Культурология

Блатная музыка


Министерство образования РФ
            Международный университет бизнеса и новых технологий



                               Блатная музыка
                          реферат по русскому языку
                               и культуре речи



                                                              Студента БУ-11
                                                              Молотова А. А.



                               Ярославль, 2004
                                    План


   1. Введение
   2. Происхождение слова «Блатная»
   3. Происхождение слова «Музыка»
   4. Заключение



     1. Введение

      Это название арго появилось в лексике деклассированных элементов в
конце XIX — начале XX вв. В русской же лингвистической литературе оно
впервые зафиксировано в 1908 году. И. А. Бодуэн де Куртенэ в статье,
посвященной изучению арго, иначе его и не называет, как блатная музыка.
Любопытно, что в этой небольшой статье (всего две страницы) словосочетание
блатная музыка встречается двенадцать раз! И в дальнейшем оно стало
употребляться в лингвистической литературе в качестве синонима к термину
арго.

     2. Происхождение слова «Блатная»

      Из двух компонентов фразеологизма блатная музыка более новым является
слово блатная. Одна из первых фиксаций слова блат (вернее, его
производного) наблюдается в очерке А. И. Куприна «Вор» (1895 г.). Появление
этого очерка совпадает с периодом наиболее интенсивных заимствований в
русское арго из немецкого, польского и еврейских языков (именно они
способствовали переходу лексемы блат в русское арго, являясь при этом либо
языками-источниками, либо языками-посредниками). И первоначально в русском
арго слово блат обозначало «любое преступление, независимо от его
характера». Кража, убийство, разбой, мошенничество - все это определялось
словом блат. Позднее арготизм блат получил значение «преступный мир», а
производная лексема блатной имела значения «профессиональный преступник»,
«преступный; относящийся к преступному миру».

     3. Происхождение слова «Музыка»

      До конца XIX в. арго именовалось преимущественно либо музыкой, либо
байковым языком.
      У читателя, вероятно, могут возникнуть ассоциации со словом баян -
«музыкальный инструмент». Действительно, уж очень заманчивая лексическая
цепочка: байковый язык - баять - баян - музыка. Но слово баян ничего общего
с языком преступников не имеет. Музыкальный термин баян, названный по имени
древнерусского поэта Бояна гармонистом А. Ф. Орланским-Титаренко, появился
примерно в конце XIX века, тогда как арготизм музыка возник гораздо раньше.

      Но все-таки, почему арго раньше именовалось музыкой? То, что оно
действует на эмоции? Да, арго воздействует и на чувства деклассированных
элементов, и на чувства законопослушного населения. Но не это явилось
определяющим при появлении на свет лексемы музыка, т. е. данное слово
образовалось не при помощи метафоры. Думается, что возникновение его
гораздо сложнее.
      Музыка - «язык преступников» - слово довольно странное, даже для арго,
в котором имеются различные словесные неожиданности. Но в лексике
преступного мира был еще и более причудливый фразеологизм (активно он
употреблялся в середине XIX в.) - ходить по музыке - «совершать
преступления». Но какая связь между «ходить по музыке» и «совершать
преступления»? Казалось бы, никакой. Однако, если верно определить в арго
важнейшие способы словопроизводства и принципы возникновения слов, а также
связи деклассированных элементов с другими социальными группами, то все
встанет на свои места.
      Нам кажется, что слово музыка в арго появилось благодаря звуковой
мимикрии. Данный способ словопроизводства очень распространен в арго. Язык
«рисует» самые неожиданные образы. Так, в дореволюционном арго при помощи
звуковой мимикрии образованы слова олешка - «лакей», мишука, мишура -
«мешок», башкир - «большеголовый человек» (от башка), петя -
«пятисотрублевый кредитный билет»; в современном арго - алик - «алкоголик»,
баптист - «бабник», балбес - от балабас - «продукты, содержащие большое
количество жира», марго - «маргарин», червяк - «червонец», чех - «чеченец».

      Несомненно, что музыка - это слово, также образованное с помощью
звуковой мимикрии. Но какая лексема явилась его основой, первым кирпичиком?
Каких-либо производных арготизмов от слова музыка в составе
дореволюционного арго нами не обнаружено. Из фонетически близких к
арготизму музыка можно причислить следующие слова: маз - «преступник»,
«мошенник», «старый опытный вор», «атаман разбойничьей шайки», «вор-
карманник», «помощник вора-карманника»; мазурик - те же значения, кроме
третьего и четвертого; маза - «учитель воров»; мазье - «мошенники, воры»;
мазура несчастная - «плохой вор»; мазиха - «женщина, принадлежащая к
преступному миру», «дама (игральная карта)»; мазурить, мазурничать -
«воровать из карманов». Как видим, в этих словах отчетливо прослеживается
корень маз. Заметим также, что все эти слова обозначают либо представителей
преступного мира, либо их преступные действия. И слово музыка, насколько
это явствует из фразеологизма ходить по музыке, также обозначало
преступление. (Любопытная деталь - арготизм блат почти повторил историю
слова музыка: блат - сначала имело значение «любое преступление», затем -
«язык преступного мира»; ходить на блат - «совершать преступления».)
      Корень маз имеется и в лексеме условно-профессионального языка офеней
- мазыка. О лексическом значении этого слова существуют два мнения. Так, С.
В. Максимов утверждал, что это самоназвание офеней:
«С 1700 года офени, как известно, разбрелись по всему лицу земли русской и
даже переходили за австрийскую границу, всюду называя себя особым народом -
мазыками»). Несколько иного мнения исследователь офенского языка И. А.
Трофимовский. «Мазыки от слова мазать (рисовать), - утверждал он,- так они
называют богомазов, которые рисуют иконы, а затем их продают (села Мстера и
Холуй Вязниковского уезда Владимирской губернии). Там же село Палех.
      Боготаскатели - «офени, занимающиеся перепродажей икон». Итак,
заметим: мазыки - иконописцы, боготаскатели - скупщики икон. Вероятно, у
офеней было выражение ходить по мазыке (мазыкам) - «скупать у иконописцев
иконы с целью их дальнейшей перепродажи». Там, где скупка,- часто
мошенничество и обман, и фразеологизм ходить по мазыке получает новое
значение - «мошенничать, плутовать». А перейдя в арго, непонятное и не
характерное для преступного мира слово мазыка трансформировалось в лексему
музыка (уголовники стараются «подогнать» непонятное для них слово под уже
знакомое). В арго выражение ходить по музыке получило и новое лексическое
наполнение - «совершать преступления». И еще одна любопытная деталь: слово
маз (мас) в условно-профессиональном языке имело несколько значений -
«крестьянин», «человек», «офеня», «я».
      Именно в конце XVIII — середине XIX вв. лексика условно-
профессионального языка офеней в сильнейшей степени повлияла на арго.
Деклассированные элементы заимствовали от «ходебщиков» множество слов:
клевый, мара, пахан и др. Офени были именно тем слоем населения, который
пополнял ряды деклассированных элементов. «Кроме деклассированных в
собственном смысле (нищих, бродяг, воров),- справедливо утверждал В. М.
Жирмунский,- в создании и распространении арго существенное участие
принимали бродячие торговцы и ремесленники». Такие же процессы, как
указывает ученый, характерны и для стран Западной Европы.
      Тесная связь преступного мира с офенями отражена даже в тюремном
фольклоре. Из всех социальных групп торговцев только офеня удостоился такой
«чести». Вот отрывок из блатной песни:


      Кругом темно, все потемнело,
      И спит Москва во мгле ночной.
      Уныло песенку заводит
      В тюрьме преступник молодой:
      «Мне быть преступником с рожденья
      Сама назначила судьба.
      Я был торговец, был офеней
      И торговал я завсегда».

      Интересно, что распространенный среди преступного мира фразеологизм по
фене ботать, появившийся в начале XX в., есть не что иное, как по офене
болтать, то есть разговаривать на условно-профессиональном языке офеней. В
начале XX в. в арго существовало выражение ходить по фене - «совершать
преступления», а ходить по тихой фене означало «совершать кражи».
      Автор этих строк однажды в Горьком услышал от носителя арготизмов
(преступника-рецидивиста), что блатной язык был придуман купцом по имени
Офеня.
      Но не только офени повлияли на русскую преступность, повлияли на нее и
прасолы (прахи) - «скупщики хлеба, скота». Характерно, что одним из
названий преступника в Поволжье явилось слово прах.
      Получается любопытная лексическая параллель: в условно-
профессиональном языке «ходебщиков» маз (мас) - «офеня», в арго маз,
мазурик - «преступник»; прасол (прах) - «скупщик хлеба и скота», а в арго
прах - «преступник».
      Что же осталось в арго в настоящее время от когда-то этимо-логически
родственных слов маз, мазурик, музыка? В современном арго и сейчас
употребляются слова маз, маза - «главарь воровской группы». Арготизм маза
имеет и еще одно значение - «шайка, сплоченная воровская группа»;
фразеологизм держать мазу означает «заступаться друг за друга,
поддерживать». С 20-х годов XX в. в среде деклассированных элементов не
употребляется слово мазурик, почти не встречается в современном арго
фразеологизм блатная музыка: используется только один его компонент -
музыка (от него образован арготизм музыкант - «знаток арго»).

     4. Заключение

      И все таки, какая связь между «ходить по музыке» и «совершать
преступления»? Если верно определить в арго важнейшие способы
словопроизводства, то все встанет на свои места.



                                Библиография


1. Грачев М. А. Блатная музыка // Русская речь. -1995. - №5





смотреть на рефераты похожие на "Блатная музыка "