Транспорт

Эксплуатация автомобильных дорог

                МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

             Могилевский Государственный технический университет



                      Кафедра “ Автомобильные дороги ”



                          ПРОЕКТ ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ

                             АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

            Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине
                    “ Эксплуатация автомобильных дорог ”



                                         Выполнил: студент гр. САД-972
                                         Стефанович А. Г.
                                         Проверил преподаватель
                                         Полякова Т. М.


                                Могилев 2000
Содержание

      Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

      1 Климатическая характеристика района . . . . . . . 5

      2 Способы уменьшения снегозаносимости . . . . . . . 7

      3 Выявление снегозаносимых участков . . . . . . . . 9

      4 Определение объема снегоприноса . . . . . . . . . 10

      5 Разработка мер защиты дороги от снежных заносов . 11

      5.1 Защита дороги от снежных заносов с помощью
деревянных щитов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

      5.2 Защита дороги от снежных заносов путем
установки снегозащитного забора . . . . . . . . . . . . . 14

      5.3 Защита дороги от снежных заносов с
применением снежных траншей . . . . . . . . . . . . . . . . 15

      5.4 Защита дороги от снежных заносов с помощью
лесопосадок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

      5.5 Обоснование выбора снегозащитных устройств . . 19

      6 Технология расчистки снежных отложений . . . . . 22

      7 Борьба с зимней скользкостью . . . . . . . . . . . . . 24

      8 Определение потерь, вызванных зимней сколзкостью . 27

      9 Организация работ по зинему содержанию
автомобильной дороги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

      Общие выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

      Список использованных источников . . . . . . . . . . 31

      Приложение
Введение

       Курсовая работа  по  дисциплине  “Эксплуатация  автомобильных  дорог”
посвящена  решению   узкого,   но   очень   важного   вопроса   эксплуатации
автомобильных дорог — зимнему содержанию.
       Цель зимнего содержания  дорог  —  обеспечение  безопасного  движения
автомобилей с заданными скоростями и нагрузками,  защита  дороги,  зданий  и
сооружений  на  ней  от  неестественного  физического   износа.   Эта   цель
достигается  путем  защиты  и  очистки  дорог  от  снежных  заносов,  лавин,
предотвращения  образования  и  устранения  возникающей  ледяной  корки   на
проезжей части, борьбы с наледями.
       В процессе выполнения курсовой  работы  необходимо  решить  следующие
задачи:
       -    проанализировать    природно-климатические    условия     работы
автомобильной дороги в зимний период;
       - выявить снегозаносимые  участки,  определить  объемы  снегоприноса,
определить способы снижения снегозаносимости;
       - разработать  и  обосновать  выбор  мер  защиты  дороги  от  снежных
заносов;
       - назначить технологию расчистки снежных отложений;
       -  определить  средства  борьбы  с  зимней  скользкостью  и   потери,
вызванные зимней скользкостью;
       - разработать график зимнего содержания автомобильной дороги.
1 Климатическая характеристика района

       Рассматриваемая автомобильная дорога проходит в  Гомельской  области.
Гомельская область относится к II-б климатической зоне с умеренным  климатом
и устойчивым снежным покровом  продолжительностью  100(120  суток.  Весенние
заморозки прекращаются в среднем 5 мая, осенние начинаются — 5 октября.
       Среднемесячная температура воздуха, количество осадков, преобладающие
направления ветра представлены в таблице 1.1.
       Даты перехода суточных  температур  через  0°С,  5°С,  10°С,  15°С  и
безморозный период представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.1 - Погодно-климатические характеристики
|Месяц            | |I  |II |III|IV |V  |VI |VII|VII|IX |X  |XI |XII|
|                 | |   |   |   |   |   |   |   |I  |   |   |   |   |
|Среднедекадная   |1|-6,|-7.|-4.|3.1|11.|16.|18.|18.|14.|7.8|2.4|-3.|
|температура      | |5  |0  |0  |   |8  |2  |0  |1  |4  |   |   |0  |
|воздуха, °С      |2|-7,|-6.|-2.|6.3|13.|16.|18.|17.|12.|8.2|0.5|-4.|
|                 | |0  |4  |0  |   |8  |9  |5  |2  |3  |   |   |2  |
|                 |3|-7.|-5.|-3.|9.2|15.|17.|18.|16.|10.|4.3|-1.|-6.|
|                 | |2  |6  |0  |   |2  |5  |8  |1  |1  |   |4  |0  |
|Среднемесячная   | |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |
|температура      | |-8 |-7 |-2 |7  |16 |21 |22 |20 |13 |6  |1  |-4 |
|поверхности почвы| |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |
|Среднедеканое    |1|11 |10 |9  |14 |17 |22 |30 |27 |21 |15 |14 |14 |
|количество       | |11 |10 |9  |15 |18 |25 |30 |24 |18 |15 |14 |14 |
|осадков, мм      |2|11 |10 |11 |18 |20 |27 |28 |21 |17 |15 |14 |12 |
|                 | |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |
|                 |3|   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |
|Число дней с     | |0  |0  |0  |2  |3  |4  |2  |3  |2  |1  |3  |0  |
|осадками более 5 | |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |
|мм               | |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |

 Таблица 1.2 - Даты перехода суточных температур через определенные границы
|Температура воздуха, °С     |0         |5         |10        |15        |
|Дата перехода               |28 / III  |11 / IV   |28 /IV    |24 / V    |
|                            |18 / XI   |22 / X    |25 / IX   |2 / IX    |
|Количество дней             |238       |193       |149       |100       |

       Максимальное среднегодовое  количество  осадков  составляет  812  мм,
минимальное  —  227  мм,  среднее  количество  осадков  за  год  —  721  мм.
Максимальное количество осадков выпадающих в течение одних суток — 90 мм.
       Средняя величина снежного покрова составляет 20 см, максимальная — 59
см, минимальная — 3 см.

Таблица 1.3 – Ветры зимой
|      |С     |СВ    |В     |ЮВ    |Ю     |ЮЗ    |З     |СЗ    |Штиль |
|XII   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|I     |      |      |      |      |      |      |      |      |      |
|II    |      |      |      |      |      |      |      |      |      |

                                    [pic]
                          Рисунок 1.1 - Роза ветров



                      Рисунок 1.2 - Схема автомобильной дороги



       2 Способы уменьшения снегозаносимости

       Многочисленность факторов, вызывающих  образование  снежных  заносов,
затрудняет   правильное   назначение   в    период    проектирования    мер,
предотвращающих   снегозаносимость.   Поэтому   на   дорогах,   принятых   в
эксплуатацию,    часто    приходится    принимать    меры    к    уменьшению
снегозаносимости, когда опыт  зимнего  содержания  выявит  заносимые  снегом
места и причины снежных заносов.
       Главными  мерами,  обеспечивающими  незаносимость  насыпей,  являются
подъем земляного полотна  до  незаносимой  отметки  и  придание  поперечному
профилю дороги обтекаемого для снеговетрового потока очертания.
       Следует определить снегозаносимые участки. Высота незаносимой насыпи:

       Нн = Нп + (Н ,
            (2.1)

|где   |Нп - |расчетная высота снежного покрова с вероятностью превышения|
|      |     |5 % (Нп = 0.59 м);                                         |
|      |(Н - |возвышение над снежным покровом, обеспечивающее            |
|      |     |незаносимость насыпи, м.                                   |

       Возвышение насыпи над расчетным уровнем снежного  покрова  определяют
из двух условий:  повышения  скорости  снеговетрового  потока  до  значения,
обеспечивающего  перенос  снега  через  дорожное  полотно  без   образования
снежных отложений; и беспрепятственного размещения  снега,  сбрасываемого  с
дорожного полотна при очистке.
       Для  выполнения  первого  условия  возвышение  насыпи  над  расчетным
уровнем снежного покрова (Нп должно быть не менее 0.5 м [4, стр.17].
       Для  выполнения  второго  условия  возвышение  насыпи  над  расчетным
уровнем снежного покрова (Нсо должно быть не менее 0.35 м.
       Так как (Нп=0.5м > (Нсо=0.35м  ,  принимаем  (Н=0.5м.  Таким  образом
высота снегонезаносимой насыпи должна быль не менее (формула 2.1) :

       Нн = 0.59 + 0.5 = 1.09 м.

       Для уменьшения снегозаносимости выемок рекомендуем раскрывать  выемки
глубиной менее 1м ( уклон откоса 1:10  ),  в  выемках  глубиной  до  5  м  с
крутыми откосами (1:1.5 ( 1:2)  устроить  дополнительные  полки  шириной  не
менее 4м для проезда  роторных  снегоочистителей.  Для  улучшения  обтекания
пересечений снеговетровым потоком следует  по  возможности  уменьшить  число
ограждений, ориентирующих столбиков  и  других  препятствий,  которые  могут
задерживать снег, переносимый метелью.



         [pic]
         Рисунок 2.2 - Поперечные профили заносимых выемок и насыпей
3 Выявление снегозаносимых участков

       Выявляем  месторасположение  и  степень  снегозаносимости   отдельных
участков дороги в соответствии с имеющимся профилем и отразить результаты  в
графике организации зимнего содержания дороги.
       Снегозаносимостью  называют  подверженность  дорог  снежным  заносам.
Количественно снегозаносимость  определяется  как  отношение  объема  снега,
отложившегося на  дорожном  полотне  к  общему  объему  снега,  принесенного
метелью к дороге.
       По степени снегозаносимости различают следующие  категории  заносимых
участков:
       1) слабозаносимые — насыпи от Нп=0.59м  до  Нн=1.09м;  пересечения  в
одном уровне; насыпи с барьером безопасности;
       2) среднезаносимые — раскрытые выемки; полувыемки-полунасыпи; нулевые
места и невысокие насыпи ниже Нп=0.59м; дороги, проходящие через  населенные
пункты;
       3) сильнозаносимые — нераскрытые выемки, подветренный  откос  которых
не может вместить снег, приносимый метелями  и  выпадающий  при  снегопадах;
все выемки на кривых.
       4) незаносимые-насыпи более  Hn=1,09;  выемки  ниже  Hв=5м,  а  также
нераскрытые выемки, подветреный откос которых может вместить  весь  снег  на
дорогу за зиму.
4 Определение объема снегоприноса

       Снегопринос — объем снега, приносимого на погонную длину 1м дороги  в
единицу времени. Он зависит от размеров  бассейна  снегоприноса,  ориентации
дороги  относительно  направления  преобладающих  ветров,  толщины  снежного
покрова, плотности, температуры и  влажности  снега,  силы  ветра  и  других
факторов.
       Объем снегоприноса определяется по участкам

       ,
(4.1)

|где   |Wп - |объем снегоприноса , м3 / м;                               |
|      |(  - |коэффициент сдувания твердых осадков, (=0.5;               |
|      |(  - |угол между направлением господствующего ветра и            |
|      |     |направлением рассматриваемого участка дороги;              |
|      |(с - |Плотность снега, (с = 0.4 т/м3 ;                           |
|      |L  - |путь, который проходит метель от границы бассейна до       |
|      |     |дороги, L=( ;                                              |
|      |Lэ - |Предельная дальность снегоприноса, Lэ = 0.5 км;            |
|      |Wa-  |общее число твердых осадков за зиму, Wa=122мм.             |

       Поучастковый расчет сведем в таблицу 4.1.

Таблица 4.1 - Определение объема снегоприноса
|№ |Ветер  |Дорога    |Расчет                             |Wп , м3/м    |
|  |       |          |0.5sin(20°)                        |             |
|1 |Ю:З    |СВ:25°    |Wп=                    (122        |26,07        |
|  |       |          |0.4(1/(+1/0.5)                     |             |
|  |       |          |0.5sin(5°)                         |             |
|2 |Ю:З    |СВ:40°    |Wп=                    (122        |6,65         |
|  |       |          |0.4(1/(+1/0.5)                     |             |
|  |       |          |0.5sin(15°)                        |             |
|3 |Ю:З    |СВ:30°    |Wп=                    (122        |19,73        |
|  |       |          |0.4(1/(+1/0.5)                     |             |
|  |       |          |0.5sin(27°)                        |             |
|4 |Ю:З    |СВ:18°    |Wп=                    (122        |34,62        |
|  |       |          |0.4(1/(+1/0.5)                     |             |
5 Разработка мер защиты дороги от снежных заносов

       Заносимые участки  автомобильных  дорог  можно  защитить  от  снежных
заносов тремя путями: задержать переносимый  метелью  снег  на  подступах  к
дороге и вызвать образование снежных  отложений  на  безопасном  для  дороги
расстоянии; увеличить скорость снеговетрового потока, когда он проходит  над
дорогой и этим  предотвратить  образование  снежных  отложений  на  дорожном
покрытии;  полностью  укрыть  дорогу  от   снега   с   помощью   специальных
сооружений.

       5.1 Защита дороги от снежных заносов с помощью

 деревянных щитов

       Наиболее медленно заносятся снегом щиты с неравномерно  расположенным
заполнением, при котором решетка сгущена в  верхней  части  и   разрежена  в
нижней. Благодаря  этому  такие  щиты  приходится  переставлять  значительно
реже, чем щиты с равномерно заполненной решеткой.
       В зависимости от объема снегоприноса и  скорости  ветра   применяются
четыре типа щитов с разреженной  нижней  частью.  Согласно  [1,  стр.141]  и
объему снегоприноса на участках автомобильной дороги принимаем щит  типа  IV
(рисунок 5.1).
       Щиты обычно устанавливают с кольями, привязывая к ним. На  каменистом
или скальном грунте щиты ставят в “козлы”, прочно связывая верхние концы.
       Наиболее эффективно задерживают  снег  щиты,  установленные  сплошной
линией. При недостатке щитов вместо сплошной  линии  можно  ставить  щитовые
линии с разрывами в один щит через каждые три  щита.  Максимальное  удаление
одиночных щитовых линий от дороги должно быть не более 100м.


                [pic]
                 Рисунок 5.1 – IV Тип снегозащитного щита

       В  случаях  интенсивных  метелей  щиты  ставят  в  несколько   рядов.
Необходимое количество рядов можно определить по следующей зависимости:

       ,
(5.1)

|где   |К  - |Коэффициент накопления снега у наружных рядов многорядной  |
|      |     |защиты, К=9;                                               |
|      |Н  - |Высота щита, м;                                            |
|      |Lp - |Расстояние между рядами щитов, Lp ( 20*Н,м;                |
|      |Кр - |Коэффициент заполнения снегом пространства между рядами, Кр|
|      |     |= 0.6(0.8.                                                 |

       Произведем расчет и сведем его в таблицу 5.1.

Таблица  5.1  -   Количество   рядов   снегозащитных   щитов   по   участкам
автомобильной дороги
|№ |Wп , м3/м  |Н,м |Lp,м |Расчет              |N    |Принято       |
|1 |26,07      |1.5 |30   |26,07-9(1,52        |0,18 |1             |
|  |           |    |     |0,7(1,5(30          |     |              |
|2 |6,65       |1.5 |30   |6,65-9(1,52         |-0,43|0             |
|  |           |    |     |0,7(1,5(30          |     |              |
|3 |19,73      |2.0 |40   |19,73-9(22          |-0,29|0             |
|  |           |    |     |0,7(2(40            |     |              |
|4 |34,62      |2.0 |40   |34,62-9(22          |-0,02|0             |
|  |           |    |     |0,7(2(40            |     |              |


       Ближайший к дороге ряд  щитовых  линий  не  должны  быть  ближе  30м.
Щитовые линии обычно располагаются параллельно дороге, но при  косых  ветрах
на  первом  и  втором  участках  рекомендуется  ставить  перпендикулярно   к
основной щитовой линии короткие звенья щитов с таким расчетом,  чтобы  концы
их подходили к дороге не ближе чем на 10-15 метров.
       Место перехода из выемки в насыпь ограждаются  (рисунок  5.2).  Концы
щитовых линий снабжают разветвленными отводами под  углом  135°  (в  сторону
дороги) и 170° (от  дороги  к  основной  щитовой  линии).  Между  отводом  и
основной линией делают разрыв в 4 метра.



                                    [pic]
                 Рисунок 5.2 - Ограждение мест перехода из выемки в
                                      насыпь

                                    [pic]

                 Рисунок 5.3 - Схема установки щитов


          5.2   Защита   дороги   от   снежных   заносов   путем   установки
          снегозащитного забора

       Надежным средствам защиты дорог от  снежных  заносов  служат  высокие
снегозащитные заборы.
       Снегозащитные заборы бывают двухпанельные с просветностью решетки 50%
и однопанельные с просветностью  решетки  до  70%.  Однопанельные  заборы  в
основном применяют для вторых и третьих  рядов  многорядных  линий  заборов,
двухпанельные — при устройстве заборов в один ряд или в ближайшем  к  дороге
ряду многорядных линий заборов.
       Расчет высоты снегозащитного забора следует производить по формуле:

      ,
(5.2)

|где   |Нп - |Средняя высота снежного покрова, м.                        |

       Произведем расчет высот снегозащитного  забора  для  каждого  участка
дороги и сведем его в таблицу 5.2.


Таблица 5.2 - Расчет высот снегозащитного забора по  участкам  автомобильной
дороги
|№  |Wп , м3/м   |Расчет                         |Нз , м                |
|   |26,07       |[pic]                          |2,35                  |

       Заборы строят из дерева или сборные из железобетона. Для  обеспечения
эффективной работы заборов по  снегозадержанию  их  следует  располагать  по
возможности перпендикулярно к направле
нию господствующих  ветров  так  как  при  этом  отложения  отодвигаются  от
забора.  Наименьшее  допустимое   расстояние   между   забором   и   дорогой
определяется  протяженностью  зоны  действия  забора  на  ветровой  поток  ,
направленный нормально к забору и составляет 15 высот забора.
[pic]
[pic]

      Рисунок 5.4 - Конструктивная схема снегозащитного забора

      Рисунок 5.5 - Схема установки щитов



       5.3 Защита дороги от снежных заносов с применением снежных траншей

       Снежные   траншей   прокладывают   в   снежном   покрове    проходами
двухотвальных  тракторных  снегоочистителей  или  бульдозеров.  Cнегосборная
способность траншеи (объем снега, который может задержать  1м  траншеи)  при
глубине  1.5м  и  ширине,  создаваемой   за   один   проход   двухотвального
тракторного снегоочистителя, составляет в среднем 12 м3/м.
       Снегозащитные траншеи  прокладывают  в  несколько  рядов  параллельно
дороге.  Число  работоспособных  траншей,  которые  необходимо   иметь   для
надежной защиты дороги, назначают с учетом объема снегоприноса.
       Оптимальное  расстояние,  которое  следует  назначать   между   осями
соседних траншей составляет 12-15м. Ближайшая к дороге траншея  должна  быть
расположена не ближе 30м и не далее 100м.
       Объем снега, который может задержать одна траншея, рассчитывается  по
формуле:

        ,                                               (5.3)

|Где   |Вср -|Средняя ширина траншеи, Вср=4м;                            |
|      |Lт - |Расстояние между осями траншей, м.                         |

       Необходимое количество траншей:

      .
                 (5.4)

       Для прокладки такого количества траншей необходимое число бульдозеров
определяется следующей зависимостью:

      ,
 (5.5)

|где   |L -  |длина участков, на которых прокладываются траншеи, км;     |
|      |m -  |число одновременно прокладываемых траншей, принимается в   |
|      |     |зависимости от Wп, до 100 м3/м - не менее 3; до 200 м3/м – |
|      |     |не менее 4;                                                |
|      |n -  |количество проходов машин по одной траншее, n=2;           |
|      |Vp - |рабочая скорость бульдозера, Vp =10 км/ч;                  |
|      |Ки - |коэффициент использования машины во времени, Ки=0.7;       |
|      |tb - |возможное время работы по прокладке траншей в течение      |
|      |     |промежутка между метелями, tb=48ч.                         |

       Произведем необходимые расчет объема снега, который  может  задержать
одна траншея :

       [pic].

       Рассчитаем необходимое количество траншей и количество бульдозеров на
каждом участке и расчет сведем в таблицу 5.3.

Таблица 5.3 - Расчет количества траншей и количества бульдозеров
|№ |Wп , м3/м  |n      |L,км  |m |Расчет        |Nб            |
|1 |26,07      |2      |20.5  |3 |[pic]         |0.36 ( 1      |
|2 |6,65       |2      |16    |3 |[pic]         |0.28 ( 1      |
|3 |19,73      |2      |11    |3 |[pic]         |0.19 ( 1      |
|4 |34,62      |2      |15.5  |3 |[pic]         |0.27 ( 1      |


           Рисунок 5.6  -  Схема  защиты  автомобильной  дороги  с  помощью
                        снежных траншей


       5.4 Защита дороги от снежных заносов с помощью лесопосадок

       Снегозащитные лесные полосы — рационально подобранные  по  составу  и
концентрации   насаждения   вдоль   дороги,    выполняющие    ветрозащитные,
декоративные и некоторые другие функции.
       Преимущество снегозащитных полос перед другими видами защиты  состоит
в том, что они требуют меньше затрат, надежны в работе, гасят силу  ветра  и
служат одновременно эстетическим оформлением дороги.
       Снегозащитные полосы обычно состоят  из  нескольких  рядов  древесных
пород и кустарниковой опушки, расположенной с полевой стороны лесополосы.
       Расстояние от бровки земляного полотна до  полосы,  ширина  полосы  и
другие  параметры  зависят  от   объема   снегоприноса   и   составляют   по
рекомендации Союздорнии:
       при Wп(25 м3/м  удаление  от  бровки  земполотна  15(25м  при  ширине
лесополосы 4м;
       при  Wп(50  м3/м  удаление  от  бровки  земполотна  30м  при   ширине
лесополосы 9м;
       при  Wп(75  м3/м  удаление  от  бровки  земполотна  40м  при   ширине
лесополосы 12м;
       при  Wп(100  м3/м  удаление  от  бровки  земполотна  50м  при  ширине
лесополосы 14м.
       Необходимое число рядов живой изгороди можно определить по формуле:

       ,
            (5.6)

|где   |Q -  |снегоемкость однорядной живой изгороди , м3.               |


       ,
            (5.7)

|где   |Н -  |высота деревьев, Н=2(3 м.                                  |

       Ширина лесополосы определяется по формуле:

      ,
(5.8)

|где   |Нср -|средняя высота снежных отложений, Нср=1(2.5м.              |

       Необходимое  удаление  лесополосы   от   бровки   земляного   полотна
определяется по формуле:

      .
(5.9)

       Определим параметры лесопосадки:
       снегоемкость однорядной живой изгороди

            Q = 7*32 = 63 м3;

       необходимое число рядов живой изгороди

            [pic],

       на всем участке принимаем по 1 ряду;
       ширина лесополосы

            [pic]

       удаление лесополосы от бровки земляного полотна

            [pic]



            [pic]
       Рисунок 5.5 - Схема защиты автомобильной дороги
                      лесополосой

       5.5 Обоснование выбора снегозащитных устройств

       Выбор основывается на расчете  и  сравнении  снегоемкостей  отдельных
видов защит отдельно для каждого участка.
       Объем снегоемкости деревянных однорядных щитов  можно  определить  по
формуле

       .

|где   |Н -  |высота щита, м.                                            |

       Объем снегоемкости снегозащитного забора можно определить по формуле

       ,

|где   |Н -  |высота забора, м.                                          |

       Объем снегоемкости снежной траншеи можно определить по формуле

       ,

|где   |Н -  |высота забора, м.                                          |

       Объем снегоемкости лесной полосы можно определить по формуле

       ,

|где   |Н -  |высота лесопосадки, м.                                     |

       Произведем расчет и сведем его в таблицу 5.4.


Таблица 5.4 - Расчет снегоемкости отдельных видов защит, м3/м
|Вид защиты       |Участок автомобильной дороги                  |
|                 |1                                             |
|Деревянные щиты  |9*1.52 = 20.25                                |
|Снегозащитный    |8*42 = 128                                    |
|забор            |                                              |
|Снежная траншея  |10*0.592+2*4*0.59 = 8.2                       |
|Лесная полоса    |7*202 =2800                                   |
|Живая изгородь   |7*32 = 63                                     |

       На основе расчетов  объемов  снегоемкости  снегозащитных  сооружений,
назначаем их виды на участках автомобильной дороги:
       1) первый участок (длина 20,5 км, объем снегоприноса – 26,07 м3/м)  —
лесная полоса и ряд деревянных щитов высотой 2м  (общая  снегоемкость  99,65
м3/м);

       Данные меры полностью обеспечивают снегозащиту дороги  и  придают  ей
эстетический вид на участке.
6 Технология расчистки снежных отложений

       Цель  снегоочистки  —  полностью  удалить  выпадающий  снег   или   в
кратчайшие сроки убрать  с  проезжей  части  и  обочин  уже  выпавший  снег.
Снегоочистка  состоит  из  двух  технологических  операций   —   резание   и
транспортировка снега. Основным процессом,  определяющим  производительность
снегоочистки, является  процесс  резания,  то  есть  отделение  от  снежного
массива пластов режущим органом очистительных машин.
       Наиболее широко распространена  патрульная  снегоочистка.  Технология
патрульной снегоочистки сводится к следующему: при небольших снегопадах  или
малой интенсивности метели снег очищают одноотвальными скоростными  плужными
снегоочистителями  типа  Д-666.  При  скорости  движения  30(40  км/ч   снег
отбрасывают отвалом без образования на проезжей части валов.  С  увеличением
скорости движения до 60(80  км/ч  снег  отбрасывают  отвалом  на  расстояние
10(20  м,  и  эффективность  патрульной  очистки  возрастает,  поскольку  на
обочинах не образуются снежные валы.
       Патрульную очистку ведут продольными проходами,  смещаясь  от  оси  к
обочинам. Если снегопад не превышает 3-5 см в час,  то  возможно  применение
одиночной машины. В противном случае, а так  же  при  интенсивном  движении,
работу ведут отрядом снегоочистителей: машины движутся в  одном  направлении
в 30(60 м друг от друга и c перекрытием следа на 30(50 см.  За  один  проход
снег удаляется со всей полосы движения.
       На  рисунке  6.1  представлена  схема  движения  машин  при  движении
снегоочистительного отряда, очищающего дорогу от оси к обочине.  При  данной
технологии необходимы очистители с поворотным отвалом.
       Необходимое число машин для патрульной очистки  автомобильной  дороги
определяется по формуле

       ,
     (6.1)

|где   |L -  |длина обслуживаемой автомобильной дороги, км;              |
|      |n -  |число проходов снегоочистителей, необходимое для полной    |
|      |     |уборки снега с половины ширины дорожного полотна, n=3;     |
|      |V -  |рабочая скорость снегоочистителя, V=30(40 км/ч;            |
|      |Ки - |коэффициент использования машины в течение смены, Ки=0.7;  |
|      |tn - |время между проходами снегоочистителей, tn=5 ч.            |

       [pic]машин.

       Принимаем 1 машину.



                      [pic]
       Рисунок 6.1 - Очистка дорог от оси к обочине
7 Борьба с зимней скользкостью

       Все мероприятия по борьбе с зимней скользкостью  можно  разделить  на
три группы по целевой направленности:
       мероприятия,  направленные  на  снижение  отрицательного  воздействия
образовавшейся зимней скользкости (повышение  коэффициента  сцепления  путем
россыпи фрикционных материалов);
       мероприятия, направленные скорейшее удаление с  покрытия  ледяного  и
снежного покровов с применением различных методов;
       мероприятия, направленные на предотвращение образования  снеголедного
слоя или ослабления его сцепления с покрытием.
       В практике  зимнего  содержания  для  борьбы  с  зимней  скользкостью
применяют    фрикционные,    химические,    физико-химические    и    другие
комбинированные методы.
       Суть фрикционного метода состоит в том, что по  поверхности  ледяного
или стеклоледяного слоя рассыпают песок, мелкий гравий, отходы  дробления  и
другие материалы с размером частиц не  более  5-6  мм  без  примесей  глины.
Рассыпаемый   материал   повышает   коэффициент   сцепления   до   0.3    но
задерживается на проезжей части короткое время.
       Значительно большее распространение получил  комбинированный  химико-
фрикционный  метод,  когда  рассыпают  фрикционные  материалы   с   твердыми
хлоридами NaCl, NaCl2.
       Песчано-солевую смесь готовят на базах путем  смешивания  фрикционных
материалов с кристаллической  солью  в  отношении  1:4.  Смеси  распределяют
пескоразбрызгивателями   или   комбинированными   дорожными    машинами    с
универсальным оборудованием типов КДМ-130, ЭД-403.
       Химический способ борьбы заключается в применении для плавления снега
и льда, твердых или жидких химических веществ, содержащих хлористые соли.
       Комбинированный способ состоит в  распределении  по  снежному  накату
твердых или жидких хлоридов, которые расплавляют или ослабляют  снежноледный
слой,   после  чего  снежную  массу  убирают  плужными  или  плужнощеточными
очистителями, а при их отсутствии автогрейдером.
       На  обслуживании  дороги  применяют  химико-фрикционный  метод.   Для
хранения противогололедных материалов применяют простейшую  базу  временного
типа (рисунок 7.1). Песчано-солевую смесь готовят осенью с  добавкой  солей.
Норма  солей  (от  3  до  8  %)  должна  обеспечить  несмерзаемость  чистого
предварительно    просеянного     песка.     Перемешивание     бульдозерами,
автогрейдерами и другими  средствами  создает  хорошую  качественную  смесь.
Штабель ограждают  от  увлажнения  поверхностным  стоком,  сверху  покрывают
пленкой. Подача смеси осуществляется бульдозером в  накопительный  бункер  с
контролем взвешивания.
       Необходимое количество противогололедных материалов:

      ,
(7.1)

|где   |L -  |расстояние между базами, L=40(50 км;                       |
|      |B -  |ширина проезжей части, В=7м;                               |
|      |а -  |норма распределения противогололедных материалов,          |
|      |     |м3/тыс.м2;песко-соляная смесь - 0.1(0.2 м3/тыс.м2, песок - |
|      |     |0.3(0.4 м3/тыс.м2;                                         |
|      |n -  |число попыток за сезон, n=17.                              |

       Далее необходимо рассчитать потребность в распределительных машинах:

      ,                                             (7.2)

|где   |N100-|потребность в распределительных машинах на 100 км;         |
|      |Т -  |время, в течение которого требуется ликвидировать зимнюю   |
|      |     |скользкость, Т = 5 ч;                                      |
|      |b -  |ширина распределения противогололедных материалов, м;      |
|      |G -  |вместимость кузова, G = 4.6 м;                             |
|      | t - |время погрузки распределителя, t = 0.4 ч;                  |
|      |V -  |средняя скорость автомобиля в груженом состоянии, V = 60   |
|      |     |км/ч;                                                      |
|      |Vp-  |рабочая скорость при распределении противогололедных       |
|      |     |материалов, Vp = 30 км/ч.                                  |

       Расчитаем количество  противогололедных  материалов  необходимое  для
борьбы с зимней скользкостью:

       м3.

       Рассчитаем потребность в распределительных машинах:

       машин.

       N=N100*L/100=10*20.5/100=2.05 ( 2 машины.



       [pic]



       Рисунок 7.1 - База упрощенного типа

       1 - соляная смесь;
       2 - песчано-соляная смесь;
       3 - контора;
       4 - бункер выдачи;
       5 - подпорная стена;
       6 - бункер загрузки.
8 Определение потерь, вызванных зимней сколзкостью

       Потери,   вызвнанные   удорожанием   перевозок   из-за    скользкости
автомобильной дороги составляют:

       ,                                                (8.1)

|где   |N -  |средняя часовая интенсивность движения, авт/ч;             |
|      |q -  |средняя грузоподъемность автомобиля, q ( 8 т.;             |
|      |Kn-  |коэффициент эффективности использования пробега, Kn=0.9;   |
|      |Kr-  |коэффициент использования грузоподъемности, Kr=0.9;        |
|      |С1-  |стоимость одного т-км перевозок при хорошем состоянии      |
|      |     |покрытия, млн.руб;                                         |
|      |С2-  |стоимость одного т-км перевозок при скользком состоянии    |
|      |     |покрытия, млн.руб / т-км.                                  |

       Стоимости  С1  и  С2  определяется  по  номограмме  [4,  рис  4.1]  в
зависимости от  скоростей  движения  автомобиля  на  покрытии  в  хорошем  и
скользком состояниях.
       Сорости движения автомобилей определяются из соотношения:
      ,
      (8.2)

|где   |V1-  |скорость движения автомобиля на дороге в хорошем состоянии,|
|      |     |V1=80 км/ч;                                                |
|      |V2-  |скорость движения автомобиля на дороге в скользком         |
|      |     |состоянии, км/ч;                                           |
|      |(1-  |коэффициент сцепления покрытия в хорошем состоянии,        |
|      |     |(1=0.4(0.5;                                                |
|      |(2-  |коэффициент сцепления на обледенелом  покрытии,            |
|      |     |(2=0.3(0.15.                                               |

       Расчитаем потери, вызвнанные удорожанием перевозок из-за  скользкости
автомобильной дороги. Для этого определим скорость  движения  автомобиля  по
мокрому покрытию:


        км/ч,

       по номограмме опрделяем С1=0 млн.руб. и С2=0.018 млн.руб.

       [pic] млн. руб.
9 Организация работ по зинему содержанию
         автомобильной дороги

         Производительность труда и эффективность использования материально-
технической базы во многом зависит от применяемой  организации  производства
работ. При содержании автомобильной дороги  зимой  могут  быть  использованы
различные методы организации работ.
         Существуют  методы:   поточный,   участково-поточный,   нормальный,
участково-нормальный и комбинированный. Для  организации  работ  по  зимнему
содержанию автомобильных дорог применяется поточный метод на всей дороге.
         Поточный метод имеет ряд преимуществ:
         -  выполнение  работ  специализированными  отрядами,  что  повышает
культуру и качество работ;
         - хорошее использование средств;
         - ритмичность;
         - концентрация работ на малых участках.
         При высоком уровне механизации работ в дорожностроительной  отрасли
работы по содержанию  дорог  механизированы  недостаточно.  Для  этих  целей
применяют главным образом общестроительные машины. Для работ в зимнее  время
промышленность специально выпускает только снегоочистители.
Общие выводы

         В результате проведения расчетов  были  определены  способы  защиты
участка автомобильной дороги  от  снежных  заносов  с  помощью  лесопосадок,
снегозащитных щитов и снегозащитного забора.  В  качестве  метода  борьбы  с
зимней скользкостью принят фрикционный метод. В качестве  противогололедного
материала  принята  песчаная  смесь,  а  метода  уборки  снега  с  дорожного
покрытия — метод патрульной очистки.
         Расчет затрат,  вызванныхудорожанием  перевозок  из-за  скользкости
автомобильной дороги составляет 95.64 млн рублей.
         В качестве метода организации работ по зимнему  содержанию  участка
автомобильной дороги принят поточный метод.
Список использованных источников

       1. Ремонт и содержание автомобильных  дорог  :  Справочник  инженера-
дорожника/ А. П. Васильев, В. И. Баловнев и др. П/р А. П. Васильева.  —  М.:
Транспорт, 1989. - 287 с.
       2. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги / Госстрой  СССР.  М.:  ЦИТП
Госстроя СССР, 1986. — 52 с.
       3. Зимнее содержание автомобильных дорог / Г. В. Бялобжесский, А.  К.
Дюнин и др. П/р А. К. Дюнина. 2-Е изд., перераб. и доп. — М.:  Транспорт,  —
1983. 197 с.
       4.  Эксплуатация  автомобильных  дорог.   Методические   указания   к
курсовому проектированию по дисциплине ” Эксплуатация автомобильных дорог  ”
для студентов  специальности  29.10  “Строительство  автомобильных  дорог  и
аэродромов”. Могилев: ММИ, 1994. — 30 с.
       5. Строительная климтология / НИИ СР. — М.: Стройиздат, 1990. — 86 с.
-----------------------
[pic]

[pic]

[pic]




смотреть на рефераты похожие на "Эксплуатация автомобильных дорог"