Радиоэлектроника

История развития ЭВМ и практическое применение в обучении


[pic]



                                   ДОКЛАД

                                    ТЕМА:

         «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭВМ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ»

                                  г. Москва
                             Средняя школа № 536
                                 9 «В» класс
                            Капустников Вячеслав



[pic]



                              г. Москва 1996 г.
           Еще не так давно, всего три десятка лет назад,  ЭВМ  представляла
собой  целый  комплекс  огромных  шкафов,   занимавших   несколько   больших
помещений. А всего и делала-то, что  довольно  быстро  считала.  Нужна  была
буйная фантазия журналистов, чтобы увидеть в  этих  гигантских  арифмометрах
«думающие агрегаты,  и  даже  пугать  людей  тем,  что  ЭВМ  вот-вот  станут
разумнее человека.
              Тогдашняя   переоценка   возможностей   человека   объяснима.
Представьте себе: на железных дорогах  ещё  пыхтели  паровозы,  ещё  только-
только появлялись вертолеты, и на них смотрели как на диковинку;  ещё  редко
кто видел телевизор; ещё об ЭВМ знали только узкие  специалисты...  и  вдруг
сенсация - машина переводит с языка на язык! Пусть  всего  пару  коротеньких
предложений, но ведь переводит сама! Было от  чего  прийти  в  изумление.  К
тому же ЭВМ стремительно совершенствовалась: резко сокращались  её  размеры,
она работала все быстрее и быстрее, обрастала все  новыми  приспособлениями,
с помощью которых стала печатать текст,  чертить  чертежи  и  даже  рисовать
картинки. Неудивительно,  что  люди  верили  всяким  вымыслам   относительно
нового технического чуда. И когда один язвительный  кибернетик  сам  сочинил
туманно-загадочные стихи, а потом выдал  их  за  сочинение  машины,  то  ему
поверили.
           Что  же  говорить   о   современных   компьютерах,   компактных,
быстродействующих, оснащённых руками -  манипуляторами,  экранами  дисплеев,
печатающими, рисующими  и  чертящими  устройствами,  анализаторами  образов,
звуков, синтезаторами речи и другими «органами»!  На  всемирной  выставке  в
Осаке компьютеризированные роботы уже ходили по лестнице,  перенося  вещи  с
этажа на этаж, играли с листа на фортепьяно, беседовали с посетителями.  Так
и кажется, что они вот-вот сравняются по своим способностям с  человеком,  а
то и превзойдут его.
          Да компьютеры многое могут. Но, конечно, далеко  не  всё.  Прежде
всего, «умные» машины способны эффективно помочь школьнику в учебе.  Почему-
то считается, что  компьютеры  нужны  прежде  всего  на  уроках  математики,
физики, химии, т.е. при изучении  тех  наук,  которые  вроде  бы  поближе  к
технике,  а  на  уроках  русского  языка   достаточно,   мол,   традиционных
«технических» средств - доски, мела и тряпки.
          Конечно, язык неизмеримо сложнее любой математической, химической
или физической системы условных знаков. Язык охватывает все  без  исключения
области человеческих знаний, и сами эти знания без него невозможны.  Язык  -
оформитель и выразитель нашего мышления,  а  мышление  -  самое  сложное  из
всего, что только известно  нам,  во  всяком  случае  до  сегодняшнего  дня.
Однако компьютеры все шире вторгаются  в  гуманитарные  области,  и  процесс
этот будет идти нарастающими темпами.
         Семейство компьютеров - электронных технических приспособлений для
переработки информации - довольно  велико  и  разнообразно.  Есть  маленькие
счетные  устройства  -  микрокалькуляторы,  которые  помещаются  в  наручных
часах, шариковых ручках:  крохотные  кнопки-числа,  которые  нужно  нажимать
иголкой или остриём  карандаша,  и  несколько  операций  -  четыре  действия
арифметики, вычисление процентов, возведение в  степень,  извлечение  корня.
Вот и все - для работы с языком возможности маловаты.
         Компьютеры побольше - размером с карточку - календарь и  такие  же
плоские. На них и кнопок  никаких  нет,  и  вообще  нет  никаких  движущихся
деталей. Все просто напечатано, а цифры индикатора - на  жидких  кристаллах.
Дотрагиваешся  до  печатных  цифр  -  они  выстраиваются  на  индикаторе  из
кристаллов;  энергия  -  от  напечатанной  полоски  -  фотоэлемента.   Такую
«машинку» ни сломать, ни разбить нельзя, разве что порвать.
        Есть калькуляторы величиной с записную  книжку,  с  книгу  среднего
формата.  Увеличиваются  их  возможности:  аппарат  выполняет  целый   набор
сложных алгебраических операций, у него появляется оперативная  память,  так
что работу уже можно легко программировать.
        Есть даже модели карманных калькуляторов с внешней памятью -  целый
набор ферромагнитных пластинок, на которых можно записать  довольно  сложную
программу с большим  количеством  исходных  данных.  По  мере  необходимости
пластинки вводятся в приемник машинки, она  «глотает»  их  и  перерабатывает
информацию не хуже, чем первые  вычислительные  шкафы-  мастодонты.  А  ведь
кроха - в кармане помещается!
            Так  незаметно  из  простого  электронного  счетчика  вырастает
настоящий  компьютер  с  широкими  возможностями.  И  вот   уже   появляется
настольная ЭВМ с солидной внешней  памятью,  экраном  дисплея  и  алфавитной
клавиатурой. Это уже персональный,  индивидуальный  компьютер,  возможностей
которого вполне достаточно для работы  с  языком.  А  удобства  -  лучше  не
придумаешь: программа записана на небольшой пластинке- дискетке,  информация
вводится  прямо  с  клавиатуры,  где  есть  цифры  и  алфавит  (русский  или
латинский), все, что вам нужно, высвечивается здесь же  на  экране  дисплея.
Никакой мороки ни  с  перфокартами,  ни  с  перфолентами,  никаких  забот  о
машинном времени, никаких ожиданий, когда заработает именно  ваша  программа
и будут получены результаты - всё здесь, всё под рукой, всё на глазах.
         Есть индивидуальные компьютеры с  памятью  на  компакт-диске.  Это
небольшой радужно отсвечивающий диск  размером  с  маленькую  пластинку  для
проигрывателя, только «проигрывается» он не с  помощью  иглы,  а  с  помощью
лазерного луча. На одном таком диске умещается столько информации, что  если
её напечатать в книге, то  понадобятся  целые  тома.  Но  если  возможностей
индивидуального компьютера  все  же  не  хватает,  приходится  обращяться  к
большим ЭВМ. Правда сейчас даже самые мощные  ЭВМ  -  размером  с  небольшой
шкаф или даже тумбу письменного стола. Зато  разрослись  её  «органы»,  и  к
одной машине можно подключить десятки дисплеев. Так  оборудуется  дисплейный
класс - на каждом столе установлены управляющая клавиатура и дисплей, а  все
столы подключены к одной машине.
       Есть ли преимущества в работе с компьютером по сравнению  с  работой
по учебнику? Судите сами.
       Прежде всего - и это самое главное - компьютер осуществляет обратную
связь: он может спрашивать и оценивать ваши ответы, может отвечать  на  ваши
вопросы, контролировать вас, помогать, подсказывать.  Ничего  этого  учебник
не может - он только спрашивает, а  как  вы  отвечаете  -  ему  безразлично.
Учебник читает свой монолог, не заботясь о слушателе, тогда,  как  компьютер
ведет с вами диалог, в ходе которого  идет  обучение.  Нечего  говорить  что
такое обучение и эффективнее и интереснее.
            Кроме того, компьютер экономит ваше время:  он  берет  на  себя
неприятную работу по отысканию нужной  информации.  Если  в  учебнике  нужно
порыться, чтобы найти необходимое, то компьютер сам дает вам  все  сведения,
да ещё и подчеркивает, на что следует обратить особое внимание.
           Как видим, уже сейчас компьютер на уроке  русского  языка  нужен
нисколько не  меньше,  чем   на  уроке  математики.  Хотя,  конечно,  у  той
аппаратуры,  которая  появляется  сейчас  в  школе,  есть   и   существенные
недостатки.
        Например, её немобильность. Учебник взял под мышку и выбирай  место
для занятий по вкусу: дома, в школе, в  библиотеке.  А  с  компьютером  будь
добр работать только  в  школе,  только  в  дисплейном  классе  и  только  в
отведенное время.
        Плохо, конечно, и то, что компьютер молчун - «разговаривать» с  ним
приходится «по  переписке»  через  экран  дисплея.  Вот  если  бы  компьютер
понимал нашу речь, да ещё и сам бы говорил! А ведь это пожелание не  так  уж
и фантастично. Ещё несколько лет назад был выпущен  удивительный  компьютер.
Размером он с книжку среднего формата. На нем несколько рядов  кнопок,  одни
из них - управляющие, другие  -  алфавит.  Есть  радиодинамик  и  светящееся
табло. Нажимаешь на кнопки алфавита, на табло зажигаются буквы  и  слова,  а
компьютер произносит их вслух. Это одна  программа.  А  другая  программа  -
наоборот: компьютер произносит слово, а вы должны  написать  его  на  табло.
Правильно написали - компьютер  произносит  другое  слово  и  т.д.  Если  же
ошиблись в правописании, компьютер говорит: «Вы  ошиблись,  попытайтесь  ещё
раз». Если и на этот раз ошибка, то вы  услышите:  «К  сожалению,  вы  снова
ошиблись, это  слово  пишется  так...».  И  на  табло  загорается  правильно
написанное слово.
       Сейчас разрабатывается основательный вариант  «карманного  учителя».
Даже имя ему придумали: «Сирин».  Сирин  -  волшебный  персонаж  из  русской
народной  сказки  -  полуптица,  получеловек.  А  расшифровывается  название
вполне в духе кибернетического  века:  «  синтезатор  речи  индивидуальный».
Надеемся, что вскоре говорящий «Сирин» появится  в  школах  и  будет  верным
помощником и учителя, и ученика в изучении русского  и  иностранных  языков.
Это  будет  уже  не  игрушка,  а  вполне  серьезный   аппарат   с   широкими
возможностями. Сменные блоки  памяти  обеспечат  практически  неограниченный
словарный запас. Но компьютер может работать не только  со  словами.  Табло-
экран  вместит  целые  предложения  и  даже   небольшие   диалоги,   которые
синтезатор будет произносить с  нужной  интонацией.  Электроника  по  вашему
требованию будет повторять нужный фрагмент хоть сто раз, пока вы  твердо  не
запомните  звучание.Остается  только  пожелать,  чтобы  этот   замечательный
аппарат как можно скорее  поступил  в  серийное  производство  и  пришел  на
помощь всем, кто изучает русский и иностранные языки.
       До сих пор мы беседовали  с  вами  по  сути  дела  о  кмпьютеризации
учебника, о том, как приспособить компьютер к сложившейся практике  изучения
языков, как обрядить старое содержание в модную «электронную форму». А  ведь
современный  компьютер  -  это  принципиально  иное   техническое   средство
обучения, чем привычные магнитофоны, проекторы или даже видеомагнитофоны.
       Принципиальная разница вот в чем.  Все  без  исключения  технические
средства     обучения      являются      пассивными,      однонаправленными,
демонстрационными.  Они  способны  лишь  демонстрировать  образцы  речи  или
видеосюжеты, нисколько не заботясь о нас,  не  поддерживая  с  нами  никакой
обратной связи. Нужна ли их информация, понятна ли, усвоена  ли  нами  -  им
нет до этого никакого дела. Строго говоря это вовсе не средства обучения,  а
средства демонстрации, иллюстрирования.
         Компьютер с дисплеем и  синтезатором  речи  -  первое  техническое
средство именно для обучения. Это и демонстратор, и информатор,  и  учитель,
и советчик, и собеседник и даже партнёр по обучению. Он активно  работает  с
нами, не только поддерживая обратную связь, но и вызывая нас на неё.
          Аппаратуру с такими свойствами  было  бы  неразумно  использовать
лишь как подсобное дополнение к учебнику. Она способна на большее. В  идеале
компьютер должен вести  диалог  с  учебником  на  нормальном,  естественном,
живом русском языке. Технические возможности  для  этого  есть  уже  сейчас:
компьютер умеет говорить и слушать. Но он не способен понять  сказанное  или
хотя бы имитировать понимание. Вот это и есть основная проблема  современной
кибернетики, от решения которой будет зависеть её дальнейшее развитие.




смотреть на рефераты похожие на "История развития ЭВМ и практическое применение в обучении"