Философия

Физика и богословие


                             Физика и Богословие
|Для обычного научного работника, давно переставшего в суете задумываться|
|над вечными вопросами, новые результаты, появившиеся в последние 15-20  |
|лет, стали полной неожиданностью. К тому же эта неожиданность для многих|
|оказалась неприятной.                                                   |
|Дело в том, что новая ситуация в науке ставит человека перед            |
|нравственным выбором. Либо принять доводы здравого смысла с неизбежно   |
|вытекающими последствиями - жить по Божиим заповедям и выполнять его    |
|благую волю. Либо сделать вид, что ничего не произошло, и ждать каких-то|
|дополнительных уточнений, которые, быть может, вернут утраченную опору  |
|из-под ног. Но в действительности же реализуется нечто, неподдающееся   |
|разумному объяснению.                                                   |
|Сегодня в самых высоких научных кругах считается, что традиционный      |
|научный метод исчерпал себя, и для того, чтобы продвинуться вперед в    |
|познании природы, необходимо привлечь иные “каналы” поступления         |
|информации, понятия о которых заимствуются из восточной оккультной      |
|мистики. Складывается весьма многозначительная ситуация. Наука, вошедшая|
|сегодня в зрелый возраст, накопила рациональным методом познания целый  |
|массив системных, фундаментальных знаний о природе. Долгая, честная и   |
|кропотливая работа многих поколений ученых, наконец, начала приносить   |
|добрые плоды.                                                           |
|Но именно теперь, когда из несвойственной и навязанной науке извне роли |
|противницы восстанавливается ее истинное лицо верной дочери и ближайшей |
|помощницы веры, происходит сознательный отказ от рациональной логики.   |
|Последняя заменяется теософией с ее мутной иррациональностью и          |
|болезненными фантазиями, не имеющими под собой никаких реальных         |
|оснований.                                                              |
|Несколько слов здесь уместно сказать о деструктивной роли, так          |
|называемой брюссельской научной школы, возглавляемой И.Пригожиным. Ее   |
|основополагающий тезис носит откровенно богоборческий характер: “хаос   |
|является причиной упорядочивания, он несет в себе свойства организующего|
|начала”. Или, другими словами, “хаос творит порядок” сам без всякой     |
|посторонней помощи. Этот мировоззренческий постулат основан на неверной |
|интерпретации некоторых физических экспериментов, ложность которой      |
|недавно была убедительно показана теоретической группой под руководством|
|С.И.Яковленко .                                                         |
|Действительно, “на суд пришел (Господь) в мир сей, чтобы невидящие      |
|видели, а видящие стали слепы” (Иоанн, 9: 39). Но оставим последних     |
|“погребать своих мертвецов” (Матф., 8: 22).                             |
|Чудесное “рождение” Вселенной и ее удивительная природа                 |
|Представление о материи как о незыблемой тверди подверглось в 20 веке   |
|решительному пересмотру. Атомы, из которых состоят все тела, расположены|
|на огромных, по сравнению с их собственными размерами, расстояниях. В   |
|свою очередь и они сами состоят практически из пустого пространства.    |
|Атомное ядро занимает всего лишь одну триллионную часть всего атомного  |
|объема. Остальное пространство атома занято электронным облаком, про    |
|носителей которого можно сказать, что они занимают какой-то объем чисто |
|условно. Таким образом, материя представляет собой скорее крохотные     |
|островки субстанции в океане пустоты, нежели твердое вещество,          |
|воспринимаемое нашими органами чувств. Да и природа этих островков -    |
|элементарных частиц выходит за рамки обыденного здравого смысла. По     |
|современным представлениям их следует рассматривать в качестве эфемерных|
|сгустков энергии, которые удивительным образом одновременно сочетают в  |
|себе корпускулярные и волновые свойства. С точки зрения современной     |
|физики статусом реальности обладает лишь некоторая совокупность частиц, |
|рассматриваемая как энергетическая среда, ни одна часть, из которой не  |
|обладает полной независимостью от всего остального. Таким образом,      |
|Вселенную нельзя себе представить, состоящей из некоторых первичных     |
|“кирпичиков”, которые могут существовать отдельно и независимо друг от  |
|друга. Мир задуман и создан как единый гигантский пестрый ковер, каждая |
|из “ворсинок” которого не существует отдельно от всего целого, но имеет |
|смысл лишь, будучи вплетенной в его ткань, в рамках всеобъемлющего      |
|бытия.                                                                  |
|Вселенная не существовала вечно, а имела начало во времени. Само время, |
|как и пространство, появились одновременно с первичной материей, ибо    |
|неотделимы от нее. Процесс “рождения” мира описывается научной теорией  |
|“Большого взрыва”. Следует сказать, что этот термин чрезвычайно         |
|неудачен, неверно передает смысл явления, поскольку наблюдаемый процесс |
|увеличения объема Вселенной никак невозможно представить как следствие  |
|какого-то взрыва. Расширение мира происходит поразительно равномерно и, |
|в первом приближении, пропорционально расстоянию между двумя типичными  |
|скоплениями галактик. Таким образом, чем дальше галактики находятся друг|
|от друга, тем выше скорость их взаимного удаления. Это, действительно,  |
|довольно странное свойство для обычного взрыва.                         |
|Вещество и излучение во Вселенной в большом масштабе распределено       |
|чрезвычайно однородно во всех направлениях. Но взрыв не может привести к|
|равномерному распределению вещества по объему. Более того, сила,        |
|действующая на осколки вещества при обычном взрыве, вызывается разностью|
|давлений. Однако Вселенная - это все, что существует в материальном     |
|мире. Вне ее границ нет ничего - ни какой-либо материи, ни пространства,|
|ни времени, т. е. нет той “пустоты”, в которую можно было бы            |
|расширяться. Поэтому само понятие разности давлений неприменимо в этом  |
|случае. Лучшему пониманию проблемы может служить аналогия равномерно    |
|раздувающегося воздушного шара, на поверхности которого нанесены точки, |
|изображающие галактики. Когда шар раздувается - его оболочка            |
|растягивается, и расстояния между точками увеличиваются. При этом сами  |
|точки на поверхности остаются без движения. Таким образом, само         |
|пространство между галактиками, растягиваясь, раздвигает их относительно|
|друг друга. Однако расширение Вселенной никак не влияет на отдельные    |
|тела. Точно так же, как в разлетающемся облаке газа отдельные молекулы  |
|не расширяются.                                                         |
|“Большой взрыв” имел совершенно определенную, с невероятной точностью   |
|рассчитанную силу. Теоретический анализ показывает, что если бы в момент|
|времени, соответствующий первой секунде по абсолютной шкале времени,    |
|когда картина расширения уже полностью определилась, скорость разлета   |
|вещества отличалась бы от реального значения более чем на 10-18 доли    |
|своей величины в ту или иную сторону, то этого бы оказалось вполне      |
|достаточным для катастрофических последствий для жизни: Вселенная либо  |
|давно сколлапсировала в исходное состояние “материальной точки” под     |
|действием сил гравитации, либо вещество в ней полностью рассеялось [2]. |
|Неужели такой тонкий баланс есть следствие лишь слепой игры случайных   |
|сил?!                                                                   |
|Для полноты картины необходимо упомянуть и о самой первой по времени -  |
|“инфляционной” стадии расширения Вселенной, которая продолжалась всего  |
|около 10-35 секунды, начиная с того времени, как “заработали” мировые   |
|часы. Однако за это время вдруг появившийся из абсолютного ничто        |
|"зародыш” Вселенной успел увеличить свой размер до 10100 раз .          |
|В древние времена толкователи библейского текста уподобляли свиток      |
|Пятикнижия Моисея - Вселенной. Развертывание свитка подобно расширению  |
|Вселенной, а свертывание - ее сжатию. Согласно одному из древних        |
|толкований Библии, имя Бога “Всемогущий” (по древнееврейски "Ше-дай”)   |
|объясняется так: “Тот, Кто сказал “Довольно”. Это толкование            |
|сопровождается преданием, согласно которому Вселенная, будучи сотворена,|
|стала расширяться с огромной скоростью, и тогда Бог сказал ей: “дай" -  |
|"довольно”! Быть может, на этом и закончилось мгновенное и гигантское по|
|масштабам растягивание пространства, что на научном языке ныне называют |
|“инфляционной” стадией расширения. Согласно этой научной концепции,     |
|далее расширение продолжилось, но не с такой колоссальной скоростью, а  |
|(по сценарию “Большого взрыва”) благодаря первоначальному импульсу,     |
|приобретенному в период инфляции. Температура Вселенной стала постепенно|
|уменьшаться, расходуя свой потенциал на расширение мира.                |
|Человечеству потребовалось затратить колоссальные интеллектуальные      |
|усилия, чтобы прийти к непостижимому, удивительнейшему выводу о         |
|“рождении” мира из ничего. Однако он не является новостью для христиан. |
|Задолго до появления научного метода познания природы истина о          |
|сотворении мира ex nihilo была указана в Библии и подтверждена          |
|специальным постановлением IV Латеранского собора.                      |
|Бог Отец сотворил все мироздание Словом, именно сотворил, ибо Вселенная |
|- плод творческого акта. Удивительная гармония, красота, изящество мира |
|вызывают у человека благоговейный трепет перед величием Божьим. Бог -   |
|дивный Художник и величайший Поэт, написавший изумительную поэму, вызвав|
|из небытия в бытие весь этот великий мир. Поэтику творения мира хорошо  |
|чувствовали и осознавали святые Отцы эпохи Вселенских соборов, которые  |
|отразили это понимание в словах Символа Православной Веры. Его первые   |
|строки на греческом языке в буквальном переводе так и звучат: “Верую во |
|единого Бога Отца Вседержителя, Поэта неба и земли...”.                 |
|Корпускулярно-волновой дуализм элементарных частиц приводит к           |
|поэтической аналогии нашего мира - к представлению его в виде гигантской|
|“звуковой волны” от струн “волшебного” музыкального инструмента. Этот   |
|инструмент находится в руках невидимого и всемогущего Творца, который   |
|трогает струны и поддерживает “звук”, тем самым сберегая нынешние небеса|
|и землю, содержимые словом (2-е Петра, 3:7). Если на миг остановится    |
|вибрация - “улягутся волны”, то, быть может, и “свернутся небеса”. Из   |
|этого живительного Источника льются “звуки”, приводя все из небытия в   |
|бытие.                                                                  |
|Совершенство конструкции человеческого организма                        |
|Да, действительно, человек всегда с изумлением останавливался перед     |
|совершенством и гармонией окружающего его мира. Но и само устройство    |
|человеческого организма поистине достойно не меньшего восхищения. Оно   |
|превосходит по своей сложности все остальное вместе взятое. Рассмотрим, |
|например, количество информации, которую может содержать человеческий   |
|мозг. Оно оценивается числом между 1010 и 1015 бит. При этом нижняя     |
|цифра предполагает, что 1 бит информации в среднем содержится в каждой  |
|из 1010 "ячеек” человеческой памяти. Скорость же вычислений             |
|человеческого мозга оценивается величиной от 10 до 1000 гигафлопов.     |
|Минимальная скорость в 10 гигафлопов определяется всего лишь той        |
|быстротой, с которой глаз обрабатывает информацию перед тем, как послать|
|ее в мозг без учета всей остальной многообразной деятельности           |
|человеческого интеллекта. Для сравнения, такой один из самых мощных     |
|компьютеров на сегодняшний день, как Cray-2, имеет скорость всего лишь 1|
|гигафлоп и объем памяти в 2*1010 бит, что от 10 до 1000 раз меньше, чем |
|у человека.Однако человеческий мозг скорее всего сознательно ограничен  |
|Творцом в своих возможностях. Поэтому лучшей иллюстрацией могут служить |
|более “простые вещи”, например, цепочки дезоксирибонуклеиновой кислоты  |
|(ДНК), которые содержатся в каждой клетке человеческого организма. Эти  |
|цепочки ДНК несут в себе информацию о всех частях человеческого тела -  |
|от кончиков пальцев до корней волос. Причем способность ДНК хранить     |
|информацию настолько эффективна, что все сведения, необходимые для      |
|описания всех видов организмов, когда-либо существовавших на нашей      |
|планете, могут уместиться в чайной ложке, и еще останется место для     |
|содержания всех когда-либо написанных книг.                             |
|Думается, что работающим в этой области науки специалистам, мысль об    |
|“автоматической” эволюции, основанной на действии случайных сил, должна |
|казаться просто противоестественной.                                    |
|Свидетельства фундаментальной науки                                     |
|Что же говорит современная фундаментальная наука о проблеме сотворения  |
|мира? Чтобы попытаться по-настоящему оценить ее вклад, следует перейти  |
|от частностей, исследуемых той или иной дисциплиной, к неким общим      |
|категориям, лежащим в основании каждой области знаний. Аналогией, хотя и|
|несовершенной, может послужить гипотетическое дерево, каждая ветвь      |
|которого представляет собой ту или иную отрасль человеческого познания. |
|Общим стволом, от которого в разные стороны расходятся эти “ветви”,     |
|являются фундаментальные физические законы. Действительно, всего имеется|
|четыре основных физических взаимодействия. Из них непосредственно       |
|вытекают все те частные законы, посредством которых управляется вся     |
|неживая материя. Фундаментальными взаимодействиями обусловлены и        |
|структурные свойства вещества - от строения атомов до галактик. Но и    |
|сами эти взаимодействия “произросли” не на голом месте. Ведутся         |
|небезуспешные попытки построить всеобщую теорию поля, которая призвана  |
|объединить все взаимодействия в одно целое. При этом начинает все более |
|отчетливо проступать некое общее положение, находящееся в основании     |
|всего мироздания. Это эстетический принцип симметрии. Сегодня ученым,   |
|работающим на переднем крае теоретической физики, становится совершенно |
|очевидно, что мир построен по законам красоты. Именно идея красоты,     |
|которая на математическом языке выражается законами симметрии, “питает” |
|все древо. Основанием такому утверждению может служить тот факт, что все|
|физические взаимодействия, как теперь это стало очевидно, по своей сути |
|есть проявление и даже средство для поддержания в природе присущего ей  |
|набора определенных скрытых симметрий. Под последними в физике          |
|понимается неизменность ее законов относительно некоторого              |
|калибровочного преобразования. Поиски таких симметрий лежат в основе    |
|научной стратегии, призванной привести к более глубокому пониманию сути |
|вещей. Предполагается, что в первые мгновения существования Вселенной   |
|при энергиях порядка 1015 ГЭВ все физические взаимодействия представляли|
|собой проявления единого фундаментального взаимодействия, единую        |
|константу. Симметрия же, служившая основой объединения этих             |
|взаимодействий, была идеально точной.                                   |
|Принцип красоты усматривается и в математических формулировках законов  |
|природы. Обладая практически абсолютной точностью, они несут в себе     |
|строгую лаконичность и изящество. Откройте любой справочник по физике и |
|вы в этом сразу убедитесь - основные законы записаны просто, нигде нет  |
|длинных, сложных и аляповатых формул. Последние встречаются разве что в |
|приближенных, компьютерных расчетах, весьма далеких от совершенства.    |
|Так, формулируя закон всемирного тяготения, Исаак Ньютон заботился      |
|главным образом о функциональной и алгебраической простоте этого закона.|
|Иоганн Кеплер, руководствуясь стремлением к лаконичности, добился       |
|большей точности в описании движения планет и большей простоты          |
|вычислений, введя эллиптические орбиты и т.д.                           |
|В истории науки очень часто бывает так, что существенно различные       |
|теории, призванные описать новые явления, в одинаковой мере             |
|подтверждаются экспериментально. В таком случае более предпочтительными |
|оказываются те концепции, которые являются наиболее простыми. Таким     |
|образом, принцип простоты представляет собою специфическое требование к |
|построению научной теории. Многие известные ученые полагали простоту    |
|гипотез одним из наиболее решающих критериев их корректности. В этом    |
|находит свое выражение простота и гармония самого мира.                 |
|В современную эпоху эта простота природы мыслится как наличие в ней     |
|тенденции к ограничению разнообразия. Как свидетельствуют данные науки, |
|за различием и сложностью постоянно обнаруживаются ритмы и повторения,  |
|симметрии и инварианты. Они находят свое выражение в “способности       |
|природы”, используя лишь ограниченный набор элементов, создавать все    |
|многообразие материального мира. В них находит свое последнее основание |
|сама возможность существования законов науки, в частности, законов      |
|сохранения. Само призвание науки как бы и заключается в нахождении за   |
|видимой сложностью мира его невидимой простоты. По словам знаменитого   |
|натуралиста Ж.-Л. Бюффона, “Верховное Существо, создавая мир, пожелало  |
|использовать лишь одну идею, варьируя ее сразу всеми возможными         |
|способами так, чтобы человек смог восхищаться совершенством исполнения и|
|простотой замысла.”                                                     |
|Совершенно невозможно представить себе, чтобы все это реализовалось     |
|случайным образом. Гораздо легче помыслить, что в мире без Творца скорее|
|самопроизвольно реализуется хаотическое нагромождение бесформенной      |
|материи, чем гармоничное благообразие стройного порядка, совершенного в |
|своей полноте и единстве, на основах высокого эстетического принципа.   |
|Без Разумного, Всемогущего, Щедрого Творца - Устроителя и Промыслителя о|
|всем сущем здравый человеческий рассудок отказывается воспринимать мир  |
|таким, каким он видится и невооруженным глазом, и в свете последних     |
|научных данных. Мир не только сотворен, но и содержится Словом Божиим,  |
|поэтому печать Божественной красоты неотъемлема от него. Особым образом |
|она касается человека. Как цветы украшают любое растение, так и         |
|человечество по Божественному замыслу увенчивает все древо мироздания.  |
|Между этими “цветами” и всеми остальными частями строения Вселенной     |
|существует очень строгая, жесткая зависимость, нашедшая в науке название|
|“антропного” принципа. Этот принцип гласит, что Вселенная приспособлена |
|для существования жизни и что как законы физики, так и начальные        |
|параметры подобраны таким образом, чтобы гарантировать ее появление.    |
|Современная физика свидетельствует: окружающий нас мир очень            |
|“чувствителен” к численным значениям универсальных мировых констант,    |
|поскольку все основные особенности реального мира (размеры ядер, атомов,|
|планет, звезд и т. д.) в конечном итоге определяются величинами         |
|фундаментальных постоянных. Само существование мира обусловлено         |
|выполнением очень жестких соотношений между ними. Ничтожные, с          |
|человеческой точки зрения, отклонения от наблюдаемой удивительно сложной|
|и невероятно точной числовой соразмеренности значений мировых констант  |
|привели бы к фатальным последствиям для существующей Вселенной. Ее      |
|природа была бы такова, что в ней невозможна была бы жизнь.             |
|Литература:                                                             |
|С.А.Майорова, А.Н.Ткачева, С.И.Яковленко, «Физика и Религия», 1994,     |
|Девис П., "Суперсила", Москва, Мир, 1989.                               |
|Линде А.Д., "Физика элементарных частиц и инфляционная космология",     |
|Москва, Наука, 1990.                                                    |
|Библия                                                                  |





смотреть на рефераты похожие на "Физика и богословие"