Теория государства и права

Определения (Теория государства и право)

   1. Публичная власть – это совокупность аппарата управления и аппарата
   подавления (специальные органы которые правомочны, имеют силу и средства
   для принудительного исполнения государственной воли, - это армия,
   милиция, органы безопасности, прокуратура, суды, система исправительных
   учреждений – тюрьмы, колонии).
   Аппарат управления – органы законодательной и исправительной власти с
   помощью которых осуществляется управление.
   Публичная власть, отделена от общества, не имеет общего характера, и
   непосредственно народу не подконтрольна,
   -осуществляется чиновниками, депутатами, наделёнными государственно-
   властными полномочиями;
      - Опирается на писанное формализованное право;
      - Подкреплена принудительной системой государства.
   4. Территория государства  – это то пространство, на которое
   распространяется его юрисдикция. Оно имеет деление административно-
   территориальное (области, провинции, департаменты).
   9. Форма государства  – это совокупность систем организации
   государственной власти, которая включает в себя элементы:
   -форму правления
      - Форму государственного устройства;
      - Политический режим.
   8. Принцип распределения властей – это разделение единой государственной
   власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную.
      - Законодательная – избранная народом и призванная вырабатывать
        стратегию развития общества путём принятия законов;
      - Исполнительная – это назначаемая представительным органом власти и
        занимающаяся реализацией данных законов и оперотивно-хозяйственной
        деятельность;
      - Судебная – выступает гарантом восстановления нарушенных прав и
        справедливого наказания виновных.
4. отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства
(т.е. государств в государстве).
    - деление страны осуществляется исключительно по административно
      территориальному признаку.
    - административные единицы не обладают политической самостоятельностью,
      не имеют признаков государства.
    - наличие только одной общегосударственной конституции.
    - наличие единых для всей страны высших органов государственной власти
    - наличие единой системы законодательства
    - парламент имеет однопалатную структуру
    - органы власти административно территориальных образований подчиняются
      центральной власти
    - единое гражданство для всей страны
    - единая денежная система
    - общая для всех административных единиц финансово кредитная и налоговая
      политика (Дания, Италия, Франция)
   13. Правовое государство  – это такая организация политической власти,
   создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод,
   человека и гражданина, а так же для наиболее последовательного связывания
   с помощью права государственной власти в целях недопущения
   злоупотреблений.
   14. Признаки правового государства:
      - признание человека высшей ценностью, целью государства, а не
        средством решения тех или иных государственных проблем;
      - признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;
      - законность во всех сферах жизни;
      - верховенство и прямое действие конституции;
      - внешний и внутренний суверенитет государства;
      - соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам
        и нормам международного права (либо прямое действие международных
        норм);
      - разделение властей;
      - высший авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и
        свободы граждан;
      - контроль общества за властью – способом является регулярные,
        свободные демократические выборы народом, органов государственной
        власти всех уровней;
      - недопущение монополизма в политике и экономике;
      - единство прав и обязанностей всех граждан;
      - взаимная ответственность, человека и государства.
   15. Суверенитет – это независимость власти данного государства, от всякой
   иной власти, он может быть внутренним (– полное распространение
   юрисдикции государства на всю его территорию, исключает право принимать
   законы) и внешним  (полная независимость во внешнеполитической
   деятельности).
   16. Право – это система общеобязательных, формально определённых
   юридических норм, вырабатывающих общественную классовую волю (конкретные
   интересы общества, классов и другие), устанавливаемых и обеспечиваемых
   государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
   Признаки права :
       - Волевой характер;
       - Общеобязательность;
       - Нормативность;
       - Связь с государством;
       - Формальная определённость;
       - Системность.
   17 Институт П. П. – это упорядоченная совокупность юридических? Норм,
   регулирующих определённый вид, группу общественных отношений. Институты
   могут быть. ? :
            1. от характера – материальные (институт подряда) и
               процессуальные (институт ВУД).
            2. от сферы распределения – отраслевые (институт наследования),
               и межотраслевые (институты частной собственности).
            3. от функциональной роли – регулятивные (институт
               международного ?) и охранительные (институт привлечения к
               уголовной ответственности)

   22. Дееспособность – способность лица своими действиями приобретать
субъективные ПП , реализовывать их, исполнять юридические ОО
    - сделкоспособность – способность заключать гражданско-правовые сделки;
    - деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за
      нарушение требований правовых норм.
Виды дееспособности:
    - малолетних детей (6-14 лет);
    - несовершеннолетних (14-18);
    - полная дееспособность (с 18 лет).

   25. Источники правопорядка – сила, которая образует правовые нормы;
условия, которые способствуют возникновению правовых норм; источник знаний
о праве, т.е. где содержатся правовые нормы.
   1. правовой обычай – санкционированные государством. Правовыми становятся
      наиболее применяемые, общеизвестные, стабильные и одобряемые
      государством обычаи. Государство придает таким обычаям обязательную
      юридическую силу и превращает их в официальный государственный
      документ.
   2. юридический прецедент – решение судебного органа, которое стало
      образцом для последующих решений по таким же делам. Данное
      первоначальное решение выступает не в виде рекомендации, а в качестве
      обязательного права, которым должны руководствоваться судьи,
      рассматривающие сходные дела в дальнейшем.
   3. нормативно-правовой акт – официальный юридический документ, изданный
      государством (государственными Органами), содержащий нормы права,
      имеющий общеобязательный характер и подкрепляемый принудительной силой
      государства (конституция, законы, подзаконные акты).

28. Нормативно-правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то
органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и
постоянного действия, рассчитанный на многократное применение.

30. Закон – нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отношению к
иным нормативно-правовым актам) и является (наряду с конституцией) основным
источником права.
Законы могут принимать:
   1. Федеральное собрание РФ (Гос. Дума и Совет федерации)  - федеральные и
      конституционные законы России;
   2. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ – законы
      субъектов Федерации
Общеобязательность закона – его нормы должны исполняться всеми гос.
Органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями,
юридическими лицами.
Стабильность закона – обеспечивается особым порядком принятия закона
(изменения, отмены). Закон может быть изменен или отменен минуя сложную
юридическую процедуру органом, принявшим его, в редких случаях в силу
большой общественной необходимости.

31. Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической
силой и верховенством в правовой системе, принимаемый высшими органами
государственной  власти либо народом на референдуме.
Предметом регулирования конституции являются общественные отношения,
обладающие повышенной устойчивостью, стабильностью. Главенством на все иные
общественные отношения и представляющие наибольшую значимость для общества,
а это:
    - основы экономических отношений;
    - отношения собственности;
    - статус личности (правопорядок и СС человека).

    - устройство гос. механизма (ВОГВ)
    - отличия по поводу гражданской власти
    - форма правления
    - форма государственного устройства
   Функции конституции - основные направления реализации конституционных
   норм, в которых проявляется назначение конституции чел.
   А это:
   1. упредительная
   2. организаторская
   3. идеологическая
   4. информативная
   5. стабилизирующая
   6. программная
   Характерные признаки конституции как юридического документа:
    - основополагающий характер
    - стабильность – народность
    - реальность – высшая юридическая система

   32. Правонарушение – противоправное, общественно опасное, виновное
   деяние, которое причинят вред личности, или обществу и государству.
   Состав правонарушений - совокупность элементов, при наличии которых
   возможна юридическая ответственность и наказание, к ним относятся:
   1. объект – те общественные отношения, материальные и не материальные
      блага, на которые полагает правонарушитель.
   2. субъект – физическое или юридическое лицо (организация) которая
      совершает противоправное деяние. Необходимыми качествами для признания
      лица субъектом правонарушения является, правоспособность и
      деятельность  (правосубъектность).
   3. объективная сторона права – внешние признаки права, к которым
      относятся: - сомодеянием выражаться, в качестве действия, так и
      бездействия;
    - противоправность деяния
    - вредные последствия
    - наличие причинно-следственных связей
   4. субъектная сторона права – внутренние признаки права, характерное
      личное отношение правонарушителя к своим деяниям (последствиям).
   Субъектную сторону права составляют: вина, цель и мотивы.
   Вина – отношение лица к совершённому правопроступку.
   Она может выражаться в виде:
    - прямого умысла (лицо создаёт общественную опасность своих деяний,
      предвидит наступление вредных последствий и желает их наступления).
    - Косвенного умысла (лицо сознаёт общественную опасность своих деяний,
      предвидит наступление вредных последствий, но не желает наступления
      вредных последствий, но сознательно их допускает или относится
      безразлично к их наступлению).
    - Самонадеянности (сознаёт общественную опасность своих деяний,
      предвидит наступление вредных последствий и легкомысленно рассчитывает
      на их предотвращение).
    - Небрежности (не сознаёт либо не достаточно сознаёт общественную
      опасность своих деяний и не предвидит вредных последствий, хотя мог
      предвидеть.
   ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
    - преступление – особо общественно опасные деяния, исчерпывающие УК РФ,
      влекущие уголовную ответственность и уголовные наказания.
    - Проступки – деяния средней и не большой общественной опасности,
      которые совершаются в различных сферах общественной жизни и влекут
      разные последствия, (административные, гражданско-правовые,
      материальные, дисциплинарные).

   33. Юридическая ответственность – возможность наступления неблагоприятных
последствий личного, имущественного и специального характера и сами
последствия которые возлагаются государством в установленной процессуальной
форме на нарушителя правопорядка.
Цель юридической ответственности – защитить правопорядок и социальный
статус человека, обеспечить общественный порядок.
Функции юридической ответственности:
   1. Кары, возмездие – наказать виновного в совершении п\п, заставить его
      претерпеть личные, имущественные, организационные не благоприятные
      последствия.
   2. Правовостонавительная – восстановить нарушенное право, возместить
      причиненный ущерб.
   3. Функции специальной профилактики – предупредить правонарушителя о не
      допустимости противоправного поведения, неотвратимости не
      благоприятных последствий, заставить его не совершать их в дальнейшем
   4. Функции общей профилактики – предупредить всё общество о не
      выгодности, наказуемости противоправного поведения, побуждение
      общества учится на ошибках других правонарушителей и вести себя
      правомерно.
   5. Воспитательная – воспитание всего общества в духе уважения к
      правопорядку и перевоспитание правонарушителя.
 Государственная власть- особая разновидность социальной власти. Это
публично-политические отношения государства и подчинения между субъектами,
опирающееся на государственное принуждение.
Характерные черты государственной власти:
   распределяется на все обязательство;
   носит публично-политический характер;
   осуществлялся спец-ми лицами (чиновниками, политиками и другими);
   система налогов;
деление населения по территориальному признаку;
Государство - организация политической власти, содействующая
преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых,
общечеловеческих, религиозных и других) в пределах определенной территории.
Политический режим - система методов, способов, и средств осуществления
политической власти.
Форма правления - элемент формы государства характеризующий организацию
верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их
взаимоотношения с населением.
Форма правления

Монархии
   1. власть передается по наследству
3.  Осуществляется бессрочно.
4.  Не зависит от населения
Неограниченная монархия - в них отсутствуют представительные учреждения

народа и в котором единственным носителем суверенитета государства
   является  монарх.
Ограниченные монархии - в них на ряду с монархом носителями суверенитета
   выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие
власть главы государства (Англия, Япония, Испания).

Республики
  1. Срочность.
   2. Зависимость от избирателей.
Президентские республики - именно президент (выполняет) формирует
   правительство.
В парламентских республиках парламент. В смешанных республиках президент и
   парламент.

Форма территориального устройства - способ территориальной организации
   государства, влияющий на распределение полномочий между центральной,
   региональной и местными властями.
Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из частей обладающих
   признаками
государства.
Признаки федерации:
Территорию федерацию составляют территории ее субъектов.
Субъекты федерации обладают признаками государства  - имея свою
конституцию,
Высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, право).
символику.
В стране имеется единая союзная конституция, в которой в частности,
разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным
центром.
Высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть
принадлежит общефедеральным органам – федерации, президенту (в
президентской республике), праву, парламенту, судам.
Наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, таможни,
подчиняющихся центральному правительству.
Парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру - нижняя палата
представляет интересы всей страны, верхняя интересы субъектов.
Федерации могут быть:
1. Территориальными - положен принцип разделения стран по территориальному
признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень
больших по территории государствах (США, Мексика).
2. Национальными - здесь субъекты создаются на основе проживающих в них
национальностей.
3. Национально - территориальными - в основу формирования субъектов,
которых
   положен и национальный и территориальный принцип (РФ).
   Унитарное государство  - имеет единую территорию и единую
(централизованную) систему государственной  власти.
   Признаки:
   - единство и однородность территории





смотреть на рефераты похожие на "Определения (Теория государства и право) "