Литература : русская

Рецензия на рассказ В. Астафьева Людочка


                 Рецензия на рассказ В. Астафьева «Людочка»
  Каждый писатель  в  своих  произведениях  пытается  отразить  жизнь  того
времени, в котором он  живёт.  Великие  писатели  никогда  не  приукрашивают
жизнь,  описанную  ими  в  своих  произведениях.  Так  в  рассказе   Виктора
Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни.
  Рассказ «Людочка» В. Астафьев написал в 1989 году.  Но  это  произведение
очень актуально и сейчас, в наше время, спустя десять лет. В  этом  рассказе
Астафьев описал жизнь одной девушки, приехавшей в большой город из  деревни.
Эту девушку зовут Людочка. Так называется и  рассказ  Астафьева.  Из  самого
названия рассказа («Людочка») видно, что в нём написано  о  хорошей  хрупкой
девушке. Людочка всё своё детство провела в деревне, со  своими  родителями:
отцом и матерью, а после смерти  отца  -  с  отчимом.  Её  отчим  «никак  не
относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо».  Людочка  в  деревне  росла  «как
вялая примороженная трава».
  Когда Людочка приехала из  деревни  в  город,  она  сразу  же  устроилась
работать в парикмахерскую. С работы ей приходилось возвращаться домой  через
городской парк отдыха ВПВРЗ. Автор рассказа сравнивает  этот  парк  со  всей
Россией:  «Парк...  выглядел  словно  бы  после   бомбёжки   или   нашествия
неустрашимой вражеской конницы». В этом парке «с  годами  разрослось  всякое
дурнолесье  и  дурнотравие».  Виктор  Астафьев  с   иронией   называл   парк
«роскошным местом», потому что он был «ближней природой» в  городе,  но  так
как «человеку без природы существовать невозможно», то  в  парке  ВПВРЗ  все
отдыхали и все им любовались. Парк ВПВРЗ  был  похож  на  «загон»,  а  люди,
проводившие в нём время - на «животных». У этих  людей  (если,  конечно,  их
можно так назвать) всё было не по-человечески. Они никогда не жили  разумной
человеческой жизнью. У них всё проходило на уровне инстинктов.
  Характер Людочки раскрывается во многих эпизодах  рассказа.  Например,  в
эпизоде с умирающим человеком, когда все от него отошли  дона  лишь  Людочка
его пожалела. А после его смерти все только делали вид, что  им  его  жалко,
все кроме Людочки. В эпизоде, когда в парикмахерской к ней начал  приставать
Артёмка-мыло, она его порезала ножницами,  после  чего  Артёмка-мыло  больше
никогда её не трогал и всем своим друзьям сказал, чтобы её не трогали.
  Кроме Людочки, в рассказе Виктора Астафьева есть  и  другие  герои:  мать
Людочки, её отчим, Стрекач, Артёмка-мыло и  другие.  Когда  Людочка  уже  не
могла переносить жизнь в городе среди ВПВРЗэшников, она приехала на время  в
свою родную деревню, к своей матери. Мать Людочки, рассказывая ей  только  о
своей жизни, даже не поинтересовалась жизнью своей дочери.  Поэтому  Людочка
ей и не рассказала, что ей пришлось пережить в городе,  так  как  посчитала,
что её матери  нет  никакого  дела  до  неё.  Мать  Людочки  была  не  таким
человеком, которого описывал М. Горький в начале  XX  века  в  своём  романе
«Мать». В его произведении мать шла на всё ради своего сына, а  в  конце  XX
века, в рассказе В. Астафьева «Людочка» матери нет никакого  дела  до  своей
дочери. Все оставили Людочку «... теперь и  самой  ей  предстояло  до  конца
испить чашу одиночества, отверженности, лукавого людского сочувствия...»  Об
отчиме Людочки никто много и не знает, даже сам автор. Ему  не  известна  ни
его фамилия, ни его имя. Он «никак не относился к  Людочке:  ни  хорошо,  ни
плохо». Но именно он отомстил Стрекачу за Людочку. А Стрекач - это такой  же
обитатель парка ВПВРЗ, как и все остальные, только его отличие от  остальных
- это то, что многие обитатели городского парка считали его своим  главарём.
Для Стрекача, так же как и для других ВПВРЗэшников не  существовало  никаких
рамок, в  нём  полностью  отсутствовало  что-либо  человеческое.  После  его
смерти «угнетённые, ограбленные,  царапанные...  обитатели  железнодорожного
посёлка вздохнут теперь освобождено, и будут жить  теперь  более  или  менее
ладно до пришествия нового Стрекача, ими  же  порождённого  и  взращённого».
Когда Стрекач насиловал Людочку никто даже не отозвался на  крики  (Людочки)
о помощи. Даже находящийся в это время рядом  Артёмка-мыло  ничего  не  стал
предпринимать для спасения чести Людочки.
  Кульминационным эпизодом рассказа является самоубийство (через повешение)
Людочки. Она повесилась не от плохой жизни в городском парке ВПВРЗ, а  из-за
того, от неё все отвернулись, даже её собственная мать. Все  её  оставили  в
одиночестве. Она не была никому нужна.  В  таких  условиях  жизни,  в  таком
одиночестве человек может только или  стать  таким  же  существом,  как  эти
«звери» из парка ВПВРЗ, или, не выдержав  этой  жизни,  уйти  из  неё  путём
самоубийства. Ведь и Артёмка-мыло, и Стрекач, и другие, подобные им  отбросы
общества - это люди, которых все отвергли, которые остались  одни.  Всех  их
сделало такими общество в котором  они  жили.  Им  оставалось  только  стать
«животными», чтобы продолжать  своё  существование.  Людочка  перед  смертью
говорит: «Никто ни про что не спрашивал меня - никому до меня  нет  дела.  А
душа? Да кому она нужна,  та  простенькая,  в  простенькой,  в  обыкновенной
плоти ютившаяся душа».
  Рассказ «Людочка» очень актуален и в  наши  дни.  В  наше  тяжёлое  время
деморализованное общество продолжает деградировать. И в наши дни  существуют
такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные и друзья  (в
следствие чего они не могут прожить  в  полном  одиночестве  и  им  остаётся
только наложить на себя руки). Всё чаще встречаются такие отбросы  общества,
как Артёмка-мыло и Стрекач, которых такими сделало общество.
  Написав этот рассказ, Виктор Астафьев описал жизнь не только  московского
парка ВПВРЗ, но и жизнь всей России. Ведь общество деградирует не  только  в
Москве, а во всей России. Своим рассказом автор хотел  показать,  что  может
произойти с человеком, когда  он  остаётся  один  (из  людей).  Такое  может
произойти не  только  с  героиней  этого  рассказа,  но  и  с  любым  другим
человеком.
  Рассказ «Людочка» написан доступным понятным языком. В произведении автор
использовал  много  сравнений,  причём  в  основном  для   деморализованного
общества: центральный  городской  парк  ВПВРЗ  -  загон,  зверинец;  люди  -
животные, стадо, звери.


смотреть на рефераты похожие на "Рецензия на рассказ В. Астафьева Людочка"