Авиация и космонавтика

Конституционо-правовые основы государственной службы


                Министерство образования Российской Федерации

                    Тюменский государственный университет


                        Институт государства и права



Специальность: Государственное и муниципальное управление



                                Р Е Ф Е Р А Т

                                  на тему:
                       Конституционно-правовые основы
                           государственной службы



                                                   Выполнил студент IV курса
                                                 дневного отделения гр. 1597
                                                      Лесовой Сергей Юрьевич



                                   2002г.
      Законодательство  о  государственной   службе   Российской   Федерации
образуют нормативные правовые акты, регулирующие ее организацию  и  правовое
положение государственных служащих — условия и порядок их  работы,  права  и
виды   поощрения,   обязанности   и   ответственность,    прекращение    ими
государственной службы и т. п.
      Основные источники этого законодательства  перечислены  в  Федеральном
законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" от  31  июля
1995 г. (ст. 4 п.1). Разумеется, и сам этот закон является одним из  главных
ее источников. Любое законодательство представляет собой систему, а  система
законодательства о гос. службе является двухуровневой. Первый из  уровней  —
федеральный. Здесь речь  идет  о  Конституции  РФ,  Федеральном  законе  "Об
основах государственной службы  Российской  Федерации",  других  федеральных
законах  и  иных  нормативных  правовых   актах   РФ.   Второй   уровень   —
законодательство субъектов Федерации — их конституции, законы, уставы  и  т.
п. Все это законодательство имеет конституционное происхождение.
      В Конституции РФ нет конкретного регламента государственной службы, но
есть целый ряд положений, закладывающих ее основы:
      Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на  всей  территории
Российской Федерации (ст. 4 ч. 2).  Это  положение  связано  с  федеративной
природой государства и означает, что федеральная Конституция  и  федеральные
законы в силу их верховенства на всей  территории  Российской  Федерации  не
нуждаются в подтверждении в какой-либо форме субъектами Федерации;  на  всей
территории государства они действуют прямо и непосредственно.
      Единство  системы  государственной  власти,  разграничение   предметов
ведения между РФ и ее субъектами (ст. 5 ч.  3).  Это  означает,  что  власть
Федерации  распространяется  на  всю  ее  территорию,  обеспечивает   тесное
функционирование всего государственного механизма разных уровней.
      Приоритет прав и свобод человека  и  гражданина,  их  непосредственное
действие (ст. 18). Права и свободы человека и гражданина,  неотчуждаемые  от
человека и  общепризнанные  мировым  сообществом,  являются  непосредственно
действующими, т. е.  их  осуществление  не  зависит  от  того,  признает  их
государство  или  нет.  Права  и  свободы  человека  –  явление  объективной
социальной реальности. Государство не дарует человеку права и  свободы,  оно
лишь познает и закрепляет  их  в  своем  законодательстве.  Именно  права  и
свободы человека и гражданина  определяют  смысл,  содержание  и  применение
законов, деятельность  законодательной  и  исполнительной  власти,  местного
самоуправления и обеспечиваются правосудием. При этом следует  иметь  ввиду,
что в деятельности всех ветвей  государственной  власти  –  законодательной,
исполнительной   и   судебной,   органов   и   должностных   лиц    местного
самоуправления признание, обеспечение и защита  прав  и  свобод  человека  и
гражданина  имеют  приоритетное  значение.  Из  этого  вытекает  требование,
согласно   которому   все   органы   государственной   власти   и   местного
самоуправления  должны   сверять   свою   деятельность   с   непосредственно
действующими правами и свободами граждан.
      Обязанность государства  признавать,  соблюдать  и  защищать  права  и
свободы человека и гражданина (ст. 2).
      Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10).
Здесь речь идет не о параллельно существующих и  абсолютно  независимо  друг
от друга развивающихся властях, а об их сотрудничестве и  даже  единстве,  в
рамках  которых  сохраняется  и  конституционно  обеспечивается  различие  и
самостоятельность органов,  осуществляющих  законодательство,  управление  и
правосудие.
      Иными  словами,  в  отечественной  конституционной  практике   понятие
разделения  властей   равнозначно   понятию   организационного   обособления
властей.  Законодательную  власть  в   Российской   Федерации   осуществляет
Федеральное Собрание –  парламент  Российской  Федерации,  исполнительную  –
Правительство Российской Федерации, судебную –  суды  Российской  Федерации.
При этом согласно 10 статье государственная власть едина, но  функции  ее  –
законодательство,  управление  и  правосудие  –  осуществляются   различными
органами, каждый из  которых  может  выполнять,  и  в  практике  российского
конституционализма и конституционной практике иных государств  действительно
выполняет отдельные полномочия, с точки зрения классических представлений  о
разделении властей входящие в компетенцию этих органов.
      Равный доступ граждан к государственной службе  (ст.  32  ч.  4).  Это
положение  соответствует  ст.  25  Международного  пакта  о  гражданских   и
политических   правах,   согласно   которой    граждане    без    каких-либо
необоснованных  ограничений  и  дискриминаций  имеют  право  и   возможность
допускаться в своей стране на общих  условиях  равенства  к  государственной
службе.
      Некоторые обязанности всех должностных лиц (ст. 24 ч. 2, ст. 41 ч.  3,
ст. 46 ч. 2 и др.).
      Нормативным основанием для определения системы исполнительной власти в
структурном плане является Конституция РФ. Статья 5 ее говорит  о  «единстве
системы   государственной   власти»;   гл.   12   —   о   «системе   органов
государственной власти»; в п. «г» ст.  71  Конституции  РФ  в  числе  других
ветвей  власти  сказано  о  «системе  федеральных   органов   исполнительной
власти». В итоге получается, что  достаточно  полного  системно-структурного
определения исполнительной власти в Конституции нет. В ст.  77  говорится  о
единой  системе  исполнительной  власти,  образуемой  федеральными  органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти  субъектов  Федерации
в рамках предметов исключительного ведения федерации и совместного  ведения.
В таком же контексте эти подсистемы органов упомянуты и в ст. 78,  а  в  ст.
112 косвенно сказано  о  структуре  органов  исполнительной  власти».  Кроме
того, Конституция использует  термин  «государственный  орган».  Это  ставит
проблему соотнесения этих понятий и терминов между собой в  целях  выработки
единого представления об органе исполнительной власти,  а  также  о  системе
исполнительной  власти  в  целом,  об  отличии  правового   статуса   органа
исполнительной   власти   от    правового    статуса    органа    управления
государственного и негосударственного.
      Из конкретных органов исполнительной власти  Основной  Закон  выделяет
Правительство РФ (ст. 110). Другие органы упомянуты  в  общей  форме  —  как
федеральные органы исполнительной власти, как органы  исполнительной  власти
субъектов РФ (ст. 77,112).



      Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. – М.: 2001. – 48с.
2. Научно-практический комментарий к  Конституции  Российской  Федерации.  /
   Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. – М.:  Спарк,  2001.  –
   670с.
3. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов.  –
   2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 399с.
4. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. – М.:  Юристъ,
   2002. – 320с.


смотреть на рефераты похожие на "Конституционо-правовые основы государственной службы"