Философия

Конфуцианство


|                                                                          |
|МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  |
|Тюменский государственный нефтегазовый                                    |
|университет                                                               |
|                                                                          |
|                                                                          |
|Кафедра истории и                                                         |
|культурологии                                                             |
|                                                                          |
|                                                                          |
|                                                                          |
|                                                                          |
|                                                                          |
|                                                                          |
|Реферат                                                                   |
|                                                                          |
|по курсу «Культурология»                                                  |
|на тему                                                                   |
|                                                                          |
|«Конфуцианство»                                                           |
|                                                                          |
|                                                                          |
|                                                                          |
|                                                                          |
|                                                                          |
|                                                                          |
|                                                                          |
|                                                                          |
|                                                                          |
|Выполнил: студент                                                         |
|группы ВЭД – 95 - 1                                                       |
|Иванов О. Д.                                                              |
|Проверил:                                                                 |
|                                                                          |
|                                                                          |
|                                                                          |
|Тюмень                                                                    |
|1999 г.                                                                   |


                                 СОДЕРЖАНИЕ



             1)Введение


             2)Учение Конфуция

               а)Учение о человеке
               б)Учение об обществе
               в)Учение о государстве


            3)Заключение



                                  ВВЕДЕНИЕ

   Конфуцианство - философское  учение  ,  появившееся  в  Древнем  Китае  .
Создателем  конфуцианства  был Кун - Цю ( Конфуций ).
   Крупнейший ученый своего времени , он  одним  из  первых  заинтересовался
человеческой сущностью, смыслом человеческой  жизни,  истоками  человеческих
стремлений  и  желаний  .  Пытаясь  объяснить  их  ,  он  ,   руководствуясь
собственным опытом , предложил ряд интереснейших идей . Вся  жизнь  Конфуция
прошла в поисках того главного , ради чего и живет человек .
    Конфуций родился в 551 году до нашей эры . отцом его  был  великий  воин
своего времени , прославившийся своими подвигами  Шу  Лянхэ  .  Шу  Лянхэ  в
момент появления Конфуция был уже немолод.
   К тому времени у него уже было девять дочерей  ,  что  делало  его  очень
несчастным   .   Ему   нужен    был    достойный    продолжатель    древнего
аристократического рода . Старший сын Шу Лянхэ был очень слаб от рождения  и
воин не решался сделать его своим наследником .  Поэтому  когда  его  третья
жена забеременела , Шу поспешил совершить богослужение в  глиняном  гроте  (
по представлениям китайцев , глиняный грот священен  )  .  В  этом  гроте  и
родился  Учитель  одного  из  самых  многочисленных   философских   течений.
Счастливый отец назвал его Цю ( в переводе с китайского -  "холм"  )  и  дал
прозвище Чжун Ни ( Чжун -  второй  из  братьев  ,  Ни  -  глина  )  .Ребенок
унаследовал родовое имя Кун и был известен позднее как Кун Цю или Чжун Ни  .
Когда мальчику было два года и три месяца ( китайцы считают возраст  ребенка
с момента зачатия ) , Шу Лянхэ скончался. Две предыдущие  жены  Шу  Лянхэ  ,
ненавидевшие молодую мать наследника , не стали сдерживать свою ненависть  к
ней , и , вырвав сына из атмосферы дрязг и скандалов , женщина  вернулась  в
свой родной город .
   Однако родители не согласились принять ее в дом , который она опозорила ,
выйдя замуж раньше двух старших сестер, да еще за человека  намного  старше.
Поэтому мать с маленьким Конфуцием поселились отдельно от всех  .  Жили  они
очень замкнуто , однако мальчик рос веселым и общительным,  много  играл  со
сверстниками .  Уже  тогда  он  отличался  от  них  обостренным  восприятием
несправедливости , чувством  особой  любви  к  родителям  ,  знанием  многих
религиозных обрядов ( его мать , выполняя долг жены  ,  каждый  день  читала
молитвы по усопшему мужу )  .  Несмотря  на  бедность  ,  мать  растила  его
достойным преемником знаменитого отца . Конфуций знал историю  своего  рода,
насчитывающую не одно столетие .  Узнав  об  опыте  своих  предков  ,  среди
которых  были  талантливые  люди  ,  проявившие  себя  во  многих   областях
человеческой деятельности , он сделал вывод ,  что  одной  военной  доблести
недостаточно для достижения желаемого , нужны  и другие достоинства .  Когда
Конфуцию было семнадцать лет , умерла его мать ,  которой  в  ту  пору  едва
исполнилось тридцать восемь лет . Это был жестокий удар судьбы .
   С огромным трудом Конфуций разыскал могилу отца ( ни его ,  ни  даже  его
мать старшие жены не пустили проводить Шу Лянхэ  в  последний  путь  )  и  в
соответствии в религиозными обрядами похоронил рядом мать.
   Выполнив свой сыновний долг , юноша возвращается домой и живет один . Из-
за бедности он вынужден был делать даже  женскую  работу  ,  которой  раньше
занималась его умершая мать . О том , как Конфуций относился к работе  ,  не
соответствовавшей его происхождению , разные источники  сообщают  по-разному
, но мне кажется более вероятным , что отвращения к "низкому"  труду  он  не
испытывал . В то же время Конфуций помнил о своей  принадлежности  к  высшим
слоям общества и был подвергнут огромному унижению на одном  обеде  .  В  то
время   в   Китае   разбогатевшие   мещане   всячески   старались   наладить
дружественные отношения   с  представителями  низших  слоев  аристократии  и
давали для них званые обеды . На один из таких обедов пришел  и  Конфуций  ,
однако был остановлен стражем , который сказал юноше  ,  что  ему  не  место
среди знатных людей . Этот случай Конфуций запомнил на  всю  жизнь  .  В  то
время Конфуций усиленно занимается самообразованием  .  Судьба  ,  словно  в
компенсацию  за  неудачно  начавшуюся  жизнь  наделила   его   здоровьем   ,
недюжинной силой , природным  умом  .  В  девятнадцать  лет  он  женится  на
девушке , которая  сопровождала  его  всю  свою  жизнь  ,  и  вскоре  у  них
рождается сын , названный Ли ( карп ) . Выполняя обязанности отца  семейства
,  Конфуций  поступает  на  службу   богатому  аристократу  Цзи  ,   сначала
управляющим складов , затем домашним  слугой  и  учителем  .  Здесь  впервые
убедился Конфуций в необходимости образованности .
   Служил Конфуций до обретения зрелости , чувство которой пришло к  нему  в
возрасте тридцати лет . Позднее он скажет : " В  пятнадцать  лет  я  обратил
свои помыслы к учебе . В тридцать лет я обрел самостоятельность  .  В  сорок
лет я освободился от сомнений.
   В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят  лет
я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала ".*  К  тридцати
годам сложились и основные его  этико-философские  концепции  ,  в  основном
касающиеся управления государством и  обществом . Более четко  сформулировав
эти концепции  ,  Конфуций  открывает  частную  школу  ,  появляются  первые
ученики , некоторые из них сопровождали своего Учителя в течении всей  своей
жизни .  Желая  использовать  свои  учения  в  практической  деятельности  ,
Конфуций присоединяется к изгнанному высшей аристократией  царю  и  бежит  в
соседнее царство . Там он знакомится с советником могущественного царя  Цзин
Гуна Янь Ином и , беседуя с ним , производит  очень  хорошее  впечатление  .
Воспользовавшись этим , Конфуций  добивается  встречи  с  самим  царем  ,  и
,разговаривая с ним , потрясает Цзин Гуна глубиной и широтой своих  познаний
, смелостью и необычностью суждений , интересностью взглядов  ,  высказывает
свои рекомендации по управлению государством .
   Возвратившись в родное царство , Конфуций становится известным  человеком
. По  личным  мотивам  он  отказывается  от  нескольких  возможностей  стать
чиновником . Однако вскоре отвечает согласием на приглашение  царя  Дин-гуна
и , продвигаясь по служебной лестнице ,  занимает  пост  сычкоу  (  главного
советника самого царя  )  .  На  этом  посту  Конфуций  прославился  многими
мудрыми  решениями  .  Вскоре  обеспокоенное  его  увеличивающимся  влиянием
окружение царя вынуждает его "добровольно" покинуть свой пост . После  этого
для Конфуция наступает пора странствий .
   Долгие четырнадцать лет он в окружении учеников путешествует по  Китаю  ,
прославившись  еще  больше  .  Однако  его  желание  вернуться   на   родину
усиливается , и вскоре при содействии одного из бывших учеников  Конфуций  с
большими почестями возвращается домой как очень уважаемый человек  .  К  его
помощи прибегают цари , многие из которых зовут его к себе на  службу  .  Но
Конфуций прекращает поиски "идеального" государства и  все  больше  внимания
уделяет своим ученикам .  Вскоре  он  открывает  частную  школу  .  С  целью
сделать ее более доступной Учитель назначает минимальную плату  за  обучение
. После нескольких лет преподавания в своей  школе  на  семьдесят  четвертом
году жизни Конфуций умирает . Произошло это в 478 году до нашей эры .
Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные  части
, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве  .  Первое
и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.
   Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта . На основе личного
общения с людьми вывел закономерность о  том  ,  что  нравы  в  обществе  со
временем падают . Разбил людей на три группы :
    1) Распущенные
    2) Сдержанные
    3) Глупцы
   Приводя примеры ,  характеризующие  поведение  людей  ,  принадлежащих  к
определенной группе , доказал это  утверждение  и  попытался  найти  причины
данного явления , и , как следствие , силы  ,  движущие  людьми  в  процессе
жизнедеятельности . Анализируя и делая выводы  Конфуций  пришел  к  мысли  ,
выраженной в одном изречении  :  "  Богатство  и  знатность  -  вот  к  чему
стремятся все люди . Если не установить для них Дао  в  достижении  этого  ,
они этого не достигнут . Бедность и презренность -  вот  что  ненавидят  все
люди . Если не установить для них Дао в избавлении от этого , они  от  этого
не избавятся ".* Эти два основные стремления Конфуций считал  заложенными  в
человеке от рождения , то есть биологически предопределенными . Поэтому  эти
факторы по мнению Конфуция определяют как поведение  отдельных  индивидуумов
, так и поведение больших коллективов ,  то  есть  и  этноса  в  целом  .  К
природным факторам Конфуций относился отрицательно , и высказывания  его  на
этот счет очень пессимистичны : " Я никогда не встречал человека  ,  который
, заметив свою ошибку , решился бы сам осудить себя ." На основе  далеко  не
идеальности природных  факторов  Конфуций  даже  вступил  в  противоречие  с
древнекитайскими учениями , принимавшими идеальность природных  творений  за
аксиому .
   Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой  жизни
, главным для него было уяснить скрытую природу человека , то ,  что  движет
им и его стремлениями . По  обладанию  определенными  качествами  и  отчасти
положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории :
   1) Цзюнь-цзы ( благородный муж ) - занимает одно из центральных  мест  во
всем  учении  .  Ему  отведена  роль  идеального  человека  ,  примера   для
подражания двум остальным категориям .
   2) Жэнь - обычные люди , толпа . Среднее между  Цзюнь-цзы и Сло Жэнь .
   3) Сло Жэнь ( ничтожный человек ) - в учении используется  в  основном  в
сочетании с Цзюнь-цзы , только в отрицательном значении .
   Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке , написав: "Благородный
муж думает прежде всего о девяти вещах - о том , чтобы видеть ясно ,  о  том
, чтобы слушать четко , о том , чтобы лицо было приветливым , о том ,  чтобы
речь была  искренней  ,  о  том  ,  чтобы  действия  были  осторожными  ,  о
необходимости  спрашивать  других   ,   когда   возникают   сомнения   ,   о
необходимости помнить о последствиях своего гнева , о необходимости  помнить
о справедливости , когда есть возможность извлечь пользу.
   Смысл  жизни  благородного  человека  заключается  в  достижении  Дао   ,
материальное  благополучие  отходит  на  второй  план  :   “Благородный  муж
беспокоится лишь о том , что не может постичь Дао , его не  волнует  нищета”
. Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы  ?  Конфуций  выделяет  два
фактора : “жэнь” и “вэнь” . Иероглиф , обозначающий первый  фактор  ,  можно
перевести  как “благорасположенность” . По  мнению  Конфуция  ,  благородный
человек  должен  относится  к  людям  очень  гуманно  ,ведь  гуманность   по
отношению друг к другу является одним из основных положений учения  Конфуция
. Составленная им  космогоническая  схема  рассматривает  жизнь  как  подвиг
самопожертвования , в результате которого и возникает  этически  полноценное
общество . Еще один вариант перевода - “человечность” . Благородный  человек
всегда  правдив  ,  не  подстраивается  под  других.   “Человечность   редко
сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”.
   Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно  ,  прак-тически
невозможно со стороны. Как считал Конфуций , стремиться к достижению  “жэнь”
, человек может лишь по искреннему желанию сердца , и  определить  ,  достиг
он этого или нет , может также лишь он сам .
   “Вэнь” - “культура” , “литература” . Благородный муж должен иметь богатую
внутреннюю  культуру  .  Без  духовной  культуры  человек  не  может   стать
благородным , это нереально . Но в то же  время  Конфуций  предостерегал  от
чрезмерного увлечения “вэнь” : “Когда в человеке  одерживают  верх  свойства
натуры , получается   дикость  ,  когда  образованность  -  одна  ученость.”
Конфуций понимал , что общество не может состоять  из  одних  “жэнь”  -  оно
потеряет жизнеспособность , не будет развиваться , и  ,  в  конце  концов  ,
регрессирует . Однако нереально и общество , включающее в себя одних  “вэнь”
- прогресса не будет и в этом случае . По мнению Конфуция ,  человек  должен
сочетать  в  себе  естественные  страсти  (  т.е.  природные  качества  )  и
приобретенную ученость . Это дано не каждому и  добиться  этого  может  лишь
идеальная личность .
   Как  же  узнать  ,  определить  принадлежность  человека  к  определенной
категории  ?  В  качестве  индикатора  здесь  используется  принцип  “хэ”  и
противоположного  ему  “тун”.   Этот   принцип   можно   назвать   принципом
правдивости , искренности , независимости во взглядах.
   “Благородный муж стремится к хэ , но  не  стремится  к  тун  ,  маленький
человек напротив , стремится к тун , но не стремится к хэ .”
   Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих  изречений
Конфуция : “Благородный человек вежлив , но не льстив  .  Маленький  человек
льстив , но не вежлив .”
   “Благородный муж  стремится  к  справедливости  ,  поэтому  он  не  может
следовать тун . Маленький человек стремится к выгоде , поэтому он  не  может
следовать хэ .
    Обладатель хэ - человек , лишенный жесткого сердца ,  обладатель  тун  -
человек , обуреваемый льстивыми намерениями .
    Благородный муж стремится к гармонии и согласию  с  другими  и  с  самим
собой , ему чуждо быть со своей  компанией  .  Маленький  человек  стремится
быть заодно со своей компанией , ему чужды гармония и согласие .”
    Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа . Приобретая  хэ  ,
он  приобретал  все  то  ,  что  не  могли  дать   ему   вэнь   и   жэнь   :
самостоятельность мышления , активность и т. д. Именно это превращало его  в
важную , неотъемлемую часть теории управления государством .
     В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека  ,  он  просто
говорит о разделе сфер их деятельности . Сло жэнь ,  по  мнению  Конфуция  ,
должны  выполнять  неподобающие  благородным  людям  функции  ,   заниматься
черновой  работой  .  Одновременно  Конфуций  использовал  образ  маленького
человека в воспитательных целях. Придав ему  практически  все  отрицательные
человеческие свойства , он сделал Сло Жэнь примером того,  к  чему  скатится
человек , не пытающийся совладать со своими природными страстями ,  примером
, подражания которому все должны избегать .
     Во многих изречениях Конфуция фигурирует  Дао . Что это  такое?  Дао  -
одна из основных категорий древнекитайской  философии  и  этико-политической
мысли . Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-
востоковед Алексеев :  "  Дао  -  есть  сущность  ,  есть  нечто  статически
абсолютное , есть центр круга , вечная точка вне познавании  и  измерений  ,
нечто единственно правое и истинное ... Оно - самопроизвольное естество  Оно
для мира вещей , поэта и наития есть Истинный Владыка ...Небесный  станок  ,
лепящий формы ... Высшая Гармония , Магнит,  притягивающий  не  противящуюся
ему человеческую душу.
   Таково Дао как высшая субстанция , инертный центр всех идей и всех  вещей
".*   Таким образом Дао - предел человеческих стремлений ,  но  достичь  его
дано не каждому . Но Конфуций не считал , что достичь Дао  невозможно  .  По
его мнению , люди могут осуществить свои стремления  и  даже  избавиться  от
ненавистных состояний , если будут неуклонно следовать  “установленному  для
них Дао” . Сопоставляя Дао и человека , Конфуций подчеркивал ,  что  человек
- центр всего его учения .
Конфуций жил в период внедрения  в  китайское  общество  системы  доносов  .
Умудренный опытом , он  понимал  ,  какую  опасность  несло  распространение
доносительства , тем более на близких родственников - братьев , родителей  .
Более того , он понимал , что  такое  общество  просто  не  имеет  будущего.
Конфуций улавливал необходимость срочной выработки  каркаса  ,  укрепляющего
общество на  нравственных  началах  ,  и  добиться  ,  чтобы  общество  само
отторгало доносительство .
     Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших  ,  о
родне . Конфуций считал  ,  что  это  должно  было  установить  связь  между
поколениями  ,  обеспечить  полную  связанность  современного   общества   с
предыдущими его стадиями , а значит , обеспечить и преемственность  традиций
, опыта и т.д. Также важное место  в  учении  занимает  чувство  уважения  и
любви к людям , живущим рядом . Общество , пропитанное таким духом  ,  очень
сплочено , а значит и способно к быстрому и эффективному развитию .
   Взгляды Конфуция базировались  на  нравственных  категориях  и  ценностях
тогдашней китайской деревенской общины  ,  в  которой  главную  роль  играло
соблюдение традиций , заложенных в глубокой древности . Поэтому древность  и
все , что с ней связано , ставилось Конфуцием в пример для  современников  .
Однако Конфуций внес и много нового , например , культ грамотности ,  знаний
. Он считал , что каждый член общества обязан стремиться к знанию  ,  прежде
всего собственной страны . Знание - атрибут здорового общества .
   Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий  поведенческий
блок “ли” ( в переводе с китайского - правило , ритуал ,  этикет  )  .  Этот
блок прочно связывался им с жэнь . “Преодолеть себя , чтобы вернуться  к  ли
- жэнь .”* Благодаря  “ли”  Конфуцию  удалось  связать  воедино  общество  и
государство , соединив две важные части своего учения .
   Конфуций считал , что благополучное материальное состояние общества  было
немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности . Он говорил ,  что
благородные люди должны оберегать и  распространять  в  народе  нравственные
ценности .  В  этом  Конфуций  видел  одну  из  важнейших  составных  частей
здоровья общества .
   В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами
о людях . Чтобы продлить свое существование , общество  обязано  рационально
относится к природе .
   Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения  общества
и природы :
   1) Чтобы стать достойным членом общества , нужно углублять свои знания  о
природе  .  Эта  мысль  вытекает  из  вывода   Конфуция   о    необходимости
образованности общества , особенно развития знаний об окружающем  мире  ,  и
дополняет его .
   2) Только природа способна дать человеку  и  обществу  жизненную  силу  и
вдохновение . Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими  учениями
, пропагандирующими невмешательство человека в  природные  процессы  и  лишь
созерцание их в поисках внутренней гармонии .
   3) Бережное отношение как к живому миру , так и к  природным  ресурсам  .
Уже  в  то  время  Конфуций   предостерегал   человечество   от   бездумного
расточительного подхода к использованию природных ресурсов .  Он  понимал  ,
что в случае нарушения существующих в  природе   балансов  могут  возникнуть
необратимые последствия как для человечества , так  и  для  всей  планеты  в
целом .
   4) Регулярное благодарение  Природе  .  Этот  принцип  уходит  корнями  в
древнекитайские религиозные представления .
Конфуций высказывал несколько своих пожеланий  об  устройстве   и  принципах
руководства идеальным государством .
   Все управление государством должно базироваться на “ли” .  Значение  “ли”
здесь очень объемно . Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам  ,
и   честность   ,   и    искренность    ,    стремление    к    собственному
самоусовершенствованию , вежливость и пр. ,причем  вежливость  ,  по  мнению
Конфуция , обязательный элемент  для  людей  ,  исполняющих  государственные
функции .
   Согласно схеме Конфуция , правитель возвышается над  главой  своей  семьи
лишь  на  несколько  ступенек  .  Подобный  универсальный  подход  превращал
государство в обычную семью , только большую .  Следовательно  ,  править  в
государстве  должны  те  же  принципы  ,  что  и  в  обществе  ,   то   есть
проповедуемые Конфуцием отношения гуманности , всеобщей любви и  искренности
.
   Исходя из этого , Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то  время  в
некоторых царствах Китая фиксированным законам  ,  считая  ,  что  равенство
всех перед законом базируется на насилии над личностью и , по его  мнению  ,
нарушает основы управления государством . Была и еще одна причина  неприятия
Конфуцием законов ,  он  считал  ,  что  все  ,  насильственно  навязываемое
человеку сверху ,  не дойдет до души  и  сердца  последнего  ,  а  значит  ,
неспособно  эффективно  функционировать  .  Каркас  модели  государственного
устройства  , предложенной Конфуцием , - Правила . Принципом , придающим  им
жизнеспособность , является принцип “хэ”.
   К тому же в создании их , по мысли Конфуция , принимали участие все члены
общества  .  В  условиях  ,  когда   управление   государством   и   народом
предполагалось на основании “ли” , эти Правила выполняли роль закона.
   Правитель обязан следить за выполнением Правил , а также смотреть , чтобы
общество не сошло с истинного пути . Концепция за данности с ориентацией  на
древность оказала огромное влияние на дальнейшее  ход развития  политической
мысли Китая  .  Политики  искали  решения  насущных  проблем  в  “идеальном”
прошлом .
   Людей Конфуций разделил по отношению к управлению  государством   на  две
группы :
   1) Управляющие
   2) Управляемые
   Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе  людей  .
По мнению Конфуция , это должны быть люди , обладающие качествами  Цзюнь-цзы
.  Именно  они  должны  осуществлять  власть  в  государстве  .  Их  высокие
нравственные качества должны быть примером для  всех  остальных  .  Их  роль
заключается в воспитании народа , направлении его на правильный путь  .  При
сравнении с семьей видна явная аналогия  между  Цзюнь-цзы  в  государстве  и
отцом в семье . Управляющие - отцы народа .
   Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:
   1) Чувство самоуважения . Конфуций считал , что  только  уважающие   себя
люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений  .
Это  просто  необходимо  ,  учитывая   беспрекословное   подчинение   народа
правителю .
   2) Чувство ответственности . Правитель должен чувствовать ответственность
за управляемый им народ . Это качество также присуще Цзюнь-цзы .
   3) Чувство  доброты  при  воспитании  народа  .  Правитель  ,  обладающий
чувством доброты , способен лучше воспитать  народ  повысить  его  моральные
качества , образованность , а значит , и обеспечить прогресс всего  общества
.
   4) Чувство справедливости . Это чувство должно быть  развито  особенно  у
людей , от чьей справедливости зависит благосостояние общества .
   Даже будучи сторонником авторитарной системы , Конфуций  был  противником
излишней абсолютизации царской власти , и в своей модели  ограничивал  права
царя , большое значение придавая тому , чтобы основные  решения  принимались
не одним человеком , а группой лиц . По  мнению  Конфуция  ,  это  исключало
возможность субъективного подхода к ращению различных проблем.
   Выделяя главное место в своей системе человеку , Конфуций , тем не  менее
, признавал высшую над людьми волю , Волю Неба . На его взгляд  ,  Цзюнь-цзы
способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли .
   Уделяя основное внимание управляющим людям , Конфуций подчеркивал  ,  что
главный фактор стабильности государства – доверие народа . Власть ,  которой
не доверяет народ  ,  обречена  на  отдаление  от  него  ,  а  значит  ,  на
неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс общества .
                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Учение Конфуция , появившись  на  основе  древнекитайских  религиозных  и
философских учений , тем не менее очень сильно отличается  от  них  ,  а  по
некоторым вопросам даже вступает в противоречие с  ними  .  Одним  из  таких
противоречий является мнение о первостепенности общественных отношений и  их
приоритете перед природой . Если древнекитайские учения считают  совершенным
заведенный в природе порядок и , как следствие , идеальным все, что  создано
не трудом человека , то Конфуций первым подверг это сомнению и доказал  свои
утверждения далеко не идеальностью природного начала в человеке .  Предметом
первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество  ,   и  ,
как его составная часть  ,  конкретный  живой  человек  .  Одним  из  первых
Конфуций дал  свое  объяснение  силам  ,  движущим  человеком  .  Давая  это
объяснение , он ввел ряд совершенно новых  понятий  ,  неизвестных  ранее  .
Некоторые из них , такие  как  Цзюнь-цзы  и  Сло  Жэнь  ,  на  долгое  время
определили не только  параметры  развития  политической  культуры  ,  но  во
многом и судьбу духовной культуры всей китайской нации . Впервые  в  истории
культуры была  создана  реальная  модель  идеального  человека  ,  оказавшая
огромное воздействие на  форму  национального  характера  и  духовной  жизни
китайской нации . В противоречие предыдущим ему восточным  учениям  Конфуций
высказал мысль о том , что главное в жизни , то есть  то  ,  к  чему  должен
стремиться человек , не замыкается на достижении личной гармонии с  природой
, а включает в себя  прежде  всего  достижение  гармонии  с  самим  собой  и
гармонии с обществом . Именно Конфуций первым на Востоке  высказал  мысль  о
том , что главное для человека - гармония с себе подобными  .  Высказав  это
предположение  ,  он  связал  воедино  совершенно  разные  до  него  области
человеческой исследовательской деятельности - государство  ,  общество  и  ,
наконец , самого человека . Три его учения  связаны    едиными  понятиями  ,
переходящими из одного учения в другое  и  приобретающими  в  каждом  учении
новые  свойства  .  Одним  из  первых  Конфуций   создал   реальную   модель
государственного устройства , способную  воплотиться  в  жизнь  при  наличии
определенного уровня духовного развития общества . Таким  образом  ,  создав
свое  учение  ,  Конфуций  стал  первым  человеком  ,  который  высказал   и
подтвердил первостепенность человеческой личности для всего общества .
                                 ЛИТЕРАТУРА

   1) “Древнекитайская философия .”    т.1,2    М.-1972г.
   2) Алексеев В. М. “Китайская литература (Избранные труды)” М.-1978г.
   3) Переломов Л.С.    “Конфуций : жизнь , учение , судьба .”М.-1989г.
   4) “Конфуций . Изречения .” Изд-во МГУ   М.-1992г.
   5) “Конфуций , его жизнь и учение .”


смотреть на рефераты похожие на "Конфуцианство"