Финансы

Понятие и значение государственного кредита


      Тверской филиал Московского международного университета бизнеса и
                          информационных технологий



                                   Реферат

                          Предмет: Финансовое право
             Тема: Понятие и значение государственного кредита.



                                             Выполнил   студент   502   гр.:
Белов А.Е.
                                                                  Проверила:
Пастушенкова Л.И.



                                   Тверь 1998
                 Понятие государственного кредита.

       Государственный кредит  -  это  урегулированная  нормами  финансового
права деятельность государства, направленная на  получение  в  кредит,  т.е.
взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а  также  других  государств  на
условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности.  В  порядке
исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.
       В отношении других государств Российская  Федерация  может  выступать
как должником, так  и  кредитором.  В  правоотношениях  по  государственному
кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.
       Взятые  в  займы  денежные  средства  у   населения,    хозяйствующих
субъектов и других государств поступают в распоряжение органов  государства,
превращаясь  в   дополнительные   финансовые   ресурсы.   Они   могут   быть
использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для  пополнения
внебюджетных фондов на  специальные  цели,  инвестиционный  ресурс,  но  как
правило,  государственные  займы  в  разных  формах  используются   особенно
интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.
       Источником погашения государственных займов и  выплаты  процентов  по
ним выступают средства  бюджета,  где  ежегодно  эти  расходы  выделяются  в
отдельную  сроку1.  Однако  в  условиях   нарастания   бюджетного   дефицита
государство может  прибегнуть  к  рефинансированию  государственного  долга,
т.е. погасить  старую  государственную  задолженность  путем  выпуска  новых
займов.  В  сферу  государственно-кредититных  отношений  попадают  временно
свободные   средства   населения   и   хозяйствующих   субъектов,   но    не
предназначенные для текущего потребления. Конечно при определенных  условиях
население может сознательно идти на ограничение потребления,   как  было   в
годы Великой  отечественной  войны.  В  условиях  тоталитарного  государства
ограничение текущих расходов часто происходило  принудительно,  и  население
должно было подписываться на  государственные  займы  в  размере  нескольких
зарплат в ущерб себе.
       В 1956 году поступления по займам составили около  33  млрд.  рублей,
которые в основном, были направлены на развитие тяжелой индустрии.
       Следует  отдельно  рассмотреть  Государственный   3%-ный   внутренний
выигрышный заем 1982 г. Это был свободно обращающийся заем. Он размещался  в
порядке  индивидуальной  покупки  за  наличный  расчет.  Продажа   облигаций
проводилась по установленному (несколько повышенному)  курсу,  а  покупка  -
без ограничений по нарицательной стоимости облигаций.
       Реальная  доходность   облигаций   эмитента   определяется   курсовой
разницей, которая  зависит  от  многих  причин,  в  том  числе  от  величины
номинального процента по облигациям, насыщенности  рынка  ценными  бумагами,
от  состояния   хозяйственной   конъюнктуры,   степени   доверия   населения
правительству. Применительно  к  настоящему  моменту  в  сложившемуся  нашей
стране,  практически  при  полном  отсутствии   доверия   к   правительству,
облигации должны продаваться по цене ниже номинала.
       Таким образом, кредитным ресурсом в области государственного  кредита
могут служить средства населения, юридических лиц, заемные  средства  других
государств.
       К государственным займам могут быть отнесены  и  казначейские  ссуды.
Они выражаются в оказании финансовой помощи предприятиям и  организациям,  а
также  органам  государственной  власти  и  управления  за  счет   бюджетных
средств, которые в данном случае являются кредитным  ресурсом,  на  условиях
срочности,  платности  и  возвратности.  В   государственной   экономической
деятельности  все время возникает необходимость оказывать финансовую  помощь
для  налаживания  стабильной  деятельности  тех   предприятий   и   отраслей
промышленности,  в  которых   государство   заинтересованно   и   по   этому
использование казначейской ссуды в  дальнейшем  не  исключено.  Казначейская
ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на  льготных  условиях,
не имеет коммерческой  цели,  а  является  средством  поддержки  важных  для
государства экономических или властных структур.
       Иногда правительство может гарантировать безусловное погашение займа,
выпущенного нижестоящим  органом  власти  или  управления,  и  даже  выплаты
процентов   по   нему.    Здесь    правительство    несет    гарантированную
ответственность  в  случае  неплатежеспособности  плательщика.  Однако   для
каждого  случая   эмиссии   нижестоящими   государственными   органами   или
отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных  бумаг
вопрос их погашения должен  согласовываться  с  Министерством  финансов  или
Правительством  РФ.   Если   эмитентом   является   не   государственная   а
коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых  ею  денежных  обязательств
независимо  от  их  названия  -  ценные  это  бумаги  или  нет,  государство
ответственности не  несет,  даже  если  на  деятельность  этих  коммерческих
структур ЦБ РФ выдана лицензия В этом случае лицензия  только  удостоверяет,
что данная коммерческая  финансовая  или  хозяйствующая  структура  получила
разрешение на выпуск таких обязательств и государством проверены порядок  ее
образования, величина уставного  капитала,  наличие  резервных  фондов,  что
является гарантией выплат по ценным бумага, но не более.


          Правовые основы государственного кредита.

       В настоящее время  государственный  кредит  регулируется  Законом  “О
государственном внутреннем долге  Российской  федерации”.  По  этому  закону
государственным  внутренним  долгом  РФ  являются   долговые   обязательства
Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими  и  физическими
лицами,  если  иное  не  установлено  законодательными   актами   Российской
Федерации.  Долговые  обязательства   бывшего   Союза   ССР   включаются   в
государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.
       Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых  лет
и  вновь  возникающей  задолженности.  Государственный  внутренний  долг  РФ
обеспечивается всеми активами,  находящимися  в  распоряжении  Правительства
РФ.
       Долговые обязательства РФ могут быть  в  форме  кредитов,  полученных
Правительством  РФ,  государственных  займов,   осуществляемых   посредством
выпуска  ценных  бумаг   от   имени   Правительств   РФ,   других   долговых
обязательств, гарантированных Правительством РФ.
       Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых  обязательств
РФ определяется Правительством РФ. Эта деятельность  называется  управлением
государственным долгом.
       Обслуживание государственного внутреннего долга Российской  Федерации
производится  Центральным  банком  РФ  и  его  учреждениями,  или  иное   не
установлено Правительством  РФ.  Обслуживание  государственного  внутреннего
долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых  обязательств
РФ, их погашению и выплате доходов в  виде  процентов  по  ним  или  в  иной
форме.
       Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента  “О
мерах по урегулированию  внутреннего  валютного  долга  бывшего  СССР”,  где
предусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физическим  лицам
осуществляется с 1  июля  1993  года  по  первому  требованию  клиентов  без
ограничения сумм выдачи в пределах средств, имеющихся на их счетах.
       Для обеспечения выплаты задолженности физическим лицам  -  резидентам
бывшего Союза ССР использовать : средства республиканского бюджета  РФ;  100
процентов  валютной  выручки,  направляемой  в  соответствии  с   отдельными
решениями Правительства  РФ  на  погашение  обязательств  перед  физическими
лицами; средства от реализации активов бывшего СССР, как  это  предусмотрено
пунктом   10   решения   Межгосударственного   совета   по   наблюдению   за
обслуживанием внешнего долга и использованием активов Союза ССР  от  28  мая
1992 года (протокол №11).
       Для  обеспечения  правопреемства  РФ  по  обязательствам  СССР  перед
российскими предприятиями, организациями, в том  числе  учреждениями  банка,
было  поручено  Минфину   РФ   совместно   с   Центральным   банком   РФ   и
Внешэкономбанком  переоформить   указанные   обязательства   путем   выпуска
государственных  облигаций  в  иностранной  валюте  на  следующих   основных
условиях: эмитент - Минфин РФ; валюта облигационного займа  -  доллары  США;
процентная ставка - 3 процента годовых; срок погашения облигаций - от  1  до
15 лет.
       Государство полностью берет  на  себя  ответственность  по  погашению
внутреннего  валютного  долга.  Нужно  иметь   в   виду,   что   государство
ответственно относится и ко всем другим своим долгам. Так,  уже  принимались
меры по восстановлению и защите вкладов населения  в  сберегательном  банке,
51  процент  акций  которого  принадлежит  государству.  Вопросы   погашения
внутреннего долга постоянно обсуждаются  в  Думе  и  в  конце  концов,  надо
надеяться, будут решены.


         Основы классификации государственных займов.

       Основными видами ценных бумаг по  государственному  кредиту  являются
государственные займы, государственные  казначейские  обязательства  (КО)  и
государственные краткосрочные обязательства (ГКО).
       В  целом  государственные  займы  могут  быть   классифицированы   по
следующим признакам:
      1.  По  срокам  действия  долговые  обязательства  РФ   могут   носить
         краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный  характер  (от  1
         года до 5 лет) и долгосрочный  (от  5  до  30  лет).  Все  долговые
         обязательства  РФ  погашаются  в  сроки  определяемые   конкретными
         условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
      2.  По  праву  эмиссии  они   делятся   на   выпускаемые   центральным
         правительством,   правительствами   национально-государственных   и
         административно-территориальных  образований  и  органам   местного
         самоуправления, если это будет предусмотрено законом.
      3. По  признаку  субъектов  -  держателей  ценных  бумаг  займы  могут
         подразделяться на :
           а) реализуемые только среди  населения.  Так,  специально     для
           населения был выпущен от 19 февраля 1992 года, который назывался
           о  государственном  внутренним  выигрышном  займе  1982  года  и
           выпуске российского выигрышного займа 1992 года”;
           б) реализуемые  только  среди  юридических  лиц.  Примером  может
           служить внутренний государственный валютный облигационный заем;
           в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди  населения.
           Примером может служить широко  обращающиеся  сейчас  ГКО  о  КО,
           которые государство намерено продавать не только коммерческим  и
           государственным структурам, но и населению.
      4. По форме выплаты доходов займы могут делиться на:
                а)    процентно-выигрышные,    где    владельцы     долговых
           обязательств процентного займа получают твердый  доход  ежегодно
           путем оплаты купонов или один  раз  при  погашении  займа  путем
           зачисления процента к начисленному номиналу  ценных  бумаг,  без
           ежегодных выплат.
          б)  выигрышные, где получатель получает доход в форме  выигрыша  в
           момент погашения облигации, доход выплачивается  только  по  тем
           облигациям, которые  попали  в  тиражи  выигрышей.  Кроме  того,
           бывают  займы  беспроигрышные.  Однако  они  сейчас  в   РФ   не
           выпускаются;
           в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату  доходов
           держателям облигаций или гарантируют получение  соответствующего
           товара,  спрос  на   который   в   момент   выпуска   займа   не
           удовлетворяется.
      5. Займы  могут  делиться  по  методам  размещения.  Они   делятся  на
         добровольные, размещаемые  по  подписке  и  принудительные.  Сейчас
         используются только добровольные займы.
            Принудительные  займы  применяются   только   в     тоталитарных
         государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным,  по
         этому также не применяются.
      6. По форме  займы  могут  быть  облигационными  и  безоблигационнами.
         Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг.
            Безоблигационные  займы  оформляются   подписанием   соглашения,
         договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых
         обязательств.
           Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных
         соглашениях,   где   оговаривается   уровень    процента,    валюта
         предоставления и погашения займа и другие условия.
           Внешние облигационные займы на  иностранных  денежных  рынках  от
         имени государства-заемщика  размещаются,  как  правило,  банковским
         консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.
      7. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок  погашения
         до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше  5  лет).
         Сейчас используются займы всех сроков  погашения.  Так  на  срок  3
         месяца был выпущен государственный заем  краткосрочных  бескупонных
         облигаций  не  основании  Постановления  Совета  Министров  РФ   от
         09.02.92.
           На 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный  заем
         1992 года - с 1 октября 1992 года по 1 октября 2002 года.
       На  Министерство  финансов  РФ  возложена  обязанность  изготовления,
хранения и рассылки облигаций государственных займов.
       На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных  бумаг.
Причем Центральный банк РФ производит первичную  реализацию  государственных
ценных  бумаг,   играющего   большую   роль   в   аккумуляции   государством
безинфляционных  денежных  средств.  Этот  рынок  так  важен,   что   Указом
Президента РФ от 27.02.1995 года. Комиссия по  ценным  бумагам  и  фондовому
рынку  при  Правительстве  РФ  приравнивается   по   правовому   статусу   к
федеральному министерству.
       Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции  по
размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате  долгов  в  виде
процентов по ним или в иной  форме,  т.е.  Центральный  банк  РФ  занимается
обслуживанием государственного внутреннего долга России.
       Затраты  по  размещению,  выплате  доходов   и   погашению   долговых
обязательств РФ осуществляются за счет федерального бюджета РФ.
       Контроль  за   состоянием   государственного   долга   осуществляется
представительными и исполнительными органами государственной власти.
       В соответствии с Законом “О  государственном  внутреннем  долге  РФ”.
Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года,  сведенья
о состоянии государственного  внутреннего  долга  за  предыдущий  финансовый
год.



                     Список литературы.
       Горбунова О.Н. “Финансовое право”, М.; Юристъ,1996



смотреть на рефераты похожие на "Понятие и значение государственного кредита "