Право

Судебная власть



                                 Вариант 2.


1. Основные пути и проблемы становления  независимой  судебной власти в
   России. Обеспечение независимости судей.
2. Рассмотрев жалобу гражданина на незаконное увольнение, прокурор вынес
   постановление об отмене незаконного, по его мнению, приказа и обязал
   руководителя предприятия восстановить работника. Оцените правомочность
   действия прокурора.
3. Судьи Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего
   Арбитражного суда РФ назначаются: а) единолично Президентом РФ; б)
   Президентом РФ с согласия Совета федерации РФ; в) Государственной Думой
   РФ по представлению Президента РФ; г) Советом федерации РФ по
   представлению Президента РФ.
4. Судьи районных и городских судов назначаются : а) единолично Президентом
   РФ; б) Президентом РФ с согласия Совета федерации РФ; в) Государственной
   Думой РФ по представлению Президента РФ; г) Советом федерации РФ по
   представлению Президента РФ.
5. Какие вопросы не относятся к компетенции Конституционного Суда РФ: а)
   официальное толкование Конституции РФ; б) обращения граждан на нарушения
   их конституционных прав органами государственной власти, если исчерпаны
   другие средства защиты; в) рассмотрение споров о компетенции между
   федеральными органами государственной власти и между федеральными
   органами и органами государственной власти субъектов РФ; г) рассмотрение
   вопросов о соответствии Конституции нормативных актов субъектов РФ.

   1. Основные пути и проблемы становления  независимой  судебной власти в
                  России. Обеспечение независимости судей.


       Глубокие экономические и социальные преобразования,  обозначившиеся с
середины 80-х годов,  потребовали  новых  подходов  к проблемам  законности,
правопорядка, охраны прав и свобод граждан.
       В связи с этим состоявшаяся в  июне-июле  1988года   ХIХ   Всесоюзная
партийная  конференция  специальное  внимание  уделила  наряду   с    прочим
совершенствованию судоустройства.  В  принятой  ею  резолюции   "О  правовой
реформе" привлекалось внимание к  необходимости  повышения  авторитета  суда
и намечались некоторые  шаги  по  обеспечению его независимости.
       Первым шагом по реализации установок  этой  резолюции  стало принятие
в декабре того же года закона,  внесшего  в  Конституцию СССР ряд  изменений
и дополнений. среди них были  и  положения  об  изменении  порядка  избрания
большинства судей в стране  и   увеличении  срока  их  полномочий.  Народные
судьи стали избираться не населением, как это было до тех  пор,  а  Советами
среднего звена на 10, а не на 5 лет. В течение  1989-1991  годов  состоялось
принятие  ряда законодательных актов, которые предусматривали  принципиально
 новые положения,  касавшиеся  организации  судов  и   их   системы,   -   о
статусе судей, об ответственности за неуважение к суду,  об   организации  и
полномочиях конференций, судей и квалификационных  коллегий,  преобразовании
государственного арбитража в систему арбитражных судов и т.д.  Тогда  же  (в
ноябре  1989   года)   были   приняты  новые   Основы   законодательства   о
судоустройстве Союза  ССР  и   союзных  республик,  послужившие  юридической
базой  для  принятия  ряда законодательных новелл как на союзном, так и   на
 республиканском уровне, в том числе в РСФСР.
       Процесс обновления российского судоустройства  и   устройства  других
правоохранительных органов активизировался в  значительной  мере  во  второй
половине 1990  года,  после  того  как  состоялось одобрение  Декларации  "О
государственном    суверенитете     Российской    Советской     Федеративной
Социалистической  Республики"  (12   июня  1990г.).  В  действовавшую  тогда
Конституцию  РСФСР  были  внесены  многочисленные  изменения  и  дополнения,
имевшие прямое или косвенное отношение к судам, в частности:
       - предусмотрено образование Конституционного Суда РСФСР  (15  декабря
1990г.) и системы арбитражных судов (24 мая 1991г.);
       - расширены права судов по контролю за законностью и  обоснованностью
действий и решений всех органов и  должностных  лиц,  в том  числе  действий
и   решений,   которые   связаны   с   ограничением    прав    граждан    на
неприкосновенность  личности,   жилища,   частной   жизни,   включая   тайну
переписи, телеграфных и иных  сообщений,  телефонных переговоров (21  апреля
1992г.);
       -  установлено,  что  судьи  наделяются  полномочиями,  как   правил,
бессрочно, что они не должны отчитываться перед кем бы то  ни  было,  и  что
их не могут досрочно отзывать избравшие органы (9 декабря 1991г.);
       - допущена возможность рассмотрения дел судьями   единолично,  а  при
определенных обстоятельствах - с участием присяжных  заседателей  (1  ноября
1991г.).
       Естественно, такие изменения  и  дополнения  Конституции  не могли не
стимулировать законодательную активность  по  многим   направлениям,  в  том
числе в сфере судоустройства.  Сыграло  стимулирующую роль  и  Постановление
Совета РСФСР от  24  октября  1991г., которым одобрялся документ,  названный
Конституцией   судебной   реформой  в  РСФСР,  и  устанавливались   основные
направления  судебной реформы на ближайшее время.
       На базе внесенных  изменений  и  дополнений  в  Конституцию  РСФСР  и
указаний этого Постановления Верховного  Совета  РСФСР  состоялось  принятие
ряда законов, внесших существенные коррективы в организацию  и  деятельность
судов. Это были  законы  об  арбитражном суде, о Конституционном Суде РФ,  о
статусе судей, правилах производства по уголовным делам,  рассматриваемым  с
участием присяжных,  судебном  контроле  за  законностью  и  обоснованностью
ареста и продления  его  сроков,  дальнейшем  расширении  права  обвиняемого
(подозреваемого, подсудимого) на защиту  и   некоторые   другие.   В   конце
1991 - начале 1992  годов  изданы  также  весьма  важные  для  регулирования
организации и деятельности судов акты,  которые  связаны  с  распадом  Союза
ССР (о переподчинении военных трибуналов, дислоцированных на территории  РФ,
об образовании  в  составе  Верховного Суда РФ Военной  коллегии,  уточнении
его полномочий и др.).
       Опыт многих десятилетий и даже столетий  говорит  о   том,   что  суд
относится  к  числу  таких  государственных   учреждений,   решения  которых
находятся в поле зрения других  государственных   органов,  должностных  лиц
различного уровня и  просто  граждан,  так  или   иначе  заинтересованных  в
результатах разбирательства конкретных дел.
       Отсюда и то многообразие способов   и   методов,   используемых   для
оказания влияния на суды, которые выработаны многолетней  практикой.  Вплоть
до наших дней к  такого  рода  способам  и  методам   относится  многое:  от
посулов и подкупов до угроз и физической расправы  с  судьями.  Чем  дальше,
тем  более  изощренными  становятся  эти способы и методы.
       В  связи  с  этим  существенное  внимание  уделяется  разработке    и
внедрению  гарантий  независимости  судей.  Усилия  в    этом    направлении
предпринимаются давно. Весьма заметный  шаг  был  сделан  26   июня  1992г.,
когда Верховный Совет РФ принял Закон о статусе судей.
       В ст. 9 Закона установлено, в  частности,  что  независимость   судей
обеспечивается:
       -  предусмотренной  законом  процедурой  осуществления    правосудия;
запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то  ни   было  вмешательства
в деятельность по осуществлению правосудия;
       -  установленным    порядком    приостановления    или    прекращения
полномочий судьи;
       - правом судьи на отставку;
       - неприкосновенностью судьи;
       - системой органов судейского сообщества;
       -  предоставлением  судье  за  счет  государства   материального    и
социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
       "Судья, - говорится в ч. 2 названной  статьи,  -  члены  его семьи  и
их имущество находятся под  особой  защитой  государства. Органы  внутренних
дел обязаны принять необходимые  меры  к   обеспечению  безопасности  судьи,
сохранности  принадлежащего   им   имущества,   если   от   судьи   поступит
соответствующее заявление".
       Эти положения существенным образом развиты  и  дополнены  Федеральным
законом «О государственной защите судей, должностных лиц  правоохранительных
и контролирующих органов»  от  25  апреля  1995  г.,  в  котором  достаточно
детально  определяется  не  только  круг  лиц,  пользующихся  правом  особой
государственной защиты, но и подлежащие применению конкретные  меры  защиты,
условия и порядок их реализации. Набор таких мер довольно  разнообразен:  от
обеспечения  личной  охраны,  охраны  имущества  и  жилища,  выдачи  оружия,
специальных средств индивидуальной защиты вплоть до  переселения  на  другое
место жительства, замены документов и изменения внешности.
       Любые  проявления  неуважения  к  суду,  попытки  оказывать  на  него
давление с целью воспрепятствования всестороннему,  полному  и  объективному
рассмотрению конкретного дела,  а  равно  добиваться  вынесения  незаконного
судебного решения расцениваются  как  административные  правонарушения  либо
даже,  как  преступления.  например,  в  соответствии  со  ст.  294  УК   РФ
вмешательство в какой бы то ни  было  форме  в  деятельность  суда  в  целях
воспрепятствования  осуществлению  правосудия,  если   оно   совершается   с
использованием  своего  должностного  положения,  наказывается  «штрафом   в
размере от пятисот до  семисот  минимальных  размеров  оплаты  труда  или  в
размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от  пяти  до
семи месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением  права
занимать определенные должности или  заниматься  определенной  деятельностью
на срок до трех лет либо без таковой». Действия, свидетельствующие  о  явном
пренебрежении  к  суду  или  установленному  в   суде   порядку,   считаются
административным проступком. Этот проступок на основании  ст.  165  КоАП  РФ
может повлечь за собой штраф в размере  до  1  минимальной  месячной  оплаты
труда или административный арест до 15 суток.



2. Задача.


       В  данном  случае  действия   прокурора,   связанные   с   вынесением
постановления об отмене незаконного, по его мнению, приказа неправомерны.
       В соответствии с ч. 1  ст.  24  Федерального  закона  «О  прокуратуре
Российской Федерации» прокурор или его заместитель вносят  представление  об
устранении  нарушений  закона  в  орган  или  должностному   лицу,   которые
полномочны устранить допущенные нарушения, и данное  представление  подлежит
безотлагательному рассмотрению.
       В течение  месяца  со  внесения  представления  должны  быть  приняты
конкретные меры по устранению  допущенных  нарушений  закона,  их  причин  и
условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть  сообщено
прокурору в письменной форме.

       3. Судьи Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего
          Арбитражного суда РФ назначаются:
а) единолично Президентом РФ;
б) Президентом РФ с согласия Совета федерации РФ;
в) Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ;
г) Советом федерации РФ по представлению Президента РФ.
Ответ:
«г» Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ (п.1  ст.  6  Закона
РФ «О статусе судей в РФ»).

4. Судьи районных и городских судов назначаются : а) единолично Президентом
РФ; б) Президентом РФ с согласия Совета федерации РФ; в) Государственной
Думой РФ по представлению Президента РФ; г) Советом федерации РФ по
представлению Президента РФ.
Ответ:
«а» единолично Президентом РФ (п. 3 ст. 6 Закона РФ «О статусе судей РФ»).

5. Какие вопросы не относятся к компетенции Конституционного Суда РФ: а)
официальное толкование Конституции РФ; б) обращения граждан на нарушения их
конституционных прав органами государственной власти, если исчерпаны другие
средства защиты; в) рассмотрение споров о компетенции между федеральными
органами государственной власти и между федеральными органами и органами
государственной власти субъектов РФ; г) рассмотрение вопросов о
соответствии Конституции нормативных актов субъектов РФ.
Ответ:
Согласно ч. 2 ст. 125 Конституции  РФ  все  названные  вопросы  относятся  к
компетенции Конституционного Суда РФ.


                                 ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция РФ.
2. Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 25 июня 1995 г.
   № 91-ФЗ.
3. Закон РФ «О прокуратуре РФ» от 17 ноября 1995 г.
   № 168-ФЗ.
4. Правоохранительные органы Российской Федерации.  Учебное  пособие  и  сб.
   задач /Под ред. Ю.К. Якимовича. Красноярск, изд-во Краснояр. гос.  ун-та,
   1998.





смотреть на рефераты похожие на "Судебная власть"