Социология

Определение понятия общественное мнение (трактовка автора)


              МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
                Академия социологии и социальной информатики
                      Факультет социальной информатики



                                     Э С С Е
                                  на тему:
                 «Определение понятия «общественное мнение»
                             (трактовка автора)».



                                                                  Выполнила:

                                                          Студентка 4 курса,
                                                         2 группы, ф-та соц.
                                                                 информатики

                                                                Гаценко Н.М.
                                                                   Проверил;
                                                               Мансуров В.А.


                                      Москва
                                        2002 г.
           Любая социальная система, существующая в рыночной экономике
должна учитывать интересы потребителей, конкурентов, партнеров и других
групп общественности, от которых прямо или косвенно зависит ее
существование. В последние десятилетия в большинстве развитых стран
общественное мнение оказывает сильное влияние на эффективность достижения
целей:
имидж;
репутация;
деловые контакты.
           Если общественное мнение играет важную роль в жизни современных
социальных систем, то процессом взаимодействия с общественностью необходимо
управлять как на уровне государства, так и на уровне отдельно
хозяйствующего субъекта.
           К  формам проявления общественного мнения относятся:
               . распространение слухов;
               . публичные выражения;
               . использование определенной символики и т.п.
           Анализируя историю развития изучения общественного мнения, можно
отметить постепенное увеличение роли связей с общественностью в управлении
организацией. Можно совершенно точно утверждать, что наиболее сильные
импульсы PR (public relations) получало благодаря существенным изменениям
социально-экономической ситуации в обществе или крупным конфликтам и
катастрофам.в России возможность существования и развития этой деятельности
появилась только с началом становления рыночной экономики, что повлекло за
собой существенные, иногда принципиальные изменения в обществе.



           Существует множество подходов  к определению понятия
«общественное мнение»:
              1) гносеологический
Характеризует отражательную природу общественного мнения, его место в
структуре общественного сознания. Общественное мнение – это совокупность
оценочных суждений и определяемых ими действий всех социальных субъектов по
поводу объектов, затрагивающих их интерес.
Общественное мнение – состояние масс, как совокупности классических и
неклассических общностей.
              2) социологический
Характеризует социальную обусловленность, роль и функции общественного
мнения. Общественное мнение – процесс совместной оценочной и вытекающей из
нее практической деятельности. Общественное мнение – специфичекий
социальный институт, выполняющий особые функции в обществе.
              3) онтологический
характеризует способы бытия общественного мнения. Общественное мнение –
может существовать как общее в совокупности индивидуальных оценок и в
совокупности действий, и в институциональной форме.
           Вышеизложенные теоретические положения реализуются на практике в
процессе межличностной коммуникации. Под коммуникацией понимается процесс
обмена информацией между двуми и более субъектами, в роли которых выступают
люди, группы или организации. В общем виде процесс коммуникациисостоит из
следующих элементов:
. отправителя и получателя информации;
. собственно сообщения и средства 9канала0 его передачи как основных
 инструментов коммуникации;
. кодирования, декодирования,ответа и обратной связи как основных
 коммуникативных функций4
. шума, случайных или конкурирующих сообщений, служащих помехой при
 передаче информации.
           Далее  приведены  формы  проявления   общественного   мнения   в
результате информационнного обмена:
|Вид информационного   |Форма общественного мнения                        |
|обмена                |                                                  |
|Образовательный       |Проведение съездов, конференций, обсуждений,      |
|                      |симпозиумов, семинаров, тренингов, коллоквиумов   |
|Демонстрационный      |Участие в выставках, торговых шоу, ярмарках       |
|Встречи               |Собрания акционеров, встречи с общественными и    |
|                      |государственными организациями, лоббирование      |
|Выступления           |Ответы на вопросы, публичные выступления, беседы, |
|                      |лекции, форумы, круглые столы, доклады            |
|Политические акции    |Пикеты, митинги, демонстрации, бойкоты            |

           Вследствие  многообразия   подходов    к   определению   понятия
«общественное мнение» достаточно сложно ответить на вопрос: что же  все-таки
такое общественное мнение? Необходим  интегративный  подход  и  рассмотрение
каждой конкретой ситуации в отдельности. В  наиболее  общем  виде  понимание
автором понятия «общественное мнение» выглядит следующим образом.
           Общественное мнение – такое проявление общественного сознания, в
котором отражается отношение (оценка) больших социальных групп, народа в
целом к актуальным явлениям, представляющим общественный интерес, на основе
существующих общественных отношений.Оценка окружающей действительности
отражает классовую позицию слоев и групп населения, выражающих общественное
мнение. Так как общественное мнение отражает коллективную
позицию,проявляющуюся как в отношениях, так и в поведении людей, то оно
возникает только по проблемам, представляющим общественный интерес. Причем
этот интерес выражается не в строго теоретической форме, а в виде симбиоза
положений «здравого смысла», отдельных теоретических положеи даже
заблуждений.Общественное мнение – это не просто «состояние умов»,
«оллективность чувств» и т. Д., а один из важных механизмов социального
взфимодействия людей. Ведь нормальное функционирование любой социили
социально-территориальной группы (рода, общности, класса) зависит от:
. вырабатываемых оценок каких-либо событий,
. установления норм поведения,
. определения практических решений насущных проблем.





смотреть на рефераты похожие на "Определение понятия общественное мнение (трактовка автора) "