Педагогика

Обобщающий урок по природоведению



Оглавление

Обобщающий урок: понятие, цель, организация  3
Примеры разработок обобщающих уроков    5
  1-ый класс: «Домашние животные»  5
  2-ой класс: «Город и деревня»    6
  3-ий класс: «Домашние животные»  8
  4-ый класс: «Растительный и  животный мир нашей местности»   9
Дидактическая игра «Цветочный аукцион» как нетрадиционная форма обобщающего
урока по теме «Комнатные растения»      10
Заключение  14
Литература  15



      Обобщающий урок: понятие, цель, организация

      Урок  -  форма  организации  обучения,  при  которой  учебные  занятия
проводятся учителем с  группой  учащихся  постоянного  состава,  одинакового
возраста  и  уровня  подготовки   в   течение   определенного   времени   по
установленному  расписанию  для  достижения   учебно-воспитательных   целей.

      Каждый урок посвящается изучению  определенного  вопроса  программы  и
поэтому представляет  собой  нечто  законченное  и  вместе  с  тем  является
продолжением предшествующих уроков и опорой для последующих.
      В конце изучения темы, как правило, проводятся обобщающие  уроки.  Они
могут  проводиться  по  материалу  двух  или  нескольких  тем,  близких   по
содержанию.
      Основная  дидактическая  цель  такого  типа  уроков  —  систематизация
знаний, полученных при изучении всей темы, закрепление  ее  наиболее  важных
положений.  Таким  образом,  обобщающие  уроки   способствуют   прочному   и
сознательному усвоению знаний, а также  оказывают  существенное  влияние  на
развитие памяти, речи, мышления учащихся.
      Под  обобщением  понимают  выделение  каких-либо   свойств,   качеств,
присущих целой группе предметов, и  формулирование  такого  вывода,  который
будет верен в отношении любого ,отдельного предмета данной группы.  Учащихся
нужно научить обобщать материал. Сделать это можно по следующему плану:
      а) выделять главное, основное содержание в обобщаемом материале;
      б) выделять основные характеристики предметов, отношения  между  ними;

      в) сравнивать предметы между собой,  выделять  общие,  фундаментальные
особенности, которые могут лечь в основу обобщения;
      г)  формулировать  на  основе  обобщения   вывод   (общую   тенденцию,
закономерность и т. д.).
      При правильной  организации  урока  эффективным  методом  обобщения  и
систематизации знаний может быть беседа, основным условием ее  эффективности
является уровень или степень подготовки  учащихся  по  теме.  Учащихся  надо
готовить  к  такой  работе:  они  должны  владеть  фактическим   материалом,
навыками сравнения, знать свойства предметов,  их  основные  характеристики.
При недостаточной подготовке учащихся беседа может  превратиться  в  монолог
учителя.
      Для обобщения и систематизации знаний нужно составить  такие  вопросы,
ответы на которые позволили бы получить обобщение знаний  по  этой  теме.  В
вопросах должен быть  отражен  определенный  фактический  материал,  который
играет важную роль при выделении основных понятий темы.
      На  обобщающем  уроке  желательно  использовать   наглядные   пособия,
которыми учащиеся пользовались в ходе изучения материала.
      В структуре обобщающего урока можно выделить следующие элементы:
      а) организация учащихся, в ходе которой  выясняется  их  подготовка  к
уроку, проверяется наличие необходимых наглядных пособий,  сообщаются  тема,
цели и задачи предстоящего урока;
      б) проверка знаний, умений и навыков по изученной теме.  Как  правило,
отдельные учащиеся  получают  задания,  выполняют  их,  а  класс  проверяет,
исправляет, дополняет по мере необходимости;
      в) обобщающая беседа по теме;
      г) заключение учителя, в ходе которого отмечается, какой материал темы
и как усвоен учащимися.
      В  некоторых  случаях,  проводя  обобщающий  урок,  учитель  совмещает
проверку знаний, умений, навыков  и  обобщающую  беседу  вместе.  Это  можно
делать в тех случаях, когда тема невелика по объему материала и  понятия  ее
простые.
      Для проверки  усвоения  материала  учащимися  всего  класса,  а  также
степени сформированности умений и навыков в конце  обобщающего  урока  можно
провести небольшую  самостоятельную  работу  учащихся,  носящую  контрольный
характер и способствующую выявлению уровня сформированных знаний и умений.


      Примеры разработок обобщающих уроков


      1-ый класс: «Домашние животные»

      Цель урока:  обобщить  и  углубить  знания  учащихся,  полученные  при
изучении темы «Домашние животные».
      Оборудование:  все  картины,  которые  использовались  на   предыдущих
уроках, и кинофильм «Наши домашние животные».
      Ход урока.
      Урок начинается с беседы по картинам  «Утка»  и  «Куры»  по  следующим
вопросам.
      - Какая птица изображена на первой картине?
      - Что вы знаете об утке?
      - Какие птицы нарисованы на второй картине?
      - Чем куры отличаются от утки?
      - Какая голова у курицы?  Какой  клюв?  Какие  крылья?  Какого  цвета
        перья? Какие у нее ноги? Есть ли на  них  перепонки,  как  у  утки?
        Почему их нет?
      Учитель показывает детям кинофильм  «Наши  домашние  животные».  После
просмотра фильма ставит вопросы:
      - Каких животных называют домашними?
      - Каких домашних животных вы знаете?
      - Что нового вы узнали из фильма?
      По картинам «Кошка», «Собака», «Курица», «Утка», «Гусь» дети  отвечают
на вопросы:
      - Какая шерсть у кошки?
      - Какие у нее лапки? Какие усы? Какие зубы? Какой хвост? Какие глаза?

      - Что ест кошка?
      - Какую пользу приносит кошка?
      - Какой величины бывают собаки?
      - Какая у собаки голова? Какие у нее зубы, уши, лапы, хвост?
      - Какого цвета шерсть?
      - Что едят собаки?
      - Какую пользу они приносят?
      - Как можно называть всех этих птиц? (Домашние.) Почему  их  называют
        домашними?
      - Чем курица не похожа на гуся и утку?
      - Какую пользу приносят домашние птицы?
      Итог урока: домашние животные приносят нам большую пользу и поэтому мы
должны любить их, заботиться о них и не обижать.


      2-ой класс: «Город и деревня»

      Цель урока: обобщить знания учащихся,  полученные  при  изучении  темы
«Город и деревня».
      Оборудование: стенные картины, изображающие город и село.
      Ход урока.
      Данный урок целесообразнее проводить в форме беседы.
      Вопросы для проведения беседы:
      - Где мы живем?
      - Как называется наш город?
      - Как называется улица, на которой стоит школа?
      - Какие дома стоят на улице?
      - Для чего предназначены дома,  которые  находятся  на  нашей  улице?
        (жилые, магазины, ателье и т.п.)
      - Как освещается наша улица?
      - Какие растения есть на нашей улице?
      - Чем улица отличается от проспекта? от переулка? от площади?
      - Какие проспекты есть в нашем городе?
      - Как называется центральная площадь нашего города?
      - Чем занимаются люди в городах?
      - Что город дает деревне? А деревня городу?
      - Чем город отличается от деревни?
      - Чем занимаются люди в деревне?
      Беседа сопровождается повторным рассмотрением картины.
      В заключение урока – творческое задание: нарисовать ответ на  один  из
вопросов, записанных на доске.
      На доске записаны следующие вопросы:
      - Что люди делают в деревне?
      - Чем занимаются в городе?
      - Что город дает деревне?
      - Что дает деревня городу?
      Итог урока: еще раз акцентировать внимание на том, что город не сможет
выжить без села, а село – без города.


      3-ий класс: «Домашние животные»

      Цель урока: обобщить знания  детей  о  домашних  животных,  живущих  в
разных природных условиях.
      Оборудование:  таблицы,  картины,  чучела,  гербарий,   которые   были
использованы в процессе работы над темой; а так  же  то,  что  было  сделано
детьми в этот период: таблицы, рисунки, записи в тетрадях и т.д.;  кинофильм
(видеофильм, диафильм) «Домашние животные».
      Домашнее задание к уроку: найти материал  о  том,  как  и  чем  кормят
домашних животных.
      Ход урока.
      В начале урока проводится беседа по следующим вопросам:
      - Каких вы знаете домашних животных?
      -  Почему  корова,  лошадь,  свинья,  овца,  верблюд,  олень,  кролик
        называются домашними животными?
      Задание: напишите на доске и покажите на картинах и чучелах, каких еще
домашних животных вы знаете.
      - Как ухаживают за домашними животными на селе? в городе?
      - Какие машины помогают в уходе за животными?
      - Кто  из  вас  сам  ухаживал  или  помогал  ухаживать  за  домашними
        животными? Как вы это делали?
      Демонстрация фильма. После фильма – беседа.
      - Какие породы домашних животных (лошадей,  кур,  коров  и  т.д.)  вы
        знаете?
      - Какую домашнюю рыбу вы знаете и от какой рыбы она выведена?
      - Почему кролика называют грызуном?
      - Каких еще грызунов вы знаете?
      - Как приспособлен северный олень к условиям жизни на севере?
      - Как приспособляется верблюд к условиям жизни в пустыне?
      Далее проводится беседа по домашнему заданию.
      - А чем и как кормят домашних животных?
      - А что дают нам домашние животные за то, что мы за ними ухаживаем  и
        кормим их?
      Итог урока: еще раз указать  на  то,  какое  значение  имеют  для  нас
домашние животные и развитие животноводства.


      4-ый класс: «Растительный и  животный мир нашей местности»

      Цели: обобщить, конкретизировать, углубить и систематизировать  знания
о природе; показать значение разнообразия  природы  для  развития  народного
хозяйства; установить взаимосвязь между природой  и  трудовой  деятельностью
человека.
      Оборудование: глобус, физическая карта СССР, карта полушарий  и  карта
природных зон СССР, гербарии растений своей местности.
      Ход урока.
      Урок  можно  начать   со   следующего   задания   классу:   определите
местоположение своей области на глобусе и карте и  ответьте,  где  находится
ваша область (край). Затем в ходе  беседы  выясняется,  что  характерно  для
природы данной местности, в какой природной зоне она находится, какие в  ней
преобладают растения и животные и т.  д.  Затем  учащимся  задается  вопрос,
требующий обобщенного ответа: какие сезонные изменения в  жизни  растений  и
животных характерны для данной местности?
      В ответе на него должно быть отмечено, что сезонные изменения  зависят
от расположения природной зоны по отношению к экватору.
      Далее  учащиеся  вспоминают  названия  растений   и   животных   своей
местности,    уточняют    характерные    особенности    их    строения     и
жизнедеятельности. Выяснение характерных особенностей  растений  и  животных
своей местности и сравнение их с другими  позволяют  установить  зависимость
между основными факторами неживой и  живой  природы.  Беседа  сопровождается
демонстрацией гербарных образцов растений, таблиц,  картин,  соответствующих
диапозитивов.
      Учащиеся делают  вывод  о  природе  своей  местности.  Далее  задаются
вопросы: как изменяется труд людей в зависимости от  природных  условий?  от
времени года?
      Итог  урока:  растительный  и  животный  мир   разнообразен;   человек
использует богатства природы в своей хозяйственной деятельности,  но  должен
бережно относиться к ним и охранять их.


      Дидактическая  игра  «Цветочный  аукцион»  как  нетрадиционная   форма
обобщающего урока по теме «Комнатные растения»

      В  последнее  время  стало  популярно  проводить  обобщающие  уроки  в
нестандартной  форме:  викторины,  игры,   лото   и   т.п.   Это   позволяет
разнообразить  учебный  процесс,  расширить  мотивацию  усвоения   учащимися
знаний, повысить степень усвоения предмета. Ниже  приведен  обобщающий  урок
по теме «Комнатные растения» в виде дидактической игры «Цветочный аукцион».
      Цель игры: обобщить знания о комнатных растениях, закрепить знание  их
названий, проверить сформированность умения различать комнатные растения  по
названию и описанию. Воспитывать любовь к природе, интерес к нашим  "зеленым
друзьям".
      Оборудование игры: комнатные растения, подставка для растений, жетоны,
призы.
      Правила игры: участвуют три  команды.  Участнику,  давшему  правильный
ответ, вручается жетон (образцы жетонов  —  комнатный  цветок  в  горшочке).
Побеждает та команда, которая наберет больше  жетонов,  и  тот  участник,  у
которого окажется наибольшее количество жетонов.
      Выбирается жюри, которое  следит  за  ходом  игры,  вручает  жетоны  и
подводит итоги.
      Ход игры.
      1. "Аукцион —разминка".
      Команды по очереди называют по 1  комнатному  растению.  Побеждает  та
команда, которая назовет последнее  растение.  (1  жетон  дается  участнику,
назвавшему последнее растение).
      2 "Найдите, что опишу".
      На подставку ставят комнатные растения одного рода, но  разных  видов:
Пеларгония душистая и зональная.
           Бегония королевская и всегда цветущая
           Традесканция зебровидная и белоцветковая.
      Задание командам: найти растение по описанию (подойти, показать):
      Пеларгония, или Герань, —  распространенное  комнатное  растение.  Его
родина — Южная Африка.  Листья  пеларгоний  покрыты  волосками,  испаряющими
эфирное масло. Растение можно отличить по своеобразному запаху.
      Пеларгония зональная  —  с  махровыми  красными  цветками.  Пеларгония
душистая — с мелкими розовыми цветками.
      Родина Бегонии — тропики Азии и Африки. Это растение с одревесневающим
стеблем, красивыми листьями.
      Бегония королевская — с крупными пестроокрашенными. покрытыми  редкими
волосками листьями.
      Бегония всегда цветущая — небольшой кустик с сочными  стеблями,  густо
покрытыми некрупными листьями и мелкими розовыми цветками.
      Родина Традесканции — Америка. Это красивое растение со  свешивающимся
стеблем.
      Традесканция зебровидная — с полосатыми листьями.
      Традесканция белоцветковая — с зелеными листьями.
      3. Домашнее задание.
      Дети рассказывают и  показывают,  как  надо  ухаживать  за  комнатными
цветами (за каждое выступление 1 жетон).
      4. Отгадай, что за растение.
      На подставку  выставляются  растения:  фикус,  хлорофитум,  аспарагус,
бальзамин, колеус, алоэ, камнеломка, зигокактус, плющ.
      Задание командам:  составить  рассказы  о  3-х  растениях.  Оставшиеся
команды определяют, о каком растении идет речь, называют его и показывают.
      Примечание: в рассказе не должно упоминаться название растения.  По  1
жетону дается участнику, который загадал "загадку" и который ее отгадал.
      5. Игра на внимание.
      На подставке стоят цветы в один ряд: алоэ, фикус, бегония,  бальзамин,
колеус, пеларгония.
      Дети рассматривают и запоминают растения, а затем закрывают  глаза.  В
это время педагог меняет местами растения или убирает одно из них,  заменяет
другим растением. После этого дети открывают глаза  и  рассказывают  о  том,
что изменилось.
      6. "Узнай растение".
      На  подставке  расположены  растения:  хлорофитум,   фикус,   опунция,
аспарагус,  пеларгония,  бальзамин,  бегония,   колеус,   плющ,   апидистра,
камнеломка, зигокактус, традесканция и другие.
      Задание  командам:  найти  растение  по  названию   или   характерному
признаку. Игpa по типу соревнования: кто быстрее?
      Найдите:
      — бальзамин
      — растение — очиститель воздуха (хлорофитум)
      — колеус
      — традесканцию
      — растение, которое называют "дружная семейка" (аспидистра)
      — камнеломку
      — самое известное лекарственное растение (алоэ)
      — зигокактус
      — бегонию
      — растение с "фальшивыми листочками" (аспарагус)
      — плющ
      — "резиновое дерево" (фикус)
      — растение, выделяющее эфирное масло (пеларгония)
      — каланхоэ.
      7. Домашнее задание.
      Сообщение о любимом растении, которое живет в доме.
      8. Подведение итогов.
      Участнику  игры-аукциона,   набравшему   наибольшее   число   жетонов,
присваивается звание «Знаток природы» и выдается открытка с  подписями  жюри
«Лучшему знатоку природы».
      Команда,  набравшая  наибольшее   количество   жетонов,   награждается
медалями «Победитель в игре-аукционе «Комнатные растения».

Заключение

      Обобщающие уроки  обычно  строятся  на  материале  отдельных  тем  или
учебного предмета в целом. Такие уроки имеют большое значение в  закреплении
и систематизации знаний.
      На обобщающих уроках следует  повторить  пройденное,  и,  опираясь  на
знания,   полученные   детьми   при   изучении   темы,   расширить   детские
представления,  установить  простейшие   взаимосвязи   и   взаимозависимости
явлений в живой и неживой природе.
      Такое повторение и  обобщение  программного  материала  делает  знания
детей более сознанными и прочными, развивает навыки логического мышления.
      На обобщающих уроках, как и на уроках других типов, следует  применять
разнообразные  методы  и  приемы  работы,  но  исключительная   роль   здесь
принадлежит  беседе,  которая  должна  умело  чередоваться  с   работой   по
настенным картинам, схемам, учебнику. В то же время в последние  годы  стали
популярны обобщающие уроки, проводимые в виде викторин,  дидактических  игр,
соревнований и т.д. Это необходимо в  первую  очередь  потому,  что  младшие
школьники быстро утомляются, внимание у них рассеивается и  они  отключаются
от работы.
      По методике проведения обобщающие  уроки  очень  сложны.  Успешно  они
проходят в том случае, если учитель с первого  урока  изучения  раздела  или
темы начинает готовиться  к  ним:  продумает  систему  формирования  знаний;
установит строгую последовательность объяснения  основных  и  дополнительных
понятий;  выберет  методы  и   приемы,   средства   работы,   способствующие
организации  такой  мыслительной  деятельности  учащихся,  которая  ведет  к
самостоятельным выводам.


Литература

1. Пакулова  В.М.,  Кузнецова  В.И.  Методика  преподавания  природоведения:
   Учебник для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1990
2. Методика изучения природы в начальных классах: пособие  для  учителей.  –
   М.: Просвещение, 1965
3. Горощенко  В.П.,  Степанов  И.А.  Методика  преподавания  природоведения:
   Учебник для студентов педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1984
4. Верзилин Н. М. Путешествие с домашними растениями. — М.: Детиздат, 1951
5. Горышина Т. К. Растения в городе — Л.: Лениздат, 1991
6. Дрязгунова  В  А  Дидактические  игры  для  ознакомления  дошкольников  с
   растениями. — М.: Просвещение, 1981
7. Клинковская Н. Н. Комнатные растения в школе — М.: Просвещение, 1986


смотреть на рефераты похожие на "Обобщающий урок по природоведению"