроизводства в целом. Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, а следовательно, концентрации производства.

В условиях рыночной экономики кредит выполняет следующие функции:

а) аккумуляция временно свободных денежных средств;

б) перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата;

в) создание кредитных орудий обращения (банкнот и казначейских билетов) и кредитных операций;

г) регулирование объема совокупного денежного оборота.

43. Принципы кредитования.

Принципы кредитования - принципы, на основе которых принято предоставлять кредит заемщику:

Возвратность кредита;

Срочность кредита - соблюдение сроков возврата;

Обеспеченность кредита;

Кредитоспособность заемщика - дифференциация кредитов;

Платность кредита;

Целевое назначение кредита.

Принципы кредитования - это основополагающие условия, на которых выдается кредит заемщику. Такими принципами кредитования являются:

Срочность;

Возвратность;

Платность.

Принцип срочности означает, что кредит выдается на четко указанный срок. Этот срок оговаривается в кредитном договоре. Существует несколько способов указания срока погашения кредита, а именно:

Возврат всей суммы основного долга и процентов по нему по фиксированной ставке в четко установленные периоды времени;

Возврат суммы основного долга в четко определенные промежутки времени, для каждого из которых установлена своя процентная ставка, т. е. это кредит с плавающей процентной ставкой (ролловерный);

Возврат в четко установленные периоды времени только суммы процентов по кредиту и возврат по истечении срока действия кредитного договора всей суммы основного долга по кредиту;

Указывается не время возврата кредита и процентов по нему, а только условия их возврата. Например, возврат кредита по первому требованию кредитора (онкольный кредит), порядок погашения кредита (овердрафт, контокоррентный кредит). Срочность кредита означает его возврат.

Принцип возвратности кредита заключается в том, что по окончанию срока кредитного договора заемные деньги должны быть возвращены кредитору в полной сумме (основной долг) и с процентами. В случае невозврата кредита в срок заемщику начисляются пени (то есть штрафные санкции), размер которых устанавливается в кредитном договоре. Для гарантии возврата финансового кредита используют разные виды обеспечения этого возврата.

Основными видами обеспечения кредита являются поручительство, гарантия, залог, страхование ответственности заемщика за непогашение кредита.

Поручителем может выступать любой хозяйствующий субъект (банк, ассоциация, предприятие и т. п.). Поручительство - это договор с односторонними обязательствами, посредством которого поручитель берет обязательство перед кредитором оплатить при необходимости задолженность заемщика. Договор поручительства служит дополнением к кредитному договору и заверяется нотариусом. Договор поручительства применяется, когда заемщиком является гражданин. Гарантия - это вид поручительства, применяемый только между юридическими лицами. Гарантия означает обязательство гаранта выплатить за гарантируемого определенную сумму при наступлении гарантийного случая.

В отличие от поручительства гарантия не является актом, дополняющим кредитное соглашение. Она оформляется гарантийным письмом.

Обеспечение кредита в форме поручительства или гарантии предусматривает право банка (кредитора) на безусловное списание средств в необходимых размерах со счетов поручителя или гаранта в случае непогашения в установленный срок заемщиком обязательства по полученному кредиту.

44. Формы и виды кредита:

1. Банковский кредит

2. По срокам погашения

· Краткосрочный (до года)

· Среднесрочный (1-3 лет)

· Долгосрочные (более 3 лет)

Онкольный кредит

3. По способам погашения

· Единовременные

· В рассрочку

4. По способам взымания ссудного %

· % погашения вместе с телом кредита;

· Равномерные выплаты %

5. По методу кредитования:

· Разовые кредиты;

· Предоставление в срок и на сумму предоставляемую договором

· Кредитные линии

6. По видам % ставок:

· Кредиты с фиксированной % ставкой;

· С плавающей % ставки;

· Ступенчатые ставки.

7. По числу кредитов:

· Синдицированные;

· Параллельные кредиты

46. Кредитная система РФ

Кредитная система – это совокупность различных финансово-кредитных институтов действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и концентрацию денежного капитала

Кредитная система РФ состоит из двух уровней

1. Финансово-кредитные институты (ЦБ РФ, банковские кредитные организации, специализированные не банковские кредитные учреждения);

2. Инструменты кредитных отношений:

· Кредитный договор;

· Вексель;

· Облигация.

Кредитный механизм:

· Система связей по аккумуляции и мобилизации денежных капиталов между кредитными институтам и различными секторами экономики;

· Отношения связанные с перераспределением денежного капитала между самими кредитными институтами в рамках действующего рынка капиталов;

· Отношения между кредитными институтами и иностранными клиентами.

47. Банковская система РФ

Банковская система РФ – это совокупность различных финансово-кредитных институтов действующих взаимосвязано в рамках общего денежно-кредитного механизма страны.

В России банковская система имеет два уровня:

2. Коммерческий банк.

Функции ЦБ:

48. Виды банковских операций:

· Пассивные – это операции, направляемые на привлечение денег в банк, счета и вклады;

· Активные – операции, которых банк является кредитором, размещая имеющиеся у него денежные средства.

· Комиссионно-посреднеческие:

· Расчётно-кассовые операции;

· Факторинг;

· Лизинг;

· Трастовые операции.

49. Форма организации и функции ЦБ.

Функции ЦБ:

· Монопольная эмиссия банкнот;

· Банк банков (не имеет дело с юр. Лицами) – устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке, с обязательствами банков по пассивам;

· ЦБ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков либо монопольно, либо совместно с министерством финансов или другим государственным органом;

· Регулирование всей денежно-кредитной системы страны и обеспечение стабильности национальной валюты.

Виды банковских операций:

Центральный банк с точки зрения собственности на капитал бывает:

· Государственный (Великобритания, Франция, Канада, Россия);

· Акционерные (ФРС);

· Смешанная (Япония).

50. Денежно-кредитная политика и её инструменты

Денежно-кредитная политика Центрального банка - совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита.

Основные методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ сформированы в 35-ой статье федерального закона о банке России.

Инструменты:

· Ставка Рефинансирования- под финансированием понимают формы, порядок, условия, сроки лимиты кредитования банком России коммерческих банков.

Рефинансирование применяется для регулирования ликвидности.

Изменение ставки рефинансирования предусматривает собой изменение цены дополнительных кредитных ресурсов предоставляемых ЦБ остальным банкам.

· Нормативы обязательных резервов;

· Операции на открытом рынке;

· Установление максимальных уровней ставок по отдельным операциям и сделкам;

· Прямое ограничение кредитования;

· Замораживание % ставок;

Документ, который создан в обществе, входит в соответствующую систему документации в качестве ее элемента. Отдельные виды и разновидности документов составляют систему документации. До настоящего времени в документоведении не существует непротиворечивой научной классификации видов и разновидностей документов.

Важнейшим признаком для классификации документов является его содержание. Служебные документы могут подразделяться по: по административным вопросам; материально-техническому снабжению; планированию; оперативной деятельности; бухгалтерскому учету; подготовке и расстановке кадров; финансово-кредитным и внешнеторговым вопросам и т.д.

Все документы, обращающиеся на предприятии, могут классифицироваться по следующим признакам.

По наименованию существует множество разновидностей документов. Вот лишь некоторые из них: приказы, распоряжения, планы и отчеты, акты, протоколы, договоры, уставы, инструкции, справки, докладные, объяснительные записки, служебные письма, телеграммы, стандарты, технические условия, платежные требования и поручения, доверенности и т.д.

По способу фиксации информации документы бывают письменные (рукописные, машинописные, типографские, подготовленные на множительных аппаратах, напечатанные на персональных компьютерах), графические и фотофоно-кинодокументы.

По степени сложности документы классифицируют на простые и сложные. Простые - это документы, в которых рассматривается один вопрос, в сложных освещается несколько вопросов.

По степени гласности различают документы открытые (несекретные) и документы с ограниченным доступом. Документы с ограниченным доступом бывают разной степени секретности: совершенно секретные, секретные, документы для служебного пользования (ДСП), с грифом "конфиденциально".

По юридической силе документы подразделяют на подлинные и подложные. Подлинные документы бывают действительные и недействительные. Недействительным документ становится в результате истечения срока действия или отмены его другим документом.

По срокам исполнения документы классифицируются на срочные и несрочные. Срочными являются документы со сроками исполнения, установленными законом и соответствующими правовыми актами, а также телеграммы и другие документы с грифом "срочно".

По происхождению документы классифицируют на служебные, подготовленные на предприятиях, в организациях, и личные (письма граждан с изложением жалоб, предложений, просьб).

По срокам хранения документы делятся на документы временного и постоянного срока хранения. Документы временного хранения в свою очередь подразделяются на документы со сроком хранения до 10 лет и свыше 10 лет.

По степени обязательности документы бывают информационные, содержащие сведения и факты о производственной и иной деятельности организаций, и директивные - обязательные для исполнения, носящие характер юридической или технической нормы.

По степени унификации различают документы индивидуальные, типовые, трафаретные, примерные и унифицированные в виде анкеты и таблицы.

Индивидуальные документы разрабатываются конкретными организациями для внутреннего пользования.

Типовыми являются документы, создаваемые вышестоящими органами для организаций с однородными функциями и носят обязательный характер.

Трафаретные документы имеют заранее напечатанный текст с пробелами, которые заполняются при окончательном оформлении документа в зависимости от конкретной ситуации. Такие документы перспективны, т. к. экономят время на подготовку.

Примерные документы носят ориентировочный характер и используются для составления и оформления документов по аналогии.

Анкета - способ представления унифицированного текста, при котором постоянная информация располагается в левой части листа, а переменная вносится в документ в процессе его составления в правую часть листа.

Таблица - документ, в котором постоянная информация размещается в заголовках граф и боковика (заголовки строк), а переменная (в цифровом или словесном выражении) - на пересечении соответствующих граф и строк.

Текст, представленный в виде таблицы, обладает большой информационной емкостью, позволяет строго классифицировать и кодировать информацию и легко суммировать аналогичные данные. В табличной форме оформляются штатное расписание, план, график отпусков и другие документы.

Государственный классификатор управленческой документации Украины ДК 010-98, действующий с 01.06.99 содержит такие классы документов:

банковская документация;

финансовая документация;

плановая документация;

ресурсная документация;

торговая документация;

внешнеторговая документация;

ценовая документация;

документация труда, социальных вопросов и социальной защиты населения;

документация бытового обслуживания населения;

документация Пенсионного фонда;

словарно-справочная документация.

Системы документации

Согласно Государственному классификатору управленческой документации Украины ДК 010-98, система документации - это совокупность взаимосвязанных документов, которые используются в определенной сфере деятельности.

Деятельность учреждения, организации, предприятия отражается в различных документах, которые взаимосвязаны и составляют системы документации, применяемые в определенной сфере. Можно назвать множество систем документации, которые классифицируются по различным признакам (территориальному, функциональному, уровню управления и т.п.). Выделяют функциональные системы документации - организационно-распорядительная, плановая, отчетностатистическая и др., т.е. присущие всем органам управления. Системы документации, отражающие деятельность органов отраслевого управления (министерств, ведомств), принято считать отраслевыми. Можно выделять различные подсистемы документации по уровням управления, они между собой тесно связаны, и их трудно разграничить.

У нас в стране в связи с развитием автоматизации управленческих процессов разработаны унифицированные системы документации. Определение, назначение, состав унифицированной системы документации устанавливаются ГОСТами. Документы различных систем должны иметь унифицированную форму.

Унифицированная система документации (УСД) - система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности.

Унифицированные формы документов разрабатываются и утверждаются министерствами и ведомствами. Они обязательны для применения во всех учреждениях, организациях, предприятиях независимо от формы собственности.

Государственный классификатор управленческой документации Украины ДК 010-98, действующий с 01.06.99 выделяет такие системы документации:

организационно-распорядительная документация;

первично-учетная документация;

банковская документация;

финансовая документация;

отчетно-статистическая документация;

плановая документация;

ресурсная документация;

торговая документация;

внешнеторговая документация;

ценовая документация;

документация по труду, социальным вопросам и социальной защите населения;

документация по бытовому обслуживанию населения;

бухгалтерско-учетная документация;

документация по Пенсионному фонду;

информационно-справочная документация.

Организационно-распорядительная документация - система документации, используемая для решения организационно-распорядительных заданий управления.

Организационно-распорядительная документация выделяется из единой по своей информационной природе документации в зависимости от функций государственного органа, учреждения, который обслуживает делопроизводство.

Органы государственной власти и государственного управления Украины, все учреждения, организации и предприятия отражают свою деятельность в распорядительных документах. В соответствии с положениями о государственных органах классифицируются и распорядительные документы.

К распорядительным документам, отражающим административно-управленческую деятельность учреждений, относятся:

постановления - правовые акты, принимаемые высшими и некоторыми центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящими перед данными органами, и установления стабильных норм правил поведения.

решения - правовые акты, принимаемые исполнительными комитетами. Решения оформляют также результаты деятельности и других коллегиальных органов - коллегий, министерств и ведомств, научных советов и т.п.

распоряжения - акты управления государственного органа, имеющие властный характер, присвоенные должностному лицу, государственному органу компетенции, имеющие обязательную силу для граждан и организаций, которым распоряжение адресовано.

уставы - своды правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственного управления или хозяйственной деятельности.

положения - нормативные акты, имеющие сводный кодификационный характер и определяющие порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы системы органов государства, единого органа, структурного подразделения (комиссии, группы).

приказы - акты, издаваемые руководителями министерств, ведомств, отделов и управлений исполкомов местных Советов народных депутатов, руководителями учреждений, объединений, организаций и предприятий, действующими на основе единоналичия. Приказ издается для решения основных оперативных задач, стоящих перед данным органом.

инструкции - правовые акты, издаваемые органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регулирующих организационные вопросы, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан. Инструкции издаются также в целях разъяснения и определения порядка применения законодательных актов и распорядительных документов.

протоколы - документы, фиксирующие ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.

докладные и объяснительные записки: докладные записки - документы, адресованные руководству и излагающие какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя; объяснительные записки - 1) документы, поясняющие содержание отдельных положений основного документа (плана, отчета, проекта); 2) сообщения должностного лица, поясняющие какое-либо действие, факт, происшествие, представляемые вышестоящему должностному лицу.

акты - документы, составленные несколькими лицами и подтверждающие установленные факты или события.

отчёты и др.

Первично-учетная документация - система документации, используемая для управления производственно-хозяйственной деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, организаций, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, всех форм собственности.

Банковская документация - система документации, используемая для осуществления расчетно-денежных операций через банки.

Финансовая документация - система документации, используемая для организации финансовых взаимоотношений субъектов экономики.

Отчетно-статистическая документация - система документации, используемая для решения задач государственной статистики и получения статистической информации.

Отчет - документ, содержащий сведения о результатах деятельности за определенный период времени. Отчетная документация учреждения состоит из нескольких комплексов документов: государственная статистическая отчетность; ведомственная отчетность; внутриучрежденческая отчетность.

Формы документов государственной статистической отчетности разрабатываются Госкомстатом Украины и являются обязательными для всех учреждений, организаций и предприятий. Формы документов ведомственной отчетности разрабатываются министерствами и ведомствами. Центральный банк Украины, Государственная налоговая служба Украины и Министерство финансов Украины представляют формы бухгалтерского учета и отчетности, налоговой отчетности, обязательные для всех организаций. Формы ведомственной отчетности готовят федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют отраслевое управление.

Государственная статистическая и ведомственная отчетность представляется в установленные сроки соответствующим территориальным органом. По срокам представления она может быть декадной, месячной, квартальной, полугодовой и годовой.

В каждом учреждении составляется внутренняя отчетность о выполнении планов, заданий, разовых поручений руководства или поручений вышестоящей организации. Такого рода отчетные документы составляются специалистами структурных подразделений и представляются на рассмотрение руководства данной или вышестоящей организации. Внутриучрежденческие отчетные документы могут называться: отчет или справка отчетного характера.

Государственная статическая и ведомственная отчетность составляется на основе утвержденных унифицированных форм и в соответствии с утвержденными нормативными документами.

Плановая документация - система документации, используемая для решения задач прогнозирования и планирования развития экономики.

Результаты планирования фиксируются в плановых документах, которые имеют следующие названия: план, перспективный план, программа, график, схема, генеральная схема.

Особенность плановых документов в том, что они всегда составляются на какой-либо определенный срок: несколько лет, год, полгода, квартал, месяц или на период выполнения конкретного вида работ.

Федеральные планы, программы, генеральные схемы разрабатываются по решению Правительства Украины одним или несколькими министерствами или ведомствами. Проекты до их представления в Правительство Украины на утверждение в обязательном порядке проходят стадию согласования со всеми заинтересованными учреждениями. Утверждаются федеральные программы, планы и генеральные схемы постановлениями Правительства Украины.

Отраслевые планы и программы разрабатываются органом исполнительной власти, для подведомственных учреждений и организаций. Утверждаются руководителем органа исполнительной власти (министерства или ведомства) и являются обязательными для выполнения. Контроль за их выполнением осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Территориальные программы, планы, схемы разрабатываются администрациями краев, областей, районов, городов, и других территориальных образований и действуют в рамках территории. Как правило, они касаются вопросов социального и экономического развития и благоустройства территорий.

Планирование деятельности отдельной организации, как правило, осуществляется в форме плана, программы или графика. При наличии в учреждении коллегий, советов, комиссий их деятельность также планируется.

Разрабатываются плановые документы руководством с привлечением квалифицированных специалистов и обязательно проходят стадию согласования и утверждения.

Программа подписывается руководителем подразделения, ответственного за разработку программы. Утверждаются программы руководителем вышестоящей или данной организации или коллегиальным органом (собранием, советом, коллегией и т.п.).

План - документ, устанавливающий перечень намеченных к выполнению мероприятий, их последовательность, объем, сроки, ответственных исполнителей. Форма планов, как правило, табличная.

Планы организаций оформляются на общем бланке. Обязательными реквизитами плана являются: наименование организации, название вида документа, дата, номер документа, место составления плана, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения. Планы структурных подразделений оформляются на стандартных листах бумаги с нанесением всех необходимых реквизитов.

Планы работ или мероприятий подписываются руководителями подразделений-разработчиков, утверждаются планы руководителем вышестоящего органа или данной организации.

Ценовая документация - система документации, используемая для решения задач анализа цен и ценообразования.

Ресурсная документация - система документации, используемая для решения задач управления ресурсами.

Торговая документация - система документации, используемая для решения задач управления торговлей.

Все торговые операции, осуществляемые предприятиями, должны в обязательном порядке быть оформлены документально. Особенно внимание необходимо уделить юридическим документам, так как без них эти операции будут недействительны.

Существующим законодательством предусмотрены специальные правовые нормы для оформления торговых документов, то есть, если их не придерживаться, документ не будет иметь юридическую силу. К ним можно отнести: содержание, форма, порядок оформления и исполнения, также регламентируемые законодательством.

В процессе своей финансово-хозяйственной деятельности торговые предприятия вступают со своими партнерами во взаимоотношения. Сперва следует заключение договоров, а потом производятся расчеты.

В торговой деятельности предприятия чаще всего употребляют договора купли-продажи. По договору купли-продажи продавец обязуется передать имущество (вещь, товар) в собственность, т.е. полное хозяйственное ведение или оперативное управление покупателя, а покупатель обязуется принять имущество и доплатить за него определенную цену.

Составление договора является сложной и ответственной частью заключения сделки.

Договор выполняет следующие функции:

Юридически закрепляет отношения между партнерами, придавая им характер, обязательность выполнения которых защищено законом;

Определяет порядок и способы выполнения обязательств;

Предусматривает способы защиты обеспечения обязательств.

Долгосрочные контракты позволяют предприятию планировать деятельность, определять перспективы развития. Все аспекты хозяйственных отношений, не отмеченные в договоре, регламентированы действующим законодательством, т.е. есть определенные требования к действию договоров.

Документация по труду, социальным вопросам и социальной защите населения - система документации, используемая для решения задач управления трудовыми ресурсами и социальной защитой.

Документация по бухгалтерскому учету - система документации, используемая для решения задач бухгалтерского учета бюджетных и хозрасчетных учреждений и организаций.

Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются. Это обеспечивает сплошной, непрерывный учет всех объектов бухгалтерского учета; юридическое обоснование бухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих доказательную силу; использование документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организаций; контроль за сохранностью собственности, так как документами подтверждается материальная ответственность работников за доверенные им ценности; укрепление законности, поскольку документы служат основным источником сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции при документальных ревизиях.

Основные признаки, по которым классифицируются бухгалтерские документы:

по назначению;

По назначению документы подразделяются на распорядительные, оправдательные, бухгалтерского оформления и комбинированные.

Распорядительными называются такие документы, которые содержат распоряжение о выполнении той или иной хозяйственной операции. Их основное назначение - передача указаний руководящих работников непосредственным исполнителям. Многие операции совершаются только при наличии соответствующего распорядительного документа.

К числу распорядительных документов относятся приказы, распоряжения, записи о приеме и увольнении с работы, об отпуске.

Эти документы еще не содержат в себе подтверждения фактов совершения операций, поэтому сами по себе они не могут служить основанием для отражения операций в учете.

Оправдательными (или исполнительными) называются документы, оформляющие уже произведенные операции. Они составляются в момент совершения операций и подтверждают факт выполнения приказа или распоряжения. Например, расчетные ведомости по заработной плате, накладные, акты, счета-фактуры, квитанции, свидетельствующие о приеме ценностей, и многие другие.

Документами бухгалтерского оформления называются такие документы, которые создаются аппаратом бухгалтерии для подготовки учетных записей, а также для облегчения, сокращения и упрощения последних.

Документы бухгалтерского оформления составляют в бухгалтерии на основании ранее оформленных распорядительных и оправдательных документов. Они предназначены для отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах с целью ускорения учетного процесса. В этих документах нет распоряжения на проведение хозяйственной операции и нет подтверждения факта ее совершения. Например, расчет суммы претензии по иску, расчет износа основных средств и нематериальных активов, расчеты товарных потерь и т.д.

К документам бухгалтерского оформления относятся также бухгалтерские справки. Они составляются в тех случаях, когда нужно перенести сумму с одного счета на другой, оформить закрытие счета, исправить ошибки, допущенные в учетных записях, и т.п. Необходимость в этом возникает довольно часто, и поэтому справки такого рода в бухгалтерской практике весьма распространены.

Комбинированными называются такие документы, которые сочетают признаки нескольких видов документов: распорядительных и оправдательных, оправдательных и документов бухгалтерского оформления и т.д. Они служат одновременно и распоряжением о выполнении данной операции, и оправданием ее выполнения, фиксируют совершенную операцию и в то же время содержат указание о порядке отражения ее в счетах. Например, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты подотчетных лиц, требования на отпуск материалов, лимитно-заборные карты, расчетно-платежные ведомости, объявления о взносе наличных денежных средств на расчетный счет и т.д.

Сочетание в одном документе признаков нескольких видов документов упрощает их учетную обработку, сокращает количество документов и затраты на их приобретение. Комбинированные документы составляют для уменьшения числа документов по хозяйственным операциям, которые повторяются в организации многократно в течение короткого периода.

по способу (порядку) составления;

По способу (порядку) составления различают первичные и сводные документы.

Первичными называются документы, которые отражают все хозяйственные операции непосредственно в момент их совершения. Они являются первым формальным доказательством того, что данные операции действительно выполнены. К первичным документам относятся кассовые приходные и расходные ордера, накладные, приемо-сдаточные акты, наряды, квитанции и т.п. Примером первичного документа может также служить приходный ордер. Он составляется при поступлении материалов на склад и свидетельствует о выполнении кладовщиком данного ему распоряжения об их приеме.

Сводными называются документы, составляемые на основе первичных документов. В них отражаются операции, ранее уже оформленные соответствующими первичными документами. Составление вторичных документов напрямую не связано с хозяйственными операциями, в них лишь регистрируются эти операции по данным первичных документов.

Сводные документы позволяют уменьшить количество записей в счетах бухгалтерского учета. К сводным документам относятся разработочные таблицы, группировочные ведомости, ведомости распределения расходов, отчеты (ведомости) о движении продуктов и материалов, авансовый отчет и др. Авансовый отчет заполняется на основании первичных документов, где указываются все расходы, произведенные подотчетным лицом. К числу сводных документов относятся также расчетно-платежные ведомости по заработной плате или ведомости выпуска готовой продукции, различные внутренние отчеты (например, отчет о движении материальных ценностей по складу) и др. Все эти документы обязательно содержат дополнительные данные, помимо тех, которые имеются в первичных документах, явившихся базой для их составления.

Итак, сводные документы служат, во-первых, для объединения данных первичных документов и получения укрупненных показателей и, во-вторых, для группировки данных первичных документов с целью получения дополнительных сведений об учитываемых операциях и отражения этих операций в новом разрезе. Следовательно, сводные документы используются как средство обработки исходных данных об операциях.

по способу отражения хозяйственных операций;

По способу отражения хозяйственных операций документы делятся на разовые и накопительные.

Разовые документы отражают одну или одновременно несколько хозяйственных операций. Отличительная черта этих документов - сразу же после составления они передаются в бухгалтерию и могут служить основанием для бухгалтерских записей. Например, приходных ордер по материалам, ведомости распределения расходов, калькуляции, накладные, приемо-сдаточные акты, кассовые ордера, денежные чеки и т.п.

Накопительные документы служат для оформления однородных операций, совершаемых на предприятии в разное время (за неделю, декаду, полмесяца). Их составляют с целью уменьшения числа выписываемых документов по тем операциям, которые производятся на предприятии многократно в течение короткого времени. Например, дневной заборный лист на отпуск сырья, лицевые счета по заработной плате, табель учета рабочего времени, ведомость выполненных работ и т.п.

по месту составления;

По месту составления документы делят на внутренние и внешние.

Внутренние документы составляют внутри предприятия. Ими оформляются хозяйственные операции, совершаемые только внутри предприятия. Эти документы не выходят за пределы предприятия, например, расчетно-платежные ведомости, приходные и расходные кассовые ордера и др.

Внешние документы составляют вне данного предприятия и ими оформляются операции, осуществляемые между предприятиями. Например, счета, накладные, счета-фактуры контрагентов.

Отдельные внутренние документы в результате совершаемых хозяйственных операций становятся внешними, например, денежные чеки, платежные поручения. При заполнении внутренних документов достаточно указать только обязательные реквизиты, а при составлении внешних документов необходимо еще добавить дополнительные реквизиты документов для полноты характеристики хозяйственной операции.

по качественным признакам;

По качественным признакам документы могут быть полноценными и неполноценными. Полноценным является такой документ, который составлен по установленной форме, имеет все обязательные реквизиты и правильно отражает действительно совершенную и законную хозяйственную операцию. Документ, не удовлетворяющий этим требованиям, является неполноценным.

по степени использования средств вычислительной техники.

По степени использования средств вычислительной техники при оформлении документов их подразделяют на документы, заполняемые вручную, частично заполненные на машинах (т.е. документы, составленные на фирменных бланках) и полностью выполненные на машинах (расчетно-платежная ведомость, накладная, счет-фактура, инвентаризационная опись и т.д.).

Документация по Пенсионному фонду - система документации, используемая для решения задач пенсионного обеспечения.

Информационно-справочная документация - система документации, используемая для решения задач управления информационной базой и ее составными элементами (базы данных, унифицированные формы документов, информационные потоки, технико-экономические показатели и т.д.)

Информационно-справочные документы сообщают сведения, побуждающие принимать определенные решения, т.е. инициируют управленческие решения, позволяют выбрать тот или иной способ управленческого воздействия. Они не содержат поручений, не обязывают выполнять поручения.

Документы этой системы играют служебную роль по отношению к организационно-правовым и распорядительным документам.

Особенностью этих документов является то, что они идут снизу вверх по системе управления: от работника к руководителю подразделения, от руководителя подразделения к руководителю организации, от подведомственной организации в вышестоящую.

В состав информационно-справочных документов входят:

докладная записка - см. Организационно-распорядительная документация

служебная записка - записка о выполнении какой-либо работы, направляемая должностным лицом другому должностному лицу

объяснительная записка - см. Организационно-распорядительная документация

предложение - разновидность докладной записки, содержащая перечень конкретных предложений по определенному вопросу

представление - документ, содержащий предложение о назначении, перемещении или поощрении личного состава, а также рекомендацию определенных действий и мероприятий по вопросам деятельности учреждения.

заявление - документ, содержащий просьбу или предложения лица (лиц) учреждению или должностному лицу.

все разновидности переписки - обобщенное название различных по содержанию документов (служебное письмо, телеграмма, телекс, телефонограмма, факсограмма (факс), электронное сообщение и др.), использующихся в качестве инструмента оперативного информационного обмена между организациями

протокол - см. Организационно-распорядительная документация

акт - см. Организационно-распорядительная документация

справка - 1) документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов и событий.2) документ, подтверждающий факты биографического или служебного характера.

заключение - документ, содержащий мнение, вывод учреждения, комиссии, специалиста по какому-либо документу или вопросу

отзыв - документ, содержащий мнение учреждения или специалиста по поводу какой-либо работы

сводка - документ, представляющий собой обобщенные данные по одному вопросу (сводка предложений, сводка замечаний, сводка требований и т.д.)

список - перечисление лиц или предметов в определенном порядке, составленное в целях информации или регистрации

перечень - систематизированный список документов, предметов, объектов, составленный в целях распространения на них определенных норм или требований.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ПЕРВИЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

В соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь все организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств.

Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечить достоверность данных учета и отчетности.

Согласно Методических указаний Минфина Республики Беларусь по инвентаризации имущества и финансовых обязательств объектами инвентаризации могут выступать :

1) Все имущество организации независимо от его местонахождения;

2) Все виды финансовых обязательств организации;

3) Имущество, не принадлежащее организации, но числящееся в бухгалтерском учете (на ответственном хранении, арендовании, полученное для переработки);

4) Имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

В ходе проведения инвентаризации решаются следующие задачи :

· Выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объектов незавершенного производства;

· Контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем составления фактического наличия с данными бумагами бухгалтерского учета;

· Выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;

· Проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном и валютном счетах, других счетах в банке, денежных средств в пути, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, дебиторской и кредиторской задолженности;

· Проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация классифицируется по следующим признакам

1) Виды проводимых инвентаризаций :

· Полные инвентаризации, когда проверяются все виды средств и источников;



· Частичные (выборочные, когда проверкой охватываются только отдельные виды средств и их источников).

2) По частоте или периодичности проведения различаются инвентаризации, которые проводятся:

· Ежемесячно (инвентаризация незавершенного производства, необходимого для расчета себестоимости НЗП);

· Ежеквартального (инвентаризация наличных денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе предприятия);

· Ежегодно (инвентаризация проводится перед составлением годового отчета, но не ранее, чем по состоянию на 31 октября каждого года).

3) По организационному признаку инвентаризации могут быть :

· Внеплановая (внезапная) инвентаризация проводится с целью дополнительного контроля за сохранностью отдельных видов имущества (денежных средств в кассе и материальных ценностей на складах предприятия);

· Плановая инвентаризация проводится в соответствии с утвержденным руководителем порядком, с указанием конкретного срока ее проведения.

4) Разновидности проводимых инвентаризаций :

a. Инициативная инвентаризация (проводится по решению руководителя предприятия);

b. Обязательная инвентаризация, которая проводится в следующих случаях:

· При смене собственника предприятия или реорганизации предприятия;

· При ликвидации предприятия;

· Перед составлением годовой отчетности;

· При смене руководителя предприятия;

· По решению суда;

· При установлении фактов хищений, злоупотреблений имущественного характера, порчи имущества;

· При уничтожении имущества в результате пожара, стихийного бедствия.

Порядок проведения инвентаризации на предстоящий финансовый год определяет руководитель предприятии одновременно с принятием учетной политики предприятия.

Для проведения инвентаризации руководителем предприятия назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия , в состав которой в обязательном порядке входят:

· Руководитель предприятия или его заместителя;

· Главного бухгалтера;

· Начальников структурных подразделений;

· Представителей общественности (незаинтересованное лицо);

Проверка должна проводиться в присутствии материально-ответственного лица в подотчете у которого находятся ценности, подлежащие инвентаризации.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации создаются рабочие комиссии в составе:

· Представителя руководителей предприятия (председатель комиссии);

· Специалистов (бухгалтер, экономист, инженер, технолог, товаровед).

В состав комиссии включаются опытные работники предприятия, знающие инвентаризуемое имущество, порядок формирования цен, первичный учет. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии служит основанием признания инвентаризации недействительными.

Состав комиссии, порядок ее проведения устанавливается приказом руководителя предприятия, в котором должно быть указано :

1) Состав центральной и рабочей комиссии;

2) Перечень инвентаризуемого имущества;

3) Сроки проведения инвентаризации (дата начала и окончания);

4) Причины инвентаризации.

До начала проведения инвентаризации в инвентаризационную комиссию передаются все приходные и расходные кассовые документы, отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель комиссии их визирует с указанием: «До инвентаризации на «__»________20__г.». Это является основанием для определения остатков имущества на начало инвентаризации по учетным данным.

С материально-ответственного лица берется расписка о том, что на начало инвентаризации все приходные и расходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

До проведения инвентаризации инвентаризационная комиссия обязана:

1) Опломбировать подсобные помещения, имеющие отдельные входы и выходы;

2) Проверить исправность всех весоизмерительных приборов.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии, должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе комиссии (в обеденное время, ночное время, по другим причинам) описи должны хранится в ящике (сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В результате обязательного подсчета, взвешенная членами инвентаризационной комиссии в инвентаризационной описи (бланк унифицированной формы) записываются сведения о фактическом наличии имущества и реальности реальных учтенных финансовых обязательств.