Участником оптового рынка электрической энергии. Правила оптового рынка электрической энергии и мощности. Участие энергоснабжающих организацийв оптовом рынке электрической энергии

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ

И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила оптового рынка электрической энергии и мощности;

изменения , которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

2. Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству регионального развития Российской Федерации, Федеральной службе по тарифам и Федеральной антимонопольной службе согласовать до 25 марта 2011 г. скорректированные источники финансирования инвестиционной программы открытого акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания".

4. Министерству энергетики Российской Федерации утвердить до 1 апреля 2011 г. скорректированные источники финансирования инвестиционной программы открытого акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания".

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

6. Федеральной службе по тарифам:

а) в 2-недельный срок со дня утверждения скорректированных инвестиционных программ, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Постановления, пересмотреть составляющие цен на мощность, соответствующие размеру денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации и финансирования инвестиционных программ субъектов электроэнергетики в части атомных станций и гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций);

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

7. Министерству энергетики Российской Федерации:

в 9-месячный срок подготовить совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по тарифам и

Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и представить в Правительство Российской Федерации предложения о корректировке Правил , утвержденных настоящим Постановлением, в части положений, касающихся организации торговли мощностью на оптовом рынке (в том числе применения установленных указанными Правилами коэффициентов при определении объема недопоставки мощности в случае невыполнения (частичного невыполнения) поставщиком условий поддержания генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии, а также возможности перехода к формированию цен на электрическую энергию исходя из полных затрат на выработку электрической энергии и мощности), на основе анализа функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности после завершения переходного периода.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

8. В целях установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию Федеральной антимонопольной службе по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам утвердить до 1 мая 2011 г. методику определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности.

Председатель Правительства Российской Федерации В.ПУТИН

1. Настоящими Правилами устанавливаются правовые основы функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок), включая регулирование отношений, связанных с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке, с 1 января 2011 г.

ПРАВИЛА ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ

1) торговля электрической энергией и мощностью по регулируемым ценам (тарифам) на основании договоров купли- продажи (поставки) электрической энергии и (или) мощности (далее - регулируемые договоры ). Продажа и оплата электрической энергии и мощности может осуществляться по единому регулируемому договору, предусматривающему куплю-продажу электрической энергии и мощности, или по отдельным регулируемым договорам;

2) торговля электрической энергией и (или) мощностью по свободным (нерегулируемым) ценам на основании договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности (далее

- свободные договоры );

3) торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам , определяемым путем конкурентного

отбора ценовых заявок покупателей и поставщиков,

ПРАВИЛА ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ

4. На оптовом рынке торговля электрической энергией и мощностью осуществляется с использованием следующих способов:

4) торговля мощностью по свободным (нерегулируемым) ценам по результатам конкурентного отбора мощности ;

5) торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым путем конкурентного отбора заявок поставщиков и участников с регулируемым потреблением, осуществляемого не позднее чем за час до поставки электрической энергии в целях формирования

сбалансированного режима производства и потребления электрической энергии (далее - конкурентный отбор заявок для балансирования системы );

11) торговля мощностью по договорам купли-продажи (поставки) мощности, производимой с использованием генерирующих объектов в период, на который мощность таких объектов не была отобрана по результатам конкурентного отбора мощности, в случае необходимости поддержания данных объектов в работоспособном состоянии для обеспечения установленных техническими регламентами и иными обязательными требованиями параметров работы ЕЭС России, систем жизнеобеспечения, режимов водопользования (далее - генерирующие объекты, мощность которых поставляется в вынужденном режиме );

ПРАВИЛА ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ

6. Системный оператор в целях минимизации стоимости электрической энергии осуществляет выбор состава включенного генерирующего оборудования и генерирующего оборудования, находящегося в резерве (далее - состав оборудования ВСВГО), не позднее 24 часов до начала периода, на который осуществляется выбор состава оборудования, момент начала и продолжительность (не более 10 дней) которого определяются системным оператором и доводятся в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка до сведения участников оптового рынка.

Для осуществления указанного выбора участники оптового рынка - поставщики электрической энергии представляют следующую информацию:

параметры генерирующего оборудования;

величина расходов на осуществление пуска и выключения генерирующего оборудования;

максимальные цены, указываемые в ценовых заявках на продажу электрической энергии, подаваемых для участия в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед и в конкурентном отборе заявок для

балансирования системы на каждый час указанного периода, - для участников рынка, функционирующих в ценовых зонах оптового рынка.

  • Правила оптового рынка электрической энергии и мощности
    • II. Порядок получения статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке и заключения обязательных договоров субъектами оптового рынка
    • III. Существенные условия договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, регламентов оптового рынка и стандартных форм договоров, обеспечивающих осуществление торговли на оптовом рынке
    • IV. Основы организации обращения мощности на оптовом рынке
    • V. Основы регулирования деятельности субъектов оптового рынка, обеспечивающих функционирование коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка
    • VI. Правовые основы организации торговли электрической энергией и мощностью по регулируемым договорам
    • VI(1). Особенности определения объемов поставки электрической энергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) для покупателей, функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка
    • VII. Правовые основы осуществления торговли электрической энергией по свободным договорам и результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед
    • X. Особенности участия отдельных категорий поставщиков и покупателей электрической энергии в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке
    • XI. Особенности покупки электрической энергии и мощности в целях оплаты потерь электрической энергии в электрических сетях
    • XII. Организация коммерческого учета электрической энергии на оптовом рынке
    • XIII. Правовые основы осуществления торговли электрической энергией и мощностью в неценовых зонах оптового рынка
    • XIV. Формирование ценовых параметров, складывающихся по результатам торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке и используемых гарантирующими поставщиками в своей деятельности
    • XVI. Порядок определения величины, отражающей фактическую стоимость технологического присоединения генерирующего объекта к сетям газораспределения (магистральному газопроводу), используемой для определения стоимости мощности, продаваемой по итогам отбора мощности новых генерирующих объектов
    • XVII. Порядок определения надбавки к цене на мощность в целях частичной компенсации субъектам оптового рынка - производителям электрической энергии (мощности) капитальных и эксплуатационных затрат в отношении генерирующих объектов тепловых электростанций, построенных и введенных в эксплуатацию на территориях Республики Крым и (или) г. Севастополя
    • XVIII. Особенности определения и участия в торговле на оптовом рынке покупателей с ценозависимым потреблением до 2020 года
    • XIX. Особенности проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству (реконструкции, модернизации) генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления
    • XX. Порядок проведения отбора проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций и особенности торговли мощностью по договорам купли-продажи мощности модернизированных объектов

Рынок электроэнергии и мощности Российской Федерации делится на две части на оптовый (ОРЭМ) и розничный (РРЭМ).

Рынок ОРЭМ – это место, на котором продается вся электроэнергия в России. На нем присутствуют крупные генерирующие станции и потребители электроэнергии.

Зачем выходить на оптовый рынок?

Преимущества

  • Снизить затраты на электроэнергию. При покупке электроэнергии на оптовом рынке не выплачивается сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;
  • Получить свободу выбора энергосбытовой компании. Предприятие может выбирать поставщика электроэнергии;
  • Выход на оптовый рынок - долгосрочная инвестиция. Предприятия, работающие на ОРЭМ, экономят на электроэнергии уже более 13 лет.

Недостатки

  • Для работы на оптовом рынке электроэнергии нужна высокая платежная дисциплина. При задержке платежей предприятие лишается статуса субъекта оптового рынка;
  • Проект по выходу на оптовый рынок электроэнергии занимает до 12 месяцев.

Онлайн калькулятор экономического эффекта от выхода на ОРЭМ

Заполните контактную форму и данные формы расчета будут прикреплены к заявке.

Как выйти на оптовый рынок электроэнергии и мощности?

Выход на оптовый рынок электроэнергии это долгосрочный проект. Он занимает около одного календарного года.

Для выхода на оптовый рынок клиент или энергосбытовая компания, которую он выбрал, должны:

  1. Согласовать с Администратором торговой системы оптового рынка электроэнергии группу точек поставки, по которой будет производиться покупка электрической энергии;
  2. Построить Автоматизированную информационно измерительную систему коммерческого учета электроэнергии, отвечающую требованиям оптового рынка электроэнергии. На предприятии строиться современная система учета электроэнергии, устанавливается сервер со специализированным программным обеспечением и настраиваются каналы связи с администратором торговой системы. Система строится для того, чтобы регулятор в режиме реального времени получал сведения об объеме потребления электроэнергии на предприятии;
  3. Заключить договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с сетевой организацией;
  4. Получить допуск к торговой системе от совета рынка.

Выход на оптовый рынок чаще всего производится с нового периода регулирования (с 1 января нового года). Если выходить внутри периода регулирования - придется выплатить гарантирующему поставщику выпадающие доходы, которые были учтены в тарифе.

Требования для выхода на ОРЭМ

Выйти на оптовый рынок может потребитель, который владеет на праве собственности или ином законном основании энергопринимающим оборудованием, суммарная присоединенная мощность которого равна или превышает 20 мВА и в каждой группе точек поставки составляет не менее 750 кВА.

Существует два варианта покупки на оптовом рынке электроэнергии:

Самостоятельно

Предприятие само выходит и покупает электроэнергию на оптовом рынке.

Технические требования:

  • строительство АИИС КУЭ;
  • 750 кВА;
  • присоединенная мощность всех точек поставки не менее 20 000 кВА.

Сравнение самостоятельного выхода на оптовый рынок электроэнергии и выход на оптовый рынок электроэнергии через энергосбытовую компанию:

Самостоятельно

Требования по присоединенной мощности

Присоединенная мощность каждой точки поставки не менее 750 кВА . Присоединенная мощность всех точек поставки не менее 20 000 кВА

Присоединенная мощность каждой точки поставки не менее 750 кВА

Требования по строительству АИИС КУЭ оптового рынка

Необходимо строительство всех уровней системы

Может быть построена только система низкого уровня, и использоваться сервер энергосбытовой компании

Процедура выхода на оптовый рынок

На предприятии необходимо нанять или обучить сотрудников, которые будут выводить предприятие на оптовый рынок

Процессом вывода предприятия на оптовый рынок электроэнергии будут заниматься сотрудники энергосбытовой компании

Оплата членских взносов в ассоциацию НП "Совет рынка”

Ежеквартальный платеж в размере 300 000 р

Не нужно выплачивать. Затраты несет энергосбытовая компания

Экономический эффект от выхода на оптовый рынок

Предприятие получает весь экономический эффект от выхода на оптовый рынок электроэнергии

Энергосбытовая компания забирает часть экономического эффекта, как вознаграждение за услуги

Риски снижения экономического эффекта

Полностью несет предприятие

Могут быть взяты на себя энергосбытовой компанией в рамках договора энергоснабжения

Структура оптового рынка электроэнергии и мощности

Правила ОРЭМ работают в регионах, объединенных в так называемые ценовые зоны. На территории РФ их две: первая ценовая зона включает в себя Европейскую часть России и Урала, вторая Сибирь.

Также выделены неценовые зоны, где продажа электроэнергией осуществляется по утвержденным тарифам. Такие правила действуют на Дальнем Востоке, в Архангельской и Калининградской областях, Республике Коми.

Участниками ОРЭМ являются производители электроэнергии, операторы, энергоснабжающие организации, сетевые компании. Для осуществления работы на ОРЭМ необходимо иметь статус участника рынка. Для этого организация должна соответствовать определенным требованиям, которые утверждены Правилами ОРЭМ (постановление Правительства РФ № 1172 от 27 декабря 2010 года) и отражаются в договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.

В настоящий момент работа на ОРЭМ разделена на сектора, каждый из которых имеет свои условия заключения сделок и сроки поставки:

  • сектор свободных договоров
  • сектор регулируемых договоров,
  • рынок на сутки вперед,
  • балансирующий рынок.

Сектор регулируемых договоров (РД)

Торговля электроэнергией на этом секторе осуществляется на основании заключения регулируемых договоров (РД). В этом случае тарифы на продажу/покупку электроэнергии с оптового рынка устанавливает ФСТ России. Поставщиков и покупателей выбирает Администратор торговой системы (ОАО АТС).

С 2011 года сектор работает только в отношении поставок электроэнергии и мощности для населения, приравненных к ним группам потребителей и гарантирующих поставщиков, работающим в республиках Северного Кавказа и Республике Тыва.

При этом поставщики вправе реализовать не более 35% от планового объема производства и поставки электроэнергии и мощности на условиях регулируемых договоров. Остальные объемы электроэнергии реализуются на других секторах рынка.

Сектор свободных двухсторонних договоров (СДД)

В рамках работы на этом секторе участниками рыка заключаются свободные договоры, при этом все показатели, такие как объем продаваемой электрической энергии, цена поставки, и контрагенты для работы выбираются участниками самостоятельно.

Рынок на сутки вперед (РСВ)

Рынок основан на организации конкурентного отбора ценовых заявок от поставщиков и покупателей. Организует отбор коммерческий оператор ОАО АТС за сутки до фактической поставки электроэнергии. Цена и объем поставки определяется на каждый час суток. При ценообразовании на РСВ используется маржинальный метод, принцип которого состоит в выборе равновесной цены (баланс спроса и предложения). На РВС заявки с наименьшей ценой удовлетворяются в первую очередь. Цена РВС определяется для каждого узла ценовых зон, таких узлов насчитывается порядка 8000. Информация об индексах и объемах торговки на рынке на сутки вперед публикуется ежедневно на сайте ОАО АТС.

Балансирующий рынок (БР)

Сектор, на котором происходит торговля отклонениями фактического графика производства от планового. Цены формируются с использованием маржинального принципа путем конкурентного отбора (каждые 3 часа до часа фактической поставки) заявок участников данного сектора (поставщики, потребители с регулируемой нагрузкой).

Выход на оптовом рынке электрической энергии и мощности и работа на нем может стать одним из мероприятий по снижению затрат на электроэнергию. Существует два варианта работы на опте: самостоятельно, что обычно выгодно только крупным промышленным предприятиям либо через энергосбытовую компанию.

Работая самостоятельно, предприятие экономит на оплате энергосбытовой компании, но и одновременно несет дополнительные затраты на членство в НП «Совет рынка» и на содержание персонала, осуществляющего закупку электроэнергию на оптовом рынке. Также все риски, связанные с работой на оптовом рынке, ложатся на само предприятие.

Для средних предприятий (суммарная присоединенная мощность меньше 20 МВА, но больше 750 кВА) оптимальной может стать работа на ОРЭМ через энергосбытовую компанию. Для начала необходимо оценить вероятный экономический эффект от вывода предприятия на ОРЭМ, для этого проводят анализ объема потребления, текущего режима потребления, условий работы с гарантирующим поставщиком в регионе и других параметров.

Для того чтобы правильно оценить все риски и возможности мы предлагаем вам провести бесплатный расчет экономической целесообразности от выхода на ОРЭМ. Оставьте свои контактные данные, мы вам перезвоним и проконсультируем.

Оптовый рынок электрической энергии и мощности - это особая торговая площадка, на которой продается и покупается электроэнергия и мощность большинства поставщиков России. В торгах на ОРЭМ принимают участие крупные производители (владельцы генерирующих объектов) и покупатели (энергосбытовые компании и крупные потребители, получившие статус субъекта оптового рынка).

Работа ОРЭМ регламентируется Федеральным законом № 35-ФЗ от 23.03.2003 «Об электроэнергетике» и Правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Торговля на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе и регламентами оптового рынка, разрабатываемыми Ассоциацией «НП Совет рынка» - саморегулируемой организацией участников оптового рынка.

Основные принципы организации оптового рынка:

  • свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Федерального закона «Об электроэнергетике»;
  • свободное взаимодействие субъектов оптового рынка, действующих по правилам оптового рынка, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
  • свобода выбора субъектами оптового рынка порядка купли-продажи электрической энергии посредством формирования рыночных цен и отбора ценовых заявок покупателей и ценовых заявок продавцов по фактору минимальных цен на электрическую энергию, складывающихся в отдельных ценовых зонах оптового рынка, в соответствии с правилами оптового рынка или посредством заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии;
  • учет особенностей участия в оптовом рынке отдельных субъектов, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности и (или) производящих электрическую энергию на тепловых, атомных или гидравлических электростанциях;
  • взаимодействие субъектов оптового рынка на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины;
  • обязательность приобретения мощности субъектами оптового рынка в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации;
  • отсутствие дискриминации в правилах оптового рынка в отношении субъектов оптового рынка, владеющих существующими или новыми объектами электроэнергетики.

Субъекты оптового рынка:

  • поставщики электрической энергии (генерирующие компании);
  • покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Федеральным законом «Об электроэнергетике»; НП «Совет рынка»;
  • коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка;
  • организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).

Розничный рынок электроэнергии
- сфера купли-продажи электрической энергии (мощности) и/или тепловой энергии (мощности) на уровне «энергоснабжающая организация - потребители».

Основной нормативный документ, определяющий порядок работы розничного рынка электроэнергии и мощности - это «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденные Постановлением Правительства Р. Ф. от 04.05.2012 № 442.

Участники розничных рынков электроэнергии:

  • потребители электрической энергии;
  • исполнители коммунальных услуг, которые приобретают электрическую энергию для дальнейшей продажи ее гражданам, т. е. оказанию им коммунальных услуг;
  • гарантирующие поставщики;
  • независимые энергосбытовые компании, энергоснабжающие организации;
  • производители электрической энергии на розничных рынках, которые не имеют статуса субъекта оптового рынка или по каким-либо причинам утратили этот статус субъекта оптового рынка;
  • сетевые организации, а также владельцы объектов электросетевого хозяйства;
  • системный оператор.

Ценообразование на розничном рынке электроэнергии

1. Регулируемые цены - для населения и приравненных к нему категориям.

Поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Также региональные службы по тарифам (РСТ) субъектов РФ утверждают тарифы на оказание услуг по передаче электроэнергии, с использованием которых производятся расчеты с сетевыми компаниями и сбытовые надбавки.

2. Нерегулируемые (свободные) цены - для всех групп потребителей, кроме населения и приравненных к нему категорий.

На розничных рынках в ценовых зонах гарантирующие поставщики продают электроэнергию клиентам (за исключением населения) по нерегулируемым ценам. Порядок расчета нерегулируемых цен на электрическую энергию указан в «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Согласно этим правилам продажа электроэнергии потребителям осуществляется по одной из шести ценовых категорий.

Ценовые категории - это наборы различных вариантов трансляции гарантирующим поставщиком своей себестоимости на потребителя электроэнергии. Клиенту очень важно выбрать наиболее выгодную из возможных ценовую категорию, поскольку переплата в случае выбора неоптимальной категории может быть существенной. В выборе наиболее подходящей именно вам категории могут помочь специалисты вашей энергоснабжающей организации.

Изменить ценовую категорию вы можете, если направите уведомление гарантирующему поставщику за 10 рабочих дней до начала расчетного периода (месяца), с которого предполагается изменить ценовую категорию. При этом изменить вариант расчета за услуги по передаче электрической энергии можно только раз в год.

  • по максимальной мощности присоединенного энергооборудования;
  • по способу планирования своего потребления;
  • по способу оплаты услуг по передаче.

Потребители с максимальной мощности присоединенного энергооборудования более 670 кВт не могут выбрать для покупки электроэнергии от гарантирующего поставщика первую и вторую ценовые категории.

Способ трансляции цены покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке

Тариф на передачу

Обязанность планирования почасового потребления

Необходимый учёт электроэнергии

1

Одноставочная цена

одноставочный

нет

интегральный

2

Одноставочная цена с дифференцией по зонам суток

одноставочный

нет

зонный или почасовой

3

одноставочный

нет

почасовой

4

Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час

двухставочный

нет

почасовой

5

Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час

одноставочный

да

почасовой

6

Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час

двухставочный

да

почасовой

Организации и функционирования .

2. Департаменту электроэнергетики Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) направление на официальное опубликование настоящего приказа в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан в периодические печатные издания и в информационно-правовой системе "Әділет";

3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2) и 3) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.


Правила организации и функционирования
оптового рынка электрической энергии
1. Общие положения

1. Настоящие Правила организации и функционирования оптового рынка электрической энергии (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 9) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об электроэнергетике" (далее - Закон) и определяют порядок организации и функционирования оптового рынка электрической энергии.

2. В Правилах использованы следующие понятия и определения:

1) фактический баланс производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии Республики Казахстан – составленный системным оператором документ, устанавливающий адресное распределение объемов произведенной, поставленной и потребленной электрической энергии на рынках децентрализованной и централизованной торговли, балансирующем рынке электрической энергии за расчетный период. Фактический баланс является основанием для проведения взаиморасчетов между субъектами оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан;

2) рынок централизованной торговли электрической энергией - организованная торговая площадка для купли-продажи электрической энергии на краткосрочном (спот-торги "в течение операционных суток" и в режиме "за день вперед"), среднесрочном (неделя, месяц) и долгосрочном (квартал, год) основании;

3) договор купли-продажи электрической энергии - соглашение, заключаемое между субъектами оптового рынка электрической энергии, на покупку (продажу) договорных объемов электрической энергии с их физической поставкой в определенный период;

4) транзит электрической энергии - услуга по использованию электрических сетей одной или нескольких сопредельных стран для передачи электрической энергии из энергосистемы другой страны;

5) объект по использованию возобновляемых источников энергии – технические устройства, предназначенные для производства электрической и (или) тепловой энергии с использованием возобновляемых источников энергии, и взаимосвязанные с ними сооружения и инфраструктура, технологически необходимые для эксплуатации объекта по использованию возобновляемых источников энергии и находящиеся на балансе собственника объекта по использованию возобновляемых источников энергии.

Иные понятия и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики.

Сноска. Пункт 2 в редакции приказа Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676

3. Оптовый рынок электрической энергии в Республике Казахстан представляет собой систему отношений, связанных с куплей-продажей электрической энергии, функционирующую на основе договоров между субъектами оптового рынка электрической энергии, и состоит из взаимосвязано действующих рынков:

1) рынок децентрализованной купли-продажи электрической энергии;

2) рынок централизованной торговли электрической энергией;

3) балансирующий рынок электрической энергии;

4) рынок системных и вспомогательных услуг.

Порядок организации
оптового рынка электрической энергии

4. Для участия допускаются субъекты оптового рынка электрической энергии.

5. Энергопроизводящие организации, в том числе энергопроизводящие организации, использующие возобновляемые источники энергии, участвуют в оптовом рынке электрической энергии при выполнении следующих условий:

1) поставка на оптовый рынок электрической энергии в объеме не менее 1 мегаватта (далее - МВт) среднесуточной (базовой) мощности (для объектов по использованию возобновляемых источников энергии среднегодовой мощности) и наличие автоматизированных систем коммерческого учета, телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у системного оператора;

Сноска. Пункт 5 в редакции приказа Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

5-1. Энергопроизводящие организации, использующие возобновляемые источники энергии, участвуют в оптовом рынке электрической энергии путем продажи электроэнергии потребителям по двусторонним договорам или путем продажи электроэнергии Расчетно-финансовому центру.

Сноска. Правила дополнены пунктом 5-1 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

5-2. Энергопроизводящие организации, использующие возобновляемые источники энергии и осуществляющие продажу электроэнергии потребителям по двусторонним договорам участвуют в оптовом рынке электроэнергии при выполнении следующих условий:

1) поставка на оптовый рынок электрической энергии по двусторонним договорам с потребителями в объеме не менее 1 мегаватт (далее - МВт) среднегодовой мощности и наличие автоматизированных систем коммерческого учета, телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у системного оператора;

2) наличие доступа к национальной и при необходимости региональной электрической сети.

Сноска. Правила дополнены пунктом 5-2 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

5-3. Энергопроизводящие организации, использующие возобновляемые источники энергии и осуществляющие продажу электроэнергии Расчетно-финансовому центру участвуют в оптовом рынке электроэнергии при выполнении следующих условий:

1) наличие автоматизированных систем коммерческого учета, телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у системного оператора;

2) наличие доступа к национальной и при необходимости региональной электрической сети.

Сноска. Правила дополнены пунктом 5-3 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

6. Энергопроизводящим организациям доступ к национальной электрической сети и (или) к региональной электрической сети предоставляется при наличии договоров с системным оператором:

1) на оказание услуг по технической диспетчеризации режимов производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстана;

2) на оказание системных услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстана;

3) на покупку (продажу) балансирующей электрической энергии.

6-1. Энергопроизводящим организациям, использующим возобновляемые источники энергии, и осуществляющим продажу электроэнергии потребителям по двусторонним договорам, доступ к национальной электрической сети и/или к региональной электрической сети предоставляется при наличии договоров:

1) на оказание услуг по технической диспетчеризации режимов производства/потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана;

2) на оказание услуг по организации балансирования производства/потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана;

3) на покупку/продажу балансирующей электрической энергии.

Сноска. Правила дополнены пунктом 6-1 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

6-2. Энергопроизводящим организациям, использующим возобновляемые источники энергии, и осуществляющим продажу электроэнергии Расчетно-финансовому центру, доступ к национальной электрической сети и/или к региональной электрической сети предоставляется при наличии договора с Системным оператором на оказание услуг по технической диспетчеризации режимов производства/потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана.

Сноска. Правила дополнены пунктом 6-2 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

7. Потребители электрической энергии, в том числе энергопередающие организации, участвуют в оптовом рынке при выполнении следующих условий:

1) покупка на оптовом рынке электрической энергии в объеме не менее 1 МВт среднесуточной (базовой) мощности и наличие автоматизированных систем коммерческого учета, систем телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у системного оператора, и при необходимости региональной электросетевой компании;

2) наличие доступа к национальной и при необходимости региональной электрической сети.

8. Потребителям электрической энергии, в том числе энергопередающим организациям, доступ к национальной электрической сети предоставляется при наличии:

На оказание услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети;

На оказание услуг по технической диспетчеризации импортируемой электрической энергии (в случае осуществления импорта электрической энергии);

На оказание системных услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана;

На покупку (продажу) балансирующей электрической энергии;

2) договора на оказание услуг по передаче с энергопередающей организацией, в том числе эксплуатирующей электрические сети регионального уровня, к сетям которой присоединен потребитель электрической энергии.

9. Энергоснабжающие организации осуществляют деятельность на оптовом рынке электрической энергии при выполнении следующих условий:

1) наличие лицензии на право покупки электрической энергии в целях энергоснабжения;

2) выполнение требований по поставке (потреблению) с оптового рынка электрической энергии в объеме не менее 1 МВт среднесуточной (базовой) мощности;

3) наличие доступа к национальной и при необходимости региональной электрической сети.

10. Энергоснабжающим организациям доступ к национальной электрической сети предоставляется при наличии:

1) договоров с системным оператором:

на оказание услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети;

на оказание системных услуг по технической диспетчеризации импортируемой электрической энергии (в случае осуществления импорта электрической энергии);

на оказание услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

на покупку (продажу) балансирующей электрической энергии;

2) договора на оказание услуг по передаче с энергопередающей организацией, в том числе эксплуатирующей электрические сети регионального уровня, к сетям которой присоединена энергоснабжающая организация.

3. Участие энергопроизводящих организаций
в оптовом рынке электрической энергии

11. Энергопроизводящие организации осуществляют продажу произведенной электрической энергии субъектам оптового рынка электрической энергии на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

12. В процессе осуществления своей деятельности на оптовом рынке электроэнергии энергопроизводящие организации:

1) осуществляют совместно с системным оператором регулирование и поддержание стандартной частоты в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

2) представляют оператору рынка централизованных торгов электрической энергии информацию, необходимую для осуществления мониторинга рынка электрической энергии Республики Казахстан, включая информацию по договорам купли-продажи электрической энергии, заключенным на централизованном и децентрализованном рынках электрической энергии;

3) обеспечивают поддержание резервов мощности, объем, структуру и размещение которых определяет системный оператор на основании заключенных договоров;

4) обеспечивают наличие средств диспетчерского технологического управления, в том числе средств связи с диспетчерскими центрами системного оператора, оперативно-информационного комплекса диспетчерского управления, унифицированного с оперативно-информационным комплексом системного оператора;

5) предоставляют системному оператору и региональной электросетевой компании беспрепятственный доступ к приборам коммерческого учета электрической энергии.

4. Участие потребителей в оптовом рынке
электрической энергии

13. Потребители электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии покупают электрическую энергию на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

14. Потребители электрической энергии при осуществлении деятельности на оптовом рынке электрической энергии:

1) соблюдают режимы электропотребления, определенные договором купли-продажи электрической энергии;

2) поддерживают надлежащее техническое состояние электро- и энергоустановок и приборов коммерческого учета, находящихся в собственности потребителей, выполняют требования к их техническому состоянию в порядке, установленном в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики;

3) предоставляют данные измерений коммерческих приборов учета в сроки, установленные в соответствии с заключенными договорами;

4) предоставляют системному оператору и региональной электросетевой компании беспрепятственный доступ к приборам коммерческого учета электрической энергии;

5) обеспечивают наличие средств диспетчерского технологического управления, в том числе средств связи с диспетчерскими центрами системного оператора и региональной электросетевой компании, оперативно-информационного комплекса диспетчерского управления, унифицированного с оперативно-информационным комплексом системного оператора и региональной электросетевой компании, или наличие документа о передаче полномочий по оперативно-диспетчерскому взаимодействию другому диспетчерскому центру;

6) обеспечивают наличие системы сбора и передачи телеметрической информации, соединенной с полномочным диспетчерским центром;

7) своевременно предупреждают своих контрагентов по договорам купли-продажи электрической энергии и системного оператора об изменении условий договоров купли-продажи электрической энергии.

15. Потребители электрической энергии, не имеющие договоров на покупку электрической энергии, подлежат отключению от национальной и (или) региональной электрической сети.

5. Участие энергоснабжающих организаций
в оптовом рынке электрической энергии

16. Энергоснабжающие организации осуществляют покупку электрической энергии в целях энергоснабжения своих потребителей с учетом соответствующих предельных, расчетных или индивидуальных тарифов на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

17. При осуществлении своей деятельности на оптовом рынке электрической энергии энергоснабжающие организации:

1) обеспечивают предоставление системному оператору и (или) региональной электросетевой компании беспрепятственного доступа к приборам коммерческого учета электрической энергии обслуживаемых потребителей;

2) обеспечивают наличие договора об оказании услуг по диспетчеризации с соответствующим диспетчерским центром или пунктом региональной электросетевой компании;

3) своевременно предупреждают своих контрагентов по договорам купли-продажи электрической энергии, системного оператора и (или) региональную электросетевую организацию об изменении условий договоров купли-продажи электрической энергии.

18. При отсутствии у энергоснабжающей организации действующих договоров на покупку электроэнергии розничные потребители подлежат передаче гарантирующему поставщику электрической энергии в порядке, установленном Законом.

6. Участие энергопередающих организаций
в оптовом рынке электрической энергии

19. Энергопередающие организации электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии оказывают услугу по передаче электрической энергии, покупают электрическую энергию для компенсации технологического расхода электрической энергии и хозяйственных нужд на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

20. Услуги по передаче электрической энергии по региональной электрической сети оказываются потребителям электрической энергии, присоединенным к региональной электрической сети, энергоснабжающим организациям, по тарифу, устанавливаемому государственным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий.

В случаях подключения подстанций энергопередающей организации принадлежащими ей линиями электропередачи к Национальной электрической сети по схеме "заход – выход", энергопередающая организация осуществляет перемещение электрической энергии по таким линиям электропередачи и оборудованию подстанций без взимания оплаты.

Сноска. Пункт 20 в редакции приказа Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными приказом Министра энергетики РК от 14.06.2017 № 200 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

21. При осуществлении своей деятельности на оптовом рынке электрической энергии энергопередающие организации:

1) осуществляют передачу электрической энергии по региональной электрической сети в соответствии с установленными нормами надежности и стандартами качества электрической энергии в порядке, установленном в соответствии с Законом;

2) обеспечивают равные условия для доступа к региональной электрической сети;

3) обеспечивают поддержание в эксплуатационной готовности региональной электрической сети и ее техническое обслуживание;

4) обеспечивают устойчивую и надежную работу региональной электрической сети, своевременное принятие мер по предотвращению, локализации и ликвидации аварий на энергетических объектах, входящих в зону оперативного управления (ведения);

5) совместно с системным оператором обеспечивают качество передаваемой электрической энергии в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики и в области технического регулирования;

6) осуществляют коммерческий учет электрической энергии в согласованных точках учета на границах региональной электрической сети;

7) осуществляют взаимодействие с системным оператором в процессе оперативно-диспетчерского управления режимами производства (потребления) электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана;

8) осуществляют финансовое урегулирование с системным оператором собственных дисбалансов электрической энергии в согласованных точках коммерческого учета на границах раздела национальной и региональной электрической сети;

9) получают и осуществляют контроль качества необходимой информации для осуществления деятельности на оптовом рынке электрической энергии от всех субъектов оптового рынка электрической энергии, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

7. Участие системного оператора и оператора рынка
централизованной торговли электрической энергией
в оптовом рынке электрической энергии

22. Системный оператор участвует в оптовом рынке электрической энергии в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере электроэнергетики.

23. Оператор рынка централизованной торговли электрической энергией оказывает услуги по организации и проведению централизованных торгов в порядке, установленном в соответствии с Законом.

24. Оператор рынка централизованной торговли электрической энергией:

1) обеспечивает и поддерживает в постоянной готовности торговую систему к проведению централизованных торгов электрической энергией на оптовом рынке электроэнергии;

2) организовывает централизованную систему гарантий и расчетов на рынке централизованной торговли электроэнергией с целью минимизации коммерческих рисков субъектов оптового рынка;

3) проводит обучение участников оптового рынка электроэнергии работе с торговой системой;

4) осуществляет мониторинг исполнения заключенных на централизованных торгах сделок;

5) обеспечивает субъектов оптового рынка электрической энергии информацией по индикативным ценам на электрическую энергию, сложившимся на централизованных торгах, и другой рыночной информацией.

24-1. Расчетно-финансовый центр участвует в оптовом рынке электрической энергии в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере электроэнергетики и поддержки использования возобновляемых источников энергии.

Сноска. Правила дополнены пунктом 24-1 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

24-2. Расчетно-финансовый центр и условные потребители при покупке электрической энергии, произведенной с использованием возобновляемых источников энергии, не заключают договоры на оказание услуг по передаче с энергопередающими организациями.

Сноска. Правила дополнены пунктом 24-2 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

24-3. Расчетно-финансовый центр заключает с системным оператором договор на оказание услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, в соответствии с договорами покупки электрической энергии заключенными с энергопроизводящими организациями, использующими возобновляемые источники энергии.

Сноска. Правила дополнены пунктом 24-3 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

8. Функционирование оптового рынка электрической энергии

25. На рынке децентрализованной купли-продажи электрической энергии субъект оптового рынка самостоятельно заключает договор купли-продажи электрической энергии. Объемы и сроки поставок электрической энергии определяются условиями договора.

26. На рынке централизованной торговли электроэнергией договоры и сделки по купле-продаже электрической энергии заключаются по результатам централизованных торгов, проводимых оператором рынка централизованной торговли электрической энергией, в порядке, установленном в соответствии с Законом.

27. Участие субъектов оптового рынка электрической энергии в централизованных торгах осуществляется на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных Законом , и на основании договора участия, заключаемого с оператором рынка централизованной торговли электрической энергии.

28. Договоры купли-продажи электрической энергии на рынке децентрализованной купли-продажи электрической энергии и на рынке централизованной торговли электрической энергией заключаются в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, а также предусматривают следующие условия:

1) согласованный сторонами график почасового суточного (сезонного) изменения режима поставки электрической энергии;

2) указание точек физического и коммерческого учета отпуска в сеть и приема из сети договорных объемов электрической энергии потребителей электрической энергии и энергопроизводящих организаций;

3) условия поставки (порядок резервирования) электрической энергии, в случае возникновения аварийных нарушений;

4) порядок ограничения и (или) прекращения отпуска электрической энергии на случай несвоевременной оплаты покупателем электрической энергии.

29. Договоры купли-продажи электрической энергии, предусматривающие поставку (покупку) электрической энергии в сопредельные государства, передачу или транзит электрической энергии по электрическим сетям сопредельных государств, подлежат согласованию с системным оператором в части технической реализации в порядке, установленном в соответствии с Законом.

30. Отношения, возникающие на оптовом рынке электрической энергии по сделкам на экспорт и (или) импорт электрической энергии, регулируются в порядке, предусмотренном соответствующими договорами, законодательством Республики Казахстан в сфере электроэнергетики и межгосударственными соглашениями.

31. Экспорт и импорт электрической энергии осуществляются при условии выполнения требований таможенного законодательства Республики Казахстан, если ратифицированным международным договором, участником которого является Республика Казахстан, не установлено иное.

32. Субъекты оптового рынка электрической энергии на основании заключенных договоров направляют системному оператору заявки на поставку (потребление) электрической энергии на предстоящие сутки.

33. Системный оператор формирует и утверждает суточный график на основании заявок от субъектов оптового рынка электрической энергии.

34. Поставка (потребление) электрической энергии осуществляется в соответствии с заявленными объемами поставки–потребления электрической энергии, указанными в суточном графике, утвержденном системным оператором, с учетом согласованных корректировок.

35. Балансирующий рынок электрической энергии является инструментом системного оператора для поддержания баланса электроэнергии и мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан.

36. Системный оператор обеспечивает договорные значения межгосударственных сальдо перетоков электрической энергии с энергосистемами сопредельных государств и урегулирование межгосударственных дисбалансов электрической энергии. Урегулирование межгосударственных дисбалансов системный оператор осуществляет в порядке, предусмотренном соответствующими договорами, законодательством Республики Казахстан и межгосударственными соглашениями.

37. Рынок системных и вспомогательных услуг включает в себя услуги по передаче, диспетчеризации, регулированию и резервированию электрической энергии и мощности, обусловлен особенностями производства, передачи, потребления электрической энергии и функционирует в порядке, установленном в соответствии Законом. Системные и вспомогательные услуги оказывают и получают субъекты оптового рынка электрической энергии на основании заключаемых договоров на оказание соответствующих услуг.

Сноска. Пункт 37 в редакции приказа Министра энергетики РК от 25.12.2017 № 471 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

38. Взаиморасчеты за фактически поставленную и потребленную на оптовом рынке электрическую энергию субъекты оптового рынка осуществляют в соответствии со значениями объемов электрической энергии, указанными в фактическом балансе производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке Республики Казахстан, составленном системным оператором по результатам расчетного календарного месяца.