Педагогика

Теории обучения в высшей школе

В процессе обучения и научного поиска формируются знания, навыки и  умения,
происходит всестороннее интеллектуальное развитие  личности обучающихся и
их мировоззрения. Все это происходит через главную сферу -  умственную
деятельность студентов: ощущение, восприятие, представления, осмысливание,
запоминание и другие психические процессы. В результате мыслительного
функционирования все это анализируется, синтезируется путем гармоничного
действия высшей нервной деятельности человека. На основе этой деятельности
создается система обучения, объединяющая содержание и форму научного
познания, устанавливающая связи  и отношения между предметами и явлениями
объективного мира.
       Условием  построения  теории  обучения  в   высшей   школе   является
взаимосвязь трех формирующих начал:
1) накопление опытного эмпирического материала  исходя  из  оценки  практики
   учебного процесса, его типизации, классификации и группировки;
2)  установление  эмпирических  связей  и  элементов,  составляющих  учебный
   процесс;
3)   формирование   теоретических,   обобщенных,   объективных    отношений,
   составляющих учебный процесс, выявление их причин и развития.
Взаимосвязь этих начал обеспечивает теории обучения  содержательную  основу,
достаточную научную определенность и объективность.
      Обучение, учебный процесс, мыслительная деятельность  и  ее  развитие-
это понятия неразрывные по существу и по форме. Это  относится  и  к  самому
широкому  понятию образования, и к любому конкретному факту обучения.
      Весьма существенным является также и то обстоятельство,  что  обучение
происходит  направленным,  организованным  путем.  А  это  значит,  что  сам
процесс  обучения  как  процесс  мыслительного  развития  требует  опоры  на
основополагающие данные науки  о  функциях  и  природе  мышления,  опоры  на
физиологию  высшей  нервной  деятельности  и  психологию.  То  есть,  теория
обучения должна  находиться  в  самой  тесной  связи  с  психофизиологией  и
психологией учения. Это  требует  от  преподавателей  обращения  к  активной
психической деятельности  студентов,  влияющей  на  развитие  их  творческой
мыслительной  работы,  обоснованного  психологического  подхода  к   каждому
занятию и, что особенно важно, умению моделировать  студенческую  аудиторию,
управлять ее познавательной деятельностью.
       Педагогический  смысл  связи  теории  обучения  в  высшей   школе   с
закономерностями психофизиологии и психологии заключается главным образом  в
обосновании путей всестороннего  развития  творчески  мыслящей  и  творчески
действующей  личности  специалиста  высшей  квалификации.  Это   обоснование
требует предварительного рассмотрения некоторых общих связанных между  собой
понятий  учения  о  высшей  нервной  деятельности  и  психологии.  К   таким
понятиям, прежде всего, относятся сознание, мышление, разум и психика.
      Сознание  в  психофизиологии  рассматривается  как  свойство  человека
отражать  действительность   в   ощущениях,   восприятиях,   представлениях,
представлениях, суждениях и понятиях. Сознание  позволяет  нам  оценивать  и
устанавливать взаимоотношения людей  друг  с  другом,  окружающей  средой  и
совершенствовать  его  в  процессе  многообразной   деятельности.   Сознание
человека в значительной мере индивидуально и самостоятельно,  оно  позволяет
нам воображать, изобретать, обобщать явления и события,  строить  догадки  и
предположения  и  т.д.  Сознание  человека   отражает   субъективный   образ
объективного мира в определенном творческом представлении.
      Мышление - это свойство мозга человека, особым образом  организованной
материи,  отражать  объективную  действительность  в  понятиях,   суждениях,
образах обобщенных представлений. Мышление и его развитие имеют  неразрывную
связь с трудовой деятельностью и  языком  людей.  Для  мышления  свойственны
такие процессы, как  анализ  и  синтез,  гипотетический  поиск,  абстракция,
формулирование   понятий   и    законов,    доказательств,    умозаключений,
моделирование и т.  д.  К  мышлению  активно  примыкает  понятие  «разум»  -
активный  процесс  мышления,  характеризующий  глубокое  понимание   явлений
окружающего мира, путей и форм их развития.
      Психика – специфическая функция  мозга  человека,  обеспечивающая  его
многообразное   приспособление   к    изменяющимся    условиям    окружающей
действительности.  Психические  функции  включают  оперирование  ощущениями,
восприятием,  представлениями,  чувствами  и   мыслительной   деятельностью.
Психика, так же  как  сознание,  выражает  субъективный  образ  объективного
мира, понятие психики шире понятий сознания  и  мышления,  так  как  психика
рассматривает не только сознательное, но чувственное и подсознательное.
       В  высшей   школе   наиболее   существенными   прикладными   задачами
психологии являются:
 - психологическое обоснование путей приобретения знаний и навыков;
 - организация и управление процессами мыслительной и трудовой деятельности;
 - психологическое обоснование путей совершенствование методов преподавания;
 - обоснование особенностей возрастного развития студентов;
 - оценка психических свойств студента;
 - выявление и развитие индивидуальных творческих особенностей и склонностей
   студентов;
 - оценка душевного и морального состояния студентов.
      Выявление закономерностей психологической  теории  обучения  в  высшей
   школе теснейшим образом связано с рассмотрением  особенностей  психологии
   студенческого возраста (в  среднем  17-23  года).  Это  возраст  расцвета
   физического  и  умственного  развития  человека.  Но  расцвет  -  еще  не
   зрелость.
      С   приближением   зрелости    происходит    непрерывное    нарастание
   работоспособности, динамики активной деятельности, продуктивности. В   то
   же время моменты повышения динамики  одной  функции  сменяются  моментами
   понижения  других  функций.  В   этом   возрасте   наблюдается   развитие
   вербального  интеллекта,  динамичность  возбуждения.  Повышается  уровень
   наблюдательности  и  общая  культура  наблюдения.  Совершение   действий,
   поступков преобладает над их обоснованием.  В  этом  возрасте  характерны
   проявление  максимализма,  стремление  к  скорейшему  проявлению  себя  в
   сложных жизненных ситуациях  без  достаточно  глубокой  оценки  вероятных
   последствий совершенных поступков, эгоцентризм. Наблюдается  безразличное
   отношение к опыту  других  людей,  советы,  замечания,  указания  старших
   воспринимаются как необоснованное вторжение в  личную  жизнь.  Характерно
   стремление к независимости, самостоятельности, увлечение новым (не всегда
   прогрессивным). Наряду с самоуверенностью возникает неуверенность в своих
   возможностях,  что  часто   проявляется   в   развязности,   небрежности,
   негативизме и даже в агрессивности. В этом возрасте весьма заметны мотивы
   товарищества и дружеской солидарности.
      Наряду с любознательностью, стремлением к новому, проявлением
интереса к определенной деятельности и области знаний имеет место отрицание
и скептицизм как следствие поверхностных взглядов. Категоричность мнений в
этом возрасте легко может измениться, особенно под влиянием «авторитетных»
друзей.
      Возраст 17-23 года наиболее плодотворный для формирования знаний,
научного и профессионального развития, совершенствования всесторонней
мыслительной культуры.
      Наряду с возрастными особенностями необходимый интерес представляет
оценка  свойств личности по темпераменту.
      Среди студентов, как и вообще среди людей, различаются:
холерики (темпераментны, активны, общительны, энергичны);
сангвиники (легковозбудимы, настойчивы, активны, уравновешены, общительны);
меланхолики (медлительны, замкнуты, склонны к устойчивым настроениям и
состояниям, застенчивы, болезненно чувствительны, не уверены в себе);
флегматики (с наиболее сильным, уравновешенным типом характера,
неторопливы, настойчивы, необидчивы).
В отношениях к учебной и научной работе выявились специфические
студенческие типы: эмпирики, аналитики, рационализаторы, логики,
исполнители, организаторы, систематики, эрудиты, генераторы идей,
романтики, подражатели и даже перехватчики мыслей.
Существенным является использование психологических обоснований для
управления познавательной деятельностью студентов, путем организации
интересов, мотивов, установок, активной мыслительной деятельности и
применения методов рефлексивного воздействия.
Мотиву, установка, интересы. Большое значение для учебного процесса имеет
интерес к познанию, возникающий на основе осознанной мотивировки. Интерес и
мотивировка неразрывно связаны с физиологическими процессами высшей нервной
деятельности. С позиций нейрофизиологии создание интереса и мотивировки
характеризуется возникновением в коре больших полушарий очага сильного
раздражения. То, что вступает во взаимодействие с ним, включается во
временные связи и соответствующим образом закрепляется.
Мотивация познавательной деятельности характеризует собой отношение
человека к тому или иному проявлению действительности и связана с
возникновением потребности к познанию. Интерес есть выражение
направленности сознания человека в силу наличия у него взаимосвязанных
систем отражения действительности. Если такая связь существует, процесс
познания совершается активно, если она нарушается, то интерес к учению
ослабевает, а затем может исчезнуть совсем.
Интерес и мотивы являются для учебного процесса основой, на которой
возникают, закрепляются и развиваются знания, навыки и практический опыт
студентов. Мотивация, интерес, потребность познания – все это необходимые
условия учебной деятельности. Учебная информация более активно
воспринимается тогда, когда у студентов возникает потребность в ее
восприятии. Одно  и тоже содержание изучаемого предмета одинаковой степени
сложности, в одном и том же объеме может усваиваться по-разному, в
зависимости от способа его подачи, мотивов восприятия и интереса студентов.
Учебный процесс совершается более активно в тех случаях, когда он связан с
решением задач проблемных ситуаций, а проблемы имеют мотивационную основу,
включая живой интерес к предмету изучения. Мотивы стимулируют, организуют и
направляют учебную деятельность. Значительный интерес представляет
мотивация для организации процесса обучения и направления мыслительной
деятельности студентов.
Существенный интерес представляет выяснение того, какие мотивы направляют
познавательную деятельность студентов, что они имеют в своей основе.
Значительный интерес при этом представляет выяснение конкретных причин,
вызывающих проявление интереса, мотивов и потребности изучения.
Современная нейрофизиология и психология считают весьма существенным, что
человек всегда действует по установке, возникающей в результате внешнего
воздействия, которая и настраивает его на получение ожидаемого результата.
Установка в обучении является условием организации и направления
мыслительной деятельности и исходит из целей и задач обучения. Когда
существует четкая установка, опирающаяся на цели и мотивы обучения, то
мыслительная деятельность оказывается сосредоточенной, а энергия этой
деятельности – сконцентрированной, стало быть, и результат обучения в этом
случае оказывается более эффективным.
Восприятие и понимание. Значительное место психология уделяет такому
важному для обучения психологическому качеству, каким является восприятие.
Психология рассматривает восприятие как процесс отражения в сознании
человека предметов и явлений.
Весьма существенным для процесса обучения является и то обстоятельство, что
в состав восприятия входит речевая деятельность, определяющая содержание
восприятия. Физиология высшей нервной деятельности рассматривает восприятие
как аналитикою - синтетическую деятельность коры головного мозга,
характерную тем, что она вызывается совокупным воздействием свойств
предметов и явлений на органы чувств человека. Поэтому восприятие
представляет собой не просто ряд ощущений, а целостный образ предмета как
модель той или иной совокупности признаков объекта восприятия
Психологически каждое восприятие рассматривается как синтез входящих в него
ощущений и представлений со своей определенной структурой и выделением роли
и места каждого компонента в этом целом.
Процессы восприятия находятся в тесной связи с представлениями, которые
психология рассматривает как воспроизведенные образы восприятия. В отличие
от восприятия представления возникают на основе памяти, без
непосредственного участия органов чувств. В учебном процессе представления
обычно возникают под влиянием направленной мыслительной деятельности, речи
и условного языка науки.
Внимание. Психология указывает пути раскрытия важнейшего для обучения
свойства мышления – внимания. Внимание является начальной ступенью
понимания. При возникновении внимания происходит разделение реального и
воображаемого, возникает предложения, догадки. Организация внимания и
наблюдения есть одно из главных условий успеха обучения. Если преподавателю
удастся привлечь внимание студентов к предмету изучения, то это значит, что
он добился половины успеха.
Память. Учебный процесс высшей школы теснейшим образом связан с
рациональным использованием психофизиологической теории памяти. Психология
рассматривает память как устройство умственной деятельности сохранять и
воспроизводить то, что было в сознании. Память, запоминание и забывание
находятся в функциональной связи с прошлым содержанием, опытом,
впечатлениями и активной мыслительной деятельности человека.

********************************************************************
      Теория обучения в высшей школе немыслима без обращения
преемственности своего исторического развития и учебно-познавательной
деятельности, обращения к методам и средствам обучения в определенной их
роли, возможностей и путей их развития.
      Существенным показателем развития учебно-воспитательного процесса
является возникновение новых, прогрессивных идей и тенденций
совершенствования: содержания, форм, средств и методов обучения, - на
основе которых возникают новые теоретические положения, дающие обоснование
и направление для оптимальных педагогических действий.



ЛИПЕЦКИЙ  ГОCУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



РЕФЕРАТ

Педагогические основы проектирования вузовских  технологий обучения



СТУДЕНТ     ФАУСТОВ  В.В.
ГРУППА      МОД - 97



ПРЕПОДАВАТЕЛЬ    ОКОЛЕЛОВ О.П.



ЛИПЕЦК  -  1998


смотреть на рефераты похожие на "Теории обучения в высшей школе "